Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћай€ ѕлисецка€

   /   

Maya Plisezkaya

   /
             
‘отографи€ ћай€ ѕлисецка€ (photo Maya Plisezkaya)
   

ƒень рождени€: 20.11.1925 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
ƒата смерти: 02.05.2015 года
ћесто смерти: ћюнхен, √ренада
¬озраст: 89 лет

√ражданство: –осси€, √ермани€
—оцсети:


Ѕиографи€

ѕрима-балерина, народна€ артистка ———–

¬ семье зубного врача ћихаила ћессерера, деда ћайи ѕлисецкой, было двенадцать детей, и все они, так или иначе, св€зали свою жизнь с балетом.

14.09.2006

Ќапример, јсаф ћессерер Ц виртуозный танцовщик и прекрасный педагог.

ћай€ ѕлисецка€ фотографи€
ћай€ ѕлисецка€ фотографи€

 олоритна€ внешность черноволосой –ахили ћихайловны, матери ѕлисецкой, во времена ¬еликого немого не могла не привлечь режиссеров, и ее несколько раз снимали в рол€хЕ узбекских женщин. ќтец будущей балерины, далекий от мира искусства, занимал вполне земные администраторские должности. ¬ 1932 году его назначили начальником угольных рудников на Ўпицбергене.  ак раз на этом суровом острове, на самоде€тельной сцене, и состо€лс€ дебют его маленькой дочери в опере ƒаргомыжского Ђ–усалкаї.  рошечна€ роль была исполнена блест€ще, и из дома навсегда ушел покой. ёна€ балеринка ни минуты не сидела на месте, импровизировала, пела, танцевала, исполн€€ все роли одновременно. » на семейном совете было решено: по возвращении в столицу отдать маленькую непоседу в хореографическое училище.

¬ 1934-м семь€ ѕлисецких приехала в отпуск в ћоскву, и ћайю определили в школу в класс бывшей солистки Ѕольшого театра ≈вгении ƒолинской.

ћайе было одиннадцать, когда отца исключили из партии и уволили с работы. ”тром 1 ма€ 1937 года в дом ввалились чекисты и увезли с собой ћихаила ѕлисецкого. ≈го расстрел€ли через год после ареста (о судьбе отца ћай€ ћихайловна узнала спуст€ много лет из справки о реабилитации). –ахиль, недавно родивша€ третьего ребенка, была заключена вместе с младенцем в Ѕутырскую тюрьму. ≈е арестовали пр€мо в Ѕольшом театре, во врем€ представлени€ Ђ—п€щей красавицыї, в которой танцевала —уламифь ћессерер Ц тетка маленькой ћайи. »менно она вз€ла в свой дом осиротевшую плем€нницу, а брата —ашу приютил јсаф ћессерер.

— тетей —уламифью отношени€ складывались непросто. — одной стороны, ѕлисецка€ об€зана ей очень многим: все-таки не попала в детдом, по-прежнему занималась любимым деломЕ — другой стороны, —уламифь ЂЕв расплату за добро каждый день, каждый день больно унижала мен€ї, Ц признавалась ћай€ ћихайловна.

√овор€т, в свое врем€ —уламифь захотела, чтобы ћай€ танцевала с ее сыном, артистом Ѕольшого театра ћихаилом ћессерером. Ќо ѕлисецка€ посчитала кузена недостаточно талантливымЕ

—тарани€ми стрелочницы на станции, под ноги которой –ахиль ѕлисецка€ выбросила записку из тюремного вагона, ее родственники узнали о ее местонахождении. ѕеред самой войной благодар€ хлопотам родных она вместе с маленьким сыном была возвращена из ссылки и тоже поселилась у —уламифи ћессерер (своей квартиры ѕлисецкие лишились).

21 июн€ 1941 года, накануне войны, ћай€ удачно дебютировала в выпускном концерте училища в сопровождении оркестра Ѕольшого театра на сцене его филиала.

Ћучшие дн€

ћари€ Ўарапова. Ѕиографи€
ѕосетило:41085
ћари€ Ўарапова
Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:12951
Ќиколай »льин
Ќадежда ћихалкова. Ѕиографи€
ѕосетило:9257
Ќадежда ћихалкова

Ѕлагодар€ заботам все тех же энергичных —уламифи и јсафа семье ѕлисецких удалось эвакуироватьс€ в —вердловск. ћай€ вместе с брать€ми выстаивала многокилометровые очереди за хлебом и картошкой. ÷елый год она прожила без балетного станка. Ќо знала, что зан€ти€ в училище продолжаютс€, и мысли об этом очень тревожили ее. ≈й пошел семнадцатый год, и больше медлить было нельз€: еще немного, и с балетом можно будет распрощатьс€. » тогда она решилась на отча€нный поступок: без согласи€ матери и без пропуска пробралась в ћоскву и была прин€та в выпускной класс училища. Ќаградой за преданность балету стала п€терка на экзамене весной 1943 года и зачисление в труппу Ѕольшого театра. ѕоскольку основна€ масса артистов театра находилась в эвакуации, в труппу вз€ли всех выпускников. ƒобра€ их половина попала в кордебалет и Ђзастр€лаї там на всю жизньЕ

ƒл€ того, чтобы не тер€ть формы, юна€ балерина стала участвовать во всех мыслимых и немыслимых концертах. ѕочти все концертные и клубные сцены обошла ѕлисецка€, отвод€ душу в сольных парти€х.

¬первые успех пришел к ней в ЂЎопенианеї, где она танцевала мазурку.  аждый прыжок ѕлисецкой, в котором она на мгновение зависала в воздухе, вызывал гром аплодисментов. Ќа следующие спектакли ЂЎопенианыї кое-кто из балетоманов уже шел специально Ђна ѕлисецкуюї. ќднажды после спектакл€ к ней подошла знаменита€ ¬аганова.

Ђƒо встречи с јгриппиной яковлевной, Ц признавалась позже ѕлисецка€, Ц € любила только танцевать, а трудитьс€ совсем не любила. “еперь € стала понимать, каким увлекательным, интересным, творческим может быть упорный ежедневный труд балериныї.

¬ стране началась кампани€ Ђпо выдвижению молодежиї. —тупенька за ступенькой поднималась ѕлисецка€ к своим главным парти€м. ¬ балете Ђ—п€ща€ красавицаї была феей —ирени, феей ¬иолант и наконец Ц јвророй. ¬ Ђƒон  ихотеї перетанцевала почти все женские партии, но блистательно исполненна€ роль  итри стала открытием в исполнительском искусстве. — тех самых пор стиль ее исполнени€ стал общеприн€тым каноном...

— первых шагов на сцене про€вилась ее €рка€ индивидуальность Ц необыкновенна€ выразительность, страстность, динамика танца. Ѕольшой победой стала парти€ ќдетты-ќдиллии: добро и зло, любовь и коварство, благородство и низменность характера представали в двух образах, созданных балериной. ƒвижени€ необыкновенно гибких рук, корпуса создавали иллюзию трепета крыльев, плывущего лебед€, превращени€ девушки в птицу.

ќдетта в исполнении ћайи ѕлисецкой со временем станет мировой легендой. ≈е руки в ЂЋебедином озереї сравнивали с зыбью воды, с переливающимис€ волнами, с изгибами лебединых крыльев.

 ритик парижской газеты Ђ‘игарої увер€л, что она делает это Ђне по-человеческиї и что, Ђкогда ѕлисецка€ начинает волнообразные движени€ своих рук, уже больше не знаешь Ц руки это или крыль€, или руки ее переход€т в движени€ волн, по которым уплывает лебедьї.

Ўедевром в исполнении ѕлисецкой стал и Ђ”мирающий лебедьї —ен-—анса, поставленный еще ‘окиным дл€ великой јнны ѕавловой.

¬ 1953 году балерина стала Ђневыезднойї: Ђмешалиї репрессированный отец и родственники за границей. ѕарадокс состо€л в том, что всех именитых иностранных гостей непременно вели на ЂЋебединое озерої с ѕлисецкой в главной партии, но из страны ее никуда не выпускали. “еатр пробовал вступитьс€ за нее, коллективное письмо в защиту балерины ѕлисецкой подписали √алина ”ланова, дирижер ‘айер. ќно не возымело действи€Е

Ќо времена изменились. ¬ но€бре 1962 года Ѕольшой театр приехал в ¬ашингтон. ѕо случаю его выступлени€ советский посол дал прием, который почтил своим вниманием брат президента —Ўј, политик и де€тель ƒемократической партии –оберт  еннеди. ƒипломат лично представил ему ћайю ѕлисецкую. ј так как знаменита€ балерина знала по-английски всего несколько слов, он также служил переводчиком в коротком разговоре. Ђя вас тоже знаю. ¬ журнале Ђјмерикаї € прочитала, что вы родились в но€бре 1925 года. я тоже. ј вы в какой день?ї

“ак вспоминала ћай€ ћихайловна ту встречу спуст€ много лет. ¬ы€снилось, что они с –обертом родились в один день и год. ”тром 20 но€бр€ ее разбудил стук в двери гостиничного номера. ѕосланец принес балерине букет белых роз и элегантную коробочку, перев€занную широкой ленточкой. Ќа бархатной подушечке покоилс€ великолепный золотой браслет с двум€ подвесками. Ќа этом сюрпризы не закончились. Ќемного позже  еннеди позвонил лично. ћай€ ћихайловна понимала его с трудом и мучительно искала в пам€ти несколько известных ей английских словЕ ѕо пути на репетицию она столкнулась с очередным посланцем –оберта, который принес ей коробку вина.

„ерез год, в очередной день рождени€ балерины, заместитель премьера ———– јнастас ћико€н, только что вернувшийс€ из јмерики, привез ѕлисецкой букет искусно выполненных фарфоровых гвоздик.

Ђ”же стало традицией, что –оберт  еннеди и € старались ближе к этой дате найти оказию, чтобы поздравить друг другаї, Ц признавалась ћай€ ћихайловна.

¬о врем€ следующей встречи они обн€лись и поцеловались, как старые знакомые. Ќа следующий день после ланча  еннеди повел ее осматривать Ќью-…орк, купил ей в подарокЕ будильник в знаменитом магазине Ђ“иффаниї Ц €вный намек на ее опоздание на встречуЕ

≈ще пару раз  еннеди забегал в театр, когда там танцевала ћай€ ѕлисецка€. ≈й намекали, что он слыл записным донжуаном. Ђ„то это было? Ц рассуждала балерина спуст€ много лет. Ц ‘лирт не флирт. »гра не игра. «ов не зовЕ „то-то нас взаимно влекло друг к другуЕ ћы были друг другу интересныї.

Е¬о врем€ очередного визита Ѕольшого театра в Ќью-…орк (шел 1968 год) ћайе и –оберту встретитьс€ не довелось. ќн позвонил ей в гостиницу и сказал, что отправл€етс€ в предвыборную поездку по нескольким штатам. ѕросил, чтобы она оставила дл€ него вечер 11 июн€. ј 5 июн€ на него было совершено покушение в Ћос-јнджелесе. „ерез день американский друг ћайи ѕлисецкой скончалс€Е

” советской прима-балерины в этот день был назначен концерт в Ђћетрополитен-операї. Ќа афише значилась Ђ—п€ща€ красавицаї. ѕеред подн€тием занавеса представитель дирекции театра сообщил публике: Ђ¬ знак траура по –оберту  еннеди, в честь его пам€ти, ћай€ ѕлисецка€ станцует Ђ”мирающего лебед€ї. ¬есь зал в едином порыве встал.

Еќткрывать новое Ц ее всегдашн€€, может быть, главна€ страсть.  огда-то, в конце 1960-х, она несмотр€ ни на что добилась своего Ц станцевала  армен в Ѕольшом, и это стало событием в мире хореографии. Ѕалет Ђ армен-сюитаї поставлен дл€ ѕлисецкой јльберто јлонсо. ћуж блистательной ћайи, композитор –одион ўедрин, оригинально обработал бессмертную музыку ∆. Ѕизе.

¬ успехе Ђ арменї сомневались многие, в том числе √алина ”ланова. ƒаже ƒмитрий Ўостакович не решилс€ вступить в рискованное предпри€тие: ЂЋучше Ѕизе не напишешь. я боюсь Ѕизеї. ќтказалс€ и јрам ’ачатур€нЕ ќставалс€ тот композитор, который жил в одном доме с балериной Ц –одион ўедрин. » тогда он выбрал жанр транскрипцииЕ — тех пор Ђ армен-сюитаї едва ли не так же попул€рна в мире, как сама опера Ђ арменї.

ѕознакомившись в гост€х у Ћили Ѕрик, композитор и балерина вроде бы не слишком заинтересовались друг другом (может, отпугнула разница в возрасте? ¬ данном случае на семь лет старше оказалась ѕлисецка€), но через три года стали встречатьс€, провели вместе отпуск в  арелии.

Ђя был очень настойчивым, Ц подчеркивает ўедрин, Ц когда мужчине нравитс€ женщина, его мало что может удержать. » ћай€ ответила мне взаимностьюї.

¬ окт€бре 1958 года они поженились. —вадебным подарком от матери €вилась выхлопотанна€ двухкомнатна€ квартира на  утузовском проспекте.

Ђќн продлил мою творческую жизнь по крайней мере на двадцать п€ть летї, Ц говорит ѕлисецка€ о своем муже.

»м никогда не было скучно друг с другом.

Ќесмотр€ на протесты ўедрина, ћай€ ћихайловна в свое врем€ не решилась родить ребенка и бросить сцену. Ѕалет вновь победилЕ

ЂЅалет предусматривает помимо всего прочего замечательное телосложение и отличную физическую форму, Ц оправдывает ее сегодн€ –одион ўедрин. Ц ѕосле родов с любой женщиной происход€т революционные изменени€. ћногие балерины потер€ли свою профессиюЕї

¬ 1999 году на «ападе, а затем и в –оссии наделала шуму истори€ с самозваной дочерью ћайи ѕлисецкой. »зраильт€нка ёли€ √лаговска€ рассказала лондонскому собкору Ђћосковского комсомольцаї душещипательную историю про то, как в 1976 году почти одновременно в ленинградском роддоме оказались две женщины: ћай€ ѕлисецка€ и Ћюдмила √лаговска€, жена чекиста. ћладенец чекиста родилс€ мертвым, и он по договоренности с врачами и ѕлисецкой €кобы тайно вз€л себе ребенка балерины.

Ѕорис √лаговский совершил, по словам ёлии, подмену младенцев, не поставив жену в известность. Ѕолее того, он будто бы приказал врачам скрыть от нее факт смерти ребенка. ёли€ утверждала также, что ее приемный отец приходитс€ ћайе ћихайловне каким-то дальним родственником по отцовской линии. ќн был приставлен присматривать за артистами Ѕольшого театра. (ѕо предположению же тетки ѕлисецкой —уламифи ћессерер, насто€щим отцом ёлии €вл€етс€ художник Ѕольшого театра ¬алерий Ћевенталь.)

¬ 1990 году, когда ёле исполнилось четырнадцать, она с приемными родител€ми, которые к тому времени уже были в разводе, эмигрировала в »зраиль, где позже поступила в академию танца учитьс€ балету. Ќадо признать, что внешне юна€ √лаговска€ действительно очень похожа на знаменитую балеринуЕ

ѕосле того как отец рассказал дочери эту историю, ёл€ стала искать встречи с ћайей ћихайловной. Ёто ей удалось, несколько раз они виделись и даже общались. ѕлисецка€ неохотно шла на контакт и вс€чески уходила от разговоров. “огда ёли€ √лаговска€ вышла на —уламифь ћихайловну ћессерер, доживавшую свой век в Ћондоне, и по ее приглашению приехала в гости.

ƒело кончилось тем, что ћай€ ѕлисецка€ подала на газету в суд. ќсобое неудовольствие вызвал тот факт, что материал был перепечатан многими издани€ми за рубежом, ретранслирован телевидением и радиовещанием, помещен в »нтернете.

ЕЌа приеме после вручени€ орденов ѕочетного легиона кто-то из сто€вших р€дом с ћайей ѕлисецкой удивленно поинтересовалс€: Ђј € думал, что этот орден вручают только борцам —опротивлени€ї. Ќа что балерина отпарировала: Ђј € только и делаю, что всю жизнь борюсьї.

¬ообще журналисты отмечают, что во ‘ранции ѕлисецкую просто боготвор€т. ћай€ ћихайловна Ц дважды орденоносец этой страны, получила орден ѕочетного легиона и орден –ыцар€ искусства и литературы.

—егодн€ она предпочитает большую часть времени жить за границей.

ЂЋюди должны жить так, как живут на «ападе, то есть нормально жить, нормально работать, зарабатывать деньги, Ц говорит ћай€ ћихайловна. Ц ƒл€ мен€ правильный образ жизни Ц в јмерике и еще больше в √ермании, где все логично, где законы работают на то, чтобы человек жил спокойно и хорошої.

‘еерическое шоу на тему Ђћода от 1950 годов до XXI векаї Ц совместное предпри€тие ћайи ѕлисецкой и ее давнего друга и творческого партнера ѕьера  ардена, автора лучших сценических (и не только сценических) костюмов балерины. — мэтром моды ѕлисецка€ познакомилась давно, еще в 1971 году, когда танцевала на юге ‘ранции в јвиньоне.

Ђ арден сделал мне много бесценных костюмов и ни разу не попросил денегї, Ц удивл€етс€ ћай€ ћихайловна.

Ќа все вопросы о том, как удаетс€ ей так молодо и хорошо выгл€деть, знаменита€ балерина отвечает:

Ђƒиета одна Ц ничего не жрать. ƒругих способов выгл€деть хорошо люди еще не придумалиї.

ЕЋюбопытна€ информаци€ промелькнула не так давно в прессе. ≈сли верить социологическим исследовани€м компании –ќћ»– Ђ∆изнь в ћоскве глазами иностранцаї, то Ђиз наиболее запомнившихс€ театральных событий последних лет иностранцам удалось восстановить в пам€ти только празднование юбиле€ ћайи ѕлисецкойї.

ћай€ ѕлисецка€,
Elena 18.02.2009 07:50:43
—ильна€ и прекрасна€ женщина!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ƒруга€ теори€ Ёйнштейна
ѕосетило:102604
јльберт Ёйнштейн
¬ениамин јлександров. Ѕиографи€
ѕосетило:11071
¬ениамин јлександров
ћари€ Ўарапова. Ѕиографи€
ѕосетило:41085
ћари€ Ўарапова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru