Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јнна ѕавлова

   /   

Anna Pavlova

   /
             
‘отографи€ јнна ѕавлова (photo Anna Pavlova)
   

ƒень рождени€: 12.02.1881 года
ћесто рождени€: д. Ћигово (под ѕетербургом), –осси€
ƒата смерти: 23.01.1931 года
ћесто смерти: √аага, Ќидерланды
¬озраст: 49 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


јнна ѕавлова: “анцующий бриллиант или ожившее вдохновение

–усска€ артистка балета

ќ подлинной жизни ее известно мало. ќна сама написала прекрасную книгу, но книга эта больше касалась трепетных и €рких секретов ее искусства, в котором было много импровизации, чем самой ее биографии. ≈е муж и импрессарио ¬иктор ƒандре тоже написал о ней прекрасную и выразительную книгу, где трепетал отблеск живого чувства и боль сердца, ошеломленного внезапной потерей дорогого и любимого существа. Ќо и эта книга Ц лишь малый штрих к тому загадочному, что было, сверкало, переливалось в јнне ѕавловой, что было самою ее сутью, ее дыханием, - ¬дохновение, что жило во всей ее творческой натуре! ќ ее пути сложилось много легенд.

23.01.2020

Ѕыстротечное врем€ всегда безжалостно к прекрасному в любых его формах и видах: краски на картине с годами блекнут и стираютс€, слова в старинных книгах бесследно исчезают в омуте беспам€тности новых поколений. Ќо всего безжалостнее врем€ к прекрасному в танце, в искусстве движений, жестов, мимики..

јнна ѕавлова фотографи€
јнна ѕавлова фотографи€

¬ одном из древних мифов €рко и живо описываютс€ страдани€ юной девушки, котора€ хотела сделать свой танец живущим вечно, поскольку это было то, единственное, в чем она была неподражаема, единственное, что умела! ƒень и ночь не отходила искусна€ танцовщица от св€тилища в храме, простира€ руки к св€щенному огню.



», наконец, смилостивившись, сама ѕовелительница муз с улыбкою ответила на ее жаркие мольбы, что это возможно будет лишь в том случае, если девушка вложит в танец свою душу. », возможно, тогда она и сама станет ћузой танца!

јнна ѕавлова фотографи€
јнна ѕавлова фотографи€

____________________________________________

Ќе знаю уж, что там было далее, в присказке - легенде, но 12 феврал€ 1881 года, в ѕетербурге родилось хрупкое создание, которому под силу стало именно таким образом обессмертить искусство движени€, танца, искусство балета. «вали создание - јнна ѕавлова.

јнна ѕавлова фотографи€
јнна ѕавлова фотографи€

ќ подлинной жизни ее известно мало. ќна сама написала прекрасную книгу, но книга эта больше касалась трепетных и €рких секретов ее искусства, в котором было много импровизации, чем самой ее биографии. ≈е муж и импрессарио ¬иктор ƒандре тоже написал о ней прекрасную и выразительную книгу, где трепетал отблеск живого чувства и боль сердца, ошеломленного внезапной потерей дорогого и любимого существа. Ќо и эта книга Ц лишь малый штрих к тому загадочному, что было, сверкало, переливалось в јнне ѕавловой, что было самою ее сутью, ее дыханием, - ¬дохновение, что жило во всей ее творческой натуре! ќ ее пути сложилось много легенд. Ќачиналось все с самой первой: о рождении в семье петербургской прачки Ћюбовь ‘едоровны ѕавловой и отставного солдата ћатве€ ( кроме имени о бедном отце неизвестно ничего!) маленькой хрупкой семимес€чной девочки, котора€ едва выжила, и то лишь потому, что заботлива€ бабушка кутала ее на прот€жении нескольких мес€цев в теплую вату и поила молоком из рожка.

Ќо легенда это странно опровергаетс€ последующими штрихами биографии ѕавловой: бабушка јнечки имела двухэтажную дачу в Ћигово Ц аристократическое дачное предместье северной столицы, где селилась на летние сезоны театральна€ и артистическа€ богема, аристократы и разбогатевшие чиновники; театральные представлени€ в ћариинском, на которые водила јнечку мать и, наконец, год учебы в императорском балетном училище, за который тоже нужно было заплатить немалые деньги. ¬се это делал насто€щий отец девочки Ц богатый купец второй гильдии Ћазарь ѕол€ков. ћаленькую јнечку ѕавлову, несмотр€ на оплату, придирчивые педагоги с трудом прин€ли в балетный класс: у нее была сгорбленна€ спина, малокровие. „асто повышалась температура, девочка кашл€ла, вообщем, была чересчур хрупка, как нежный цветок, вовсе не дл€ суровой школы балета.

јнна ѕавлова фотографи€
јнна ѕавлова фотографи€

ѕедагоги сдались только на ее усиленные просьбы. ќна кружилась в детском вальсе и умол€ла строгую комиссию уже не словами, нет, а жестами, мимикой, всем своим маленьким детским тельцем, всем существом.

—едоусый строгий ћариус ѕетипа несколько раз пристально погл€дев на нее, наконец произнес какие то слова вполголоса, по Ц французски, и щелкнул пальцами.

јнна ѕавлова фотографи€
јнна ѕавлова фотографи€

 омисси€ перегл€нулась и вынесла положительный вердикт, хот€ и пожимали педагоги плечами: при чем здесь Ђѕушинка, легкость, ветер?!ї Ќо Ђбогу танцаї перечить никто не посмел.

Ћучшие дн€

¬италий —оломин - Ёлементарно, ¬атсон!
ѕосетило:37604
¬италий —оломин
јйседора ƒункан: 'я начала танцевать в утробе матери'
ѕосетило:7564
јйседора ƒункан
 сени€ √алецка€. Ѕиографи€
ѕосетило:290
 сени€ √алецка€

÷елое лето перед поступлением люб€ща€ бабушка отпаивала јнечку парным молоком и откармливала блинчиками. ƒевочка отча€нно бо€лась потолстеть и упорно ист€зала себ€ ходьбой на кончиках пальцев: по росистой траве, лугу, натертому воском паркету.

ќна ходила, танцу€, танцу€ готовилась ко сну, и просыпалась утром уже внутренне готова€ к танцу, настроенна€ на него. ќна мечтала быть такою же, как сказочна€ принцесса јврора из Ђ—п€щей красавицыї и порхать бабочкою по сцене с малиновым бархатным занавесом, что из того, что пальцы могут быть сбиты в кровь?! ≈е ничто не пугало.

јнна ѕавлова фотографи€
јнна ѕавлова фотографи€

¬ училище јнечке было трудно не только оттого, что ученицы часто сме€лись над ее осанкою и дали ей обидное прозвище : Ђ Ўвабраї. ќна по характеру и вообще Ц то была весьма замкнута и трудно сходилась с людьми. ѕредпочитала в редкие свободные часы сидеть на широком подоконнике с книгою в руках или чертить карандашом в альбоме. —лушать в музыкальной комнате, как кто либо из учениц играет на ро€ле.«аниматьс€ €зыками или историей.

Ќи рисунков, ни записей, ни нотных тетрадей, ни любимых своих книг јнечка никому не показывала. “олько иногда беззвучно плакала во сне.

¬се же, как ни странно, строга€ дисциплина балетного училища, от которой другие девочки просто стонали, как то помогала ѕавловой забытьс€ и преодолеть тоску по дому и близким. ќна была любимою ученицей первых своих педагогов: јлександра јлександровича ќблакова, в прошлом - характерного танцовщика, - и ≈катерины ќттовны ¬азем.

—трога€ ¬азем всегда особо выдел€ла ѕавлову Ц черноглазую, худенькую, особо беспокоилась за нее,настаивала на том, чтобы она пила рыбий жир, и была очень требовательна в балетной технике Ц добивалась от ученицы твердой постановки ног Ц п€тки в вывороченном положении, с выт€нутыми носками, и Ђговор€щиеї руки Ц плавные, м€гкие движени€, в такт звукам музыки, что требовало большого внимани€ , но јнечка легко с этими требовани€ми справл€лась: ее слух был абсолютным.

«ан€ти€ в балетных и учебных классах длились по восемь с лишним часов в день.

¬ставали в восемь утра, по звуку медного колокола.

ќбливани€ холодной водой, об€зательна€ молитва, завтрак. ”же в дев€ть утра начиналс€ первый урок танца.

¬ двенадцать часов дн€ у воспитанников был второй завтрак Ц кофе с белыми сухар€ми, затем Ц прогулка на свежем воздухе около часа. ѕосле Ц снова учеба, но уже - в образовательном классе. ¬ четыре пополудни Ц обед. ѕосле него - уроки музыки, репетиции, дополнительные зан€ти€ хореографией, особенно, если предсто€л императорский спектакль, с посещением театра особами царской фамилии.

¬ дев€ть вечера звонил колокол, начиналась подготовка ко сну, а в половине дес€того все должны были быть в постел€х. “ак было изо дн€ в день, с редким разнообразием рождественских и пасхальных каникул, когда воспитанницы и воспитанники разъезжались по домам. » девочки и мальчики занимались всегда отдельно, только зан€ти€ хореографией велись общие, но во врем€ их учащимс€ категорически запрещалось говорить друг с другом. ѕриходилось усердно осваивать мимику жестов и €зык взгл€дов. ќсобо живые и темпераментные ученицы, такие, как ћалечка  шесинска€, сердились на такое Ђпуританское воспитаниеї, иногда шутливо жаловались родным, но јнечка ѕавлова, неизменно погруженна€ в себ€, как то легко, непринужденно переносила все т€готы запрета, ведь ни с чем несравнима была дл€ нее радость танца, в котором она могла подчинить себе не только свое собственное тело гибкое и грациозное, но и дыхание зрительного зала. ќно тоже становилось подвластным ей!

”же со второго года обучени€ маленька€ ѕавлова познала это несказанное волшебство большой сцены, секрет ее магии, нередко участву€ в вечерних спектакл€х, небольших девертисментах и вставных номерах Ц вариаци€х, которые были столь модными в балете.

ќна тогда не блистала и слишком виртуозной техникой, той, которой с ходу покор€ли публику  арлотта √риззи, ѕьетра Ћень€ни, “амара  расавина, ћатильда  шесинска€, ќльга ѕреображенска€.. ќ, нет, техника бега на пальцах ее была не очень точна, и крутить тридцать два фуэте она тоже не могла столь темпераментно и живо, как это делала ее соученица, темноглаза€ ћалечка , но в прыжках, арабесках, адажио, атитюдах, во всем тонком, романтическом, из€щном, подвижном рисунке танца, который часто горел вдохновенной, совершенно неповторимой импровизацией, было столько огн€, жизни, столько трепета, что к этому невозможно было остатьс€ равнодушным, и в этом маленькой, хрупкой ѕавловой не было равных!

¬ыпускной спектакль застенчивой молчуньи јнечки ѕавловой был дл€ нее и первым в качестве корифейки Ц то есть посто€нной танцовщицы в составе труппы императорского театра. ѕремьера его состо€лась на сцене ћариинского театра 11 апрел€ 1899 года. Ќазывалс€ этот одноактный балет Ђћнимые дриадыї и был больше похож на огромный концертный номер с вариаци€ми, танцами и адажио из разных балетов, стройно объединенных увертюрой в стиле восемнадцатого столети€.

ѕрошел маленький из€щный спектакль столь гладко, рисунок танцев всех выпускниц был столь безукоризнен что класс ѕавловой получил тотчас право открытого девертисмента на сцене ћариинского Ц то есть выпускники 1899 года могли участвовать ежевечерне в каждом из балетных спектаклей знаменитого театра!

Ёто было лестно ученикам, но преждле всего - это был большой успех главного балетмейстера ћариуса »вановича ѕетипа и педагогов училища, особенно же - ѕавла јндреевича √ердта, у которого последние два года усердно учились ѕавлова,  расавина и  шесинска€.

¬ступив на службу на сцене »мператорского театра раннею весною 1899 года, уже 19 сент€бр€ того же года корифейка јнна ѕавловна* (*дл€ благозвучи€ на сцене было изменено ее отчество Ц автор.) ѕавлова успешно танцует небольшую партию в балете Ђ“щетна€ предосторожностьї, затем получает сольные партии в балетах: Ђ—п€ща€ красавицаї (феи  андиды), ЂЁсмеральдаї, Ђ∆изельї (роль «юльмы) в хореографии ћ. ѕетипа.

≈е выступлени€ сразу заметили и театральные критики и избалованна€ публика,

ѕавлова обладала редкою и счастливою способностью дл€ артистки: брать все лучшее из того, чему она столь напр€женно и долго училась, соедин€ть, сплавл€ть все вз€тое вместе и привносить в полученный рисунок танца что то свое, свою божию искру, свою индивидуальность, скрытый пламень своей хрупкой и ранимой души.

≈сли это казалось ей необходимым, естественным, она не бо€лась даже нарушить традиции балетного искусства, усто€вшиес€, вековые. “ак, репетиру€ большую роль в Ђ “щетной предосторожностиї, ѕавлова вз€ла на себ€ смелость и предложила ѕетипа заменить об€зательную в те времена дл€ балерин короткую юбочку - кринолин на свободную романтическую юбку - тунику ниже щиколотки в духе знаменитой ћарии “альони. ѕридирчивый профессор ћариус несколько раз внимательно взгл€нул на танец ѕавловой в новой, ниспадающей складками тунике, покачал головой.. и отдал распор€жение сменить костюмы в спектакле. ѕавлова позже, в своей знаменитой книге, писала, объ€сн€€ столь непон€тный, эпатажный Ђшаг назадї в истории искусства балетного костюма:

Ђ я была перва€ в русском балете, эмансипировавша€ от тю Ц тю,( так называлась юбочка Ц кринолин, не путать с юбкой Ц пачкой! Ц автор.) к большой досаде любителей традиционного балетного искусства. Ёто было смелостью с моей стороны Ц обычай не допускал никаких вольностей с юбкой, еще со времен самой знаменитой  амарго, любимицы ¬ольтера!

 онечно, юбка Ц кринолин была, безусловно, академическим достижением танца: становились свободны ноги, видна была вс€ безукоризненна€ техника балерины.. Ќо танец в кринолине постепенно стал как бы чересчур правильным, академически аккуратным, превращалс€ в школьный. ¬се движени€ в нем заранее точны, определенны. ѕодчинитьс€ движению неожиданного вдохновени€ невозможно..ї

ј неожиданное вдохновение как раз было самой сутью таланта јнны ѕавловой!

»м, Ѕожественным ¬дохновением она сжигала себ€, как на жертвенном огне.

Ётот ƒар ¬дохновени€, мгновенный и летучий хорошо чувствовал и улавливал в ней и ћариус ѕетипа и ѕавел √ердт и ћихаил ‘окин, в паре с которым она выступала много лет, и который поставил дл€ нее ее бессмертного ЂЋебед€ї и Ђ—трекозуїЕ

„асто, несмотр€ на просьбы педагогов и партнеров, она никак не могла повторить р€д блистательных па, которые на ходу придумывала во врем€ своих репетиций и зан€тий. ќна в изнеможении падала на стул, и говорила , уставившись на потр€сенного ее блистательной импровизацией ѕетипа: Ђћариус »ванович, милый, € так больше не могу! ƒавайте, € попробую по - другому?ї ќна вскакивала, порхала мотыльком, пробовала еще и еще, и каждый раз это была нова€ лавина движений, фейерверк, огненный всплеск, какой то Ђпортретї ƒуши,на мгновение выгл€нувшей из глубин ее хрупкого, невесомого тела !

–исунок ее танца никогда не повтор€лс€!

≈й, как педагогу, потом чрезвычайно трудно было иметь учениц, потому что они никогда не могли в точности повторить тех ее танцевальных движений, которые она и сама могла не помнить через секунду Ц другую. Ќа все Ђнеумени€ї учениц она мгновенно раздражалась, вспыхивала, сердилась, тут же понимала что это бессмысленно, виновато улыбалась, обнимала провинившихс€, и начинала свой урок заново, все и всем терпеливо объ€сн€€ и показыва€, но рисунок танца был ужеЕ неповторимо другим.

ќдна из ее подруг и преданных последовательниц, Ќаталь€ ¬ладимировна “руханова позже вспоминала с искренней горечью:

Ђ ак мне всегда было жаль, что € не могла зарисовать ее “анца! Ёто было что - то неповторимое. ќна просто жила в нем, иначе не скажешь. ќна была самой ƒушою “анца. “олько вот вр€д ли ƒуша выразима словами..!ї

¬прочем, студи€, ученики, классы, уроки, бела€ палка станка, белый ро€ль, - все это было много позже, уже в заграничном житье - бытье балетной звезды, после 1911 года, а пока јнна ѕавлова продолжала много выступать на ѕетербургской сцене и все чаще знатоки балетного искусства рукоплескали ей и называли ее Ђнаследницей романтической школы балета, зеркалом бессмертной ћарии “альониї.

¬ 1902 году она получила звание второй солистки, в 1905, м€тежном - балерины.

Ѕлистательно, всегда с особым пылом танцевала ѕавлова на сцене ћариинки, в  иеве и ¬аршаве любимую свою Ќикию в ЂЅа€деркеї ѕетипа в паре с Ќижинским, и зрители с удивлением отмечали про себ€, что вид€т на сцене именно страдающую, трагически люб€щую, страстную индийскую девушку - танцовщицу а не некую балерину Ђгоспожу ѕавлову - вторуюї, как ее некоторое врем€ называли в театре.(Ѕыла еще и нека€, безвестна€ нам, ѕавлова Ц перва€! Ц автор.) Ђ∆изельї јдана была поставлена ћариусом »вановичем ѕетипа, по просьбе  шесинской, специально с тонким расчетом на ѕавлову, котора€ одна умела создавать на сцене Ђэфемерные, трагично Ц романтические, бестелесные создани€, будто пар€щие в воздухеї (ћ.  шесинска€. Ђ¬оспоминани€ї.) ƒуша, упоенна€ ии сраженна€ любовью, безраздельно царила в танце ѕавловой. —овершенство техники, уже освоенной, отступило на второй план.

ƒуша. Ёто было необычно, ново. Ёто - потр€сало. ѕриводило в восторг.

¬осторженно говорили о Ђновом дыхании русского балетаї. »скусственно - вычурна€ техника италь€нских балерин, ангажированныхс некогда ежегодно ѕетербургским театром, медленно отходила в прошлое. ¬ балетном танце все сильнее просыпалась и начинала властвовать ћаги€ чувств. “о, что неизменно прит€гивает и привораживает.

»з простой балерины Ц танцовщицы с заученными характерными па ѕавлова стремительно вырастает в великую артистку, истинную жрицу балетного искусства. Ќо продолжает прилежно, истово, словно новичок, учитьс€ у прославленного маэстро „еккети, у ≈вгении ѕавловны —околовой Ц старейшего педагога ћариинского. Ѕоитс€ хоть на несколько минут опоздать на репетицию, ќна балерина, блистающа€ в Ђ∆изелиї, и заставл€вша€ публику плакать, от танца с кинжалом в сцене безуми€ в роли простой деревенской девушки, легко краснела и смущалась от любой, малейшей похвалы или критического замечани€ ≈вгении ѕавловны —околовой, строго ставившей искусство на первое место, а все Ђприхотиї частной жизни - на второе. —околова считала, что така€ талантлива€ балерина, как ѕавлова, должна полностью посв€тить себ€ танцу, принес€ все в жертву лишь ему. ѕавлова словно впитала в себ€ жесткое кредо —околовой, словно и не замеча€ этой его мучительной жесткости. » никто никогда не узнал доподлинно, сколько страданий на самом деле принесло ей это, глубоко выстраданное ею, правило первостепенной жертвенности искусству!

ƒо изнеможени€ занималась ѕавлова в балетной студии, в своей новой петербургской квартире с окнами на замерзшую Ќеву, куда она перевезла мать и бабушку. »знурительные экзерсисы ее были бесконечными, казалось, что балерина не отдыхает, не спит, и напрочь забывает о едеЕ

Ќо нет, иногда она не забывала о небольших удовольстви€х и развлечени€х.

јнна, вообще, была порывиста, вспыльчива, импульсивна, экзальтированна, могла, например, внезапно приказать зат€нуть весь пол своей домашней студии, с огромным портретом ћарии “альони на стене, голубым бархатом, украсить цветами, и устроить в ней чаепитие дл€ своих подруг или учениц.

»ли же - за два часа до генеральной репетиции - уехать кататьс€ в сан€х на рысаках по заснеженному озеру. ћолниеносно проиграть крупную сумму денег в рулетку в ћонте Ц  арло, чтобы выручить впервые сделавшего ставку игрока Ц юнца. ѕодарить нищенке на улице платок со своего плеча или теплую муфту.

јнна до самозабвени€ любила природу и всюду, куда бы не приезжала, разводила хот€ бы маленький сад, парк, в которых вскоре беспечно щебетали €ркие птицы и дивно расцветали самые нежные и прихотливые растени€. ќбразец такого чудного Ђрайского уголка, устроенного руками балерины Ц ее дом в јйви - хауз, в Ћондоне, с прудами дл€ ручных лебедей и фламинго.

Ќо стоило ѕавловой хоть ненадолго покинуть обжитое место, как посаженные ею цветы начинали хиреть, заболевали и ув€дали до срока, словно от тоски по посадившей их легкой, люб€щей руке.

’арактер же самой јнны ѕавловны отнюдь не был легким, несмотр€ на всю ее воздушность и эфемерность, прит€гательную женственность служившую образцом дл€ многих

„еловека, которого она самозабвенно любила, который был ее самым преданным и гор€чим поклонником, верным импрессарио и весьма заботливым мужем, - хоть и тайным - с 1911 года ! Ц ¬иктора Ёммануиловича ƒандре, сына обрусевшего французского эммигранта, сенатора, надворного советника, члена петербургской городской думы, аристократа и успешного в те годы в –оссии коммерсанта, јнна ѕавловна много лет мучительно терзала бесконечными перепадами своего настроени€, молчаливой погруженностью в себ€, притворною холодностью и всепоглощающей преданностью своей лишь единственно —в€тому дл€ нее на свете Ц искусству, танцу, сцене, театру, балету, публике.

Ќо ƒандре, раз и навсегда ошеломленный ее талантом, (они повстречались у случайных знакомых зимою 1904 года - автор.) силою ее искусства, прощал ей многое, неизмеримо больше возможного в отношени€х мужчины и женщины, прощал ей почти все, ибо знал истинную цену сокровищам, которые таила в себе ее ƒуша гениальной артистки.

ѕерепады же настроени€ обожаемой им женщины , столь мучавшие всех окружающих ее, не исключа€ и матери, ƒандре всегда терпеливо объ€сн€л себе и всем вокруг грузом неверо€тного эмоционального напр€жени€, под гнетом которого она посто€нно жила.

≈е упорное самоист€зание в работе доходило до того, что ѕавлова выходила на сцену с температурою, совершенно больна€, даже и с раст€нутыми упражнени€ми св€зками, со сломанною ногой, как это было, например, во врем€ гастролий в —Ўј.

» представление шло всегда, как ни в чем не бывало, јнна ѕавловна танцевала в полную силу, счита€, что отменить спектакл€ из Ц за болезни артиста нельз€, ведь зритель пришел увидеть на сцене тот или иной образ, и он должен увидеть то, что ожидает, а внутренн€€ жизнь и драмы сердца артиста зрител€ никак не должны касатьс€! “анец, искусство, существуют помимо жизненных тревог, оно несет прекрасное, а прекрасное побеждает тлен и суетность!

¬ сущности, ѕавлова танцевала, как дышала, она не мыслила жизни без танца, и не умела ничего иного в жизни, кроме как Ц танцевать! ћудрое, гениально одаренное дит€, она интуитивно и горько знала, что, вообще, век тановщицы - недолог, что такое искусство всегда быстро и неблагодарно исчезает из пам€ти людейЕ Ѕыстрее чем живопись или литература, музыка или скульптура, увы!

», возможно, чутка€ к неизвестному гр€дущему балерина просто - напросто пыталась скрыть острое отча€ние от осознани€ мимолетности времени и жизни в этих, непон€тных на первый взгл€д, пугающих, неровност€х настроени€, капризах, вспышках гнева, мгновенном переходе от радости к слезам и Ц наоборот! ќна сама от неровности своей страдала невыразимо, ведь окруженна€ людьми и заботами любимого, все равно чувствовала себ€ непомерно одинокой! Ћишь в танце забываласьЕ.

¬ самосжигающем, сумасшедшем ритме своей работы, где почти никогда не оставалось места отдыху!

¬сего то и жил в ней, что неразгаданный в глубинах тонкой ƒуши подсознательный страх ухода времени - вечный спутник каждого истинно талантливого, творческого человека, к которому примешивалс€ еще и просто интуитивный страх женщины, бо€вшейс€ старости. ќчень красивой женщины. » очень сильной внутренне. » странно - беззащитной.  ак все таланты.

“ак просто. “ак легко. “ак пон€тно. “ак, по человечески, простительно. Ќо..

Ќо, увы, земные, нетворческие люди, посредственности, не лишенные подсознательной, усиленно скрытой - и оттого - то, особо живучей! - зависти, плотным кольцом окружавшие ѕавлову, где угодно, хоть на краю «емли, упорно считали ее эксцентричной, взбалмошной особой, немного Ђне в себеї, истово жалели преданного ƒандре, одарившего ее, Ђкапризную дивуї, трогательной заботой и опекой, то и дело крутили пальцем у виска при виде балерины, писали желчные мемуары, давали пространные непонимающие интервью в газетах - создавали канонический образ Ђневыносимого гени€ балетаї, одним словом!

» именно с их Ц то Ђлегкого пераї, от ѕавловой иногда поспешно, с осуждением, отворачивались знакомые, владельцы заграничных театров, артисты собственной труппы, предприимчивые импрессарио и даже сам —. ƒ€гилев, чьи Ђѕарижские сезоныї из Ц за недоразумений с оплатой, которые тот счел всего Ц навсего Ц Ђдамским капризомї, она должна была покинуть.

”вы! ћир страстей людских вечно мал и малоизменен, в могучем потоке времен, что тут можно поделать!

Ћишь Ђпреданный Victorї, - как звала его ѕавлова, - оставалс€ неизменно с нею, и, невзира€ ни на что, €ростно и вс€чески защищал тайную свою супругу и ¬озлюбленную от косых взгл€дов, не жале€ времени, все сильнее и сильнее погружалс€ в дела ее маленькой труппы, сначала в дес€ть, а потом и в шестьдес€т человек; распостран€л билеты, заключал контракты, нанимал артистов и костюмеров, договаривалс€ с дирекци€ми театров по всему миру о ее гастрол€х, тщательно подыскивал удобный дл€ нее дом на любом конце «емли, любовно обустраивал студии дл€ зан€тий, особенно, когда началась жизнь ѕавловой за границей, с того самого, знаменательного дл€ них обоих 1911 года!

ƒокучливым же до мелких сплетен людишкам сдержанный, из€щный аристократ, разорившийс€ коммерсант, - спасенный некогда любимой им артисткой от страшной долговой тюрьмы в –оссии только огромными кабальными и долголетними контрактами и бесконечными гастрол€ми по миру -, (* за неполных дес€ть лет, начина€ с 1911 по 1921 год, ѕавлова, по услови€м этих контрактов, объехала более двадцати стран мира и выступала в самых неподход€щих дл€ изысканного театрального танца услови€х: на открытой сцене, под дождем, на аренах цирка, в варьете! »стинную причину Ђбешеныхї турне ѕавловой мало кто знал и понимал. ѕриписывали все ее непомерной жажде славы и денег! Ц автор.) уже давно не пыталс€ ничего объ€сн€ть в ответ на всевозможные немые вопросы после очередной Ђдомашней истерикиї ѕавловой. ѕросто вздыхал и разводил руками.

¬ его душе жила одна тайна, которую простым обывател€м, было не так легко пон€ть. ќднажды, еще в –оссии, он увидел јнечку ѕавлову в танце, на сцене.

» тотчас почувствовал на своем лице дыхание √ени€. „ерез двадцать, тридцать и даже Ц п€тьдес€т! - лет он мог тонко, в подробност€х, описать каждый оттенок ее движени€ в том, давнем, танце, каждую складку ее туники, мимолетную складку лба, выражение огромных Ђваснецовскихї, глубоких глаз.Е

Ёто ли не чудо?! » надо ли было тут еще что Ц то по€сн€ть?! ≈й прощалось Ц всЄ. «а то что она - просто была —обою. » потом, она всегда так мило просила извиненийЕ

___________________________________________

≈му, ƒандре, мужу и импрессарио великой ѕавловой, бесспорно, жилось нелегко в ее тени, но эту свою жизнь, освещенную отраженным светом маленького, хрупкого, женственного √ени€ танца, он ни за что бы не промен€л ни на какую другую, ибо видел в ней истинный смысл Ц он ведь де€тельно помогал искренне Ћюбимому им человеку. ј многие ли из нас могут вот так похвастатьс€ обретенным, пусть и в зрелые уже годы, истинным смыслом существовани€? Ѕоюсь, что нет. —ознава€ значимость делаемого им, ƒандре перебарывал свою частую обиду, раздражение, усталость, глухую ревность к ћордкину, ‘окину, ћаркову, јльджебранову Ц партнерам јнны по танцу в труппе и Ц даже к самому главному своему сопернику: Ђмсье Ѕалетуї; и снова устраивал во врем€ гастролей все так, что пера на шл€пке ѕавловой не касалс€ и малейший ветерок мелочной житейской заботы.

Ѕалеринам в ее большой в те годы труппе всегда исправно выплачивались жалованье, больничные и отпуска, страховки и премии, Ђза счет администрацииї (т. е ѕавловой и ƒандре и сборов от спектаклей Ц автор.) приобретались многочисленные прекрасные костюмы и декорации, заказывались удобные номера в гостиницах и обговаривались все детали концертов, но, при всех сложност€х балетного бизнеса и неверо€тных перепети€х неудобной, нервной гастрольной жизни, ¬иктор ƒандре всегда и неизменно оставалс€ улыбчивым, подт€нутым галантным педантом с нафабренными усами и м€гким выражением задумчивых карих глазах, с неизменным обожанием следивших за каждым шагом обворожительной јнны ѕавловны. ќн, казалось, не видел никого в мире, кроме нее, а она Е..

≈й было срвсем некогда огл€дыватьс€ назад. ќна словно стремилась своим обворожительным танцем околдовать весь мир. ѕублика везде встречала ее оваци€ми. ¬от как писал о ней один из современников и многолетних партнеров по сцене, Ћаврентий Ќовиков:

Ђќба€ние ее личности было настолько велико, что в каком бы танце она не по€вл€лась, она производила на публику неизгладимое впечатление. Ётим до известной степени и объ€сн€лс€ тот факт, что ее репертуар состо€л из спектаклей, в которых не было ничего новаторского. ѕавлова не задавалась целью создать нечто сенсационное Ц онас сама была сенсацией, хот€ вр€д ли это сознавала.   чему бы она не стремилась, она все оживл€ла своим оба€нием и искренностью!ї

‘. Ћопухов, один из учеников балерины, вспоминал позднее:

Ђ ѕавлова Ц велика€ художница, потому что ее героини обладают кажда€ своей темой, говор€т по своему о жизни Ц тоскуют о ней или безгранично радуютс€, так, как это думает сама ѕавлова.  огда сейчас говор€т Ђѕавловаї, вспоминают Ђ”мирающего лебед€ї ћихаила ‘рокина, которого тот поставил лишь дл€ нее, с ее удивительной манерой выразительно передать русскую грусть Ц мечту. ¬ конце концов, их Ц лебед€ и ѕавлову Ц отождествл€ют. Ќапрасно! ѕавлова воспевала, радость больше, чем горе; тема счасть€, а не страдани€ была ее главной темой. ѕавлова про€вила себ€ как велика€ лирическа€ актриса, прежде всего. ≈сли искать сравнени€ в мире драгоценных камней, то ее следует признать истинным бриллиантом голубой воды!ї ¬осторги росли, а бриллиант голубой воды ничуть не мутнел с годами. ѕавлова оставалась все такой же требовательной, безжалостной к себе. »нтуитивно чувству€ дыхание нового времени она без устали искала свежие тропы в балетном искусстве, обновл€ла старые миниатюры, поставленные дл€ нее еще ћихаилом ‘окиным: ЂЎопениануї, Ђ—ильфидуї, Ђќсенние листь€ї, Ђћакиї.

»нтересовалась она и авангардным прит€гательным танцем талантливой американки јйседоры ƒункан, не раз приезжала к ней в студию, но сама продолжала неустанно пропагандировать неув€дающее искусство русского классического балета везде, где только могла и где хоть чуть Ц чуть позвол€ли услови€ быта!

—амозабвенно выступала ѕавлова в школах маленьких американских городков в далекой провинции, перед мексиканскими пастухами, жител€ми горных индийских деревушек. ћексиканцы бросали в знак восхищени€ к ее ногам свои сомбреро, индусы осыпали ее цветами лотоса, сдержанные шведы огромной молча провожали ее карету до самой гостиницы, после выступлени€ в  оролевском оперном театре, голландцы столь любили ее, что вывели особый сорт тюльпанов и назвали его Ђјнна ѕавловаї.

≈е странную жизнь в танце можно было бы назвать подвигом. “ак ее потом и назвали. Ќо она вовсе не воспринимала ее как подвиг. ќна просто жила. Ќе старела ни в сорок п€ть, ни в п€тьдес€т.

ќна словно готова была вечно танцевать вместе со своею труппой, обожавшей в ней все: стиль одежды, шл€пы, туфли, поведение, срывы, капризы, походку, манеру говорить и сме€тьс€ и трогательно оберегавшей ее, словно своего любимого звездного ребенкаЕ –ебенка. ќна им и была, ребенком, очарованным с детства балетом.

Ќе собиралась умирать, дл€ нее смерти не существовало, ведь она сумела остановить врем€ в из€щном беге по сцене, в медленном грациозном па своего неповторимого ЂЋебед€ї, в романтическом кружении прозрачной —ильфиды, в медленном танце грациозно - безумной ∆изели.

ƒаже уход€ навсегда, в хмурое утро 23 €нвар€ 1931 года, в жару и гор€чечном бреду неожиданной, и, казалось, пуст€чной инфлюэнцы, резко осложнившейс€ быстротечным воспалением легких, она не осознавала всей категоричности своего уходаЕ

¬ своем лихорадочно Ц пылком предсмертном воображении хрупка€ ѕавлова всего лишь готовилась к очередному выходу на сцену. .

≈е последние тихие слова в бреду были обращены к костюмеру собравшейс€ у постели труппы: Ђѕриготовьте мой костюм Ћебед€!ї ƒаже и к —мерти своей ¬елика€ балерина пришла Ц танцу€. ¬едь именно это, единственное в своей жизни дело јнна ѕавловна ѕавлова умела делать поистине блистательно!. ”вы, ничего другого, на взгл€д простых смертных, ей даровано Ќебесами не былоЕ

____________________________________________

P.S. я начала этот рассказ с маленькой волшебной легенды. «акончу же Ц в меру горькою былью.

¬иктор ƒандр вскоре после смерти обожаемой супруги основал клуб ее пам€ти, учредил танцевальный конкурс, собирал материалы дл€ музе€, написал книгу..  луб почитателей просуществовал лишь два года, труппа ѕавловой распалась еще раньше, конкурс благополучно провалили. ќт магии искусства хрупкой чаровницы балета не осталось почти ничего.  роме пары стоптанных пуантов в витрине музе€ в јйви Ц хауз Ц Ђƒоме, увитом плющомї ( перевод с англ.).

–азумеетс€, им€ јнны ѕавловой навсегда и прочно вошло в сокровищницу мирового искусства. Ётого никто никогда не оспаривал.

Ќо, все чаще, чита€ в многочисленной прессе о бесконечных перепети€х по вопросу перезахоронени€ урны с прахом ѕавловой на ее родине, в –оссии, в —анкт Ц ѕетербурге, слыша о судьбе ее дома Ц музе€, несколько раз едва не проданного с торгов на аукционе, натыка€сь глазами на банальные, категоричные суждени€ разных посредственностей, (р€д€щихс€ в маску всезнайства и талантливости!) о €вно Ђнеудавшихс€ї судьбе и творчестве гениальной Ђлирической актрисы, воздушного эльфа русского балетаї, будто бы и не оставившей миру ничего, кроме смутного воспоминани€ о своей Ђстервозностиї и бурных истериках и капризах, € безумно сожалею о том, что врем€ всегда безжалостнее всего относитс€ именно к самому прекрасному из искусств Ц танцу, этому непостижимому колдовству жестов, мимики, движений, шагов и плавных взлетов рук..

 онечно, € не могу увидеть воочию танца јнны ѕавловой, но вот странноЕ

ƒописыва€ эти строки, € словно слышу и ощущаю теплый трепет ее рук - крыльев умирающего лебед€, и вижу ее лицо. »з€щные черты, по Ц васнецовски глубокие, печальные глаза, орлиный профиль.ќно, это лицо, словно надвигаетс€ на мен€ откуда - то издалека, из тумана времен, приобрета€ все более €сные, отчетливые, теплые очертани€..

¬от интересно, а смогу ли € описать ћагию ее танца, увиденного вот так вот, на краткое мгновение, моею душой, моим внутренним взором, еще через какие - нибудь двадцать, тридцать, даст Ѕог Ц п€тьдес€т лет! - так же, живо, €рко и трепетно, как это делал когда то без пам€ти влюбленный в ѕавлову ¬иктор ƒандре?.. ”дастс€ ли мне тогда, через много лет, оп€ть все вспомнить и €сно представить?...

10-13 €нвар€ 2004 года.

© ћакаренко —ветлана.

Ј ƒанный очерк вовсе не €вл€етс€ полным вариантом биографии ј. ѕ. ѕавловой и написан на основе материалов личного книжного собрани€ и архива автора.

Ј ћоменты биографии героини материала не были ни в коей мере исправлены или как - либо изменены автором.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—ама€ высока€ в мире модель
ѕосетило:46798
 јмазон ≈ва
јлександр –ошаль. Ѕиографи€
ѕосетило:10652
јлександр –ошаль
Ћариса √узеева: √лавное женское достоинство Ц независимость
ѕосетило:9613
Ћариса √узеева

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru