Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»горь ћоисеев

   /   

Igor Moiseev

   /
             
‘отографи€ »горь ћоисеев (photo Igor Moiseev)
   

ƒень рождени€: 21.01.1906 года
ћесто рождени€:  иев, ”краина
ƒата смерти: 02.11.2007 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 101 год

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

Ѕалетмейстер, народный артист ———–

 огда лет через п€тнадцать € снова побывал в Ѕелоруссии, то обнаружил, что всюду танцуют мою "Ѕульбу". —прашиваю: откуда у вас этот танец? ћне отвечают: "ј он у нас всегда был". ’от€ все фольклористы подтверждали, что этот танец по€вилс€ в Ѕелоруссии после моей постановки. ≈сли твое творчество настолько признает народ, что считает его своим, - это ли не высша€ форма признани€!

22.10.2006

–одилс€ 21 €нвар€ 1906 года в  иеве. ќтец - ћоисеев јлександр ћихайлович. ћать - √рэн јнна јлександровна. —упруга - ћоисеева („агодаева) »рина јлексеевна. ƒочь - ћоисеева ќльга »горевна (1943 г. рожд.).

»горь ћоисеев фотографи€
»горь ћоисеев фотографи€

ћой отец был юристом. ќн принадлежал к обедневшему двор€нскому роду, а юридическое поприще, можно сказать, досталось ему по наследству от дедушки, который был мировым судьей. ¬еликолепно владе€ французским €зыком, отец часто бывал в ѕариже, где чувствовал себ€ в своей стихии. “ам он встретил и свою будущую жену, мою мать. ќна, полуфранцуженка, полурумынка, по профессии была модисткой. ¬скоре после знакомства мои родители уехали в –оссию: у отца была адвокатска€ практика в  иеве.

¬ политическом отношении отцу были близки идеи анархизма. ќн придерживалс€ принципа, что вс€ка€ власть есть насилие. ѕоэтому и в правоведении у него часто возникали конфликтные ситуации. ¬ царское врем€ из-за своих крамольных высказываний он просидел под следствием довольно долгое врем€. ¬ тюрьму он попал вскоре после моего рождени€.  огда это случилось, мать увезла мен€ в ѕариж и оставила в пансионе. ј сама вернулась в –оссию хлопотать за отца.

∆изнь в пансионе оказалась очень трудной. ¬оспитывались там дети шести-семи лет, € был младше их на два года. ѕоэтому дети мен€ всегда обижали. ј наши наставники предъ€вл€ли ко мне те же требовани€, что и к остальным. я даже сидел один в темном карцере. ќтцу удалось оправдатьс€: как юрист он смог грамотно себ€ защитить, и его отпустили. — его освобождением закончились и мои мучени€ в пансионе - мать тут же забрала мен€, и мы уехали в –оссию.

јлександр ћихайлович ћоисеев очень повли€л на развитие сына. ќт него »горь получил в наследство увлечение восточной культурой, историей. Ќо творческими способност€ми - к рисованию и музыке - был скорее об€зан матери. ¬ детстве у него был неплохой голос. Ќо в юношеские годы голос сломалс€ и »горь јлександрович осталс€ непевучим.

ќтец очень бо€лс€ дурного вли€ни€ улицы и старалс€ пристроить 14-летнего »гор€ к какому-либо делу. ќднажды он узнал от кого-то, что недалеко от дома есть балетна€ студи€, куда как раз в это врем€ проводилс€ набор. ќн предложил сыну поступить в эту студию, полага€, что, кем бы он ни был в дальнейшем, ему пригод€тс€ осанка, манера держатьс€, из€щество поведени€ - качества, которые дает танец. “ак »горь ћоисеев попал в студию бывшей балерины Ѕольшого театра ¬еры »льиничны ћасоловой.

ќбучение в студии было платным: дес€ть рублей и два полена дров в мес€ц. „ерез два-три мес€ца ¬ера »льинична вз€ла мен€ за руку и привела в ’ореографический техникум Ѕольшого театра. Ќас прин€л директор техникума, которому она, к моему удивлению, сказала: "Ётот мальчик должен учитьс€ у вас". ѕомню, директор ответил, что мне нужно будет выдержать экзамен. Ќа это мо€ учительница без тени сомнени€ заметила: "ќн его выдержит".

¬ итоге экзаменов прин€ли только троих, в том числе и »гор€ ћоисеева. ќн попал в класс главного балетмейстера Ѕольшого театра јлександра јлександровича √орского. ƒомашние тогда решили, что это лишь временное зан€тие, и позже собирались отдать сына в иное, более серьезное учебное заведение. “огда никто не мог предположить, что с танцем он св€жет всю жизнь...

Ћучшие дн€

ƒвукратный обладатель  убка ћира
ѕосетило:10064
ћарсель ’иршер
Ђќба€тельный хулиганї
ѕосетило:9875
ћихаил ѕореченков
¬€чеслав «айцев. Ѕиографи€
ѕосетило:1865
¬€чеслав «айцев

—емь€ ћоисеевых жила тогда бедно. ќтец, завершивший юридическую карьеру, занималс€ не слишком прибыльным зан€тием - преподаванием французского €зыка. ћать посто€нно что-то перешивала из старого, бралась за любую работу. Ќа почве истощени€ »горь ћоисеев стал часто болеть. ѕочти год он не танцевал. ≈го хотели выпустить из школы на год раньше срока: артистов, и в особенности солистов балета, в Ѕольшом театре не хватало, поскольку после революции многие уехали за границу. ќднако из-за болезни »горь јлександрович вышел в артисты в положенный срок. ¬ год выпуска ему исполнилось 18 лет.

Ћюбой артист, кончавший школу Ѕольшого театра, автоматически попадал в кордебалет на саму низшую ставку.  огда мен€ прин€ли в театр, она составл€ла 20 рублей. Ќо вещи тогда стоили очень дешево. ¬ день первой зарплаты € купил в магазине "ћюр и ћерелиз", напротив Ѕольшого театра, чайник. Ќаш чайник тек, и дл€ того, чтобы вскип€тить воду, мы каждый раз замазывали его оконной замазкой.  огда € принес чайник, дома было ликование! ћо€ мать хвасталась сосед€м: вот чайник, который куплен на деньги »гор€.

¬ 1924 году в театр пришел известный балетмейстер  ась€н √олейзовский. ќн готовил к постановке "Ћегенду об »осифе ѕрекрасном" на музыку —. ¬асиленко и балет "“еолинда" на музыку Ўуберта. ¬ театре его встретили непри€зненно. ѕриверженцы классики не хотели миритьс€ с тем, что в стенах храма классического искусства по€вилс€ ниспровергатель исконных традиций. ћногие ведущие артисты, чтобы не портить отношени€ с дирекцией, отказывались участвовать в его балетах, поэтому в спектакл€х была зан€та только молодежь.

–оль »осифа репетировал ¬асилий ≈фремов, ћоисеев же поначалу участвовал в массовке. Ќо как-то заметил, что √олейзовский присматриваетс€ к нему более внимательно, а потом, уже в ходе репетиций, назначил его исполнителем главной роли во втором составе. ѕосле первых двух спектаклей из-за болезни ≈фимова »горь ћоисеев стал вести этот балет. »сполн€л он и главную партию - разбойника –аул€ - в балете "“еодолинда".

ѕосле смерти ј.ј. √орского руководителем балета собирались назначить ¬асили€ ƒмитриевича “ихомирова. ƒл€ всех было очевидно, что при нем √олейзовскому в театре не выжить. ћолодые солисты балета так увлеклась работой с этим талантливым мастером, что не могли оставатьс€ безучастными к происход€щему. ќни написали письмо на им€ директора театра, в котором просили не назначать “ихомирова, а дать √озейзовскому возможность работать с ним на равных правах. –езультатом письма стал приказ об отчислении из труппы р€да молодых артистов, в том числе и ћоисеева.

ћы были уволены, не прослужив в театре и года.  ак быть, куда податьс€?  то-то посоветовал обратитьс€ к Ћуначарскому, который был тогда наркомом просвещени€. ћы разыскали номер телефона и позвонили.  огда мы представились и сказали, что хотели бы встретитьс€ с јнатолием ¬асильевичем по срочному делу, секретарь попросил нас подождать, а, вернувшись к телефону, ответил, что јнатолий ¬асильевич может нас прин€ть через п€тнадцать минут. ¬ ту же секунду мы отправились к Ћуначарскому. ќн отнесс€ к нам очень доброжелательно.

- Ќу, расскажите, молодые люди, что привело вас ко мне? «а что вы боретесь, против чего протестуете?

¬се как-то запнулись, и слово перешло ко мне. я взволнованно рассказал, почему мы полюбили √олейзовского (Ћуначарскому √олейзовский тоже очень нравилс€). ¬о врем€ моей речи он одобрительно и сочувственно кивал головой, а когда € закончил, спросил:

- » за это вас выгнали из театра?

- ƒа, за то, что мы написали такое письмо.

- — вами неправильно поступили. «автра приходите в театр, вы будете восстановлены.

јвторитет Ћуначарского помог, и нас прин€ли обратно. Ќо, как и следовало ожидать, к мнению нашему прислушиватьс€ не стали, и, прид€ в театр, мы узнали, что “ихомиров все-таки назначен руководителем балета. ƒо истории с письмом он ко мне относилс€ замечательно и поэтому страшно обиделс€, узнав, что € оказалс€ в группе, боровшейс€, как он считал, против него. ≈го не интересовали детали, и он категорически отказалс€ занимать мен€ в репертуаре.

ћой творческий простой длилс€ более года. ƒаже коробка с гримом, которую выдают артисту в начале сезона, оказалась у мен€ нераспечатанной. ƒл€ молодого артиста, уже ставшего солистом театра, положение было невыносимым. я ежедневно приходил в театр, выполн€л со всеми класс и после этого оказывалс€ свободным. Ќаверное, у другого опустились бы руки. Ќо € продолжал заниматьс€ в классе, а в свободное врем€ читал книги по искусству. ѕотребность в этом возникла у мен€ после общени€ с Ћуначарским.

ќпала завершилась во многом неожиданно дл€ »гор€ ћоисеева. ѕрима-балерина Ѕольшого театра ≈катерина √ельцер осталась без партнера: ее партнер »ван —мольцов надорвал себе спину. (√ельцер была уже в возрасте и имела довольно плотное телосложение, поэтому поднимать ее становилось затруднительно.) Ќужно было срочно искать замену. ≈е выбор пал на »гор€ ћоисеева, и “ихомирову пришлось "амнистировать" опального артиста.

»стори€ с отлучением от сцены изменила сознание »гор€ ћоисеева. –аньше ему казалось, что весь мир заключен в танце, но теперь ему хотелось про€вить себ€ не только как танцовщика. ¬ 1926 году в качестве балетмейстера в студии известного театрального режиссера –убена Ќиколаевича —имонова он успешно поставил комедию " расавица с острова Ћю-Ћю" —. «а€ицкого. ≈го работы на драматической сцене в сотрудничестве с вахтанговцами стали событи€ми театральной ћосквы, и год спуст€ ему предложили прин€ть участие в постановке балета "‘утболист" ¬. ќранского на сцене Ѕольшого театра.

¬ 1927 году в Ѕольшом театре поставили балет " расный мак" на музыку –ейнгольда √лиэра. Ўел он с огромным успехом; зрителей поражало, что всего через дес€ть лет после революции на сцене бывшего императорского театра действовали их современники. ”спех " расного мака" подвигнул Ѕольшой театр продолжить советскую тему в балете. Ѕыл написан сценарий "‘утболист", где главными геро€ми выступали ‘утболист и ћетельщица, а противосто€ли им Ќэпман и Ќэпманша. “ема современна€, но сюжет строилс€ очень нелепо. —тавили балет Ћеонид ∆уков и Ћев Ћащилин. Ќо насколько удачно шла работа над " расным маком", настолько т€жело она складывалась над "‘утболистом".

¬ Ѕольшом театре существовал тогда художественный совет из рабочих заводов, фабрик, общественных де€телей. Ћюбой спектакль в театре должен был получить его одобрение. “рижды собиралс€ совет на генеральную репетицию "‘утболиста" и не принимал балета.

ќднажды, проход€ во врем€ репетиции под сценой, € столкнулс€ с маленьким человечком, который к моему удивлению, спросил мен€:

- ј что вы здесь делаете?

я ответил, что работаю в балете.

-  ак же, вы ведь режиссер студии —имонова?!

- Ќет, € артист балета. Ќо когда-то помогал —имонову в постановке его спектакл€.

„еловек пон€л, что € его не узнал, и представилс€. ќн оказалс€ заведующим литературной частью Ѕольшого театра √усманом. »менно ему принадлежала иде€ постановки "‘утболиста". ќн предложил мне переделать сцену футбола в первом акте. я пробовал отказатьс€, вспомина€ свои прошлые непри€тности, но √усман насто€л. я пон€л: от того, будет ли в конце концов ободрен этот спектакль, зависит участь и самого √усмана.

ћне предсто€ло войти в чужую, почти готовую работу. ¬ процессе репетиций пришлось перекроить весь сценарий. ћое вмешательство задевало и музыку.  омпозитор ¬иктор ќранский поначалу восприн€л мои предложени€ в штыки. Ќо результат моего вторжени€ в музыкальную ткань превзошел все ожидани€.

” нас возник интерес друг к другу. ќранского поразило, что в двадцать четыре года € уже переделываю балеты в Ѕольшом театре. я же вскоре почувствовал, что его вли€ние не проходит дл€ мен€ даром. ћы стали встречатьс€ чуть ли не каждый день. я переделал, насколько это было возможно, второй акт и сцену футбола в первом, а третий акт, полностью дивертисментный, оставил без изменений. ¬ результате балет продержалс€ в афише два с половиной года.

√усман был в восторге от того, что балет пошел, и мен€ назначили балетмейстером Ѕольшого театра. Ёто, конечно, уникальный случай в балетмейстерской практике: обычно у нас балетмейстерами станов€тс€ танцовщики, завершившие свою исполнительскую карьеру. я считаю, что такой подход абсолютно ошибочен, ведь у молодости есть то, чего не приобретешь никаким опытом: горение новыми иде€ми и силы дл€ их воплощени€.

—толь удачно начавша€с€ карьера балетмейстера тогда не получила продолжени€: новый директор театра ≈лена  онстантиновна ћалиновска€ была глубоко возмущена тем, что 24-летнего мальчишку сделали балетмейстером, и хот€ с должности она его не сн€ла, ставить ничего не давала. ћоисеев работал только как артист.

¬ Ѕольшом “еатре »горь ћоисеев мог бы стать одним из ведущих солистов балета, но его все больше привлекала иде€ сочин€ть танцы самому. ¬ 1930 году, остава€сь артистом балета, он становитс€ постановщиком танцевальных сюит в опере " армен", а вскоре на сцене Ѕольшого “еатра по€вл€ютс€ его €ркие, оригинальные балеты "—аламбо" по сюжету √. ‘лобера (1932) и "“ри толст€ка" по сказке ё. ќлеши (1935). ѕоследний имел большой успех и продержалс€ в репертуаре Ѕольшого театра несколько сезонов. ѕозднее он был сн€т с репертуара, но по распор€жению правительства его вновь вернули на афишу. ѕравда, к тому времени »горь ћоисеев уже покинул театр, и спектакль шел крайне редко, пока вовсе ни сошел со сцены.

ѕравительство давно предъ€вл€ло претензии к Ѕольшому театру. —талин очень хотел, чтобы возникла советска€ опера. Ќо вс€кие попытки создать на сцене Ѕольшого театра оканчивались неудачей. ѕосле очередного провала взбешенный —талин приказал назначить на должность художественного руководител€ вместо ћалиновской —амуила —амосуда, успешно работавшего в Ћенинградском ћалом оперном театре. — ним приехало много балетмейстеров: ‘едор Ћопухов, ѕетр √усев, јлександр „екрыгин, –остислав «ахаров, ставший главным балетмейстером. ћоисеев оказалс€ единственным балетмейстером-неленинградцем.

«ахаров отнесс€ ко мне крайне непри€зненного, вид€ во мне конкурента, и примен€л любые методы, чтобы выжить мен€ из театра. Ќачал он с ударов по моей жене, балерине ѕодгорецкой, котора€, после приезда —еменовой, стала второй балериной Ѕольшого театра. «ахаров отстранил ее от всех спектаклей, глумилс€ на репетици€х. я при всех назвал его подлецом, и это дало ему основание преследовать мен€ открыто. ћен€ предупредили, чтобы € даже не наде€лс€ что-то поставить. Ќо только актерское поприще мен€ больше не устраивало.

” мен€ были тыс€чи замыслов, однако на все мои предложени€ —амосуд отвечал отказом. ≈сли € предлагал ставить классику, он говорил: " ак вам не стыдно, вы - молодой человек, вам надо думать над советской темой, а вы приходите ко мне с Ўекспиром ((€ хотел ставить "—он в летнюю ночь").  ому это сейчас нужно?" ≈сли приходил с советской темой, в ответ слышал: "¬ы что, хотите, чтобы € шею свернул на советской теме? Ќа ней же все гор€т".

я стал мучительно думать: " уда деватьс€, что делать?" ¬ драматических театрах балеты не став€т. ћюзик-холлов никаких не было. ћне помог ≈го ¬еличество случай.

“огда новый глава  омитета по делам искусств ѕлатон ћихайлович  ерженцев заинтересовалс€ Ѕольшим театром и попросил, чтобы кто-нибудь из театральной молодежи сделал доклад о проблемах и перспективах балета. ¬ыбор пал на 30-летнего »гор€ ћоисеева. ћоисеев с увлеченностью говорил  ерженцеву о том, что волновало молодых артистов, что корифеи театра слепо придерживаютс€ традиций, вместо того чтобы их развивать, наконец, о том, что хочет ставить спектакли, которые выражали бы проблемы сегодн€шнего дн€, но не знает как осуществить свои замыслы. ¬едь Ѕольшой театр был дл€ него недоступен.

 ерженцев вз€лс€ помочь, но положение «ахарова в театре было настолько прочным, что и он ничего не смог сделать. ќднако, узнав о пристрастии ћоисеева к народному творчеству, посоветовал написать на им€ ћолотова письмо с предложением о создании ансамбл€ народного танца, обеща€ со своей стороны поддержку.

ћолотов поставил на моем письме резолюцию: "ѕредложение хорошее. ѕоручить автору его реализовать". ≈ще не зна€ своих организаторских способностей, € побо€лс€ уйти из Ѕольшого театра. ѕервые шаги в создании ансамбл€ - набор труппы, формирование репертуара, определение творческой линии будущего коллектива - € делал, остава€сь в штате Ѕольшого. ј уволилс€ из театра € только в тридцать дев€том году.

—егодн€, с высоты прожитых лет, о Ѕольшом театре € мог бы сказать словами ѕьера  орнел€ на смерть кардинала –ишелье: "ќн слишком много сделал мне хорошего, чтобы € мог сказать о нем плохо, и слишком много сделала мне плохого, чтобы € мог сказать о нем хорошо"...

»нтерес »гор€ ћоисеева к народному творчеству сформировалс€ еще в начале 1930-х годов, когда он пешком и верхом объездил весь ѕамир, Ѕелоруссию, ”краину,  авказ, собира€ образы танцевального фольклора. ≈го интерес не осталс€ незамеченным - в 1936 году он был назначен заведующим хореографической частью только что созданного “еатра народного творчества и вскоре осуществил постановку I ¬сесоюзного фестивал€ народного танца. ”спех этих начинаний и подготовил почву дл€ создани€ первого в стране профессионального ансамбл€ народного танца. ѕерва€ репетици€ дебютной программы ансамбл€ ("“анцы народов ———–") состо€лась 10 феврал€ 1937 года. — тех пор на прот€жении 65 лет »горь јлександрович €вл€етс€ бессменным художественным руководителем √осударственного академического ансамбл€ народного танца.

¬ жизни »гор€ јлександровича ћоисеева есть еще одна €рка€ и удивительна€ страница, и не рассказать о ней было бы по крайне мере неправильным. ќднако дл€ этого необходимо вернутьс€ в биографическом повествовании на несколько лет назад.

¬о врем€ его опалы в Ѕольшом театре ћоисеев, посто€нно ощуща€ творческий голод, с жадностью хваталс€ за любую работу. ќднажды его удивило и озадачило совершенно неожиданное предложение. ¬ 1936 году спортсмены из ћалаховского физкультурного техникума имени јнтипова попросили поставить им выступление дл€ физкультурного парада на  расной площади.

Ќа выступление "малаховцам" выделили всего п€тнадцать минут, в то врем€ как институты физкультуры выступали по часу. ћалаховцы очень расстроились, что им дали так мало времени. ћоисеев же решил обернуть непродолжительность выступлени€ в свою пользу и конкурировать с институтами прежде всего за счет динамики. ѕоставленное им выступление длилось всего семь минут.

¬ темпе стометровки участники парад выбегали на площадь, за считанные секунды выстраивались и в том же темпе делали упражнени€. ¬ыступление имело колоссальный успех, и техникум даже наградили. ƒл€ ћоисеева же этот успех вылилс€ в многолетнюю работу на физкультурно-парадном поприще во врем€ своих летних отпусков.

¬ 1937 году ко мне пришли представители многих республик с просьбой поставить их выступлени€ на предсто€щем параде. »з всех претендентов € выбрал белорусский республиканский техникум. Ѕелоруссию € очень людил и из белорусского фольклора мог почерпнуть многое дл€ ансамбл€, над созданием которого уже начал работать.  аждую неделю € ездил в ћинск на два дн€ дл€ подготовки выступлени€, которое задумывалось мной в нетрадиционной дл€ парада театрализованной форме. Ќазывалось оно "√раница на замке".

 расна€ площадь превращалась в березовую рощу, из нее выходили танки, выбегали солдаты. »сполнители вышли на площадь с маленькими березками, заранее привезенными из ѕодмосковь€, чем создали иллюзию Ѕелоруссии. ѕосле парад техникум переименовали в институт, исполнителей наградили орденами. я ордена почему-то не получил и тогда уже пон€л, что у спортсменов интриги похлеще, чем в любом театре.

я постаралс€ поскорее забыть эту обиду и полностью погрузилс€ в работу над созданием ансамбл€. ќднако вскоре после парад мен€ вызвали в Ќ ¬ƒ. Ўел страшный тридцать седьмой год, и, отправл€€сь на Ћуб€нку, € не наде€лс€ вернутьс€ обратно. Ќо мен€ прин€ли необычайно вежливо и предложили ознакомитьс€ с каким-то документом, оказавшимс€ представлением к ордену. ¬ списке представленных к наградам значилась и мо€ фамили€, но она была перечеркнута, а вместо нее вписана друга€. ќказалось, этим € был об€зан ѕредседателю  омитета по физкультуре Ѕелоруссии  узнецову.   тому времени его уже арестовали. ћен€ спросили, знаю ли € что-нибудь о представлении к ордену. ћне об этом не было известно, да и вообще € не имел ничего общего с  узнецовым. „екисты мен€ отпустили. я обрадовалс€, что так легко отделалс€, и дал себе слово никогда больше не св€зыватьс€ с парадами. ќднако судьба распор€дилась иначе.

Ќакануне следующего парад мне позвонил секретарь ÷  ¬Ћ —ћ јлександр  осарев и попросил срочно приехать к нему. –ечь зашла оп€ть о параде. «аметив, что € настроен решительно,  осарев предупредил мои протесты: "ƒело в том, что товарищ —талин поинтересовалс€, почему институт физкультуры имени —талина уже третий год не получает наград за свои выступлени€. ≈му ответили, что первое место присудили белорусам. »осифу ¬иссарионовичу тоже понравилось это выступление, и он спросил, кто его готовил.  огда назвали вашу фамилию, товарищ —талин сказал: "ѕусть он и сделает". ѕоэтому мы попросили вас приехать".

ћог ли € спорить со —талиным? ћне ничего другого не оставалось, как вновь зан€тьс€ физкультурой.   тому же  осарев пообещал: "ƒаю вам честное слово, если выступление будет удачным, вы наверн€ка будете отмечены".

я поставил номер "≈сли завтра война". »нститут зан€л столь желанное —талиным первое место. ј обещанный орден € не получил, так как еще до конца работы  осарев был объ€влен "врагом народа".

ћежду тем работа ансамбл€ шла своим чередом. ¬се "парадные" предложени€, с которыми к ћоисееву обращались, он отверг и поехал с молодым коллективом на гастроли в  исловодск. «а два дн€ до конца сезона ему принесли правительственную телеграмму: "ѕриезжайте в ћоскву. ѕредседатель по делам искусств ’рапченко". –ешив, что ’рапченко может и подождать, ћоисеев послал ответ: "¬ыехать не могу в св€зи со сложными обсто€тельствами в ансамбле". Ѕуквально через несколько часов получил вторую правительственную телеграмму: "¬ пререкани€ не вступайте, выезжайте немедленно".

ƒальнейшие событи€ развивались как в лихо закрученном детективе.

ѕодъезжаем к ћоскве, поезд останавливаетс€, в наш вагон вход€т два чекиста и зычным голосом спрашивают: " то здесь ћоисеев?" ”видев чекистскую форму, пассажиры затаились. ” мен€ сердце упало, и, не узнава€ своего голоса, отвечаю: "я здесь". - "√де ваши вещи?" я показываю чемодан. ќдин из чекистов вз€л мой чемодан и вышел, € пошел за ним, второй чекист - за мной. я пон€л, что арестован, и стал судорожно перебирать в уме, кто мог мен€ оговорить...

Ќа площади перед вокзалом сто€ла роскошна€ открыта€ машина "линкольн" с изображением борзой собаки на носу - тогда они были модны. ћы сели в нее, и вдруг один из чекистов задал мне вопрос: "¬ас домой или пр€мо к нам?" я, удивленный таким предложением, говорю: "ƒомой".

ћен€ стали мучить сомнени€: арест это или нет?

ѕоехали ко мне. јдрес они не спросили, но повезли абсолютно точно.  огда они подн€лись со мной в квартиру, € решил, что все-таки арестован. ∆ена открыла дверь и, увидев чекистов, побелела. я, пыта€сь ее успокоить, сказал: "Ќе бойс€, это по делу..." Ќо какое может быть спокойствие при виде чекистов в своей квартире в тридцать седьмом году.

¬ то врем€ не было такого дома, такой квартиры, где бы кого-то не арестовали. ќдин из чекистов подошел к телефону и доложил: "“оварищ начальник, товарищ ћоисеев доставлен.  акие будут указани€?" Ќа том конце провода, видимо, ответили: "ƒайте ему трубку". ћне дали трубку, и € услышал приветливый голос: "“оварищ ћоисеев, мы очень хотим с вами встретитьс€. ¬ы не могли бы сейчас к нам приехать?" я попыталс€ отт€нуть врем€: "я так плохо себ€ чувствую, если можно, дайте мне передохнуть". - "’орошо, завтра в одиннадцать утра за вами приедут".

ѕотом € себ€ ругал, что не поехал сразу. ¬сю ночь не спал, тер€€сь в догадках. ¬ одиннадцать утра эти же два человека приехали за мной на той же машине и отвезли на Ћуб€нку. ћен€ остановили у двери с дощечкой: "Ќачальник транспортного отдела". я и транспортный отдел?! ¬ голове полный хаос, и очень страшно. ¬ойд€, € оказалс€ в маленькой комнате, из-за стола вскочил секретарь и, выт€нув руки по швам, спросил:

- “оварищ ћоисеев? - я кивнул головой. - ¬ас ждут.

-  уда пройти?

ќн указал на шкафчик с зеленой занавеской точно в рост человека, скрывавший большую высокую дверь, за которой находилс€ просторный кабинет. ќгромнейший письменный стол был весь уставлен телефонами. Ќавстречу мне из-за стола с лучезарной улыбкой подн€лс€ маленький человек.

- “оварищ ћоисеев, как € рад вас видеть!

ѕодошел. ƒолго тр€с руку.

- ¬ы мен€ помните?

- ”бейте мен€, нет.

- Ќу как же!  огда после выступлени€ белорусы вас качали, € вас поздравл€л. “огда € представл€л грузинскую делегацию. ћо€ фамили€ ћильштейн.

- “оварищ ћоисеев, - продолжил ћильштейн после небольшой паузы.

- ” нас сейчас очень сложна€ ситуаци€. “оварищ Ѕери€ сейчас принимает дела и разбираетс€ в тех безобрази€х, которые натворил враг народа ≈жов. ќн забраковал план выступлени€ общества "ƒинамо", разработанный до него, и потребовал полной перемены. ќтветственным за проведение парада назначили мен€, и € вспомнил о вас. Ёто € послал телеграмму, но, чтобы вас не испугать, подписалс€ фамилией ’рапченко.

я замахал руками и сказал, что об этом не может быть и речи. ƒо парада оставалось меньше мес€ца. ≈стественно, мне не хотелось брать на себ€ такую ответственность и делать скороспелое выступление. я прекрасно понимал, чем может окончитьс€ мо€ работа в случае неудачи, пусть и по чисто объективным, не завис€щим от мен€ причинам.

ћильштейн повел со мной разговор в форме вежливой угрозы. ќн сказал мне:

- ƒорогой товарищ ћоисеев, если вам понадобитс€ сто помощников, у вас будет сто помощников. ≈сли попросите сто тыс€ч рублей, вы их получите. Ќо отказывать нашей организации... —ами понимаете.

ƒоговорились, что окончательный ответ € дам на следующий день. ¬сю ночь € ворочалс€, размышл€€ над ситуацией, в которой оказалс€, но наконец под утро решил окончательно: пусть мен€ убьют или посад€т, но ставить не буду.

— этой мыслью € приехал на Ћуб€нку. ќднако, войд€ в кабинет ћильштейна, € увидел, что там полно народу. –азговоры моментально прекратились, и ћильштейн громко объ€вил: "“оварищи, представл€ю вам начальника парада общества "ƒинамо" товарища ћоисеева. ѕрошу представитьс€". Ћюди в форме стали подходить ко мне и представл€тьс€: "Ќачальник пограничных войск, могу предоставить в ваше распор€жение триста спортсменов первого разр€да и п€тьсот спортсменов второго разр€да", "Ќачальник внутренних войск, могу предоставить в ваше распор€жение столько-то спортсменов". — такими же словами ко мне подошли еще несколько руководителей подразделений Ћуб€нки: начальники кремлевского гарнизона, люберецких трудкоммун, конвойных войск...

я растер€лс€ и пон€л, что теперь мне отказатьс€ не удастс€. ѕосле того как все представились, ћильштейн вз€л слово: "“оварищи, общество "ƒинамо" находитс€ в очень затруднительном положении. “оварищ ћоисеев любезно согласилс€ нам помочь. ѕредлагаю безукоризненно выполн€ть все указани€ товарища ћоисеева. ≈сли € услышу какую-либо жалобу на то, что его указани€ не выполн€ютс€, € вынужден буду поступать с этим человеком по законам нашей чекистской дисциплины".

ѕосле этого внушени€ все разошлись, и мы остались вдвоем. ћильштейн ухмыльнулс€, довольный тем, как он мен€ обставил, и сказал: "Ќе волнуйтесь, товарищ ћоисеев. Ќет такой вещи, которую бы мы не сделали дл€ того, чтобы парад удалс€. ѕоэтому продумайте наше выступление спокойно".

  счастью выступление прошло удачно, а на следующее утро мне позвонил ћильштейн: "“оварищ ћоисеев, должен вас поздравить. ¬аше выступление получило одобрение. ¬се вас поздравл€ют и благодар€т. —ейчас с вами будут говорить". —пуст€ мгновение € услышал сухой и неприветливый голос Ѕерии: "“оварищ ћоисеев, € вас благодарю за хорошее выступление. Ѕольшое вам спасибо".

Ќи о какой оплате разговора не было. Ќо, оказываетс€, они знали, сколько € получал раньше. ќт белорусов € получил двадцать тыс€ч. ¬ »нституте имени —талина - двадцать п€ть. «а "ƒинамо" мне дали двадцать п€ть тыс€ч и двухмес€чную путевку на отдых.

“еперь € мог снова сконцентрировать все свои усили€ на работе с ансамблем.   счастью, мы быстро получили признание и на прот€жении всей своей истории не знали провалов. ¬ 1938 году нас пригласили выступать в  ремль, и с тех пор ни одного из этих приемов мы не пропустили. —остав участников кремлевских концертов из года в год не мен€лс€: »ван  озловский, ¬алери€ Ѕарсова, —ергей ќбразцов со своими куклами,  раснознаменный ансамбль и јнсамбль народного танца. ¬ыступлени€ всегда проходили удачно. ћы стали одним из любимых коллективов правительства, и в первую очередь - —талина.

ѕосле концертов обычно устраивались банкеты. Ќа них мимоходом часто решались проблемы, казавшиес€ делом многих лет.  ак-то в  ремле проходил очередной банкет. —ид€ за столом, € почувствовал, что кто-то положил мне на плечо руку. ¬се замерли.

- Ќу как дела?

«а моей спиной сто€л —талин. ѕо молодости или по незнанию € не испытал в тот момент страха, но трепет, конечно, почувствовал.

- ѕлохо, »осиф ¬иссарионович, дела.

- ј почему плохо?

- Ќет помещени€. Ќапример, "ѕодмосковную лирику" € ставил на лестничной площадке. (—талин очень любил этот номер.)

—талин нахмурилс€, сделал жест рукой - и как из под земли перед ним вырос ўербаков, первый секретарь ћ  партии. —талин, указыва€ на мен€, сказал ему:

- ” них нет помещени€. Ќадо найти. «автра доложишь.

ѕовернулс€ и ушел.

Ќа следующий день ўербаков вызвал мен€ к себе. ѕодвел к карте ћосквы, и предложил "¬ыбирайте".

  тому времени нам уже давно обещали несколько залов в перестраивавшемс€ здании бывшего театра ћейерхольда. ¬нутри все здание было сломано, снаружи - сплошные леса. ќдному Ѕогу известно, когда бы закончилось это строительство. «ато станци€ метро "ћа€ковска€" в этом же здании готовилась к сдаче в ближайшие мес€цы.

«на€ это, € сказал ўербакову: "Ќаверное, будет не очень красиво, если станци€ откроетс€ в недостроенном здании и пассажирам придетс€ пробиратьс€ под строительными лесами, чтобы попасть в метро. “ак, может быть, метростроевцы доделают и все здание?" —екретарю иде€ понравилась. ќн тут же позвонил начальнику метростро€ јбакумову... ћес€ца через три все было готово.

¬ 1940 году по предложению ».¬. —талина в ћоскве готовилась Ѕур€тска€ декада. –уководитель ћосковского музыкального театра имени  .—. —таниславского и ¬.». Ќемировича-ƒанченко »осиф “уманов предложил ».ј. ћоисееву быть ее балетмейстером. «адача оказалась не из легких: ведь в то врем€ даже само слово "танец" было неведомо бур€тскому народу и замен€лось другими пон€ти€ми.

ѕристальное знакомство с бур€тским фольклором привело »гор€ јлександровича к мысли возродить на сцене монастырский буддийский праздник "÷ам". Ёто танец масок, обычно исполн€вшийс€ в ритуальной пантомиме, котора€ разыгрывалась на ежегодных праздниках в ламских дацанах (монастыр€х). ».ј. ћоисееву удалось разыскать подлинные буддийские маски и костюмы и на основе религиозного сюжета создать театрализованную легенду. «а эту постановку ему было присвоено первое почетное звание - Ќародного артиста Ѕур€тской ——–.

Ќачалась война. Ќужно было спасать коллектив. ¬едь он состо€л из молодежи, а уже началась мобилизаци€. ќт ансамбл€ в считанные дни могло ничего не остатьс€. ћы попросились обслуживать фронт, но нам отказали. ¬ойна началась сокрушительна€, наша арми€ отступала. –ешив, что в таких услови€х войскам не до концертов, нас отправили на ”рал.

¬ —вердловской области мы выступали в основном на эвакуированных с «апада заводах, выраставших вокруг —вердловска как грибы после дожд€. Ќеожиданно дл€ себ€ мы встали на ноги и смогли даже отчисл€ть деньги на оборону. Ќа концертах нами было собрано около полутора миллионов рублей. Ќа них построили танк - "√јЌ“ ———–" (√осударственный ансамбль народного танца ———–). Ётот наш танк был на фронте, воевал. ћодель его до сих пор хранитс€ в ансамбле как символ нашей де€тельности во врем€ войны.

ƒо возвращени€ в ћоскву в 1943 году ансамбль народного танца под руководством ».ј. ћоисеева посто€нно находилс€ в гастрольных поездах по —ибири, «абайкалью, ƒальнему ¬остоку, ћонголии. » все это врем€ »горю јлександровичу, несмотр€ на многие трудности и лишени€, удавалось поддерживать в коллективе творческую атмосферу. »м было создано несколько номеров в самоде€тельном ансамбле “ихоокеанского флота, а также "Ѕольшую флотскую сюиту" и "–усскую сюиту", которые до сих пор держатс€ в репертуаре ансамбл€.

–епетировать зачастую приходилось на вагонных платформах. Ќа первых концертах самому »горю јлександровичу приходилось замен€ть отсутствовавших артистов и сходу включатьс€ в номер. ƒелать это было нелегко. ¬едь поставить танец и самому танцевать его - совершенно разные вещи.

¬ 1943 году ».ј. ћоисееву разрешили создать первую в стране профессиональную школу народного танца - хореографическую школу-студию при √јјЌ“. — тех пор ее выпускники пополн€ют не только труппу самого ансамбл€, но и все ведущие коллективы –оссии.

ѕик попул€рности и всемирное признание творчества јнсамбл€ народного танца ———– пришелс€ на послевоенные годы. “анцовщики »гор€ ћоисеева были первыми советскими артистами, представл€вшими нашу страну за рубежом: в ‘инл€ндии (1945),  итае (1954), ‘ранции (1955), на Ѕлижнем ¬остоке (Ћиван, ≈гипет, —ири€, 1956), в —Ўј (1958), странах ёжной јмерики (1963), »ндии (1974).

»з моей жизни легче составить путеводитель, чем биографию. ћы побывали с ансамблем в более шестидес€ти странах мира. ¬о многих - более дес€ти раз. ¬осемь мес€цев в году мы проводили на гастрол€х, и большей частью - за рубежом. –азумеетс€, описать все наши гастроли невозможно. ƒа это и не нужно. —амым интересным бывает первый приезд в страну. ј что можно рассказать о самих гастрол€х? “риумф во ‘ранции смен€лс€ триуфом в јмерике, триумф в јмерике смен€лс€ триумфом в японии, и так далее. Ёто при€тно виновникам событий, но дл€ других однообразно и скучно.

»з первых гастролей больше всего мне запомнилась поездка в ёгославию. ѕервый концерт мы дали в Ѕелграде в присутствии маршала “ито. «атем объехали всю страну. ¬споминаю, что в «агребе € жил в очень странной резиденции дл€ почетных гостей.  огда мен€ к ней подвезли, € увидел избу, крытую соломой, и подумал: "¬от странное место, где € буду жить!" «ашел внутрь и поразилс€: всюду ковры, паркетные полы, роскошна€ люстра, роскошна€ мебель - насто€щий дворец. ј вот снаружи - просто изба.

Ќо особенно мне запомнилась поездка в —араево. Ќа площади перед театром собралс€ весь город.  огда мы вышли из поезда, публика, раздвинувшись в обе стороны, стала бросать нам под ноги розы. ‘евраль, шел мокрый снег, мы поначалу поднимали цветы с земли, но подн€ть все было невозможно. » по ковру из роз мы прошли в театр.  ак можно такое забыть?!

Ќа заключительном концерте в Ѕелграде оп€ть присутствовал маршал “ито. ѕосле концерта нас пригласили к нему во дворец.   нашему удивлению, в резиденции маршала были только сам “ито, его сын, лична€ охрана и больша€ собака. ¬ этой камерной атмосфере мы провели замечательную ночь. Ќа прощание “ито сказал: "ћне жаль с вами расставатьс€. «автра вы уезжаете, но вы останетесь в моем сердце". ”тром к нашему поезду пришел его представитель и принес фотографии маршала. ƒев€носто фотографий - по числу наших артистов. Ќа каждой было написано: "–усскому артисту с благодарностью. Ѕроз “ито".

¬ 1965 году за программу "ƒорога к танцу" ».ј. ћоисеев был удостоен Ћенинской премии, а коллектив - звани€ јкадемического.

Ќа сегодн€шний день в репертуаре ансамбл€ собрано несколько сотен народных танцев - это картины, сюиты, хореографические поэмы и новеллы. ћоисеев €вл€етс€ постановщиком программ "ћир и дружба" (1953), "¬ гост€х и дома" (1983), ... , одноактных спектаклей "ѕоловецкие пл€ски" на музыку ј. Ѕородина (1971), "Ќа катке" на музыку –. Ўтрауса (1980), "Ќочь на Ћысой √оре" на музыку ћ. ћусоргского (1983), "¬ечер в таверне" (1986) и многих других. »з последних работ следует выделить сюиту греческих танцев на музыку ћ.“еодоракиса (1991), сюиту еврейских танцев "—емейные радости" (1994).

¬ыдающийс€ художник »горь јлександрович ћоисеев €вл€етс€ первооткрывателем в искусстве. ќн создал новый жанр сценической хореографии - €ркий, самобытный “еатр народного танца. ¬ современном танцевальном мире “еатр ћоисеева определ€ет пути развити€ всей народно-сценической хореографии не только в –оссии, но и за рубежом.

ћен€ часто спрашивают: "„ем вас привлекает народный танец?" «адумыва€сь над этим, € пришел к выводу, что не вижу более праздничного, жизнелюбивого вида искусства. Ёто пластический портрет народа. Ќема€ поэзи€, зрима€ песн€, та€ща€ в себе часть народной души. ¬ его неистощимой сокровищнице много бесценных жемчужин. ¬ них отражены творческа€ сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Ёто эмоциональна€, поэтическа€ летопись народа, самобытно, образно, €рко рисующа€ историю событий и чувств, пережитых им.

” народного танца нет служебного хореографа, он рождаетс€ из окружающей среды. » в этом его отличие от классического балета, рожденного рациональным умом.

я много лет занимаюсь фольклором, конечно, не только потому, что многообразие его про€влений дает возможность постановки различных танцевальных спектаклей. “анец, несомненно, будет находить все новые и новые формы, которые неизбежно будут соответствовать развитию человеческого сознани€, человеческого опыта, человеческой морали.

Ќародный танец нуждаетс€ в тщательном изучении. ћы не коллекционеры танца и не накалываем их, как бабочек на булавку. ќпира€сь на народный опыт, мы стараемс€ расширить возможности танца, обогаща€ его режиссерской выдумкой, техникой танца, благодар€ которой он еще €рче выражает себ€.  ороче говор€, мы подходим к народному танцу как к материалу дл€ творчества, не скрыва€ своего авторства в каждом народном танце. Ќо наше творчество продолжаетс€ в природе самого народного танца. “акой путь не мною придуман.

».ј. ћоисеев принимал непосредственное участие в организации профессиональных национальных ансамблей в нашей стране и за рубежом, в том числе в ¬енгрии, ѕольше, „ехословакии и других странах. ¬ 1966 году в ћоскве ћоисеевым был основан ’ореографический концертный ансамбль (ныне ћосковский театр классического балета под руководством Ќ.  асаткиной и ¬. ¬асилЄва).

ќдновременно с работой в ансамбле ».ј. ћоисеев в разные годы выполн€л поручени€ ѕравительства и ћинистерства культуры ———–, а ныне –оссийской ‘едерации. ќн был постановщиком торжественных концертов и культурных программ, посв€щенных выдающимс€ событи€м общественной жизни страны: 60-летие основани€ ———–, 40-летие ѕобеды в ¬еликой ќтечественной войне и другие. ƒолгие годы ».ј. ћоисеев возглавл€л жюри телевизионного фольклорного фестивал€ "–адуга", был посто€нным членом жюри многих ћеждународных конкурсов и фестивалей народного танца, участвовал в работе  омитета защиты мира.

ƒе€тельность »гор€ јлександровича ћоисеева достойно оценена современниками. ќн обладатель уникального количества титулов. ≈му присвоены звани€ Ќародного артиста ———– (1953), Ќародного артиста –—‘—– (1944), Ќародного артиста ћолдавской ——– (1950), Ќародного артиста  иргизской ——– (1976), Ќародного артиста Ѕур€тской ——– (1940), «аслуженного артиста –—‘—– (1942). ¬ 1976 году ему присвоено звание √еро€ —оциалистического труда. ќн лауреат Ћенинской премии (1967), лауреат √осударственных премий ———– и –оссии (1942, 1947, 1952, 1985, 1996). ≈го творчество отмечено высшими государственными наградами ———– и –оссии. ќн награжден трем€ орденами Ћенина (1958, 1976, 1986), орденом ќкт€брьской –еволюции (1981), двум€ орденами “рудового  расного «намени (1940, 1966), орденами ƒружбы народов и "«нак ѕочета" (1937), российским орденом "«а заслуги перед ќтечеством" I, II и III степени (1996, 2001, 2006).

ћногие государства мира также отметили великое искусство ».ј. ћоисеева. ќн - кавалер Ѕолгарского ордена "—в€того јлександра с короной" (1945), –умынского ордена "ќфицера культуры" (1945), ѕольского ордена "ѕолони€ –еститула" (1946), ёгославского ордена "Ѕратство и ≈динство" (1946), ћонгольского ордена "ѕол€рной «везды" (1947), ¬енгерского ордена "ќфицера культуры" I степени (1954), Ћиванского ордена "«олотой  едр" (1956), ¬енгерского ордена "ќфицера культуры" II степени (1960), ћонгольского ордена —ухэ-Ѕатора (1976), „ехословацкого ордена "Ѕелого Ћьва" (1980), ¬енгерского ордена "ќфицера культуры" (1989),  омандорского  реста ордена «аслуги –еспублики ѕольша (1996). »горь ћоисеев -  омандор ¬енгерского ордена (1997),  омандор »спанского ордена "«а гражданские заслуги" (орден вручен  оролем »спании ’уаном  арлосом II в мае 1997 года).

».ј.ћоисеев удостоен американской премии "ќскар" в области танца (1961, 1974), американской премии ∆урнала "Dance magazine" в области танца; ему присвоены звани€ ѕочетного члена Ќародного собрани€ ‘ранции и члена ‘ранцузской академии музыки и танца (1955), доктора наук ћеждународной академии наук —ан-ћарино. »горь јлександрович €вл€етс€ членом  оллегии Ѕольшого театра и членом ѕрезидиума –оссийской академии искусств. ¬след за ћ.–остроповичем и ¬. лайберном ему была вручена преми€ ћеждународного ‘онда за развитие культурных св€зей между –оссией и —Ўј (1995).

».ј. ћоисееву посв€щены тыс€чи статей, несколько книг, научное исследование. ќн автор множества научных статей по хореографии, автобиографической книги "я вспоминаю..." (ћ.: —огласие, 1998), где подробно рассказывает о своей жизни и творчестве.

»гор€ јлександровича характеризуют универсальные знани€ и уникальный кругозор. ќн прекрасно знаком с живописью, архитектурой, литературой (от эпохи ¬озрождени€ до наших дней). ≈го любима€ книга - Ѕибли€. ќн хорошо знает кино и театр. Ћюбимые артисты: весь старый ћ’ј“ - от  .—. —таниславского, с которым »горь јлександрович вместе работал над оперой, до ¬.». Ќемировича-ƒанченко, на постановках булгаковского "ћольера" которого преподавал манеры и фехтование. ».ј. ћоисеев дружил с ћихоэлсом, работал с ќхлопковым. —тавил с јлексеем ѕоповым "–омео и ƒжульетту". ѕрекрасно знал √ригори€ јлександрова и Ћюбовь ќрлову, был очень дружен с »раклием јндронниковым и —ергеем —мирновым.

ќчень любит животных - лошадей и собак, спорт - легкую атлетику и, особенно, художественную гимнастику. ѕрекрасно играет в шахматы, отлично плавает, владеет французским €зыком.

* * *

»нтересу€сь фольклором, € ездил по белорусским деревн€м. ƒело было осенью, поспевал урожай картофел€. Ќавстречу нам шла группа девушек, которые несли на плечах вилы и весело пели по-белорусски. я спросил моего спутника, о чем они поют. ќказалось, они пели о картошке: просили, чтобы погода помогла ей уродитьс€, тогда год будет сытый, счастливый, а значит, будут и песни, будут и пл€ски. ¬озвратившись в ћоскву, € сделал танец под названием "Ѕульба".

 огда лет через п€тнадцать € снова побывал в Ѕелоруссии, то обнаружил, что всюду танцуют мою "Ѕульбу". —прашиваю: откуда у вас этот танец? ћне отвечают: "ј он у нас всегда был". ’от€ все фольклористы подтверждали, что этот танец по€вилс€ в Ѕелоруссии после моей постановки. ≈сли твое творчество настолько признает народ, что считает его своим, - это ли не высша€ форма признани€!

“јЌ÷џ, ѕќ—“ј¬Ћ≈ЌЌџ≈ »√ќ–≈ћ ћќ»—≈≈¬џћ

“јЌ÷џ Ќј–ќƒќ¬ ћ»–ј

–усские танцы: "ѕол€нка", "¬ремена года. —юита из двух танцев", "¬ензел€", "Ўестера. ”ральский танец", "«адиристые частушки", "–усский перепл€с", "ћетелица (—негурка)"

Ѕелорусские танцы: "Ћ€вониха", " рыжачок", "ѕолька "янка", "Ѕульба", "ѕолька "ћама", "ёрочка (ƒеревенский ƒон ∆уан)"

”краинские танцы: "¬есн€нки. —юита" ("¬ыход девушек (ƒевичь€ печаль)", "ѕрощание", "√адание (—цена с венками)", "Ѕольшой танец", " аблучок", "¬ыход парубков", "¬озвращение", "¬стреча и величание", "√опак"

ћолдавские танцы: "∆ок улмаре (большой жок). —юита" ("’ора (“анец девушек)", "„иокирли€ (∆аворонок)", "∆ок", "ћолдавен€ска", " оаса ( осари)", "Ћа спалат (ѕрачка)", "—фределуш (сельскохоз€йственный танец)", "ћолдаваночка", "’итрый ћакану. —юита" ("“анец парней", "“анец девушек", "ќбъ€снение в любви", "ќбщий выход", "—ырба (очень быстрый танец)", "ёла")

 иргизские танцы: "ёрта", " ыз кумай (ƒогони девушку)", "“анец киргизских девушек"

”збекские танцы: "ѕахта (’лопок)", "“анец с блюдом", "”йгурский танец "—афаили" (национальный погремушечный инструмент)"

“аджикские танцы: "“анец девушек", "ћужской воинственный танец с кинжалом", "“анец с дойрой (восточное название бубна)"

 азахский танец " ок-пар"

ћонгольские танцы: "ћонгольские наездники", "ћонгольска€ статуэтка", "“анец монгольских борцов"

Ѕашкирский танец "—емь красавиц"

Ѕур€тские танцы (—юита "÷јћ" из дес€ти танцев)

“анец казанских татар

“анец крымских татар "„ерноморочка"

 алмыцкий танец "„ичирдык (ѕар€щий орел)", "»шкымдык (ƒва всадника)"

ќсетинский танец "—имп"

“оргутский танец

√уцульские танцы: "јркан" (мужской пастушеский танец), "“анец девушки и двух парней"

√рузинские танцы: " артули (Ћекури)", "’оруми" (аджарский танец)

јзербайджанские танцы: "„абаны" (“анец карабахских пастухов), "ƒесмолы" (женский танец), "√азахи" (мужской танец)

јрм€но-курдска€ сюита "ћайнуки" из четырех танцев

÷ыганский танец

Ћатвийские танцы (—юита из трех танцев)

Ћитовские танцы (—юита из п€ти танцев)

Ёстонские танцы: "Ёстонска€ полька через ножку", "’иу-вальс. Ёстонска€ сюита из трех танцев"

ѕольские танцы: "ѕолонез", "“ро€к", "ќберек", " раков€к", "ћазурка", "ѕолька-лабиринт"

¬енгерские танцы: "„ардаш", "ѕонтозоо" ("’лопушки"; танец точками с отбивкой по сапогам), "ѕрощание", "ƒевичий танец с бутылками на голове", "“анец со шпорами"

Ѕолгарские танцы (—юита из п€ти танцев)

–умынские танцы: "Ѕриул", "ћушамауа" (веселый массовый танец), "ќашский танец"

‘инский танец " омическа€ полька"

Ќемецкий танец "Ќемецкий вальс"

 итайские танцы: "“анец с барабанами", "“анец с лентами", "—ан ча коу" (Ќа перекрестке), Ѕольша€ пантомима"

 орейский танец

якутский танец "ƒобрый охотник"

Ќанайские танцы: "Ќанайска€ народна€ игра "‘ехтование на палках", "Ѕорьба двух малышей" (сценка)

„увашский танец

ћарийский танец

¬ьетнамский танец "“анец с бамбуком"

„ешский танец "„ешска€ полька"

—ловацкий танец

√реческие танцы: "—ертаки" (мужской танец, музыка ћ.“еодоракиса", "“анец девушек", "ќбщий хоровод", "ћужской танец четверками", "ќбщий финальный танец"

»таль€нский танец "—ицилианска€ тарантелла La karetta"

»спанские танцы: "»спанска€ баллада", "јрагонска€ хота" (музыка ћ.».√линки)

»рландский танец "ћолодость"

ёгославские танцы: "—ерби€нка" (сербский танец), " укунешти" (сербский мужской танец), ћакедонский женский танец, "ƒзюрдевка" (черногорский воинственный танец), "—ел€нчица" (сербский танец)

“јЌ÷џ Ћј“»Ќ— ќ… јћ≈–» »

јргентинские танцы: "ћаламба", "√аучо" (“анец аргентинских пастухов), "“аверна" (одноактна€ картина)

ћексиканска€ сюита

¬енесуэльский танец "’оропа"

“јЌ÷џ —Ўј: "—квер-данс", "Ќазад к обезь€не" (пароди€ на рок-н-ролл)

÷» Ћ " ј–“»Ќ » ѕ–ќЎЋќ√ќ"

"ѕодмосковна€ лирика", "√ородска€ фабрична€ кадриль", "“репак" (музыка ѕ.».„айковского из балета "ўелкунчик"), "—юита из старинных русских танцев", "ѕо дворам", "”хажеры", "ѕолька-красотка с фигурами и комплиментами", "—коморошьи игрища", "≈врейска€ сюита "—емейные радости""

÷» Ћ "—ќ¬≈“— »≈  ј–“»Ќ »"

" олхозна€ улица", "–усска€ красноармейска€ пл€ска", "ѕризывники", "ѕартизаны", "ѕраздник труда - п€тнадцать танцевальных фрагментов", "‘лотска€ сюита "ƒень на корабле"", "‘утбол" (хореографическа€ сценка)

ƒќ–ќ√ј   “јЌ÷” ( ласс-концерт): "—танок", "—ередина", "ѕроходки", "ѕерепл€с", "”краинский танец", "√опак-коло", "ѕолька"

Ќј  ј“ ≈ (музыка »оганна Ўтрауса): "¬альс конькобежцев", "ƒевушка и юноша", "—оревновани€ вертунов", "ѕарад", "√алоп и финал"

Ќќ„№ Ќј Ћџ—ќ… √ќ–≈ (¬ двух картинах): "ярмарка музыка народна€", "Ќочь на Ћысой горе" (музыка ћ.ѕ. ћусоргского)

ѕќЋќ¬≈÷ »≈ ѕЋя— » (музыка ј.ѕ.Ѕородина): "¬ыход ’ана", "“анец пленниц", "“анец мальчиков", "“анец лучников", "¬ыезд всадников", "ќбщий танец", "“анец пастухов", "¬оинственный танец", "‘инал"

“јЌ÷џ »« ЅјЋ≈“ј "—ѕј–“ј " (музыка ј.».’ачатур€на): "¬акханали€", "¬ыход гладиаторов", "јндобаты (Ѕой в слепых шлемах)", "–етиари и мермелон (–ыбак и рыбка)", "Ѕитва фракийцев и самнитов"

Ё—“–јƒЌџ… Ќќћ≈– "ѕолька-лабиринт"

Moiseev
Eiris 21.04.2007 08:31:25
”никальна€ личность. “алант + преданность делу




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ђ–омашки спр€тались, поникли лютикиЕї
ѕосетило:14054
Ќина —азонова
—амый высокий актер
ѕосетило:19447
ѕитер ћейхью
ћишель ћорган: √ранд-дама французского кинематографа
ѕосетило:10409
ћишель ћорган

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru