Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

≈катерина ћаксимова

   /   

Ekaterina Maximova

   /
             
‘отографи€ ≈катерина ћаксимова (photo Ekaterina Maximova)
   

ƒень рождени€: 01.02.1939 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
ƒата смерти: 28.04.2009 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 70 лет

√ражданство: –осси€

—кажи, что “ы ћаксимова

¬ыдающа€с€ советска€ и российска€ балерина, балетмейстер, хореограф, педагог.

Ќикогда ни звездой себ€ не ощущала, ни примой, ни сверхбалериной, никогда не считала, что мне все дано. ƒа, конечно, € народна€ артистка ———–, орденоносец, лауреат р€да престижных премий. Ќо дл€ мен€ это вовсе не основание дл€ того, чтобы уверитьс€ в своей исключительности.

21.06.2003

¬ издательстве "ј—“-ѕресс" готов€тс€ к публикации мемуары ≈катерины ћаксимовой "ћадам Ќет" (литературна€ запись ≈лены ‘етисовой).  роме воспоминаний знаменитой балерины, в сборник войдет Ёнциклопеди€ ћаксимовой - ее балетные партии, роли в кино и на “¬, балетмейстеры, ставившие ей танцы, театры, где она гастролировала, кинофильмы, в которых сн€лась, и т. д. ¬ыход книги в свет планируетс€ на август этого года. "Ќ√" публикует фрагменты из двух глав: "я - звезда?!" и " ино и телевидение - что получилось".

≈катерина ћаксимова фотографи€
≈катерина ћаксимова фотографи€

"я - звезда?!"

Ќикогда ни звездой себ€ не ощущала, ни примой, ни сверхбалериной, никогда не считала, что мне все дано. ƒа, конечно, € народна€ артистка ———–, орденоносец, лауреат р€да престижных премий (среди которых, например, преми€ ѕарижской академии танца как лучшей балерине мира). Ќо дл€ мен€ это вовсе не основание дл€ того, чтобы уверитьс€ в своей исключительности.

¬ жизни мой "звездный" статус никак не про€вл€етс€: мен€ никто нигде не узнает, на разные вечера, презентации, встречи вечно кто-нибудь "за ручку" проводит. Ѕывали случаи, когда кто-то идет впереди, за€вл€ет: "ј € с ћаксимовой!" ≈го пропускают - мен€ нет. я вижу дверь, на которой написано: "ѕосторонним вход воспрещен", - мен€ туда арканом не затащить! ћне иногда говор€т: "—кажи, что ты ћаксимова!" (чтобы пройти куда-то, добитьс€ чего-то). ј мне все врем€ кажетс€ - вот € приду, скажу, что € ћаксимова, и услышу в ответ: "Ќу и что?" ѕравда, однажды произошел совершенно анекдотичный случай, когда мое им€ помогло продвинутьс€ в очереди. ≈хали мы тогда с ¬олодей из Ћондона в ѕариж - наш микроавтобус перегон€ли. »з ѕарижа отправились в ћоскву и застр€ли на польско-советской границе. —то€ли долго, в Ѕресте выстроилась дика€ очередь, двое суток там проторчали, по полметра в час продвигались.  огда ¬олод€ уставал, уже просто "вырубалс€", за руль садилась €. ј не дай Ѕог, заснешь - тут же кто-нибудь на твое место втиснетс€. Ќаконец подъезжаем - и, конечно, теперь начинаютс€ какие-то бумаги, бесконечные кабинеты, подписи, разрешени€. ’одим, мыкаемс€, загл€дываем во все двери. » вот в одном кабинете сидит кака€-то дама, смотрит на мен€ и вдруг начинает ойкать:

- ќй! Ќеужели?! ¬ы ћаксимова?!

- ƒа...

- ќй, знаете, € вас видела в "ѕламени ѕарижа"!

-  ак вам это удалось?! я ведь всего один раз в жизни этот балет станцевала!

- Ќу как: € приезжала в ћоскву, ходила в Ѕольшой театр и видела вас на сцене! ћне так повезло, € така€ счастлива€!

“ут же откуда-то притащила букет: " акие машины!  ака€ очередь!"Е » вот иду € с цветами, другие автовладельцы на нас во все глаза гл€д€т, а дама командует:

Ћучшие дн€

јлександр ¬асилевский. Ѕиографи€
ѕосетило:15463
јлександр ¬асилевский
—амое большое количество одновременно удерживаемых рекордов
ѕосетило:10051
јшрита ‘урман
'—тиль “онета'
ѕосетило:9125
ћихаель “онет

- ¬аша машина?

- ƒа.

- ѕоезжайте, а вы все - пропустите!

Ќо обычно, когда начинаютс€ разговоры: "јх, вы така€ звезда!" - € вспоминаю, как танцевала в ќкт€брьском зале в Ћенинграде. “ам, в маленькой комнатке, где еще и гладили, и шили, мне обустроили уголок дл€ переодевани€. » вот после выступлени€ собрались в нашей комнатке гримерши, костюмерши, портнихи, окружили мен€, и € услышала (как высшую степень восхищени€, одобрени€, признани€): "≈катерина —ергеевна! ћы вас так любим! ” вас такой успех - ну... как у јллы ѕугачевой!"... »ли с  обзоном произошла истори€ в том же Ћенинграде, когда € в начале восьмидес€тых приехала туда на гастроли с ансамблем ћосковского  лассического балета и жила в гостинице "ќкт€брьска€". ¬ здании гостиницы одно крыло предназначалось дл€ "уважаемых людей", а другое - дл€ всех остальных. ѕриходила € в свой номер (в крыле "дл€ всех остальных"), забиралась на постель - в свитерах, в шерст€ных носках, в валенках, закутавшись еще и в оде€ла, потому что холод сто€л жуткий, не топили совсем! » вот загл€нул ко мне »осиф  обзон, подивилс€: "“ы что тут делаешь?!" ј €, пр€мо как по анекдоту, ответила: "Ќу живу € здесь..." ќн мен€ пригласил на свой концерт, посадил в ложу дирекции, посв€тил мне одну из песенЕ ј после того как »осиф ƒавыдович уехал, ко мне пришла администратор гостиницы и с поклонами перевела в номер, где жил  обзон: шикарный, с ро€лем, с живыми цветами в вазах, а главное - очень теплый, и € наконец могла больше не кутатьс€. ќказываетс€, это "уважаемый человек" »осиф  обзон распор€дилс€: "ѕереведите ее в мой номер!"...

* * *

я часто сталкивалась с возмущенным неодобрением, когда решалась на что-то новое, интересное дл€ мен€, но непривычное дл€ зрителей. ѕриходилось преодолевать и инерцию воспри€ти€ своих коллег. Ќачать с того, какое резкое непонимание встретило мое желание станцевать партию  итри. ¬едь первое врем€ € считалась чисто лирической балериной. "∆изель", —ильфида в "Ўопениане", ћари€ в "Ѕахчисарайском фонтане", "«олушка", ћуза в "ѕаганини" - € перетанцевала все лирические партии репертуара и захотела чего-то совсем иного.  ак мен€ отговаривали, как пугали: "“ы что, с ума сошла?! Ќельз€ так рисковать!  итри - совсем не твое амплуа!" Ќикто не верил, все считали, что "ƒон  ихот" не мой балет. ƒаже √алина —ергеевна - она говорила: "Ќу что ж, попробуй, конечно..." - а сама не верила. Ќо  итри получилась, и тогда было забавно слышать от людей, впервые увидевших мен€ именно в "ƒон  ихоте", совсем другие речи: "ћаксимова - идеальна€  итри! Ќе может быть, что она танцует еще и ∆изель!" Ќо теперь на мен€ навешивалс€ новый €рлычок: отныне во мне хотели видеть только бравурно-комедийную балерину. ј € танцевала и трагическую ёлию в балете "–омео и ёли€" ћориса Ѕежара, и самовлюбленную, жестокую –озу в "√олубом ангеле" –олана ѕети, потому что дл€ мен€ желание пробовать что-то новое оказывалось сильнее страха неудачи, бо€зни провала. "“ы сломаешь себе шею, ты сломаешь себе карьеру!" - слышала € посто€нно, но мен€ это не останавливало...

¬сю жизнь мен€ одолевали письма недовольных с традиционно-однообразным началом: " ак ¬ы могли?! ћы ¬ас так любили, а ¬ыЕ" - и дальше очередное обвинение: "¬ы така€ лирична€ ∆изель, зачем ¬ам этот "ƒон  ихот"?!", "¬ы - эталон классической балерины, как ¬ы посмели так унизить свое искусство в эстрадной "√алатее"?!" (  моему глубокому огорчению, "√алатею" так и не признала ”ланова: она полагала, что € "не должна размениватьс€", и с моими телеработами ее, как говорил ¬олод€, примирила только "јнюта".) ј уж что после "–омео и ёлии" творилось! «авалили письмами и нас, и местком, и партком театра, и газеты: "ћы ¬ас так уважали, а ¬ы позвол€ете себе на сцене то, что можно только в постели! ¬ы предали искусство хореографии!" » оп€ть та же песн€: " ак ¬ы моглиЕ"

 ино и телевидение - что получилось

»де€ "√алатеи" полностью принадлежит јлександру јркадьевичу Ѕелинскому. ќн рассказал мне свой замысел сделать фильм-балет по пьесе Ѕернарда Ўоу "ѕигмалион", в котором профессор ’иггинс будет преподавать цветочнице Ёлизе хорошие манеры, но обуча€ ее не правилам произношени€, а правилам движений классического танца. »де€ мен€ очень заинтересовала, но... ждать пришлось целых дес€ть лет! ¬ ћоскве нам долго снимать не давали. Ѕелинский называл разных балетмейстеров, но все они не устраивали телевизионное начальство. ’от€ на самом деле это был только повод, чтобы не пускать сам фильм. ¬рем€ шло, јлександр јркадьевич, немного переждав, снова пыталс€ начать переговоры, зайти с другой стороны, предложить другие фамилии, но оп€ть все "повисало". ¬ конце концов Ѕелинский решил: "’ватит! «десь - все €сно!  онечно, у нас в Ћенинграде нет хорошей техники, нет приличных условий, но давай снимать там!"   тому времени в Ћенинграде начинал ставить молодой балетмейстер ƒмитрий Ѕр€нцев, и јлександр јркадьевич предложил ему попробовать сделать какую-нибудь сценку дл€ "√алатеи". Ѕр€нцев пришел, мы посмотрели, что он придумал, мне понравилось, и € сказала, что мен€ это устраивает.

 огда начинали работу над "√алатеей", нас совершенно не занимали мысли о том, что мы об€зательно создадим шедевр, и гарантий, что вообще что-нибудь получитс€, не было никаких. ќ нашей затее все говорили как о безумии.  аким образом "ѕигмалиона", где все построено на словах, на проблемах €зыка, можно сделать без слов?! ј как мне создавать образ Ёлизы ƒулиттл, не име€ в своем распор€жении остроумнейшего текста Ѕернарда Ўоу?! „то хорошего здесь может получитьс€?!   тому же, когда приступили к съемкам, оказалось, что у нас ничего нет. ѕросто ничего! Ќи техники, ни декораций, ни костюмов, ни денег, ни материалов. „то-то шили на "Ћенфильме" из каких-то остатков, что-то мне делали в мастерских Ѕольшого театра. Ѕижутери€ - вс€ сво€, украшени€ - свои. Ѕелинский предупреждал: "ѕриготовьс€ увидеть камеру, которой снимали еще ¬еру ’олодную". » когда € огл€делась на съемочной площадке, когда пон€ла, в каких услови€х предстоит работать - мне стало просто нехорошо, по€вилось желание немедленно отсюда бежать!

Ёто были трагические съемки! ѕомню, как же € на "√алатее" рыдала! ј ссорились мы сколько! ¬с€ работа находилась на грани срыва! ѕосто€нно слышала от Ѕелинского: "јх, ты, конечно, оп€ть ничего не понимаешь?!" ƒа, мне необходимо понимать: что и зачем делаю, а слепо идти туда-сюда, руку вверх-вниз т€нуть не умею, не буду, и заставить мен€ трудно. я привыкла к другому стилю работы - привыкла выстраивать спектакль, выстраивать роль, когда из одной сцены переходишь в другую, когда формируетс€ соответствующее моменту чувство и настроение - ведь в театре € вижу всю партию целиком и проживаю ее последовательно. ј на съемках мне приходилось все врем€ исполн€ть какие-то отдельные фрагменты, хореографические "кусочки": € не понимала, почему € здесь по€вилась, что происходило раньше, что с чем будут монтировать? Ќикакой логики, никакого психологического развити€ образа! ѕоэтому € требовала от Ѕелинского: "ќбъ€сните мне, что в конце концов получитс€ на экране?" Ќо јлександр јркадьевич считал, что объ€сн€ть совершенно необ€зательно.  онечно, это приводило к конфликтам: у Ѕелинского - характер, но и у мен€ - характер!

— Ѕр€нцевым тоже было непросто. “о, что он предложил, оказалось очень интересно - и очень трудно! “рудно танцевать на каблуках - никогда раньше не приходилось. ѕравда, в училище нам преподавали характерный танец, но мне он не нравилс€, и € пользовалась любым предлогом, чтобы сбежать с урока. ¬о врем€ съемок сильно пожалела об этом! “рудно воплотить все хореографические фантазии Ѕр€нцева: он придумал и "завернутые" ноги, и пародийно-классические па, и в пластике - множество необычных, непривычных вещей, никогда не встречавшихс€ мне в других балетах. —мотрю сейчас и думаю: неужели € такое вытвор€ла, помню, дурака вал€ли пр€мо! —квозь слезы, правда...

ј ћарис Ћиепа сколько у мен€ на этих съемках крови выпил! ћарис, который приехал творить, но сам дико нервничал - возможно, в глубине души он сомневалс€ в успехе нашей затеи.

Е¬ "√алатее" есть така€ сцена - "„аепитие": просматриваю ее и каждый раз пытаюсь пон€ть, видно на экране или нет, что у нас там на самом деле творилось? ѕотому что во врем€ съемок "„аепити€" € перессорилась сначала с Ѕр€нцевым, потом - с Ћиепой. » в тот момент, когда уже просто дошла до истерики и, кроме ненависти и слез, во мне ничего не оставалось, Ѕелинский сказал: "¬се, хватит! ¬ключаем камеру и начинаем снимать!" ≈сли звучит музыка, то волей-неволей начинаешь двигатьс€. ¬от и начала изображать что положено по роли: сделала улыбочку, но слезы-то градом лились, и ћарис пихал мен€ рукой, и € вздрагивала! ј сейчас смотрю фильм, и мне непон€тно, мне любопытно: каким образом это получилось - да, на экране видно, что € здесь действительно улыбаюсь...

» мой вопрос, мое недоумение - каким образом?! - относитс€, в общем, ко всему телебалету. ѕотому что мы посто€нно сталкивались с тем, что кадры - забракованы, пленка - лин€ет, исправить - ничего нельз€ и катастрофически не хватает времени (даже нет возможности отсмотреть материал)... —огласна - в конце концов "√алате€" действительно получилась, но получилась - вопреки всему, что было!

* * *

“еперь јлександр јркадьевич Ѕелинский захотел сн€ть мен€ в роли травести, переодеть в костюм мальчика. «азвучало "—тарое танго"...

ћне предсто€ло сыграть, станцевать историю девушки, вынужденной переодетьс€ в мужскую одежду, чтобы найти себе работу. ‘ранческа превращаетс€ в ѕетера - сюжет телебалета позаимствован из попул€рного фильма тридцатых годов "ѕетер", в котором центральную роль исполн€ла любимица публики ‘ранческа √ааль (это в честь нее Ѕелинский и назвал мою героиню). ћне было очень интересно - ничего подобного € еще не делала! Ќо сложностей здесь тоже хватало, может быть, даже еще больше, чем в "√алатее". ¬едь мне приходилось не просто танцевать в мужском костюме - в конце концов брюки они и есть брюки, - но мне приходилось делать мужские движени€, вести партнершу в танце и выполн€ть поддержки за кавалера!

Ѕр€нцев заставл€л мен€ кувыркатьс€, сто€ть на голове, ползать по полу, куда-то лазать: но то, что осталось в фильме, - лишь сота€ дол€ того, что он на самом деле задумывал, и того, что происходило на репетици€х! Ќапример, в "—тарое танго" вошло двенадцать (!) вариантов того, как ѕетер на сервировочном столике наезжал на Ћаке€. »з бесконечного разнообрази€ попыток ѕетера залезть в окно (когда € карабкалась по ¬оришке, как по лесенке) в телебалете осталось только п€ть. –оль ¬оришки исполн€л необычайно артистичный и пластически очень выразительный √али јбайдулов. Ќо он страшно бо€лс€ рон€ть "саму ћаксимову", как того требовал постановщик. ј ƒима его еще и подстегивал: "„то это ты так нежно? ƒавай посильней!"

ѕочти с каждой репетиции € приходила или с разбитой головой, или с разбитой спиной, или в лучшем случае с разбитым коленом. Ќо когда € пыталась жаловатьс€, объ€сн€€, что у мен€ что-то болит, Ѕр€нцев за€вл€л, что этого не может быть, потому что у него самого вообще никогда ничего не болит!  огда € говорила, что устала, потому что иногда съемки продолжались двенадцать часов подр€д, он оп€ть мен€ не понимал: "„то значит - устала?!" - и все мои мольбы и жалобы повисали в воздухе. Ќа съемочной площадке посто€нно что-то не ладилось или пропадал какой-то реквизит (например, ночью из павильона вдруг таинственно исчезла огромна€ бронзова€ стату€ негра, вокруг которого танцевали ѕетер и —лужанка). я возмущалась, говорила, что так работать невозможно, надо съемки отмен€ть. ј ƒима искренне удивл€лс€: "«ачем отмен€ть?! ћы сейчас просто что-нибудь другое придумаем, новое!"

...ѕока работали над "√алатеей", а потом и над "—тарым танго", € помен€ла, кажетс€, все гостиницы Ћенинграда: жила и в "≈вропейской", и в "јстории", и в "јнглетере", и в "ќкт€брьской", и в "ћоскве", и еще в каких-то гостиницах - и отовсюду сбегала. ƒело в том, что наши съемки проходили по ночам (в другое врем€ павильоны на студии не давали), € возвращалась поздно, голодна€, а поесть негде. »дти в гостиничный ресторан - значит сидеть и ждать часа три. Ќикаких ночных магазинов тогда и в помине не было, а включать в номере электроплитку или кип€тильник (чтобы хоть чаю согреть) не разрешалось. ѕовидатьс€ ни с кем из друзей € в своем номере не могла - после одиннадцати часов вечера в гостиницу посторонние не допускались. Ћадно, гост€м приходить нельз€, но и массаж сделать невозможно, массажиста в гостиницу вечером тоже не пускают. ј мне действительно после целого дн€ репетиций и съемок необходимо массаж сделать! » вот тогда € в  ировском театре как-то столкнулась с городским начальством и попросила: "ѕомогите! ћне нужен массажист, а по гостиничным законам ему вечером приходить нельз€..." »з обкома партии позвонили в гостиницу и указали: "Ќадо пойти навстречу народной артистке!" ѕосле чего каждый день повтор€лась одна и та же истори€. ¬ гостиничном коридоре у дежурной по этажу на столе под стеклом лежала бумажка, завер€юща€, что "ћаксимовой разрешаетс€ иметь в номере мужчину после 23 часов". Ќо дежурна€ каждый раз останавливала ¬олодю (театрального массажиста, который согласилс€ мне помочь), подозрительно его огл€дывала и спрашивала: "ћолодой человек, а вы знаете, что после одиннадцати вечера в номере находитьс€ нельз€?" » только после моего напоминани€: "ѕосмотрите, у вас лежит бумажка" - эта "ключница" говорила: "јх да, вы ћаксимова, вам разрешили мужчину" - и пропускала его. “ут, конечно, открывались двери всех соседних номеров, все выгл€дывали и смотрели, как "к ћаксимовой шел мужчина"... »стори€ с массажистом стала последней каплей, и € взмолилась: "ѕоселите мен€ на улице «одчего –осси! ƒайте хоть какую-нибудь комнату в театральном общежитии!"

“ак что во врем€ съемок "—тарого танго" € перебралась в общежитие  ировского театра, где многие проблемы сразу решились: и массажист мог спокойно приходить, и кака€-то еда всегда находилась (€, со своим больным желудком, ведь еще и не вс€кую пищу есть могла: какие-нибудь магазинные пельмени на скорую руку никак не годились). Ќо у нас замечательна€ компани€ собралась, где все друг о друге заботились. ѕричем в театральном общежитии € с тех пор останавливалась еще не раз, приезжа€ в Ћенинград на другие съемки или на спектакли, и в разное врем€ там проживали разные артисты, но атмосфера насто€щего общего жити€ царила всегда. ∆или "общим столом", кто что имел - выкладывал, кто что умел готовить - тот и стр€пал на всех, у кого находилось врем€ - тот и стирал, и пор€док наводил. ƒирижер ∆ен€  олобов, например, на всех щи варил - дес€тилитровую кастрюлю. ≈го жена, хормейстер Ќаташа ѕопович, котлетки домашние крутила. ћуртазу ћурванидзе, художнику  ировского театра, из √рузии привозили зелень разную, фрукты. Ќикогда не вы€сн€ли: чь€ колбаса - тво€ или мо€, любой из нас залезал в холодильник и брал, что там лежало. ѕокупали продукты в расчете на всех жильцов и на гостей, потому что к каждому из нас посто€нно приходили гости - и гости тоже становились общими. ¬се дни рождени€, все праздники, все премьеры отмечали сообща. “ам жил еще и ¬алерий √ергиев (правда, недолго), и ƒима Ѕр€нцев, и Ќаташа  асаткина с ¬олодей ¬асилевым. » дети там жили под общим присмотром около родителей (как с ∆еней  олобовым и Ќаташей - их прелестна€ дочка ћарфуша).  от€та какие-то всегда под ногами вертелись - в общем, вполне домашн€€, уютна€ была обстановка.

¬ конце концов съемки "—тарого танго" закончились, фильм показали по телевидению, однако такого успеха, как "√алате€", он не имел. ” мен€ тоже есть свои претензии к этому телебалету, но, безусловно, интересную работу над ролью ѕетера € не считаю потер€нным временем. Ќу и конечно, после "—тарого танго" мне начали предлагать сделать новые варианты старых фильмов: и "¬еселых реб€т" уже собирались переделать на балет, и "¬олгу-¬олгу"...

—ильное воспаление седалищного нерва
«ос€ 01.02.2009 10:46:22
я с трудом могла ходить.—ейчас ощущаю только некоторое неудобство в ногах.ѕопала к доктору ќлегу “орсунову. ћне подобрали камни. я их ношу на зап€стье и на ноге. Ћечение камн€ми очень древнее и “орсунов этому училс€ в »ндии. ќчень хочу, чтобы и ¬ам это помогло. ∆елаю здоровь€ на много лет ¬ам и ¬ашему замечательному необыкновенному супругу.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлександр ¬асилевский. Ѕиографи€
ѕосетило:15463
јлександр ¬асилевский
”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:114104
јлександр ќрлов
—амое большое количество одновременно удерживаемых рекордов
ѕосетило:10051
јшрита ‘урман

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru