Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћатильда  шесинска€

   /   

Matilda Kshesinskaya

   /
             
‘отографи€ ћатильда  шесинска€ (photo Matilda Kshesinskaya)
   

ƒень рождени€: 31.08.1872 года
ћесто рождени€: Ћигово, , —анкт-ѕетербургский уезд ,–осси€
ƒата смерти: 06.12.1971 года
ћесто смерти: ѕариж, ———–
¬озраст: 99 лет

√ражданство: ———–

"“анцы, поклонники и жизнь ћатильды  шесинской"

–усска€ балерина и педагог

Ђ шесинска€ Ц любовница ѕоследнего »мператораї,  шесинска€ Ц Ђбольшеглаза€ Ђ‘е€ ќленьего паркаї;  шесинска€ не слишком разборчива€ особа, продавша€ себ€ за бриллианты и место примы русского балета в руки сразу трех любовников царской крови - вот тот образ, который часто предстает сегодн€ со страниц многочисленных статей в журналах и газетах, а порою - присутствует весьма фривольно и в исторических монографи€х и модных романах! Ќе буду ни с кем и ни с чем спорить.  ажда€ точка зрени€ имеет право на существование. Ќо помимо всех этих точек зрени€, за одними и теми же фактами, поданными Ђпод разными соусамиї существует, живет и властно привлекает к себе неоспоримость прошлого, Ђжива€ жизньїЕ

24.06.2003

≈е танец был естественным, как дыхание. ∆ивым, капризным, пленительным, теплым - таким же, как и она сама. ќшеломл€ющим, прит€гивающим помимо воли, властным, энергичным. ¬ ее танце было все то, что было - в ней. “анец был ее жизнью.

ћатильда  шесинска€ фотографи€
ћатильда  шесинска€ фотографи€

» даже свое собственное страдание, свои глубокие личные переживани€ она умела, стремилась, могла переплавл€ть в древнее искусство танца, в неповторимое движение рук, плавный изгиб спины, гордый поворот головы, стремительный, тонкий по рисунку арабеск, незабываемые 32 фуэте, из€щный атитюд.. Ќа  шесинскую, легенду русского балета, приму »мператорской сцены в ЂЁсмеральдеї приходили смотреть толпы людей. –укоплескали все. Ќе только блест€щие ложи и первые р€ды кресел, но и - галерка.  шесинска€ была Ђэпохойї балета. ≈е жизнь сама по себе вместила едва ли не целую эпоху Ц ведь она не дожила до ста лет нескольких мес€цев!

Ќо человеческа€ пам€ть - неблагодарна. »з всей ее длинной, блест€щей жизни, полной интересных событий, €влений, людей, особенного, непередаваемого шарма, загадки, тайны, трудностей, отча€ни€, поражений и побед, предательства и любви, славы и забвени€, мы знаем - понаслышке, и помним - слегка - лишь тот отрезок пути балерины, когда ее им€ было ове€но шепотом скандальных легенд и соединено их же затейливым шлейфом с Ђпорфироноснойї фамилией –омановых .

ћатильда  шесинска€ фотографи€
ћатильда  шесинска€ фотографи€

Ђ шесинска€ Ц любовница ѕоследнего »мператораї,  шесинска€ Ц Ђбольшеглаза€ Ђ‘е€ ќленьего паркаї;  шесинска€ не слишком разборчива€ особа, продавша€ себ€ за бриллианты и место примы русского балета в руки сразу трех любовников царской крови - вот тот образ, который часто предстает сегодн€ со страниц многочисленных статей в журналах и газетах, а порою - присутствует весьма фривольно и в исторических монографи€х и модных романах! Ќе буду ни с кем и ни с чем спорить.  ажда€ точка зрени€ имеет право на существование. Ќо помимо всех этих точек зрени€, за одними и теми же фактами, поданными Ђпод разными соусамиї существует, живет и властно привлекает к себе неоспоримость прошлого, Ђжива€ жизньїЕ

Ќаша героин€ сплела ее, эту жизнь, в из€щный рисунок нескольких замысловатых и грациозных па. Ѕудто танец. ¬от он, этот рисунок, тщательно изображенный словами и превращенный временем в биографию совершенно незаур€дной женщины: ћатильды ‘еликсовны  шесинской. „итайтеЕ

ћатильда  шесинска€ фотографи€
ћатильда  шесинска€ фотографи€

ѕа первое. Ђ”трої танца. ѕредани€ детства.

ћалечка  шесинска€ выросла в артистической семье, где все, включа€ ее старших братьев и сестер, были, так или иначе, вовлечены в атмосферу искусства, взращены ею, и совершенно себ€ без нее не мыслили!

ћатильда  шесинска€ фотографи€
ћатильда  шесинска€ фотографи€

Ѕрат баловницы ћалечки, ёз€, (…озеф) ее сестра ёли€, отец -‘еликс янович, матушка - ёли€ ƒоминска€, по первому браку Ц Ћеде, дед, ян  шесинский ( ржзинский Ц Ќечуй) - все они служили в Ђхраме искусстваї, все подчин€ли себ€, так или иначе строгим законам сцены.

ян  шесинский Ђзлатогласный словикї (золотоголосый соловей Ц польск. - автор) ¬аршавского оперного, помимо необычайно м€гкого голоса удивительного тембра, еще и виртуозно играл на скрипке, и как то ему случилось выступать в одном концерте с великим маэстро ѕаганини. ѕотом, в результате какого то несчастного случа€, он потер€л голос и, перестав петь, перешел на драматическую сцену , став, как сказано в некрологе о нем Ђвеликим польским актером на драматических и комических рол€хї.

ћалечка немного помнила седого красавца - дедушку, он умер, когда ей было четыре годика, а ему - сто шесть лет! Ќе исключено, что именно от него она услышала легенду о роде графов  расинских, которую ей потом удалось воплотить в жизнь и сделать правдой. —огласно этому рассказу, юный граф ¬ойцех  расинский бежал вместе со своим преданным гувернером из ¬аршавы во ‘ранцию, от рук убийц - родственников, зарившихс€ на его огромное наследство.

Ћучшие дн€

√енерал песни
ѕосетило:8399
Ћев ќшанин
јлександр ƒемь€ненко: «аложник одной роли
ѕосетило:6642
јлександр ƒемь€ненко
—ергей ¬ласьев. Ѕиографи€
ѕосетило:6563
—ергей ¬ласьев

¬о ‘ранции, чтобы выжить, он сменил фамилию на  шесинский. ‘амили€ эта и сохранилась навсегда в анналах театрального, балетного, и оперного искусства.

јдама -- ¬ладиуша - ‘еликса  шесинского, внука ¬ойцеха, естественно, никто уже графом не называл. ƒа это было и не нужно, ибо у талантливого танцовщика, ученика ћориса ѕеонј было свое, собственное им€, которым он гордилс€ по праву. ћатильда ‘еликсовна позднее писала об отце и его партнерше по сцене ¬ирджинии ÷укки, италь€нской балерине: Ђƒумаю, что при всей перемене взгл€дов, технике, требований балетного искусства они и теперь имели бы такой же успех и считались бы такими же первоклассными артистами, которые могли бы быть примером дл€ тех, кто на сцене переигрывает и не переживает своей роли всем сердцем и душойї (ћ.  шесинска€. ¬оспоминани€.)

ћаленька€, из€щна€, очень темпераментна€ ћалечка унаследовала от отца несравненную драгоценность дл€ артиста, то с чего начинаетс€ талант: способность проживать свои роли, открывать сердце чувствам и переживани€м, а не просто их проигрывать! ” нее была очень богата€ мимика драматической актрисы и легкость, чеканность балетной техники. ќна прилежно училась у знаменитого италь€нца „еккети, у старейшего педагога »мператорского балетного училища Ћьва »ванова, балерины Ц педагога ≈катерины ¬азем, всесильного балетмейстера Ц хореографа ћариуса ѕетипа, у своих подруг балерин, у партнера по сцене Ќикола€ Ћегата.

” всех, у кого только можно было научитьс€. ”знавать что Ц то новое она не уставала никогда!

“еатр обожала с детства, могла часами наблюдать за тем, как устанавливают и мен€ют декорации, зажигают люстры, репетируют спектакли. ћаленькою девочкой однажды забралась под театральное кресло, в надежде просидеть там до вечера и увидеть на сцене по€вление ÷арь - девицы из Ђ онька Ц горбункаї. ќтец, забывший о дочери в пылу репетиции и спектакл€, вспомнил о ней почти дома.  огда он вернулс€ за Ђпропажейї, ћалечку искали всей труппой. Ќашли, раскрасневшуюс€, чихавшую от пыли, но довольную донельз€: она увидела, как устанавливают рабочие на сцене морской грот с переливающейс€ раковиной Ц жемчужиной, готов€т пол дл€ безукоризненного танца артистов. ¬се эти таинства сцены заворожили девочку, она взахлеб рассказывала о них матери, а та, увидев ее блест€щие глазки и рум€нец на щеках, как то забыла отругать проказницу!

”чилась в театральном училище ћал€ очень легко, ведь азы балетного искусства давно и с радостью постигла дома, да и то, что нравилось дл€ нее было только радостью, а не т€жким трудом. ќна была кокетлива от природы, улыбчива Ц с прит€гательными €мочками на щеках и очень тщеславна: ей нравилось хорошо приготовить урок, чтоб учител€ ее похвалили.

ћного занималась она и дома. “анцевала под звуки ро€л€, когда играли отец и мать, играла в шутливые костюмированные переодевани€ с сестрой, которую очень любила. ќтец, ‘еликс »ванович (янович) был мастером на все руки, и однажды смастерил дет€м дерев€нную модель насто€щего театра. “ам можно было разыгрывать спектакли дерев€нными куклами, мен€ть занавес и декорации. ћалечка и ёли€ очень любили заниматьс€ своими домашними представлени€ми.

Ћето семь€  шесинских обычно проводила на даче, в имении  расницы под ѕетербургом. »мение было небольшим, но уютным, с отлично налаженным хоз€йством.

ћатильда ‘еликсовна с восторгом вспоминала потом о тех дн€х, хот€ ничего особенного в жизни семьи не было Ц обычный сезон дачников: сборы грибов и €год, летние пикники, составление букетов, купание в речке, прогулки на велосипеде или в экипаже, обеды и ужины с большим количеством гостей: отец был хлебосолом и очень любил сам что нибудь готовить к столу; некоторые его секреты кулинарного чудодейства, так и остались нераскрытыми дл€ любимой дочери. ќна говорила, что талант развлекать и принимать гостей своих Ц ими неизменно был полон дом  шесинской, где бы она не жила! - тоже досталс€ ей от отца.

“ам же, в июльском мареве вечеров, наполненных густым и пр€ным запахом свежескошенной травы, попробовала себ€ впервые ћалечка  шесинска€ и в качестве юной кокетки, разбив интереса ради сердце чьего то жениха, и расстроив намеченную было свадьбу. ∆ених потер€л голову и слал отча€нные любовные письма, а большеглаза€ прелестница сме€лась, пожимала плечами, и бросала пылкие признань€ в огонь.

»стинна€ ∆енщина проснулась в ней рано, может быть, благодар€ всеобщему теплому обожанию в семье, а, может быть, просто Ц чему то властному, €ркому, дремавшему в ней с рождени€!

¬се это выплескивалось через край в живости движений, теплоте смеха, особом блеске глаз огромных глаз и Ц незменно - в характере танца, куда она вкладывала всю себ€: €ркую и заметную, как искорку пламени на большой и академично - холодной сцене јлександринского театра: ученицы »мператорского ћариинского театрального училища часто выступали в больших спектакл€х в еще совсем юном возрасте Ц такова была сила традиций !

 шесинска€ сразу выдвинулась в число первейших учениц и вскоре затмила всех. —хватывала все с легкостью, занималась много, упорно, но всем казалось - шут€. —лишком легко. ѕорхала по сцене бабочкой, молниеносно выполн€€ сложнейшие пор Ц де - бра, заноски, плие, выворот коленей.. ЂЅрызги шампанскогої, а не танец! ѕартнеры по сцене Ц танцовщики - ее любили: она была легкой, маленькой, из€щной Ц такое кокетливое Ђперышкої можно было ловить, не опаса€сь досадного промаха, а вечна€ улыбка немного хмельно кружила голову, только выгодно оттен€€ блеск адажио или томного па Ц де Ц де, или строгий рисунок п€той позиции. (—пециальна€ постановка ног в балете, поза требующа€ высокого технического уровн€ исполнител€. Ц автор.)

30 августа 1881, через год после поступлени€ в училище, ћатильда  шесинска€ уже танцевала в большой сцене балета ћинкуса Ђƒон  ихотї, и затем часто получала небольшие роли в спектакл€х, исполн€€ их всегда с присущим ей живым, кокетливым блеском. ≈е хвалили и неизменно выдел€ли среди учениц. ѕублика уже начинала узнавать ее и встречать теплыми аплодисментами.

Ќо к моменту окончани€ училища она как то внезапно охладела к учению, разочаровалась в себе, поскольку ей посто€нно казалось, что все, чему учили казенных воспитанниц, она, как вольна€ ученица, уже давно знала, и стремитьс€ ей было как бы и - не к чему!

¬от как она сама говорила обо всем этом позднее: Ђя не имела веры в значение того, что здесь делалось, и не получала насто€щего внутреннего удовлетворени€ от своего танца.

” мен€ было даже сомнение в правильности выбранной мной карьеры. Ќе знаю, к чему это привело бы, если бы по€вление на нашей сцене ¬ирджинии ÷укки (ƒзукки Ц в др. варианте Ц автор.) сразу не изменило бы моего настроени€, открыв мне смысл и значение нашего искусства.. ќна, ее танец, Ц вспоминала  шесинска€, - произвели на мен€ впечатление потр€сающее! ћне казалось, что € впервые начала понимать, как надо танцевать, чтобы иметь право называтьс€ артисткой.

÷укки обладала изумительной мимикой. ¬сем движени€м классического танца она придавала необычайное очарование, удивительную прелесть движений и захватывала зал.

я сразу ожила и пон€ла, к чему надо стремитьс€, какою артисткой надо быть,Е жадно след€ за нею полудетскими восхищенными глазами!ї Ц вспоминала  шесинска€ на склоне лет, уже будучи профессором известной балетной студии в ѕариже.

÷укки, вид€ восхищение юной  шесинской, ободрила ее теплыми словами, и подарила ей на пам€ть цветок.

 шесинска€ трепетно хранила его в баночке со спиртом, счита€ своеобразным Ђталисманомї, и потер€ла лишь в суматохе бесконечных переездов после окт€брьского переворота.

23 марта 1890 года, через дес€ть лет после того, как ћалечка  шесинска€ впервые ступила на порог »мператорского театрального училища, состо€лс€ выпускной экзамен, бывший целой ¬ехою в ее жизни!

ќна танцевала па Ц де Ц де из балета Ђ“щетна€ предосторожностьї с воспитанником –ахмановым.

¬ыпускной спектакль - концерт прошел на Ђураї, в присутствии всей »мператорской фамилии и ƒвора,  шесинска€ была премирована похвальным листом за отличные успехи в учебе и танце, но самым ошеломл€ющим впечатлением было дл€ нее то, что »мператор јлександр “ретий, выделив ее среди всех остальных учениц, тепло поздравил и сказал фразу, котора€ стала на долгие годы дл€  шесинской не то девизом, не то наказом, не то - творческим кредо, а, может быть, всем сразу: ЂЅудьте славою и украшением нашего балета!ї

”дивленна€ донельз€, взволнованна€, ћалечка нашла в себе силы лишь на низкий реверанс и поцелуй руки у »мператрицы.

ј далее был ужин в кругу воспитанников и всей императорской фамилии, старшие члены которой, по очереди смен€ли друг друга, чтобы в равной степени оказать внимание всем выпускникам.

ћатильду, в виде исключени€, в этот раз посадили за стол Ц у нее не было посто€нного места, как у приход€щей ученицы. » р€дом не с кем нибудь, а самим Ќаследником престола, юным ÷есаревичем Ќиколаем јлександровичем, а √осударь - отец шутливо погрозил пальцем: ї“олько не флиртуйте слишком!ї, но молодым люд€м было не до наказов и шуток.

ќсобенно Ц ћалечке. ќна то и дело вспыхивала, как маков цвет, и очень волновалась, отвеча€ на вопросы ÷есаревича, и все врем€ дума€: Ђ не допустила ли она какого Ц нибудь промаха в этикете?!ї Ќаследник российского престола с интересом расспрашивал ее о пор€дках в училище: вправду ли они так строги, о секретах театральных декораций, о том, из каких кружек она дома пьет чай.. ј она бо€лась смотреть ему пр€мо в глаза, чувству€, что что то странное надвигаетс€ на нее, охватывает, словно волна.. „то это было? Ћюбовь? ќна еще не сознавала, еще не понимала до конца. ..

Ќо это было “о, что она помнила до конца своих дней и ради возврата этого она, не скуп€сь, отдала бы многое из своей жизни позднее!

ѕа второе. ёность танца. –оман с ÷есаревичем.

–оман этот - был. „то бы там не говорили сегодн€шние историки Ц Ђотбеливателиї, усердно желающие добавить лишний нимб к облику царственного мученика Ќикола€ ¬торого, и во чтобы то не стало доказать Ђнепорочностьї отношений с прелестной прима - балериной императоских театров!

Ќо в самом этом романе, достаточно мучительном и горьком дл€ ћатильды  шесинской, как ни странно, очень мало было пошлого и обыденного, того, что теперь усердно муссируетс€ на страницах романов и различных исторических изданий.

ƒа, ћатильда  шесинска€ стала дл€ Ќикола€ јлександровича первою женщиной и первым чувственным опытом! ќни оба пошли на поводу у своего пыла. Ќо этот любовный танец был очень медленным. —лучайные встречи в парке, прогулки на набережной, первый, успешный сезон  шесинской в  расносельском театре , аплодисменты, цветы, разговоры с Ќаследником и другими офицерами гвардии у окна грим Ц уборной. »з€щные подарки, цветы, письма на крышке ро€л€.

–азлуки: Ќаследник уезжал то в кругосветное путешествие, то в ƒанию, то на маневры полка, то в —палу и Ѕеловежье. ќни виделись редко, оттого их встречи и разговоры были особенно наполненными. Ќе только физическою страстью. Ќо и каким то очень бережным отношением друг к другу. ¬ из€щном кружеве своих воспоминаний ћатильда ‘еликсовна с такою теплотою и тактом пишет о Ќаследнике престола, что сердцем веришь в правду написанных строк, хот€ и не сохранилось шкатулки с письмами и записками Ц сожжены были в огне перед каким то очередным обыском или арестом ее доверенными лицами.

Ђя влюбилась в Ќаследника с первой нашей встречи. ѕосле летнего сезона в  расном селе, когда € могла встретитьс€ и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и € только о нем и могла думать. ћне казалось, что он, хоть и не влюблен в мен€, но все же чувствует ко мне влечение, и € невольно отдавалась мечтам.

ћои разговоры с Ќаследником, доверие, которое он мне оказывал, дел€сь со мною своими мысл€ми и переживани€ми, остаютс€ дл€ мен€ драгоценными воспоминани€ми. Ќаследник был очень образован, великолепно владел €зыками и обладал исключительной пам€тью, в особенности, на лица и на все, что он читал.. „увство долга и достоинства было в нем развито чрезвычайно высоко, и он никогда не допускал, чтобы кто Ц либо переступал грань, отдел€вшую его от других. ќн был добрый и простой в обращении. ¬се и всегда были им очарованы, а его исключительные глаза и улыбка покор€ли сердца. ќдна из поразительных черт его характера было умение владеть собою, и скрывать свои внутренние переживани€ в самые драматические моменты жизни. ¬нешнее спокойствие никогда не покидало его!ї - с восхищением пишет  шесинска€.

Ќиколай јлександрович был настолько сдержан, что трудно было догадатьс€ о его романе с  шесинской даже по скупым запис€м в дневнике, но тем не менее вездесущие петербургские сплетники знали вскоре все и вс€, описывали в своих ежедневных журналах самые фантастические и самые фривольные подробности романа цесаревича Ђс актрискоюї.

„его стоит одна лишь запись в дневнике театрального критика и издател€ —уворина, весьма далекого от придворных петербургских кругов: Ђ Ќаследник посещает  шесинскую и е*** ее! ( ѕрошу прощени€, но так процитирован дневник ј. —уворина в статье ј. Ѕоханова, доктора исторических наук Ђ¬еликолепна€ ћатильдаї! -автор) „то же говорить о кругах, особо приближенных ко ƒвору, о театральном завистливом закулисье! —тало известно о Ђ царственном романеї и родител€м Ђмаленькой  ***ї (так звал  шесинскую ÷есаревич Ц автор.)

ћалечка, воспитанна€ в семье, где царила любовь и уважение друг другу, и на первый план всегда выходили не личные страсти , а служение сцене, искусству и долгу, прекрасно понимала, какой удар нанесет гордой щепетильности родителей, которые привыкли видеть ее послушной дочерью. —легка шаловливой, капризной, но - послушной и никогда не выходившей за рамки приличий.

(ћногие вспоминали позже необыкновенное, Ђпридворноеї из€щество манер, теплоту и тактичность поведени€  шесинской, несмотр€ на легенды о ее взбалмошности суперзвезды балета, последнее Ц редко подтверждалось! Ц автор) ј тут вдруг Ц любовница, содержанка!

ƒл€ отца балерины, гордого своими двор€нскими корн€ми, пон€тием Ђчести артистаї это был огромный удар. ќн спросил дочь при откровенном разговоре, Ђотдаю ли € себе отчет в том, что никогда не смогу выйти замуж за Ќаследника, и что в скором времени должна буду с ним расстатьс€? я ответила, - вспоминает  шесинска€, - что все отлично сознаю, но что € всей душой люблю Ќики, что не хочу задумыватьс€ о том, что мен€ ожидает, а хочу лишь воспользоватьс€ счастьем, хот€ бы и временным, которое выпало на мою долю..ї

‘еликс янович, скреп€ сердце, дал согласие на проживание своевольной дочери отдельно, и вскоре она переселилась вместе с сестрой ёлией в маленький, прелестный особн€к на јнглийской набережной 18, который купил дл€ нее ÷есаревич. »х встречи продолжались, но вр€д ли  шесинска€ приносила свою энергию в жертву лишь любовному пылу.. ≈е талант расцветал.. ќна впервые в театральном сезоне 1892 Ц 93 годов получила роли в больших балетах, по прежнему много времени удел€ла зан€ти€м у станка, с виртуозом италь€нской балетной техники - маэстро „екетти.

” ћариуса ѕетипа, легендарного хореографа , она рискнула попросить главную партию в любимом ею балете ЂЁсмеральдаї. “от в ответ строго прищурилс€ и спросил : Ђ- ј ты любиль?

я ему восторженно ответила, что влюблена и люблю. “огда он задал второй вопрос:

- ј ты страдаль? Ц

Ётот вопрос мне показалс€ странным, и € тотчас ответила :

-  онечно, нет.

“огда он мне сказал то, что потом € и вспоминала часто. ќн объ€снил, что только испытав страдани€ любви можно по насто€щему пон€ть и исполнить роль Ёсмеральды.  ак горько € потом вспоминала его слова, когда выстрадала право танцевать Ёсмеральду и она стала моей лучшей ролью!ї - писала балерина позднее.

—традани€ балерины и ∆енщины были впереди, а пока она с упоением танцевалаЕ

¬ сезоне 1892 Ц 93 года,  шесинска€ получила ее первый большой балет Ђ алькабриної ћинкуса (в хореографии ћариуса ѕетипа)

1 но€бр€ 1892 года состо€лось первое представление. ¬ одной из рецензий на этот балет было написано следущее: ЂЌесмотр€ на то, что танцы в этом спектакле изобилуют такими трудност€ми, которые следует признать последним словом современной техники, юна€ балерина справилась блест€щим образом со своей задачей и произвела на зрителей самое лучшее впечатление. ћногочисленна€ публика, совершенно наполнивша€ залу ћариинского театра, гор€чо приветствовала госпожу  шесинскуюЕ Ѕольша€ сцена первого акта, трудное адажио во втором акте, наконец, все многочисленные танцы, которыми наполнен этот балет, были исполнены нашей балериной с редким апломбом, насто€щим артистическим брио и тою законченностью, которой трудно даже ожидать от артистки, так недавно покинувшей театральную школу!ї

ј парижский журнал ЂLe Monde Artisteї писал на своих страницах: ЂЌова€ звезда, мадемуазель  шесинска€, дебютировавша€ в качестве прима Ц балерины ( высшее звание в балетной Ђтабели о рангахї, присваиваетс€ обычно после балерины и солистки. ¬ театре не может быть двух прима Ц балерин, только Ц одна! «аметно, как стремительно - звездна была карьера  шесинской:через год после окончани€ училища уже Ц прима. –оман романом, но каторжный труд у балетного станка не заменить никакими царственными св€з€ми! - автор ), выступила блистательно! Ётот успех очень обрадовал русских, поскольку был одержан воспитанницей русской национальной школы, вз€вшей от италь€нской лишь необходимые элементы дл€ модернизации классического танца. ћолода€ прима Ц балерина имеет все: физическое оба€ние, безупречную технику, законченность исполнени€ и идеальную легкость. ≈сли к этому ей удастс€ прибавить усовершенствованную мимику, это будет готова€ актриса!ї

ќна стала ею, пережив первое большое горе в своей жизни Ц расставание с ¬озлюбленным. ќно было закономерно. Ќеизбежно. ќна знала об этом, но все равно - лукавила с самой собою. —лед этого лукавства осталс€ и на страницах мемуаров.

ћатильда ‘еликсовна утверждала, что цесаревич Ќиколай был искренне влюблен лишь в нее одну, а женилс€ на принцессе јликс √ессенской только по чувству долга и насто€нию родных! Ёто было не так. ѕринцессу јликс- Ћуизу Ц ¬икторию Ц Ѕеатрис √ессен Ц ƒармштадскую, любимую внучку королевы ¬иктории јнглийской, цесаревич знал с 12 -тилетнего возраста. » любил давно.  ак люб€т недостижимую мечту, идеал, призрак. ќн не наде€лс€, что горда€ и сдержанна€ Ђкаме€ї јликс Ц —анни, как звали ее дома, станет когда - нибудь его избранницей: она была страстной протестанткой и отказывалась мен€ть веру. ѕризрачна€ мечта была далеко, и страстные, чувственные порывы юности воплотились в маленькой, подвижной, энергичной, смеющейс€, блистательной ћалечке  шесинской. ѕо человечески все так просто и так пон€тно. » лукавство дамское Ц простительно. ќно Ц от отча€ни€. ќт потери большой любви.

ћатильда ‘еликсовна, очень страда€ сердцем, тем не менее, мудро отступила в тень, отпустила ¬озлюбленного, едва услышала об окончательной помолвке его с принцессой јликс. ќна была умна. ќна понимала многое. » знала, что, отпустив любовь, останетс€ самым теплым воспоминанием в сердце Ќаследника. “ак и вышло.  рошечна€, горда€ Ђпол€чка ћал€ї знала секреты ∆изни наизусть. » любила ее, ∆изнь, как никто!

 стати, перечитыва€ сотни документов и материалов, посв€щенных истории династии –омановых и жизни ѕоследней ÷арской „еты, € ни в одних воспоминани€х и дневниках, (за исключением воспоминаний ёлии ƒэн и јнны ¬ырубовой), не встречала столь умного и высокотактичного отзыва о ѕоследней »мператрице, который дала  шесинска€ в своих мемуарах. ¬от он:

Ђ ћнени€ могут расходитьс€ насчет роли сыгранной »мператрицей во врем€ царствовани€, но € должна сказать, что в ней Ќаследник нашел себе жену, целиком восприн€вшую русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину умную, сердечную, больших душевных качеств и долга. ¬ т€желые дни испытаний и заключени€ она была его верной спутницей и опорой, и вместе с ним, со смирением и редким достоинством встретила смерть..ї

ƒо конца своих дней ћатильда ‘еликсовна хранила св€то брошь, подаренную ей √осударем - в виде сапфировой змеи, свернувшейс€ кольцом. Ёту брошь, в качестве юбилейного подарка (дес€тилетие службы на сцене »мператорского театра) √осударь выбирал дл€ знаменитой балерины вместе с »мператрицей. ћногозначительный подарок, ибо зме€ символизирует мудрость, сапфир Ц пам€ть.

ѕа третье. «релость танца. »нтриганка или слишком - ∆енщина?

ќни расстались без слез и сцен. ¬скоре после помолвки ÷есаревича. ¬ апреле Ц мае 1894 года, по возвращении его из  обурга. ѕоследн€€ встреча была на ¬олконском шоссе.

 шесинска€ писала о ней: Ђ ак всегда бывает, когда хочетс€ многое сказать, говоришь совсем не то, что собиралась говорить, и много осталось недоговоренного. ƒа и что сказать друг другу на прощание, когда к тому же еще знаешь, что изменить уже ничего нельз€, не в наших силах!ї

ƒа. »зменить было ничего нельз€. √ордой пол€чке пришлось брать себ€ в руки, и она сделала это. 28 июл€ 1894 года, по случаю свадьбы сестры ÷есаревича, ¬еликой кн€жны  сении јлександровны в ѕетергофе был назначен парадный спектакль: балет ћ. ѕетипа Ђ ѕробуждение ‘лорыї.

ћатильда  шесинска€ с блеском танцует в нем главную партию.

” нее огромное количество поклонников. » среди них заметно выдел€етс€ ¬еликий кн€зь —ергей ћихайлович, д€д€ Ќаследника, главный инспектор артиллерии. ќн покупает дл€ балерины роскошную дачу в —трельне, оборудует ее мини Ц электростанцией Ц редкость по тем временам необычайна€. ќсыпает  шесинскую драгоценност€ми, подарками, плат€ за каждый ее каприз. ћолва немедленно соедин€ет их скандальными узами гражданского брака, но Ђблистательна€ паниї смотрит на все сквозь опущенные ресницы, к подаркам - равнодушна.. ƒни напролет проводит в комнате дл€ зан€тий.

¬ феврале 1895 года, вскоре после свадьбы императора Ќикола€, прима неожиданно уезжает в ћонте Ц  арло, ќна дает четыре спектакл€ в монакском театре Ђ азиної. √азеты и журналы ≈вропы полны самых сочувственных и заинтересованных отзывов о Ђмаленькой русскойї..

¬ июне 1895 года  шесинска€ едет в ¬аршаву танцевать с отцом, и своими посто€нными партнерами - танцовщиками Ѕекефи и Ћегатом.

¬ ¬аршаве ее ожидал полный триумф. ќна покорила зрителей соединением классической манеры танца с из€ществом и сдержанным пылом, присущим лишь ей одной. ѕосле первого тура мазурки с  шесинским Ц старшим зал взорвалс€ оваци€ми.

Ђ√азета ѕольскаї писала 4 июн€ 1895 года о прима - балерине петербургского театра: Ђќна вполне оправдала свою славу знаменитой танцовщицы. ≈е танец разнообразен, как блеск бриллианта: то он отличаетс€ легкостью и м€гкостью, то дышит огнем и страстью; в то же врем€ он всегда грациозен и восхищает зрител€ замечательною гармонией всех движений. ћы еще не видели чардаша в таком чудесном исполнении, какое дает нам госпожа  шесинска€..ї

ѕодобных рецензий за два с лишним дес€тилети€ служени€ на сцене »мператорского театра ћатильда ‘еликсовна собрала немало. ¬ дес€тилетний бенефис, в феврале 1900 года, поклонники вместе с ценными подарками преподнесли ей в дар из€щно оформленные альбомы с ее фотографи€ми и всеми стать€ми из газет, когда - либо написанными о ней! Ётим трогательным знаком внимани€ актриса гордилась более, чем роскошью драгоценностей. –ецензии о работе своей балетной студии в ѕариже и отзывы о спектакл€х учениц : ћарго ‘онтейн, јлисии ћарковой, ћарфы Ўал€пиной она вклеивала в альбомы сама.. ѕродолжала традицию. Ќо это было позже, уже Ц после –оссии.

¬ разгар лета 1895 года балерина вернулась из гастрольного турне, все еще хран€ в сердце боль расставани€. Ќа люд€х она старалась казатьс€ веселой, беззаботной, но Ђостава€сь одна, с собой, € глубоко и т€жело переживала столь дорогое мне прошлое, мою первую любовьї.

»сторики много и усердно пишут и говор€т о том, какие отношени€ св€зывали знаменитую артистку с ¬еликим кн€зем —ергеем ћихайловичем: платонические или не очень, дотошно, с пристрастием рассматривают счета оплаченных драгоценностей и меблировки, беззастенчиво копаютс€ в частных письмах, стро€т далеко идущие предположени€ о каких то интригах  шесинской против ƒирекции »мператорских театров..

ј она сама говорит обо всем этом мало, неизменно добавл€€ только, что Ђ—ергей ћихайлович относилс€ к ней замечательно и больше выступал в роли покровител€ и друга, чем возлюбленногої. ј новые роли и премьеры интересовали  шесинскую сильнее, чем придворные интриги.

’от€, надо заметить, что она умела отстаивать свое положение прима Ц балерины в театре должным образом!

“ак, по ее упорному насто€нию, ƒриго и ѕетипа специально придумали дл€ нее партию ∆елтой жемчужины в балете Ђ∆емчужинаї, который был поставлен на сцене во врем€ коронационных торжеств.

Ќи композитор, ни балетмейстер, конечно, ни разу не пожалели об этом! ѕарти€ Ђлишнейї ∆елтой жемчужины стала подлинным украшением всего балета. Ќо злые €зыки за кулисами шипели, что Ђвсесильна€ ћалечкаї прибегла к Ђ¬ысочайшему покровительствуї, настрочив записку бывшему ¬озлюбленному.

 ак то странно думать, что ћатильда ‘еликсовна, облада€ врожденным чувством такта и светскости, - это видно с первых страниц ее книги Ц дама, безупречно воспитанна€, стала бы беспокоить подобными Ђтеатральными пуст€камиї человека, который только недавно стал »мператором –оссии, да еще в момент коронационных торжеств! —ложно представить, что она могла написать в этой записке. Ђћне не дают партии в балете!ї ?! —мешно.

ƒругое дело, что с помощью своего неотразимого дара убеждени€, и того оба€ни€, которое было присуще ей, она умела и могла убедить кого угодно и в чем угодно, а ее страстна€ заинтересованность в том деле, которому она служила, покор€ли всех и вс€! ¬ ней было слишком много пленительного, женского, неожиданного. ћного пыла и искренности, да и - таланта, чтобы кто Ц то мог перед нею усто€ть!

«десь примером может быть истори€, которую рассказала сама ћатильда ‘еликсовна о своих гастрол€х в ѕариже, в Ђ√ранд Ц операї, в 1908 - 09 годах.  шесинска€ стремилась выступить перед парижской публикой во всй красе, и мечтала вставить в свой спектакль Ђ орриганї вариацию из технически трудного и любимого ею балета ÷. ѕуни Ђ ƒочь фараонаї, а это было делом непростым, поскольку в ќпера считалось недопустимым вставл€ть в балет одного композитора музыку другого.

Ќо  шесинска€, единожды задавшись целью, никогда не отступала от намеченного плана. ќна решила поговорить с ћессаже Ц вторым директором ќпера. Ђя начала разговор с того, - вспоминает балерина -, что стала рассказывать, как мне скучно завтра оп€ть репетировать все то же самое, и что мне не в чем блеснуть и показать себ€. ћессаже спросил мен€, почему же € не вставлю в балет что Ц либо, на что € ответила, что € не могу этого сделать без его разрешени€ и после маленькой паузы добавила, что, если он позволит, то € завтра же начну репетировать свою вариацию. ћассаже сразу дал согласие и разрешение, и на следующий день €, радостна€, принесла на репетицию свою музыку и потом в балете Ђ орриганї, € уже танцевала свою вариациюї. Ётот вставной номер имел такой небывалый успех, что  шесинской пришлось бисировать, а это было в Ђќпераї Ђисключительным случаемї!

ќна и сама была Ђисключительным случаемї балета. ѕользу€сь своим положением прима Ц балерины и вли€нием на ƒирекцию она лично могла составл€ть свой репертуар , имела в театре партии, какие только хотела, но, заметив необыкновенный талант јнны ѕавловой, и чутьем угадав ее блест€щее будущее, насто€ла на том, чтобы знаменитый ѕетипа удел€л молодой артистке больше внимани€. —пециально дл€ ѕавловой им был поставлен балет Ђ∆изельї, что стало крупнейшим событием в истории русского искусства вообще!

“амаре  расавиной, выпускнице »мператорского училища,  шесинска€ - прима подарила свой костюм дл€ первого выступлени€ на сцене. ¬ацлаву Ќижинскому, будущей Ђнезакатной звездеї русского балета, оказала честь, выбрав его своим партнером и оттачивала с ним вместе мастерство поддержек и па Ц де - бра, адажио и жете Ц а - турнан. ”роки свои она давала шут€, заразительно сме€сь, а иногда заставл€ла крайне самолюбивого и вспыльчивого Ќижинского, мучительно красне€, ревновать к тем оваци€м, которые часто раздавались в ее адрес во врем€ их блест€щих выступлений дуэтом!

ќчень трогательно читать о подарке Ќижинского Ђ пани ћалечкеї чудотворной иконы Ѕожией ћатери в серебр€ном окладе, которой она безмерно дорожила, и которой позже благословл€ла своих родных и знакомых, счита€, что икона эта обладает бесценной силой спасени€. ѕеред нею она часто молилась и в эмиграции. ”знав, уже за границей, что Ќижинский во врем€ приступов своей опасной болезни Ц воспалени€ мозга, часто звал ее по имени,  шесинска€ разрыдалась неудержимо, что с нею бывало крайне редко. ќна до конца дней своих сохранила убеждение, что если бы смогла в те страшные дни быть р€дом Ђс ¬ацликомї, то болезнь, навсегда отн€вша€ у него пам€ть, могла бы прин€ть совсем другой оборот. Ѕыло ли это убеждение наивным?..  то может знать?  шесинскую всегда называли Ђслишком ∆енщинойї и на сцене и в жизни!

ѕа четвертое. Ѕлеск танца. Ћюбовь и материнство.

Ѕог и природа одарили  шесинскую щедрым и теплым сердцем. Ќе ее вина, что она столь часто страдала от предубеждений против нее, от интриг и насмешек. Ѕлистательна€, горда€, уверенна€ внешне,  шесинска€, на самом деле, очень т€жело душевно переживала не только свои личные драмы, но и драмы на сцене.   примеру, уход с поста ƒиректора »мператорских театров кн€з€ —. ћ. ¬олконского, которого она очень всегда уважала и ценила, счита€ его тонким знатоком театрального искусства и балета, но которому не смогла в какой то момент объ€снить свою непричастность к скандальным происшестви€м и слухам в театре.

—уть непри€тности с кн€зем ¬олконским состо€ла в том, что прима  шесинска€ была оштрафована дирекцией за Ђнедопустимое поведениеї: сменила костюм, заказанный к очередному спектаклю дирекцией на свой собственный, поскольку в заказанном ей было неудобно танцевать. ќна обжаловала решение администрации о штрафе, дело получило широкую огласку, было раздуто до неверо€тных размеров бюрократами и сплетниками, и, чтобы прекратить шум скандала, ¬олконскому, корректно, но жестко, предложено было уйти с поста директора. ј, может быть, он ушел - сам, посчитав  шесинскую капризной особой?.

Ќеизвестно. »звестно доподлинно одно: кн€зь —ергей ћихайлович ¬олконский, в ѕариже, в 1929 году, возобновив знакомство с  шесинской, души в ней не ча€л, прин€л гор€чее участие в обустройстве ее балетной студии, читал лекции ее ученицам, и написал прекрасную статью о  шесинской, как педагоге балета.

ћатильда же ‘еликсовна неизменно отзывалась о блест€щей натуре ¬олконского только в восхищенных тонах, и до самой смерти жалела о том Ђдосадном, нелепом случае со штрафом!ї

—ожалела она позднее и о своем разрыве с —. ƒ€гилевым, что помешало ей, как звезде балета, выступать в его Ђ–усских сезонахї. ” ƒ€гилева блистала ѕавлова. ј  шесинска€ организовала свое собственное турне, и выступала с неменьшим успехом, несколько притушенном оваци€ми журналов и газет в адрес д€гилевских ЂSeazon la Russeї  шесинска€ не завидовала. ќна лишена была этого чувства.  ак вс€кий

самодостаточный человек, знающий цену себе и своему таланту.

ѕризнавалась лишь в сожалении о том, что не смогла удержать отношений на ровной ноте, что часто страдала от предубежденности своих товарок по сцене, вынудивших ее в конце концов, покинуть ћариинский театр и стать Ђартисткой по контрактуї. Ќе сожалела она только об одном: рождении сына ¬ладимира 18 июн€ 1902 года. Ётому предшествовала истори€ любви, столь удивительна€, и столь захвативша€  шесинскую, что грешно ей было жалеть обо всем, что потом случилось, хот€ это едва не поставило креста на всей ее светской и балетной карьере.

¬ феврале 1900 года, через несколько дней после бенефиса,  шесинска€ устроила у себ€ дома парадный обед. ѕрисутствовало несколько особ ƒома –омановых, в их числе ¬еликий кн€зь јндрей ¬ладимирович, кузен √осудар€, человек весьма незаур€дный и тонко образованный. ќн давно интересовалс€  шесинской, посещал все ее спектакли, бывал на ее приемах Ц она при всей загруженности в театре и гастрол€х давала дома вечера и обеды -, но о чувствах как то не приходилось говорить, а может, Ц не считал нужным?...

¬о врем€ обеда они сидели р€дом, и от какого то неловкого движени€ (сказалось тщательно скрываемое волнение?) бокал с вином в руках јндре€ ¬ладимировича треснул, и все его содержимое оказалось на шикарном платье артистки. ќна сумела как то быстро зам€ть неловкость, шуткой и оживленным разговором. “ак весь вечер и протанцевала и проговорила с незадачливым кавалером, украсившим ее платье из ѕарижа Ђвинною розойї. ј под конец вечера пон€ла, что влюбилась.

Ёто так и бывает. ѕросто. Ќеожиданно. ¬ластно. ѕорой Ц навсегда. “ак было и с  шесинской.

≈сть точна€ дата того дн€, когда они стали близки. ќни всю свою жизнь вдвоем Ц более тридцати лет - помнили ее, эту дату, и отмечали, как годовщину встречи. я не буду приводить ее здесь, хот€ она мне известна доподлинно. —кажу только, что всю оставшуюс€ жизнь, все свои дальнейшие взлеты и падени€, скитани€ и жизнь на чужбине, в эмиграции, когда надо было завоевывать Ђправо на бытиеї - заново, отгон€€ от себ€ огромную душевную боль, а то и элементарное чувство голода и страха; жизнь, св€занную с јндреем ¬ладимировичем –омановым, вплоть до его кончины, ћатильда ‘еликсовна называла Ђромантической сказкойї.. —тоит только вдуматьс€ в эти слова и все становитс€ €сно.

ќбнаружив во врем€ совместной заграничной поездки с јндреем ¬ладимировичем по »талии и ‘ранции, что она - беременна, ћатильда ‘еликсовна долго не могла сказать возлюбленному об этом. ≈й надо было прин€ть сложное решение, бросить вызов обществу и, быть может, проститьс€ с балетом навсегда.

ќна прин€ла решение. “анцевала столь долго, сколько это было возможно. ”шла со сцены, когда до родов оставалось только три мес€ца.

( Ђѕо моей фигуре это совершенно не было заметно!ї Ц мимоходом кокетливо отметила она в воспоминани€х. »стинна€ женщина!).

ќтказала ¬еликому кн€зю —ергею ћихайловичу в пылком предложении руки и сердца и усыновлении будущего ребенка. ƒит€ долгое врем€ оставалось незаконнорожденным.

Ћишь по достижении им дес€тилетнего возраста ћатильда ‘еликсовна решилась просить √осудар€ »мператора о присвоении сыну родовой фамилии Ђ расинскийї, дл€ чего она специально ездила в ¬аршаву и искала документы в польских архивах. Ќашла мимолетное упоминание в знаменитом Ђѕольском гербовникеї. ѕрошение  шесинской было удовлетворено, но ¬ладимир был записан в паспорт с отчеством Ђ—ергеевичї, так как родители его в законном браке не состо€ли.

ќтчество свое он сменил лишь после венчани€ родителей в ‘ранции, уже в эмиграции, прибавив к фамилии: Ђ расинскийї и титул Ђкн€з€ –омановскогої.

ќн обожал свою мать и вовсе не потому, что имел, как избалованный мальчик Ђцарских кровейї, все, что ему хотелось, даже моторную лодку и игрушечное авто, и собственный же игрушечный домик о двух комнатах, с серебром, посудой и бельем!

¬овсе нет. ≈го мать, которую он всю жизнь звал Ђмилой ћусенькойї, была тем человеком, которого вообще - трудно не полюбить!

ќна вечно двигалась, куда то бежала, что то сажала в саду, над чем то шутила с гост€ми, перебирала блест€щие костюмы, строила потр€сающие домики из спичек и карт, разыгрывала дл€ сына театральные представлени€ с помощью его любимых игрушек - обезь€нок из м€гкой ткани всех видов и мастей, учила его правильно ходить в вечернем детском смокинге и садитьс€ на высокий стул с пр€мой спинкой, не горб€сь, и так терпеливо объ€сн€ла, почему гербера не может сто€ть в одном вазоне с лилией..

ј потом наступал вечер, его сажали в экипаж или авто и везли в театр, где на сцене выступала его мамочка Ц ћусенька, так непохожа€ на себ€ домашнюю Ц легка€, воздушна€, словно фе€ или сильфида. ќн гордилс€ ею. Ќесказанно.

¬ 1914 году, вскоре после начала войны, она танцевала главную и самую потр€сающую свою партию в балете ЂЁсмеральдаї, увлека€ зрителей великолепной техникой танца и блистательной игрой драматической актрисы, особенно в момент танца перед невестой ‘еба и в сцене прощани€ перед казнью.

«ал рукоплескал неверо€тно, несмотр€ на военное врем€ и присутствие в зале самого »мператора!  шесинской поднесли огромную корзину цветов, а когда одна из светских дам громко выразила неудовольствие Ђбезумною тратою денег в военное врем€ї, первым голосом, раздавшимс€ в защиту  шесинской, был голос ее 12 Ц летнего сына: Ђќна это заслужила!ї  шесинска€, которой потом передали реплику ¬олоди, была потр€сена, и с тех пор стала воспринимать его, как взрослого человека, понимающего и цен€щего, то что она делает на сцене! ќна считала себ€ неважною матерью, так как часто отсутвовала и много ездила на гастроли, но у ¬олоди  расинского было на этот счет совершенно другое мнение! ¬от строки из письма , отправленного им матери во врем€ ее т€желой болезни 29 сент€бр€ 1930 года из Ћагэ (юг ‘ранции), где он жил в то врем€:

ЂЕя только что гор€чо молилс€ у чудотворной иконы за вас обоих (имеетс€ в виду ј.¬. –оманов Ц автор), и за себ€, за нас всех. я твердо верю, что Ѕогородица услышит мою молитву и пошлет нам спасение.. и выздоровление тебе, дорога€ мо€ ћусенька. Ёто письмо и конверт € окропил св€тою водою. ћусенька мо€, ты поправишьс€ сразу и совершенно!!  рещу мысленно и благословл€ю теб€, мо€ ћусенькаЕї

“ака€ вера сына и его нежное внимание, как то успокоили см€тение, цар€щее тогда в душе ћатильды ‘еликсовны, она смогла собратьс€ с силами, и победить свой серьезный недуг. ( ≈й тогда окончательно утвердили диагноз злокачественной опухоли бедра, что ставило крест теперь уже на ее карьере педагога балета! Ц автор.) „ерез две недели она продолжила уроки танцев в своей студии, превозмога€ себ€ и режущую боль в бедре. ќпухоль, подчин€сь железной воле артистки, прошла бесследно, а ћатильда ‘еликсовна прожила после этого еще благополучно почти сорок лет..

¬ладимир јндреевич  расинский, кн€зь –омановский, несомненно, знал эту стальную несгибаемость характера в своей Ђмаленькой маме - ћалеї и уважал ее безмерно!

¬ знак почтени€ к матери, он завещал себ€ похоронить в одной ограде с нею и отцом, но места на кладбище —ент Ц ∆еневьев - де Ѕуа было так мало, что кн€з€ –омановского погребли не только в одной ограде, но и в одной могиле с великой балериной. Ёто случилось, через три с небольшим года после ее смерти, в 1974 году.

ќн сумел - таки успокоить ее старость, и она умерла у него на руках, о чем всегда мечтала.

ѕа п€тое. —тремительное фуэте : война, революци€, эмиграци€.

¬ мес€ц объ€влени€ войны  шесинска€ много танцевала в театре. ј воздух предгрозового августа 1914 года чувствовала, как никто, зна€ все предсто€щие и прошедшие событи€ почти Ђиз первых рукї. ” нее в гримерной толпились то и дело знакомые прапорщики и офицеры, уезжающие на фронт и приход€щие проститьс€: многие знали ее еще по сезонным спектакл€м в  расном —еле.

ќсобенно много у нее было знакомых в лейб Ц гвардии ”ланском ≈€ ¬еличества »мператрицы јлександры ‘еодоровны полку. ћногих из них она еще встретила на койках своего собственного лазарета, который открыла вскоре после начала войны. «а два дн€ до ее официального объ€влени€ она танцевала в театре, в присутствии √осудар€ свой блест€щий номер - Ђ–усскуюї: на мотивы народной песни Ђќй, полным - полна коробушкаї.  аким - то седьмым или дев€тым чувством она знала, что танцует дл€ Ќего и видит ≈го - в последний раз.  огда зал взорвалс€ от овации,  шесинска€ повернулась в сторону ложи, где сидел »мператор, и замерла в низком Ц низком поклоне. ћинутна€ тишина изумленного зала снова взорвалась от аплодисментов. ѕервым начал аплодировать √осударь.  шесинской пришлось бисировать.  огда она заканчивала номер, то почти ничего не могла видеть от слезЕ

ќна ездила с концертами и по линии фронта ( под ћинском) и по госпитал€м. ѕринимала участие во всех благотворительных концертах в пользу раненных и сирот.

ќборудовав по последнему слову тогдашней медицины и науки два образцовых госпитал€ Ц лазарета в —трельне получила теплое благодарственное письмо и пам€тный жетон от ¬еликой

 н€жны ќльги Ќиколаевны, старшей дочери »мператора, чем бесконечно гордилась. –аненные и медперсонал любили ее, потому что хоть она и не ухаживала за ними и не перев€зывала ран Ц поскольку не умела делать этого профессионально - но заботилась о бол€щих не меньше сестер и врачей: то везла их парти€ми по дес€ть человек к себе на дачу, в —трельну, то устраивала дл€ раненных и врачей поездку в театр, то украшала палаты цветами, то писала под диктовку письма, а то, сбросив туфли пр€мо на полу, без пуантов, на пальцах в одних тонких чулках танцевала дл€ раненных то венский вальс, то –усскую..

ѕри прощании с нею ( в разгар войны раненных стали переводить вглубь страны, в тыл, а столичные лазареты закрывали) солдаты, крест€ ее, клали ей земные поклоны, на которые она, растроганна€, не знала, чем отвечать, кроме искренних слез.

”же после окт€брьского вихр€, во врем€ жизни в  исловодске, чудом избежав ареста, ћатильда ‘еликсовна, пыта€сь отблагодарить одного из красноармейцев за полученное предупреждение об очередном Ђрейде ¬„ ї, смутно узнала в Ђнеча€нном благодетелеї одного из пациентов ее лазарета.. Ќо он пр€тал глаза. » она решила, что ей показалось.

≈е последн€€ гастрольна€ поездка была по “ифлису, где публика восторженно носила ее на руках, а провожа€ - осыпала подарками среди которых были и две корзины чудных фруктов и даже мешок сушеной мушмулы (виноград изюмного сорта Ц автор) ѕозже она вспоминала эту поездку, как призрак ушедшей жизни, райский мираж. ’от€ и ехала  шесинска€ в своем собственном комфортабельном вагоне, доставшемс€ ей по распор€жению начальника Ќиколаевской железной дороги, дыхание войны ощущалось и чувствовалось везде и во всем: подолгу сто€ли на пут€х, не хватало продуктов, а то и дров дл€ отапливани€. Ќо ћатильда ‘еликсовна не унывала. ќна вообще не умела этого делать.

23 феврал€ 1917 года, в субботу, за пару дней до переворота,  шесинска€ давала свой последний большой прием в ѕетербурге на 24 человека. „ерез два дн€ ее прекрасный и поместительный дом, в котором была масса золотых изделей ‘аберже, антикварных вещей и редкостей, был полностью разграблен, а сама она вместе с сыном, его воспитателем и двум€ артистами труппы, очень преданными ей, должна была бежать из своего дома и скрыватьс€ у знакомых и друзей. ќна жила то у своей давней подруги Ћилии Ћихачевой, то в квартире ѕ. ¬ладимирова, на ќфицерской улице. ”шла  шесинска€ из дому в чем была : черное пальто и платок на голове, в руках чемоданчик с драгоценност€ми, а под мышкой -любимый фокс ƒжиби. Ѕашмаки и носильные вещи ей позже украдкой принесла ее горнична€ и костюмерша Ћюдмила –ум€нцева, много лет преданно служивша€ ей, и умерша€ в ее доме за границей в 1951 году.

ѕродукты ћатильде ‘еликсовне приносил ее бывший дворецкий јрнольд, оставшийс€ жить в ее доме на правах швейцарского подданного.

ќн шадил свою маленькую госпожу и не рассказывал ей о разграблении усадьбы, принос€ в карманах пальто, то блюда из севрского сервиза Ђлиможї, то серебр€ную бутоньерку, то щетку дл€ волос, то золотую ложку. ћатильда ‘еликсовна улыбалась, благодарила, и только огромные глаза ее наполн€лись какою то неизбывною печалью, в них тихо, постепенно гас чарующий, теплый свет. ќна понимала, что тер€ет все невозвратно. Ќе сдавалась. ”пр€милась. ѕыталась вернуть свой конфискованный незаконно дом, но подобравшие власть карбонари всех мастей и разные революционные комитеты Ц она плохо разбиралась в их направленности Ц не спешили читать ее жалобы и выслушивать прославленную артистку , они нимало не церемон€сь, однажды за ее спиной громко выразили удивление, что Ђбольно уж знаменита€ балетна€ тщедушна, да мала ростом, а не прихлопнуть ли ее восво€си?ї ”  шесинской похолодело сердце, она с болью гл€нула еще раз на заплеванные и загаженные окурками мраморные лестницы своего дворца и ушла, мгновенно пон€в, что пути назад ей нет. Ќужно было уберечь ту, единственную драгоценность, что у нее еще оставалась Ц сына.

13 июл€ 1917 года ћатильда ‘еликсовна выехала из ѕетрограда Ц ѕетербурга и за несколько дней добралась до почти незатронутого революцией  исловодска, куда ее звал јндрей ¬ладимирович почти в каждом письме. Ќа поездку по –оссии и беспреп€тственное проживание в любом месте она получила разрешение от ћинистерства юстиции ¬ременного правительства. ¬прочем, от дальнейших бедствий  шесинскую это никак не спасло.

Ќа Ќиколаевском вокзале в тот июльский четверг ее провожал ¬еликий  н€зь —ергей ћихайлович, человек преданно и глубоко ее любивший.  шесинска€, не могуща€ разделить чувства по сердцу, но беспредельно уважающа€ его, как друга, т€жело расставалась с ним, едва не рыдала: оп€ть чувствовала, Ђчто это - мо€ последн€€ с ним встречаї..

¬ 1921 году, приехав в ѕариж, следователь Ќиколай —околов, проводивший по поручению адмирала  олчака, расследование убийства »мператора и его —емьи, а также убийство членов семьи –омановых в јлапаевске, попросил встречи с ¬еликим  н€зем јндреем ¬ладимировичем, чтобы показать ему материалы расследований. Ќа эту встречу јндрей ¬ладимирович пришел с женою - ћатильдой ‘еликсовной  шесинской. »менно здесь ћатильда ‘еликсовна получила из рук —околова свой медальон, который когда то подарила ¬еликому  н€зю —ергею ћихайловичу на пам€ть. ћедальон нашли на дне шахты под јлапаевском, куда было сброшено тело застреленного ¬еликого кн€з€.

ќн, единственный из всей группы –омановского семейства, был сброшен в страшную шахту мертвым, потому что оказал сопротивление конвойным. ќстальных Ђуронилиї на дно - заживо.

 огда умирают те, что вдалеке от теб€, те, кого любишь, уже не остаетс€ надежды на возврат теб€ прошлой, прежней: моложе, €рче, сильнее. ѕризрачными силуэтами реют вокруг лишь едва ос€заемые воспоминани€, как дуновение ветра, как р€бь на воде, как облако, раста€вшее в небе.. “ам, в  исловодске, ход€ в одной юбке из черного бархата с протершимис€ колен€ми, недосыпа€ и недоеда€, пр€ча остатки драгоценностей, невымененных на муку и сахар, в ножки кровати и банку помады; тр€с€сь за участь сына, узнав о происхождениии которого тотчас не пожалели бы шальные коммисары дев€ти граммов свинца; мучительно дума€ о ежеминутной веро€тности гибели дл€ јндре€ ¬ладимировича, скрывавшегос€ в горах вместе с братом Ѕорисом, ћатильда ‘еликсовна еще наде€лась на „удо, на веро€тность его, на возможность —пасени€, хот€ бы малую!

¬стреча с Ќиколаем —околовым в ѕариже эти надежды разбила. », может быть, именно тогда, в ту первую ночь после разговора с полковником, учтиво показывающим потр€сенной кн€гине –омановской -  расинской страшные реликвии »патьевского дома и шахты под јлапаевском: пуговицы от одежды и пр€жки башмаков, зубные коронки, медальоны и погнутые броши, ей и приснилс€ тот странный сон, который она потом уже видела часто, и от которого просыпалась вс€ в слезах :

Ќеизвестный голос говорил ей во сне : Ђ ќни идут, они идут.!

 то? ! Ц удивл€лась она голосу.

-÷арска€ семь€!

Ќо как же?! Ц сомневалась она, готов€сь к торжественной встрече. ¬едь они погибли! ¬се до единого!

- ѕогибли! - грустно подтверждал голос, - Ќо их души идут!ї

» тут раздавалось пение хора, словно на пасхальной заутрене, распахивались двери, она склон€лась в глубоком поклоне, сгтиба€ дрожащие колени, и все пыталась уловить взгл€д “ого, кто двигалс€ навстречу ей, озар€€ светом теплой улыбки .

¬се ближе, ближе. «накомые серые глаза, с грустным и м€гким выражением, не то ребенка, не то мудреца Ц старца.. —ердце радостно откликалось, уста раскрывались в предверии ликующего восклицани€, но толчок в грудь обрывал все, и она просыпалась в холодном поту.. Ћюбовь не могла вернутьс€. ќна обратилась в мучительный и сладостный сон. ∆изнь не могла остановить текущее вперед врем€. Ќадо было учитьс€ жить заново.

» она смогла научитьс€.  то же еще бы смог, если не она, несравненна€  шесинска€, несгибаема€ ћалечка?

ѕа шестое. «авершение танца. “алант учительства или жизнь продолжаетс€.

∆изнь подарила ей редкую возможность перевоплощени€, со Ц переживани€ и переживани€ чувств других людей, роли которых она играла на сцене. Ёсмеральда, Ћиза в Ђ“щетной предосторожностиї, дочь ‘араона, ∆изель, –аймонда, Ќики€ в ЂЅа€деркеї Е. Ќе перечислить всего!

∆изнь и ее саму, без грима и пуантов, испытывала во многих Ђрол€хї, может быть, не совсем привычных ей: в роли любовницы, не ставшей женой, в роли матери, не давшей своей фамилии сыну, в роли интриганки, не строившей интриг, в роли друга, но не Ц возлюбленной..

¬ длинной, причудливой биографии балерины и ∆енщины было очень много обликов, много ролей, с которыми она блест€ще справл€лась! ћимолетных, неуловимых, или же, наоборот, - крупно и резко очерченных. —реди них Ц последн€€, сама€ €рка€, заметна€: роль ћэтра, ѕедагога, Ќаставника..

≈й то и посв€щена заключительна€ глава нашего повествовани€, последнее па из€щного танца жизни ћатильды ‘еликсовны  шесинской. »бо, может быть, именно здесь, в самом прекрасном, зрелом периоде своей жизни она, как „еловек и Ћичность, выразилась наиболее полно.

ƒумаетс€, что ћатильда ‘еликсовна ушла с головой в преподавательскую де€тельность не только потому, что у нее к 1929 году было не очень много средств и нужно было на что то жить дальше, хот€ и это, беусловно, - немаловажно. ќна ушла в Ђмэтрыї еще и потому, что не хотела вспоминать прошлое.

≈е измученна€ потер€ми душа жаждала чего то нового. “анцевать у ƒ€гилева она отказалась, хот€ ей было в то врем€, в 1920 году, только сорок восемь лет и она находилась в хорошей форме. Ќо с тех пор, Ђкак »мператорские театры перестали существовать, Ц писала  шесинска€, € не испытывала желани€ выступать и танцевать!ї

ѕриехав во ‘ранцию 26 феврал€ 1920 года,  шесинска€ с ј. ¬. –омановым и сыном жили сначала довольно уединенно на вилле Ђјламї, в  ап де јй.

¬илла эта, знаменита€, очень из€щно и со вкусом обставленна€, была куплена еще до революции, и соседствовала с из€щными и богатыми особн€ками кн€гинь и кн€зей романовской крови и разных титулованных особ со всего света.

—реди светских знакомых ћатильды ‘еликсовны были: ¬елика€ герцогин€ Ћейхтенбергска€ јнастаси€ ћихайловна, кузина бывшего √осудар€, кн€зь Ќикита —ергеевич “рубецкой с женою Ћюбовью ћихайловной ≈горовой, тоже бывшей балериной »мператорских театров; даже блистательна€ Ђморганатическа€ вдоваї легендарного јлександра ¬торого Ц кн€гин€ ≈катерина ћихайловна ёрьевска€, правда, вскоре умерша€. Ѕывша€ императрица ‘ранции ≈вгени€ ћонтихо приглашала ¬еликого кн€з€ јндре€ и его супругу Ђкн€гиню ћалечкуї к себе на парадное чаепитие, и была очарована маленькой светской дамой , похожей на саксонскую из€щную статуэтку, с неотразимой улыбкой!

ѕредставл€лась ћатильда ‘еликсовна и разным вдовствующим королевам: румынской, бельгийской, датской, устраивала у себ€ дома светские пикники, вечера танцев и даже вечера - девишники дл€ бывших подруг по сцене: ѕавловой, “рефиловой. «анималась с ¬ерой Ќемчиновой, молодой солисткой очередных Ђ–усских сезоновї ƒ€гилева постановкой танцев из ЂЋебединого озераї - по личной просьбе —ерге€ ѕетровича.

( “от давно и благополучно забыл о разногласи€х, а великодушна€  шесинска€ Ц и подавно!)

»грала в рулетку с јнной ѕавловой в казино ћонте Ц  арло. “ам  шесинскую хорошо знали и называли Ђћадам —емнадцатьї, потому что она часто ставила на это число. «а эти годы Ц дев€ть лет, что она Ђнегромкої прожила на вилле Ђјламї, с люб€щими ее людьми, она стала женой ј. ¬. –оманова Ц 30 €нвар€ 1921, а в но€бре 1925 года - прин€ла православие. Ўаг этот был серьезно и глубоко обдуманным. ћатильда ‘еликсовна очень дорожила своей маленькой дружной семьей и хотела быть единой с нею во всем, даже и в вере. “акова нехитра€ внешн€€ канва ее жизни Ђпосле –оссииї. ј внутри? „то было внутри?

¬ 1929 году, после череды долгих, мучительных раздумий,  шесинска€ решаетс€, наконец, ехать в ѕариж, чтобы подыскать помещение дл€ студии и жилье семье. ƒолгие поиски увенчались успехом. Ѕыл сн€т уютный дом в 16 арондиссмане (район, округ Ц автор), под названием : вилла Ђ ћолиторї.

Ќа оборудование студии у ћатильды ‘еликсовны, при поддержке ее добрых друзей и знакомых ушло более двух мес€цев. ќсв€щение студии митрополитом ≈влогием состо€лось 26 марта 1929 года, почти через дев€ть лет после того, как  шесинска€ покинула пределы –оссии.

ќна очень переживала, состоитс€ ли как педагог, наберет ли необходимое количество учениц?! Ќо уже 6 апрел€ дала свой первый урок. ќн прошел удачно, и ћатильда ‘еликсовна с облегчением и удивлением пон€ла, что может преподавать!

„ерез несколько мес€цев после переезда в ѕариж и открыти€ студии,  шесинска€ получила потр€сшую ее весть о внезапной кончине в ¬енеции —. ѕ. ƒ€гилева. Ёто произошло 19 августа 1929 года. ≈му было всего 57 лет.

¬ последнее врем€ он часто посещал  шесинскую и они долго и оживленно обсуждали планы на будущее. ¬ ѕариже совсем недавно (весною, с ма€ по июнь) прошел с громадным успехом в театре —ары Ѕернар очередной Ђ–усский сезонї ƒ€гилева, с участием —. Ћифар€ и  арсавиной! ¬ его смерть ћатильде ‘еликсовне верилось с трудом, но тем не менее, она оп€ть пон€ла, что рассчитывать может лишь на себ€. Ќо самое удивительное, что она рассчитывала очень беспроигрышно!

¬. ¬ульф, знаменитый сегодн€шний театровед и историк, считает, что ћ. ‘.  шесинска€ была неважным преподавателем, и ее выручал непотускневший за годы ореол знаменитого имени.

—порить трудно, но, прочитав в списке учениц имена знаменитых звезд мирового балета: ћарго ‘онтейн и јлисии ћарковой, тоже создавших целые эпохи в истории танца, начинаешь сомневатьс€ в бесспорности утверждени€ ¬ульфа. Ќам трудно судить, каков был танец самой  шесинской Ц остались только восхищенные слова, но многие видели и знают теперь, каков был танец той же блистательной ‘онтейн ( в паре с ошеломл€ющим –удольфом Ќуриевым!) вобравшей в себ€ то лучшее, что могла ей дать Ђрусска€ госпожа профессорї!

“ехника ‘онтейн была блест€ще - безукоризненна, драматизм исполнени€ характерных ролей (Ђ∆изельї Ќики€ в ЂЅа€деркеї,) был таков, что зрителей в зале пробирал озноб!

Ќо, пожалуй, самое главное, чему научила Ђмадам  расинскаї несгибаемую и несравненную ћарго Ц умение видеть свет будущей звезды и помогать ее рождению. Ќе будь ‘онтейн, кто знает, родилс€ бы в мире и на сцене тот Ќуриев, которого мы все теперь знаем?

¬прочем, истори€ Ќуриева и ‘онтейн столь необыкновенна, что может вылитьс€ в тему совершенно другой статьи и другой жизненной канвы. ѕока же - не будем отвлекатьс€. Ћучше вернемс€ к страницам биографии ћатильды ‘еликсовны Ц педагога. ќни - не менее блест€щи, чем путь ее , как артистки.

 н€зь —ергей ћихайлович ¬олконский писал о балетной студии  шесинской и методах ее преподавани€ в своей статье: Ђ“олько тот, кто бывал в студии кн€гини  расинской, кто присутсвовал на уроках, может оценить степень той воспитательной работы, которую вкладывает она в свое дело. Ѕольше всего поражало мен€ паралелльное развитие техники и индивидуального ощущени€ красоты. Ќи одно из упражнений не ограничеваетс€ сухим воспроизведением гимнастически технической задачи: в самом, казалось бы, бездушном, есть место чувству, грации, личной прелести.  ак лепестки цветка раскрываютс€ те стороны природы, которыми один характер непохож на другой. Ќе в этом ли истинна€ ценность исполнительского искусства что одно и то же может воспроизводитс€ по разному? “ехнике можно научить (этим в наши дни не удивишь), но вы€вить природное, направить чужое, внутреннее по тому пути, который каждому по Ц своему свойствен Ц это тот педагогический ƒар, которому тоже Ц научить нельз€.ї

”ченицы  шесинской прекрасно понимали это.   3 сент€бр€ 1929 года второму учебному сезону ей пришлось расшир€ть здание студии, ибо оно не вмещало всех желающих учитьс€ у знаменитой балерины.   сезону же 1934 - 35 годов студи€ была и вовсе перенесена в отдельное поместительное и очень комфортабельное здание. ќсв€щал студию 7 окт€бр€ 1935 года тот же митрополит ≈влогий.

ќн рассказал ученицам удивительную историю Ц легенду про бедного танцора, у которого ничего не было, чтобы принести в жертву чудотворной статуе Ѕогородицы, как делали богатые, когда приходили молитьс€ и просить у ÷арицы Ќебесной помощи. ¬се, чем он располагал, это было его искусство, и он решил пожертвовать Ѕогородице представление своих танцев. ќн понимал, что ему не разрешат танцевать в храме, и потому решил сделать это так, чтобы никто об этом не знал. » вот он ночью, тайно, пробралс€ в храм со своим костюмом и гримом, переоделс€ и начал давать свое представление.

¬озмущенные монахи, увидев рано утром танец, хотели выгнать его из храма прочь, но каково же было их изумление, когда Ѕожи€ ћатерь вдруг наколонилась к нему, словно благодар€ за выступление и прот€нула руки, защища€. ћонахи благоговейно онемели пон€в, что чиста€ жертва артиста была угодна Ѕогу, потому что дарилась искренне, от щедрости сердца.

Ёта легенда, расказанна€ св€щенником, так потр€сла  шесинскую, что она записала ее в журнал и часто потом рассказывала своим маленьким ученицам. Ћегенда эта была очень значима дл€ нее, ведь и ее собственна€ жизнь, жизнь блистательной прима Ц балерины, заслуженной артистки »мператорских театров, почти до самого конца была ничем иным, как тоже - служением Ѕогу, ибо она приносила ему в ƒар то, что имела Ц чистый, незамутненный свет своего истинного “аланта, жар души.

¬ 1936 году, в возрасте 64 Ц рех лет ћатильда ‘еликсовна по приглашению ƒирекции Ћондонского  овент Ц √арден выступила на сцене, протанцевав легко и безукоризненно свой номер - легендарную Ђ–усскуюї, в сарафане расшитом серебр€ными нит€ми и жемчужном кокошнике. ≈е вызывали 18 раз, что дл€ сдержанной английской публики было немыслимо и непредставимо! ¬с€ сцена и проходы к ней завалена была цветами.

Ќа балетную школу  шесинской в разные годы приезжали смотреть јнна ѕавлова и јйседора ƒункан, “амара  расавина, Ќинет де ¬алуа и ‘. јштонЕ ƒл€ всех она была эталоном, примером, на нее равн€лись, ей подражали, случалось, и завидовали, но она смотрела на это сквозь пальцы и.. умела дружить с соперниками. ≈е приглашали на заседани€ международной ‘едерации балета и на экзамены в танцевальные школы. ∆урналисты тщетно выведывали секреты ее диеты, а молодые балерины неустанно поражались неисс€ка€мой ее энергии, и тому лучистому потоку света, что струилс€ из ее глаз. √лаза ее оставались всегда удивительно молодыми, несмотр€ на всю бескрайнюю горечь потерь и разочарований, что неизбежно встречались на долгом пути.

ќна пережила окупацию ‘ранции и арест сына, смерть обожаемого мужа в 1956, перелом бедра, грозивший ей полной неподвижностью, прощани€ с многочисленными друзь€ми, уходившими в небытие раньше нее. Ќо ничто не могло ее сломить!  аждое утро она встречала учениц в своей студии с из€щной палочкой в руке и все начиналось заново: батман, плие, атиттюд, жете Ц а турнан , па де бра, и неизменный каскад фуэте.. ”рок танца. ”рок жизни. ”рок победы!

¬ 1958 году Ѕольшой театр приехал на гастроли в ѕариж. ћатильду ‘еликсовну навестили артисты труппы: ≈катерина ћаксимова и ¬ладимир ¬асильев, и с восторгом общались с чудесной женщиной, у которой вообще не было возраста!

ќна сме€лась, шутила, отвечала на все вопросы, даже самы каверзные, пыталась показать какие то немыслимые па, кокетливо опира€сь на руку ¬асильева. Ёто было похоже на какой то праздничный феерверк - общение с нею!

 огда артисты прощались, то ¬асильев, целу€ ее руку, сказал ей, что ее до сих пор помн€т в –оссии, как балерину и артистку.

-» не забудут никогда! Ц со сдержанным достоинством, тихо проговорила она и глаза ее на секунду повлажнели. Ќо тут же заси€ли снова.

«аплакала она только поздним вечером, на спектакле Ѕольшого, куда ее пригласили. Ќо не стыдилась слез. ¬первые за много лет она оп€ть плакала от счасть€. ќна вновь видела на сцене насто€щий, »ћѕ≈–ј“ќ–— »…, русский балет . ќна знала, что жизнь иногда можно повернуть всп€ть. ’от€ бы ненадолго. ’от€ бы - во врем€ спектакл€. ¬прочем, этот секрет был ей знаком еще из того далека, когда она была только маленькой ћалечкой  шесинской, ученицей »мператорского “еатрального училища Е.

10 Ц 20 июн€ 2003 года. ћакаренко —ветлана.

ƒл€ подготовки данной статьи использованы материалы личной библиотеки автора и текст подлинных мемуаров героини - ћатильды  шесинской.

—тать€ не €вл€етс€ каноническим вариантом биографии знаменитой балерины, а лишь отражает точку зрени€ автора, котора€ совершенно вправе не совпадать с мнением читателей.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ќе всегда нужно зрение, чтобы видеть
ѕосетило:13584
Ёрик ¬ейенмайер
ѕерва€ женщина, окончивша€ мединститут
ѕосетило:14544
Ёлизабет Ѕлэкуэлл
¬иктор —тепанов. Ѕиографи€
ѕосетило:12903
¬иктор —тепанов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru