Найроби, июль 1992 года. В одном из родильных домов кенийской столицы рождается девочка, которой суждено стать мостом между мирами. Дочь английского отца и кенийской матери, она получит имя Франческа — "свободная" в переводе с латыни. Через тридцать лет эта девочка будет танцевать рядом с Джуди Денч и Тейлор Свифт в голливудском фильме "Кошки", но свой путь к славе она начнет не в кенийской саванне, а в тихом английском пригороде, с видеокассеты "Щелкунчика", которую купят ей бабушка и дедушка.
История Франчески Хэйуорд — это сказка о том, как один случайный выбор в видеомагазине может изменить судьбу человека. От трехлетней девочки, повторяющей движения Алессандры Ферри в гостиной, до принципала Королевского балета и звезды Голливуда — путь, который кажется невероятным, но стал реальностью благодаря таланту, упорству и немного волшебства.
4 июля 1992 года в Найроби родилась девочка, которая воплотила в себе столкновение двух миров. Ее отец — англичанин, возможно, работавший в международной организации или корпорации в Кении. Мать — кенийка, представительница одной из многочисленных этнических групп этой восточноафриканской страны. Их роман и брак произошли в эпоху, когда межрасовые отношения становились более приемлемыми, но все еще вызывали вопросы в обществе.
В возрасте двух лет Франческа переехала из жаркого Найроби в прохладный Горинг-бай-Си, пригород Уортинга в Западном Сассексе, к дедушке и бабушке по отцовской линии. Причины этого переезда семья держит в тайне — возможно, это были работа родителей, личные обстоятельства или желание дать ребенку лучшее образование и возможности.
Сассекс стал для маленькой Франчески новым домом. Это графство на южном побережье Англии, место спокойной английской провинциальной жизни, где время течет медленно, а традиции передаются из поколения в поколение. Здесь, среди зеленых холмов и морского побережья, африканская девочка должна была найти свое место в мире.
В 1995 году дедушка и бабушка Франчески зашли в местный видеомагазин, чтобы найти что-то для развлечения трехлетней внучки. Среди множества детских фильмов они выбрали видеозапись балета "Щелкунчик". Возможно, их привлекла красивая обложка или просто это был один из немногих доступных вариантов.
То, что произошло дальше, стало семейной легендой. Маленькая Франческа не просто смотрела балет — она танцевала вместе с ним. Она особенно запомнила сцену, где Алессандра Ферри исполняла роль Джульетты в "Ромео и Джульетте", и повторяла каждое движение в гостиной.
"Я изучала балет, смотря видео", — вспоминает Хэйуорд. "В основном это были видео Королевского балета — но на самом деле все, что могла найти моя семья". Дедушка и бабушка быстро поняли, что случайная покупка пробудила в ребенке настоящую страсть.
Интересно, что рядом с "Щелкунчиком" лежала еще одна видеокассета — мюзикл "Кошки". "Я действительно делала только номер Белой Кошки и перематывала все остальное", — смеется Франческа. "Я заставляла друзей, которые приходили ко мне, быть другими кошками". Кто бы мог подумать, что через двадцать четыре года она сыграет именно Викторию — Белую Кошку — в голливудской экранизации мюзикла.
Увидев страсть внучки к танцу, дедушка и бабушка записали Франческу в Le Serve School of Ballet and Theatre Dance в Уортинге. Это была местная танцевальная школа, которой руководила Валери ЛеСерв — педагог, который стал первым профессиональным наставником будущей звезды.
В маленькой студии в Уортинге Франческа изучала основы классического балета. Здесь она училась держать осанку, выполнять базовые позиции ног и рук, чувствовать музыку. Валери ЛеСерв быстро поняла, что имеет дело с исключительным талантом.
Франческа была не просто способной ученицей — она была одержима балетом. Дома она продолжала смотреть видеозаписи спектаклей, изучая каждое движение великих балерин. Ее техническое мастерство развивалось с удивительной скоростью, но еще более впечатляющей была ее естественная выразительность.
Когда Франческе исполнилось девять лет, Валери ЛеСерв приняла решение, которое изменило судьбу ее ученицы. Она предложила ей попробовать поступить в White Lodge — младшее отделение Королевской балетной школы. Это было одно из самых престижных балетных учебных заведений в мире, место, где воспитывали будущих звезд Королевского балета.
Сначала Франческа стала младшим ассоциированным членом в возрасте девяти лет — это позволяло ей посещать мастер-классы и специальные программы, оставаясь дома с дедушкой и бабушкой. Но в 2003 году, в возрасте 11 лет, она поступила в White Lodge как постоянная ученица.
White Lodge — это больше чем школа, это целый мир, где молодые танцоры живут, учатся и тренируются вместе. Расположенная в Ричмонд-парке, школа сочетает академическое образование с интенсивными балетными тренировками. Для одиннадцатилетней девочки из Сассекса это было началом совершенно новой жизни.
Жизнь в White Lodge была интенсивной и требовательной. День начинался очень рано и был разделен между физическими тренировками и академическими занятиями. "Мне приходилось бегать между студиями и классами, и я всегда опаздывала", — вспоминает Франческа. В 7:30 вечера она останавливалась, чтобы делать домашние задания.
Помимо балета, студенты изучали историю танца и балета во всем мире, брали уроки драмы и киноискусства — все это поддерживало карьеру в театре. Франческа быстро адаптировалась к этой жизни, где каждая минута была расписана, а совершенство было не целью, а ежедневной необходимостью.
В 2008 году она перешла в Royal Ballet Upper School — следующий этап ее балетного образования. Здесь тренировки стали еще более интенсивными, а конкуренция — жестче. Студенты знали, что только немногие из них получат места в ведущих балетных труппах мира.
Еще будучи студенткой, Франческа начала получать признание за свой исключительный талант. В 2009 году она выиграла престижную Lynn Seymour Award for Expressive Dance, исполнив знаменитое соло из "Манон" в красивом бриллиантовом браслете. Ее главное воспоминание о том дне — что судьей была дама Моника Мейсон, легендарная балерина.
В 2010 году пришел еще больший успех: Франческа выиграла звание Young British Dancer of the Year. В том же году она получила серебряную медаль и приз зрительских симпатий на престижном международном конкурсе Gen?e International Ballet Competition.
Эти награды были не просто признанием ее технического мастерства — они отмечали ее уникальную способность передавать эмоции через танец, делать каждое движение осмысленным и выразительным.
Судьба распорядилась так, что Франческа никогда официально не закончила Royal Ballet Upper School. В середине последнего учебного года в Royal Ballet Company произошли травмы, и школе срочно нужен был танцор для замены. Франческа настолько хорошо выступала в студенческих спектаклях, что ей предложили немедленный полноценный контракт.
"Я никогда не выпускалась!" — смеется она. "На следующее утро я была в классе компании. Никто там некоторое время не знал, что я присоединилась". Это было в 2010 году, и ей было всего 18 лет.
Такое раннее приглашение в компанию было исключительной честью. Большинство студентов проходили все этапы обучения и только потом, если повезет, получали места в труппе. Франческа перескочила этот этап благодаря своему очевидному таланту.
Присоединившись к Royal Ballet в сезоне 2010/11, Франческа начала свою профессиональную карьеру как член кордебалета. Но ее восхождение по карьерной лестнице было стремительным — свидетельство ее исключительного таланта и преданности искусству.
В 2012 году новый художественный руководитель Кевин О'Хэр взял управление труппой, и Франческа стала одной из первых танцовщиц, которых он продвигал. "Ее легкость техники так прекрасна для наблюдения, что вы на самом деле не понимаете, что она танцует", — говорит О'Хэр.
Продвижения следовали одно за другим: First Artist в 2013 году, Soloist в 2014, First Soloist в 2015 и, наконец, Principal в 2016 году. К 24 годам Франческа достигла вершины балетной иерархии — стала принципалом одной из самых престижных балетных трупп мира.
В 2015 году произошло событие, которое навсегда изменило восприятие Франчески в балетном мире. Она дебютировала в роли Джульетты в знаменитом балете Кеннета Макмиллана "Ромео и Джульетта". После ее дебюта британский критик Люк Дженнингс написал в твиттере: "Франческа Хэйуорд танцует Джульетту, и британский балет перерождается".
Эта роль стала определяющей для ее карьеры. Франческа не просто танцевала Джульетту — она ее жила. Ее естественная актерская способность, сочетаясь с безупречной техникой, создавала магию на сцене. Зрители видели не балерину, исполняющую роль, а настоящую Джульетту, влюбленную, страдающую, умирающую от любви.
"Моя сердце принадлежит как Эштону, так и Макмиллану", — говорит Франческа о двух основополагающих хореографах Royal Ballet. "Это очень священная работа. С Эштоном, когда ты овладеваешь всеми деталями, ощущение невероятное".
Репертуар Франчески быстро расширялся, включая как классические, так и современные роли. Она танцевала Клару и Фею Драже в "Щелкунчике" — ту самую роль, которая вдохновила ее в детстве. Ее исполнение Авроры в "Спящей красавице", Одетты/Одилии в "Лебедином озере", Жизели стали образцовыми.
Но Франческа также преуспела в современных работах. Ее интерпретации в "Rhapsody" Фредерика Эштона, "Within the Golden Hour" Кристофера Уилдона, хореографических произведениях Уэйна МакГрегора показали ее универсальность как артистки.
В 2014 году О'Хэр проверил ее решимость в короткой, но дьявольски сложной работе сэра Фредерика Эштона "Rhapsody", которую Франческа называет "самыми тяжелыми 20 минутами моей жизни". Она выдержала испытание, доказав, что может справиться с любыми техническими вызовами.
Успехи Франчески не остались незамеченными. В 2014 году она выиграла награду "Best Emerging Artist" на Critics' Circle National Dance Awards. В 2016 и 2019 годах она получила Grishko Award for Best Female Dancer на тех же престижных наградах.
В сентябре 2019 года она была выбрана как одна из пятнадцати женщин для обложки британского Vogue, guest editor которого была Меган, герцогиня Сассекская. Это признание вышло далеко за пределы балетного мира, отметив Франческу как влиятельную фигуру современной культуры.
В ноябре 2018 года жизнь Франчески снова кардинально изменилась. Ее агент предложил ей прослушиться на роль в голливудском фильме. Это была экранизация мюзикла "Кошки" режиссера Тома Хупера, который уже прославился фильмами "Король говорит!", "Отверженные" и "Девушка из Дании".
Роль была особенной — Виктория, Белая Кошка, главная танцовщица мюзикла. Эта роль была специально добавлена для фильма, и режиссеры искали кого-то, кто мог бы сочетать балетное мастерство с актерскими способностями и умением петь.
Когда Франческе сказали, что она получила роль, режиссер сказал ей: "Просто чтобы ты знала, ты главная роль в голливудском фильме". Франческа смеется, вспоминая этот момент: "Я помню, как режиссер сказал мне, что я получила роль".
Съемки "Кошек" потребовали от Франчески временного отпуска из Royal Ballet — первого в ее карьере. Семь месяцев репетиций и съемок были совершенно новым опытом для балерины, привыкшей к ритмам театра.
Съемочный график был изнурительным даже для танцовщицы, привыкшей к полным дням. Франческа делала балетный класс одна в 6:30 утра, затем надевала костюм motion-capture с батареями и микрофонами, затем могла работать над балетной сценой с хореографом Энди Бланкенбюлером и Робби Фэйрчайлдом, или обмениваться репликами с Дженнифер Хадсон, или быть подвешенной на тросах, делая сальто.
"Висеть на тросе было действительно весело", — говорит она. "Я сделала несколько переворотов, и они продолжали спрашивать меня: 'Ты в порядке?' А я отвечала: 'Да, кто-то тянет веревку, они делают всю работу!' Если бы это был балет, никто не спрашивает, в порядке ли ты".
На съемочной площадке "Кошек" Франческа работала с одними из самых известных актеров мира. В актерском составе были Джуди Денч, Иэн МакКеллен, Тейлор Свифт, Джеймс Корден, Идрис Эльба, Дженнифер Хадсон, Джейсон Деруло и Ребел Уилсон.
Для молодой балерины, которая провела большую часть карьеры в относительно закрытом мире классического балета, это было погружением в совершенно другую культуру. Голливудские звезды восхищались ее выносливостью и техническим мастерством.
"Все говорят: 'Не могу поверить в твою выносливость!' Но это просто балетная подготовка. Люди недооценивают ее", — отмечает Франческа. Работа вне Royal Opera House заставила ее понять, насколько жесткой делает балетная подготовка.
Одним из самых пугающих моментов съемок для Франчески было пение. Для фильма Тейлор Свифт и Эндрю Ллойд Уэббер написали новую песню "Beautiful Ghosts", которую должна была исполнить Виктория. Франческа, привыкшая выражать эмоции через движение, должна была теперь делать это голосом.
"Пение для кастинг-директора было более ужасающим, чем ожидание в кулисах перед Rose Adagio", — признается она. Но, как и во всем остальном, она подошла к этому вызову с характерной решимостью и профессионализмом.
В мае 2019 года Франческа вернулась в Royal Ballet, танцуя рядом с Сезаром Корралесом в его дебюте в ROH в "Ромео и Джульетте". Возвращение в привычный мир балета после месяцев в Голливуде было особенным моментом.
"Я взяла несколько месяцев отпуска для съемок 'Кошек', поэтому я определенно чувствую, что мне нужно быть в Royal Opera House некоторое время, просто укрепляя свое положение там снова", — говорила она. "Но определенно открыта для множества новых возможностей сейчас".
2020 год принес неожиданные вызовы. Дебют Франчески в роли Одетты/Одилии в "Лебедином озере" был отложен из-за пандемии коронавируса. Как и весь театральный мир, Royal Ballet столкнулся с закрытием и неопределенностью.
Франческа приняла участие в благотворительной инициативе Мисти Коупленд "Swans for Relief", исполнив "Лебедя" в поддержку танцевального сообщества, пострадавшего от пандемии. В первом выступлении Royal Opera House после локдауна, которое транслировалось на YouTube, Франческа танцевала новое произведение, хореографию которого поставил Уэйн МакГрегор, рядом с Корралесом.
В 2020 году Франческа также появилась в документальном фильме "Audrey" о жизни британской актрисы и гуманитарки Одри Хепберн. Франческа сыграла Одри в ее голливудские годы в танцевальных "портретах" Хепберн вместе с балеринами Кейрой Мур и Алессандрой Ферри.
Это был символический момент — молодая балерина, вдохновленная в детстве видеозаписями Алессандры Ферри, теперь танцевала рядом со своим кумиром, воплощая образ одной из самых элегантных женщин XX века.
Франческа предпочитает держать свою личную жизнь в тайне, но известно, что она состоит в отношениях с коллегой-танцовщиком Сезаром Корралесом. Их партнерство на сцене — в таких балетах, как "Ромео и Джульетта", "Манон", "Morgen" — отличается особой химией и взаимопониманием.
"Ты доходишь до точки, когда понимаешь, что тебе нужно разделить работу и домашнюю жизнь", — говорит Франческа о своем недавнем переезде из центрального Лондона в дом с садом в пригороде. В свободное время, помимо посещения дедушки, она наслаждается простыми удовольствиями жизни вне балета.
Подход Франчески к балету отличается глубиной и вдумчивостью. "Не выглядите испуганными", — говорит она о максиме, которой руководствуется. "Иметь немного брони иногда действительно полезно. Люди, которые чувствуют страх, могут им воспользоваться. Выглядите сильными — даже если вы не чувствуете себя сильными внутри".
Этот совет она получила еще будучи студенткой в Royal Ballet School, и эти слова остались с ней. Она была рано помечена как один из самых захватывающих новых талантов Британии в балетном мире, но это не означает, что она застрахована от страха.
"Я стала более нервной [с возрастом]", — делится она. Это особенно проявилось во время выступления 2020 года в "Morgen", новом па-де-де, которое она исполняла рядом со своим партнером Сезаром Корралесом.
Франческа воплощает квинтэссенциальные качества Royal Ballet: быструю артикуляцию движений, сверкающую музыкальность и поразительно естественную актерскую игру. Она определяет британский стиль как "чистый и элегантный, с большим количеством изгибов" — фразой Эштона для пластичности верхней части тела, которая часто является проблемой для танцовщиц, обученных за рубежом.
"Английских танцовщиц видят как не очень уверенных в себе, но Франческа — часть группы, которая знает, что может это сделать", — говорит О'Хэр. Коллеги подтверждают: "Она погружается в сюжетную линию, так, как меня воспитывали, и она твердо стоит на ногах".
Несмотря на успех в Голливуде, сердце Франчески остается в балете. "Я никогда не смогу уйти на пенсию, пока не буду знать, что буквально дала этому 100 процентов", — говорит она. "Я думаю, что у меня есть потенциал для роста, и я должна отдать этому все. Это определенно мой главный фокус".
Среди ролей, которые она еще мечтает танцевать, — полный "Лебединое озеро" и "Жизель". "Перед тем как уйти на пенсию, я хотела бы сделать 'Маргерит и Арман', но в конце карьеры", — добавляет она.
В 2024 году Франческа стала ведущим послом программы Affiliate Programme Королевской балетной школы. Эта роль отражает ее стремление сделать балет более доступным для всех детей.
"Быть приглашенной стать ведущим послом программы Affiliate Programme Королевской балетной школы — это большая честь", — говорит она. "Это такая важная программа для будущего классического балета, от школы, которая сформировала мою жизнь и карьеру как артистки".
Подход Франчески к ролям сочетает техническое совершенство с глубоким пониманием характера. Работая над балетом, она сначала методично изучает шаги, прежде чем углубляться в детали своих персонажей. Например, готовясь к роли Клары, она помнит, "сколько лет Кларе и какой жизненный опыт она бы имела в викторианском обществе и что от нее ожидается. Помня о ее невинности и как бы ты реагировала, если бы все эти вещи происходили с тобой".
Она также очень внимательна к предотвращению травм. "Ты должна знать произведение, которое делаешь, и оценивать воздействие на свое тело. У каждой танцовщицы свой ритм восстановления", — подчеркивает она практический подход к долголетию в балете.
Франческа Хэйуорд представляет новое поколение балерин — многокультурных, универсальных, способных двигаться между различными мирами искусства. Как одна из немногих танцовщиц смешанной расы на пути к звездности в Royal Ballet, она стала важным символом инклюзивности в традиционно консервативном мире классического балета.
Но ни она сама, ни британская публика не придают этому факту особого значения. Вместо этого Франческа стала известной воплощением классических качеств Royal Ballet и своей способностью дышать новой жизнью в традиционные роли.
Несмотря на растущую известность, особенно после "Кошек", Франческа остается удивительно приземленной. "Я могу заниматься своей повседневной жизнью точно так же", — размышляет она. "Если меня узнают, это всегда происходит, когда я с двоюродной сестрой! Она думает, что это моя постоянная реальность", — смеется она.
"Изредка студент балета может меня узнать, но это примерно все". Эта способность оставаться нормальной, несмотря на славу, является частью ее очарования и профессионализма.
Эпилог: Круг замыкается
Сегодня, когда Франческа Хэйуорд стоит в королевской ложе Королевского оперного театра, принимая овации после очередного триумфа, трудно поверить, что все началось с простой видеокассеты в гостиной пригорода Сассекса. Та трехлетняя девочка, повторявшая движения Алессандры Ферри, стала не просто балериной мирового класса — она стала мостом между мирами, символом того, как страсть и упорство могут преодолеть любые границы.
В ее истории нет случайностей — есть только неизбежность таланта, который нашел свой путь. От африканского солнца Найроби до софитов Ковент-Гардена, от детских мечтаний до голливудских съемочных площадок — каждый этап был подготовкой к следующему.
"Я думаю, что самое важное — это помнить, почему ты начал", — размышляет Франческа. "Для меня это была чистая любовь к движению, к музыке, к рассказыванию историй через тело. Все остальное — награды, признание, карьера — это просто бонус".
Ее дедушка и бабушка, которые когда-то случайно купили видеокассету "Щелкунчика", теперь регулярно сидят в зрительном зале, наблюдая, как их внучка воплощает на сцене те самые роли, которые она изучала в их гостиной. Круг замкнулся, но история продолжается.
В эпоху, когда искусство борется за выживание, когда традиции сталкиваются с современностью, Франческа Хэйуорд доказывает, что красота вечна, а талант не знает границ. Она — живое воплощение того, что мечты сбываются не по волшебству, а благодаря ежедневному труду, бесконечной преданности и вере в силу искусства изменять мир.
И где-то в тихом английском пригороде трехлетняя девочка смотрит видеозапись балета, повторяет движения в гостиной и не подозревает, что держит в руках ключ к своей судьбе. История Франчески Хэйуорд напоминает нам: иногда все, что нужно для изменения жизни, — это одна видеокассета и бесконечная любовь к прекрасному.
Франческа Хэйуорд - фотография из открытых источников
Посмотреть фотоРодилась: | 04.07.1992 (33) |
Место: | Найроби (KE) |