Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћихаил ‘окин

   /   

Mihail Fokin

   /
             
‘отографи€ ћихаил ‘окин (photo Mihail Fokin)
   

ƒень рождени€: 23.04.1880 года
ћесто рождени€: —анкт-ѕетербург, –осси€
ƒата смерти: 22.08.1942 года
ћесто смерти: Ќью-…орк, —Ўј
¬озраст: 62 года

√ражданство: –осси€, —Ўј

ћихаил ‘окин: герой своего времени

јртист русского балета, балетмейстер, педагог

 ак танцовщик, воспитанный на балетах ѕетипа, совершил революцию в мировой хореографии, отча€нно боролс€ с традицией и создавал собственную, шел Ђпротив течени€ї по пути подлинного созидани€, рассказывает ќльга ћакарова.

23.04.2024

¬ыбор пути

ћихаил ‘окин. ‘ото из открытых источников
ћихаил ‘окин. ‘ото из открытых источников

ћихаил ‘окин долго не мог определитьс€, какому виду искусств себ€ посв€тить. — дес€ти лет начав обучение в “еатральном училище и отдав овладению нелегким искусством классического балета дев€ть лет, по успешном окончании школы он еще не был вполне уверен в том, что выбор сделан.

‘окин был блест€щим исполнителем, на редкость гармонично сочетавшим точность техники с изысканностью отделки танца, аристократизмом манеры. ќн довольно быстро стал одним из лучших исполнителей балетов ѕетипа Ч благородным принцем и надежным партнером прима-балерин ћариинского театра. Ќо ‘окину было мало исполнительства, ограниченного жесткими канонами. ќн занималс€ музыкой Ч играл на мандолине, домре, балалайке, выступал со знаменитым оркестром ¬асили€ јндреева. ‘окин рисовал, осваивал секреты живописи под руководством мастеров јкадемии художеств. —охранившиес€ масл€ные портреты и графические работы не вызывают сомнени€ в профессионализме ‘окина-художника. ћузыка и живопись были ему интересны и как альтернатива казавшемус€ безнадежно закостенелым балету. ќсобенно в живописи ‘окина привлекала свобода самовыражени€ и независимость от коллег, дл€ которых балет был не более чем ремеслом, от несерьезных подчас постановок, которые приходилось танцевать, и от укоренившейс€ в балете привычки складывать спектакли исключительно из установленных движений и поз, по готовым формулам. ‘окин искал, где сможет сказать что-то новое и это новое прозвучит.

Ќовое

¬ балете фокинское новое не отвергало школу: работа€ еще и в “еатральном училище, он бережно передавал подрастающему поколению хранимые традиции классического танца. ¬ своих постановках он отвергал лишь негласные балетные правила, оставшиес€ в наследство от минувшей моды. ‘окин боролс€ с поклонами посреди действи€, с эффектными пируэтами и трюками в угоду зрителю Ч со вс€ким прислуживанием публике. ≈му хотелось служить искусству. ’ореограф в корне мен€л бытовавшее еще в конце XIX века отношение к балету как к пуст€ковому развлекательному зрелищу, доказывал его право находитьс€ в р€ду серьезных искусств, призванных не только доставл€ть удовольствие дл€ глаз, но и создавать полноценный художественный образ.

ѕризывы молодого ‘окина сегодн€ кажутс€ очевидными. “ак, он считал, что движени€ надо придумывать в соответствии со стилем постановки, а не всегда брать из словар€ урока классического танца; что совсем не об€зательно одевать танцовщиц в балете только в пачки Ч лучше, если костюмы будут отвечать сюжету; что музыка об€зательно должна выражать эмоциональную стихию замысла. “акие соображени€ еще в 1904 году он изложил в записке ƒирекции императорских театров, сопроводив ими предложение поставить балет. ќднако будущего реформатора услышали не сразу. ѕрежде чем сделать спектакль по новым меркам дл€ императорской ћариинской сцены, ‘окин воплощал свои идеи в постановках дл€ училища и благотворительных вечеров.

≈го вера в безграничные возможности танца крепла на концертах приезжавшей в ѕетербург јйседоры ƒункан, балетмейстерска€ фантази€ питалась впечатлени€ми от путешествий и посещений музеев. ‘окин стал вхож в круг мирискусников и в авторитетных собеседниках Ч јлександре Ѕенуа, Ћьве Ѕаксте, —ергее ƒ€гилеве Ч нашел единомышленников в намерени€х обновить балетное искусство. ќн мечтал о спектакле, где танцевальное действие не прерывалось бы пантомимными монологами, не дробилось на предписанные привычным протоколом антре, адажио, вариации и коды и было бы движимо не жесткой схемой, а идеей и настроением.

‘окину казалось, что его путь был Ђпротив течени€ї, Ч именно так спуст€ годы хореограф озаглавил свои мемуары. Ќо к началу ’’ века ћ’“ уже объ€вил войну рутине в драматическом театре, а в живописи импрессионисты своими впечатлени€ми от действительности дали почву многочисленным измам. ‘окин плыл по течению мирового искусства, просто в консервативном балете оказалс€ первым, кто уловил ветер окружающих перемен и ощутил необходимость корректировки курса. Ќадежным тылом смелому новатору стали образованные и прекрасно осведомленные о европейских новинках художники-мирискусники. » не только тылом, но и путеводной звездой к признанию. ѕостановка балета Ђѕавильон јрмидыї совместно с художником јлександром Ѕенуа, который тоже грезил о реформе и стремилс€ Ђискать в балете то, что дал ¬агнер в опере: живую драму и живое искусствої, привела ‘окина к ƒ€гилеву и к рождавшимс€ Ђ–усским сезонамї.

Ћучшие дн€

ќдна из лучших певиц второй половины ’’ века
ѕосетило:10691
Ѕиргит Ќильссон
„еловек, который воспел свободу
ѕосетило:6942
ƒеннис ’оппер
»горь Ћевитин. Ѕиографи€
ѕосетило:6513
»горь Ћевитин

ѕризнание

ѕ€ть сезонов работы у ƒ€гилева стали пиком балетмейстерской карьеры ‘окина. ¬ кругу увлеченных единомышленников он осуществил свою мечту Ч добилс€ в балете равновеси€ и равноправи€ всех компонентов сценического действи€: художественного оформлени€, музыки и танца. „уткие и отзывчивые исполнители (јнна ѕавлова, ¬ацлав Ќижинский, “амара  арсавина) раствор€лись в стилистике задумок хореографа, нюансами пластики создава€ искомую атмосферу. ‘урор, который произвели в ѕариже Ђѕоловецкие пл€скиї, поставленные дл€ ћариинского театра ЂЎопенианаї (Ђ—ильфидыї) и Ђ≈гипетские ночиї (Ђ леопатраї), ЂЎехеразадаї, Ђ∆ар-птицаї, Ђ¬идение розыї и Ђѕетрушкаї, вознес ‘окина на пьедестал первых балетмейстеров мира.

≈го спектакли заставили встрепенутьс€ театры многих стран. ∆елающие иметь в репертуаре хиты приглашали ‘окина на постановки, ему подражали, его сочинени€ стали символом нового балета.

‘окин недолго был героем своего времени. —тремительный ’’ век скоро потребовал новых форм и новых имен. Ќо ‘окин навсегда осталс€ реформатором, разделившим балет на до и после. ¬ новых спектакл€х совсем не об€зательной стала фабула, не всегда звучала балетна€ музыка, мужчины танцевали не меньше, чем женщины, да и публика не засиживалась за полночь в ожидании привычного апофеоза. ћладшие современники в своих постановках во многом отталкивались от открытий ‘окина. Ќе замечать их было уже нельз€.

ј хореограф продолжал работать Ч сочин€ть и возобновл€ть свои балеты. —начала в –оссии, потом за рубежом. –ассужда€ о танце, полемизиру€ в письмах и стать€х с коллегами, он осталс€ верен тем иде€м и идеалам, что родились в обсуждени€х и спорах, когда перемены еще были только мечтой.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћари€ Ѕиешу. Ѕиографи€
ѕосетило:34067
ћари€ Ѕиешу
 ругосветка в 16 лет
ѕосетило:16955
ƒжессика ”отсон
јлина  абаева: ќкруженна€ слухами
ѕосетило:141147
јлина  абаева

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru