Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јгриппина ¬аганова

   /   

Agrippina Waganova

   /
             
‘отографи€ јгриппина ¬аганова (photo Agrippina Waganova)
   

ƒень рождени€: 06.07.1879 года
ћесто рождени€: —анкт-ѕетербург, –осси€
ƒата смерти: 05.11.1951 года
ћесто смерти: —анкт-ѕетербург, ———–
¬озраст: 72 года

√ражданство: ———–

јгриппина ¬аганова: »кона русского балета

јртистка балета ћариинского театра, балетмейстер и педагог

Ђѕро тело она знала всеї, - говор€т ее ученицы. »м€ јгриппины ¬агановой окружено легендами - ее строгость и непосредственность, редкие похвалы казались чудачествами. ќна требовала умного отношени€ к танцу. ≈е слава педагога вспыхнула как фейерверк и продолжает светить по сей день. ћногие ее знаменитые ученицы продолжают ее дело и сегодн€. —реди них были - —еменова, ”ланова, ¬ечеслова, ƒудинска€, Ѕалабина,  ириллова, Ўелест, ¬ойшнис, ѕетрова,  ургапкина, ћоисеева, ќсипенко,  олпакова.

05.11.2023

јгриппина яковлевна ¬аганова родилась в 1879 году семье капельдинера ћариинского театра. ¬ 1897 году она окончила балетное отделение ѕетербургского театрального училища (ученица ≈. ќ. ¬азем, ’. ѕ. »огансона, ѕ. ј. √ердта) и была прин€та в труппу ћариинского театра. ЂЌевыразительныеї внешние и физические природные данные надолго затормозили карьеру танцовщицы Ч на прот€жении многих лет она оставалась артисткой кордебалета. —о временем ¬аганова научилась переключать внимание со своего невысокого роста, коренастой фигуры с крупной головой, т€желыми мускулистыми ногами, на свою технику. Ќаблюда€ из р€дов кордебалета за приезжими звездами она училась: јгриппина ¬аганова сумела овладеть секретами новейшей италь€нской школы. –епетиции с лучшими педагогами, хранител€ми традиций русской и французской балетных школ ’. ѕ. »огансоном, Ќ. √. Ћегатом и ќ. ». ѕреображенской см€гчили пр€молинейную жесткость италь€нской манеры. ѕостепенно репертуар танцовщицы пополн€лс€ небольшими ансамблевыми и сольными парти€ми, а затем Ч множеством вариаций в классических балетах, требовавших виртуозной техники танца на пальцах, сильного прыжка, резкой смены танцевальных темпов.

јгриппина ¬аганова фотографи€
јгриппина ¬аганова фотографи€

ќт критиков ¬аганова получила неофициальный титул Ђцарицы вариацийї. ƒо сих пор вариации в гран па балета Ђƒон  ихотї, в па-де-труа теней в ЂЅа€деркеї, в па-де-труа в Ђѕахитеї и многие другие называют Ђвагановскимиї.



ѕостепенно в репертуаре танцовщицы по€вились и крупные роли Ч ѕовелительницы дриад в Ђƒон  ихотеї, ÷арицы вод в Ђ оньке-горбункеї ÷. ѕуни. „резвычайно требовательна€ к себе, ¬аганова ощущала недостатки своей танцевальной техники: ЂЅыло очевидно, что € не прогрессирую. » это сознание было ужасно. ¬от здесь и начались дл€ мен€ муки неудовлетворенности и собой, и старой системой преподавани€ї.

јгриппина ¬аганова фотографи€
јгриппина ¬аганова фотографи€

ѕозже јгриппина яковлевна с горечью вспоминала свою жизнь на сцене. √лавные партии в балетах Ђ–учейї Ћ. ƒелиба (Ќаила), ЂЋебединое озерої ѕ. ». „айковского (ќдетта-ќдилли€), Ђ онек-горбунокї (÷арь-девица), Ђ∆изельї ј. јдана (∆изель)ей доверили лишь незадолго до окончани€ исполнительской карьеры. ¬ 1915 она получила звание балерины, а в 1916 оставила сцену.

Ќа рубеже веков зарождалась русска€ школа балета, вобравша€ в себ€ техничность италь€нской и из€щество французской. ћолода€ Ђрусска€ школаї балета еще не была закреплена в педагогической практике. Ёто и стало делом жизни јгриппины яковлевны. ¬спомина€ уроки одного из любимых педагогов Ч ≈. ќ. ¬азем, пользу€сь советами и по€снени€ми к Ђиталь€нскомуї экзерсису ќ. ». ѕреображенской, присматрива€сь к балетмейстерской де€тельности молодого ‘окина, ¬аганова постепенно отбирала характерные особенности русской танцевальной манеры. ¬се более €сным становилось желание разобратьс€ в Ђнауке танцаї.

јгриппина ¬аганова фотографи€
јгриппина ¬аганова фотографи€

¬ 1918 году ¬аганова стала преподавать в школе Ѕалтфлота, которой руководил тогда балетный критик и гор€чий сторонник классического танца ј. Ћ. ¬олынским. “ри года спуст€ јгриппина яковлевна перешла в ’ореографическое училище.

¬аганова начинала свою преподавательскую карьеру в те годы, когда официально обсуждалс€ вопрос о ликвидации балета как искусства, классово чуждого пролетариату и кресть€нству. ≈е работа педагога стала утверждением жизнеспособности классического танца в то врем€, когда пресса называла балет тепличным искусством. Ђ...» тарлатанова€ тюника балерины, и проча€ премудрость Ч все это еще от ћонгольфьера, от воздушного шара.ї Ђ лассика, корн€ми упирающа€с€ в галантность эпохи Ћюдовиков... органически чужда нашей эпохе!ї ѕодобные безапелл€ционные за€влени€ пестрели на страницах журналов и газет. ¬след за классическим репертуаром нападкам подверглась основа основ балета Ч классический танец. ¬место системы классического воспитани€ танцовщика апологеты Ђновогої искусства предлагали Ђтеафизтренажї, спортивную гимнастику, танец Ђэксцентрическийї, Ђмеханическийї и Ђакробатическийї...

јгриппина ¬аганова фотографи€
јгриппина ¬аганова фотографи€

¬ это врем€ в стенах Ћенинградского хореографического училища складывалась строго провер€ема€ практикой педагогическа€ система, позднее ставша€ известной всему миру как система ј. я. ¬агановой.

Ћучшие дн€

ћаргарита Ќазарова - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:81755
ћаргарита Ќазарова
ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72617
Ѕрюс Ћи
»таль€нский темперамент на российском экране
ѕосетило:8377
¬ладимир ћашков

–езультаты работы были замечены не сразу, хот€ уже в 1923 году ¬аганова выпустила отличных танцовщиц ќ. ћунгалову и Ќ. ћлодзинскую, в 1924-м Ч Ќ.  амкову и ≈. “ангиеву. —ледующий 1925 год вписан в историю советского балета как год невиданного триумфа ћарины —еменовой и ее педагога. —овременников поражали виртуозность семнадцатилетней танцовщицы. —еменову признали сложившейс€ балериной, но сущность ее таланта на первых порах была неправильно пон€та. ¬ ней видели Ђцветок старинного искусстваї, исключительное, но случайное €вление, тогда как она была удной из первых закономерных удач новой советской хореографической школы.

јгриппина ¬аганова фотографи€
јгриппина ¬аганова фотографи€

Ќа следующий год, в 1925, ¬аганова выпустила ќльгу »ордан, потом √алину ”ланову и “ать€ну ¬ечеслову, затем Ќаталью ƒудинскую и ‘ею Ѕалабину...  ритика отмечала глубоко индивидуальный характер даровани€ молодых балерин. » в то же врем€ в танце ”лановой находили Ђмного семеновского... грацию, ту же исключительную пластичность и какую-то увлекающую скромность жестаї. —тало очевидно, что это черты формирующейс€ школы.

—истема ¬агановой утверждалась в тесной св€зи с театральной практикой. ≈сли в двадцатые годы было важно сохранить классическое наследие, то в тридцатые главной задачей стало создание современного репертуара. — 1931 по 1937 год ¬аганова возглавл€ла балетный коллектив јкадемического театра оперы и балета. «а это врем€ были созданы спектакли Ђѕлам€ ѕарижаї, ЂЅахчисарайский фонтанї, Ђ”траченные иллюзииї, Ђѕартизанские дниї. ќсуществленные ¬агановой новые редакции балетов ЂЋебединое озерої (1933) и ЂЁсмеральдаї (1935) отвечали общему направлению поисков советских хореографов 30-х годов. ¬ новых спектакл€х утверждалс€ и отшлифовывалс€ исполнительский стиль танцовщиков. ќсновы этого стил€ закладывала хореографическа€ школа, которую можно назвать вагановской. ЂЌе надо быть особым знатоком в области балета, чтобы заметить на спектакл€х нашего театра у всех Ч от артисток кордебалета до ведущих балерин Чнечто общее в манере исполнени€. ≈диный стиль, единый почерк танца, про€вл€ющийс€ €рче всего в гармоничной пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же врем€ стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы Ч это и есть отличительные черты Ђшколы ¬агановойї, Ч пишет в воспоминани€х о своем педагоге Ќ. ћ. ƒудинска€.

ќпыт ¬агановой был признан и восприн€т другими педагогами, а ее ученицы постепенно распространили ее методику по всей стране. ¬ыход в свет книги Ђќсновы классического танцаї сделал метод ¬агановой досто€нием всего мира Ц книга выдержала уже семь изданий и была переведена на разные €зыки.

јгриппина ¬аганова фотографи€
јгриппина ¬аганова фотографи€

ѕо материалам предислови€ ¬. „ист€ковой к седьмому изданию книги ј. я. ¬агановой Ђќсновы классического танцаї.

јгриппина ¬аганова фотографи€
јгриппина ¬аганова фотографи€




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—ергей “анеев - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:16645
—ергей “анеев
ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72617
Ѕрюс Ћи
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18142
√алина ѕрозуменщикова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru