Людибиографии, истории, факты, фотографии

Андрей Гончаров

   /   

Andrey Goncharov

   /
             
Фотография Андрей Гончаров (photo Andrey Goncharov)
   

День рождения: 02.01.1918 года
Возраст: 83 года
Место рождения: с. Синицы, Россия
Дата смерти: 07.09.2001 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия

Биография

Советский и российский театральный режиссёр, педагог.

Московский театр имени Владимира Маяковского Гончаров возглавил в 1967 году. В этом театре прошла большая половина его творческой деятельности. Этим театром Андрей Александрович руководил до своей кончины.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

12.04.2006

Родился 2 января 1918 года в селе Синицы Зарайского района Московской области. Отец - Гончаров А.И. Мать - Гончарова Л.Р. Супруга - Жуковская Вера Николаевна (1920-1992), профессиональная актриса, работала в Театре на Малой Бронной. Сын - Гончаров Алексей Андреевич (1951 г. р.).

Андрей Гончаров фотография
Андрей Гончаров фотография

Дед Гончарова по материнской линии служил управляющим графа Келлера, которому принадлежало село Синицы. Здесь родился и рос сам Андрей. Все его детство связано с рекой и лесом. Наверное, поэтому Андрей Александрович очень хорошо знал деревню и бесконечно любил русскую природу. Многие годы каждое лето он проводил на берегу Оки, на даче в деревне Притыки. Здесь научился плавать, дважды тонул, но, преодолев со временем страх, переплыл реку в первый раз в возрасте семи лет.

Реклама:

Потом семья Гончаровых переехала в Москву и поселилась в доме в Брюсовском переулке. Отец вел уроки фортепиано в Филармоническом училище (будущем ГИТИСе, ныне - Российской академии театрального искусства). Параллельно работал концертмейстером в Большом театре. Мама была профессиональной актрисой, правда, с не очень счастливой сценической судьбой. Работа ее не удовлетворяла. Денег семье постоянно не хватало, и для того, чтобы как-то пополнить семейный бюджет, она организовала детскую театральную студию, в которую ходили многие ребятишки из соседних домов.

С юных лет приобщаться к искусству начал и Андрюша. С трехлетнего возраста начал учиться игре на фортепиано под руководством отца, а потом активно занимался в маминой студии. Играл в ее спектаклях все главные роли, читал массу стихов. Когда приходили гости, а среди них бывали замечательные люди: А. Дикий, В. Ратомский, Л. Баратов, художники, артисты цыганского театра, маленького Андрюшу водружали на возвышенное место, и он вопрошал: "Читать с "выражением"? А потом зычно объявлял: "Виктор Гюго" и картаво декламировал:

За баррикадою, на мостовой старинной,

Что кровью смочена преступной и невинной...

Однажды в мамину студию привели пятилетнюю девочку, Веру Жуковскую, мечтавшую стать актрисой, и мальчик... влюбился. Несмотря на возраст, влюбился серьезно, по-настоящему. Как нередко говорил Андрей Александрович, его судьбу определили две женщины: мать и супруга Вера Николаевна.

В школе Андрей учился не слишком удачно, особенно не любил математику, геометрию и вообще точные науки. Зато увлекался литературой, посещал школьный театральный кружок, в котором вместе с ним занимались Л. Целиковская, Л. Леонидов и известный впоследствии театровед Вл. Блок. Не пропускал ни одной театральной премьеры, знал и пел наизусть оперный репертуар Большого театра. Часто бывал в Театре Ф. Каверина, видел все спектакли Мейерхольда, но больше всего полюбил Малую сцену МХАТа на Тверской, 22, где формировалась тогда Вторая студия Художественного театра. В постановках театра играла замечательная плеяда русских актеров: Н. Хмелев, А. Тарасова, В. Орлов, А. Степанова, О. Андровская. Б. Ливанов, Н. Комиссаров.

Лучшие дня



Посетило:12
Алла Покровская

Посетило:7
Александр Волженский

Посетило:6
Константин Адаев

Первая попытка поступить в ГИТИС на режиссерский факультет в 1936 году окончилась неудачей - требовался двухлетний стаж работы в театре. Однако замечательный артист В. Белокуров, заметив Андрея на режиссерских экзаменах и по достоинству оценив его задатки, предложил ему попробовать свои силы на актерском курсе, который тогда набирал В. Топорков. Поскольку выбора не оставалось, Гончаров сдал экзамен и был принят.

В то время Василий Осипович Топорков ходил репетировать к Станиславскому домой, в Леонтьевский переулок, и после рассказывал студентам все, что говорил ему Константин Сергеевич, показывал этюды, которые они делали. "Один-единственный раз посчастливилось побывать на репетиции самого Константина Сергеевича, вспоминал Андрей Александрович, и эта репетиция в Леонтьевском осталась в памяти на всю жизнь".

Много позже А.А. Гончаров говорил: "Умение работать с человеком, с артистом - самое важное для режиссера, первый урок этому я получил на репетиции Станиславского".

Посчастливилось Гончарову присутствовать и на репетициях В. И. Немировича-Данченко. И опять это был урок, на этот раз стиля, музыкальной культуры.

Проучившись год на актерском курсе, Гончаров решил вновь поступить на режиссерский факультет. На этот раз попытка оказалась удачной. Андрей попал в одну из групп, которую возглавил Н.М. Горчаков. Николай Михайлович к тому времени был уже известным режиссером, одним из ближайших помощников Станиславского и Немировича-Данченко и только начинал свою педагогическую деятельность. Таким образом группа будущих режиссеров стала его первыми учениками, и занимаясь со студентами, он многому учился сам.

"Горчаков стремился развивать в нас способность к широте образного мышления, - вспоминал Гончаров. - Он заставлял нас выбирать для работы отрывки из произведений разных жанров и искать способы стилистического изложения материала. Причем призывал нас мыслить масштабно, небуднично, немелко. И по этой причине поощрял выбор трудных отрывков. Все это для режиссера чрезвычайно важно. Если постановщик не владеет мастерством отыскания нужного ключа к пьесе или не умеет пользоваться этим ключом при воплощении, он всю жизнь будет ставить под разными названиями один и тот же спектакль".

Андрей был самым молодым на курсе. Все его однокашники были на пять-шесть лет старше. По этой причине его многие серьезно не воспринимали как режиссера. Зато как актера хвалили и даже предлагали роли. Поэтому в 1940 году, когда пришло время дипломного спектакля, Андрей, чтобы не уезжать из Москвы, решил устроиться в какой-нибудь театр актером. Найти работу сразу не удалось. Помогла начинающему режиссеру Мария Николаевна Овчинникова, которая преподавала на курсе Горчакова актерское мастерство. Она познакомила Андрея со своим мужем, Василием Александровичем Орловым, бывшим в то время заведующим труппой МХАТ, и тот решил показать Гончарова В.И. Немировичу-Данченко.

После просмотра Гончарову сообщили, что он принят. Однако руководитель курса Н.М. Горчаков, каким-то образом узнав о случившемся, подошел однажды к Андрею и произнес: "После того, как защитите диплом - можете поступать хоть в дворники! А сейчас вы отправитесь не в МХАТ, а на периферию - ставить дипломный спектакль". И Гончаров отправился в Иваново, в местный драмтеатр.

"Когда я изложил свой режиссерский замысел: ставить водевиль по мотивам пьесы Корнейчука "В степях Украины", - рассказывал Гончаров, - к театру подъехала машина и меня увезли в местное отделение НКВД. "Это что же, маршал Буденный - водевильный персонаж? - спросили меня грозно. Я долго пытался что-то объяснить, и в результате, как ни странно, спектакль был поставлен и прошел довольно успешно".

Началась Великая Отечественная война. В ГИТИСе формировался Коммунистический батальон Красной Пресни. Многие, в том числе Гончаров, устремились туда. "Каждый из нас был убежден, что все это - на две-три недели. А затем наступит победа. Мы пели тогда песню "Уходили комсомольцы на последнюю войну". Мы были убеждены, что она - последняя"...

Под Вязьмой Гончаров принял боевое крещение. Через три дня боев от тысячи человек осталось чуть больше ста. Остатки батальона отвели под Ярцево на переформирование. Андрей Гончаров оказался во взводе конной разведки 4-го кавалерийского казачьего корпуса. В его составе участвовал в битве под Москвой на Истринском и Ельнинском направлениях. В одном из боев получил сразу два ранения, был вынесен товарищами с поля боя и отправлен в госпиталь.

После госпиталя из-за тяжелого ранения Гончарова демобилизовали. Узнав о том, что в его родном ГИТИСе образовалась фронтовая бригада, он направился туда и включился в работу входившей в нее группы студентов, принятых в институт, но из-за войны так и не начавших учиться. Возглавлял их будущий народный артист и заслуженный мастер спорта, легендарный телерадиокомментатор Николай Озеров. С концертами выступали на вокзалах, эвакопунктах, в госпиталях, в воинских частях, уходивших на фронт.

В 1942 году Гончарову предложили стать директором и режиссером Первого фронтового театра, образованного при Всероссийском театральном обществе. В состав труппы входили многие не уехавшие в эвакуацию известные артисты, среди которых были и народные, и заслуженные, немало проработавшие на сцене: Н. Рыбников, Н. Белевцева, М. Юдина, Е. Найденова, П. Леонтьев, В. Лебедев, С. Чернышев, А. Карцев, А. Дегтярь, С. Филиппов... Однако это не помешало 23-летнему режиссеру, да к тому же не имевшему опыта работы в театре, осуществить свои первые постановки: "Рузовский лес" К. Финна, "Женитьба Белугина" и "Правда хорошо, а счастье - лучше!" А. Островского, "Жди меня" К. Симонова, "Укрощение укротителя" Д. Флетчера.

Летом 1942 года коллектив театра выехал в свою первую фронтовую командировку на Северный флот. Весной 1943 года Первый фронтовой театр ВТО представлял свой репертуар в Ленинграде, в Кронштадте, на кораблях и базах Балтийского флота. Последний выезд Гончарова в действующую армию связан со 2-м Белорусским фронтом, где театр выступал в городах Домброво и Белосток.

В конце 1944 года Гончаров получил приглашение Горчакова, вернувшегося в Театр Сатиры, стать его помощником. Его первой постановкой стала уже знакомая ему "Женитьба Белугина", работу над которой он начинал сначала под руководством Б.Г. Добронравова. Однако Борис Георгиевич заболел и репетировать молодому режиссеру пришлось самостоятельно. Премьера прошла успешно, и Гончаров стал штатным режиссером Театра Сатиры, где поставил еще несколько спектаклей, в том числе: "Вас вызывает Таймыр" А. Галича и К. Исаева (1948) и "Женихи" осетинского драматурга А. Токаева в переводе замечательного комедиографа В. Шкваркина (1951).

В это же время Гончарова пригласили на преподавательскую работу сначала на актерский факультет к В.А. Орлову, а потом на режиссерский к Н.М. Горчакову. В ГИТИСе Андрей Александрович работал до последних дней, был профессором, заведующим кафедрой.

Знаменательное событие в жизни Андрея Александровича - совместная работа и многолетнее общение с Андреем Михайловичем Лобановым, которого он всегда считал своим главным и любимым учителем. О работе с ним Гончаров мечтал давно, и вскоре эта мечта осуществилась. В 1947 году художественный руководитель Театра имени Ермоловой А.М. Лобанов пригласил его в свой театр сначала на постановку, а в 1949 году зачислил и в штат.

Первым спектаклем Гончарова в Ермоловском стала пьеса Тирсо де Молины "Благочестивая Марта" (1949). Затем Гончаров поставил еще один спектакль - пьесу А.Арбузова "Европейская хроника" (1953), но после увольнения из театра А.М. Лобанова, в знак протеста покинул театр и он.

Демонстративный уход Гончаров из Театра имени Ермоловой закрыл перед ним двери многих московских театров. В это время он получил приглашение Пырьева попробовать свои силы в кино. Однако вскоре понял, что режиссура театра и режиссура кино - две совершенно разные профессии. Параллельно ему было поручено художественное руководство Театром-студией киноактера, на сцене которого Андрей Александрович поставил пьесу А.Н. Островского "Дикарка" с участием многих известных актеров: Т. Макаровой, Н. Мордюковой, С. Мартинсона и других.

После окончания так и не сложившейся кинокарьеры наступил период "безвременья". Гончарову, не нашедшему работы в Москве, пришлось уехать в Алма-Ату, где он приступил к работе над постановкой Фестиваля казахской национальной культуры. Однако вскоре в Москве на Спартаковской улице был открыт новый театр - Московский драматический, и в 1957 году Андрей Александрович получает приглашение стать его художественным руководителем и главным режиссером.

В этом театре Гончаров проработал восемь лет и на протяжении всего этого срока был предоставлен сам себе, в полной мере ощутив творческую свободу. Именно здесь, по его мнению, он и сформировался как режиссер. Им были поставлены спектакли "Вид с моста" А. Миллера (1959), "Закон зимовки" Б. Горбатова (1960), "Волнолом" Ю. Эдлиса (1961), "Третья голова" М. Эме (1961), а после переезда в новое помещение на Малой Бронной, давшее театру его нынешнее название, - "Аргонавты" Ю. Эдлиса (1962), "Мятеж неизвестных" Г. Боровика (1963), "Жив человек" В. Максимова (1964), "Визит дамы" Ф. Дюрренматта (1965), "Физики и лирики" Я. Волчека (1965).

После ухода из Театра на Малой Бронной Гончаров осуществил постановку спектакля "Бег" М. Булгакова (1967) в Театре имени Ермоловой. Впоследствии Андрей Александрович еще не раз возвращался к булгаковскому "Бегу", ставя его на сценах Словенского национального театра драмы в Любляне в 1976 году и Национального театра имени И. Вазова в Софии в 1977 году и в 1978 году на сцене Театра имени Маяковского.

Московский театр имени Владимира Маяковского Гончаров возглавил в 1967 году. В этом театре прошла большая половина его творческой деятельности. Этим театром Андрей Александрович руководил до своей кончины.

Гончаров принимал театр после смерти главного режиссера, выдающегося мастера Николая Павловича Охлопкова. Театр находился в плачевном состоянии, репертуарный портфель был пуст, зрительный зал зачастую пустовал. Репетировалась только пьеса "Звонок в пустую квартиру" Д. Угрюмова, а на сцене шел лишь один "живой", по словам Гончарова, спектакль - "Смерть Тарелкина" А.В. Сухово-Кобылина.

В новых постановках Гончарова в полную силу проявились его характерные творческие черты - яркая, энергичная режиссура, стремление к обострению конфликтов, выявлению скрытых пружин драматического действия. Он поставил спектакли, ставшие замечательным явлением театральной жизни: "Два товарища" В. Войновича (1968), "Дети Ванюшина" С. Найденова (1969), "Конец книги шестой" Е. Брошкевича (1969), "Мария" А. Салынского (1970), "Трамвай "Желание" Т. Уильямса (1970), "Банкрот, или свои люди - сочтемся" (1974), "Венсеремос!" Г.Боровика (1976), "Леди Макбет Мценского уезда" Н. Лескова (1979), "Молва" А. Салынского (1982). При всей несхожести эти спектакли отличала масштабность замысла, острая современная мысль, публицистический темперамент, высокая постановочная культура. И главное и наиболее характерное для режиссуры Гончарова - обостренное внимание к духовному началу в человеке, стремление раскрыть характер через действие, поступок.

Сверхзадачу возглавляемого театра Гончаров формулировал как желание говорить со зрительным залом о том, что его глубоко волнует сейчас, сегодня, и говорить так, чтобы вселить веру в высокое призвание человека.

Гончаров сумел не только значительно обновить и расширить репертуар театра, но и по-новому раскрыть творческий потенциал актеров старой, охлопковской школы. Он пригласил многих молодых актеров, привлек к сотрудничеству талантливых драматургов, режиссеров, художников. В театре сложился замечательный актерский коллектив: Г. Анисимова, Е. Байковский, Э. Виторган, Н. Волков, Н. Гундарева, Т. Карпова, И. Кашинцев, И. Костолевский, А. Лазарев, А. Лобоцкий, С. Немоляева, И. Охлупин, О. Прокофьева, Е. Симонова, Н. Тер-Осипьян, А. Фатюшин, М. Филиппов, О. Яковлева...

Помимо упомянутых, в Московском театре имени Владимира Маяковского А.А. Гончаров осуществил следующие постановки: "Три минуты Мартина Гроу" Г. Боровика (1971), "Человек из Ламанчи" Ф. Вассермана и Д. Дэриона (1972), "Дума о Британке" Ю. Яновского (1972), "Характеры" В. Шукшина (1973), "Неопубликованный репортаж" Р. Ибрагимбекова (1974), "Беседы с Сократом" Э. Радзинского (1975), "Старомодная комедия" А. Арбузова (1975), "Проводы" И. Дворецкого (1975), "Долгожданный" А. Салынского (1976), "Да здравствует королева, виват!" Р. Болта (1977), "КПД одержимости!" Я. Волчека (1977), "Возвращение неизвестных" ("Борцы") С. Караса (1979), "Аморальная история" Э. Брагинского и Э. Рязанова (1980), "Жизнь Клима Самгина" М. Горького (1981), "Колокола Хатыни" В. Быкова (1981), "Диалоги" А. Володина (1981), "Кошка на раскаленной крыше" Т. Уильямса (1981), "Агент 00" Г. Боровика (1984), "Островитянин" А. Яковлева (1984), "Театр времен Нерона и Сенеки" Э. Радзинского (1985), "Завтра была война" Б. Васильева (1986), "Закат" И. Бабеля (1988), "Наливные яблоки, или Правда хорошо..." А. Островского (1989), "Виктория" Т. Реттигана (1991), "Горбун" С. Мрожека (1991), "Жертва века" А. Островского (1994), "Театральный романс" ("Кукушкины дети") А. Толстого (1995).

На сцене Государственного академического Малого театра им поставлены спектакли "Опасный спутник" А. Салынского (1954) и "Когда горит сердце" В. Кина (1957), а также "Дети Ванюшина" по пьесе С. Найденова в Словенском национальном театре драмы в Любляне (1974).

"Свои спектакли не смотрю никогда, - признавался Андрей Александрович. - Меня в них все не устраивает. Сразу хочется все переделать и изменить. Момент отрицания и пересмотра естественен, меня он преследует всю жизнь".

Еще одна сфера деятельности, которой очень дорожил Андрей Александрович, - многолетняя педагогическая работа на режиссерском факультете ГИТИСа. За сорок лет преподавательской деятельности он подготовил сотни режиссеров и актеров, работающих едва ли не во всех театрах страны, а также в Литве, Казахстане, Туркмении, Польше, Китае, на Кубе... Среди них - ставшие народными артистами А. Папанов, Е. Леонов, В. Андреев.

Многие годы А.А. Гончаров являлся секретарем Союза т

еатральных деятелей, а также председателем Комиссии Правительства Москвы по премиям.

Он - Герой Социалистического Труда (1987), народный артист СССР (1977). Ему дважды присуждалась Государственная премия СССР (в 1977 году - за спектакль "Венсеремос!" и в 1984 году - за спектакли "Молва" и "Леди Макбет Мценского уезда"), а также Государственная премия РСФСР имени Станиславского (в 1972 году - за спектакль "Мария") и премия Правительства Москвы (1994). Он награжден орденами Ленина (1987), Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, 14 медалями.

Его перу принадлежат книги "В поисках выразительности" и "Режиссерские тетради", а в 1997 году в издательстве "Искусство" увидела свет двухтомная книга "Мои театральные пристрастия", в которой Андрей Александрович на собственном опыте прослеживал закономерности творческого процесса, подвел итог своей многолетней творческой деятельности.

Скончался 7 сентября 2001 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Призвание – Режиссер Божию милостью
Dr. Rostislaw Batalow 24.11.2006 05:25:33
Призвание – Режиссер Божию милостью
В христианской цивилизации установилась традиция - вспоминать человека на сороковину. Реже - через 5 лет. И если через 5 лет человека вспоминают, это означает, что этот человек прожил достойную жизнь и оставил глубокий след в жизни общества.
Пять лет назад Россия потеряла одного из одарённейших своих сынов. 7 сентября 2006 года исполняется 5 лет со дня смерти великого режиссера, народного артиста СССР, героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий СССР, профессора Андрея Александровича Гончарова.
"Большое видится на расстоянии", - эти есенинские слова наиболее полно подходят к характеристике жизни Андрея Александровича: с течением времени все более отчетливым видится масштаб его личности и творчества. Андрей Александрович был воплощенным идеалом порядочности, человечности и духовного совершенства. Это видно сегодня, а тогда жил большой и шумный человек, ставил поразительно художественные спектакли, учил театральному искусству режиссеров и актеров в ГИТИСе.
Андрей Александрович был до мозга костей русским национальным художником и любил Россию со всеми ее болезнями и бедами. И когда возникла угроза для Родины он, лишенец (его родители после революции были лишены всех социальных прав), без всяких сомнений пошёл её защищать в 1941 году. И защищал её самоотверженно. В одном из своих последних интервью Гончаров сказал: «Я слишком люблю Россию, русскую культуру, чтобы предположить хоть на минуту, что она развалится и погибнет. Достоевский говорил, что у России свой путь. Его не "спишешь" с Америки или Франции. И вправду, у нас свой путь! Нельзя не учитывать национального характера, быта, культуры. Не уложишь в прокрустово ложе нашу судьбу! Грустно, что мы стали подражать американской культуре, даже американскому театру, который, кстати, весьма неважный».
Андрей Александрович родился в творческой семье. Отец его – Александр Иванович - преподавал фортепиано в Филармоническом училище (сегодня ГИТИС - РАТИ) и работал концертмейстером в Большом театре. Его мать - Людмила Рудольфовна - была актрисой. В школе был Андрей Александрович не самым лучшим учеником, а с точными науками у него были вечные проблемы. Он нам рассказывал, что однажды, чтобы не писать контрольную работу по арифметике, он выбросил все чернильницы класса в окно. Прямо на строительную площадку строящегося уже в 30-е годы нового здания МХАТ на Тверском бульваре. В 1936 году Гончаров поступил учиться в ГИТИС. Художественный руководитель курса Н.М.Горчаков возлагал на него большие надежды. Свой дипломный спектакль "В степях Украины" по пьесе Корнейчука он ставил в областном драматическом театре города Иванова и премьера спектакля совпала с началом Великой Отечественной войны.
Гончаров пошел добровольно на фронт (хотя имел бронь и мог остаться в тылу), храбро воевал, командовал взводом конной разведки. В боях под Москвой был тяжело ранен, товарищи вынесли его с поля боя. В госпитале его практически выходила товарищ по ГИТИСу Наташа Качуевская, имя которой еще совсем недавно украшало одну из улиц столицы. Несколько месяцев спустя Наташа Качуевская ушла на фронт и вынесла с поля боя шестьдесят раненых и, сама раненная, подорвала гранатой себя и окруживших ее фашистов.
После госпиталя Гончаров был по состоянию здоровья демобилизован из армии. В мае 1942 года он стал директором и режиссером Первого фронтовго театра. В труппу, состоявшую из 43 человек, входили многие заслуженные и народные артисты, которые по разным причинам не уехали со своими театрами в эвакуацию и остались в Москве – Н. Рыбников, М. Юдина, А. Карцев, С. Филиппов. Андрей Александрович вспоминал на одной из репетиций, что ему – молодому, не имеющему ни жизненного опыта, ни знаний – удалось свои первые 4 спектакля поставить в этом театре с компанией 60-летних и #61472;70-летних артистов#61472;только благодаря своим двум кубарям (т.е. офицерскому званию) и трофейному парабеллуму, висящему на его поясе.
После войны Гончаров работал режиссером в московских театрах Сатиры, имени Ермоловой, в Малом театре, возглавлял Театр киноактера и театр на Малой Бронной.
Благодаря прекрасному театральному образованию в ГИТИСе, обладая широчайшей эрудицией, бесконечным трудолюбием и требовательностью прежде всего к самому себе, умением отбирать на полотно спектакля именно те выразительные качества в каждом артисте Гончаров достигал в каждой своей постановке самых высоких художественных критериев.
Именно благодаря этому обстоятельству постановки Гончарова «Вид с моста» Артура Миллера и «Визит дамы» Фридриха Дюрренматта посмотрели авторы этих пьес. Артур Миллер приезжал два раза специально в Москву и заявил со сцены, что из всех виденных им в мире постановок его пьесы постановка Гончарова лучшая. Фридрих Дюрренматт после просмотра спектакля на Малой Бронной сказал, что спектакль Гончарова - самое лучшее из всего того, что он видел в своей жизни на сцене.
В 1967 году Гончаров возглавил театр имени Маяковского и рукодил им 34 года. Именно в этом театре были им поставлены шедевры театрального искусства. Спектакль по пьесе Найденова «Дети Ванюшина" с Леоновым и Тер-Осипян в ролях родителей потрясал своей неожиданной трактовской. Пьеса Найденова по жанру была мелодрамой (это была история его семьи), а Гончаров поставил спектакль как фарс, где взаимоотношения между отцами и детьми были подвергнуты беспощадной сатирической оценке. Режиссер показал в этой постановке закономерность исторического процесса: родители, ведущие аморальную жизнь, одержимые в своей жизни только идей наживы и накопления, не могут научить ничему путному своих детей. И поэтому отношения между родителями и детьми принимают уродливый и трагокомический характер.
В 1972 году Гончаров выпустил мюзикл "Человек из Ламанчи". Это был поразительный спектакль с Татьяной Дорониной, Александром Лазаревым и Евгением Леоновым. Спектакль этот был совершенным во всех отношениях и пользовался необыкновенным успехом у зрителей. Заключительная мизансцена спектакля была гениальным отражением духовного состояния советского общества и показывала все духовные чаяния советской интеллигенции: на всю ширину и высоту сцены опускалсь решетка и все занятые в спектакле артисты лезли на эту решетку, тянули руки к зрительному залу. Читалось это так: мы сидим все в огромной тюремной клетке, но мы хотим свободы и стремимся к ней всеми фибрами своей души. Это уже был не кукиш в кармане, показом которого грешили некоторые фрондирующие режиссеры. Это был откровенный вызов и демонстрация по отношению к коммунистическому режиму, который загнал население 1/6 планеты в тюремную камеру и вынудил людей всей огромной страны жить по лагерным законам.
Поэтому этот спектакль не был включен в программу просмотра участниками Конгресса Международного Института театра, который проходил в Москве в мае 1973 года. Но делегаты Конгресса всё же пришли в театр им. Маяковского, отказавшись от других представлений, и после завершения спектакля хлопали, стоя, а вместе с ними хлопал стоя и весь зрительный зал. Хлопал целых 40 минут. Потом делегаты Конгресса пришли на сцену и плакали от восторга перед постановкой и от чувства благодарности артистам за великолепную игру. Я видел это своими собственными глазами.
Театр им. Маяковского во время Гончарова был идеальным театром, где господствовали гармония и художественность, а не амбиции «звёзд». Одна знаменитая актриса пыталась сыграть «примадонну» на выпуске спектакля «Да здравствует королева, виват!», но Андрей Александрович очень аккуратно поставил её на подобающее ей место. Это он делал виртуозно. Эту виртоузность и по отношению к самому себе испытал также и автор этих строк. И я благодарен ему за тот урок практической режиссуры, который он мне тогда преподал. Кстати, умение аккуратно ставить артиста на подобающее место встречается крайне редко и это умеют делать только выдающиеся режиссеры.
Во всех постановках Гончарова органично соединялись углубленный психологизм с открытой театральностью и поэтому каждый из поставленных Гончаровым спектаклей сразу же становился подлинным событием культурной жизни не только Москвы, но и всей страны. Все спектакли Гончарова – это глубокое проникновение в суть происходящих в обществе процессов, это высокий уровень осмысления социальных и нравственных проблем, это обострённое внимание к духовному началу в человеке, это эмоциональная насыщенность сценического действия и необычайно высокая постановочная культура. Каждая постановка Гончарова это – это точно найденное жанровое и стилистическое своеобразие данного автора и именно этой пьесы. И как следствие этого - господство художественной правды на сцене.
С 1945 года Гончаров преподавал актерское мастерство и режиссуру в ГИТИСе. Последние 20 лет руководил кафедрой режиссуры этого лучшего в мире театрального учебного заведения. Андрей Александрович был Учителем в истинном смысле этого слова. Он искал и находил таланты. Затем щедро, искренно и доходчиво передавал им свои знания и опыт. А потом бросал своих учеников в поток жизни. А в прекрасном и очень жестком театральном мире выжить и пробиться очень даже нелегко. Но кто выживает, тот чего-то стоит. А кто не смог выжить, тот скрывается под водой навсегда. Кстати, выживаемость чуть ли не основная черта режиссерской профессии и зависит не только от таланта, и Гончаров нам об этом не раз говорил.
Андрей Александрович написал несколько замечательных книг о театральном искусстве. Его последняя книга «Мои театральные пристрастия» является энциклопедией театрального искусства. В своей книге Гончаров, исходя из своей практики, описал закономерности творческого процесса от начала до конца. В книге сформулированы законы театра, без соблюдения которых театра как такового не существует. За вклад в развитие театрального искусства Гончарову присуждена Государственная премия РФ "За развитие принципов русской театральной школы, теории и практики современного театрального искусства".
Необыкновенное жизнелюбие, душевная щедрость, жизнеутверждающий юмор привлекали к Гончарову совершенно разных людей. И в России и за ее пределами он всегда был окружен друзьями и учениками, которые его искренне и глубоко любили. И сегодня мы, его ученики и соратники, все эти 5 лет продолжаем видеть его жизнерадостную улыбку, его одухотворенное и прекрасное лицо, слышим его неповторимый голос и бесконечно жалеем о его уходе. И вышедшая в 2003 году книга воспоминаний о нём с необыкновенным названием "Неистовый Андрей Гончаров" четко и объёмно описала прожитую им жизнь, его неуемный темперамент и его в высшей степени плодотворное творчество. Вот уже 5 лет прошло как он ушел от нас, но он остался в наших душах навсегда живой. Вот он ходит своей шкиперской походкой, раздаётся его зычный голос на репетиции: «Не то делаешь, родимый! Ты должен увлекать в этой сцене, а не разоблачать. Милый, это же твоя сцена. Ну, так веди же её!».
Каждая постановка Гончарова был не просто спектакль, это было воплощение размышлений художника о времени, о нас самих в этом времени и обществе, и одновременно - утверждение общечеловеческих нравственных и социальных идеалов. Будучи режиссером от Бога, он ясно и четко определил главную и основную функцию режиссера. Символом режиссера, по Гончарову, является образ Данко. Когда людей со всех сторон окружил грозный и неприступный лес, и люди, сбившись в одну кричащую от страха толпу, не знали куда идти и что им дальше делать, герой сказки А. Горького Данко вырывает своё сердце из груди и пламенем своего сердца освещает людям путь выхода из мрака и темноты. Данко вывел людей из темного и зловещего леса и ценой собственной жизни спас их.
Вот таким Данко и был Андрей Александрович Гончаров в своей жизни и своём творчестве.


Ростислав Баталов, режиссер
ученик Андрея Александровича Гончарова
Берлин


Берлин, 21 июля 2006 г.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Неразбериха на аукционе: Клочок газона вместо виллы
Посетило:362
Кервилл Холнесс
Елена Турбал
Посетило:266
Елена  Турбал
Елена Новикова
Посетило:355
Елена Новикова

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history