Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександра яблочкина

   /   

Alexandra Yablochkina

   /
             
‘отографи€ јлександра яблочкина (photo Alexandra Yablochkina)
   

ƒень рождени€: 14.11.1866 года
ћесто рождени€: —анкт-ѕетербург, –осси€
ƒата смерти: 20.03.1964 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 97 лет

√ражданство: ———–

“еатр Ч мо€ семь€, мой домЕ

јктриса, народна€ артистка ———–

—јЎј яблочкина родилась в ѕетербурге. ≈е отец, дед, прадед и прапрадед были де€тел€ми искусства.

20.03.2020

¬о всем виноват суфлер

јлександра яблочкина фотографи€
јлександра яблочкина фотографи€

—јЎј яблочкина родилась в ѕетербурге. ≈е отец, дед, прадед и прапрадед были де€тел€ми искусства.



Ђќ самом раннем детстве у мен€ сохранились смутные воспоминани€. ќтец, приветливый и очень добрый, гор€чо любил нас, детей, брата моего ¬ладимира, мен€ и сестру јнну. Ѕыл, однако, необыкновенно вспыльчив, и, когда, бывало, вспылит, мы, детвора, пр€тались куда попало, не сме€ дышать.  огда же его гнев проходил (а это было очень скоро после вспышки), он не знал, как приласкать нас, и засыпал сладост€ми и игрушками. Ѕаловали нас и дети первой жены отца: они были чуть ли не ровесниками нашей матери и к нам, малышам, всегда относились с большой любовью.

јлександра яблочкина фотографи€
јлександра яблочкина фотографи€

ћного светлых воспоминаний св€зано у мен€ с матерью, красивой, доброй, всегда ровной и м€гкой. ≈е обходительность, тактичность и умение владеть собой не раз вызывали мое восхищение, а когда € стала старше Ч и желание подражать ей во всем.

ѕомню, как пыталась € впервые в жизни Ђтеатрализоватьї свое впечатление: подражала позам героев Ѕиблии, пыталась скопировать их необычные костюмы при помощи всего, что имелось в гардеробе матери. Ќар€жалась и, гл€д€сь в зеркало, Ђигралаї.

јлександра яблочкина фотографи€
јлександра яблочкина фотографи€

Ћето семь€, как правило, проводила в ѕавловске. „астенько у них гостила знаменита€ √ликери€ ‘едотова.  стати, именно с √ликерией Ќиколаевной было св€зано первое впечатление будущей актрисы от театра. ћаленькой —аше очень хотелось увидеть ‘едотову на сцене, и она умолила вз€ть ее в театр. ¬ конце концов родители повели ее в ѕавловский театр на Ђ—умасшествие от любвиї.   ужасу родных, в сцене, когда ‘едотова сходила с ума, девочка начала громко рыдать и кричать на весь театр: Ђ∆алко, жалко √ликерию Ќиколаевну!ї. ћалышку вывели из зрительного зала и отвели в уборную к ‘едотовой, которой с трудом удалось объ€снить, что она только представл€лась сумасшедшей, а на самом деле совсем здорова.

—ама же јлександра в первый раз вышла на сцену в “ифлисе, где работал отец. Ѕольшой друг семьи ќ. ј. ѕравдин ставил Ђ»спорченную жизньї, где была роль мальчика ѕети, которую и поручили —аше. Ќа премьере, однако, вышел казус. ¬ыйд€ на сцену и увид€ перед собой полный зал, девочка смутилась и запуталась в длинной фразе. ќднако не растер€лась и обвинила во всем суфлера. Ќаклонилась к суфлерской будке и сказала: Ђѕожалуйста, не жужжите, вы мен€ только сбиваете, € и без вас знаюї. «атем повернулась к актеру, которому должна была сказать свои слова, и, уже не ошиба€сь, громко и толково проговорила с начала до конца свою длинную фразу. ¬ зрительном зале это событие вызвало смех и взрыв аплодисментов.

јлександра яблочкина фотографи€
јлександра яблочкина фотографи€

ѕосле спектакл€ один знакомый сказал матери —аши: Ђ¬от молодчина ваш ¬олод€!ї Ч и был чрезвычайно удивлен, когда та ответила, что роль ѕети играла ее дочь —ан€, а не сын ¬олод€.

Ћучшие дн€

ќна смотрела на всех с высоты
ѕосетило:9434
“рейнтье  еевер
ƒмитрий јстрахан. Ѕиографи€
ѕосетило:1638
ƒмитрий јстрахан
‘лера —улейманова. Ѕиографи€
ѕосетило:253
‘лера —улейманова

—урова€ школа

јлександра яблочкина фотографи€
јлександра яблочкина фотографи€

ѕќƒќЎЋ» годы учени€. —аше пришлось расстатьс€ с семьей: ее отвезли в ѕетербург и отдали на попечение двоюродной тетки, директрисы закрытого учебного заведени€, так называемого Ђ»вановского училища ведомства человеколюбивого обществаї.

¬от как вспоминала то врем€ јлександра јлександровна: Ђѕосле счастливой жизни в семье, полной ласки, заботы и любви, в семье, где мы все друг с другом были всегда откровенны, дел€сь своими мысл€ми, чувствами и желани€ми, мне пришлось учитьс€ сдерживать вс€кое про€вление своего Ђ€ї. “етка, необыкновенно пр€ма€ и справедлива€, была строгой и суровой воспитательницей.

Ќа первом месте у нее сто€ла дисциплина, умение держать себ€ и выполнение долга.

¬се институтские годы € только и слышала: Ђне стучиї, Ђне говори громкої, Ђне маши рукамиї, Ђне делай лишних движенийї. ¬се эти годы каждый поступок расценивалс€ как Ђдозволенныйї или Ђнедозволенныйї (Ђэто можної, а Ђэтого нельз€ї). » вот, когда в первые же летние каникулы € приехала домой, всех поразила происшедша€ во мне перемена. я стала замкнутой, подт€нутой. я сжималась и стыдилась про€вл€ть свою нежность к родным. ¬едь тет€ столько иронизировала над моей м€гкостью и ласковостью, так упорно гнала она вс€кое про€вление чрезмерной, на ее взгл€д, чувствительности!

 онечно, она по-своему любила мен€, но, бо€сь ради любви ко мне быть несправедливой к другим воспитанницам, была со мной вдвое требовательней и строже, чем со всеми остальными. я была самой младшей в классе, но никто никогда не помогал мне. “етка запретила мне обращатьс€ за помощью даже к классной даме, к которой все шли за разъ€снением уроков. Ђ”чись и думай сама, Ч говорила она, каждый вечер запира€ мен€ в канцел€рии. Ч Ѕаллы ведь будут ставить тебе, ты и должна все делать сама, ни на кого не рассчитыва€ї.

» € оставалась одна в канцел€рии, расположенной между лестницей и большой залой. Ѕыло тоскливо и жутко. —начала € плакала, а потом смирилась и привыкла. Ёта сурова€ школа выработала во мне самосто€тельность. ƒев€тилетней девочкой € уже ездила одна из ѕетербурга в ћоскву и обратно. ћного раз в жизни € благодарила тетку за такое воспитание моих чувств. » в самом деле, как это нужно, как помогает в трудных случа€х!

“ет€ не могла переносить ни лжи, ни фальши. √лубоко правдива€, она оказывала на мен€ в этом отношении огромное вли€ние. Ќе только при ней, но и когда € осталась в училище одна (тет€ вышла замуж и по тогдашним правилам ушла из института), € никогда не лгала. Ћожь стала дл€ мен€ Ђсмертным грехомї.  ак бы плохо ни приходилось мне от моей правды, € никогда не могла отступить от нее. ћного у мен€ было из-за этого непри€тностей.  огда € чувствовала какую-нибудь несправедливость к моим товарищам Ч все равно, со стороны учителей, классной дамы или подруг, Ч € вступалась за правду, напада€ на обидчиков и забыва€ о себе. ѕодруги любили мен€ за это.  лассна€ дама называла мен€ из-за моей наследственной вспыльчивости Ђфосфорной спичкойї, а подруги Ч Ђадвокатомї. » уже будучи актрисой, € не могла сдерживать себ€. ≈сли в театре случалось что-либо несправедливое, € не могла удержатьс€, чтобы не выразить свое отношение, не вступить в борьбу за свое мнение; € никогда не отказывалась от своих убеждений. ћои товарищи знали мой характер и часто обращались ко мне за поддержкой; и не раз € выступала в роли ходата€ по волнующим театр вопросамї.

Ѕоевое крещение

¬ 1885 √ќƒ” яблочкина с отличием оканчивает училище, едет в ћоскву и открывает свое тайное стремление стать актрисой не кому иному, как √ликерии ‘едотовой.

Ђќсенью € €вилась в класс ‘едотовой, прочитала ей из Ђќнегинаї письмо “ать€ны. Ќе знаю, как € читала, только помню, что мое волнение было сильным и глубоким. —удьба пушкинской “ать€ны в тот миг стала моей. ћое волнение передалось тем, кто сидел в зале: √ликери€ Ќиколаевна, слуша€ мен€, прослезилась. ѕо ее просьбе мне разрешили присоединитьс€ к группе воспитанниц балетной школы, с которыми она занималась.

‘едотова была прекрасным учителем. ќт своих учеников она требовала беззаветной любви к делу. ќна стремилась воспитать в нас беспощадную строгость к себе и ненависть к лени. ‘едотова не терпела пошлости, тонко чувствовала малейшую фальшь, презирала людей, п€тнавших своим ничтожеством великое дело театра.

ќна не любила и преследовала на сцене сентиментальность, требовала, чтобы в горе и в страдани€х были мужество, сила и строгость.

√ликери€ Ќиколаевна ‘едотова благословила мен€ на первое выступление на сцене.  ак пам€тен мне этот день!

—ама √ликери€ Ќиколаевна мен€ одевала (как сейчас помню это оде€ние: то был белый капот Ќадежды јлексеевны Ќикулиной), сама гримировала. ¬ыступала € в роли “ать€ны в отрывке из Ђ≈вгени€ ќнегинаї.  огда дело дошло до показа нашей сцены, € затр€слась и почувствовала, что готова бежать домой. ¬олнение и страх, помню это хорошо, с такой силой овладели мной, что осталось только одно желание Ч спастись от предсто€щего испытани€. »спытание казалось мне казнью: € бросилась к ‘едотовой, умол€€ отпустить мен€ домой. я сказала ей, что уже не хочу быть актрисой. √ликери€ Ќиколаевна пон€ла мое состо€ние, успокоила мен€, мудрыми словами охладила мое возбуждение, заставила собратьс€ с духом и сама вывела на сцену.

Ќе помню, как договорила свой монологЕ «акрылс€ занавес, раздались аплодисменты. √ликери€ Ќиколаевна пришла ко мне си€юща€: Ђћолодец, —ан€! ѕолучила боевое крещение!ї

‘едотова хотела, чтобы несколько ее учениц, и € в том числе, участвовали на выходе при постановке в ћалом театре пьесы Ђјрий и ћессалинаї. ћы должны были изображать гетер. —цена шла во врем€ пиршества и была очень бурной. ƒл€ мен€ вс€кое требование театра уже тогда было равносильно непреложному закону. Ќо когда об этом узнал отец, он категорически воспротивилс€ моему участию в этой постановке. ќтец был возмущен и своего возмущени€ не скрыл. ќн считал, что молоденьким девушкам не следует дебютировать в таком репертуаре. ќн пошел на разрыв с училищем: € была вз€та из школы. ”ехали в “ифлис, так как в это врем€ отец служил в русской драме у ѕитоева. ќтец решил заниматьс€ со мной самї.

Ќачали репетировать  атарину в Ђ”крощении строптивойї Ўекспира. » тут отец столкнулс€ с тем, что сам воспитывал в дочери: с навыками Ђхорошего тонаї! »гра€  атарину, надо было прежде всего презирать светские условности. —троптива€ героин€ не задумывалась, если ей надо было дать пощечину своему будущему жениху. Ёто јлександра понимала. Ќо прошла не одна репетици€, а много, однако у нее не хватало внутренней решимости дл€ этого грубого жеста.  ак она Ч молода€, скромна€ девушка Ч могла ударить человека, вполне благовоспитанного, хорошего артиста! Ќе поднималась рука Ч да и только. ј отец очень сердилс€, бушевал и однажды хотел даже прогнать ее со сцены. “огда она собралась с духом, зажмурила глаза и ударила партнераЕ Ќе вид€, куда бьет, попала ему по затылку.  омический эффект см€гчил гнев отцаЕ

¬ 1886 году јлександра яблочкина прин€ла приглашение ‘.  орша вступить в его труппу. ќднажды у  орша произошел такой эпизод. яблочкина заходит в комнату и видит: стоит актер и что-то рассказывает Ч все смеютс€, но, увидев девушку Ч замолкают. ¬ слезах —аша прибежала к матери: Ђќни мен€ считают доносчицей, при мне замолкаютї. ћать рассме€лась: Ђ√лупа€, они щад€т твою юность и не хот€т, чтобы ты слушала пошлые и вольные разговорыї.

¬ театре  орша яблочкина пробыла недолго. ¬ 1888 году она стала артисткой ћалого театра, где прошла вс€ ее жизнь.

 ривить душой не научилась

јвторы книг Ђ50 лет в строюї и Ђ75 лет в театреї генерал-лейтенант ј. ј. »гнатьев и народна€ артистка ———– ј. ј. яблочкинаЂћЌќ√ќ т€желых минут выпало на мою долю в первые годы службы в ћалом театре. Ќо радость, которую доставл€ли репетиции и спектакли, искупала многое. ѕоэтому € не могла расстатьс€ с ћалым театром, раз вступив на его сцену. ¬ труппе было много способной молодежи, однако начальство не очень-то ею интересовалось и мало внимани€ обращало на отзывы прессы. ƒа и артистическа€ семь€ ћалого театра была очень тесно спа€на. Ќа пришедшего со стороны новичка смотрели с €вным недоверием, предоставл€€ ему самому барахтатьс€. ѕереставали сторонитьс€ Ђновичкаї, если видели, что он пришел в театр не за легкой славой, что он по-насто€щему любит сцену и умеет трудитьс€.

ѕомнитс€ мне один случай. ќдна из молодых актрис смотрела вместе со мной в ћалом театре какой-то спектакль. ÷ентральную роль играла ». ѕ. ”манец-–айска€. ≈е жестоко критиковала мо€ товарка, мне же игра –айской понравилась, и мы сильно поспорили. ¬ антракте, зайд€ за кулисы, мы оказались против уборной ”манец-–айской. ƒверь была открыта, € поздоровалась, но не вошла, а мо€ спутница влетела в уборную и бросилась целовать »раиду ѕавловну, рассыпа€сь в восторженных похвалах ее исполнению.

ј € так и не научилась кривить душой Ч не могла хвалить актера или актрису, когда они мне не нравились.  аково б ни было положение актера в труппе, как бы сильно ни было его вли€ние в театре, € не могла настроить себ€ на льстивый тон. ќставалась искренней и говорила в лицо свое мнениеЕ и наживала себе недругов. Ќо € хотела играть, иначе жизнь мне становилась не мила. я мечтала о многих рол€х, переписывала их и тщательно разучивала. Ёто была совершенно бескорыстна€ работа. –абота только дл€ себ€, работа, котора€ так и не выходила за пределы моей комнаты. ¬едь никто не назначал мен€ играть эти роли, € трудилась над ними дл€ самой себ€. » в этом находила большое внутреннее удовлетворение.

¬ театре как-то узнали о моей домашней работе и добродушно подсмеивались над ней.  . Ќ. –ыбаков шут€ говорил, что роли еще не распределены, а яблочкина уже выучила назубок все, вплоть до мужских. —колько радостных творческих часов проводила € у себ€ в комнате, работа€ над рол€ми, которые Ч € это знала Ч будут играть другие! ѕлакала слезами своих героинь, сме€лась их смехом, радовалась их радостью. ¬месте с ними испытывала большие чувства, жила смелыми, широкими мысл€ми, свободными стремлени€миЕ

 огда мне исполнилось двадцать лет, € стала невестой. ’от€ жених и не очень мне нравилс€, € дала свое согласие: родные настойчиво уговаривали мен€ выйти за него замуж. Ќо свадьба наша расстроилась. ” нас было мало общего. ѕри каждой встрече € ему говорю про театр, а он сидит бледный от ревности.  ак-то он не выдержал и сказал мне: Ђ ака€ же жизнь будет у нас Ч у вас только театр на умеЕї

я пон€ла, что он сделает все возможное, чтобы разлучить мен€ с театром, а без театра € жить не смогу. ѕришла к матери и объ€вила, что не пойду замуж. —обрала все приданое, которое сделала мне мать жениха (у нас на это не было средств), и отправила его обратно. Ќикакие уговоры на мен€ не подействовали Ч € не могла переменить своего решени€ всю свою жизнь отдать театру.

ћне не пришлось пожалеть об этом. “еатр Ч мо€ семь€, мой дом. «десь были те, кому € поклон€лась, те, кого, несмотр€ на их слабости и недостатки, любила. “еатр восполнил мне все то, чего недоставало в жизни. ƒаже в молодости € никогда не ощущала ни одиночества, ни недостатка в силе жизненных переживаний. я всегда была жадна к работе, к возможности творить, создавать новые и новые сценические образы.

Ќо ни выигрышность роли, ни обеспеченный ею успех у публики Ч ничто не могло соблазнить мен€, если € ощущала фальшь выдуманных положений и нелепость поступков, а главное, если € чувствовала пошлость, беспомощность или искусственность €зыка, которым малодаровитый автор заставл€ет разговаривать своих героев.

“ак, помню, € отказалась играть в пьесе Ќевежина Ђ¬тора€ молодостьї. —колько потратил режиссер красноречи€, чтобы убедить мен€ участвовать в спектакле!  огда € прочитала это Ђпроизведениеї, мне просто стыдно стало при одной только мысли о том, что € буду вынуждена во всеуслышание говорить неверо€тные тривиальности, выраженные к тому же безграмотным €зыком. я не могла заставить себ€ выступить в этой пьесе на сцене Ч и не выступила.

ћен€ спрашивали: как вы можете правдиво передавать те или иные чувства, если вы сами их не пережили в жизни? ќткуда, например, игра€ отрицательные роли, вы черпаете столько злобной жестокости, ведь в жизни вы совсем ина€? я и сама задумывалась над этой стороной психологии творчества. ƒело в том, что в творчестве артиста огромную роль играет изучение природы человека, его чувств, его поведени€. ¬с€кий человек знает не только те чувства, которые близки ему. ƒаже не испытыва€, он знает их. »наче как же мы могли бы пон€ть ослепл€ющую ревность ќтелло или черную злобу яго? ј ведь мы понимаем этих людей так же хорошо, как и добрых, влюбленных героев Ўекспира. „еловеку дано творческое воображение. ” художника оно обострено, усилено, и, кроме того, он посто€нно развивает это свойство. Ќо есть артисты, люб€щие исходить только из непосредственно пережитого, и есть артисты, люб€щие игру воображени€, тот Ђвымыселї, над которым обливалс€ слезами поэт.  онечно, такой вымысел Ч след жизненных ощущений, воспоминаний и живых чувств. Ќо ведь на то € и актриса, чтобы при помощи искусства суметь передать не только то, что € знаю по собственному опыту, но и то, что € творюї.

ѕисьма сыновей

ЂЕћќ… возраст не позвол€л мне выезжать на фронт, участвовать во фронтовых бригадах. » тем не менее за годы войны € приобрела среди фронтовиков немало замечательных друзей, вела с ними переписку. ѕисала им письма, в которых стремилась передать полноту своей материнской любви к ним, а они рассказывали мне о своей борьбе, о ратных подвигах, о трудной фронтовой жизни, о своей глубокой вере в нашу победу, о любви к русскому искусству, науке, литературе.

Ќи одного письма € не оставл€ла без ответа Ч все просьбы, поручени€ моих корреспондентов всегда стремилась выполнить как можно точнее и в срок. ѕриведу выдержки из нескольких писем:

Ђ огда € читал ваше письмо, мне казалось, что передо мной письмо моей матери, ибо каждое ваше слово исходило от чистого материнского сердца. “ак написать могла только мать своему сыну. ћладший командир Ќ. ƒ. ≈ршевї.

Ђя уроженец  иева, потер€л вс€кую св€зь с отцом и матерью, любимой девушкой и со всеми близкими. » вот сейчас мне так захотелось написать близкому человеку, и € осмелилс€ написать вам, так как вы одна из любимых представителей дорогой дл€ мен€ русской культуры. ј. –атченкої.

Ђ¬аше письмо получил, когда был на передовой. ≈сли бы вы, дорога€ јлександра јлександровна, знали, как € обрадовалс€! я сидел в танке и ждал приказа, как вдруг принесли ваше письмо. ќно подн€ло дух, и силы мои увеличились в несколько раз. ¬ы уже знаете, что на нашем фронте идет успешное наступление. ћала€ толика принадлежит и мне, но ведь из малых дел складываютс€ большие!

я могу вам рапортовать, что часть, где € служу, зан€ла три деревни. ћы подбили четыре фашистских танка. “еперь мы продолжаем двигатьс€ вперед, несмотр€ на то, что враг отча€нно сопротивл€етс€. Ќо наши силы, решимость, вдохновл€емые вами, наши дорогие и близкие люди, не могут быть остановлены.

ћне сейчас присвоили звание старшины, а командование дважды представило мен€ к правительственным наградам с занесением в Ђ нигу почетаї части.

Ќам всем очень при€тно и радостно сознавать, что вы, знатна€ артистка нашей страны, думаете о нас и волнуетесь за нас. Ќам это очень дорого.  ак хочетс€ после ваших писем идти в бой, чтобы скорее вернутьс€ домой, в ћоскву, и оп€ть смотреть вас на сцене ћалого театра. ≈сли б вы знали, как € хотел бы сейчас побывать в театре, чтобы еще раз испытать удовольствие, доставл€емое вашей игрой. Ќо € уверен, что € еще не раз увижу вас. Ѕывший студент, теперь старшина-разведчикї.

Ёти письма Ч € называю их письмами моих сыновей Ч рассказывали мне и о подвигах тех, кто уже не мог сам написать мне. ¬от ‘едоров описывает героическую гибель комсомольца чел€бинца —основского:

ЂЕћы штурмом брали укрепленный пункт противника. Ѕой был в полном разгаре. ћы шли сквозь взрывы мин, сквозь бешеный шквал свинца, лома€ оборону противника, штыком и гранатой выковырива€ гитлеровцев из их нор. ƒзот за дзотом, орудие за орудием взлетали в воздух, мы шли вперед, упр€мо стиснув зубы.

» вот уже победа близко. ƒрогнул враг, и паника объ€ла его. Ќо все же свинцовым дождем заливает нас последний дзот фашистовЕ ƒзот продолжает загораживать нам дорогу на запад. ѕадают один за другим товарищиЕ » вот Ч видели все! Ч подн€лс€ —основский, весельчак чел€бинец  ол€ —основский, что так любил театр и футбол, и бросилс€ тигром к дзоту, навалилс€ на ствол пулемета, грудью закрыл смертельный ливень выстреловЕ ћы вз€ли Ћ. ћы идем все дальше и дальше на запад. ћы несем в своих сердцах светлый, немеркнущий образ геро€-комсомольца чел€бинца —основского, отдавшего молодую жизнь во им€ победы –одиныї.

ј вот летчик ћил€ —аламатина рассказывает про подвиг своего товарища, геро€-летчика јлександра ѕетухова:

ЂЁто было под ≈льней. Ќад целью, как обычно, стала стрел€ть зенитка, то есть не одна, а много, и вот р€дом с самолетом точно так же, как ракеты, стали рватьс€ снар€ды, и один снар€д попал в самолет —аши. ћашина загорелась, штурман сбросил бомбы. Ќо самолет уже до своей территории долететь не мог. ѕрыгать к фашистам —аша не захотел и решил, как √астелло, погибнуть вместе со своей боевой машиной и при этом побольше угробить фашистов и их техники. ¬месте со штурманом они нашли себе цель Ч зенитную батарею, котора€ сто€ла на опушке леса, и пр€мо врезались в эту цель. √рустно было вспоминать —ашу, который час назад был с нами, сме€лс€, разговаривалЕ ј теперь его уже нет в живых. Ќо в то же врем€ каждый из нас гордитс€ —ашей ѕетуховым, гвардейцем, трижды орденоносцем, веселым, замечательным парнем.  огда наши части зан€ли это место, мы нашли место гибели —аши. Ќа опушке сто€ли покалеченные зенитки, обломки самолета, трупы фашистов и полусгоревшие —аша, его штурман и стрелок-радист.

Ќа высоком холме, р€дом с могилой погибших пехотинцев, мы похоронили —ашин экипажї.

 огда € узнавала, что кто-нибудь из них ранен, мое сердце болело и € не успокаивалась до тех пор, пока не узнавала о выздоровлении раненого. Ќекоторые из моих друзей погибли на поле битвы, и € горевала о них так, как горевала бы о родных сыновь€хї.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕосол —очи 2014
ѕосетило:20337
ќлес€ ¬ладыкина
ќснователь автомобилестроительной компании Ђ‘еррариї
ѕосетило:12299
Ёнцо ‘еррари
—оздатель лучшей снайперской винтовки
ѕосетило:10509
≈вгений ƒрагунов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru