Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јнгелина —тепанова

   /   

Angelina Stepanova

   /
             
‘отографи€ јнгелина —тепанова (photo Angelina Stepanova)
   

ƒень рождени€: 23.11.1905 года
ћесто рождени€: Ќиколаевск-на-јмуре, –осси€
ƒата смерти: 17.05.2000 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 94 года

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

актриса

ќднажды јнгелина »осифовна —тепанова заметила: "я свою биографию ни на какую другую не промен€ю". ¬ыдающа€с€ актриса оказалась последней из больших актеров старого, давно уже не существующего ’удожественного театра...

30.11.2004

—тепанова јнгелина »осифовна

јнгелина —тепанова фотографи€
јнгелина —тепанова фотографи€

јктриса.

–одилась в ћоскве.

јнгелина —тепанова фотографи€
јнгелина —тепанова фотографи€

1924 - актриса ћ’ј“а.

1952 - лауреат √осударственной премии ———–.

јнгелина —тепанова фотографи€
јнгелина —тепанова фотографи€

1960 - Ќародна€ артистка ———–.

1975 - √ерой —оциалистического “руда.

1977 - лауреат √осударственной премии ———–.

Ћучшие дн€

Ѕоль и страдани€ ‘риды  ало
ѕосетило:29775
‘рида  ало
—офь€ ћуратова. Ѕиографи€
ѕосетило:9067
—офь€ ћуратова
¬адим  азаченко: «везда Ђлихих 90-хї
ѕосетило:7465
¬адим  азаченко

1994 - уход из ћ’ј“а.

Ћучшие роли - »рина ("“ри сестры"), Ѕэтси ("јнна  аренина"), королева ≈лизавета ("ћари€ —тюарт"), ѕатрик  емпбелл ("ћилый лжец").

—нималась в фильмах "¬ойна и мир", "ƒвадцать дней без войны", "ќбъ€снение в любви".

—тепанова пришла в театр в сезоне 1924-1925 года. ≈е приход совпал с обновлением репертуара: в старые спектакли вводились новые исполнители. —таниславский шутил, что труппа состоит из "дедов" и "внуков". –азница между ними составл€ла тридцать лет. ¬ первый раз она вышла на знаменитую сцену в сент€бре 1924 года в "÷аре ‘едоре »оанновиче" ј. “олстого в роли кн€жны ћстиславской.

—пектакль был пам€тный.  ачалов первый раз в ћоскве играл роль цар€ ‘едора, а —таниславский - кн€з€ »вана Ўуйского. –оль молоденькой бо€рышни совсем не подходила актрисе, склонной, как показали школьные годы, к острой характерности, тем более что от нее требовалось повтор€ть рисунок предшественниц. Ќо, несмотр€ на волнение, чужой рисунок, репетиции со —таниславским принесли свои плоды. Ќа старой фотографии красивое нежное лицо в кокошнике, глаза прин€ли скорбное выражение и гл€д€т с детской доверчивостью, тоненькие руки сжимают узорчатый платок...

јнгелина »осифовна —тепанова ушла из ћ’ј“а в 1994 году. ќна заболела, потом оправилась, но из театра твердо решила уйти. Ќовых ролей не было, старые спектакли, в которых она была зан€та, одр€хлели. "“артюф", поставленный јнатолием Ёфросом, когда-то веселый и роскошно костюмированный (она играла госпожу ѕернель), развалилс€, хот€ она по-прежнему доставл€ла наслаждение зрител€м чистотой слова. ¬ "—еребр€ной свадьбе" ћишарина роль у нее была крохотна€. Ќа первых спектакл€х "ћосковского хора" ѕетрушевской она замечательно сыграла героиню по имени Ћика - жестко, с новым острым ощущением психологической правды, но после болезни играть Ћику было уже т€жело. "¬ театре мне стало неинтересно", - заметила —тепанова и подала за€вление об уходе. ќстатьс€ ее никто особо не уговаривал. ћ’ј“ осталс€ без своей выдающейс€ актрисы.

¬о ћ’ј“е было прожито почти семьдес€т лет.  ак и большинство актеров второго поколени€, она выросла в особой, мхатовской атмосфере. ¬оздух, которым она дышала, был насыщен общением с Ќемировичем-ƒанченко,  ниппер-„еховой,  ачаловым, ¬ишневским, Ћужским, ћарковым. —таниславский был ее богом.

“еатр забирал в ее жизни все. ќна жила в состо€нии тайного напр€жени€ перед спектаклем, перед репетицией, которое разрешалось только на сцене или в репетиционном зале. ¬се желани€ вытесн€лись, если впереди был спектакль или репетици€, все отбрасывалось в сторону, если это нужно было театру —удьба подарила —тепановой ћ’ј“ его лучших лет и привела во мхатовский пор€док строй ее жизни раз и навсегда.

"Ѕлистательна€ и драматична€ лична€ жизнь этой актрисы могла бы дать материал и романисту, и историку". “ак написала об јнгелине —тепановой знаток истории ’удожественного театра »нна —оловьева. 90-летие было отмечено в театре скромно и очень красиво. Ѕыло много цветов, заполнивших небольшую трехкомнатную квартиру. јнгелина »осифовна попросила отвезти цветы на Ќоводевичье кладбище - на могилы јлександра ‘адеева и мхатовцев.

— ‘адеевым было прожито почти двадцать лет.  огда начали по€вл€тьс€ статьи о писателе - а его стало прин€то изничтожать, - критики в угоду неписаным правилам нынешнего времени об€зательно упоминали, что брак —тепановой и ‘адеева, поначалу радостный и красивый, с годами становилс€ несчастливым дл€ обоих. ƒоказательства не приводились - только слухи, сплетни, пересуды. јнгелина »осифовна была не из тех людей, кому можно было задавать вопросы о личной жизни, да никто и не смел заговаривать с ней об этом. ѕисьма ‘адеева к —тепановой находились в ее личном архиве, в ÷√јЋ» она сдала только небольшую их часть. ј находившиес€ у нее дома письма - были неприкосновенны. "ќни не очень интересны, это семейные письма, - отмахивалась она, когда к ней приставали с вопросами. - ќни принадлежат ћише". ћиша - ћихаил јлександрович ‘адеев - ее любимый сын. —таршего, Ўуру, она потер€ла. ќн был первенец, родилс€ в декабре 1936 года, еще до того, как ‘адеев вошел в ее жизнь.

“огда, казалось, все сулило вечную весну. »м€ ее особенно прошумело после "јнны  арениной". Ѕетси “верска€ принесла ей встречу с ‘адеевым в ѕариже на гастрол€х ћ’ј“а в августе 1937 года и будущее - будущее большой актрисы. "јнна  аренина" изменила ее положение в труппе, в театральном мире, изменила личную жизнь...

ќднако жизнь не бывает одинаково ровной. ≈е личные дела складывались порой очень драматично... ќна жила, зна€, что вс€кое раздвоение грозит ее актерской судьбе. » потому не позвол€ла себе такого никогда. Ќо смерть Ўуры она перенесла трагически. ≈е лицо стало черным. ќна начала курить и долгими часами молча сидела за столом, гл€д€ перед собой. Ўура, пьющий, безалаберный, непутевый, любимец женщин, много раз женатый, когда-то сказочно красивый, широкий, добрый человек, последние годы живший за городом с женой Ќадей (внучкой —талина) и бесчисленным количеством собак, мать обожал. ћиша умолил ее не приходить на похороны. ”мный и тонкий человек, хорошо знающий все черты ее характера, он бо€лс€, что она этого не выдержит. ƒруг сына, литератор —аша Ќилин, написал небольшой некролог в его пам€ть. “ам были слова, которые показались ей необыкновенно точными, и јнгелина »осифовна не расставалась с этим недолгим текстом. ¬се это осталось в ней - детство Ўуры, его юность, проведенна€ в ѕеределкине на огромной фадеевской даче, той самой, где он застрелилс€, когда ее не было р€дом.

¬ мае 1956 года ћ’ј“ был на гастрол€х в ёгославии. ≈ще играли знаменитые "“ри сестры": ≈ланска€ - ќльга, “арасова - ћаша, —тепанова - »рина. ѕосле спектакл€ ее посадили в машину и увезли в Ѕудапешт. —казали, что ‘адеев т€жело заболел. ѕр€мых рейсов на ћоскву тогда не было, надо было добиратьс€ через ¬енгрию. ¬ Ѕудапешт приехали около четырех утра. ¬ советском посольстве никто не спал - ждали —тепанову ≈е встретили, отвезли в отель передохнуть. —амолет на ћоскву - через  иев - улетал около дев€ти утра. —тепанова лежала в номере и мучительно старалась пон€ть, что произошло. —то€нка в  иеве длилась около сорока минут. ¬се ринулись покупать газеты. ” —тепановой не было ни копейки - только несколько югославских динаров. ќна попросила стюардессу одолжить монетку и пошла за газетами. ¬ "ѕравде" на третьей полосе увидела портрет јлександра јлександровича в траурной рамке...

¬ ћоскву она так и прилетела с газетой в руках. ¬стречающие молчали. ¬ тот же день она получила письмо от ќльги Ћеонардовны  ниппер-„еховой: "ƒорога€ Ћина! ќбнимаю теб€, всеми мысл€ми и всем сердцем с тобой... „то сказать тебе? Ќадо перенести и это все со всем твоим мужеством, со всей твоей жизненной силой. ÷елую крепко, тво€ ќльга Ћеонардовна. ≈сли захочетс€ повидатьс€, позвони мне. ѕрости мои каракули". ” гроба она сто€ла р€дом с Ўуриком и ќльгой јндровской, знаменитой актрисой, своей самой близкой подругой. ¬ день смерти ‘адеева, 13 ма€, она никогда не подходила к телефону.  то мог проникнуть в тайну чужой жизни, в чужую душу? “о, что писали о ней и о ‘адееве, она не читала, это все ее мало занимало. ¬ последние годы жизни она вообще редко общалась с людьми, на улицу почти не выходила, пустых разговоров не вела, телефонную трубку брала лишь в определенные часы, их знали только самые близкие ей люди.  аким-то таинственным образом јнгелина »осифовна сохранила и свое женское очарование, и трезвый ум, и даже жизненную энергию.

ќна прекрасно понимала, что врем€ изменилось, что нынешний театр не имеет никакого отношени€ к ¬еликому театру, в котором она прожила жизнь и где ей самой вместе с театром пришлось познать и перенести многое. —колько бы она ни говорила о том, "что с театром все кончено", но судьба ћ’ј“а волновала ее - ведь она оказалась последней из игравших на сцене со —таниславским...

¬ доме јнгелины »осифовны сохранилс€ размеренный уклад, покойный и интеллигентный дух, свойственный старым русским актрисам. ¬ход€ в ее уютную квартиру, сразу понимаешь, что здесь жила не "звезда", не "дива", а именно јктриса, человек истинного вкуса и подлинной культуры. “олько фотографи€ из спектакл€ "—ладкоголоса€ птица юности" напоминает о ее сценических триумфах. ¬ небольшом кабинете, обставленном мебелью из карельской березы, висит знаменитый портрет —таниславского кисти јндреева. ј в спальне на одной стене - больша€ фотографи€ ‘адеева, на другой - фотографи€ семьи в ее счастливые времена: маленький ћиша, Ўурик, јнгелина »осифовна и јлександр јлександрович.

¬рем€ нынешнее как будто удалилось, осталось за окном, а в квартире жила со своим прошлым, со своими мысл€ми умный и очень талантливый человек, слабеющий от неизбежного "бега времени". Ѕиблиографической редкостью стала ее переписка с Ќиколаем Ёрдманом, опубликованна€ несколько лет назад. ќб Ёрдмане она могла говорить много и интересно. ќ ‘адееве почти всегда молчала - эта ее боль так и не прошла. ѕотому если были в доме цветы, то наутро их относили на его могилу; потому если выходила книга или стать€, где о нем дурно написано, их от нее скрывали...

Ѕездельничать она не могла. “о записала на радио стихи ѕушкина, то стала готовитьс€ к записи Ѕлока. –аньше с ее талантом прежде всего была св€зана драматическа€ острота, в конце жизни - лирическа€ тема.  огда ее спросили, была ли она счастлива с Ёрдманом, она ответила: "я была очень счастлива. Ќо если вы спросите мен€, была ли € несчастна эти семь лет, € бы ответила: "ƒа, была несчастлива". "¬се миновало, молодость прошла! “вое лицо в его простой оправе своей рукой убрал € со стола", - прочла она блоковские строчки.

Ѕыло бы неправдой сводить последние годы жизни —тепановой к ее прошлому, хот€ богатство пам€ти - само по себе драгоценное состо€ние. ¬о ћ’ј“ она теперь ездила редко, только к парикмахеру, привести себ€ в пор€док. “огда в комнатку набегали актеры, помощники режиссеров, сотрудники дирекции, и она расспрашивала их: что, как, какие спектакли имеют успех? ќна не могла забыть годы, когда по дороге на репетицию любила наблюдать, как по утрам у касс в проезде ’удожественного театра выстраивались длинные-длинные очереди за билетами. Ќо помнила и п€тидес€тые годы, когда сборы упали, зритель не шел во ћ’ј“. —лухи о том, что в театре стали поговаривать об уходе ≈фремова, очень взволновали ее. ‘амилии тех, кто может прийти на смену, которые ей называли, не успокаивали. "≈сли ≈фремов уйдет, надо мен€ть название. Ёто уже совсем не ћ’ј“ будет. ” мен€ к ќлегу много претензий, но он очень крупный человек, и он художник, а все эти... только актеры", - и она презрительно усмехнулась.

"ƒавно это уже не мой театр, но ћ’ј“ все равно во мне, - призналась как-то вдруг она. » сразу сменила тему разговора: - —егодн€ много агрессии в люд€х. Ћюди с нечистой совестью обычно резко агрессивны. ј у тех, у кого есть сознание своей правоты, нет ни привычки, ни желани€ защищать себ€...". » снова погрузилась в себ€.

"ѕерсона" No1, 2000.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ёдуард –адзюкевич. Ѕиографи€
ѕосетило:9811
Ёдуард –адзюкевич
Ћучший игрок XX века
ѕосетило:8818
”го —анчес
Ённио ћорриконе: √лавный композитор зарубежного кино
ѕосетило:15031
Ённио ћорриконе

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru