Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јнтонина Ўуранова

   /   

Antonina Shuranova

   /
             
‘отографи€ јнтонина Ўуранова (photo Antonina Shuranova)
   

ƒень рождени€: 30.04.1936 года
ћесто рождени€: —евастополь, ———–
ƒата смерти: 05.02.2003 года
–осси€
¬озраст: 66 лет

√ражданство: –осси€

»нтервью

јктриса театра

"ћо€ перва€ встреча с —ашей ’очинским произошла в лениградском “ё«е, куда € по приглашению режиссера «инови€  арагодского пришла работать после театрального института. ¬начале этим приглашением € была просто шокирована: €, актриса Ўуранова, - и какой-то детский театр?! ћне хотелось романтики, —евера... я, между прочим, уже готова была прин€ть приглашение —евероморского театра. Ќо тут мен€ неожиданно Ѕондарчук утвердил на роль кн€жны ћарьи в "¬ойне и мире", и мне было наказано остатьс€ в Ћенинграде: как же мен€ на съемки из —евероморска вызывать?"

12.12.2000

- Ёто было действительно неожиданно - студентка получает приглашение в большое кино!

јнтонина Ўуранова фотографи€
јнтонина Ўуранова фотографи€

- ќ кино € особо не мечтала - знала, что не фотогенична. ƒа и в институте у нас довольно косо смотрели на тех, кто пропускал зан€ти€ ради съемок. я грезила о славе Ќины «аречной на сцене академического театра, не меньше. Ќо однажды на четвертом курсе к нам на лекцию пришла женщина с довольно экзотической внешностью и спросила, кто из нас хотел бы поехать на пробы "¬ойны и мира". Ўум подн€лс€ невообразимый! ћои однокурсники в шутку стали распредел€ть роли: кто Ѕолконский, а кто маленька€ кн€жна.  огда дошло дело до кн€жны ћарьи, € громко выступила: "ј, эта плакса с костл€вой спиной? “амара, это тво€ роль". ”слышав мою реплику, ассистентка неожиданно предложила: "«ачем “амара? ј вот вы бы не хотели попробовать?" "Ќет, € не хочу сниматьс€ в кино", - решительно парировала €. Ќо дама оказалась на редкость настырной. ÷елый квартал она бежала за мной на своих высоких каблуках, на ходу вскочила в трамвай и напросилась в гости. ќна пересмотрела кучу моих фотографий, выбрала несколько и укатила в ћоскву. я тут же об этом забыла, тем более что у нас начались дипломные спектакли. » вдруг получаю телеграмму: "—рочно выезжайте кинопробы. "¬ойна и мир".  н€жна ћарь€". я только посме€лась с однокурсниками. „ерез какое-то врем€ - оп€ть телеграмма. ћо€ руководительница вскинула брови: "ƒружочек, ну кака€ вы кн€жна ћарь€?" ¬прочем, € и сама об этом догадывалась. Ќо "ћосфильм" стал бомбить телеграммами наш деканат. ¬ конце концов мен€ отпустили на пробы: "’оть ћоскву посмотришь".

- » тут вы окунулись в другой мир: плать€, обстановка, великие актеры...

јнтонина Ўуранова фотографи€
јнтонина Ўуранова фотографи€

-  акие там плать€! ћне выдали одно, такое же маленькое, как за€чий тулупчик ѕугачева: в плечах трещит, под мышками давит. ћои короткие волосы безжалостно залили лаком, заколками прикрепили шиньон, так что волосы перь€ми стали торчать во все стороны, наложили какой-то совершенно дурацкий грим... Ќа пробы в ћоскву € ездила раза три-четыре, правда, ни желани€ особого к этому не испытыва€, ни особого старани€ не прилага€. ” мен€ мен€лись партнеры, но "за€чий тулупчик" оставалс€ неизменным.  ак-то мне объ€вили, что отбор прошли семнадцать кн€жон и что € в их числе. ѕотом нас осталось одиннадцать. ѕотом дев€ть, п€ть... “ут у мен€ по€вилс€ чисто спортивный азарт. Ќас, претенденток, никогда не сталкивали лбами - одну запускали на пробы, а другую из дальних дверей выпускали. ќднажды сижу в гримерке, мне уже скучно, неинтересно, и вдруг раздаетс€ шепот: "»дет, идет!" » € в зеркало вижу, как входит седовласый импозантный —ергей ‘едорович Ѕондарчук. ѕодходит сзади, внимательно разгл€дыва€ мен€ в зеркале. я начинаю ерзать и сползать с кресла, чтобы встать и поприветствовать режиссера, потом вспоминаю, что он все-таки мужчина, а € - женщина, и начинаю вползать обратно. “ут мен€ пронзает мысль: € все же студентка, и начинаю вновь сползать. ј он в это врем€ с улыбкой молча наблюдает за моими телодвижени€ми. я, к своему ужасу, совершенно позорно краснею - п€тнами и до слез.  ак кн€жна ћарь€! Ќаконец € сдалась: опустила глаза и замерла в кресле. ќн, ласково гл€д€ на мен€, стал расспрашивать о моем курсе, дипломном спектакле, потом повернулс€ и вышел. ¬ коридоре что-то сказал ассистентам - и вокруг мен€ подн€лс€ насто€щий смерч. »менно с этого момента началась нова€ эра отношений со съемочной группой. ќдни рвут с мен€ "за€чий тулупчик", другие несут новое платье, третьи заново причесывают, четвертые гримируют. » вдруг распахиваетс€ дверь и входит великий  торов - старый Ѕолконский: " ак звать, барышн€?" - "“он€". - "Ќу что, барышн€ “он€, € ваш батенька". - "“ак, јлексей ѕетрович, это же еще неизвестно, еще ведь только пробы". - "Ќу хот€ бы на врем€ проб". — этого дн€  торов стал моим основным учителем на съемках. я кидалась к нему счастлива€: "ќй, мен€ на вокзале встречали с машиной!" - "Ѕарышн€ “он€, эти бандиты в последний съемочный день забудут купить билеты на поезд". » точно, когда им, киношникам, нужно - из могилы выроют, а когда все закончитс€ - теб€ тут же брос€т.

Ќесколько лет назад, незадолго до смерти јлексе€ ѕетровича, € случайно наткнулась на него, бредущего с кефиром в авоське, у его дома на “верской. ћы долго сидели на широком подоконнике в подъезде и плакали: "¬от так и живу, барышн€ “он€. ∆ена больна, все на мне". я к нему всегда испытывала особые чувства, может быть, потому, что своего отца, погибшего на фронте, совсем не знала, а јлексей ѕетрович был со мной удивительно нежен.

јнтонина Ўуранова фотографи€
јнтонина Ўуранова фотографи€

- ” вас было трудное детство?

- ” мамы нас было трое девчонок. я после седьмого класса решила пойти в техникум, чтобы маме помочь стипендией. ∆или трудно, но очень весело. я в то врем€ занималась в кружке юннатов при зоопарке. ” мен€ был даже подшефный верблюд яша. ј еще ходила на искусствоведческие зан€ти€ в Ёрмитаж, занималась пением. ”влечений у мен€ было чрезвычайно много, но все они приводили все-таки в театр. ƒаже Ёрмитаж обернулс€ дл€ мен€ театром: на сцене Ёрмитажного театра мы ставили спектакли.  остюмы шили из бабушкиных скатертей, шалей, в ход шли старые шл€пы и веера. ’от€ после техникума € три года отработала садовником в ¬ыборгском районе, мечта о театре мен€ не оставл€ла. Ќеожиданно дл€ себ€ с первой же попытки поступила в театральный институт. я долго не верила своему счастью, мне даже снились кошмары - то € оглохла на одно ухо, то мне трамвай отрезает ноги... ѕривыкла только к последнему курсу, даже закончила его ленинской стипендиаткой.

јнтонина Ўуранова фотографи€
јнтонина Ўуранова фотографи€

- » тут наконец осуществилась ваша мечта стать Ќиной «аречной?

Ћучшие дн€

‘едор ”глов. Ѕиографи€
ѕосетило:29773
‘едор ”глов
ћерил —трип: ¬озраст ей к лицу
ѕосетило:12165
ћерил —трип
—транные достижени€: –екордсмен по длине мочек ушей
ѕосетило:5347
ƒэрил Ѕелмарес

- “огда € была вынуждена прин€ть приглашение «инови€  арагодского работать в “ё«е. ќн мне сказал: "Ќу поработай пока, не понравитс€ - уйдешь". Ќа том и порешили. ј получилось, что осталась в театре на 25 лет. ѕозже он говорил: "ѕопала по необходимости, а осталась по убеждению". —аша ’очинский к тому моменту, как € пришла в театр, заканчивал студию при “ё«е. » € попала в его дипломный спектакль " онек √орбунок": играла ÷арь-девицу, а —аша - —пальника. “огда мы и подружились... семь€ми. ƒело в том, что в театр € пришла со своим первым мужем Ќиколаем (мы поженились на первом курсе). ” нас была очень интересна€ компани€: € с Ќиколаем и —аша с первой женой »рочкой јсмус. ѕомните клоунессу »риску? ќна потом трагически погибла, сорвавшись с верхотуры цирка. ћы ездили за город, собирали сморчки и у нас на улице –ылеева их весело жарили. ѕотом —ашу забрали в армию, он три года прослужил в ¬ыборге заведующим художественной самоде€тельностью. “ам и про€вилс€ его талант поющего артиста.  стати, актером он стал поздно, его долгое врем€ воспринимали как поющего мальчика с гитарой. ” него был прекрасный дуэт с ¬итей ‘едоровым. ќни пели первые песни √ородницкого, Ќовеллы ћатвеевой, Ѕулата ќкуджавы. ћне очень нравилось, как пел ’очинский! ќн не работал дл€ будущего, ему казалось, что жизнь бесконечна. ѕредставл€ете, дома не сохранилось ни одной его кассеты!

- Ќаверное, вы уже тогда были в него влюблены?

- ћожет быть, мы ведь практически всю жизнь были друг у друга на глазах. ѕосле развода с јсмус он женилс€ на художнице. я тоже вторично вышла замуж - за медика. —ашка сбегал с военной службы, бритоголовый приходил в мой семейный дом и оставалс€ ночевать. ћой второй муж очень раздражалс€ по этому поводу: "ѕочему он у нас ночует? ѕочему он к матери не пойдет?" я отвечала: "ѕотому что он в самоволке, понимаешь?" ј —ашка мылс€, брилс€, завтракал и уходил куда-то на целый день. ќн вообще обладал удивительной способностью - внезапно по€вл€тьс€ и тут же незаметно исчезать. » так всю жизнь. ќн же –ыбы по гороскопу, плыл себе по одному, только ему известному течению. “ак мы женились-разводились на глазах друг у друга, пока... не стали сорежиссерами спектакл€ " ошка, котора€ гул€ла сама по себе" по  иплингу. »грали интересные роли: он - ƒикого ћужчину, € - ƒикую ∆енщину. ¬о врем€ этой работы мы как-то очень сблизились. » вот однажды так получилось, что € собрала сумку самых необходимых вещей и из своего семейного дома ушла к —аше в коммуналку.

- ј мужа оставили у разбитого очага в ...

- ...п€тикомнатной квартире на “еатральной площади. ћне стало €сно, что не могу € жить с человеком, который не понимает ни мен€, ни театр, ни моего способа существовани€ в нем. ћуж устраивал мне скандалы по поводу того, что € поздно приезжала с репетиций. "¬ театре работают не по заводскому гудку. Ёто же не станок - выключил и пошел!" - бесполезно пыталась € достучатьс€ до него. я чувствовала, что постепенно погр€заю в чем-то абсолютно мне чуждом. ј с приходом в —ашину коммуналку началась сама€ счастлива€ полоса моей жизни. 14 лет были знакомы, дружили, и только с 1976 года мы вместе. я на семь лет его старше.

- ј чье это было решение?

- ќбоюдное.  огда —аша мне призналс€, что давно уже на мен€ загл€дываетс€, € просто обалдела: € ничего этого не видела! » только на репетиции "√амлета", куда —аша вводилс€ на главную роль вместо уехавшего в ћоскву “араторкина, в тот момент, когда € по ходу действи€ пьесы его обн€ла и дотронулась до руки, мен€ словно пронзило: "Ёто он!" ¬спыхнуло чувство к человеку, которого € знала много лет. Ќравилс€ он мне всегда, но полюбила € его именно в тот момент. » так бывает... ћожет, мо€ любовь к нему была скорее материнской, ведь € играла √ертруду.

ѕосле спектакл€ он стал мен€ зазывать: "“ы должна прийти ко мне домой, посмотреть, как € живу". Ќаконец € согласилась навестить его холост€цкое жилище. Ќа ужин он сам слепил котлеты, каждую величиной с лошадь. »х можно было есть, только очень его люб€. ѕересоленные, огромные, т€желые, как шрапнель. ќн сделал их по бабушкиному рецепту - с картошкой. » так был горд своей стр€пней! Ќа столе сто€ла бутылка кубинского рома "√авана  лаб" - по-моему, эту мерзость не пьют уже даже мор€ки. ј мы с ним пили ром, закусыва€ этими жуткими котлетами, и он читал мне вслух " оролей и капусту". ¬торой раз в гости € пришла со шваброй и тр€пкой - его комната была очень запущена.   тому времени уже стало €сно, что мы не можем друг без друга. » окружающим, кстати, тоже, ведь он не выходил из моей гримерки. ¬сем было пон€тно, что это не просто дружба, а любовь. —аша сообщил об этом своим родител€м. ќни ему сказали: "ќ-о-о! —мотри! Ёто не рукавица, с белой ручки не стр€хнешь и за по€с не заткнешь!"

- ј почему они так отреагировали?

- ќни уже знали мой характер - независимый и, наверное, не очень легкий. —амое смешное, что последним о нашем союзе узнал  арагодский, который о нас, актерах, знал все. ќн очень негодовал потом: " ак это так, почему € не знаю?!" ј мне было при€тно, что в театре, где все знают и донос€т, про нас смолчали. ѕочему-то, не сговарива€сь, наши отношени€ никто не стал пачкать. Ёто просто удивительно! » вот началась семейна€ жизнь, полна€ радостей и огорчений, как, впрочем, и у всех. Ќо сейчас €, огл€дыва€сь назад, могу сказать, что это была сама€ счастлива€ пора моей жизни.

- ¬ коммуналке?

- ƒа, представьте себе. ћы прожили на ¬асильевском с 76-го по 83-й год. — сосед€ми мы жили как одна семь€. ћуж - шофер, жена работала на заводе. ” них было двое детишек мальчик и девочка. Ѕывало, идем из театра, а мальчик кричит на весь двор: "—аша, “он€, скорей бегите, "Ѕумбарашку" показывают!" ќчень ему нравилась роль ’очинского в этом фильме. ƒо моего по€влени€ Ћюс€, соседка, —ашу обстирывала и подкармливала. ѕотом, когда мы уже вместе жили, частенько вечером, после спектакл€, на кухне нас ждала записка: "“он€, твои пироги - под полотенцем, а —ашина бражка - в ковшике".

- „то это за бражка?

- ј они гнали самогон. » —ашка ел пироги, запива€ бражкой.  омната у нас не запиралась, мы могли вернутьс€, а ¬овка со своей дворовой компанией смотрит у нас телевизор, потому что сестра занимаетс€. —о временем сделали очень хороший обмен - кажда€ семь€ получила по отличной двухкомнатной квартире. Ѕез доплаты. ќбмен века! » мы переехали сюда, на ѕокровку.

- √овор€т, что —аша стал героем ѕокровки...

- ќн был всеобщим любимцем. ѕочему, за что - непон€тно. ≈го обожали дети, старики, дворники, м€сники, соседи, брод€жки, милиционеры, проводники поездов, женщины... ¬ нашем районе его знали все. » он посто€нно мне всех представл€л: "Ёто мой друг". я ему говорила: "—аша, различай, пожалуйста, - есть друг, есть товарищ, есть собутыльник, а есть просто знакомый". ј он свое: "“он€, познакомьс€, это мой друг". я знакомлюсь, потом отходим, и он мне тихонечко: "Ёто м€сник из нашего магазина". я отвечаю: "“ы хоть не знакомь мен€ со всеми подр€д. я теб€ прошу". “щеславие было его слабостью - он любил, чтобы его любили. ћы садимс€ зимой в такси, он тут же сдергивает шапку, чтобы таксист узнал его по белой башке. "—ань, холодно, надень шапку". "Ќет, ничего, нормально", - отвечает он, с удовольствием ребенка лов€ восхищенные взгл€ды шофера.

- ј насто€щие друзь€ у него были?

- Ќе счесть. ѕричем самое смешное, что каждый из них осталс€ в твердой уверенности, что именно он был —ашиным единственным насто€щим другом. ƒо сих пор звон€т люди и представл€ютс€: € такой-то, единственный друг —аши. ј € о нем и слыхом не слыхивала. я хорошо знаю его близких друзей, они приезжали, жили у нас, со многими он служил в армии. —аша в этом смысле был очень преданным человеком. ¬ерным. ’от€ и необ€зательным. Ћегко обещал и так же легко забывал об обещании. я говорила ему: "—аша, ну ты не обольщай, не обещай достать билеты в "ќкт€брьский", на теб€ понаде€лись, а ты..." - "Ќу не получилось". Ќо были вещи дл€ него св€тые: кому-то помочь, кого-то в больницу устроить или на похороны прийти.

- √овор€т, он был дружен с  айдановским?

- ћы бывали в его знаменитой московской коммуналке на ¬оровского, он несколько раз заезжал к нам в ѕитер на ѕокровку. ќстанавливалс€ неподалеку, в гостинице "—оветска€", и приходил в гости со своей очередной барышней. ќчень он пригл€нулс€ моей кошке ћонике. “ака€ была вредна€, зараза!  ак только раздавалс€ звонок, моментально пр€талась. Ќи к кому не шла. ј тут вдруг сама запрыгнула к  айдановскому на колени, помурлыкала и заснула у него на руках. ” мен€ челюсть отвисла. ∆ивотные ведь очень чувствуют, когда их люб€т. ј  айдановский безумно любил своих: собаку «инку и кота Ќострадамуса. ќни с —ашей были очень разные, но, несмотр€ на это, подружились. ћожет быть, оттого, что оба какие-то неземные, потусторонние. Ќездешние, не от мира сего.

- ј трудно жить с таким неземным человеком?

- “рудно. ѕриходитс€ ведь одной бытом заниматьс€. ќн становитс€ ребенком, и ты замен€ешь собой "того парн€".  огда у нас шел ремонт, € так уставала от бесконечных уборок и выносов мусора! ѕричем после спектаклей, где мы вместе играем, € еще и готовлю, и подаю обед. ѕотом кидаюсь убирать квартиру. ј —аша ходит за мной с подушкой под мышкой и спрашивает: "“ошенька, а где мне лучше лечь, чтобы тебе не помешать?" Ќо на него даже не рассердишьс€! я только устало отвечаю: "ћилый, хоть на потолке". Ќо как это ни покажетс€ странным, € жила с ним как за каменной стеной.  огда было плохо с продуктами, ему предлагали на каждом углу: "—ань, мы тебе м€со оставили. —ань, сыра хочешь?" я не ходила в магазины.

- Ќу а ревность? ” —аши было столько поклонниц...

- Ѕыл у него такой товарищ,  ол€ јлексеев, они снимались в одном фильме. “ак он мне как-то рассказал один случай. ѕосле съемок они жили в палатках под ћалаховкой.  ак-то возвращаютс€ вечером, а на блюде лежат гор€чие пирожки, сосиски, масло, хлеб, лук зеленый.  ол€ говорит: "Ќу вот! Ёто все дл€ теб€. ћне ведь никогда так не накроют. Ёта Ќад€ (помреж на фильме) на теб€ глаз положила. ќтблагодарил бы". - "ј как?" - " ак-как, сходи вон в лесочек, например". - "Ќу тогда мне всех придетс€ в лесочек вести".

ƒо сих пор на его могилу ход€т поклонницы и нос€т цветы и свечи. Ќо € никогда его не ревновала. Ѕывало, подхожу к окну, выгл€дываю: во дворе стоит его машина, и —аша сидит там с какой-то девицей. „ас сидит, два. ј € хожу и смеюсь: ведь знаю, что девица в него вцепилась, что-то расспрашивает, а ему неловко уйти. ќн был очень деликатным.

- ј если вас обоих терзали муки творчества, обстановка в семье не накал€лась?

- —аша был человеком, который работал очень незаметно. я могу сесть, выложить тетради и мучительно думать, ища зерно роли.  огда мы вместе в “ё«е играли "‘иломену ћортурано", € не могла заставить его повторить роль. "—аша, давай повторим!" - "ƒа-да, сейчас". ј сам уже нашел себе какое-то зан€тие. ≈ще раз прошу - он все откладывает... » вот сто€ в трамвае, где-то в тамбуре, мы быстренько повтор€ем слова. ј выходил на сцену так, будто всю жизнь провел в этом образе. »ли однажды вышел из больницы и говорит: "я задумал новую программу, она будет называтьс€ "я куплю себе последние ботинки". я говорю: "—аша, зачем последние ботинки? Ќазови лучше "я в последний раз женюсь на блондинке". (” Ѕачурина была така€ песн€: "я куплю себе последние ботинки, заработаю на свой последний хлеб, € в последний раз женюс€ на блондинке, а потом - чтоб € оглох, а потом - чтоб € ослеп".) "Ќет-нет, мы с ћаратом  амиловым уже репетируем". » вот после премьеры, 11 апрел€ 1998 года, умирает —аша, а ровно через полгода, 11 окт€бр€, - ћарат.

- ј кто был в вашей семье главой?

- ” тех, кто нас близко не знал, порой складывалось впечатление, что € эдака€ бой-баба, всем управл€ю. я любила повтор€ть: если камень в него полетит, то пусть он в мен€ попадет! ¬ каком-то смысле € вли€ла на него, но и он вли€л на мен€. Ќа очень многие вещи € научилась смотреть его глазами. я могла топать, кричать, плакать, настаивать на своем, но в один прекрасный момент вдруг понимала, что все получилось так, как хотел он. —аша умел незаметно насто€ть на своем. » € подчин€лась. я никогда не держала его за руку, не запрещала идти туда, куда он хотел и с кем хотел. »ногда он из вежливости мен€ приглашал, а €, понима€, что ему без мен€ будет свободнее, не шла.

- ј почему вы считали, что ему без вас свободнее?

- Ќу, € не знаю. “акие вещи ведь чувствуешь всегда. ќн был кокетлив, любил прихвастнуть, в нем было много детского: тщеслави€, обидчивости и хрупкости. Ќека€ зыбкость характера. ћне совсем не хотелось на него давить. ѕри мне он стесн€лс€, а так распускал хвост и производил впечатление, какое ему надо. ћне хотелось, чтобы он "полетал": это было так безобидно, а он получал от этого удовольствие.

- ј что еще в жизни он любил? ¬кусно поесть, например...

-  ак раз к еде он был абсолютно равнодушен. я по привычке жен-хоз€ек пыталась ему угодить: училась печь пироги, вс€кие кушань€ стр€пать. ј он садилс€ за стол с газетой или книжкой и сосредоточенно начинал есть. я в нетерпении спрашивала: "Ќу что, вкусно?" ќн рассе€нно поднимал голову и отвечал: "ј? ƒа-да! ќчень!", чмокал в щечку и снова - в книжку. я пон€ла: ему абсолютно все равно, что есть. ќн любил вечером залечь на диванчик - читать и разгадывать кроссворды, иногда подбирал что-то на пианино. Ќо обычно его весь день не было.

¬от он, весь радостно возбужденный, собирает вещи в гастрольную заграничную поездку с театром "Ёрмитаж". я с облегчением думаю: " ак хорошо, отдохну от готовки, от ожиданий!" ќн с такой охотой едет, а на следующий день звонок: "“оша, хочу домой!" ѕриезжает - и снова куда-то рветс€ из дома. ≈го мама сме€лась: "—аше хорошо в дороге".   примеру, ’очинский возвращаетс€, подъезжаем к дому, выгружаем вещи, полчаса сидим на кухне, что-то рассказывает, € его кормлю. ѕотом смотрю - собираетс€: "Ќу, € пойду с собачкой". Ѕерет собаку и уходит... на целый день, как он выражалс€, "в народ". ќт собаки потом долго пахнет табачным дымом.

- ј куда "в народ"?

- Ёто мог быть поход в кафе, в гости к соседу, в винный подвальчик - все зависит от того, кто первый повстречаетс€ и затащит его к себе. ¬озвращалс€ поздно - обласканный, довольный от количества знаков любви и признани€. ќн очень любил, когда его узнавали.  огда надо было идти за какой-нибудь справкой, € посылала его. √оворила ему: "ѕойди покажи личико", и он с удовольствием это исполн€л. ѕравда, был один смешной случай. ќн поехал как-то за картошкой на рынок. ƒолго ходил, выбирал, кака€ мне, по его мнению, понравитс€. » вдруг заметил, что за ним ходит мент и пристально рассматривает. ј у него в то врем€ по роли в сериале "»менем революции" была наголо выбрита голова. —аша уже стал дергатьс€ от такого пристального внимани€. “олько он купил картошку, как к нему подходит милиционер: "” вас документы не с собой?" - "«ачем? ¬едь € за картошкой приехал". - "ј вы бы не могли пройти со мной? “ут недалеко..." ≈го привели в отделение, где под громадной доской "»х разыскивает милици€" началс€ допрос. "√де работаешь?" - "¬ театре" - " ем?" - "јртистом". ѕосле чего следует нема€ сцена, переход€ща€ в забористый мат: "“о-то, € думаю, мне твое лицо так знакомо!" ќн ходил после этого очень гордый, что его, хоть и таким образом, узнала милици€.

- ѕомнил ли он ваш день рождени€, день свадьбы?

- ј свадьбы у нас не было. ƒружба как-то очень плавно переросла в любовь, а потом, шут€ и сме€сь, мы зарегистрировались. ќднажды на гастрол€х нас в гостинице не хотели поселить в один номер, и —аша мне сказал: "—лушай, давай поставим эти штампы в паспорте". Ћет семь до этого мы жили без штампов и вот в перерыве между репетици€ми забежали и расписались. ¬есь загс сбежалс€ смотреть на эту процедуру.

—аша очень любил дарить мне украшени€. ѕривозил из-за границы то колечко, то цепочку серебр€ную. »ли иногда говорил: "“оша, дай мне денег, € тебе закажу подарок". ѕравда, потом всегда возмещал эти траты. “ак получилось, что один из своих сюрпризов он мне сделал уже после смерти. 10 апрел€ мы вернулись с репетиции нового спектакл€ "ѕризраки", вдруг слышу; он не лег, как обычно, на свой диванчик, а стал звонить куда-то. ƒумаю: "Ѕоже, неужели он кого-то в гости зовет? ” мен€ сил нет". “ут он выходит на кухню и торжественно за€вл€ет: "“оша, € тебе сделал сюрприз! ∆ди. 15 апрел€ тебе его привезут". я говорю: "’очинский, колись.   твоим сюрпризам € должна готовитьс€ заранее". ƒело в том, что это обычно была кака€-нибудь неожиданность, причем крута€. ќн долго сме€лс€ и отнекивалс€, а потом все-таки выдал: он давно мечтал мне подарить аэрогриль. » вот решилс€: "Ќичего, как-нибудь выкрутимс€. ƒенег у нас все равно никогда не будет". Ќа следующий день его не стало. 15 апрел€ были похороны. Ќакануне вечером € неожиданно вспоминаю, что у мен€ еще что-то должно произойти в этот день. » тут как молни€: "—ашкин сюрприз!" „то делать? —рочно отмен€ть? » вдруг больно кольнуло - ведь это его последнее желание. я поехала на похороны, а мо€ сестра специально осталась у нас дома, чтобы выкупить аэрогриль. Ќа похоронах было столько народу, сколько, наверное, не наблюдалось со времен похорон ¬ысоцкого. ѕотом многолюдные поминки в театре...  огда мы вернулись домой опустошенные, на столе сто€л аэрогриль, как последний привет от него.

- √овор€т, —аша очень долго болел...

- ¬ 96-м он первый раз попал в больницу с многочисленными €звами желудка и сердцем, увеличенным в два с половиной раза. ќн, конечно, вел себ€ легкомысленно. я ему все врем€ говорила: "—аша, ты себ€ убиваешь". Ќо заставить себ€ бросить пить он не мог, слава Ѕогу, хоть курить перестал. ƒва последних года не курил и очень этим гордилс€.

- Ёто правда, что он умер у вас на глазах?

- ќн пошел заводить машину, чтобы ехать на репетицию, и вдруг вернулс€: "„то-то мне не дышитс€, ты поезжай, € буду позже". ¬згл€нув на его побелевшее лицо, € тихо пошла в другую комнату и вызвала "—корую". —ашу буквально вытаскивали с того света: кардиограмма, укол в сердце, фибрилл€ци€, электрошок. ј € стою напротив у стенки и, не шевел€сь, смотрю. “ак и просто€ла два с половиной часа.  огда-то € снималась в фильме "ƒела сердечные" и кое-что в медицине понимаю, вижу - что-то не то.  о мне обернулс€ доктор: "¬ы чувствуете, сердце не заводитс€. ” него огромное в€лое сердце, оно не качает кровь". ¬рачи еще какое-то врем€ повозились, потом молча отключили фибрилл€тор и сели заполн€ть бумаги. Ёто был конец. я так и не смогла заплакать - была совершенно спокойна. Ќа похоронах какие-то бородатые и усатые мужики на мне рыдали навзрыд, а € сидела словно каменна€.

ѕосле —ашиной смерти € долго не могла жить вне дома. Ѕывало, соберусь погостить у друзей на даче несколько дней, приеду и не нахожу себе места: "я хочу домой. Ќет-нет, сегодн€ же вечером". —рывалась, вбегала в квартиру, садилась в кресло и тут же ощущала, будто кто-то садилс€ р€дом - прогибалс€ подлокотник. » € говорила: "ѕривет". ќн был здесь, р€дом со мной.

 огда он умер, мне, как ни странно, больше всего помогли те самые брод€жки, с которыми он пропадал. ’удожник (с ним —ашка частенько пил в подвале) нарисовал его портрет с гитарой и подарил мне на пам€ть.  огда —аша был жив, € их гон€ла, не любила, считала, что мужа спаивают. ј они после смерти шли и шли и робко прот€гивали конверты с деньгами... Ќа его могиле долго лежал венок с лаконичной надписью - "—аше от ѕокровки".

»сточник информации: журнал " ј–ј¬јЌ »—“ќ–»…", март 2000




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јнук Ёме. Ѕиографи€
ѕосетило:19867
јнук Ёме
Ќепокорна€ дочь
ѕосетило:33309
јлександра «ахарова
¬иктор ÷ой: «везда по имени —олнце
ѕосетило:18898
¬иктор ÷ой

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru