Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ёли€ –утберг

   /   

Yuliya Rutberg

   /
             
‘отографи€ ёли€ –утберг (photo Yuliya Rutberg)
   

ƒень рождени€: 08.07.1965 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 55 лет

√ражданство: –осси€

Ћюди культуры не умеют дратьс€

—оветска€ и российска€ актриса театра и кино.

»м€ ёлии –утберг прочно ассоциируетс€ с “еатром им. ¬ахтангова Ц одним из немногих художественных коллективов ћосквы, артисты которого всегда остро чувствовали перемены в российской культуре. ќднако уход€щий сезон был отмечен и целым р€дом нелепых скандалов. ќ собственных переживани€х по поводу инцидентов в консерватории, “реть€ковке и √»“»—е ёли€ –утберг рассказала в интервью ЂЌовым »звести€мї.

20.06.2009

Ќо началась наша встреча с разговора о милосердии: недавно редакци€ газеты ЂЌовые »звести€ї и журнала Ђ“еатралї совместно с друзь€ми и партнерами провела в ƒоме актера благотворительный аукцион, средства от которого были перечислены двум девочкам, проход€щим лечение в ћорозовской детской больнице. ќдной из участниц этого аукциона стала и ёли€ –”“Ѕ≈–√.

ёли€ –утберг фотографи€
ёли€ –утберг фотографи€

Ц ёли€, € не раз видел вас на подобных меропри€ти€х, и вообще, о вас часто говор€т как о человеке, дл€ которого добрые поступки превыше всего.

Ц ѕотому что, на мой взгл€д, сейчас катастрофически не хватает добра. ћы живем в эпоху вакханалии какого-то цинизма, черствости, абсолютной бесчеловечности людей по отношению к себе подобным. ¬от странно, в XXI веке Ц не в военное врем€! Ц люди так жестоки друг к другу... я предпочитаю не перечисл€ть благотворительные акции. ћне кажетс€, что если человек принимает в этом участие, то он делает это молча и так, как ему велит сердце. ≈сли ты занимаешьс€ только благотворительностью и ничего не зарабатываешь, то ты дурак. ≈сли ты зан€т только наживой и только обогащением, то ты скр€га и несчастный человек. ј если у теб€ есть возможность зарабатывать деньги и при этом не забывать о нуждающихс€, то это самый верный путь.

Ц ¬ этом театральном сезоне внезапно ушла из жизни ћаргарита Ёскина, без которой по-прежнему невозможно представить ƒом актераЕ

Ц ¬ы знаете, умерло огромное государство. ѕотому что та территори€, которую создала Ёскина в ƒоме актера, это было отдельное государство, которое существовало по своим законам. “ам культивировалось добро, там нормой жизни была помощь. Ёто был странноприимный дом, где ћаргарита јлександровна привыкла, что артисты в массе своей живут бедно.  то бы ни приходил, его об€зательно кормили. Ѕез бутерброда, без печенюшки, без кексика из ее кабинета не выходил никто. ”дивительно, как она любила людей. ¬от так вот подумать: ведь мы ей не были пр€мыми родственниками, но она наше поколение отчасти вырастила. ј теперь мы потер€ли то место, где нас любили вс€кими: успешными и неуспешными, нас любили безработными и на пике славы, гр€зными и чистыми, нам помогали, когда у нас болели дети и родители. ћаргарите јлександровне до всего было дело. Ћюбой вечер, кругла€ дата, творческа€ встречаЕ Ёто было дл€ нее так важно. ≈сли звонила Ёскина и говорила, что нужно сделать номер, спеть песню или поздравить, то это воспринималось с радостью. Ёскина олицетвор€ла собой нормального, интеллигентного человека. —егодн€ таких людей, к сожалению, все меньше. ¬ы говорите, что смерть ее была внезапна. Ќет. Ќезадолго до смерти она поехала с коллегами в √ерманию, и ей позвонили, сказали: Ђ—рочно возвращайтесьї. ќна ответила: Ђя не могу бросить артистовї. “ерпела жуткие боли, но раньше срока не вернулась. Ќазвать это героизмом? ƒа. Ќо дл€ нее это было нормой. » сама она не любила таких громких слов в свой адресЕ ћы так устроены, что не понимаем тех моментов, когда счастливы. ћы их не фиксируем. ѕросто счастливому человеку не до этого. ћне казалось, например, что всегда р€дом будет јлла јлександровна  азанска€, что она и доказывала, когда мы выходили с ней вместе на сцену. ≈й было 88 лет, но она всем своим существованием говорила, что никогда не покинет вахтанговскую сцену. ќна прекрасно знала, как незаменима дл€ нас Ц ее учеников Ц и как незаменима дл€ своей семьи.

Ц √од назад она ушла из жизни. », к сожалению, ее уход стал не столь заметен: было мало публикаций и телепередач. ¬озможно, € ошибаюсь, но в широкой публике у  азанской не было той медийности, какую сегодн€ прин€то ждать от артистаЕ

Ц ќна бы съежилась, если бы услышала все это. ” нас все медийные лица не год€тс€ јлле јлександровне не то что в подметки, а ногт€ ее не сто€т. ѕотому что это та женщина, которой посв€тил вальс ’ачатур€н; в которую был влюблен јлексей “олстой, когда она играла Ќину в Ђћаскарадеї, и Ќине в Ђћаскарадеї посв€щен вальс ’ачатур€на. ќна была очень близким другом и отчасти ученицей јлексе€ ƒикого. ќна была возлюбленной –убена Ќиколаевича —имонова и была его женой в очень юном возрасте. я уж не говорю о том, что она была женой Ѕориса Ѕарнета Ц этого совершенно необыкновенного, грандиозного режиссера. јлла јлександровна Ц олицетворение редчайшей игры природы, немыслимой красоты и абсолютного ума. я такие сочетани€ видала мало в жизни. ќна была необыкновенно красива. Ќе буду перечисл€ть известных людей, которые на колен€х сто€ли около ее двери, потому что многих из них уже нет на свете... јлла јлександровна оказалась прекрасным долгожителем. ¬ прошлом году она почувствовала, что находитс€ в финале, и в больнице уже попросила, чтобы прощание с ней было в училище. ўукинское училище на данном этапе жизни было ей дороже, чем театр. » какое светлое было прощание. ћы давно уже между собой называли ее  азанска€ Ѕожь€ матерь. ѕотому что она дл€ своих студентов была оберегом. ќна нас кормила в буквальном смысле слова. ќна специально приглашала репетировать домой тех, кто не москвичи, чтобы накормить. ќна зимой отдавала свои пальто тем девчонкам, которым не в чем было ходить.  огда јн€ ћ€соедова уезжала во ‘ранцию,  азанска€ отдала ей самый лучший костюм своей дочки ќли Ѕарнет, потому что понимала, как јне придетс€ нелегко. » кстати, јн€ только ей сказала, что собираетс€ сбежать во ‘ранцию. Ќе знаю, что это за порода людей, которые сегодн€ уход€т. Ќо понимаю, мне необыкновенно повезло, что их всех застала. я была с ними вне формальных отношений, потому что помимо моих родителей именно эти люди оказали на мен€ неверо€тное вли€ние.

Ц ≈сли в прошлом году театральное сообщество пыталось отсто€ть ƒом актера, который несправедливо отбирали чиновники, то в этом году аналогичных ситуаций в культуре было больше. Ёто и смена ректора в консерватории, и Ђпроводы на пенсиюї директора “реть€ковской галереи, и отставка ректора √»“»—аЕ ¬ам не кажетс€, что, как говорил классик, надо что-то надо поправить, и не только в консерватории?

Ћучшие дн€

¬ладимир  рамник. Ѕиографи€
ѕосетило:26070
¬ладимир  рамник
«атворническа€ старость ћарины Ћадыниной
ѕосетило:21064
ћарина Ћадынина
¬ладимир ’аритонов. Ѕиографи€
ѕосетило:17169
¬ладимир ’аритонов

Ц Ѕезусловно, в обществе не все в пор€дке по отношению к культуре, и об этом надо кричать SOS. “о, что сделали в √»“»—е, Ц это просто рейдерский захват властиЕ ѕо каждому пункту: как это было сделано и кого назначили Ц это абсолютный беспредел.  аждый шаг Ц нарушение закона. я никак не могу пон€ть: дл€ кого в этой стране законы? ј что творилось в прошлом году с ƒомом актера?! Ёто абсолютное беззаконие.   счастью, благодар€ общественности это все дошло до президента. ≈сли бы у нас у всех была возможность звонить в  ремль и говорить: Ђ“оварищ президент, беспредел-то какой происходит...ї ” мен€ такое ощущение, что государство превращаетс€ в Ђзонуї, а культура Ц как самое у€звимое Ц страдает первой. Ћюди культуры не умеют дратьс€. ќни умеют дратьс€ только словом или поступком. » что твор€т с людьми, которые положили свою жизнь служению искусству? ¬ той же консерватории вон что произошло! “ак вот, задуматьс€: это ведь все духовные св€тыни. “реть€ковка, консерватори€, √»“»—Е ј конфликт в —оюзе кинематографистов?! я думаю, вы абсолютно правы, в нашем королевстве далеко не все в пор€дке.

Ц ¬ этом сезоне не осталс€ в стороне от конфликтов и “еатр ¬ахтангова. якобы группа людей, чьи имена не называютс€, написала в ћинистерство культуры кл€узу с требованием отстранить от должности художественного руководител€ –имаса “уминасаЕ

Ц я так и не пон€ла, что произошло.  то заварил эту кашу, неизвестно. Ќо когда пошли все эти слухи, мы написали официальное письмо, в котором защищали –имаса ¬ладимировича. » оп€ть же в театре не было ни сбора труппы, ни дискуссий. ¬ театре, слава Ѕогу, не было ничего. ѕотом кто-то от лица театра беседовал с јлександром јлексеевичем јвдеевым. ѕотом министр беседовал с “уминасом, побывал на спектакле. я пришла в театр и узнала, что конфликт благополучно завершилс€. ƒо сих пор не понимаю, почему произошло это недоразумение. Ёто была така€ отвратительна€ пошла€ драматурги€ в постановке очень провинциального кл€узного режиссера. я не знаю ни фамилии драматурга, ни фамилии режиссера, но почему-то нас на какое-то врем€ заставили подыгрывать в тухлую пьесу. »значально с –имасом ¬ладимировичем был договор на три года. “ак дайте ему осуществить свои планы, как и договаривались, а уже потом решайте, продлевать договор или нет. я не видела спектакл€ Ђƒ€д€ ¬ан€ї, который приходили смотреть из министерства, поскольку была на гастрол€х. √овор€т, спектакль хороший. я вс€чески рада. Ёто значит, что –имас “уминас выиграл битву творчески. ј это самое главное дл€ театра.

Ц  огда он был назначен художественным руководителем театра, € не раз слышал недовольство от корифеев сцены: мол, “уминас не вахтанговец. Ќа ваш взгл€д, дл€ театра не страшно, что режиссер не училс€ в ўукинском училище?

Ц “еатр как живой организм существует на прот€жении дес€ти лет в расцвете сил, потом начинает угасать. ћен€ютс€ лидеры. Ќашему театру повезло. –убен Ќиколаевич —имонов из первых рук получил театр от ≈вгени€ Ѕагратионовича ¬ахтангова. ћихаил јлександрович ”ль€нов фактически был сыном –убена Ќиколаевича. » был пропитан вахтанговской культурой. ќни были корифе€ми, и они задавали планку. Ќо с уходом ”ль€нова традиции постепенно забываютс€. Ќе потому что в нас нет вахтанговской школы, а потому что такова закономерность. –имас “уминас училс€ в √»“»—е у других педагогов.  ак он относитс€ к вахтанговской школе, € не очень понимаю. ƒумаю, что он по своим краскам другой режиссер, совсем другой. Ќо это не повод звать общественность на баррикады. ¬озглавл€ть театр должен прежде всего режиссер.

Ц “ем более что вахтанговска€ школа может жить в артистахЕ

Ц Ќас переделать уже невозможно, потому что мы достаточно взрослые люди. » тем богам, которым мы молимс€, мы будем молитьс€ всегда. — кем-то у –имаса складываетс€, с кем-то не складываетс€. я думаю, это не только по меркам вахтанговской школы, а вообще общечеловеческие ментальные вещи. ќн все-таки человек другой страныЕ я пока что не понимаю, какой театр он намереваетс€ построить, поскольку привыкла жить в театре, в котором все поздравл€ли друг друга с дн€ми рождени€, с по€влением детей, праздновали юбилеи, делали капустники, отмечали Ќовый год. Ёто был дом. —ейчас Ц учреждение. ћогу сказать это абсолютно точно. Ќо когда человек пришел и только два года поработал Ц это очень мало. ƒайте режиссеру создать хоть какой-то монастырь, чего же вы ему руки-то отрываете? “огда мы поймем, где оказались, потому что театр не рождаетс€ в секунду. ѕоэтому искренне рада, что впереди еще один год по договору, и у –имаса ¬ладимировича будет возможность выстроить свою генеральную линию. ѕотому что если вы человеку пообещали, уговорили приехать из другой страны, сорвали с должности главного режиссера, то с вашей стороны Ц это, м€гко говор€, непор€дочно, господа, так поступать.

Ц —овсем недавно мы потер€ли еще одного блест€щего артиста, насто€щего любимца публики Ц ќлега янковского...

Ц ћы сегодн€ говорили по поводу медийности и так далее. “ак вот, у его гроба все стало €сно, кто есть кто. Ёто был король. ”никальный, неповторимый, потр€сающий артист. ћасштаб его даровани€ заключалс€ в том еще, что с годами он становилс€ мощнее, выразительнее, тоньше, хот€ он и так был виртуозным актером. я действительно не знаю таких артистов, как он. «амечательно сказал ∆ванецкий, что у янковского была удивительна€ способность уходить. ќн в фильмах все врем€ исчезал, уходил даже оттуда, где ему было очень хорошо. ќн был такой поразительный, как ртуть, как кислород. ” него не было габаритов. —овершенно неуловимый. » какое выразительное лицо, какой пронзительный взгл€д. » конечно: Ђ”лыбайтесь, господа, улыбайтесьї. “о, что они сделали с «ахаровым, Ц это просто шедевр. ƒаже не знаю, какие можно найти слова, чтобы выразить, кто ушел. » вообще должна сказать: в нашем королевстве не все в пор€дке не только потому, что происход€т рейдерские наезды на “реть€ковку, консерваторию, √»“»—, “еатр ¬ахтангова, а потому, что уход€т люди, которые своим творчеством, жизнью своей и личностью своей противосто€т этому. ќни €вл€ютс€ антителами. ѕотому что их авторитет столь непререкаем, их талант и масштаб личности столь велики, что р€дом с ними, в маске ли человек или с автоматом в руках, Ц у них опускаютс€ руки, они не могут. Ќе могут творить зло.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

¬ладимир  рамник. Ѕиографи€
ѕосетило:26070
¬ладимир  рамник
‘едор ”глов. Ѕиографи€
ѕосетило:30336
‘едор ”глов
‘абио  апелло. Ѕиографи€
ѕосетило:23962
‘абио  апелло

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru