Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

 онстантин –айкин

   /   

Konstantin Raykin

   /
             
‘отографи€  онстантин –айкин (photo Konstantin Raykin)
   

ƒень рождени€: 08.07.1950 года
ћесто рождени€: Ћенинград, ———–
¬озраст: 70 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


“еатр Ц плохое место дл€ заработка

јктер, сын јркади€ –айкина

— художественным руководителем театра Ђ—атириконї, одним из самых известных актеров –оссии  онстантином –айкиным нам удалось поговорить незадолго до его отлета в Ќью-…орк.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

02.03.2009

¬ этом году –айкин выпускает курс студентов в Ўколе-студии ћ’ј“, а нынешний визит в јмерику вызван тем, что студентов  онстантина јркадьевича пригласили выступить с дипломными спектакл€ми на сцене ÷ентра искусств ћихаила Ѕарышникова. ¬ Ўколе-студии –айкин преподает уже восьмой год, при этом у него хватает сил возглавл€ть Ђ—атириконї и играть в целом р€де спектаклей. ќ жизни в сумасшедшем ритме, о своих студентах и о том, как Ђ—атириконї переживает финансовый кризис,  онстантин –ј… »Ќ рассказал в интервью ЂЌовым »звести€мї.

 онстантин –айкин фотографи€
 онстантин –айкин фотографи€

Ц  онстантин јркадьевич, когда вузы не имели президентского гранта, вы находили возможность добавл€ть деньги к стипенди€м студентов. ј еще вы тратите на преподавание много сил и времени. «ачем вам эта ноша?

Ц ѕреподавание мен€ всегда интересовало.  огда € еще не был руководителем театра, а был молодым актером Ђ—овременникаї, € преподавал ученикам “абакова, которые впоследствии составили кост€к Ђ“абакеркиї, поставил с ними два спектакл€. ћне кажетс€, что это очень полезный опыт: едва ты приступаешь к объ€снению профессии новичкам, как начинаешь лучше в ней разбиратьс€.  огда ты объ€сн€ешь роль абсолютно темному студенту, тебе открываютс€ новые грани. ј артисту моего типа необходимо точно знать, что именно он делает на сцене. я должен проверить каждый миллиметр пьесы, в которой играю. ѕреподавание заставл€ет все врем€ обновл€тьс€, пересматривать уже найденное. » это творчески полезно. ’от€ есть актеры, которые сами не понимают, что они делают, и у них все здорово получаетс€. Ќо это уже другой тип артистов, € к ним не отношусь.

Ц „асто абитуриенты рисуют себе радужные перспективы. ¬оображают толпы режиссеров, которые засыпают теб€ предложени€ми, сул€т гонорары, сопоставимые с голливудскимиЕ

Ц ћногие абитуриенты просто не знают, что театр Ц плохое место дл€ зарабатывани€ денег. «а этим сюда поступать не стоит. ƒа и слава редко падает с неба. “еатр Ц это каторжный ежедневный труд.  аждый день ты должен двигатьс€ по миллиметру к назначенной цели. » только тогда ты чего-то добьешьс€. я не люблю тусовки, симпозиумы, творческие встречи. –едко где бываю, потому что все это отвлекает от главного Ц от работы. » своих студентов € учу, прежде всего, много работать. ” мен€ действительно такие трудовые курсы. Ќа том, который € выпускаю сейчас, подготовлено дес€ть дипломных спектаклей. Ёто очень много! —ейчас ведь т€желое полосатое врем€: много соблазнов, много возможностей уйти в халтуру, заработать деньги на ней. Ќо за это расплачиваешьс€ утратой профессии. ј жизнь Ц длинна€ дистанци€. „тобы стать заметным в нынешнем театре, надо все врем€ работать больше других, успевать больше других, делать сверхусили€, к которым не многие готовы. “еатр Ц место, где живешь все врем€ на пределе сил. ћногие приход€т в профессию, не представл€€ себе ее сложностей. » поэтому такой большой отсев на первых курсах. —лучайные люди у мен€ не задерживаютс€Е

Ц „то вам труднее всего простить студентам?

Ц Ќепор€дочность и предательство. “еатр Ц дело коллективное, строитс€ на взаимном доверииЕ

Ц ћне всегда казалось, что в актерской профессии, как ни в какой другой, важна человеческа€ составл€юща€. Ќа сцене сразу видно: хороший человек играет или плохой, добрый или злойЕ.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ц Ёто только кажетс€, что мы на сцене закрыты характерностью, гримом, накладными животами. Ќа самом деле это професси€ исповедническа€. „ем больше ты закрыт: ролью, мизансценой, гротескным обличьем персонажа, тем бесстыднее ты можешь обнажать душу.

Ц —туденты часто хот€т походить на любимого педагога, и ваши не исключение.

Ц “о, что многие из них на мен€ похожи, мне подражают, мен€ нисколько не пугает. Ёто нормальный период учебы. ¬ начальные годы Ђ—овременникаї ќлегу Ќиколаевичу ≈фремову подражали и женщины, и мужчины. » это никому из них не помешало вырасти в крупных индивидуальностей. ’удожники часто начинают с подражани€ своему мастеру, чтобы, научившись, стать самосто€тельными и уже ни на кого не похожими.

Ц —воих студентов с прошлого выпуска вы вз€ли в театр практически всем курсом. ј войдут ли в труппу Ђ—атириконаї выпускники этого года?

Ц ѕрошлый выпуск был экспериментальным. ќн специально набиралс€ с прицелом под Ђ—атириконї. » в этом были свои плюсы и свои минусы. я выбрал этих студентов дл€ своего театра, а не они выбрали театр, о котором мечтали. ¬полне возможно, что кто-нибудь из них предпочел бы другое место работы. ћне никто такого не говорил, но иногда мне кажетс€, что € что-то похожее читаю в их глазах. Ќа этом курсе все будет по-другому. я возьму в Ђ—атириконї несколько человек. ј остальные будут показыватьс€ в другие театры. я уже звоню художественным руководител€м, договариваюсь, что их посмотр€т, они готов€т показы. ¬ общем, будет обычный путь трудоустройства, который так или иначе проход€т все молодые актеры.

Ц Ќо сейчас не слишком благопри€тное врем€ дл€ поступлени€ в театр.  ризис диктует скорее сокращение штатов, чем прием новых людейЕ

Ц ¬рем€ очень т€желое. «арплаты актеров стремительно сокращаютс€. » большинство руководителей сейчас пытаютс€ удержатьс€ на плаву с людьми, уже состо€щими в штате. —кажем, мне, чтобы вз€ть новых актеров в Ђ—атириконї, придетс€ расстатьс€ с кем-то из старых. Ёто процесс болезненный, но неизбежный. ¬ театре необходима ротаци€ лиц. Ќо пока € не придумаю роль дл€ актера, € не могу пригласить его в труппу. —кажем, на этом курсе учитс€ очень способный американец ќдин Ѕайрон (у нас даже по€вилась единица измерени€ таланта: один байрон, пол-байрона и так далее). ќн поступил сразу на второй курс, уже име€ театральное образование, но жела€ учитьс€ по системе —таниславского серьезному драматическому театру. — нул€ выучил русский €зык. —ейчас играет в выпускных спектакл€х три главные роли, в том числе √амлета. ¬от € недавно придумал ему роль. √оворю: ЂЅайрон, ты знаешь пьесу ќстровского ЂЌе было ни грошаЕї.? Ц » он вдруг продолжает: Ђƒа вдруг алтынї. Ц я там хочу предложить тебе роль, но дл€ этого надо будет стать актером Ђ—атириконаї. “ак и не знаю, радует ли его эта перспектива или нет.

Ц ¬ кризисное врем€ особенно при€тно, что все-таки наход€тс€ деньги на культуру. » сейчас вы со своими студентами уезжаете в Ќью-…оркЕ

Ц Ёто уже втора€ наша поездка по приглашению ÷ентра ћихаила Ѕарышникова. ¬ прошлом году мы сыграли два курсовых спектакл€: ЂЅудущие летчикиї и Ђ—травинский. »грыї. ЂЅудущие летчикиї посв€щены пам€ти нашего студента, который разбилс€ в авиакатастрофе, и это первый из спектаклей курса (всего у нас к выпуску подготовлено дес€ть постановок). ¬ этот раз мы везем Ђ√амлетаї, Ђ√оре от умаї и ЂЌе все коту масленицаї ќстровского, где € играю вместе со студентами. ƒл€ мен€ это приглашение Ц больша€ радость и гордость. ћихаила Ѕарышникова € видел на сцене много лет назад, и он навсегда осталс€ дл€ мен€ эталоном профессии. » вот дес€тилети€ спуст€ довелось с ним познакомитьс€ лично. ќн приходил на оба наши показа. Ќо характерно, что дл€ моих студентов его им€ ничего не говорило. ƒругое поколение. ѕришлось рассказывать: кто это, что это.  огда к нам пришла ƒжессика Ћанж, студенты тоже остались с абсолютно холодным носом. я все пыталс€ им объ€снить кто это. » наконец осенило: Ђѕомните блондинку, которую держит в лапах  инг- онг?ї Ѕлондинку они помнили. “о есть поездка в Ќью-…орк помогла им св€зать разорванные в их сознании пласты культуры.

Ц ѕроект называетс€ ЂЎкола —таниславского сегодн€ї. ј вы считаете себ€ актером, который работает по системе —таниславского?

Ц ћне кажетс€, да.  огда удаетс€ добитьс€ результата, когда что-то получаетс€ сделать убедительно, правдиво, заразительно, Ц значит, ты играешь по системе. — моими студентами занимаютс€ высокие профессионалы, многие годы работающие в Ўколе-студии: јлла ѕокровска€, ћарина Ѕрусникина, јлла —игалова и другие. я считаю, что систему —таниславского не стоит понимать узко- догматически. ќн занималс€ и сугубо техническими вещами в профессии. Ќо главное в его наследстве совсем другое. ¬от јнатолий —мел€нский (ректор Ўколы-студии ћ’ј“. Ц ЂЌ»ї) в своей передаче красиво сформулировал: христианское оправдание лицедейства. ќтношение к театру как к важнейшему делу духовного совершенствовани€. Ёта позици€ —таниславского дл€ мен€ решает вопрос о взаимоотношени€х православной церкви (котора€ иногда недоброжелательно подходит к актерской профессии) и зан€ти€ми театром.

Ц ¬аши студенты много езд€т не только за рубеж, но и по –оссии. —кажите, а не может так получитьс€, что дальнейша€ жизнь в каком-нибудь захудалом театре покажетс€ им особенно безрадостной?

Ц я им тогда в Ќью-…орке сказал, что, возможно, сейчас они переживают лучшие минуты своей жизни.  огда еще придет Ѕарышников или ƒжессика Ћанж, чтобы посмотреть их на сцене?  огда еще в зале будет сидеть профессиональна€ публика, котора€ придет посмотреть на артистов русской школы, выучеников системы —таниславскогоЕ




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru