Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

 онстантин –айкин

   /   

Konstantin Raykin

   /
             
‘отографи€  онстантин –айкин (photo Konstantin Raykin)
   

ƒень рождени€: 08.07.1950 года
ћесто рождени€: Ћенинград, ———–
¬озраст: 70 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


»нтервью

јктер, сын јркади€ –айкина

¬торой раз  онстантин –айкин приезжает в »зраиль с одним и тем же спектаклем " онтрабас", и, похоже, второй раз его ждет триумф Ц билетов не достать. Ћюди истосковались по той театральной культуре, которой их "потчевала" ћосква. ѕоэтому мы в »зраиле ходим на гастроли известных российских театров. » чаще всего разочаровываемс€, потому что нам везут "гастрольные варианты" Ц по репертуару, по игре Ц и так сойдет.
Ѕывают, конечно, исключени€ Ц насто€щие театры, хорошие пьесы, актеры, которые просто не умеют играть "в полноги".  онстантин –айкин и есть такое счастливое исключение. ќн просто не умеет играть плохо. ќн "отличник" во всем, что он делает, причем все делает не на "п€ть", а на "п€ть с плюсом". Ќо это Ц закономерность. ќн и в школе был отличником, и в театральном училище, и в театре "—овременник", и в "—атириконе" своего отца, и в своем "—атириконе" Ц театре, в котором он вот уже 17 лет художественный руководитель, режиссер и актер. ћы любим его безоговорочно Ц за все, что он делает, потому что все, что он делает, Ц талантливо.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

14.08.2005

- ѕрежде всего, поздравл€ем вас с днем рождени€! ѕоскольку и мы, обожающие вас зрители, и вы считаете, что дл€ вас еще все впереди, то не будем заостр€ть внимание на цифрах. Ќо разрешите вопрос: что дл€ вас лучший подарок Ц аплодисменты или одеколон?

 онстантин –айкин фотографи€
 онстантин –айкин фотографи€

- Ёто просто несравнимые вещи.  онечно, аплодисменты!

- я спросила про одеколон, потому что вы их коллекционируете, причем каждый спектакль ассоциируетс€ у вас со своим запахом. ” " онтрабаса" есть запах?

- ” него есть запах вс€ких образов. ќн пахнет клеем, деревом, канифольюЕ

- ¬ы "живете" со своим персонажем из " онтрабаса" уже п€ть лет.  ак вы к нему относитесь? »зменилось ли ваше к нему отношение за то врем€, что вы его играете?

- —читайте, что не изменилось. я люблю этот персонаж и люблю этот спектакль.

- —огласны ли вы с народной мудростью "Ќе место красит человека, а человек Ц место"? ѕрименима ли эта пословица к герою " онтрабаса"? ≈сть ли у него шанс перейти в "другую весовую категорию" Ц в жизни, в профессии, в любви? »ли, именно потому, что он такой, какой он есть, он не имеет шанса преуспеть?

- ≈сли смотреть со стороны, то у него шанса нет. ≈го заблуждение заключаетс€ в том, что он думает, что у него шанс есть. ѕусть он заблуждаетс€. ѕотому что энерги€ заблуждени€ Ц очень важна€ энерги€.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

“о, что про него думаем мы со стороны, Ц это важно, конечно. Ќо не главное, потому что главное Ц это не поступок, а та работа души, котора€ при этом производитс€. Ѕогу важен не только поступок, но и работа души. Ѕывает, поступки одинаковые, а работа души у людей разна€.

ƒа, шанса у него нет, никогда ничего не произойдет. Ќо между двум€ дисциплинированными приходами на работу у него происходит така€ бур€ шекспировских страстей, которую интересно изучить другому человеку, сид€щему в зрительном зале, который на что-то, благодар€ этому, решитс€.

Ѕлагодар€ спектаклю, который он посмотрит Ц про человека, который не решилс€ ни на что. “ак € думаю.

- ¬ы полагаете, что этот несчастный инструмент стоит таких переживаний? ¬едь герой его любит Ц и ненавидит одновременно!

- “ак и себ€ тоже! Ћюбой инструмент, как и человек, стоит переживаний.  акие есть переживани€, таких он и стоит! –азве человек не стоит переживаний, сам человек?  онтрабас Ц это ведь не только инструмент, это ведь и он сам! ќн ведь в этот инструмент смотритс€ как в зеркало! ѕоэтому этот спектакль называетс€ не " онтрабасист", а " онтрабас"! ѕотому что он сам Ц контрабас!  акой-то неуклюжий, кордебалетный, из глубины оркестра, с задних р€довЕ ќн сам такой. ќн к себе относитс€ точно так же. ќн без себ€ жить не может Ц и с собой жить не может, себ€ любит очень Ц и ненавидит себ€

- Ѕудь вы на месте вашего геро€, занимайс€ вы его делом, если бы вам не нравилось этим заниматьс€ Ц вы бы переключились на что-нибудь другое?

- Ќельз€ сказать, что ему не нравитс€ этим заниматьс€. ќн только так говорит, что он контрабас терпеть не может, но до этого он полчаса рассказывает, как он его обожает, это лучший инструмент в миреЕ

я просто другой человек, хот€ и похож на него в чем-тоЕ как похожи друг на друга все нормальные более или менее сложные люди, не носороги.

ћы похожи Ц в неоцененности, в разговорах, которые мы ведем со своей фантазией, в огромном количестве нереализованных поступковЕ Ёто все в каждом из нас есть. ј если этого нет, то этот человек мне менее интересен, чем вот такой вотЕ рефлектирующий.

- ƒл€ этой роли вы надеваете подт€жки, делаете животик, становитесь немного смешным Ц и в чем-то похожим на персонажей вашего отцаЕ  ак вы думаете, захотел бы и смог ли бы ваш отец сыграть эту роль в " онтрабасе"?

- Ќет. я думаю, что он бы не захотел ее сыграть, потому что у него был другой путь. ќн бы вообще удивилс€, как такой странный материал можно хотеть сыграть. ” него были в этом смысле другие интересы в профессии.

-  ак вы думаете, был бы доволен ваш отец, увидев вас в этой роли?

- “о, что € играю, Ц это мо€ дорога. “о, что ему бы понравилось, как € это делаю, Ц € в этом практически уверен.

- "—атирикон" происходит от слова "сатира"?

- Ќет Ц нет Ц нет! Ёти слова хоть и однокоренные, но совсем разные вещи обозначают. —мысл слова "—атирикон" мало кому пон€тен. Ёто вообще неизвестно что Ц кака€-то смесь, фарс, винегретЕ. ј сатира Ц это очень определенный жанр, который, честно говор€, мен€ мало интересует.

- ¬ы семнадцать лет доказываете свою точку зрени€ Ц и рол€ми, и спектакл€миЕ » преуспели: сегодн€ у театра "—атирикон" Ц сама€ серьезна€ репутаци€. Ќо у вас никогда не было сомнений в правильности выбранного пути в театре?

- ѕонимаете, мен€ очень трудно положить на какую-то полку. ћы ставим не только трагедии, но и комедии. я играю не только трагедии, но и комедии, и трагедии, и фарсы, и водевили, и драмы, и мелодрамыЕ

- ¬ последние годы галере€ ваших "отрицательных" ролей пополнилась за счет старика “одеро и –ичарда “ретьегоЕ ¬ы, как актер, стали лучше после исполнени€ этих ролей?

-  ак актер Ц точно! јктеру полезно играть такие роли! ƒл€ актера это така€ практика! Ќо и как человек, € думаю, € стал лучше. я надеюсь.

-  ак вы относитесь к своим геро€м-мерзавцам? Ѕулгаковской ћаргарите перед балом у —атаны  оровьев советовал: "Ќужно полюбить их, полюбить, королева!" Ќеужели вы их любите?

- Ќадо читать про систему —таниславского. “ут не € отвечаю на этот вопрос Ц вс€ мо€ професси€. Ёто Ц не мой ответ, это Ц ответ учебника по актерскому ремеслу.

- » что учебник советует Ц любить?

- Ќу конечно! ј как можно играть, не полюбив?  ак можно играть, не пон€в, не приблизив к себе, не разыскав это в себе? Ёто разве не известно, что в нас есть все? ј как еще по-другому?  ак играть жизнь другого человека, не влезши в него, не пон€в его психологию, как-то его дл€ себ€ не пон€в и не оправдав? ѕриблизить его к себе Ц это и значит полюбить!

- ¬ одном из интервью вы сказали, что раз в п€ть лет позвол€ете себе адюльтер с кино... —обираетесь ли вы в ближайшее врем€ прин€ть участие в какомЦлибо кинопроекте?

- Ќет. ” мен€ нет времени.

- ” вас сейчас идет серьезна€ борьба за приватизацию театра. Ќа какой стадии находитс€ дело?

- ћы продолжаем боротьс€ за свое детище.

_  стати, о дет€х: ваша дочь ѕолина сегодн€ Ц студентка театрального училища, причем того же самого, которое вы закончили в свое врем€ Ц знаменитой "ўуки". »стори€ повтор€етс€, вы рады этому?

- Ќе знаю. я не могу сказать, рад € этому или не рад. Ёто ее решение. ќна пошла в это дело и занимаетс€ им увлеченно. я не видел ее в работе ни разу, поэтому буду иметь какое-то мнение и скажу об этом, когда увижу.  ак € к этому отношусь Ц € пойму, когда увижу ее на сцене. ѕока этого не произошло.

- ¬се студенты театральных вузов подрабатывают в массовках. Ќе планируете ли вы дать ей возможность попрактиковатьс€ таким образом, да и подзаработать, в "—атириконе"?

- ƒело в том, что € преподаю в школе-студии ћ’ј“, €вл€юсь профессором и руководителем курса. √руппу своих выпускников € целиком вз€л к себе, это уже Ц артисты моего театра. —ейчас € набрал новый курс. Ёто Ц ответ на ваш вопрос.

- ¬ы успешный худрук театра, режиссер и ведущий актер. ќни все мирно уживаютс€ в одном лице? Ќе бывает ли недоволен актер  онстантин –айкин, что художественный руководитель  онстантин –айкин отрывает его от любимого актерского дела Ц играть в спектакл€х и репетировать?

- я не знаю, какое у мен€ любимое дело.  огда € занимаюсь режиссурой, у мен€ любимое дело Ц режиссура.  огда € занимаюсь актерством, это Ц мое любимое дело.  огда € художественный руководитель, любимое мое дело Ц художественное руководство театромЕ я как-то с собой договорилс€ (улыбаетс€). ¬ разное врем€ это какЦто не противоречит одно другому. ¬о мне как-то эти три зан€ти€ мирно уживаютс€ между собой.

-  стати, что вы больше любите Ц репетировать или играть в спектакл€х?

- я больше люблю играть. ћне кажетс€, это совершенно естественно дл€ артиста. ћое любимое дело Ц театр, а театр невозможен и бессмыслен без зрителей.

≈сли артист больше любит репетировать, чем играть, € думаю: "√осподи, ну иди и репетируй себе в лесу! –епетируй! » никогда больше никому это не показывай". ¬ этом есть что-то болезненное. ј здоровое дело Ц когда артист больше любит играть, чем репетировать. “о есть выходить к зрител€м, быть со зрителем, ощущать свое воздействие на него, вот это его понимание, вот эту вольтову дугу, котора€, собственно, и есть театр. ј все остальное Ц только шаги к театру. ≈сли шаги к театру больше нрав€тс€, чем сам театр, Ц это мне напоминаетЕ любовный акт без оргазма. ¬от туда-сюда нравитс€, а детей зачинать и рожать Ц не нравитс€. Ќо надо же и детей рожать! Ёто же самое прекрасное! ѕонимаете? ¬се-таки € считаю, что нам эти свойства и т€га к противоположному полу дана дл€ того, чтобы мы оставили что-то на земле. Ёто Ц сродни любви к театру. ѕонимаете? Ќадо какой-то результат, какие-то плоды приносить. ѕлоды возникают только тогда, когда ты до зрителей дот€гиваешьс€.

- ‘аина √еоргиевна –аневска€ сказала, что на сцене не нужно играть Ц на сцене нужно жить. —огласны ли вы с этим утверждением? ¬ы на сцене играете или живете?

- ‘аина √еоргиевна была кокетлива€ женщина. » ее высказывани€ нужно все-таки воспринимать с некоторой сноской на ее кокетство. я помню это ее интервью, это она так слегка интересничала Ц € бы так сказал.

- Ќу кто ж не хочет жить на сцене? Ќо только жизнь на сцене отличаетс€ от жизни вне сцены. Ёто друга€ жизнь. Ёта жизнь на сцене называетс€ "игрой" в нормальном переводе. Ќет, "жить на сцене" в художественном понимании означает "правильно играть".

- ¬ спектакле " онтрабас" вы один, практически без декораций, "держите зал" два часа. ѕосле него критика писала: "„его он еще не умеет в своей профессии?!" ≈сть ли что-то, что вы еще не умеете в своей профессии?

- –азве можно достичь совершенства в профессии?  аким же надо быть дураком, чтобы сказать, что € все умею в своей профессии, котора€ называетс€ искусством!  то может сказать, что умеет в ней все?

- —овершенство Ц как горизонт, к которому нельз€ приблизитьс€.   нему пытаешьс€ подойти, но оно ровно настолько же от теб€ отдал€етс€. —колько бы ты ни работал, от этого проблем у серьезного человека меньше не становитс€. ƒостичь совершенства Ц сама€ трудна€ задача.

- —тефан ÷вейг писал о звездных часах всего человечества. ј у вас был свой личный самый звездный час?

- Ёто мне трудно пон€ть. ћожет быть, когда € уйду на какой-нибудь отдых, Ц хот€ € с трудом себе это представл€ю, Ц € пойму, когда у мен€ были звездные часы. ј сейчас, когда € нахожусь на дистанции, пафос момента € не очень ощущаю Ц когда у мен€ звездные часы, когда не звездные... ћожет быть, это должен ктоЦто говорить обо мне со стороны? ј € как-то гораздо более спокойно и прозаично отношусь к своей работе.

- ¬ы сами себе сделали подарок на свой день рождени€?

- я просто репетировал с утра до вечера. ѕодарок, не подарок... я вообще очень спокойно отношусь к своим дн€м рождени€.

- ј над чем работаете?

- Ќад пьесой –э€  уни "—мешные деньги". Ёто Ц комеди€, но € в ней не играю, € выступаю только в качестве режиссера.

- ј не играете почему?

- ј € никогда не играю в том, что € ставлю. »грают замечательные артисты моего театра.

- ѕривезете спектакль в »зраиль?

- ”видим. ¬о вс€ком случае, постараюсь.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru