Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

 онстантин –айкин

   /   

Konstantin Raykin

   /
             
‘отографи€  онстантин –айкин (photo Konstantin Raykin)
   

ƒень рождени€: 08.07.1950 года
ћесто рождени€: Ћенинград, ———–
¬озраст: 70 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ќенавижу кашель

јктер, сын јркади€ –айкина

 огда он звучит в зрительном зале

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

12.07.2010

8 июл€ исполн€етс€ 60 лет  онстантину –айкину, артисту, режиссеру, худруку "—атирикона" - одного из самых успешных московских театров, а с некоторых пор еще и театральному педагогу, со всей страстью отдавшемус€ новой профессии. ќ том, чего он больше всего боитс€, выход€ на сцену, и почему так увлекс€ работой со студентами,  онстантин –айкин рассказал обозревателю "»звестий".

 онстантин –айкин фотографи€
 онстантин –айкин фотографи€

извести€: ¬ы как-то обмолвились, что вы "простецкий зритель" и часто получаете удовольствие от посещени€ театра. ћожно узнать, когда вы последний раз получали подобное удовольствие?

- онстантин –айкин: Ёто св€зано в первую очередь со студенческими работами. Ќедавно € видел спектакль "»стори€ мамонта" по роману јлексе€ »ванова "√еограф глобус пропил", в котором реб€та с одинаковой подлинностью играют и своих ровесников, и взрослых людей. ѕотом "Ўведска€ спичка" в “еатре Ќаций, которую поставил Ќикита √риншпун. “оже хорошо, изобретательно.

и: Ёто все так называемые кудр€ши, ученики и выпускники ќлега  удр€шова. –аньше гремели "фоменки", а теперь "кудр€ши".

-–айкин: я нарочно и своих реб€т отправил на эти спектакли. » они тоже были впечатлены.

и: ј вы можете объ€снить, куда деваетс€ вс€ эта талантлива€ молодежь? ¬едь существует устойчивое мнение, что молодое театральное поколение - особенно в том, что касаетс€ режиссуры, - как-то себ€ не про€вило.

-–айкин: –ежиссер - особа€ професси€. Ќепон€тно, когда его работа отзоветс€ в общественном сознании. ќно же - общественное сознание - туповатое, инерционное, неповоротливое. ¬ы недавно сами, € помню, написали статью про то, как театральна€ критика проморгала ¬итю –ыжакова. ј €, например, давно за ним слежу. ќдно то, как он тексты »вана ¬ырыпаева поставил, уже свидетельствует, что он неординарный человек. Ёто ж специальные тексты... »х как ни ставь, они могут не просто упасть, а еще и пол прожечь. ј ¬ит€ сумел это сделать не просто увлекательно, но еще и светло как-то. ќн на курсе у мен€ сейчас работает. » чем дальше, тем интереснее раскрываетс€ дл€ мен€ как режиссер. ј бывает наоборот - человек сразу громко о себе за€вл€ет. ¬се о нем пишут, говор€т. ј потом он вдруг исчез куда-то или сдулс€, как шарик. ѕотому что √осподь Ѕог может укрепить дар, а может, если ему не нравитс€, как с этим даром обращаютс€, уполовинить его или вообще забрать. Ќо чаще он эдак по част€м от него отчекрыживает...

и: » что же, по-вашему, надо делать, чтобы дар не забрали?

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

-–айкин: “рудно определить. Ќаверное, все врем€ себ€ в учениках держать. Ёто мучительна€, но хороша€ профилактика души. Ќедаром свершени€м в искусстве чаще всего предшествует состо€ние на грани провала. Ёто € по себе знаю. ¬се насто€щее происходит на каком-то рискованном стыке между опытом и решимостью от него отказатьс€. ћежду паническим страхом перед провалом и животной, просто на уровне солнечного сплетени€ верой в себ€.

и: ј вы можете вспомнить сейчас какое-нибудь жуткое предчувствие провала перед большим успехом?

-–айкин: ќдно из самых сильных воспоминаний - то, как мы с ѕетром Ќаумовичем ‘оменко выпускали "¬еликолепного рогоносца". Ќакануне уже объ€вленной премьеры мы твердо решили, что у нас ничего не вышло и спектакль надо закрыть. ” мен€ был шок. ћы ведь год репетировали... ”же не говорю о такой мелочи, как деньги. я пришел к директору тогдашнему, чтобы сообщить ему о нашем решении, и по моему бледно-спокойному виду он пон€л, что это не актерска€ истерика, а объективна€ реальность. ќн посмотрел на мое перевернутое лицо и сказал печально: ну, € сейчас подсчитаю... ‘оменко - страшный мучитель. ¬ первую очередь, правда, по отношению к себе самому. ≈му все мучени€ только потому и можно простить, что он себе тоже харакири делает. ѕомню, он игриво мен€ спрашивал: неужели мы с тобой никогда не поссоримс€? » € отвечал поначалу спокойно: нет, никогда. ѕотом € уже сквозь зубы говорил: нет, никогда!! ѕотом уже, чуть ли не сжима€ кулаки. ћен€ просто распирало изнутри. я себе напоминал какой-то спрей, ей-богу. ” него же параной€. ќн все врем€ пытаетс€ все улучшать. ≈му актер предложит, например, произнести монолог, вис€ на руках. » даже покажет это. ќн говорит: здорово! » тут же: а на одной руке можешь? ”же труднее становитс€, уже монолог хуже идет. ќн: а вообще без рук можешь, ну чтобы в воздухе висеть? » так серьезно, знаете, это говорит... » артист киснет. ќн уже и на двух руках не может, потому что кураж потер€н. ѕотом ‘оменко - из разр€да режиссеров, которые бесконечно показывают. ќн играет на репетици€х, как будто он артист не наигравшийс€. ѕоказал, сел и заснул. » забыл посмотреть, получилось у артиста или нет. ¬от € сейчас говорю, а сам переживаю, как будто это все вчера было.

и:  ак же вы все-таки выпустили спектакль?

-–айкин: ћы решили сделать еще один последний прогон. ѕремьера была назначена на первые числа апрел€, а дело происходило 30 марта. ѕеред этим самым последним прогоном у мен€ состо€лс€ с ‘оменко разговор за закрытой дверью моего кабинета. ѕри этом у мен€ забыли выключить трансл€цию, и весь театр сидел и, затаившись, слушал мой страстный монолог. я говорил: ѕетр Ќаумович, вы мен€ не видите. ¬ы мне мен€ все врем€ показываете, а € другой. ” мен€ другие глаза, другой смех. ¬ы все учитываете, кроме мен€ самого. я только начну на что-то опиратьс€ в работе, как вы тут же у мен€ этот костыль вышибаете. я говорил полчаса, а он мен€ слушал с потемневшим взором и ни разу не прервал. ¬ конце он сказал: ну пон€тно, но тем не менее давайте сделаем этот прогон. ѕосле первого акта € сидел в гримерке и мен€ тр€сло, € просто рыдал от нервного перенапр€жени€... ј € ведь в то врем€ был опытным и к тому же очень известным артистом. Ёто € теперь сознательно отказываюсь от вс€ких способствующих попул€рности вещей, давно пон€в цену славе, а тогда еще не отказывалс€. » тем не менее мен€ тр€сло. » тут прибежала Ћена, мо€ жена, со словами, что ей все ужасно нравитс€, что это замечательно. » € начал смутно понимать, что мы куда-то прорвались. ¬идимо, от отча€ни€. ¬о втором акте это ощущение стало еще сильнее. ѕосле третьего акта ‘оменко собрал нас и сказал: это был лучший прогон. Ќе знаю, почему это получилось. “о ли потому что € выплеснул из себ€ какую-то гниль, то ли потому что количество перешло в качество (это же невиданно - год репетировать на малой сцене). —пуст€ много лет € пришел смотреть у ‘оменко "—емейное счастье". ћне безумно понравилось. Ёто было что-то волшебное. “ака€ режиссура на кончиках пальцев. я после спектакл€ зашел к нему в кабинет и сказал: "ѕетр Ќаумович, вы знаете, € не экзальтированный идиот, но, по-моему, это просто гениально!". Ќа что он потупил глаза и сказал с кокетливой иронией: "Ќу это ты "–огоносца" не видел еще!". Ќежный, капризный деспот, которого все равно все обожают.

и: я правильно понимаю, что больше всего на свете вы боитесь провала?

-–айкин: Ѕольше всего € боюсь и ненавижу кашель в зрительном зале. –аз начали кашл€ть, значит, твое высказывание неинтересно. ¬ этом, кстати, причина моего почти патологического интереса к театральным люд€м, которые как бы не интересуютс€, имеют они успех или нет. я видел, как один хорошо известный нам режиссер выходил клан€тьс€ залу, который уже сто€л к сцене спиной. “о есть зрители с радостью и облегчением бросились после его постановки к выходу, а его это совершенно не смущало. ƒл€ мен€ это непостижимо. я не понимаю самой природы этой смелости и наглости. ѕолучаетс€, что человек говорит о чем-то важном, а в это врем€ люди между собой разговаривают, отворачиваютс€, кашл€ют, уход€т. » ему это все равно, что ли? ¬едь даже если € просто тост говорю - хот€, ну что такое дл€ мен€ застолье, € же не грузин, € легко к этому отношусь, но все равно... ≈сли € говорю тост, а мен€ не слушают, € надолго задумываюсь, не пора ли мне умирать, не обремен€ю ли € землю, раз € никому не интересен. Ёто не имеет отношени€ к славе и попул€рности. ќни мен€ мало интересуют. Ќо мне важно быть пон€тым, услышанным. я боюсь, что € окажусь на фиг никому не нужен с моими бол€ми. я хочу вызывать у людей интерес, а не равнодушие.

и: Ќо кроме равнодуши€ существует еще така€ вещь, как раздражение. ≈сли кто-то на сцене вызывает раздражение, это не значит, что он не был услышан.

-–айкин: –аздражение легко вызвать. ¬озьми и сделай что-то мерзкое и непри€тное. √ораздо сложнее говорить о каких-то непри€тных вещах так, чтобы человек все равно смотрел на сцену, потому что в этом было бы дл€ него что-то прит€гательное. Ёто ведь и есть искусство.

и: Ќо искусство разное бывает. ≈сть, например, искусство перформанса. » если даже все зрители отвернутс€ и уйдут с перформанса, это еще не значит, что он провалилс€.

-–айкин: Ќет, подождите. ¬ы говорите, по всей видимости, об эстетике шока, она и в театре существует. ≈е € как раз готов пон€ть. я не понимаю эстетики скуки, что ли. ≈сть же объективные законы внимани€. я помню, как у  ристофа ћарталера в "ѕрекрасной мельничихе" к концу спектакл€ в зале осталс€ € вдвоем с кем-то. ј был поначалу полный зал огромного “еатра армии. ѕричем € вижу, что он очень талантливый режиссер. Ќо вот начинаетс€ спектакль. јртисты ход€т по сцене и под ногами тихо что-то ищут. Ќу, интересно... ¬озникает какое-то напр€жение. ѕотом это напр€жение тает. ѕотому что это длитс€ дес€ть минут. «наете, мо€ жена Ћена, она все делает в последний момент. ћама у мен€ была така€ же, и с папой у нее все врем€ были из-за этого т€жбы. ¬от €, бывает, жду Ћену в машине. ∆ду сначала терпеливо - € знаю, что она скорее всего задержитс€. ѕотом мое терпение исс€кает, € уже просто не понимаю, что можно так долго делать в квартире. ћое воображение уже отказываетс€ мне помогать. ѕотом € дохожу до белого калени€. ѕотом уже плюю на все. » вот, когда € уже прошел все стадии и впал в апатию, по€вл€етс€ Ћена. “ак и у ћарталера. ¬ыходит девочка в штанах байковых и поет - тра-л€-л€-л€ - 42 куплета какой-то тирольской песни. —начала это вызывает улыбку, потом смех, потом раздражение, потом все равно скуку и апатию. ј когда зритель впадает в апатию, это нетворческое состо€ние. ќн уходит, причем уходит больша€ часть зала. Ќу медицински так устроено. „еловек потер€ет внимание спуст€ какое-то врем€ точно так же, как человек захочет писать в течение 4-5 часов. » ведь знает же ћарталер, сволочь така€, эти законы. “ак чего он добиваетс€? «начит, ему просто наплевать, дослушают ли его до конца или нет. «начит, его высказывание в какой-то момент перестает иметь смысл. «ачем же его продолжать?




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru