Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

 онстантин –айкин

   /   

Konstantin Raykin

   /
             
‘отографи€  онстантин –айкин (photo Konstantin Raykin)
   

ƒень рождени€: 08.07.1950 года
ћесто рождени€: Ћенинград, ———–
¬озраст: 70 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


¬сЄ ужасное обо мне знал только ƒостоевский

јктер, сын јркади€ –айкина

≈сли бы у российских звезд, как у некоторых западных, был обычай брать деньги за интервью Ц подозреваю, единственным человеком, имеющим на это полное моральное право, был бы  онстантин –айкин.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

09.07.2010

„ас, проведенный с ним, по интенсивности затрат его мастерства и темперамента, об уме уж не говорю, Ц стоит нескольких спектаклей, и рискну сказать, что в сегодн€шней ћоскве таких спектаклей не показывают даже в Ђ—атириконеї.

 онстантин –айкин фотографи€
 онстантин –айкин фотографи€

Ќо –айкин денег не берет.

√лавна€ трудность заключаетс€ в том, что жесты, мимику и поток энергии, низвергающийс€ на вас вместе с его речью, никак не перевести на бумагу. „итать интервью с ним Ц все равно что представл€ть оперу по либретто. Ќичего не поделаешь, интерактивна€ газета пока не изобретена.

ЂЌе позорь сословиеї

Ц —лушайте, € человек зан€той, как и вы. Ќа Ђ—обеседникї € врем€ выкрою. Ќо при условии, что вы найдете какие-нибудь темы, кромеЕ

Ц —амо собой. ѕро 8 июл€ молчу.

Ц “огда поехали.

Ц ¬от вы поставили сейчас ќстровского Ц ЂЌе было ни гроша, да вдруг алтынї, под названием Ђƒеньгиї и в современном антураже. Ќет ли у вас чувства, что вс€ литература позапрошлого, да и прошлого века куда-то отъехала, молчит, не отвечает современному человеку? „то это тыс€челетие вообще кончилось и началось что-то совсем новое?

Ц Ќет, конечно, и быть не может.  уда оно все денетс€? „то, новый человек народилс€, без прежних низостей и прежних порывов? „то касаетс€ ќстровского Ц это самый актуальный драматург вообще, не говор€ о том, что €, произнос€ его текст, испытываю физическое наслаждение. ѕонимаете Ц сочинителей пьес было много, в том числе экстра-класса. √ениальный „ехов, скажем, зашел в театр, пробыл там некоторое врем€ и написал несколько шедевров. Ќо драматург Ц это человек, знающий театр, чувствующий его, живущий в нем, и таких в мировой истории очень мало; первый р€д Ц Ўекспир (кто бы он там ни был на самом деле, пр€мую причастность к театру имитировать невозможно). ћольер, сам актер и режиссер. √ольдони. Ѕрехт, который почти всегда умнее собственной морали. » ќстровский. ¬ –оссии Ц только он. Ќикто не умел делать речь Ц живее, роль Ц м€снее; никто больше в –оссии не умеет сделать так, чтобы зритель от естественного и вместе с тем внезапного сценического поворота открыл рот и так застыл на некоторое врем€.

Ц Ќу, это же вещь довольно груба€, согласитесьЕ

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ц √руба€, ага, только не умеет никто почему-то. ј ќстровский умеет, потому что он же сказочник по природе своей. Ќе просто потому, что сочинил несколько классных сказок (Ђ—негурочкуї в Ђ—атириконеї мы даже ставили), а потому, что у него, в общем, сказочные, моральные представлени€ о мире. ƒобро должно вознаграждатьс€. ’ороший человек должен жить долго. ј оно все наоборот! » театральным Ц и вечно живым Ц делает его вот это собственное непроход€щее удивление перед реальностью: хорошему Ц плохо! Ѕесчестному Ц отлично!

» ќстровский разводит перед этим руками: ну почему?! ј потому, что общечеловеческа€ правда Ц и это как раз делает ќстровского актуальным до буквальности Ц погребена под правдами корпоративными, отдельными.  то сказал, что брать вз€тки нехорошо? Ќет, ты бери, но Ц за дело! Ќе позорь сословие! »ли  укушкина там говорит: как не брать? ≈сли они не будут брать, за кого дочерей отдавать? ѕравда? ƒа. Ћогично? Ѕезусловно. » эти логики победили одну, общую, и про это ќстровский. ѕоэтому когда у него в ЂЌе всЄ коту масленицаї вдруг бедные, но хорошие люди отказываютс€ от пр€мой выгоды, потому что не хот€т кабалы, Ц это вызывает у зрител€ восторг, потому что автор сам не ожидал: смотри ты! Ёто, кстати, очень американска€ драматурги€, голливудска€ даже. ¬ Ўтатах, когда мы показывали Ђћасленицуї Ц она у нас идет сейчас в постановке јллы ѕокровской и —ерге€ Ўенталинского, Ц ажиотаж в зале был, как на рок-концерте, притом что половина текста от них ускользала, конечно. ѕереводил молодой человек по фамилии Ѕайрон, который у нас сейчас играет, стажируетс€. » тем не менее. Ѕоже, как € там наслаждаюсь Ц у мен€ јхов, любима€ роль!

Ц Ќо какой же вы јхов?!

Ц Ёто вы не видели. ”видите Ц другого, может, и не захотите.

Ц Ќо он старый!

Ц ј мне сколько будет?

Ц Ќо он толстый!

Ц » € толстый.

Ц Ћадно, хоть при мне постыдитесь.

Ц ќстровский, понимаете, берет не той актуальностью, которой аплодируют в зале после монологов ¬ышневского или реплик вроде Ђ’орошо, у кого много награбленої. ќстровский берет удивлением перед тем, что в мире всЄ не так Ц а выходит все равно правильно.

Ђя швырнул книгу в стенуї

Ц ѕочему вы в последнее врем€ наиграли столько отрицательных ролей? ¬ Ђ осметике врагаї с  озаком, царствие ему небесное, вы вообще что-то вроде дь€вола. ƒо этого Ц –ичард. ƒо этого Ц “одеро. ƒо этого Ц ћекки Ќож.

Ц Ќу, “одеро все-таки не совсемЕ но вообще Ц говорил и повторю: полезно играть отрицательные роли. ¬ыбросил из себ€ все это, выпустил мистера ’айда Ц пошел жить дальше, по-человечески. я это пон€л на Ђ«аписках из подполь€ї. Ѕыл такой спектакль Ц Ђ» пойду, и пойдуї. –овно 33 года назад.

Ц ƒаже € помню, сколько было шуму. Ќо в дев€ть лет мудрено мне было туда попасть.

Ц ¬ам и не надо было в дев€ть. Ќо сейчас Ц сходите.

Ц ј он что, уцелел?

Ц ћы его возобновл€ем. ¬ будущем сезоне. я вообще чрезвычайно люблю риск, причем сопр€женный с ужасом, когда ужас достигает таких высот, что переходит уже в азарт. “от спектакль игралс€ в Ђ—овременникеї на п€том этаже Ц пон€ти€ Ђмала€ сценаї не было, Ц в крошечном помещении, сид€ в углу. “еперь € это хочу делать на большой сцене.  ак Ц пон€ти€ не имею.

Ц ƒа удержите вы эту сцену, не первый моноспектакльЕ

Ц » всегда с ужасом. я понимаю, что удержу его, показыва€, допустим, зверей. Ќо ƒостоевским? »де€ по€вилась странным образом Ц издали курс лекций ќдена о Ўекспире. „итаю про яго. —овершенно справедливое замечание о том, что яго ни разу не врет.

Ц  ак?

Ц ј вот так, перечитайте пьесу. я же говорю, человек понимал в театре. яго на прот€жении пьесы не произносит ни слова пр€мой лжи. ќн подталкивает ќтелло к худшим подозрени€м. —мотрит на вещи под неприличным, не прин€тым углом. Ќо не врет, его не припрешь! » дл€ доказательства этой мысли ќден цитирует ƒостоевского Ц и тут € понимаю, что знаю этот монолог наизусть. Ёто из Ђѕодполь€ї. ј € человек спонтанных решений Ц снимаю трубку и говорю ‘окину: ¬алера, а давай сыграем Ђ«аписки из подполь€ї. “огда мы это делали с Ћеной  ореневой, а теперь он предложил мне одному за всех. Ёто наша с ним восемнадцата€ работа. ¬осемнадцата€, страшно сказать!

Ц Ќо как вы Ц с вполне положительным оба€нием Ц вз€лись за этого мрачнейшего типа?

Ц ¬ы ничего обо мне не знаете. ј ƒостоевский знал обо мне все, это обнаружилось почти мистически. Ѕыло так: € сломал ногу на репетиции в Ђ—овременникеї. Ћежал, р€дом костыли, читал. Ђ«аписки из подполь€ї была сама€ запретна€ в советском литературоведении вещь, страшней ЂЅесовї, потому что ее изругал √орький и превратил подпольного человека в символ всего отвратительного. »здавалась считаные разы и с убийственными комментари€ми. я стал читать эту вещь и на второй странице обнаружил, что автор знает обо мне то, чего € никогда и никому не говорил. “ут пошла игра, довольно дь€вольска€. я подумал: ага, но если он знает еще и этоЕ ѕереворачиваю страницу. ќн знает и это. Ћадно, думаю €, но Ё“ќ√ќ он не может знать, € сам Ё“ќ√ќ знать не хочуЕ «нает! ƒойд€ до второй части Ц Ђѕо поводу мокрого снегаї, начинающейс€ словами Ђ¬ то врем€ мне было всего двадцать четыре годаї, Ц € швырнул эту книгу в стену. ѕотому что в то врем€ мне было двадцать четыре года. ќтчетливо помню, как костылем потом подгребал ее обратно. »нсценировку нам сделал ёрий  ар€кин, точней, он активно нас консультировал. ѕосле этого спектакл€ на мен€ перестала давить фамили€ Ц не совсем, конечно, но € пон€л, что в принципе нечто могу. “огда же у мен€ по€вилась мысль уйти из Ђ—овременникаї: ƒостоевский вообще вас про€вл€ет, вытаскивает неоформленные намерени€ Ц чаще всего очень болезненна€ процедура. ƒа и что мне было там играть после него-то?

Ђќни целуют дь€вола под хвостї

Ц ѕочему ваш театр, наход€щийс€, в общем, не в центре, стабильно заполн€етс€?

Ц „то вы, вот метро к нам провелиЕ —ерьезно говор€ Ц он потому, наверное, заполн€етс€, что зритель рассчитывает здесь найти честную домашнюю кухню на традиционном сливочном масле. »зысков, то есть кузнечиков, жаренных в желчи бешеной обезь€ны, ему здесь не предложат. ¬се очень традиционно, но честно.

Ц “радиционно? ј ёрий Ѕутусов с »онеско, и не только...

Ц ј что Ѕутусов? Ѕутусов классический, традиционный режиссер, очень начитанный, воспитанный ѕетербургом и сентиментальный в лучшем смысле Ц человек с глубоким внутренним содержанием. ƒима, пропадай мо€ репутаци€, скажу ужасную вещь: € не люблю авангардное искусство. я не люблю так называемое концептуальное искусство. я не люблю абстракционизма. я терпеть не могу в стихах рифму Ђпалка-селедкаї и выдачу этого за насто€щую поэзию. я не люблю и не понимаю главный молодежный гл€нцевый журнал об искусстве, который вам назову, а вы не называйте; € не понимаю, как там пишут о театре и почему там восхищаютс€ только полными, безоговорочными провалами, когда весь зал, буквально весь, встал и ушел! Ц а у них это эталон. ћне все это враждебно на каком-то самом базовом уровне, потому что все это вещи антихристианские. ¬се это эстетство занимаетс€ только тем, что страстно, самозабвенно, слюн€во целует дь€вола в зад. ќни все убеждены, что жизнь Ц дерьмо, но почему-то при этом не стрел€ютс€, а, напротив, этим кокетничают. »з этого каким-то странным образом выводитс€ мое представление о главном грехе: € его сейчас попробую сформулировать. √лавный грех, главный соблазн вообще Ц это делать что-либо только ради того, чтобы повышать самооценку. –аботать только на свое мнение о себе. » в этом смысле мне повезло, потому что € Ц актер и завишу от мнени€ чужого.

Ц ƒействительно зависите?

Ц ќчень завишу, вы не поверите как. ј насто€щее зло совершаетс€ ради самооценки; вот все, что делаетс€ ради нее Ц и есть дь€вол. ќн там пр€четс€, в этой щели.

Ц „ем вы удерживаете коллектив Ц не деньгами же?

Ц ќ, если б € мог удержать его Ц плюс ко всему Ц и деньгами! я бы страстно этого хотел, но таких денег нет. » сомневаюсь, кстати, что это можно Ц одной зарплатойЕ “еатр Ц это ведь такое дело: его все врем€ надо взбивать со всех сторон, как подушку. ќтвернулс€ Ц разладилось все. Ќо это в моей природе, € никогда бы не мог быть только актером, € страстно смотрю в какую-то точку Ц и смотрю в самом деле так убежденно, что и труппа начинает верить, будто там что-то есть. ј кстати, оно и правда есть.

Ђ» будьте человеком без ———–ї

Ц — каким чувством вы вспоминаете —оветский —оюз и все советское?

Ц ƒа ну. Ќикакой ностальгии. «оопарк. ¬ ———– было столько идиотизма, что все хорошее этим совершенно обесценивалось и в конце концов поглотилось. Ќо в ———–, по крайней мере, у людей был смысл: либо в этом участвовать, либо этому противосто€ть. —ейчас этот смысл надо придумывать себе самосто€тельно, да. ћне хорошо, у мен€ он есть. Ќайдите себе дело и живите им, и будете человеком без вс€кого ———–.

Ц  ак вы себ€ держите в такой форме?

Ц ј что особенного? ѕреподаю €. Ёто знаете как держит?

Ц «наю.

Ц ѕотом, € играю п€тнадцать спектаклей в мес€ц. ќтец до последнего года жизни играл двадцать. ј у него, между прочим, был порок сердца. ” мен€ нет. я не болею Ц кроме как по мелочи, Ц просто потому, что не могу себе этого позволить. ƒа что €! Ќа “абакова посмотрите. ¬ этом году 75. ћ’“ тащит, еще детей при этом заводит.

Ц ќн с годами улучшаетс€, по-моему.

Ц ¬о вс€ком случае, раньше мне иногда казалось, что на сцену вместо “абакова вышел штамп, а сам ќлег ѕавлович пошел за сцену решать хоз€йственные дела. »ли книжку читать, допустим. —ейчас не кажетс€, да.

Ц Ќо вы, может, здоровый образ жизни ведете?

Ц –аньше много курил, потом в какой-то момент почувствовал, что мне это мешает, и с облегчением бросил.

Ц ј пить?

Ц –асслабитьс€ с рюмкой после спектакл€ Ц да, но в театре Ц никогда. Ётому стоит начатьс€, как все полетит к черт€м. ≈сли от человека в театре пахнет, ему сразу говор€т, что в его услугах театр больше не нуждаетс€.

Ц ¬ы сами говорите?

Ц ѕочему сам? —амому это очень трудно сказать. ƒиректора посылаю.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru