Людибиографии, истории, факты, фотографии

Константин Райкин

   /   

Konstantin Raykin

   /
             
Фотография Константин Райкин (photo Konstantin Raykin)
   

День рождения: 08.07.1950 года
Место рождения: Ленинград, СССР
Возраст: 69 лет

Гражданство: Россия
Соцсети:


Человеку приятно вспоминать, что он животное

Актер, сын Аркадия Райкина

В пятницу театр «Сатирикон» открывает новый сезон спектаклем «Страна любви» по «Снегурочке» А.Н. Островского. «Весенняя сказка» - так определял жанр своей пьесы драматург - в этом спектакле превратится в «драму-игру с музыкой, песнями и танцами». Перед премьерой Константин Райкин ответил на вопросы.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

22.05.2009

- Константин Аркадьевич, что заинтересовало вас в пьесе «Снегурочка»?

Константин Райкин фотография
Константин Райкин фотография

- Наш спектакль называется не «Снегурочка», а «Страна любви». «Снегурочка» у большинства людей почему-то ассоциируется с детской сказкой. Но, по-моему, пьеса Островского не сказка, а скорее притча, наполненная серьезными идеями и философией. Только взрослый человек может в полной мере ее оценить. Я давно хотел сделать спектакль, наполненный ностальгией о природе, о времени, когда человек еще был с ней связан, дышал полной грудью и не стеснялся выражать свои чувства. Цивилизация, облегчая нам жизнь, разрушает в ней что-то очень существенное. Она несет кучу условностей, через которые человеческая природа уже с трудом пробивается, делает нас коварными, закрытыми. Не зря нам так хочется уехать из города или заняться спортом… Человеку приятно вспоминать, что он животное, что он сильный и ловкий, а цивилизация у него все это отбирает. Для меня один из наиболее острых символов цивилизации, урбанизма и мегаполиса - обнаженная театральная сцена, когда с нее сняты занавес, кулисы, задники и оставлены лишь софиты, штанкеты и металлоконструкции. На этой сцене - холодной, агрессивной и неуютной - мы как бы от противного играем спектакль о мире, где человек един с природой, могучей и прекрасной. На сцене - кресла, поднятые из зала и накрытые чехлами, рядом валяются тряпки, швабры, ведра и клеенки. Но воображение помогает актерам и зрителям превратить все это в снег, деревья, реку, облака. Способ постановки такого рода драматургии придумал Вахтангов в своей «Принцессе Турандот». Когда актеры погружаются в пьесу, но время от времени выныривают из нее. Играют всерьез, но порой как бы подмигивают залу и говорят: «Ребята, мы же в театре». А потом опять ныряют в пьесу по макушку. Есть условности, которые зритель сразу принимает, и включается в эту игру.

Реклама:

- «Страну любви» играют студенты вашего курса в Школе-студии МХАТ. Они после этого войдут в труппу вашего театра?

- Они уже и так артисты театра. И играют главные роли во многих спектаклях.

- Труппа «Сатирикона» обновилась сразу на двадцать человек?

- У меня такое уже было. В свое время я принял в театр молодых актеров: Григория Сиятвинду, Агриппину Стеклову, Дениса Суханова. За один театральный сезон они стали ведущими артистами театра. Сейчас они в очень хорошей форме, меня радует их востребованность и профессиональное мастерство. Они повзрослели, теперь в театр пришло следующее поколение.

- В одном из интервью вы сказали, что всегда готовы к неудаче, к подвоху. Вы заранее продумываете, как его избежать?

- Знаете, подвох - это такое дьявольское дело… неизвестно, откуда его ждать. Кто может гарантировать успех? Никто. С одной стороны, ты боишься провала, а с другой - рискуешь. Обладаешь опытом и в то же время готов каждую секунду от этого опыта отказаться ради какой-то новой, рискованной идеи и задачи. Думаю, на этом стыке опыта и готовности рискнуть может родиться что-то настоящее.

Лучшие дня

Бен Андервуд: Подросток, который видел мир ушами
Посетило:27520
Бен Андервуд
Кто изобрел электрическую дуговую сварку?
Посетило:5037
Николай Бенардос
Светлана Ромашина: Самая титулованная спортсменка
Посетило:5029
Светлана Ромашина

- Актеры «Сатирикона» снимаются в сериалах, в кино и играют в антрепризных постановках. Вы не боитесь их отпускать?

- Не думаю, что театр должен быть тоталитарным государством, которое окружает себя железным занавесом, а люди любят родину просто потому, что ничего другого не видели. Мне кажется, настоящая любовь к своему театру, режиссеру и коллективу вырабатывается в сравнении. Я - за то, чтобы артисты смотрели как можно больше спектаклей в других театрах. Пусть играют в антрепризах и снимаются в кино. Репетиции с разными режиссерами только увеличивают актерский лексикон. Актерам важно иногда отдыхать от меня, а мне - от них. В общем, театр - семья, где некоторое количество адюльтеров только на пользу.

- Какая модель театра, на ваш взгляд, более жизнеспособна: антреприза или репертуарный театр?

- Я очень положительно и лояльно отношусь к разным организационным формам театра. Антреприза обязательно должна существовать. В свое время я сам участвовал в спектакле Леонида Трушкина «Там же, тогда же», который был поставлен в антрепризе. В некоторых антрепризах много халтуры, но и в профессиональных театрах ее тоже немало. В антрепризе бывают и хорошие спектакли, например Ladies" Night. Но судьба сложилась так, что я стал руководить театром традиционного формата и организационной структуры и очень к нему привык. Я бы хотел изменить только степень зависимости «Сатирикона» от государства и был бы рад, если бы мне удалось его приватизировать. Но даже приватизировав театр, я все равно сохранил бы его внутреннюю структуру. Он стал бы частным репертуарным театром с небольшой, но постоянной труппой.

- Режиссер и директор театра часто не могут найти общий язык: одному хочется воплотить свой замысел, не жалея на это денег, а другой считает каждую копейку. Как складываются ваши отношения с директором театра?

- Обычно мне приходится служить буфером между приглашенным режиссером-постановщиком и нашим директором Анатолием Евсеевичем Полянкиным. Я сдерживаю их и пытаюсь как-то соединить между собой. С одной стороны, я знаю, что качественный спектакль всегда требует затрат. С другой - понимаю нашего директора. Он профессионал высочайшего класса, и его нежелание тратить лишнее объясняется не жадностью, а практичностью рачительного хозяина, который занимается финансами и экономикой театра. В конечном счете от него зависит, хорошо или плохо этот театр будет жить. Я сам заинтересован в том, чтобы «Сатирикон» работал как можно эффективнее. Приходится искать золотое сечение между художественными требованиями режиссера и нашими реальными возможностями. В общем, я все время попадаю между молотом и наковальней, и это положение меня уже как-то закалило. Когда я сам ставлю спектакли, мне немного легче.

- Вообще с годами работать стало легче или сложнее?

- Не знаю, что ответить на этот вопрос... Сейчас я не очень понимаю, что будет с «Сатириконом» из-за новой бюджетной реформы. Парадокс в том, что последние десять-двенадцать лет государство ориентировало театры самостоятельно зарабатывать деньги. Все эти годы я старался свести к минимуму дотации из государственного бюджета, в то время как другие театры пытались выклянчить у государства как можно больше. «Сатирикон» стал одним из лучших театров страны (я говорю сейчас не о художественной, а только об экономической стороне его работы - я стал членом президентского cовета, поскольку руковожу предприятием, добившимся больших экономических успехов). Мы зарабатывали 87% своего бюджета, государство доплачивало театру только оставшиеся 13%. Теперь по новой реформе мы должны жить только на государственные дотации. То есть на тот минимум, до которого мы свели нашу зависимость. В общем, мы буквально за что боролись, на то и напоролись. Жить на этот минимум и выпускать по несколько спектаклей в год практически невозможно. Я боюсь потерять театр и людей, которые работают со мной много лет. Но чиновников это не интересует. Даже мои разговоры с Владимиром Владимировичем Путиным, который меня поддерживал и поддерживает, пока ни к чему не привели. Все поданные мною бумаги идут по нисходящей и где-то растворяются. К сожалению, наш театр - федеральный, а не московский. Мы подчиняемся Министерству культуры России. Московские театры, благодаря Юрию Михайловичу Лужкову, пока защищены от этой реформы большими дотациями.

- Вокруг «Сатирикона» давно ведутся строительные работы. Когда будет построено новое здание театра и здание Фонда Аркадия Райкина?

- Надеюсь, что здание фонда построят быстро - этим занимается инвестиционная компания. А вот новое здание театра… Это федеральное строительство, поэтому оно длится долго и занимаются им очень бестолково. После лихорадочных авралов наступают длительные простои. Здание заливает дождем и засыпает снегом, гниет оборудование, которое там поставили, начинаются деформации… Уже сейчас нужны деньги не только на строительство, но и на ремонт.

- Что увидят зрители в «Сатириконе» после двух октябрьских премьер - «Страны любви» и «Маскарада»?

- Спектакль «Косметика врага» по роману современной бельгийской писательницы Амели Нотомб. Ее произведения уже переведены более чем на 40 языков, а нашим читателям и зрителям еще предстоит знакомство с творчеством автора, который, на мой взгляд, талантлив и виртуозно владеет литературным мастерством. «Косметика врага» - это небольшой роман, написанный в форме диалогов двух персонажей. Кроме них, практически ничего нет, только несколько описаний в начале и в конце. Это детективный триллер. От него невозможно оторваться, прочитав хотя бы несколько строк. Но дело не в детективном сюжете, а скорее в захватывающем психологическом исследовании, которое проводит Нотомб. Роман Козак предложил мне сыграть «Косметику врага» вместе с ним. Придумав единое художественное решение спектакля, мы собираемся играть его то в Театре им. Пушкина, то в «Сатириконе». У нас будет свой спектакль, у них - свой. Со своей декорацией и обслуживающим персоналом. Козак будет участвовать в нашем спектакле как приглашенный артист, а Театр им. Пушкина будет приглашать меня. После этого я собираюсь поставить пьесу Рэя Куни Funny Money (пока не знаю, как мы переведем название). Я долго присматривался к пьесам Куни. Вообще я не люблю комедию в чистом виде, но пьеса Funny Money мне понравилась больше других пьес этого жанра. Она довольно лихо написана, кроме того, в ней есть определенная глубина, я бы даже сказал, второй план. Думаю, что через такой материал надо обязательно пройти. Так что к концу сезона в репертуаре «Сатирикона» среди постановок серьезных классических произведений должен появиться легкий, смешной спектакль.

Сатириконостроитель

Константин Райкин родился в Ленинграде 8 июля 1950 года. После школы уехал в Москву, чтобы поступить в Театральное училище им. Щукина на курс Катина-Ярцева. Окончив учебу в 1971 году, был принят в труппу 'Современника'. В то же время начал активно сниматься в кино, получил широкую известность после фильмов 'Свой среди чужих, чужой среди своих' (1972) и 'Труффальдино из Бергамо'(1976). В 1981-м перешел в труппу Театра миниатюр, впоследствии переименованного в 'Сатирикон'. После смерти отца, Аркадия Исааковича Райкина, стал художественным руководителем театра. По приглашению Константина Райкина в 'Сатириконе' ставили свои спектакли Роман Виктюк, Петр Фоменко, Валерий Фокин, Роберт Стуруа, Юрий Бутусов. В 2001-м Райкин набрал курс в Школе-студии МХАТ, готовя молодое пополнение для труппы 'Сатирикона'.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Герман Титов. Биография
Посетило:17811
Герман Титов
Кармен Тарлтон: Новое лицо - новая жизнь?
Посетило:16938
Кармен Тарлтон
Виктор Талалихин: Первооткрыватель ночных таранов
Посетило:10631
Виктор Талалихин

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history