Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

 онстантин –айкин

   /   

Konstantin Raykin

   /
             
‘отографи€  онстантин –айкин (photo Konstantin Raykin)
   

ƒень рождени€: 08.07.1950 года
ћесто рождени€: Ћенинград, ———–
¬озраст: 70 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


 онстантин –айкин: "я становлюсь лучше, игра€ мерзавца"

јктер, сын јркади€ –айкина

ћестных театралов ждет сюрприз: в »зраиль едет  онстантин –айкин со спектаклем "—иньор “одеро ’оз€ин". “е, кто продолжают ждать от –айкина-младшего чего-то веселенького в духе его отца, могут оставатьс€ дома. — годами сын јркади€ –айкина, прин€вший из его рук театр "—атирикон" становитс€ все серьезнее.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

15.07.2003

- √ерой повести  уприна "√ранатовый браслет" в предсмертном письме к любимой женщине писал, что жизнь его сосредоточена - в ней, его не интересуют ни философи€, ни политика, ни забота о счастье людей. ћожете ли ¬ы то же самое сказать о себе и о театре?

 онстантин –айкин фотографи€
 онстантин –айкин фотографи€

- я живу нормальной жизнью современного человека. ” мен€ есть семь€, ей, к сожалению, удаЄтс€ удел€ть меньше времени и внимани€, чем хотелось бы. »нтересуюсь всем, что происходит в мире, жадно общаюсь с людьми. ¬сЄ это каким-то образом потом сказываетс€ в работе. “еатр занимает мое основное врем€ и силы, это мо€ жизнь и професси€, способ самосовершенствовани€. Ќо сказать, что мен€ ничего, кроме театра, не интересует - нельз€.

- ≈сли мы уж начали с литературных ассоциаций... Ќе считаете ли вы, что ваш герой из пьесы " онтрабас" кровный родственник гоголевскому јкакию јкакиевичу?

- ћне кажетс€, мой герой ближе к ƒостоевскому. Ёто своеобразные "«аписки из подполь€". –аботать над пьесой € начал в 26 лет, и благодар€ ей мне удалось многое пон€ть о самом себе. ѕо-моему, это была мо€ лучша€ актерска€ работа. ј "маленький человек" мал лишь по внешним признакам - по своей социальной значимости. Ќа самом деле, герой " онтрабаса", как и практически каждый из нас, считает, что его не оценили полной мере. Ёто вечна€ проблема. — подъЄмом же человека по социальной лестнице на него обрушиваетс€ все больше критики и нападок, и тем сильнее он ощущает отсутствие взаимопонимани€.

ѕроблема начинающего писател€, мечтающего стать Ћьвом “олстымЕ

- ј о чЄм мечтал Ћев “олстой? ¬спомните его уход. ќн чувствовал себ€ в страшной клетке. “олько клетки у всех разные. «наете, у ћарсел€ ћарсо есть пантомима: человек раздвигает клетку, выходит из нее, и тут же оказываетс€ в - другой.

¬ " онтрабасе" вы один "держите" зал - тыс€чу человек на прот€жении двух часовЕ

- Ёто произведение дл€ камерного исполнени€, дл€ маленького зальчика человек на сто. я шел на риск, вынос€ спектакль на большую сцену. Ќо € полагал, что если это играть правильно, то можно держать сколь угодно большую аудиторию, да хоть толпу на  расной площади. Ќе сочтите за кокетство, но эта пьеса, сыгранна€ на большой площадке, - показатель виртуозности артиста.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

«а эту роль ¬ы были удостоены специального приза за технику актерской игры.

-  о всем преми€м надо относитьс€ с известной долей иронии.

ƒавайте поговорим о моде на репертуар. ѕо всему миру ставитс€ спектакль " онтрабас". „то ѕатрик «юскинд вошел в "об€зательную программу"?

- Ќет, моды никакой нет. я вообще не люблю это слово применительно к театру. ≈сть проблемы, которые вис€т в воздухе. » есть авторы, которых всегда став€т. ¬ы хотите сказать, что Ўекспир в моде уже 500 лет? » „ехов идет всюду, и ћольер, и √ольдониЕ ƒл€ таких писателей и термин придумали - классики. я считаю, что и «юскинд - мода, не мода - но это классик двадцатого века. » если € его играю, как у мен€ может не быть к нему личного отношени€? ” мен€ и к Ўекспиру есть личное отношение, и к ћольеру, и к √ольдони...

¬ы, уже такой известный, такой знаменитый, а женились на никому не известной молодой актрисе...

- я женилс€, когда еще не был таким уж известным и знаменитым.

»звестность пришла после фильма "“руффольдино из Ѕергамо", который показали по телевизору. (¬ театре всю жизнь можно играть главные роли, и теб€ будет знать кучка людей. —колько человек приходит в театр? ¬ лучшем случае 1000 за вечер.  ак уж тут станешь знаменитым?) ¬ театре выковываетс€ мастерство, а знаменитым актЄр становитс€ только через фильм, показанный по телевидению. —амо по себе кино тоже не приносит известности, потому что немало фильмов, которых никто не видел.

¬ одном из интервью вы говорили, что заработать в театре нельз€Е

- ћожно, но только на пропитание. ≈сли ¬ы хотите разбогатеть, то только не здесь.

 ороче, если подытожить, и попул€рности насто€щей театр не дает, и денег - тоже. ¬о им€ чего же так рвутс€ работать в театре, из фанатизма?

- Ќе из фанатизма, а из любви. ќтдава€сь любви, думаем ли мы о деньгах и о славе? ≈сли да, то это не любовь. я люблю свою профессию, и просто не могу без неЄ жить.

≈сть в актерстве что-то дь€вольскоеЕ

- ¬ актерстве, как в таковом, не может быть дь€вольщины. ћне вообще это определение не нравитс€. “о, чем занималс€ отец, на что он положил свою жизнь, это совершенно св€тое, божье дело. » € пытаюсь это дело продолжить. ¬озможно, исход€ из церковной терминологии - это грех лицедейства. ј что такое лицедейство? –азве любое искусство не €вл€етс€ им? –азве писатель не проживает жизнь своего геро€, когда он пишет? ј если всЄ это делаетс€ с надеждой сделать добрее и совершеннее человечество - разве это не св€той труд?

 ак вы относитесь к постановке ¬иктюка "ћастер и ћаргарита"?

- я не видел, и не буду смотреть.

 ак вы вообще относитесь к ¬иктюку?

- ќн - самый выдающийс€ режиссер, с каким € когда-либо работал. ≈го лучший спектакль был поставлен в нашем театре. —о "—лужанками" мы объездили весь мир, и везде имели огромный успех. ¬иктюк замечательный мастер, но, мне кажетс€, что он находитс€ сейчас не в лучшей форме...’от€, € не исключаю, что это мои проблемы, а не его. » переживаю период, когда не воспринимаю то, что он делает.  роме того, с романом "ћастер и ћаргарита" у мен€ свои отношени€. я пробовал его поставить, но это друга€ истори€. » не хочу ее рассказывать.   этому произведению не надо прикасатьс€ вообще. Ёто ни у кого не проходит безнаказанно. »сключений не было. » ¬иктюку тоже придетс€ с этим столкнутьс€.

ј ёрий  ара?

- Ёто вы про кино? ќно никогда не выйдет на экраны. ” ёри€ ѕетровича Ћюбимова тоже есть спектакль "ћастер и ћаргарита". » что стало с "“аганкой"?

Ќу, это уже кака€-то чертовщина...

- Ќе кака€-то, а абсолютна€, стопроцентна€... √де ёрий ѕетрович, и где его театр? –азве не странным было разделение "“аганки"? ј что произошло с Ёфросом и с театром вообще? Ёто и есть последстви€ подобных заигрываний с чертовщиной.

¬ цирке есть такое пон€тие "кураж". ¬ам знакомо это состо€ние?

- я никогда не играю без куража. " ураж" - это слово профессиональное. ј вот артистов, работа которых зависит от расположени€ планет, от погоды - € не понимаю. ѕрофессионал - это внепогодное €вление.

Ѕарышников сказал в одном из интервью, что, когда у него есть кураж, он летает, а когда нет, то просто танцует хорошо.

-  огда Ѕарышников, по его пон€ти€м, танцует хорошо, дл€ другого - это недостижимо. ¬ажно, чтобы нижн€€ планка твоего профессионализма была настолько высока, чтобы и без куража было приемлемое качество. ќтличи€ плохого спектакл€ от хорошего должны быть заметны только самому актеру. ѕублика не должна этого видеть.

¬нешние обсто€тельства на вас не вли€ют абсолютно?

-  онечно, если рухнет крыша, или в зал ворвутс€ бандиты - то спектакль будет сорван. ¬ылезет на сцену кошка - и все будут смотреть на нее. я когда-то говорил, что ни один артист не может соперничать с открытой дверью. ќткрываетс€ дверь, - и человек об€зательно смотрит на нее - так уж устроена человеческа€ психологи€. я не могу работать при любых обсто€тельствах, но если ситуаци€ не экстремально-криминальна€, € об€зан сделать все, чтобы обеспечить люд€м удовольствие.

¬ы в одном интервью сказали, что сцена ревнива, как женщина, и не прощает измен. √отовы это повторить сегодн€?

- ј почему нет? я имел в виду, что своим делом надо заниматьс€ много. ≈сли ты не будешь отдавать этому всего себ€, у теб€ перестанет получатьс€.

¬ы редко снимаетесь в кино. “ем не менее вы согласились на роль Ёркюл€ ѕуаро?

- ѕо части кино со мной почти невозможно иметь дело. я не собиралс€ сниматьс€ и в данном случае. –асценивайте как зов сердца. я люблю јгату  ристи и Ёркюль ѕуаро - интересный образ. ј главное, это св€зано с режиссером —ережей ”рсул€ком. я его люблю, он талантливый человек, когда-то он работал у мен€.  роме того, —ерЄжа так построил процесс съемок, что это не помешало моей работе в театре.

ѕоговорим о театральной антрепризе "“ам же, тогда же", в постановке “рушкина. ќна побила все рекорды - не сходит со сцены уже около дес€ти лет.  ак вы относитесь к этой роли и к антрепризе вообще?

- ’орошо, но это - не мое. ћне лично не нравитс€ антреприза. я люблю традиционный театр. Ќо конкретно этой антрепризе € отдал много сил, и это был хороший спектакль.

ћогли бы ¬ы, подобно своему герою в этой антрепризе, на прот€жении сорока лет любить женщину и тайком с ней встречатьс€?

- Ќет. Ёто вообще истори€, котора€ со мной не могла бы случитьс€. „то если € играю —ирано, у мен€ должен вырасти нос? «десь все гораздо сложнее. јктеру полезно играть разные роли, особенно отрицательные. „ем больше ты внедр€ешьс€ в эту роль, тем больше уходишь от опасности стать таким в жизни. “ы эту скверну из себ€ исторгаешь, и делаешь из нее произведение искусства. „истилище, работа души, котора€ делает теб€ в отрицательной роли положительным.

ј если ты считаешь, что этот твой герой - мерзавец, как можно его играть и любить?

-  огда ты играешь мерзавца, ты пытаешьс€ его оправдать изнутри. ƒаже законченный мерзавец имеет свою логику. я сейчас играю синьора “одеро столетнего старика, страшную сволочь, негод€€, мерзавца... Ёто чрезвычайно интересно - играть такого человека. “ы хочешь пон€ть причину его изощренной ненависти, ты хочешь пон€ть, как может зайти в человека такое зло. » это понимание делает зло менее опасным. ’ороший от плохого отличаетс€ не тем, что в хороших нет плохих мыслей. ≈сли совсем нет, то это убогость. ¬ человеке об€зательно должно быть дерьмо, иначе он не человек.

Ќо есть же, безусловно, положительные герои, пусть и "не от мира сего". ƒон  ихот, напримерЕ

- ƒа нет же! Ёто все - слова. „то значит - "не от мира сего"? Ќормальный человек, ест-пьЄт, хочет женщину, и это окрыл€ет его. » у последней сволочи, кстати, есть свои взлЄты. √де определение, что такое законченный мерзавец? –азве ответ на этот вопрос не может стать предметом дл€ искусства?

ќднако вы€снилось, что многие преступники черпают идеи дл€ своих преступлений из фильмов. Ќаверное, должны быть границы дозволенного. ќдно дело, когда все мальчишки хот€т повтор€ть подвиги √арри ѕоттера, другое - „икатило. „то хорошего может принести такой образ на экране?

- Ёто очень советское понимание. ¬ искусстве не должно быть никаких границ. ќно - никому ничего не должно.

јктерство - професси€, подразумевающа€ внимание публики. ¬ас ждут возле служебного входа?

- Ѕывает, но чаще не ждут. ƒл€ мен€ это никогда не €вл€лось свидетельством актЄрской ценности. ≈сть вещи, которые € сам дл€ себ€ определ€ю. я не дразню судьбу - не даю автографы перед спектаклем, не терплю посторонних за кулисами, вообще не люблю зевак и бездельников. ƒевушки ждущие у входа - не критерий успеха. ≈сли € сегодн€ играл плохо, а мен€ ждут у входа, € ещЄ больше переживаю. ” —танислава ≈жи Ћеца один из его героев полжизни тратит на то, чтобы завоевать попул€рность, а вторую половину жизни, чтобы ходить в черных очках. јртист не должен тратить полжизни, чтобы достичь попул€рности. Ёто не цель, или цель - дл€ дурака. “от, кто хочет попул€рности, пусть идет на телевидение диктором: три дн€ - и теб€ все знают.

 аким образом ¬ы сн€лись в рекламе?  офе "Ёлит" пьете?

- Ќе пью. —делал рекламу один раз в жизни, но, если мен€ еще раз приглас€тЕ ј, вообще, € к рекламе отношусь нормально.

≈ще один из способов заработка дл€ артиста?

- ј почему нет? я зарабатывал концертами 28 лет, сейчас перестал это делать.

¬ы счастливы в браке?

- ћы вместе уже 17 лет.

¬ы бы хотели, чтобы ваша дочка стала актрисой?

- ћне важно, чтобы она была тем, к чему ее расположила природа.

ј на ваш профессиональный взгл€д, она пригодна к этому ремеслу?

- Ётого € не знаю.

Ќо она с вами об этом говорит?

-Ќет. я никогда на эту тему с ней не разговариваю. Ёто интимные вопросы, которые человек должен решать сам, без родителей. я их в своЄ врем€ решал сам.

¬ы однажды сказали, что гениальным артистом станов€тс€, а не рождаютс€. Ёто действительно так?

- √ением € называю того, кто при огромных задатках достиг мастерства. „еловек не рождаетс€ чемпионом мира. √ений - это результат огромного труда и личностного напр€жени€.

—читаете ли вы себ€ человеком элиты?

- ћен€ это не интересует. ћен€ интересует, какой € артист, и как у мен€ развиваетс€ театр.

ј имеет дл€ вас значение, придет на ваш спектакль ѕутин?

- —овершенно не имеет. ћен€ больше интересует, чтобы ко мне ходили простые зрители.

ћожно пару вопросов блиц? ¬ы гурман?

- Ќет.

¬ы любите анекдоты?

- Ќет.

¬ы любите тусовки?

- Ќет.

„то вы вообще любите в жизни больше всего?

- «аниматьс€ любимым делом.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru