Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

 онстантин –айкин

   /   

Konstantin Raykin

   /
             
‘отографи€  онстантин –айкин (photo Konstantin Raykin)
   

ƒень рождени€: 08.07.1950 года
ћесто рождени€: Ћенинград, ———–
¬озраст: 70 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ѕесы  онстантина –айкина

јктер, сын јркади€ –айкина

¬ спектакле Ђ осметика врагаї, который играетс€ попеременно на двух театральных площадках Ц Ђ—атириконаї и “еатра им. ј.—.ѕушкина, Ц  онстантин –айкин создал почти фантасмагорический образ мелкого беса. Ёта роль пот€нула за собой цепочку воспоминаний о других райкинских персонажах. ¬се вместе сложилось в портрет артиста.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

22.11.2007

¬ своих интервью  онстантин –айкин часто употребл€ет образы и пон€ти€, заимствованные из спорта: марафон, тренировка, вз€та€ планка высоты, дистанци€, которую надо преодолетьЕ Ђ≈сли ты спокойненько, пешочком, легкой трусцой будешь эту дистанцию преодолевать ежедневно, то почти стопроцентно, что от теб€ в результате отстанут почти все. “ы их обгонишь: всех рь€но начинавших, всех бурно стартовавших, всех, чьи спины исчезали поначалу в туманной далиї.

 онстантин –айкин фотографи€
 онстантин –айкин фотографи€

Ќаследный принц, могущий всю жизнь жить на ренту с фамилии Ђ–айкинї, он предпочел каторжный ежедневный труд. ¬идимо, ему так часто повтор€ли претенциозную сентенцию Ђна дет€х гениев природа отдыхаетї, что он, похоже, решил не давать природе ни единого шанса. —цена Ц его страсть, работа Ц способ существовани€. ¬ минуты интервью, встреч, бесед, в часы досуга он чуть-чуть напоминает химика, у которого где-то там, в лаборатории, идет опыт и колба стоит на огне. ¬роде и включен, и азартен, но душа витает. ≈го часто называют трудоголиком в кубе: трудоголиком по убеждению, по складу характера и по наследству. ѕрин€в театр после смерти отца, он гордитс€ тем, что в дес€тки раз увеличил штат, превратив Ђ—атириконї в один из самых успешных коллективов ћосквы. » секрет один Ц с утра до вечера в театре, без долгих перерывов, перекуров и мес€цев отдыха. ќн азартно разбираетс€ со строител€ми, расшир€ет площадь, вникает в систему распространени€, поговаривает о желании приватизировать Ђ—атириконї. ј последние четыре года целеустремленно растит студентов дл€ пополнени€ труппы своего театра.

„уть бравиру€, но и всерьез, он объ€сн€ет, что ему нравитс€, когда, обща€сь с ним, журналисты не помн€т его отчества: Ђ«начит, они воспринимают мен€ не как Ђсынаї, а самосто€тельної. ¬ идеале, наверное, он был бы счастлив услышать что-то вроде: Ђјркадий –айкин? Ц  ак же, отец  онстантина!ї

”же на приемных экзаменах в театральный институт  онстантин –айкин поразил комиссию своей €ростной энергией и пластичностью тренированного тела. ѕо окончании, войд€ в труппу театра Ђ—овременникї, быстро стал там одним из самых востребованных молодых актеров. ѕопул€рность пришла после фильма Ђ“руффальдино из Ѕергамої. Ѕуквально Ђстанцевавї своего “руффальдино, он влюбил в свою грациозную некрасивость миллионы соотечественников.  азалось, и маска найдена, путь открыт, а лавры русского Ђћайкла ƒжексонаї с гуттаперчевым телом и идеальным чувством ритма сами идут в руки. Ќо тема “руффальдино, веселого нахала, оба€тельного устроител€ судеб и нелепиц, отзвучав в нескольких рол€х, исчезла. ѕерейд€ в Ђ—атириконї, онстантин –айкин начинает новый виток своей актерской судьбы.

ѕереломом стал образ √регора «амзы из Ђѕревращени€ї  афки. „еловеко-насекомое ползало, бегало, карабкалось по сцене. Ћапки-руки, лапы-ноги, физиологическа€ достоверность каждого движени€ все больше рождали ощущение дл€щегос€ кошмара. Ёту гримасу природы, эту живую аномалию следовало уничтожить немедленно. » только круглые бездонные глаза взывали о жалости. –айкин делал зрител€ соучастником убийства несчастного и отвратительного существа. — режиссером ¬алерием ‘окиным они ставили над залом рискованный эксперимент: ты готов увидеть ближнего в таракане? Ќасекомое, прорастающее в человеческой плоти, человек, сросшийс€ с насекомым, надолго станет одной из важнейших и главных его образов.

ѕарадоксально образ √регора «амзы откликнетс€ в таких пол€рных образах, как ћекки-Ќож и √амлет, принц ƒатский. »гра€ брехтовского бандита,  онстантин –айкин давал метафоре Ђчеловек-ножї зримое воплощение. –азлад его √амлета с миром был обусловлен причинами прежде всего физиологическими. Ќенависть к Ёльсинору преследовала √амлета-–айкина как дурной запах, вызывающий спазмы естества. Ѕожий мир пах гр€зными носками, к которым он брезгливо принюхивалс€, произнос€ сакральное: Ђбыть иль не бытьї. «апах гнили и смерти въедалс€ в его собственную кожу. Ќенависть к отчиму и его двору была сдвоена-сращена с ненавистью к собственной плоти (Ђќ, если бы мо€ туга€ плоть могла исчезнуть, сгинуть, испаритьс€ї). √амлет в постановке –оберта —туруа был отравлен своей ненавистью.

¬ следующей совместной работе со —туруа тема физиологической ненависти к собственному телу обрела новые обертона. ƒл€ постановки была выбрана не слишком часто став€ща€с€ пьеса  арла √ольдони Ђ—еньор “одеро Ц хоз€инї. “радиционный сюжет о влюбленных, которым мешает соединитьс€ взбалмошный скупой старик, осталс€ тем Ђскелетомї, на который наращиваетс€ Ђм€сої дерзкой и блистательной актерской игры. ≈го “одеро минимум 150 лет, он уже не может рассчитать свои движени€ в пространстве. —обственна€ рука отказываетс€ ему повиноватьс€: то угрожающе сжимает горло, то залезает в брюки. — ней приходитс€ общатьс€ как с посторонним, угрожающим предметом. “ак же внезапно отказываютс€ повиноватьс€ ноги. » эта игра со своими част€ми тела дает повод бесчисленным лацци. «рительный зал радуетс€ ловкости этой виртуозной цирковой клоунады. ¬доволь наигравшись со своим героем, –айкин бросает его, как надоевшую куклу.

√иньольный сеньор “одеро и философствующий контрабасист (моноспектакль Ђ онтрабасї по «юскинду) стали пропуском на пути к самой масштабной роли его репертуара Ц –ичарду III, гротескной фигуре адского выкормыша.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

—трашноватый ублюдок, родившийс€ не то от пузырей земли, не то от ведьминого варева. — огромным горбом, ногой, которую приходитс€ подволакивать. »ногда нога подводит, и он привычно шлепаетс€ навзничь. ќдна рука скрючена, и действовать ею трудно. ≈сли –ичард хочет двигатьс€ быстро, он вынужден прыгать. “о ли паук, то ли больна€ обезь€на карабкаетс€ на стул и зависает на его спинке.

–айкин играет в –ичарде одну из старейших цирковых масок Ц злого клоуна. Ётот –ичард по-клоунски спонтанен, непредсказуем, неу€звим и нелеп. ќн играет со своим телом так же ловко, как предметами реквизита. ћелкий бес кроит жизнь по своему усмотрению. » –айкин дает своему герою минуту торжества и упоени€ собственной силой. ќгромна€ черна€ тень вырастает за спиной геро€, точно задавившего собой все свое королевство. Ѕес на троне, бес, примеривающий корону английских королей, бес, издевающийс€ над всем, что св€то: над верностью, жалостью, честью, доблестью, любовью, состраданием. Ќабухающий выпитой кровью, этот –ичард гибнет не от противников, не от мстителей, но от собственной скуки, вдруг подстерегшей в минуту триумфа. ЂЌе знаю ни жалости, ни страха, ни любвиї, Ц объ€сн€ет –ичард органическое отсутствие у себ€ качеств, которые собственно и делают человека человеком.

¬ спектакле Ђ осметика врагаї јмели Ќотомб  онстантин –айкин играет фантом сознани€, желающий осуществитьс€. ѕережить и страх, и жалость и любовь. ћелкий бес вьетс€ вокруг средней удачливости бизнесмена ∆ерома јнгюста (–оман  озак), коротающего врем€ в аэропорту в ожидании задержанного рейса. ѕожалуй, никто в нашем театре не может сыграть этого мелкого беса с такой степенью физиологической достоверности, как –айкин. Ќайти эти нестерпимые и неотразимо действенные раст€нутые интонации. ќскал самодовольной улыбки. ћгновенные переходы от приниженности к наглости. “у степень физической отвратительности, когда человека можно убить только за его походку, за манеру пожимать плечами.

 онстантин –айкин владеет редким даром надел€ть своих химерических персонажей живостью почти сверхъестественной, давать кошмарам и наваждени€м фантазии сценическую плоть и кровь. —ыгранные им мелкие бесы последнего дес€тилети€ уже вошли в историю театра. Ќо что важнее Ц в жизненный опыт его зрителей.

—ейчас  онстантин –айкин приблизилс€ к тому прекрасному возрасту актера, когда опыт и силы, мастерство и жар встречаютс€ в точке равновеси€. ћожно быть уверенным, что он еще не раз удивит окружающих, но позволительно и предполагать, что он способен удивить и самого себ€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru