Людибиографии, истории, факты, фотографии

Ирина Печерникова

   /   

Irina Pechernkova

   /
             
Фотография Ирина Печерникова (photo Irina Pechernkova)
   

День рождения: 02.09.1945 года
Возраст: 72 года
Место рождения: Грозный, Россия

Гражданство: Россия

Никто не ждал, что выйдет любимый фильм

Актриса

40 лет назад на экраны вышла кинолента "Доживем до понедельника"

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

28.04.2008

После этой картины Ирину Печерникову, сыгравшую в ней главную роль, узнали все. Но почему она так редко появлялась на экране и чем занята теперь? Об этом актрису спрашивала обозреватель "Недели" Ирина Мак.

Ирина Печерникова фотография
Ирина Печерникова фотография

вопрос: Недавно, когда мы говорили о юбилее Вячеслава Тихонова ("Неделя" от 8 февраля), вы мне показывали тексты, посвященные ему, Анатолию Эфросу, Олегу Далю... Вы уже дописали эту книгу?

Реклама:

-ответ: Я написала всего листов 40 - о тех, кого мне подарила судьба, забавные зарисовки о тех, с кем работала. Потом на Саше (муж Ирины Печерниковой, актер Александр Соловьев, погиб в новогоднюю ночь 2000 года. - "Неделя") сломалась и перестала писать. Год ждала - и поняла, что не могу. И тут мне предложила помощь знакомая, журналистка Алла Перевалова. Она приезжала, я ей рассказывала: у меня же ляпсусы по жизни - из детсада выгнали, потом были мои лошадиные, мотоциклетные, автомобильные дела...

в: Вы водили мотоцикл?

-о: Я все водила. Я стреляла. Я собиралась на Кубу и учила испанский. И Алла все это написала - в виде интервью. А собственно книга будет о творчестве. Завтра привезут последние 50 страниц - надо доделать свой кусок до лета, до отъезда в деревню.

"Какими же мы были богатыми!"

в: Вы по полгода в деревне. Давно?

-о: С тех пор как папа заболел - он упал, сказали, что перелом шейки бедра. Он ослеп. Потом выяснилось, что перелома нет, но тогда он буквально начал умирать. Я подумала, что на свежем воздухе он скорее поднимется, купила дом. Дом был полугнилой, но место волшебное. Холм, вокруг лес - слышно птичек. 200 км от Москвы.

в: Тут нужен свой транспорт.

-о: У меня его нет - только у Саши был. Хотя я сама безумно любила водить. И очень рано получила права. Тогда уже хотела стать артисткой и считала, что должна все уметь. Недалеко от нас жила великая актриса Руфина Нифонтова, и я у нее как-то спросила, что нужно уметь актрисе. Она сказала своим низким голосом: "Все".

Лучшие дня



Посетило:213
Олег  Соколов
Браво, Людмила Марковна
Посетило:196
Людмила Гурченко
Актриса с детства
Посетило:157
Энн Хэтэуэй

в: И вы поступили в Школу-студию МХАТ.

-о: Я попала туда, когда были живы еще мхатовские старики. Манеры нам преподавала княгиня Волконская - она помнила свой первый бал. У нее было точеное, но уже матерое лицо, нос с горбинкой, длинные узловатые руки. Не вынимала "Беломор" изо рта. Глядя на нее, я поняла, что значит былая красота... И был удивительный педагог по истории искусств Борис Николаевич Симолин. Я даже уставала на лекциях: на него надо было непрерывно смотреть. Он говорил: "Я эпикуреец!" Кверху папироска из мундштучка торчала. Того, что он нам рассказывал, негде было прочесть.

После знаменитой выставки, разруганной Хрущевым, многие полотна художники спрятали у него дома. А потом к Симолину пришли люди из КГБ. У него случился сердечный приступ, он умер. А когда я окончила студию, наши старики стали уходить один за другим. Во МХАТе тогда играли Массальский, Грибов, Яншин, Ливанов, Андровская, Пилявская, Кторов... Какими же мы были богатыми! Родись я на пять лет позже - никого бы из них не застала.

"Сосуд, наполненный вами"

в: Но работать во МХАТ вы не пошли.

-о: Я пришла на спектакль Эфроса (в то время худрука "Ленкома". - "Неделя") "Снимается кино". Потом пришла еще раз. Я не понимала, как делается такой театр, но я хотела в этом быть. И вдруг на распределении выясняется, что на меня есть заявка из "Ленкома", а я собиралась во МХАТ. У меня два дипломных спектакля: "Мой бедный Марат" и "Таланты и поклонники". А у Эфроса тоже был спектакль "Мой бедный Марат". Ну у меня крыша и поехала. Я подумала: он в меня поверил!

На распределении мне вручили красный диплом. И я стала говорить какие-то глупости, что я, как комсомолка, хочу играть в "Ленкоме". А во МХАТе меня любили. И говорят: "Иди, там молодежь". Грибов сказал: "Вернуться-то никогда не поздно".

в: И вы пришли к Эфросу.

-о: А он ко мне странно отнесся, лишь потом жена Арбузова (Алексей Арбузов, драматург. - "Неделя") объяснила, в чем дело. На выпуске спектакля любимая актриса Эфроса нервничала. Сам он пил валокордин, когда зашел Арбузов: "Это нормально, это не капризы. Оля просто артистка. Но она у тебя одна. На днях видел дипломный спектакль, там такая Лика, понимаешь, моя! Я увидел свою Лику! Возьми ее". Эфрос подписал заявку, даже меня не видя.

А я этого не знала. Потихоньку вошла в курс дела, поняла, что я - затычка. После двух репетиций меня ввели в "Снимается кино". Потом Оля уехала, и меня вбросили в "Мольера". Я смотрела все, что он делал. Он чуть-чуть затронул "Три сестры" - я Ирину репетировала. Но скоро Эфроса убрали из театра: посчитали, что в Театре имени Ленинского комсомола не могут быть спектакли только про любовь. А он успел пригласить в "Ленком" Армена Джигарханяна, и тот приехал из Еревана. Анатолий Васильевич извинился перед ним, поблагодарил нас - мы собирали за него подписи. И ушел. А мы с Арменом стали играть в "Снимается кино" и "Мольере". Хотели сделать и "104 страницы про любовь" Радзинского, но у меня начались съемки...

в: "Доживем до понедельника"?

-о: Да, это был 1967 год. Театр держался только на спектаклях Эфроса. А мы с Арменом были как два бойца на баррикадах: старались сохранить спектакль. Через год Эфрос и Яковлева пришли на "Мольера". После спектакля дежурная сказала, что нас с Арменом ждет Анатолий Васильевич. Он сказал: "Я шел сюда как на Голгофу. А теперь понял, благодаря вам спектакль сохранился. Спасибо". А когда подошла Яковлева, посмотрел на меня: "А вам, Ирочка, при Оле сказать хочу. Я все роли строил на нее. Делал сосуд, а она его заполняла. Поэтому я знал - Олю заменить нельзя. А сегодня я увидел свой сосуд, наполненный вами. И мне от этого хорошо. Жаль, что мы с вами не поработали. Может, это еще впереди".

И это случилось. Он меня пригласил на роль княжны Мэри в телеспекталь "Записки из журнала Печорина". Олег Даль, ставший впоследствии моим близким, любимым другом, - Печорин. Оля - Вера.

"На пробу пришла в состоянии паралича"

в: В "Доживем до понедельника" было радостно сниматься?

-о: Конечно. В театре была работа, а здесь - радость, ожидание праздника.

У меня были тогда длинные волосы - я с ними и пробовалась. На первую пробу пришла в состоянии паралича: все школьницы были влюблены в Тихонова, и я не исключение. И только благодаря Славе, его доброжелательности, как-то оттаяла. Потом Ростоцкий - царствие ему небесное, великий был и режиссер, и человек - решил, что меня надо попробовать в каком-то другом варианте. И на меня надели парик.

в: В нем вы и снимались?

-о: Да. Этот парик - два часа работы гримера: если съемка начиналась в восемь, на грим меня привозили к шести... Но это было счастье. Ростоцкий был царь и бог. Он делал съемочную площадку своим царством, и нам нравилось все, что там происходило. Все хотели быть такими, какими он хотел нас видеть. И ведь никто не ждал, что получится такой любимый фильм.

"Давайте, я раньше умру"

в: Какое-то время вы жили за границей...

-о: Я вышла замуж за поляка, мы уехали в Польшу, затем в Швецию. Потом оказались в Лондоне. И мне там очень понравилось. Даже работа была интересная: предложили сыграть на ТВ девушку, потерявшую память. Она говорит на шести языках, и на всех - с акцентом, никто не может понять, каким. Но у мамы случился инфаркт, меня отпустили в Москву. А в этот момент что-то произошло между СССР и Великобританией, и никого туда не выпускали. Мама выздоровела, а уехать я не могла. Меня прождали в Лондоне три месяца, больше не могли. Когда же меня выпустили, ехать в Лондон было бессмысленно - муж был в Швеции. А я не смогла там жить. Хорошая страна, но не моя.

в: Вы больше 20 лет не снимались. Почему?

-о: Михаил Иванович Царев пригласил меня в Малый театр. У меня там был Шекспир, Шиллер, Тургенев, Тирсо де Молина... Я соскучилась по классике, времени на кино не хватало. И я не жалею - ничего в те годы я не увидела в кино такого, о чем могла бы сожалеть. А в театре я имела все.

От Михаила Ивановича мне в наследство осталась Вавочка, любимая Варвара Григорьевна, его вдова. Потрясающая женщина - бывшая балерина, красавица, открытая и доброжелательная. Дворянка.

Потом Михаил Иванович заболел, он забывал текст. Пару раз это случилось, когда играли "Человека, который смеется" Гюго. Я играла слепую девочку, поэтому могла влезть невпопад, и я предложила: "Давайте, я раньше умру". Чтобы у него был монолог покороче. Михаил Иванович был моим ангелом-хранителем. Потом его не стало. Не знаю, кто мне Вавочка - мама, подруга. И я ей вместо дочки. Она мне как-то сказала: "Я так жалела, что ты ушла из Малого, а теперь понимаю, как это мудро".

"Ты меня еще любишь?"

в: Когда вы познакомились с Сашей?

-о: В 1969-м. После спектакля вышла на поклоны, и какой-то мальчик с большими глазами тянет мне цветочек. И я запомнила эти глаза. А потом, уже приехав из-за границы и вернувшись в Театр им. Маяковского, я его увидела. Он был учеником Гончарова, работал в театре. То, что он делал там, было интересно. Он был особенный. Потрясающе двигался. Делал сам все трюки.

в: Он и по жизни был бесстрашным?

-о: Да. Потом мы встретились в 1988 году, и сразу все поняли. Но расстались: у Саши был маленький сын, семья. А в 1996-м он мне позвонил. Сказал, что сын вырос. Спросил: "Ты меня еще любишь?" Я сказала: "Да"... Мы три года были вместе, не расставаясь. Даже в магазин ходили вместе.

в: Он работал?

-о: Он не умел не работать. Но планы всегда ломались из-за денег. Я могу находить себе какие-то увлечения, а он не мог без работы. Иногда его просто взрывало. У него был чудный сценарий, он его пробивал - но раз обломилось, другой... Ходили по театрам, смотрели - и ничего нам не нравилось настолько, чтобы в этом участвовать. Он немножко не дождался. Если бы не погиб, я уверена, все бы получилось.

"Женщина, которую любят трое мужчин"

в: Недавно показывали "Двух капитанов". Вы в роли Марьи Васильевны - такое точное попадание, которое редко бывает.

-о: Это было очень странно: мы пришли к режиссеру вместе с Леной Прудниковой - она Катю играла, мою дочь. А у нас разница в возрасте всего четыре года. Я говорю: "Как я буду играть ее маму?" А режиссер: "Мне нужна не мама, а женщина, которую трое мужчин любят всю жизнь". После таких слов я решилась.

в: Успели познакомиться с Кавериным?

-о: Нет, но говорят, ему понравилось. И мне дорога эта работа.

в: А недавно вы ведь опять вернулись к съемкам.

-о: Пока об этом рано говорить: фильм еще не вышел. В нем четыре серии, называется "Последняя репродукция". Будет идти по "Первому каналу". Интересный сценарий. Позвонил мой старый друг Саша Славин, с которым мы потерялись, - он раньше занимался документальным кино: "Ну как, прочитала? Нашли мы тебя наконец". Оказалось, это его фильм.

в: И впервые за долгое время вы согласились.

-о: В том, что раньше предлагали, я совсем не могла сниматься. Лучше жить на пенсию.

в: Помню, как телеведущий Андрей Малахов у вас спросил: "А если бы вам предложили сняться?" Он думал, у вас нет предложений?

-о: Ну ему сказали, что я - жертва, забытый кумир. Спрашивает: "Вы не жалеете?" Но как я могла жалеть, если всегда это был мой выбор.

в: Вернуться в театр не хочется?

-о: Хочется, и было предложение. Начала репетировать, но поняла, что не готова снова входить в новый коллектив. К закулисным делам не готова. А без работы не останусь - хотела очень работать с детьми из детдома - поехала, познакомилась. Но это оказался патронажный дом, там готовили детишек в семьи. Дети приходили и уходили. Я решила сделать о таких домах фильм, пробивала его год, и нашла понимание... Но Год ребенка закончился, а вместе с ним - и желание "Первого канала" сделать этот фильм. Теперь у нас Год семьи.

А еще мне позвонили с Мальты, из русскоязычной школы RBSM: дети хотят делать театр. Я съездила, познакомилась, начала с ними заниматься, собиралась осенью поехать работать. Но сломала ногу, и до сих пор провалялась. Может, осенью поеду - даже придумала, что будем ставить... Вот этим я действительно хочу заниматься.

Избранная фильмография Ирины Печерниковой

"Человек меняет кожу" (1959)

"Первая любовь" (1968)

"Доживем до понедельника" (1968)

"Каменный гость" (1971)

"Города и годы" (1974)

"Вариант "Омега" (1975)

"Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (1976)

"Первые радости" (1977)

"Два капитана" (1977)

"Птицы наших надежд" (1977)

Что стало с юными актерами, сыгравшими учеников Натальи Сергеевны (Ирины Печерниковой)

Валерий Зубарев (Шестопал) - снялся в девяти фильмах, но актером не стал. Вроде бы его не приняли во ВГИК под предлогом, что он "состоявшийся артист, и учить его нечему". Зубарев работал мясником в магазине рядом с Театром им. Маяковского, потом занялся бизнесом.

Ольга Остроумова (Черкасова) - сыграла здесь свою первую роль. В 1970-м окончила ГИТИС, играла в МТЮЗе, в Театре на Малой Бронной, с 1983-го - актриса Театра им. Моссовета. Народная артистка России.

Игорь Старыгин (Костя Батищев) - в 1968-м окончил ГИТИС, играл в МТЮЗе, в Театре им. Моссовета, в театре "У Никитских ворот" Розовского, во МХАТе у Дорониной. Заслуженный артист России.

Юрий Чернов (Сыромятников) - окончил Московское эстрадно-цирковое училище, снялся в 49 картинах. В настоящее время - актер Театра Луны в Москве. Заслуженный артист России.

Людмила Архарова (Надя Огарышева) и Роза Григорьева (Демидова) - сыграли в этом фильме свои единственные роли в кино.

Generic placeholder image
Ирина Мак
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


'Бриллиант российского кинематографа'
Посетило:376
Олег Меньшиков
Ученая-экспериментатор
Посетило:444
Мария Склодовская-Кюри
Искусство шпагоглотания
Посетило:428
Дэн Мейер

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history