Людибиографии, истории, факты, фотографии

Лилита Озолиня

   /   

Lilita Ozolinya

   /
             
Фотография Лилита Озолиня (photo Lilita Ozolinya)
   

День рождения: 19.11.1947 года
СССР
Возраст: 73 года

Гражданство: Латвия

От Марты до Марты

актриса

В двадцать лет человек имеет такое лицо, которое ему дала природа. В тридцать - какое он сам себе создал. А после пятидесяти у него то лицо, которое он заслужил. Актриса Лилита Озолиня - Марта из культового советско-прибалтийского фильма Долгая дорога в дюнах, - цитируя Шанель, говорит, что это абсолютная правда.
Глядя на нее, кажется, что у любимой миллионами зрителей на всем постсоветском пространстве актрисы после тридцати время шло иначе, чем у других людей. И что Долгую дорогу в дюнах от привезенного сейчас в Москву на Чеховский фестиваль спектакля Не боюсь Вирджинии Вульф Рижского театра русской драмы, в котором Лилита Озолиня играет опять же главную героиню Марту, разделяют лишь несколько мгновений.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

09.06.2005

От школы медсестер до школы быть людьми

Лилита Озолиня фотография
Лилита Озолиня фотография

- Лилита, десятый год в Риге существует ваша персональная студия необычного профиля, в которой вы учите взрослых людей быть режиссерами жизненных ситуаций, преподаете, как общаться с массой людей или с одним человеком... Что, это можно объяснить на словах?

Реклама:

- Официально я ничего для этого не закончила, но самостоятельно изучала психологию и коммуникации. А потом приводила знания в систему, в порядок, чтобы не только это чувствовать интуитивно, но и людям можно было объяснить, почему поступать надо именно так, а не иначе... Все началось с того, что вместе со своими друзьями-врачами я открыла салон красоты, где было все для ухода за лицом и телом. Почему я за это взялась? Самой первой моей профессией после окончания школы была профессия медсестры, в то время практиковалось производственное обучение. И думала, что знаний, полученных в школе медсестер, для салона красоты хватит. Но за год поняла, что все-таки надо учиться в фармацевтической академии, и ушла, оставила идею, решив, что я сама должна что-то новое придумать. Почему? Потому что приглашений на съемки в фильмах уже столько не поступало. Театр тогда переживал тоже не лучшие времена. А мне хотелось что-то делать. Не из-за того, что надо выбирать для себя новое направление, чтобы существовать, - нет. За год, проведенный вместе с врачами, я увидела, что это безумно интересный мир. В математике есть определение линии, в которой оба конца отмечены. Моя позиция - чтобы отведенная мне линия жизни шла с маленькими происшествиями. Пусть с крохотными, но только чтобы она не была просто прямой линией.

- Хорошие актеры волей-неволей становятся психологами. Какие дивиденды при создании персональной студии вы получили от вашей основной профессии?

- То, что я актриса, конечно, мне помогло. Хотя, расскажу следующий эпизод. Я написала все бумаги, составила все бизнес планы и должна была утвердить их у юристов министерства культуры. В кабинете сидел замечательный молодой человек. Я вхожу, начинаю ему рассказывать, что хочу сделать, почему эта студия должна существовать. Что люди немножко позабыли культуру общения, она у них есть, надо только напомнить. Что самая большая ценность - это сам человек. Что то, что ты можешь оставить своим детям, если у тебя нет значительного имущества, - это самоуверенность в себе. Ведь самосознание - первая главная ступень по лестницам карьеры. Самое важное - найти в себе тот кирпичик, талант, о котором ты не догадываешься, вывести его из подсознательного, заполнять его знаниями, а потом их уже сознательно использовать, - тогда получится умение. Проходит полчаса, час. Я чувствую, что мне уже больше нечего ему говорить, а мне нужна его подпись. И тут он смотрит на меня и произносит: Знаете, вы самая моя любимая актриса. Мне кажется, за этот час вы сыграли все свои роли... И я понимаю, что я с треском провалилась. Но оставлять так дело было нельзя. Я говорю: Хорошо, извините, но представьте, что меня здесь не было. Я сейчас выйду и войду заново. Он сильно удивился, - из людей бизнеса никто так не поступал. И вот я снова вошла к нему в кабинет. Очень по-деловому поздоровалась. Вы бы видели, что с ним произошло: он не смог встать со своего кресла. Весь покраснел. Он оказался в положении, когда совершенно не знал, что делать. Во втором заходе режиссером ситуации была уже я. И он сказал: давайте, давайте ваши бумаги, я все подпишу. Вот это стало самым убедительным началом работы моей школы.

- К вам больше приходит учиться мужчин или женщин?

- Женщины во многих отношениях эластичнее. Но, как и везде, в нашей школе их больше. Посмотрите, в театре, на концертах, на выставках женщин больше. Но я работаю не с группами, а с индивидуальными клиентами. Потому что в театре (Лилита Озолиня - актриса Латвийского Национального театра.) меня держит мой репертуар. Плюс в Рижском театре русской драмы я сыграла уже третью роль...

Не боюсь Вирджинии Вульф

Лучшие дня

Харизматичный злодей Локи
Посетило:19859
Том Хиддлстон
Пионер в области автомобилестроения
Посетило:15805
Вильгельм Майбах
Сергей Ильюшин. Биография
Посетило:9608
Сергей Ильюшин

- Если ваша Марта в Долгой дороге в дюнах была для всех символом женской верности, то Марту из спектакля Не боюсь Вирджинии Вульф Романа Козака можно назвать олицетворением взаимной супружеской ненависти. И - одновременно - просто патологической привязанности к мужу. Ситуация - загадка для вашей школы: как люди десятилетиями ухитряются ненавидеть и любить друг друга с акцентом на первое, и в то же время жизни друг без друга не представляют...

- Герои пьесы Олби - Марта и Джордж - живут в маленьком университетском городке. В замкнутом мире, где все люди знакомые, и где годами ничего не меняется. Единственная возможность вырваться за его пределы - это их фантазии. Одинок Джордж, одинока и Марта. У каждого есть страх перед одиночеством. Но они нашли вид совместной жизни, который помогает им существовать в своем одиночестве. Чтобы преодолеть свой страх на мое одиночество, мне нужен рядом человек. Тот человек, который меня вырвет отсюда, достигнет той вершины, той мечты, о которой мечтала я, и откроет мне новый мир. Что в их отношениях больше - страха или любви, не разобрать. Это договор, игра, чтобы они чувствовали, что они живы. Самая безумная игра в мире. И самая популярная, в которую играют люди ...

У Олби герои довольно странно, но все-таки сильно любят друг друга. Игра, на которой держится их жизнь, - они в воображении родили себе ребенка. Они отмечают его дни рождения, радуются его успехам, обсуждают его детские болезни. В природе их сына не существует. Но в их сознании он живет уже двадцать один год - столь долго продумывались нюансы.

- Вообще-то страшный психологический эксперимент... Особенно в той его части, когда Джордж придумывает освободить Марту от ребенка и убить его. Уничтожая плод ее воображения и лишая ее возможности дальнейших фантазий.

- У Стриндберга он позаимствовал неприязнь в отношении к женщине. Ведь это Стриндберг говорил, что самое большое наказание для мужчины - это взять любимую женщину в жены. Но не будем в эти комплексы вдаваться. Возьмем супружескую пару: Джордж и Марта. Они оба очень сильные личности. Они знают все друг о друге, и их страсть уже прошла. Это нормально. Дальше все зависит от того, как развит человек, какая у него философия, и как он хочет оправдать свое существование на этой земле. С того момента, когда у меня родилась дочь, я могу сказать, что имею право ходить по этой земле. Кино, театр - это ничто. Слава, признание, ролью больше, ролью меньше... Предназначение женщины - оставить человека. И воспитать его настоящим человеком, чтобы не было стыдно. Я это сформулировала, когда ждала ребенка. И с тех пор ни разу в этом не разуверилась.

Долгая дорога в дюнах

- Невозможно не коснуться в разговоре фильма Долгая дорога в дюнах. Точнее того, что должно было сниматься его продолжение, но - не состоялось. По какому сценарию там все-таки развивались отношения Марты и Артура?

- Были написаны шесть или восемь серий, но Алоиз Бренч (режиссер Долгой дороги в дюнах.) остался недоволен, сценарий переделывался. Шли годы, актеры старели... Брать новых, снимать новые лица - это отпадало... Что там должно было случиться с Мартой и Артуром, точно я не помню. Правда, сама написанные варианты не читала, поскольку они не были утверждены, слышала что-то со слов Бренча, но это стерлось у меня из памяти, потому что история не имела реального продолжения.

- Подарите хоть надежду - по замыслам они должны были быть вместе?

- Но если вы так хотите, ну пусть будут вместе... На самом деле, в искусстве все гораздо интереснее, когда строится на контрасте. Когда не оправдываются совершенно предсказуемые ожидания зрители.

- Долгое время после выхода фильма вы получали письма от белорусского хуторянина, который звал вас замуж, обещая подарить своих коров и одно нарядное платье. Наверное, это все, что у него было...

О- Писем было очень много. Сейчас после показов люди тоже пишут, но в другом тоне - более актуальном. Каждый актер знаком со стандартом - три письма из тюрьмы. Первое письмо: я тот самый человек, которому вы можете помочь поменять жизнь, потому что именно в ваших глазах я увидел надежду на будущее. Когда я не отвечаю, приходит второе письмо: вы, наверное, не получили моей весточки, потому что не может такого быть, что вы не захотели мне ответить. И третье письмо: вы такая-растакая, дальше идут самые плохие слова, а я-то думал... Или пишут, что в тюрьме человек решил поменять свою жизнь, он хочет учиться, и для этого я должна помочь ему приобрести телевизор с такой-то диагональю и такой-то марки, чтобы он мог видеть в нем мое лицо. Он понимает, сама я не могу принести ему телевизор, но ждет, чтобы я переслала столько-то денег... Кстати, последний вариант писем - самый распространенный.

- А что сейчас происходит на Рижской киностудии?

- Ничего. Рижской киностудии как таковой не существует. Там снимают помещения уйма фирм. Павильоны сдаются, чаще всего приезжает ваше российское кино, потому у нас это стоит довольно дешево. Есть частная студия, кино, которое создает независимое телевидение, осуществляются совместные проекты. Но Рижской студии как прежнего феномена, который имел свои лаборатории, я не говорю уже о творческом потенциале, - нет. Под маркой Рижская киностудия не выходит ни одного фильма.

А новое кино... Я получаю сценарии. Но приглашений не принимаю - не могу позволить себе участвовать в телевизионных проектах, когда на полфильма есть деньги, а на вторую половину еще не известно, дадут ли. Да и с планированием там проблемы - физически не получается совместить кино с моей работой в студии. И я отдаю предпочтение студии. Во-первых, я отвечаю там за 20 преподавателей. А во-вторых, мне выгоднее заниматься студией, потому что это работа на целый год. А здесь надо сорваться, уехать на полмесяца на фильм, чтобы узнать, что время съемок меняется. У меня репертуар в театре, очень точное расписание в студии. Если мы договорились снимать вот эти два дня, я не могу их продлить дольше или перенести даже на один день. А в кино такого, увы, не бывает.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Ольга Павловец. Биография
Посетило:37594
Ольга Павловец
Пионер в области автомобилестроения
Посетило:15805
Вильгельм Майбах
Самая умная девочка в мире
Посетило:30310
Алиса Амос

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history