Людибиографии, истории, факты, фотографии

Олег Марусев

   /   

Oleg Marusev

   /
             
Фотография Олег Марусев (photo Oleg Marusev)
   

День рождения: 02.10.1944 года
Место рождения: Ташкент, СССР
Возраст: 76 лет

Гражданство: Россия

Петлю на шее я затянул из-за женщины

ведущий конферансье российской эстрады, заслуженный артист РФ, кандидат философских наук, профессор Российской академии театрального искусства (РАТИ) ГИТИС

На днях Союз театральных деятелей России (СТД) по результатам опроса артистов театра, кино и эстрады назвал лучшим конферансье страны Олега Марусева. При этом было констатировано, что, к сожалению, конферанс как жанр сегодня умер. Почему это произошло? С этого вопроса мы и начали разговор с Олегом.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

17.10.2009

Справка "C.-И."

Олег Марусев родился 2 октября 1944 года в Ташкенте. Детство провел в Херсоне. Окончил актерский факультет Днепропетровского театрального училища, театроведческий факультет Киевского института театра и кино и режиссерский факультет ГИТИСа (РАТИ). Был автором и ведущим программ на ТВ - "Концерт после концерта", "Старая квартира", "Под знаком зодиака", "Пойми меня". Снимался в фильмах "Графиня де Монсоро", "Марш Турецкого", "Крушение империи" и др. В настоящее время - актер Театра Луны под руководством Сергея Проханова, преподает актерское мастерство. Заслуженный артист РФ, кандидат философских наук, академик РАЕН. Женат, имеет дочь.

Реклама:

Петросян и дон Карлеоне

Олег Федорович, так почему же умер конферанс?

- Потому что исчезли концерты из серии "сборная солянка". Сейчас пришло время сольников. А зачем на сольнике конферансье? Чтобы выйти и сказать: "Выступает Вася Пупкин?" Так Вася Пупкин и сам себя прекрасно объявит. Сегодня сборные бывают только на телевидении, но в телевизионной форме конферанс не нашел себя. Конферанс - это сиюминутные остроты. А когда теряется сиюминутность - острота может легко превратиться в пошлость.

Олег Марусев и Анастасия Минцковская. Новый год в ЦДРИ (прислала Наталья Пшенова)
Олег Марусев и Анастасия Минцковская. Новый год в ЦДРИ (прислала Наталья Пшенова)

А может, просто подход ко всему изменился? Поток, конвейер, халтура.

- Может быть. Сейчас, случись в концерте какая-нибудь "дырка", заткнут ее чем-нибудь вроде антракта. А в былые времена вся ответственность ложилась на конферансье. Однажды прямо во время концерта мне сообщили, что на 40 минут опаздывает артист, на которого люди и шли, - Евгений Петросян. В течение этих сорока минут я должен был чем-то публику развлекать. Другой бы на моем месте анекдоты рассказывал, но у меня принцип такой был и есть - никаких анекдотов. Накануне ночью я прочитал книжку на сербском языке...

Л.Хитяева, В.Сошальский, А.Шатилова, О.Марусев, В.Павлов (прислала Наталья Пшенова)
Л.Хитяева, В.Сошальский, А.Шатилова, О.Марусев, В.Павлов (прислала Наталья Пшенова)

А вы сербский знаете?

Лучшие дня

Леви Страусс. Биография
Посетило:22412
Леви Страусс
Сергей Семак. Биография
Посетило:6662
Сергей Семак
Степан Шкурат
Посетило:6473
Степан Шкурат

- В моей жизни очень много мистического. Вот и с сербским тоже... Я его никогда не учил, но в свое время работал в Госконцерте с югославскими артистами. Уже через полчаса после первого знакомства с ними я вдруг начал говорить на сербском, сам не понимая, откуда всплывают слова и целые выражения. Югославы только диву давались.

В.Шиловский и О.Марусев на съемках программы <<Под знаком Зодиака>> в Израиле (прислала Наталья Пшенова)
В.Шиловский и О.Марусев на съемках программы <<Под знаком Зодиака>> в Израиле (прислала Наталья Пшенова)

В советские времена, как известно, был большой спрос на запрещенную литературу. Но никто и не подозревал, что все эти книги совершенно свободно стоят в книжных магазинах, правда, в отделах литературы соцстран. Я прочитал на сербском все, что народ из рук в руки тайком друг другу передавал: Солженицына, Набокова, Гумилева... А накануне того концерта с Петросяном приобрел в книжном "Крестного отца" Марио Пьюзо, опять же на сербском, и полночи ее читал...

И вот концерт, Петросяна нет, а я не представляю, чем заполнить предстоящую сорокаминутную паузу. Как-то само получилось: "А я вчера книжку читал..." И начал чуть ли не по ролям рассказывать содержание книги. Зрители слушали открыв рты. На фразе "И тут они поняли, что помочь им может только Дон Карлеоне..." меня начинает потряхивать. Дело в том, что я успел только полкниги прочитать. Почти все, что прочитал, уже рассказал... И тут вбегает опоздавший Петросян! Как бы ни был хорош Женя на сцене, как бы ни обожала его публика, на лицах зрителей во время его выступления явно читалось желание узнать, а что же там дальше было с Карлеоне. После концерта Петросян поинтересовался, чем я столько времени народ развлекал. И я еще раз, теперь уже лично Петросяну, рассказал содержание "Крестного отца". Его первую половину.

Даже если Всемирный потоп

Я однажды случайно оказалась за кулисами Театра Луны во время спектакля "Природный экстрим", где вы играете роль царя берендеев. После одной из сцен вы упали на диван. Столько сил забирают спектакли?

Олег Марусев на съемках ТВ-шоу <<Пойми меня>> (прислала Наталья Пшенова)
Олег Марусев на съемках ТВ-шоу <<Пойми меня>> (прислала Наталья Пшенова)

- А я после этой сцены каждый раз отлеживаюсь. Дело тут не в возрасте и не в физической подготовке. На сцене надо выкладываться по полной, а там уж, за сценой, и задыхаться, и отдыхать. Есть закон: пусть даже случится потоп, актер должен доиграть свою роль. Однажды я стоял на сцене, зная, что именно в эти минуты умирает мама...

Был еще один момент, когда я испытал настоящий ужас. Со спектаклем "Процесс" по Борису Васильеву мы поехали в Сочи. Это была отличная возможность вывезти шестилетнюю дочку Наташу на море. Там, когда мы приехали выступать в один номенклатурный санаторий, она в чем-то провинилась, я усадил ее на диван в одной из комнат: "Ты наказана. Сиди здесь до конца спектакля! Чтобы за кулисами я тебя не видел!"

Стою на сцене, вдруг слышу - страшный грохот, звон стекла. И именно из того помещения, где я оставил дочку. Меня будто током бьет: там, прямо над диваном, где она сидит, висит огромнейшая, метра три в диаметре, медная с хрусталем люстра. Врачи, которые в зале сидели, туда все бросились и не возвращаются. А я на сцене, что-то говорю, а сам уже вижу осколки люстры, кровь ребенка, вижу, как возвращаюсь в Москву и сообщаю жене...

Когда все-таки вбежал в холл, увидел своего ребенка, скукожившегося на диване, целого и невредимого. Оказывается, какой-то абсолютно пьяный цэковский товарищ не увидел стеклянной стены и пошел напролом, разбив ее своим телом. А врачи, которые из зала убежали, оказывали ему помощь. Больше я Наташку так не наказывал.

Похождения Атамана Маруси

А вас в детстве было за что наказывать?

- Не то слово. Взять вот хотя бы (достает из пачки сигарету) курение. Я начал курить в семь лет. Пришел первого сентября в первый класс, заскочил в туалет, а там стоит десятиклассник и курит. Протянул мне папироску: "На, смоли". Я и засмолил.

Я так понимаю, курение - это цветочки?

- Цветочки. Мы жили в послевоенном Херсоне, где дворовые компании презирали примерных мальчиков. И я, естественно, им не был. Носил прозвище Атаман Маруся и, не скрою, среди мальчишек пользовался кое-каким авторитетом. За семь лет поменял одиннадцать школ: выгоняли за хулиганское поведение. Драки стенка на стенку с кастетами, цепями и зажатыми между пальцами чинками (половинками бритвенных лезвий. - Ю.Г.), Срывали с прохожих шапки, подрезали сумки - все было. И если бы отец однажды не вытащил меня из приемника-распределителя после одного такого "подрезания", сидеть бы мне в детской колонии.

Любовь до...

Олег Федорович, а первую любовь свою помните?

- Хотелось бы забыть, но разве забудешь? Такого натворил.

Интригуете.

- Ну хорошо, расскажу. Столько лет молчал... Из-за любви я пытался повеситься.

Ничего себе поворот.

- Ее звали Наташа, и она была из Запорожья. Однажды нас, студентов театрального, пригласили в Запорожье выступить с концертом. Конечно же, я предложил ей по случаю поехать с нами. Там она по своим делам отправилась, а я на концерт. Возвращаюсь за ней и вижу: она с каким-то товарищем возле дома стоит. Обнимаются, целуются. Что в душе моей творилось - не передать. Вернулись домой, в свою коммуналку, ночью. И начались у нас на кухне разборки - долгие, нудные, невыносимые. В конце концов, ей, видимо, надоело, и она спать пошла в свою комнату. А я все успокоиться не могу, мысли точат: вот не станет меня, тогда-то она поймет, кого потеряла, тогда-то пожалеет. Вытащил ремень из брюк, соорудил петлю, зацепил ее за крюк, торчащий из печи-голландки, набросил на шею...

Это ж надо решиться, шаг сделать.

- Никаких шагов делать не пришлось, да и боли никакой не чувствовал: ремень передавил сонную артерию, и я просто потерял сознание. Все, что было потом, мне рассказали соседи. Спасла меня эта самая Наташа.

Почувствовала?

- Ничего она не почувствовала. Просто забыла на кухне сумку и за ней вернулась. Заходит, а тут я вишу - красивый такой, в концертном костюме, при бабочке, с языком на плече и вытаращенными глазами. Она орала так, что перебудила весь дом.

Пришел в себя. Лежу в кровати, врач рядом. Состояние описанию не поддается. Язык так и оставался вываленным наружу сантиметров на десять. Мне казалось, что он висит на волоске и стоит мне только выдохнуть, отвалится. На груди будто груда горячей гальки, а глаза - два кровавых шара.

Печальная история.

- Если бы она не была еще и смешной. Наутро, узнав о случившемся, в квартиру, весь взъерошенный, прибежал мой педагог из театрального, Даниил Тихонович Бондаренко. После первой же сказанной им фразы я хохотал так, что мой язык на самом деле чуть не отвалился. Дело в том, что перед концертом мне и моему напарнику по сцене пообещали гонорар по 100 рублей на брата. А выдали по 94 - налоги вычли. Мы, само собой, возмущались, ведь на шесть рублей в те времена можно было неделю хорошо питаться. Так вот, заскочив в комнату к "висельнику", мой любимый учитель, заламывая руки, трагично спросил: "Олег, неужели это из-за шести рублей?!"

Чем пахнет? Г...ом?!

Давайте уже о чем-нибудь веселом. В артистической среде вы известны еще и как непревзойденный мастер розыгрыша. Признавайтесь, кого наиболее грамотно "развели"?

- Легче перечислить, кого не "развел". Но я разыгрываю только тех, кого очень хорошо знаю, и в чьем чувстве юмора уверен на сто процентов.

Например?

- Однажды на фестивале в Артеке я сильно потянул ногу. Народ приходит: "Сидишь? А мы купаться ходили! Водичка кайф!" И так без конца. Когда зашел Сева Шиловский с той же фразой, терпение мое лопнуло. Позвал Игоря Ливанова: "Игорек, будешь пить кофе с Шиловским, очень прошу, скажи одну фразу: "Что-то пахнет тут как-то плохо, давай пересядем..." Он так и сказал. Сева принюхивался-принюхивался, но ничего не унюхал. Еще часа через два прошу Женю Дворжецкого, чтобы он поговорил о чем-нибудь с Шиловским, а в конце сказал: "Что-то здесь г...м пахнет". Сева снова нюхает, ничего не понимает. Может, говорит, шлюзы спустили? Вечером снова ко мне заходит. Я носом ворочу: "Сева, ты где купаешься?" - "За пирсом!" - отвечает. И тут я делаю большие глаза, говорю, что он сошел с ума, потому что именно за этим пирсом сливается канализация Артека и всего Гурзуфа вообще. Для подтверждения своих слов отправляю его к капитану нашего корабля Юре, которого я, конечно, тоже заранее подговорил...

Утром заходит ко мне грустный Сева. А у меня Дворжецкий сидит. Женька посмотрел на Севу, не выдержал и как давай ржать! Шиловский все сразу понял. "Сволочи, - кричит. - Я всю ночь не спал! Шесть флаконов шампуня на себя вылил!" Но Севочка, за что я его очень люблю, - не обидчивый, простил нас тут же.

Рисковали! Артисты - люди сложные. К ним особый подход нужен.

- Я в этом убедился, когда делал телевизионную программу "Под знаком зодиака", в которую приглашал известных людей, рожденных под одним созвездием. Как-то составлял список гостей для очередной программы. Перечитываю его - и понимаю: все эти люди терпеть друг друга не могут! Начал их обзванивать, так и есть: почти каждый заявляет - если будет тот-то, я не поеду. Я всем пообещал, что "того-то" не будет. Сижу и думаю: ну придут они на съемку, увидят друг друга и разбегутся. Тогда мне пришла в голову идея - а почему бы не снять все в морском круизе? С корабля куда убежишь? Когда же все собрались на палубе и начали по одному подходить ко мне, возмущаясь: "Олег! Ну ты же обещал, что этого-то не будет!", я только разводил руками, мол, ничего теперь не сделаешь, мы уже отчалили. Вышло так, как я и предполагал: через пару часов вокруг царила такая теплая атмосфера! Это была самая веселая, интересная и запоминающаяся съемка. Помню Саша Абдулов очень переживал: у него в Москве должен был быть спектакль "Поминальная молитва". К работе он очень серьезно и трепетно относился. Но так ему хорошо было, так уезжать не хотелось! Он ко мне: "Олег! Придумай что-нибудь!" Мы вместе с капитаном позвонили руководству Ленкома и сказали, что в связи со штормом судно не может причалить к берегу, и Сашка остался с нами.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Америго Веспуччи
Посетило:70459
Америго Веспуччи
Джейк Килрейн
Посетило:6846
Джейк Килрейн
Теа Леони. Биография
Посетило:7757
Теа Леони

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history