Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћиди€  оренева

   /   

Lidiya Koreneva

   /
             
‘отографи€ Ћиди€  оренева (photo Lidiya Koreneva)
   

ƒень рождени€: 31.07.1885 года
ћесто рождени€: “амбов, –осси€
ƒата смерти: 02.07.1982 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 96 лет

√ражданство: ———–

Ѕиографи€

актриса театра

≈е отличало чувство стил€ и редкий артистизм. ѕериод с 1904 по 1920 год - врем€ ее неверо€тной славы. ¬ те годы Ћиди€ ћихайловна  оренева, красавица с изысканным, твердым, мечтательным и породистым лицом, была знаменитой актрисой ’удожественного театра.

22.01.2005

  столетнему юбилею ’удожественного театра вышла субъективно написанна€ и субъективно составленна€, хот€ и роскошно изданна€, энциклопеди€ ћ’ј“а. “алантливый театральный критик »нна —оловьева опубликовала новую долгожданную книгу "¬етви и корни", раскрывающую историческое пространство великого театра. Ќа экранах телевизионного канала " ультура" - передачи цикла "“айны портретного фойе", посв€щенные предсто€щему юбилею.

Ћиди€  оренева фотографи€
Ћиди€  оренева фотографи€

—мотрю одну из них, об актерах старого ћосковского ’удожественного театра. ¬едущий программы јнатолий —мел€нский подходит в фойе к портрету Ћидии ћихайловны  ореневой и рассказывает, как €звительно и безжалостно ее описал Ѕулгаков в знаменитом "“еатральном романе" - с нее написана бессмертна€ Ћюдмила —ильвестровна ѕр€хина, котора€ бросалась в ноги к »вану ¬асильевичу и до смерти напугала несчастного кота, взлетевшего от фальшивой истерики на тюлевую занавеску.

”  ореневой действительно был очень трудный характер. ќна была нервна и истерична. Ѕулгакова она раздражала. ≈го вдова, ≈лена —ергеевна Ѕулгакова, записывала в своем дневнике после генеральной репетиции "ћольера": "ќчень плоха  оренева (ћадлена - совершенно фальшивые интонации)". —ын  ачалова, ¬адим ¬асильевич Ўверубович, написавший замечательную книгу "¬ старом ’удожественном театре", назвал ее "самой капризной актрисой ’удожественного театра". ¬се так.

Ћиди€  оренева фотографи€
Ћиди€  оренева фотографи€

Ќо  оренева была и одной из самых прославленных актрис своего времени, ее любила стара€ русска€ интеллигенци€. ≈е ¬ерочка в "ћес€це в деревне" навсегда осталась в истории ћ’ј“а.

Ќа роль ¬ерочки были назначены две актрисы: јлиса  оонен и Ћиди€  оренева. ¬ своих воспоминани€х  оонен пишет, что не любила роль ¬ерочки и не хотела ее играть. "ћне казалось, что  оренева гораздо больше, чем €, подходит к ¬ерочке, и € пр€мо за€вила об этом  онстантину —ергеевичу. ƒуша у мен€ к ¬ерочке не лежит, и € начала придумывать всевозможные предлоги, ссыла€сь то на нездоровье, то на зубную боль, чтобы не бывать на репетици€х, наде€сь на то, что  онстантин —ергеевич в конце концов махнет на мен€ рукой. Ќо  онстантин —ергеевич, как всегда твердый и упорный в своих решени€х, врем€ от времени начал вызывать мен€ к себе в  аретный р€д на отдельные зан€ти€".

Ћиди€  оренева фотографи€
Ћиди€  оренева фотографи€

–абота шла очень трудно. ¬ итоге —таниславский все-таки предпочел  оонен  ореневу.

 ниппер-„ехова репетировала роль Ќатальи ѕетровны. —таниславский отмечал в записной книжке: " ниппер и даже  оренева пришли после перерыва уже с самомнением.  ротость исчезла, заменившись капризом. ¬место дымки по€вились сентиментальность, театральна€ неискренность и грубое пр€молинейное непонимание психологии человека".

Ўел 1909 год. ƒобужинский из ѕетербурга присылал эскизы костюмов. —таниславский долго занималс€  ореневой и  ниппер-„еховой. ƒекорации ƒобужинского восхищали его. Ќемирович-ƒанченко, посмотрев декорации, писал жене, что они бесподобны. ѕосле просмотра первых двух актов восторженно отозвалс€ о  ореневой. ѕьеса шла в работе т€жело, с огорчени€ми, с неудачами.

Ћучшие дн€

‘абио  апелло. Ѕиографи€
ѕосетило:23625
‘абио  апелло
јнук Ёме. Ѕиографи€
ѕосетило:19774
јнук Ёме
ѕервый секс-символ —траны советов
ѕосетило:15427
Ќаталь€ —елезнева

ѕремьера состо€лась 9 декабр€ 1909 года, и успех был громадный. ’удожественный театр доказал, что драматические произведени€ “ургенева сценичны. ≈рмолова после премьеры отзывалась о спектакле с восторгом: "ƒивна€, идеальна€ постановка", особенно ее очаровали —таниславский - –акитин и  оренева - ¬ерочка.

ƒобужинский был счастлив, он был влюблен в  ореневу, рисовал ее; каждое утро во врем€ репетиций посылал ей роскошные букеты цветов, они сто€ли у нее в гримуборной. ¬ театре говорили, что он потер€л голову.

¬ эмиграции ƒобужинский написал воспоминани€, они пролежали 20 лет, прежде чем были опубликованы. ¬ них художник рассказывает о работе над "ћес€цем в деревне", о том, как он старалс€ выразить лирическое начало, как —таниславский стремилс€ избежать какой-либо подчеркнутости. “о были годы сближени€ ’удожественного театра с "ћиром искусств", за период с 1909 года по 1917-й в театре работали ƒобужинский, –ерих, Ѕенуа,  устодиев. ƒобужинский особенно был близок театру. ќн сжилс€ с пьесой (репетиций было 114), актеры становились дл€ него больше, чем простые исполнители ролей. ќн верил в –акитина - —таниславского, Ќаталью ѕетровну -  ниппер-„ехову и особенно в  ореневу - ¬ерочку. —пектакль стал событием в истории театра, это был его триумф. ћаксимум духовной выразительности в игре, проникнутой тургеневской лирикой.

»з исполнителей больше всего хвалили  ореневу. ѕочитателей у нее, женщины и актрисы, было несметное количество. ƒобужинский не пропускал ни одного ее спектакл€, продолжал делать портреты  ореневой; ее рисовал —омов, она плен€ла воображение своей природной элегантностью, изысканностью и таинственной капризностью манер, хот€ с ней совсем было непросто в отличие, например, от  ниппер-„еховой, с которой всем было хорошо и весело.

 огда —таниславский решил включить в репертуар тургеневские пьесы "ѕровинциалка", "Ќахлебник", "√де тонко, там и рветс€", он вновь пригласил ƒобужинского. 5 марта 1912 года состо€лась премьера тургеневского спектакл€.  оренева играла в "Ќахлебнике" ќльгу ѕетровну, режиссером был Ќемирович-ƒанченко. ¬ этот вечер вместе с "Ќахлебником" шли "ѕровинциалка" и "√де тонко, там и рветс€".  оренева плен€ла необыкновенной естественностью, м€гкостью и молодостью. ¬ ней была загадочность и удивительна€ красота. », как впоследствии писал ƒобужинский, "исключительный драматический талант".

≈ще в период работы над "ћес€цем в деревне" —таниславский писал Ќемировичу-ƒанченко: "ќчень хочу какой-нибудь роли дл€  ореневой".

ј на фотографии, подаренной ей в мае 1912 года, надписал: "ћилой Ћидии ћихайловне  ореневой. я вас очень люблю, поэтому и часто ссорюсь. я хочу вам добра, поэтому и пристаю.  огда разлюблю - перестану ссоритьс€ и приставать и буду говорить комплименты. —ердечно преданный  . —таниславский".

¬ 1910 году два вечера подр€д на сцене театра шли "Ѕрать€  арамазовы", поставленные гениальным Ќемировичем-ƒанченко, чьи заслуги по сей день преуменьшаютс€ новыми знатоками ћ’ј“а.  оренева играла Ћизу ’охлакову.

ѕосле первого вечера премьеры знаменитого спектакл€ ќльга Ћеонардовна  ниппер-„ехова писала ћарии ѕетровне Ћилиной: "»з женщин первым номером  оренева - очаровательна€, нежна€, хрупка€ статуэтка. ¬ывоз€т ее в кресле, вс€ в белом, точно облако лежит белое платье старинного шить€. Ќа тоненькой шейке прелестна€ рыжевата€, вс€ в завитках головка с черной бархоткой, и все это на фоне синего кресла: выт€нутые атрофированные ноги в белых м€гких башмачках, это внешность. ќбраз дает преинтересный - больна€, с повышенной нервностью, уже с надрывом в душе, богата€ избалованна€ девочка, чувствующа€ всю красоту и глубину јлешиной души, жаждуща€ какой-то большой жизни, больших чувств, но вс€ надорванна€, истерична€, бесенок".

 оренева в "ћес€це в деревне" и "Ѕрать€х  арамазовых" - это особые страницы в истории нашего театра. ¬ те далекие годы зрители ощущали в ней наивную безжалостность юности, прелесть и тайну. ƒо революции она играла очень много: «инку в "ћизерере" ёшкевича, ќльгу ѕетровну в "Ќахлебнике" “ургенева, —ольвейг в "ѕер-√юнте", Ћизу в "√оре от ума", ћарью јнтоновну в "–евизоре", јню в "¬ишневом саде". —нималась в кино, открытки с ее лицом продавались в киосках, но вс€ ее жизнь была св€зана с ’удожественным театром.

»стинна€ громадна€ слава пришла к  ореневой после "Ѕратьев  арамазовых" и роли Ћизы в "Ќиколае —таврогине", инсценировке романа "Ѕесы" ƒостоевского. ƒостоевский был особенно близок ее дарованию.

ќна играла во всех постановках ƒостоевского на сцене ’удожественного театра: полубезумную “ать€ну »вановну в "—еле —тепанчиково", позднее в " арамазовых" играла не только Lise, но и ≈катерину »вановну и сама призналась, что ƒостоевскому об€зана высокими минутами подъема, которые испытала на сцене.  оренева была идеальной актрисой дл€ воплощени€ женских образов ƒостоевского.

Ќо —таниславский и Ќемирович-ƒанченко ценили в ней и ее комедийное дарование, любовь к острому сценическому рисунку. Ћетом 1916 года ћчеделов и  оренева гостили в имении —таховича ѕальны, он репетировал с ней √лафиру, театр собиралс€ ставить "¬олки и овцы". “от самый —тахович, которого любили —таниславский и ћарина ÷ветаева.

≈сли бы  оренева больше ничего не сыграла на сцене ’удожественного театра, кроме ƒостоевского и “ургенева, то уже следовало бы найти слова уважени€ к ее пам€ти, особенно в телевизионной передаче, рассчитанной на массового зрител€. ¬едь это им€ сегодн€ известно только знатокам истории ћ’ј“а, а актриса заслуживает того, чтобы о ней узнал широкий круг любителей театра. » право, здесь лучше было бы цитировать не Ўверубовича и Ѕулгакова (при всем уважении к ним), а, например, —таниславского. ¬от строки из его письма Ћужскому в 1916 году: "Ќадо поправл€тьс€  ореневой, так как на ней лежит огромна€ ответственность. Ќа ней и текущий и будущий репертуар".

≈е отличало чувство стил€ и редкий артистизм. ѕериод с 1904 по 1920 год - врем€ ее неверо€тной славы. ¬ те годы Ћиди€ ћихайловна  оренева, красавица с изысканным, твердым, мечтательным и породистым лицом, была знаменитой актрисой ’удожественного театра.

ѕосле революции все стало мен€тьс€ в ее жизни. ќна репетировала весной 1918 года Ѕлока "–озу и крест", спектакль не вышел (работа над ним начиналась еще перед революцией), в сезон 1920-1921 годов, ее ввели на роль ≈лены јндреевны в "ƒ€де ¬ане", играть после  ниппер-„еховой было нелегко, это не было ее большой удачей. Ќачиналс€ новый период в жизни актрисы. ”ходила молодость, расставатьс€ с молодыми рол€ми она не хотела. “алант ее очень трудно находил себ€ в непредвиденных обсто€тельствах. Ќо драма ее жизни была впереди.

Ќа гастрол€х в јмерике она играла ≈лену јндреевну в "ƒ€де ¬ане", Ќаташу в "Ќа дне", Lise в "Ѕрать€х  арамазовых", тосковала по –оссии, нервничала. ќ.Ћ.  ниппер-„ехова писала из Ќью-…орка в марте 1923 года: "ћы ютимс€ втроем в единственной уборной внизу:  оренева, ѕашенна€, иногда Ўевченко и €. ќй, как это утомительно". Ѕыть р€дом с Ћидией ћихайловной было нелегко. Ќо играла она в этот период еще много, успешно, и дело составл€ло дл€ нее смысл жизни.

¬ ѕариже в декабре 1922 года —таниславский надписал еще на одной фотографии, подаренной  ореневой: "ћилому другу Ћ.ћ.  ореневой. «наю, что ¬ы одна из тех немногих, которые умеют любить не только себ€ в искусстве, но и самое искусство. «наю, что ¬ы работаете дл€ самоусовершенствовани€. «наю, что ¬ы умеете понимать сущность того, что дает ћ’ј“. «а это все € ¬ас люблю и иногда воюю. ¬аш  . —таниславский".

—амым близким ей человеком в театре оставалась ћари€ ѕетровна Ћилина, жена —таниславского. ¬ 30-е годы в доме  онстантина —ергеевича  оренева была своим человеком. ¬ годы войны она не уезжала из ћосквы и оставалась р€дом с Ћилиной, когда ћари€ ѕетровна умирала летом 1943 года. (” нее была саркома, сначала ампутировали ногу, потом руку. "Ќадо придумать такой ужас в конце такой светлой жизни", - писала  ниппер-„ехова.)  оренева оказалась очень верным другом.

Ѕлизость к семье —таниславских не способствовала сближению ее с ¬л. Ќемировичем-ƒанченко. ¬ одном из писем 1924 года ¬ладимир »ванович в раздражении называл  ореневу в числе тех, кому не довер€л. ќднако когда Ћиди€ ћихайловна вернулась в –оссию после гастрольной американской поездки ћ’ј“а, длившейс€ два года, Ќемирович-ƒанченко предложил ей немедленно приступить в его ћузыкальной студии к репетици€м "ћанфреда" с  ачаловым (спектакль не состо€лс€). ¬ родном театре актриса получила роль ’арловой, жены майора в пьесе “ренева "ѕугачевщина". –оль была ей чужда.

ѕри возобновлении "¬ишневого сада"  оренева вышла на сцену ¬арей, последний раз сыграв ее в юбилейном спектакле ћ’ј“а в 1948 году, когда отмечали 50-летие театра (тогда игралс€ только третий акт). Ёто была, может быть, последн€€ ее художественна€ удача, ¬ар€ -  оренева с ее безответной любовью к Ћопахину, к мамочке, јне, вишневому саду порой вызывала в зрительном зале спазмы в горле.  оренева играла столь пронзительно, что долгие годы ее героин€ оставалась неповторимой ¬арей на русской сцене.

¬ декабре 1929 года  оренева сыграла «инаиду в "ƒ€дюшкином сне". Ћидии ћихайловне было за сорок, играть молодую красавицу «ину было уже поздно. –епетиции шли очень трудно. ƒлились они почти два года. —начала репетировала  сени€  отлубай под руководством Ћужского, затем Ћужский отошел от работы, режиссуру вз€л на себ€ —ахновский, и только с окт€бр€ 1929 года Ќемирович-ƒанченко приступил к репетици€м. –оль сразу пошла. ¬л. ». Ќемирович-ƒанченко летом 1930 года писал  .—. —таниславскому во ‘ранцию: "¬ конце концов спектакль получилс€ недурной. ќльгу Ћеонардовну удалось ввести в некое русло. » иногда она была блест€ща. ¬еликолепно получилс€ и покойный —иницын (он играл ћозгл€кова, 28 ма€ 1930 года этот талантливейший артист покончил жизнь самоубийством, выбросившись из окна третьего этажа. - ¬.¬.), ’мелев вообще актер необыкновенно капризный и почти истеричный - плакал еще на генеральных и премьерах, но постепенно сложилс€ в хорошего  н€з€.  оренева нравилась немногим, а мне нравилась".

«инаиду  оренева играла лет дес€ть, и только в сезоне 1938-1939 годов на роль «инаиды ввели ј.». —тепанову. —таниславскому  оренева - «инаида резко не нравилась.

–олей становилось все меньше и меньше. ¬рем€ ее уходило. Ќеудачный дл€ нее и театра булгаковский "ћольер", потом спуст€ годы "“артюф", где она сыграла Ёльмиру в режиссуре  едрова, - и больше ничего. “еатру она становилась не нужна, ее побаивались, знали об ее капризах, дурном характере, с годами он становилс€ еще труднее. ќна по-прежнему приходила играть ƒаму, при€тную во всех отношени€х, в "ћертвых душах", но это была эпизодическа€ роль, и доигрывала ¬арю.

≈е часто видели в Ѕольшом зале  онсерватории, она любила музыку. —татна€, с идеальной фигурой, совершенно седа€, с породистым аристократическим лицом, все еще красива€, элегантна€ (она замечательно одевалась всю жизнь),  оренева не знала куда себ€ деть.

—пуст€ двенадцать лет после зат€нувшейс€ паузы она получила роль «вездинцевой у  едрова в "ѕлодах просвещени€". Ёто был спектакль высокой режиссерской культуры и отточенного зрелого актерского мастерства. Ќо  оренева играла ниже своих возможностей, она шла от образа, а не от логики действи€. –ежиссер просил ее не играть взволнованность, не выключатьс€ из событий, из той системы взаимодействи€, котора€ была нужна дл€ воплощени€ общего замысла спектакл€, но она не слушала его. ¬ результате пропадала острота конфликта, развитие действи€ падало вниз. ѕотом, в 1957 году, ее ввели на крошечную роль графини ¬ронской в "јнне  арениной". Ёто была последн€€ работа актрисы на сцене театра, которому она отдала жизнь.

∆ила Ћиди€ ћихайловна очень замкнуто и одиноко в —тароконюшинном переулке. –€дом с ней была квартира артиста ћ’ј“а ћихаила √орюнова, сына знаменитого вахтанговского актера, и актрисы ћ’ј“а Ѕендиной. ћихаил √орюнов, кажетс€, был единственным человеком, кто бывал у Ћидии ћихайловны в этот период. ¬идел картины ƒобужинского на стенах, рисунки —омова и других - ее многие рисовали.

¬ 1955 году новый директор ћ’ј“а —олодовников сделал попытку вывести ее на пенсию. ќн собрал в кабинете Ќемировича-ƒанченко президиум ’удожественного совета ћ’ј“а и предложил сократить труппу. ѕредложение смутило членов президиума. ƒлинный перечень тех, кто показалс€ дирекции не нужными театру, включал  ниппер-„ехову и  ореневу.

ј. . “арасова категорически возражала против вывода на пенсию  ниппер-„еховой, —олодовников убеждал собравшихс€, что  ниппер-„ехова и  оренева будут почетными членами труппы, будут пользоватьс€ равными правами со всеми остальными, но переубедить президиум ему не удалось.

¬ 1958 году ее все-таки вывели на пенсию, ей было 73 года. ќна была глубоко оскорблена тем, что ее отлучили от любимого театра, которому отдала жизнь. ¬ театре она больше не бывала. ѕримиритьс€ с тем, что она никому не нужна, было невыносимо горько.

 ак она жила оставшиес€ ей еще 25 лет после ухода из ћ’ј“а, мало кто знает. √ромка€ слава знаменитой актрисы была позади. Ѕеда была в том, что у нее не было перехода на возрастные роли, стиль ее исполнени€ принадлежал другой эпохе, она была по природе очень консервативным человеком. Ќо при всем понимании этого невозможно согласитьс€ с тем, что она была отринута театром, без которого ей незачем было жить.

ќна была честна и бескомпромиссна. ¬ театре помнили, что когда в конце 40-х годов из театра увольн€ли режиссеров ¬орошилова и  небель (в стране шла разнузданна€ кампани€ космополитизма), на защиту кинулись только две старые актрисы:  ниппер-„ехова и  оренева. ѕравила жизни, привитые в начале века, соблюдались ими неукоснительно.

≈е видели на похоронах “арасовой, но сто€ла она у входа и в зрительный зал не вошла.

¬ 1982 году в театре раздалс€ телефонный звонок, и незнакомый голос сообщил, что умерла  оренева. ≈й было 97 лет. ћ’ј“ организовал похороны, но проводить старую актрису пришло несколько человек, впрочем, это случилось летом, в июле, театр был в отпуске. ¬ нешелохнувшейс€ тишине у гроба думалось о том, что ушла последн€€ представительница старого ’удожественного театра того времени, которое ныне составл€ет славу –оссии.

—егодн€ ее вспоминают только как прообраз ѕр€хиной из булгаковского "“еатрального романа". » эта несправедливость преследует ее уже после смерти, как будто не было в ее жизни знаменитых и непревзойденных героинь ƒостоевского и “ургенева в начале века, не было той славы, котора€ шумела вокруг ее имени, и капризно-пленительного холеного лица, которое осталось на портретах ћстислава ƒобужинского.

»сходный текст: "“еатральный дождь", сери€ "ћир искусств" No.4, 1998.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

‘абио  апелло. Ѕиографи€
ѕосетило:23625
‘абио  апелло
“игран ѕетрос€н. Ѕиографи€
ѕосетило:15754
“игран ѕетрос€н
јнук Ёме. Ѕиографи€
ѕосетило:19774
јнук Ёме

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru