Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

≈катерина √ельцер

   /   

Ekaterina Geltser

   /
             
‘отографи€ ≈катерина √ельцер (photo Ekaterina Geltser)
   

ƒень рождени€: 14.11.1876 года
ћесто рождени€: ћосква, –осси€
ƒата смерти: 12.12.1962 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 86 лет

√ражданство: ———–

»стори€ жизни

–усска€ балерина, крупнейша€ Ђзвездаї советского балета 1920-х годов.

‘амили€ √ельцер была известна в театральном мире задолго до рождени€ в семье ¬асили€ ‘едоровича √ельцера и его жены ≈катерины »вановны дочери, названной, как и мать,  атей.

02.11.2006

¬ јртистическом кружке на ƒмитровке часто можно было видеть известного актера ¬асили€ √ельцера в обществе таких прославленных мастеров сцены, как —адовский, ўепкин, ћосквин. » даже наход€сь р€дом с ними, √ельцер приковывал к себе взгл€ды своим из€ществом, красивым лицом, стройной фигурой и безупречной осанкой. ќн был воспитанником ћосковского театрального училища. ќкончив его в 1856 году, он получил необычную партию в балете Ђ“щетна€ предосторожностьї Ч талантливый юноша прекрасно сыграл роль кресть€нки ћарцелины и был настолько убедителен, что никому не пришло бы в голову, что это мужчина. Ѕольшой успех принесло ему исполнение роли »ванушки-дурачка в Ђ оньке-√орбункеї, а также участие в постановке ЂЁсмеральдыї. ј образ немого малайца в опере Ђѕеснь торжествующей любвиї заставил москвичей приходить в театр именно дл€ того, чтобы посмотреть игру √ельцера. ¬асилий ‘едорович очень органично сочетал в своем творчестве способности артиста балета с драматическим талантом Ч недаром он училс€ у самого ўепкина. Ёто же качество впоследствии он передаст и своей дочери, котора€ сможет исполн€ть балетные партии с драматической выразительностью.

¬асилий ‘едорович √ельцер был в своей семье не единственным человеком, причастным к театру. ≈го брат, јнатолий ‘едорович √ельцер, был талантливым и известным театральным художником-декоратором, работавшим в Ѕольшом и ћалом театрах. —естра, ¬ера ‘едоровна, училась на драматических курсах при ћалом театре и подавала большие надежды как актриса, но ее артистическа€ карьера была прервана замужеством.

—упруга ¬асили€ ‘едоровича, мать прославленной балерины, происходила из богатой купеческой семьи. ќтец ≈катерины »вановны большое значение придавал образованию и культурному развитию своих детей, будучи сам театральным завсегдатаем. Ќеудивительно, что и дети ≈катерины »вановны и ¬асили€ ‘едоровича вошли в мир театра Ч старша€ дочь, Ћюбовь, стала драматической актрисой, а младша€, ≈катерина, посв€тила себ€ балету.

 ат€родилась 2 но€бр€ 1876 года и была третьей дочерью в семье √ельцеров, самой живой, энергичной и подвижной. ќдной из самых любимых ее игр была игра в Ђтеатрї. ƒома устраивались целые представлени€ Ч с костюмами, декораци€ми и разучиванием ролей.

ќгромное впечатление произвел на  атю первый балет, уведенный ею в насто€щем театре. — того дн€ девочка неустанно повтор€ла: Ђ’очу стать балеринойї. Ёто и радовало, и тревожило ее отца, который видел в дочери некоторые способности, но также хорошо знал, какими трудност€ми полна жизнь артиста, тем более балетного.  роме того, он сам, будучи танцовщиком, осознавал, что  ат€ не обладает идеальными данными дл€ балета и не был уверен, что непоседлива€, переменчива€ девочка окажетс€ способной к регул€рным нелегким зан€ти€м. ќднако настойчивость дочери победила, и в 1866 году ¬асилий ‘едорович подал прошение о зачислении его дочери ≈катерины в театральное училище. Ёкзамены она выдержала успешно и была зачислена в первый класс.

¬ отличие от петербургского училища, в московском воспитанницы с первого же класса находились на полном пансионе и бывать дома могли лишь по выходным. Ёто не долго огорчало общительную  атю √ельцер, котора€ быстро обзавелась подругами. Ќо вот другое опасение ее отца оправдалось Ч девочка никак не могла привыкнуть к строгой дисциплине и ежедневным многочасовым, монотонным и скучным зан€ти€м.  роме того, в первом классе ее преподавателем был »раклий Ќикитин, который вел уроки сухо и не умел заинтересовать своих маленьких учениц.

 ат€ была разочарована и за€вила родител€м, что не хочет больше заниматьс€ балетом и собираетс€ стать драматической актрисой. Ќо тут уже воспротивилс€ ¬асилий ‘едорович. ќн постаралс€ объ€снить дочери, что с таким отношением к труду, с таким малодушием и неумением переносить трудности нечего и думать об артистической карьере. ƒевочка уже не представл€ла своей жизни без театра и решила остатьс€ в училище. ¬прочем, если бы она выбрала дл€ себ€ иное поприще, нет сомнений в том, что и драматической актрисой ≈катерина √ельцер была бы незаур€дной. Ќедаром впоследствии многие критики отмечали, помимо блест€щих танцев, еще и ее выдающиес€ артистические способности.

„ерез три года учебы  ати ее терпение было вознаграждено. Ќа работу в училище пригласили нового педагога, испанского преподавател€ и балетмейстера ’осе ћендеса. — первых же зан€тий с новым учителем отношение  ати и остальных девочек к урокам изменилось. ћендес был последователем италь€нской школы преподавани€ и полностью перестроил систему обучени€ в московском училище. “еперь его ученицы знали, зачем проделываетс€ каждое движение, чего именно они должны достичь на уроке. »м не требовалось отныне бездумно повтор€ть заученные упражнени€ Ч в скучные зан€ти€ вносилс€ элемент творчества. »  ат€ тут же откликнулась на новую систему преподавани€, с огромным усердием проделыва€ те упражнени€, которые раньше были дл€ нее нестерпимо скучны. ћендес отметил способную и старательную девочку и стал удел€ть ей особое внимание, дава€ все более и более сложные задани€.

Ћучшие дн€

ћастер визуальных эффектов
ѕосетило:9551
–идли —котт
ёрий –оманенко - самый опытный космонавт
ѕосетило:5919
ёрий –оманенко
Ѕескрайний космос и Ђ«вездные войныї
ѕосетило:4952
ƒжон ”иль€мс

¬ 1894 году ≈катерина √ельцер с отличием закончила училище и была зачислена в балетную труппу Ѕольшого театра. ¬ первом своем театральном сезоне √ельцер участвовала в трех балетах, и ее исполнение классических вариаций сразу привлекло к себе внимание критики и заслужило успех у публики. ¬торой год работы принес ей участие уже в дес€ти балетах, но √ельцер мечтала о сольных парти€х. ѕравда, ее отец утверждал, что братьс€ за такую серьезную работу ей еще рановато. ¬асилий ‘едорович был дл€ дочери самым строгим критиком. јнализиру€ свои танцы вместе с отцом, ≈катерина начинала понимать, что именно ей еще предстоит отработать, владени€ какими хореографическими приемами ей недостает.

¬асилий ‘едорович √ельцер справедливо считал, что основными недостатками дочери были маловыразительные руки и слабое владение корпусом. ќн начал задумыватьс€ над тем, с каким преподавателем необходимо было бы позаниматьс€  ате. » судьба предложила свое решение. √ельцер подружилс€ с талантливым молодым танцовщиком ¬асилием “ихомировым, который с удовольствием согласилс€ позаниматьс€ с  атей.

ћолода€ танцовщица делала €вные успехи, и ¬асилий ‘едорович решил, что дл€ расширени€ балетного кругозора и совершенствовани€ техники ей необходимо некоторое врем€ провести в ѕетербурге, занима€сь у известных педагогов. ¬ те годы московский балет был намного слабее петербургского, и дирекци€ охотно отпускала молодых артистов дл€ стажировки в ћариинском театре.

≈катерине √ельцер необходимо было сохранить усвоенные преимущества италь€нской школы Ч уверенную технику и виртуозность и, занима€сь у педагогов, представл€ющих французскую школу танца, избавитьс€ от жесткости и угловатости движений. ќна занималась у известного балетмейстера и педагога »огансона, который в те годы был одним из лучших.

“анцовщица сразу же почувствовала разницу между французской и италь€нской школами. Ќа зан€ти€х у »огансона ей было нелегко, так как приходилось переучивать заново многие накрепко усвоенные приемы. »огансон отнесс€ к ней очень внимательно, увидев в начинающей танцовщице незаур€дные способности.

Ќа сцене ћариинского театра ≈катерина √ельцер танцевала два сезона, исполн€€ роли фей в Ђ—п€щей красавицеї и некоторые другие партии. ј во втором сезоне произошло событие, которого она так долго ждала: ей была поручена больша€ парти€ в балете Ђ–аймондаї, главную роль в котором исполн€ла виртуозна€ италь€нска€ танцовщица Ћень€ни, которой восхищалась √ельцер. ¬ыступление в бенефисе такой балерины, при ее собственном участии в спектакле, было дл€ √ельцер серьезным испытанием, которое она с честью выдержала.  ритика заметила √ельцер даже р€дом с прославленной Ћень€ни: Ђѕо чистоте и ловкости исполнени€ г-жа √ельцер, без сомнени€, одна из самых лучших наших солисток, делающа€ большую честь московскому балетному классу. ¬ ее исполнении много также жизни и веселости, почему при€тно смотреть на ее танцы...ї

—пособности √ельцер были отмечены взыскательной петербургской критикой и в других ее парти€х: Ђ¬ танцах г-жи √ельцер есть сила, отчетливость техники, из€щество и та оба€тельна€ прелесть, которою отличаетс€ каждое движение этой талантливой артисткиї.

»огансон также был доволен своей ученицей, счита€, что у нее есть все данные дл€ того, чтобы стать великолепной танцовщицей.  роме посто€нно совершенствующейс€ техники, ≈катерина √ельцер обладала прекрасным вкусом, большим личным оба€нием и пламенным темпераментом, придававшим живость и выразительность всем исполн€емым ею парти€м.

ќднако, несмотр€ на успех, завоеванный в ѕетербурге, √ельцер стремилась в ћоскву. ≈е влекло в Ѕольшой театр. ќна желала, чтобы и труппа, и московска€ публика увидели, чего она сумела достичь за эти два года Ч а самое главное, ей хотелось показатьс€ в новом блеске отцу и ¬асилию “ихомирову. —езон 1898 года ≈катерина √ельцер начала уже в ћоскве.

ѕервыми балетами, в которых танцевала в основных парти€х √ельцер, были Ђѕривал кавалерииї и ЂЌа€да и рыбакї. ѕартнером ее стал ¬асилий “ихомиров, продолжающий незаметно и тактично опекать молодую танцовщицу.

ћосква встретила возвращение √ельцер, успевшей стать любимицей публики, с восторгом. ќ ней писали, что балерина Ђсвоими головокружительными и умопомрачительными турами, пируэтами и другими тонкост€ми хореографического искусства приводит в неописуемый восторг весь зрительный залї. ќднако выступлени€ в этих парти€х были, как оказалось, подготовкой к предсто€щей большой работе.

¬ €нваре 1890 года в ѕетербурге состо€лась премьера балета Ђ—п€ща€ красавицаї на музыку „айковского, несколько необычную дл€ балетов того времени, но чрезвычайно прит€гательную. ѕостановку осуществл€л первый балетмейстер петербургских императорских театров ћариус ѕетипа. Ѕалет имел огромный успех, и через несколько лет решено было поставить его на сцене Ѕольшого театра. –абота поручалась молодому талантливому балетмейстеру √орскому.

√орский был тепло прин€т труппой. ј вскоре состо€лась и московска€ премьера Ђ—п€щей красавицыї. √ельцер по своему положению в театре и недостатку сценического опыта, конечно, не могла получить на премьере партии принцессы јвроры. ќна танцевала Ѕелую кошечку Ч партию, весьма трудную дл€ исполнени€ и требующую создани€ определенного €ркого характера. ѕравда, еще в ѕетербурге, занима€сь с √ельцер, ѕетипа предупреждал ее, чтобы она немного усмирила свой бурный темперамент Ч вместо кошечки, по его словам, на сцене по€вл€лась маленька€ пантера. “анцовщица учла замечание опытного балетмейстера и создала на сцене лукавый, задорный, женственный характер Ч именно тот, который требовалс€ от нее в этой роли.

¬иртуозность и артистизм балерины были столь очевидны, что уже через несколько спектаклей она стала танцевать партию јвроры. ”спех ее в этой роли был предопределен блест€щими хореографическими способност€ми, получившими развитие во врем€ стажировки в ѕетербурге, и, кроме того, самим характером балерины Ч оптимистическим, радостным, как нельз€ более соответствующим характеру ее сценического образа, принцессы јвроры.

 роме того, большую помощь в работе над этой партией оказал ей ¬асилий ƒмитриевич “ихомиров. “ихомиров был великолепным партнером на сцене и оказалс€ прекрасным другом в жизни. ¬скоре дуэт √ельцер Ч “ихомиров стал семейным. ѕравда, впоследствии их семь€ распалась, однако ¬асилий ƒмитриевич “ихомиров на долгие годы осталс€ дл€ ≈катерины √ельцер партнером и навсегда Ч верным другом.

”спех Ђ—п€щей красавицыї побудил дирекцию Ѕольшого театра перенести на его сцену балет Ђ–аймондаї, и поручено это было вновь √орскому. ≈катерина √ельцер танцевала главную партию не с премьеры, а лишь с третьего спектакл€, но именно ее участие в балете в первую очередь привлекло в театр зрителей. ћосковска€ постановка Ђ–аймондыї была столь же успешной, как и Ђ—п€ща€ красавицаї. ћосковский балет начал быстро восстанавливать утраченную на врем€ славу, и вскоре московска€ балетна€ школа уже смело могла стать на равных с прославленной петербургской. ”спеху этому немало способствовали молодые талантливые танцовщики, среди которых первыми были √ельцер и “ихомиров, а также √орский, которого после успеха Ђ–аймондыї пригласили возглавить балетную труппу Ѕольшого театра.

—езон 1900 года проходил уже с √орским в качестве балетмейстера. ѕервоначально отношени€ с новым балетмейстером у √ельцер и “ихомирова складывались самые дружеские. ”спешна€ постановка двух классических балетов на московской сцене показала танцовщикам, что они имеют дело с действительно талантливым руководителем. ќднако, как ни странно, после начала самосто€тельной работы √орского отношени€ его с ведущими солистами, а в особенности с “ихомировым, стали гораздо более напр€женными.

≈катерина √ельцер и ¬асилий “ихомиров, воспитанные на строгих академических канонах классического танца, с недоверием отнеслись к новаторству балетмейстера. √орский, который действительно искал новые пути развити€ балета, по мнению приверженцев академизма, мог нарушить классические основы балета, повести его по неверному пути.

 онфликт этот длилс€ много лет, то разгора€сь, то утиха€. ѕорою классический дуэт и молодой балетмейстер находили общий €зык при работе над новыми постановками, однако никогда они не приходили к полному согласию. Ѕесспорным было лишь то, что √орскому необходимы были в его спектакл€х такие великолепные классические танцовщики, как “ихомиров и √ельцер. — другой стороны, приверженцы академизма в танце не могли не признавать талант √орского как балетмейстера. », несмотр€ на многочисленные разногласи€, совместна€ работа продолжалась.

ѕровозвестником нового направлени€ была постановка балета Ђƒон- ихотї. √орский ввел некоторые изменени€ в привычное постановочное решение классического балета. ќн постаралс€ сделать балет более реалистичным, усилить в нем драматургический элемент. Ётой же цели способствовало и изменение роли кордебалета, ранее создававшего лишь красивый декоративный фон дл€ основного действи€.

¬ этом балете √ельцер танцевала партию  итри, однако, как и в предыдущих спектакл€х, выступать в этой роли начала лишь спуст€ некоторое врем€ после премьеры. »сполн€ла она главные партии и в других балетах √орского Ч Ђ онек-√орбунокї, Ђ¬олшебное зеркалої, ЂЅа€деркаї, Ђƒочь фараонаї. ≈е исполнение любой из этих ролей неизменно блистательно и всегда разнообразно. ƒраматический элемент в ее творчестве был очень силен, поэтому √ельцер удавалось создавать столь убедительные характеры. ј совершенное владение хореографической техникой позвол€ло во врем€ исполнени€ сосредоточитьс€ именно на характеристическом рисунке роли.

ѕримечательно ее собственное высказывание по поводу работы над каждой партией: ЂЅез труда нет искусства. “руд рождает виртуозность. ∆алко, но необходимо порой пожертвовать эффектной комбинацией, блест€щим, но неоправданным выходом. ќбраз в нашем искусстве всегда должен быть столь же €сным и глубоким, как и в драме. –азучива€ какую-нибудь классическую партию, € одновременно вхожу в жизнь той, чью судьбу должна протанцевать на сцене. Ќужно искать черты реальной жизни в любой сказочной героине, самом фантастическом сюжете. ¬едь все это создают люди, опира€сь на жизнь, на прожитые нами ситуации, неповторимые и разнообразные. «най жизнь и умей ее воспроизвести Ч лозунг, кажетс€, простой. ј сил приходитс€ затрачивать много... я пробираюсь сквозь дебри литературного произведени€ и музыкальную партитуру, спорю с балетмейстером. Ќаконец выбран рисунок движени€, €сной кажетс€ эмоциональна€ окраска образа, обдуманы все мельчайшие детали. ѕодчинены целому все частности, внутренне € установила дл€ себ€ равновесие между чисто танцевальными и пантомимическими приемами, согласна со всеми темпами в картинах. ћного раз продуманы грим, костюм, головной убор, отброшено все лишнее, мешающее ощутить свободу на сцене...ї

Ёто высказывание во многом объ€сн€ет тот факт, что, несмотр€ на разногласи€, √ельцер много лет успешно работала с √орским. ќба они сходились в том, что балетна€ постановка должна быть основана на реалистических принципах. ј расхождени€ в их взгл€дах носили характер технический и касались использовани€ хореографических приемов дл€ воплощени€ той или иной роли.

–абота над балетом Ђ—аламбої по одноименному произведению вызывала гор€чие споры между солисткой и балетмейстером. “е сцены, которые решались √орским средствами классической хореографии и соответствовали замыслу литературного произведени€, √ельцер давались легко и не вызывали у нее непри€ти€. Ќо в р€де сцен √орский настаивал на своих позици€х, которые были дл€ √ельцер неприемлемыми, так как она видела свою героиню совершенно иначе, и хореографи€ этого образа была дл€ балерины чуждой.

 роме того, √орский все больше т€готел к постановке хореографической драмы, то есть спектаклю, в котором основные идеи воплощались более средствами пантомимы и пластики, нежели хореографии. √ельцер же, естественно, была сторонницей классического Ђтанцевальногої балета. ƒраматический аспект роли осознавалс€ ею внутренне, но воплощатьс€ он должен был в танце.  роме того, она видела всю новизну постановки √орского и сомневалась, подойдут ли ее танцы Ђк балету совершенно особому, не похожему на известные образцыї. ¬ результате, несмотр€ на то, что балет был восторженно прин€т публикой, ≈катерина √ельцер считала р€д своих сцен в нем собственной неудачей. ќна всегда была себе самым строгим критиком. ќднако в целом балет Ђ—аламбої был дл€ нее весьма интересен. “енденци€ к драматизации хореографических произведений была отчасти близка ей, а Ђ—аламбої критика называла Ђшедевром драматизмаї.

ћосковска€ публика принимала ≈катерину √ельцер с восторгом, она была любимицей москвичей. —о временем слава ее переросла в европейскую, и все гастроли с участием √ельцер имели большой успех. ”же облада€ громким именем, она принимала участие и в Ђ–усских сезонахї ƒ€гилева в 1910 году. Ќа парижской сцене по€вились сразу две звезды, представл€ющие две школы русского балета Ч ≈катерина √ельцер и јнна ѕавлова. ѕравда, совместные гастроли удовольстви€ ни той, ни другой не доставл€ли. ќбе балерины уже были признанными звездами балета, обе обладали сложным характером и бурным темпераментом.

¬скоре после окончани€ д€гилевского сезона √орский получил приглашение из Ћондона поставить там спектакль с об€зательным участием √ельцер и “ихомирова. ƒл€ постановки был выбран балет Ђ—новидени€ в танцахї, а также некоторые концертные номера. √астроли русских артистов прошли очень успешно, и особенный восторг лондонцев вызвали солисты Ч √ельцер и “ихомиров.

ј впереди их ждала јмерика. ¬ид€ ту попул€рность, которой пользовалась √ельцер в ≈вропе, американские импресарио не могли упустить возможность заключить с ней контракт на гастрольное турне по —оединенным Ўтатам. ¬ качестве партнера √ельцер на гастроли отправилс€ талантливый танцовщик ћихаил ћордкин. ”спех русской труппы был несомненным, новым предложени€м не было числа, однако ≈катерине √ельцер ритм и стиль американской жизни пришлись не по душе, и она с радостью вернулась в родную ћоскву Ч репетировать новые партии дл€ участи€ в спектакл€х на ставшей родной дл€ нее сцене Ѕольшого театра.

 роме того, в этот период Ч в 1912 году Ч √ельцер предприн€ла попытку попробовать себ€ на новом дл€ нее поприще и стать педагогом.   сожалению, попытка эта оказалась неудачной. ≈катерина ¬асильевна многому могла бы научить девочек, начинающих постигать тайны хореографии, однако педагогическим талантом не обладала. ќна прекрасно освоила методику преподавани€, но ее несдержанный, вспыльчивый характер не позволил ей стать хорошим преподавателем. Ќедостаток терпени€ не давал √ельцер возможности передать свои знани€ и навыки маленьким ученицам. ќни преклон€лись перед прославленной балериной, но одновременно и бо€лись ее.

» ≈катерина √ельцер вновь сосредоточила все свои силы на репетици€х. ¬ 1912 году должна была состо€тьс€ премьера балета Ђ орсарї в новой редакции √орского. –омантический сюжет, экзотические декорации, героика характеров основных персонажей, новизна пластики, необычность костюмов Ч все это привлекало внимание публики и артистов к новому на сцене Ѕольшого театра балету. Ђ орсарї на врем€ почти полностью примирил “ихомирова с √орским. Ѕлизок он был и взгл€дам √ельцер, и оба больших артиста с энтузиазмом работали над постановкой. ¬ спектакле хореографи€ √орского хоть и не была полностью классической, но отвечала воззрени€м блюстителей классики.

» вновь Ч успех постановки, овации публики, восторженные отзывы критиков. ќднако ≈катерина ¬асильевна √ельцер, с ее де€тельной натурой, не довольствовалась своими выступлени€ми на сцене Ѕольшого театра. Ѕалерина всегда стремилась к максимальной демократизации балета, счита€, что €зык танца должен быть пон€тен люд€м любого образовательного уровн€.  ак говорила она сама, Ђ€зык мимики и пластики пон€тен всем и каждомуї. Ѕольшой театр не был демократичен, и дело было вовсе не в цене билетов Ч небогатые студенты вполне могли посещать его и посещали нередко. Ќо ослепительна€ роскошь театра подавл€ла людей, не привычных к ней. » вот в 1913 году у нее родилась иде€ дать концерт дл€ публики тех сословий, которым Ѕольшой театр был чужд.   тому времени во многих российских городах сложилась система народных домов, то есть своеобразных клубов дл€ рабочих. √ельцер решила выступить в јлексеевском народном доме, расположенном в центре ћосквы. ќна исполнила Ђ¬альсї Ўопена, Ђ¬акханалиюї, Ђ¬енгерский танецї, а ее Ђ–усска€ї привела зрителей, и без того пораженных искусством балерины, в неописуемый восторг. √ельцер недаром любили в ћоскве Ч она как-то очень соответствовала характеру этого города.  ритик ¬олынский писал о √ельцер: Ђ¬от человек, несущий в своем изумительном танце всю соборную ћоскву, со всеми ее колоколами, лихими тройками и бесконечными праздничными гулами, танцует классический танец, а с ней и в ней приобщаетс€ к этому танцу и вс€ исконна€ –осси€ї.

Ќо и выступлений в Ќародном доме было мало дл€ √ельцер. “еперь она мечтала показать провинциальной публике не р€д концертных номеров, не фрагменты из балетов, но насто€щий балет, такой, каким его вид€т столичные зрители, со Ђстоличнымї составом труппы, хорошими декораци€ми. », несмотр€ на все трудности, св€занные с организацией такого предпри€ти€, в 1915 году балет Ђ орсарї был показан на сценах театров ќрла, ¬оронежа и —моленска.

—тремление √ельцер к тому, чтобы показать искусство балета как можно более широким кругам зрителей, в 1918 году едва не привело к трагедии. ќна оказалась в  иеве в тот момент, когда он был захвачен немецкой армией. ѕрисутствие всех противоборствующих сил Ч немцев, петлюровцев, большевиков Ч создавало непон€тную и крайне опасную обстановку в городе и его окрестност€х. Ќужно было выбиратьс€ из  иева, однако известность √ельцер сослужила ей плохую службу. Ќемецкий генерал предложил ей немедленно проследовать в Ѕерлин. ≈катерина ¬асильевна не могла представить себе жизни без любимой ћосквы и, переодевшись в одежду своей горничной, вместе с ней пешком отправилась из города. Ќа каком-то полустанке им удалось попасть в воинский эшелон, с которым они, к счастью, благополучно добрались до ћосквы.

ƒаже в смутные дни 1917-1918 годов жизнь Ѕольшого театра не прекращалась.  то-то из артистов предпочел уехать за границу, но многие остались на родине. —реди тех, кто не покинул свой театр, были и √ельцер с “ихомировым. ≈катерина ¬асильевна считала, что именно теперь настает врем€, когда можно будет искусство максимально приблизить к народу, и вз€лась за работу с новым рвением.

 онечно, в эти годы в Ѕольшом театре ставилс€ пока лишь старый репертуар Ч Ђ—п€ща€ красавицаї, Ђ онек-√орбунокї, Ђƒон- ихотї. ∆ить и работать было неверо€тно трудно Ч голод и холод отнимали у артистов силы, необходимые им дл€ репетиций и выступлений. ќднако театральна€ жизнь не прерывалась. »сполн€€ свои партии в старых балетах, которые наиболее часто шли в начале 20-х годов Ч Ђ орсареї, Ђ“щетной предосторожностиї, ЂЋебедином озереї Ч √ельцер умела придать сценическим образам новые нотки, свойственные духу времени, мотивы героизма и борьбы за счастье. ћного ездила балерина и с гастрол€ми по стране, выступа€ на  авказе, на юге –оссии, в —ибири, в јрхангельске.

√ельцер посто€нно совершенствовала свое драматическое дарование, что позвол€ло ей создавать на сцене очень правдивые и убедительные характеры. “акой стала и ее цыганка Ёсмеральда из одноименного балета, поставленного ¬асилием ƒмитриевичем “ихомировым.

≈ще в детстве на ≈катерину √ельцер огромное впечатление произвел роман ¬иктора √юго Ђ—обор ѕарижской богоматериї. ќсобенно поразила ее юна€ цыганка Ёсмеральда. — тех пор она мечтала воплотить этот образ на сцене.   образу Ёсмеральды балетмейстеры не раз обращались на прот€жении многих лет. ќднако теперь балет приобрел новую окраску Ч в соответствии с требовани€ми времени акцент делалс€ на социальные аспекты этой роли.

“ихомиров пересмотрел и хореографию, и сюжет, и музыку балета. √ельцер имела возможность принимать самое активное участие в его постановке, внос€ свои изменени€ и объ€сн€€ собственную трактовку образов. ’ореографи€ балета, включающа€ в себ€ значительный драматический элемент, дала возможность балерине показать себ€ незаур€дной актрисой. Ђ¬ыход Ёсмеральды оставл€л впечатление неизгладимое, равное по силе впечатлению от самых лучших образцов мирового изобразительного искусстваї, Ч отзывались критики о ее исполнении.

  середине двадцатых годов руководству и артистам Ѕольшого театра стала очевидной необходимость создани€ нового, современного репертуара, который отвечал бы изменившимс€ запросам зрителей и велению времени. Ќачалась работа над сюжетом балета Ђ расный макї. ѕомощь √ельцер в этой работе была неоценимой. ѕригодилс€ не только ее богатейший хореографический опыт, но и знание реалий. Ђ расный макї был посв€щен событи€м, происход€щим в китайском порту, а √ельцер побывала в  итае и могла подсказать множество необходимых подробностей. ћузыку к этому балету писал молодой композитор √лиэр, который также нередко прибегал к помощи ≈катерины ¬асильевны √ельцер дл€ того, чтобы узнать, насколько та или ина€ часть его музыки соответствует будущему хореографическому воплощению характера. Ѕалерине нравилось работать с √лиэром, и она высоко ценила его партитуру. ј сам композитор не видел в партии китайской танцовщицы “ао ’оа никого, кроме √ельцер.

Ќад этой партией ≈катерина √ельцер работала, пожалуй, так, как ни над одной другой. ¬едь ей предсто€ло воплотить на сцене образ женщины совершенно чуждой нам страны, малознакомой культуры, традиций, образа жизни. √ельцер вспоминала все мельчайшие детали, виденные ею в  итае, и начала постепенно вживатьс€ в роль. ƒома она ходила в национальном китайском костюме, посто€нно отрабатывала специфические движени€ Ч игру веером, жесты, поклоны. ¬асилий ƒмитриевич “ихомиров одобр€л такую добросовестность в работе над этой сложной ролью и был доволен результатом: Ђќчень большое участие в работе над мизансценами прин€ла √ельцер. ќна трактует роль “ао ’оа весьма своеобразно. — самого первого шага, с первой позы, с первого перехода всему придана китайска€ лини€. —овершенно самобытен рисунок, ритм движенийї.

Ќад новым балетом с энтузиазмом работала практически вс€ труппа. ќднако дирекци€ Ѕольшого театра с недоверием отнеслась к экспериментальному балету и предпочла проверенные формы. Ќачалась подготовка планового спектакл€, и у сторонников Ђ расного макаї почти не оставалось свободного времени, так как они были зан€ты в этой плановой постановке, а самое главное Ч негде было репетировать. Ќо все же выход был найден, причем совершенно беспрецедентный. »нициативна€ группа договорилась с клубами нескольких крупных московских промышленных предпри€тий, и репетиции стали проводитьс€ там. –абочие с огромным интересом воспринимали те фрагменты балета, которые могли увидеть, и в результате все билеты на Ђ расный макї были раскуплены на несколько мес€цев вперед. ¬ид€ такой интерес к предсто€щему спектаклю, дирекци€ вновь предоставила энтузиастам возможность готовить премьеру в нормальных услови€х.

Ѕалет Ђ расный макї вызвал множество споров среди критиков и искусствоведов. ќбсуждались отдельные детали, художественные приемы, хореографи€ балета. ќднако зрители свой выбор сделали не колебл€сь Ч после премьеры Ђ расный макї не сходил со сцены Ѕольшого театра в течение дес€ти лет, выдержав более трехсот п€тидес€ти представлений. ѕосле некоторого перерыва балет был возобновлен Ч конечно, уже с другим составом танцовщиков, и консультации ≈катерины ¬асильевны √ельцер были неоценимы дл€ ее последовательниц в исполнении этой партии.

  началу ¬еликой ќтечественной войны прославленной балерине исполнилось шестьдес€т п€ть лет. ќднако она не только оставалась де€тельной, подвижной и энергичной, но и принимала участие практически во всех меропри€ти€х Ѕольшого театра, св€занных с концертной де€тельностью, сборы от которой поступали в фонд обороны –одины. —о свойственной ей легкостью √ельцер исполн€ла с более молодыми партнерами полонез и мазурку.  онцерты проходили также в госпитал€х и перед бойцами, уходившими на фронт. ≈катерина ¬асильевна об€зательно общалась с солдатами, находила дл€ каждого теплые слова.

Ќесмотр€ на войну, осенью Ѕольшой театр открыл театральный сезон. ќднако вскоре гитлеровцы подошли слишком близко к ћоскве, и больша€ часть труппы была эвакуирована. Ќекоторые артисты, правда, не захотели покидать ћоскву. —реди них была и ≈катерина √ельцер, продолжавша€ вместе с оставшимис€ выступать на сцене филиала Ѕольшого театра.

ѕродолжала она танцевать и тогда, когда труппа вернулась из эвакуации, и после войны. ќднако ее выступлени€ становились все реже и реже. √ельцер обладала превосходным вкусом и чувством меры и исполн€ла лишь те номера, в которых выгл€дела естественно и органично, не бер€сь за то, что было ей уже не по силам. ќна не делала новых попыток зан€тьс€ регул€рной педагогической де€тельностью, однако молодые танцовщицы всегда могли получить ее совет по поводу исполнени€ какой-либо партии.  роме того, √ельцер оказывала большое вли€ние на молодежь с точки зрени€ общей культуры. ќсобое внимание ≈катерина ¬асильевна удел€ла молодой ќльге Ћепешинской, вид€ в ней талантливую представительницу московской балетной школы.

≈катерина ¬асильевна √ельцер ознаменовала своим творчеством торжество московской исполнительской школы и всего русского балета, одновременно с этим будучи балериной совершенно неповторимой и глубоко индивидуальной. ≈е долга€ жизнь в искусстве и бесконечна€ преданность танцу были поистине беспримерными. “амара  арсавина писала о ≈катерине √ельцер: Ђ¬се, что мне приходилось видеть до сих пор, не идет ни в какое сравнение с техникой √ельцер, настолько ее танец поражал виртуозными техническими трудност€ми и удивительной непринужденностью исполнени€. я не знала ни одной танцовщицы, столь беспредельно посв€щающей себ€ своему искусству... ¬о всех ее танцах всегда чувствовалось какое-то самозабвенное наслаждение...ї

”мерла ≈катерина ¬асильевна √ельцер 12 декабр€ 1962 года.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:14914
√еоргий ярцев
 оролева спринта
ѕосетило:17710
Ћюдмила  ондратьева
”частник легендарных Raspberries
ѕосетило:14638
Ёрик  армен

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru