Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлла ƒемидова

   /   

Alla Demidova

   /
             
‘отографи€ јлла ƒемидова (photo Alla Demidova)
   

ƒень рождени€: 29.09.1936 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 84 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


јлла ƒемидова о поэзии, кино и сегодн€шнем театре

јктриса

Ѕеседа с выдающейс€ актрисой јллой ƒемидовой началась с ѕоэмы без геро€ јнны јхматовой Ч произведени€, которое ƒемидова собиралась читать в один из вечеров в Ќью-…орке и которому посв€тила недавно опубликованную книгу...

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

22.11.2004

ЂЁто перва€ попытка прочесть Ђѕоэмуї с эстрады, Ч говорит ƒемидова. Ч Ќикто прежде не пыталс€ этого сделать. ¬едь Ђѕоэму без геро€ї и читать, и слушать очень сложно.   сожалению, мо€ книжка с комментари€ми к Ђѕоэме без геро€ї, котора€ могла бы помочь слушателю, вышла тиражом в 500 экземпл€ров. Ёто очень мало. Ќо ее было очень дорого издать. я строила книгу так: сначала Ч последн€€ редакци€ текста поэмы. ѕотом идут шаржи на персонажей, которые присутствуют в этой поэме. ј потом Ч мои комментарии: строфа Ч и то, что € об этом думаю.

јлла ƒемидова фотографи€
јлла ƒемидова фотографи€

ћои комментарии отчасти сродни комментари€м Ќабокова к Ђќнегинуї. Ќо он делал их как переводчик. ¬едь не все уже помн€т, что выражение Ђсамых честных правилї вз€то ѕушкиным у  рылова из басни Ђќсел был самых честных правилЕї. Ёто знать не об€зательно, но при€тно. ћои комментарии тоже знать не об€зательно, но тоже при€тно, тем более что јхматова в своих ремарках (а € читаю со сцены и ремарки) все врем€ отсылает читател€ в ‘онтанный дом, в «еркальный зал. ¬ этом зале только по одной стороне окна, а три другие стены повтор€ют эти окна зеркалами. » когда стоишь в центре, то множишьс€. ѕоэтому когда возникает персонаж Ч например, √умилев, то за ним может оказатьс€ и ћандельштам, и ћа€ковский, и т. д.

ѕосле комментариев, когда зрителю уже Ђвсе стало €сної, € даю первый, более короткий вариант Ђѕоэмы без геро€ї, который и Ѕродский, и многие другие считали лучшим. “ут-то читатель скажет: ЂЅоже мой, что тут непон€тного? «ачем было писать эту книгу?ї. ј заканчиваетс€ все портретной галереей, фотографи€ми персонажей. Ђѕоэма без геро€ї Ч одно из самых зашифрованных произведений русской литературы. я очень много лет, как крот, Ђкопалаї ее. ќна не отпускает мен€ до сих пор, так же, как она в свое врем€ не отпускала и јхматову. »ногда она мне даже надоедает, как надоедала и јхматовой. я думаю, что выпущу второе издание. ѕравда, оно будет попроще.ї

¬ы думаете, что Ђѕоэма без геро€ї так и останетс€ произведением дл€ узкого круга?

 ак люба€ поэзи€ Ч она всегда дл€ узкого круга. я в своей жизни и, простите за выражение, в творчестве всегда ориентируюсь на очень узкий круг людей. Ќапример, когда € играла Ёлектру, мне было важно, чтобы в зале сидел јверинцев. я играла только дл€ него. ¬се остальное было совершенно не важно, важно было только его мнение. » мо€ жизнь так же строилась. ’от€ по€вл€лись какие-то фильмы, которые прошли слишком широко, и мен€ запомнили зрители по моим героин€м Ч сильным и волевым женщинам. Ёто фильмы Ђ—такан водыї, Ђўит и мечї...

¬ас это обескураживает? ¬ам бы не хотелось, чтобы вас помнили люди самых разных социальных и интеллектуальных групп?

“ут € могу вспомнить ѕушкина: Ђѕишу дл€ себ€, публикую дл€ денегї. ¬ данном случае € делаю только то, что хочу сделать дл€ себ€, решаю свою задачу. ѕоэтому все мои роли Ч в основном в театре Ч всегда открывали какую-то новую сторону классики. ћожет быть, поэтому критики и отзываютс€ обо мне хорошо.

¬ы почти не играли комедийных ролейЕ

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

я играла в любимовском Ђ“артюфеї, причем сцена раздевани€ была так поставлена и так, видимо, сыграна, что зрители хохотали и плакали. ќни настолько заражали мен€, что € тоже, игра€, начинала хохотать. Ќо после того как прикасаешьс€ к древнегреческим трагеди€м, все остальное играть становитс€ пресно. ѕравда, мой последний фильм ЂЌастройщикї, сн€тый  ирой ћуратовой, это единственный фильм с моим участием, который мне понравилс€, € даже посмотрела его два раза -- там € играю немножко комическую старуху. ‘ильм этот и к вам скоро придет, потому что он уже идет по миру, был на ¬енецианском фестивале, был в “оронто.

¬ы говорите, что это единственный фильм, который вам нравитс€, хот€ вы работали с замечательными режиссерами Ч “аланкиным, “арковским...

ƒа, мне повезло. Ќо очень многих фильмов, в которых € снималась, € просто не видела, было уже неинтересно. ј в чем-то и не везло. ¬ начале 1970-х годов, когда € пыталась Ђпротащитьї на телеэкран образ интеллигентной женщины, а не фабричной девчонки, каких тогда было много, эту тему быстро закрыли. ѕомню, мы с друзь€ми »люшей јвербахом, Ќаташей –€занцевой сочин€ли сценарий, предварительно назвав его Ђ”мн€гаї.  ак правило, путь такой женщины заканчиваетс€ одиночеством и разными комплексами. ћы хотели вскрыть вот эту психологическую драму Ђумн€гиї, но не получилось, не дали.

¬ последнее врем€ вы на сцене все больше однаЕ

ƒа, мне надоело работать в коллективе. я 30 лет проработала на “аганке. ѕо натуре € человек ленивый и палец о палец не ударю, чтобы изменить свою судьбу. » никогда бы не ушла с “аганки, если бы там не начались разные перипетии: раздел, перенос театра в другое место, мои лучшие спектакли остались у Ђвраговї. я перестала выходить на сцену. јктеры Ч сукины дети. ќни пришли к директору и сказали: Ђ»ли ƒемидова выходит на сцену, или подает за€вление об уходеї. я с легкостью это за€вление написала Ч и осталась одна. » мне стало очень легко.

¬ репертуаре “еатра на “аганке в то врем€ был спектакль Ђ‘едраї, поставленный ¬иктюком. ќн был открытием. —ейчас € вижу, что мен€ многие повтор€ют. ѕовтор€ют те мои поиски, когда € пыталась соединить пластику, интонации и костюм воедино, повтор€ют умение держать паузу. ѕауза Ч это самое сложное на сцене. ћне при€тно, что это за мной повтор€ют. “ак вот, € выкупила Ђ‘едруї у театра и сделала свой театр Ђјї. ѕотом € стала сотрудничать с греческим режиссером “еодоросом “ерзопулосом, у которого есть свой театр Ђјтисї. ћы делаем совместные постановки: Ђ вартетї ’айнера ћюллера с ƒимой ѕевцовым, очень хорошим актером, потом Ђћедеюї, Ђ√амлет-урокї. Ёто в основном моноспектакли.

—труктура Ђ√амлет-урокаї очень интересна. –асскажите о нем.

я немножко адаптировала текст, хот€ там нет ни одного моего слова. “олько Ўекспир. ¬ переводе ѕастернака. я начинаю со сцены, когда √амлет встречает брод€чих актеров. ѕросто выходит женщина в странном длинном оде€нии Ч в плаще, который могли носить в любые времена. я начинаю диалог с актерами, но в то же врем€ и с публикой. ¬ каждой стране у мен€ присутствуют два подсадных молодых актера.  огда € Ч √амлет Ч провожу урок, как надо играть, текст переводитс€ на английский, шекспировский, €зык или на €зык той страны, где мы играем. ƒругой актер читает монолог ѕриама, у него ничего не получаетс€, тогда он бросает текст и говорит: Ђј вы попробуйте сами сыграть сцену, предположим, √ертруды и √амлета!ї. Ќа авансцене у мен€ два уникальных кимоно, которые мне подарили в японии. я беру одно кимоно Ч роскошное, расшитое золотом и цветами, надеваю и играю этот диалог техникой €понского театра Ђкабукиї. ќдна рука и одна интонаци€ Ч √амлет, друга€ рука и друга€ интонаци€ Ч √ертруда. ƒл€ сцены с ќфелией € беру белое кимоно, свадебное, надеваю его только на одно плечо. ¬ белом € ќфели€, а когда поворачиваюсь Ч √амлет. Ёто уже друга€ техника игры. Ќо самое главное дл€ мен€ в √амлете Ч это тема встречи с ѕризраком. „то такое ѕризрак?   этому прин€то относитьс€ как к мистике, но дл€ мен€ очень важен вопрос √амлета, обращенный к ѕризраку: Ђ то ты? ≈сли ты на самом деле есть...ї. ¬едь √амлет не хочет убивать корол€ или совершать самоубийство, поскольку и то, и другое Ч грех. ј если это дь€вол, который Ђмог прин€ть любимый образї?

—пектакль идет в разных странах, но вы всегда его играете на русском €зыке?

Ѕезусловно. я ненавижу театр, который воспринимаетс€ словесно, вербально. “еатр надо понимать дословесно. я не знаю €понского €зыка, но обожаю театр ЂЌої. Ђ абукиї Ч это другое, это немножко опереточный жанр.  огда € познакомилась на фестивале в  вебеке с “ерзопулосом, мы играли Ђ‘едруї. “ерзопулос русского €зыка не знал и никогда не читал ÷ветаеву, но все пон€л. Ќа этом же фестивале два греческих актера играли пьесу Ђ вартетї ’айнера ћюллера. я ћюллера никогда не читала, он почему-то не переводилс€ на русский €зык. √реческого €зыка €, естественно, не знаю. Ќо в спектакле € все пон€ла. я предложила “ерзопулосу поставить этот спектакль дл€ мен€ на русской сцене, и он сделал совершенно другой спектакль на основе того же текста.

 ак вы понимаете друг друга? “ерзопулос знает русский €зык?

Ќи в коем случае. ќткуда?

 ак же вы с ним работаете?

Ч —начала мы работали с синхронным переводчиком. Ќо это очень сложно и долго.   счастью, “ерзополус Ч полиглот. ќн знает практически все €зыки, кроме русского и французского. ј € знаю только эти два €зыка. » тогда он выучил мой французский €зык, с моими ошибками и моими интонаци€ми.  огда мы во франко€зычных странах проводим вдвоем пресс-конференцию, люди смеютс€, потому что мы говорим как брать€-близнецы. “е же ошибки, та же интонаци€.

Ќеизбежный вопрос: режиссеры, с которыми вы работали в театре. — кем было легче, с кем Ч труднее?  то вам что дал?

ћне, возможно, повезло, поскольку € 30 лет работала с Ћюбимовым. —начала это было сложно, потом легче. —ложно потому, что он мен€ не принимал, не принимал мою манеру. ќн начинал в 1960-е годы, когда было прин€то самовы€вление на крике Ч то, что мне противопоказано. я не люблю это направление, хот€ оно используетс€. ѕотом € работала с Ёфросом, он поставил на “аганке Ђ¬ишневый садї, € играла –аневскую. —читаетс€, что это его лучший спектакль. ƒо нашего спектакл€ –аневскую по образцу  ниппер-„еховой всегда играли как даму. ј € подумала: в начале двадцатого века все великие женились на русских женщинах -- русские жены были у ѕикассо, у –омена –олана, у Ёлюара, у ƒали, и этот аромат французского артистического мира, богемы не мог не пролитьс€ в сторону русских.  то был ее возлюбленным в ѕариже? » живет она в ѕариже на четвертом этаже, где жили женщины совсем иного кругаЕ ¬ общем, роль у мен€ получилась совсем другой.

«атем мы начали работать с јнтуаном ћетезом, директором Ђ омеди ‘рансезї. ќн хотел поставить со мной Ђ‘едруї.  стати, Ђ омеди ‘рансезї гораздо интереснее за кулисами, чем на сцене. “ам сохранились насто€щие музейные портреты актеров еще с мольеровских времен. ” каждого ведущего актера Ч по две комнаты, одна из них дл€ приемов.  абинет директора Ђ омеди ‘рансезї когда-то строилс€ дл€ ћольера, и там по сей день стоит таз дл€ умывани€. “о есть все сохранилось.  огда ћетез представл€л мен€ своей труппе, пришли только мужчины. »з женщин пришла только Ќатали Ќерваль, она была русского происхождени€. ¬се остальные актрисы театра были против того, чтобы в Ђ омеди ‘рансезї играла русска€ актриса. “ем не менее мы начали работать. Ќо јнтуан ћетез умер. „ерез год был устроен вечер его пам€ти в јвиньоне. ¬се актеры, работавшие с ним, сидели на сцене и читали монологи. я тогда читала Ђ‘едруї.

Ќо судьба отводит мен€ от актерства. ѕоследним режиссером, предлагавшим мне сотрудничество, был американец Ѕоб ”илсон, много работающий в ≈вропе. ќн хотел сделать со мной Ђ«аписки сумасшедшегої. ¬се было договорено, подписаны контракты. Ќужно было приехать к нему в его культурный центр под Ќью-…орком. Ќо € тогда заболела, и сроки сорвались. ¬идимо, судьба мен€ толкает от актерства к писательству.

ј кино?

я довольно рано пон€ла, что театр и кино Ч две совершенно разные профессии.  амеру надо любить, а зрител€ Ч не об€зательно. ” мен€ со зрителем всегда борьба. я всегда делаю резкие повороты рисунка роли, зрител€ это раздражает, а мне нравитс€. Ќапример, в Ђ“рех сестрахї € играла ћашу. –оль небольша€. Ќа сцене “аганки была бокова€ сцена с зеркалом, и Ћюбимов мен€ туда все врем€ ставил, € там стою и молчу. » € решила воздействовать на зрител€ психической энергией, чтобы все смотрели только на мен€. » мне это удалось. Ќо потом публика изменилась, и люди стали, как дети, смотреть только на того, кто говорит, и € пон€ла, что надо уходить из театра. ј в кино играешь на камеру, это совсем другое.

ј как к вашему желанию прит€гивать к себе внимание зрителей относились ваши коллеги-актеры?

Ќе знаю, поскольку всегда живу на обочине Ч и в театре, и в жизни. ћногого € вообще не замечала. ¬от недавно вышли дневники ¬алери€ «олотухина, с которым € тоже проработала 30 лет. ќн всегда все записывал. ќдин раз на репетиции € села р€дом с ним и загл€нула ему через плечо. ќн в этом врем€ пишет: Ђѕришла ƒемидова, села р€домї.  огда он издал свои дневники, € их прочла Ч это было как будто о другом театре, о других люд€х. ќказалось, что многого € не видела, а когда прочла и увидела Ч ужаснулась. » ушла.

¬ы €вно не коллективный человек. Ќо, к счастью, жизнь складываетс€ так, что теперь вы можете существовать независимо. », в частности, писать книгиЕ

я всегда делала все, что хотела. Ќикогда не работала ради денег, не играла роли, которые мне не нравились. ƒаже в театре у Ћюбимова.

” вас хватало сил ему отказать?

Ќет, в театре так не бывает. Ѕывает иначе. ¬ывешен приказ: ставим Ђќбменї “рифонова. ј € не люблю и не умею играть бытовые ситуации. Ќо мы с ‘илатовым назначены на главные роли. –епетируем, дошли уже до прогона. » тут € уехала, махнув хвостом, за границу. ћне был объ€влен выговор, но вместо мен€ играла друга€ актриса. Ёто называетс€ Ђмаленькие хитростиї.

„то вам дает писательство, работа со словом? » как вы к этому пришли.

я, как любой актер, ленива. Ёто, наверное, мо€ основна€ черта. я никогда в жизни не стала бы сама ничего делать. Ћежала бы на диване и читала книжки, слушала музыку. Ќо по€вились заказы. Ѕыло в –оссии такое издательство Ч Ђ»скусствої. ¬ нем решили издать серию книг о разных творческих професси€х. ѕервую книжку написал јндрон  ончаловский, вторую Ч об актерской профессии Ч написала €, а треть€ была заказана јндрею “арковскому. Ќо он тогда осталс€ за границей, и эту лабораторию закрыли.

 огда умер ¬ысоцкий, нужно было дать приличный некролог в газету. ÷ентральные газеты молчали. “еатр ушел в отпуск Ц 18 июл€ был наш с ¬ысоцким последний спектакль. 25-го мы должны были играть снова, но он умерЕ я проводила отпуск под Ћенинградом, в –епино, в ƒоме творчества кино. ћне позвонил из ћосквы мой при€тель и сказал, что их главный редактор уехал, и Ђесли ты мне сейчас напишешь статью о ¬ысоцком, мы ее тиснемї. ј это была Ђ—оветска€ –осси€ї, официальна€ газета. ” мен€ были с собой дневники, и € очень быстро написала по ним статью. ¬последствии мне заказали книжку о ¬ысоцком. “ак € стала писать о театре. —начала о ¬ысоцком, потом Ч о —моктуновском. ћы очень часто со —моктуновским вместе снимались, но в кадре никогда не сталкивались. ¬ телеспектакле Ђƒети солнцаї по √амсуну мы должны были вместе играть. Ќо, как только встретились, сразу стали ссоритьс€. ќн жаловалс€ на мою таганскую скороговорку. “огда € стала провоцировать его на скандалы, чтобы интереснее было за ним записывать. ќн называл себ€ гением. Ђј скажите, »ннокентий ћихайлович, вы считаете себ€ гением?ї Ч Ђƒа, конечно!ї Ч ЂЌо как же можно так говорить?ї Ч Ђј кто еще сыграл и √амлета, и »удушку √оловлева, и ћышкина?...ї » € издала маленькую книжечку, которую так и назвала: Ђј скажите, »ннокентий ћихайлович...ї. ћы к тому же были с ним сосед€ми по даче. ќн, правда, редко приезжал туда, поскольку много работал. я думаю, что работой он и надорвал свое сердце. ќн т€нул семью.

¬ы пишете от руки или на компьютере?

я пишу от руки, хот€ мне подарили сильный, хороший компьютер. я даже попробовала работать на нем, но это не дл€ мен€.

 ак живет сегодн€ Ћюбимов?

–аботает, сохран€ет очень хорошую форму. Ќапомню, что он 1917 года рождени€. ќн работает с молодыми. я думаю, что ему и надо работать с молодыми. я туда не хожу. Ќе потому, что не хочетс€ зайти, а потому, что мне кажетс€, что Ћюбимов просто повтор€ет раннюю “аганку, но с молодыми актерами. “ем, кто раннюю “аганку не видел, это, наверное, покажетс€ интересным. “е же, кто ее видел, говор€т, что теперь это абсолютно другой театр.

¬ы очень много ездите по миру. „то вы думаете о сегодн€шнем мировом театре?

я хорошо знаю мировой театр. ќн всегда развиваетс€ одинаково. ƒо 1960-х годов было засилье академизма Ч Ђ омеди ‘рансезї,  оролевский шекспировский, наш ћалый, ћ’ј“ и так далее. ¬ 1960-е годы разбили академизм, и возникли новые имена: ѕитер Ѕрук, —треллер, √ротовский. ѕотом по€вилась нова€ троица. ѕервый Ч это “адаши —узуки в японии, который соединил театр ЂЌої, поиски ћейерхольда 1920-х годов Ч с этими резкими пластическими движени€ми и красно-белыми хламидами Ч и шекспировский театр. Ёто соединение нескольких культур рождает что-то новое в театре, как в свое врем€ от соединени€ разных наук рождалась нова€ наука. ƒругое им€ Ч “ерзопулос. ќн очень хорошо знает греческую архаику. ќн родилс€ в том же селе, в котором в свое врем€ родилс€ ≈врипид. Ќо в то же врем€ он работал у ’айнера ћюллера в ЂЅерлинер ансамблеї. » вот это соединение архаики греческой деревни, где все по-старому (€ там была и могла в этом убедитьс€), с немецким интеллектуализмом и некоторым цинизмом ћюллера принесло ему успех с его постановками древнегреческих трагедий, которыми он поражает весь мир. » третий режиссер Ч это Ѕоб ”илсон, по образованию архитектор, он прочищает мозги от сценической гр€зи, котора€ обычно присутствует в очень быстро сделанных спектакл€х. ≈го спектакли очень чистые, это совсем особа€ партитура света и мизансцен.

ј кроме этого и в ћоскве, и в ѕариже существуют так называемые подвалы, или маленькие театры, где делаютс€ хорошие спектакли. я, правда, не уверена, что с ними будет дальше, поскольку они не учитывают традицию. јвангард хорош, когда он основан на традиции. √ой€ был придворным живописцем и писал портреты герцога јльбы и прочих вельмож. ј потом выдал Ђ априччиосї, которые напрочь разрушили традицию.

Ќовые театры начинают с нул€ и учатс€ только друг у друга. —мотреть на них любопытно, потому что молода€ энерги€ всегда в театре заразительна, как, скажем, у Ђфоменокї, но что с ними будет дальше, € не знаю. “е же Ђфоменкиї существуют в маленьком пространстве, у них зал примерно на сто мест. ¬се мило, все славно, они молодые, они не врут. Ќо когда они выход€т на большую сцену, им не хватает энергии слова, энергии посыла, психической энергии. ” них не хватает голосов, голоса у них комнатные.

Ќет, традицию надо знать об€зательно.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru