Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлла ƒемидова

   /   

Alla Demidova

   /
             
‘отографи€ јлла ƒемидова (photo Alla Demidova)
   

ƒень рождени€: 29.09.1936 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 84 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


ѕервый гонорар мне выплатил сапожник

јктриса

—егодн€шн€€ гость€ ЂЌ»ї Ц одна из самых значительных российских актрис нашего времени и, без сомнени€, наделенна€ огромным интеллектом. јлла ƒ≈ћ»ƒќ¬ј любит и замечательно читает стихи. јвтор нескольких книг, в том числе мемуарной прозы. ¬ кино снимаетс€ нечасто, но каждое ее по€вление на экране становитс€ событием Ц настолько отточено ее мастерство и настолько впечатл€ют создаваемые ею образы.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

29.09.2008

Ц јлла —ергеевна, давно хотел сказать, что впервые увидел вас в роли эсерки ћарии —пиридоновой в ЂЎестом июл€ї, и поразилс€ той дерзости, с которой она психологически переиграла Ћенина, а вы Ц исполнител€ его роли ёри€  аюрова.  ак это вы так разошлись?

јлла ƒемидова фотографи€
јлла ƒемидова фотографи€

Ц ќткровенно говор€, мне переиграть  аюрова, а —пиридоновой Ц Ћенина было не так уж трудно. Ѕольшевики подавили эсеров силой, а не правотой. ј Ђразошлисьї тогда мы все Ц и оператор ћихаил —услов, и художник Ѕорис Ѕланк, и режиссер ёлий  арасик, и актеры, которые исполн€ли роли эсеров. »скали интеллигентные лица, которых в актерской среде тогда было мало Ц собирали по театрам с бору по сосенке. Ћично € к тому времени уже имела представление и о марксизме, и об однопартийной системе, и мне хотелось все обострить, так что € попросту переписала написанную Ўатровым речь —пиридоновой. ј компанию актеров характеризует случай, когда снимали сцену заседани€ ÷  эсеров.  арасик, которого вывели из себ€ пререкани€ с исполнител€ми, вдруг грохнул стулом об пол, выкрикнул: Ђя ухожу из павильона!ї и направилс€ к выходу.  то-то из спорщиков тут же крикнул ему вслед: Ђ» € ухожу из павильона!ї «а ним другой, третий, четвертый, и напр€жение было сн€то. ¬ообще, актеры, зан€тые в рол€х эсеров, были с юмором и играли без того пафоса, с которым Ћановой играл ƒзержинского.

Ц   неортодоксальному представлению о коммунизме вы пришли в результате пересмотра советских взгл€дов?

Ц Ќет, у мен€ не было никакой переоценки ценностей. я не была диссиденткой, но внутренне всегда отстран€лась от власти. ћожет, потому, что мо€ бабка была из старообр€дцев. я хорошо помню, что в день похорон —талина, когда ћосква в буквальном смысле гудела заводскими и фабричными гудками, а люди рыдали и бились в коллективной истерике, мы с подругой спокойно пошли в баню с шайками и с чистым бельем.

Ц ј что вас заставило учить марксистскую политэкономию?

Ц  огда € не поступила в театральный институт, то хотела пойти на философский факультет, но испугалась и пошла на политэкономию. ѕопала, кстати, на Ђлицейскийї курс, из которого несколько человек стали академиками. ”чилась в одной группе с √авриилом ѕоповым (экс-мэр ћосквы, избранный в 1991 году. Ц ЂЌ»ї), который на экзамене руками показывал мне, как развиваетс€ колхозна€ собственность.

Ц –уками?!

Ц Ќу да, держал ладони на разной высоте, а потом поднимал одну до другой.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ц » что это значило?

Ц „то колхозна€ собственность, развива€сь, поднимаетс€ до общегосударственной. я в этом совсем не разбиралась, и однажды знаменитый в ћ√” профессор  опыл, увидевший, что в сельском хоз€йстве € полный ноль, спросил: Ђƒевочка, а сколько €иц курица несет в день?ї я мгновенно ответила: Ђƒес€тьї. ѕо его реакции пон€ла, что сморозила глупость, и поправилась: Ђ“о есть, два. ќдно утром, другое вечеромї. Ётот анекдотический ответ попал в университетскую многотиражку. Ќо вот про смену формаций, когда от человека мало что зависит, а все решают сверхчеловеческие энергии Ц тогда не знали слова Ђпассионарностьї Ц это у мен€ в голове отложилось.

Ц »дти в баню вместо того, чтобы идти на похороны —талина Ц это знаковое воспоминание. ” мен€ таким €вл€етс€ ужас, который € пережил в два годика, увидев в саду —мольного огромные черные головы основоположников марксизма. ≈ще что-нибудь столь же существенное не припомните?

Ц ѕомню, как мы играли в детские игры на набережной возле ЂЅалчугаї, где тогда селили военных. я была слабенькой, да еще с наследственным туберкулезом, но мне очень хотелось быть первой. Ќесоразмерность этого прит€зани€ и моих физических данных настолько раздражала других детей, что однажды они схватили мен€ и стали держать над рекой, гроз€ бросить вниз. я вернулась домой в истерике и с тех пор возненавидела коллектив. “ак и живу волком-одиночкой. ј еще помню, что дорога в школу вела мимо сапожной мастерской. ћне очень нравилс€ исход€щий из нее запах ваксы и свежевыделанной кожи, и € подолгу сто€ла и принюхивалась, испытыва€ кайф, Ц видимо, родственный тому, который лов€т подростки, нюхающие клей.  ак-то сапожник-инвалид мен€ заметил и спросил, кто мои родители. я рассказала и получила три рубл€ Ц как € думаю, за искренность. Ёто был мой первый гонорар.

Ц Ќад рекой Ц это был самый странный момент в вашей жизни или выпадали мгновени€ пострашнее?

Ц Ќаверное, самый, если не считать внутреннего страха во врем€ сильных болезней. Ёто не столько страх смерти, сколько страх ухода в неизвестность.  роме того, долгое врем€ € бо€лась привидений, точнее, галлюцинаций. Ќаверное, от гипертрофированной фантазии. ќчень важное дл€ актера качество, позвол€ющее представить себ€ в предлагаемых обсто€тельствах.  огда € веду за границей мастер-классы, всегда начинаю с развити€ воображени€.

Ц  ак вы это делаете?

Ц ѕредставьте себе, что вы дома, и там очень жарко. ѕредставили? ј теперь представьте, что дома очень холодно. »ли что у вас болит голова, а вы никак не можете найти таблетку анальгина. ¬ообразите, что летите над ћосквой. » так далее. Ёто очень важно, потому что когда вы осваиваете роль, то должны представл€ть себе, что ест ваша героин€, какую музыку любит и как говорит с тем или иным человеком.

Ц ¬ы сказали, что в советской актерской среде было мало интеллигентных лиц. ¬ самом деле, на положительные роли требовались рабоче-кресть€нские физиономии, а интеллигенты нужны были в основном на роли троцкистов, вредителей и прочих врагов народа. ј помните фильм, в котором интеллигенты в большом количестве впервые стали положительными?

Ц  онечно. Ђƒев€ть дней одного годаї. я ведь снималась там в массовке, и –омм, вид€ мою увлеченность, вытащил мен€ на первый план. ѕотом, когда € познакомилась с Ѕаталовым и —моктуновским, пон€ла, что роли физиков не складывались из черт их бытового облика. ¬ернее, у Ѕаталова складывались, потому что он и в жизни интеллигентный человек. ј —моктуновский был другого типа. » ≈встигнеев тоже. Ёто не значит, что они были плебеи или дураки, отнюдь. —моктуновский, правда, вал€л дурака, но это была маска защиты от дураков и дурацкой власти.

Ц ¬ы со —моктуновским были очень дружны?

Ц Ќасколько младша€ может быть дружна со старшим. ” нас были дачи в одном товариществе на »кше, он часто заходил ко мне в гости и много рассказывал Ц о своем детстве, о ЌорильскеЕ я его как-то спросила: Ђ»ннокентий ћихайлович, а вы что, считаете себ€ гением?ї Ц Ђ онечно, € Ц генийї Ц ЂЌо как же вы можете про себ€ так говорить?! Ёто же нескромно!ї Ц Ђјлла, а вы можете назвать мне другого актера, у которого за плечами кн€зь ћышкин, царь ‘едор »оаннович, »ванов, д€д€ ¬ан€, »удушка √оловлев, принц √амлет и ѕорфирий ѕетрович?!ї  огда € написала книжку, в которую включила этот пассаж, то прочла ему его слова о собственной гениальности. ќн говорит: Ђјлла, что же это вы мен€ выводите самовлюбленным дураком?!ї Ќа что его умна€ жена —уламифь ћихайловна сказала: Ђ—овсем ты не дурак, это просто жива€ речь!ї ƒумаю, что она, будучи еврейкой, играла в его жизни ту же роль, что русские жены дл€ европейских художников.

Ц јктерам вообще нужны умные жены?

Ц ѕрежде всего, актеру просто нужна жена. »наче и быт заест, и холоста€ жизнь с ее пон€тными последстви€ми до добра не доведет. Ќо умную жену иметь лучше Ц хот€ бы дл€ того, чтобы слышать о себе правду. ’удожественна€ среда очень комплиментарна Ц ведь льстить и хвалить легче, чем критиковать. Ќа моих глазах гибли захваленные актеры, возомнившие себ€ гени€ми. »м никто не говорил правду, а если говорил, они не слышали, а если слышали, то раздражались. ¬ “еатре на “аганке, где € проработала 30 лет, только двум люд€м можно было делать замечани€ Ц ¬ысоцкому и «олотухину. » никому больше.

Ц ј вам?

Ц я любила, когда мне говорили нелицепри€тные вещи, и терпеть не могла театральной комплиментарной пошлости.

Ц » вы никогда не считали себ€ гениальной?

Ц Ќет. я к себе отношусь критично. ѕравда, был такой период, когда € считала, что играю плохо, но остальные Ц еще хуже. ј потом € перестала всерьез относитьс€ к актерской профессии.  огда-то относилась всерьез, даже плакала, когда не находила себ€ в списках распределени€ ролей. —ейчас смешно об этом вспоминать.

Ц ѕочему все это с вами произошло?

Ц ѕосле того, как € сыграла Ёлектру, ‘едру и ћедею, все остальное стало пресным. ƒетский сад какой-то. “еодорос “ерзопулос, который поставил со мной несколько спектаклей, в том числе Ђћедеюї, Ц уникальный человек, он даже родилс€ в той деревне, где родилс€ Ёврипид. я от него многое узнала. ¬идела над речкой развалины патио со скамейками, где сидели философы, а в сидень€х Ц большие круглые дыры. ѕонимаете, дл€ чего?

Ц ƒогадываюсь по вашей выразительной интонации.

Ц ƒа. » все это сваливалось пр€мо в воду. ќни рассуждали о мироздании и тут же справл€ли нужду. Ёто другие представлени€ о мире и друга€ эстетика.   ней нельз€ подходить с ключом психологического театра, особенно нашего. ћы ведь играем в треугольнике Ђ€ Ц партнер Ц зрительї. ј там спектакли начинались на восходе и игрались до заката, когда вместе с солнцем умирали и герои. «рители приходили, уходили, ели, пили, занимались любовью.  онечно, в этих услови€х актеры просто не могли играть в треугольнике. ќни играли по принципу Ђя и Ѕогї, отстран€€сь от зрительного зала.

Ц — большим холодом?

Ц Ќе совсем так, потому что древнегреческа€ трагеди€ требует значительных энергетических затрат. ≈сли играть психологически, просто заболеешь. Ќа Ђ“аганкеї у Ћюбимова со мной такое случалось Ц от спектакл€ обостр€лись все болезни. ј когда €, больна€, играла у “ерзопулоса, у мен€, наоборот, проходили боли, и € испытывала счастье. ¬едь счастье Ц это когда проходит боль.

Ц ¬чера, посмотрев грузинский фильм со смертельным концом, вы мне сказали, что актеру опасно играть смерть. Ќо все ваши трагические героини гиблиЕ

Ц  ино Ц не театр. ¬ античном театре мен€ спасает дистанци€ между мной и героиней. ¬ кино такой дистанции нет, это-то и опасно.

Ц ѕо-моему, бо€знь играть смерть Ц это суеверие.

Ц Ќет. ¬се это св€зано с теми энерги€ми, которые мы вызываем. ј они материальны. я их физически чувствовала, когда играла с ¬ысоцким в последний год его жизни. ћы были очень откровенны друг с другом. я одна в театре знала о его наркотической зависимости и понимала, что наркотики позвол€ли ему добитьс€ такого выплеска психической энергии, что его можно было потрогать. —то€ перед ним на сцене, € физически ощущала ее направленный поток. » понимала, чем это дл€ него кончитс€.

Ц » ничего не могли сделать?

Ц Ќет. ј вы могли бы удержать падающий самолет?! Ќикто бы не смог. ќн сам понимал, что разобьетс€, но его влекло нечто более сильное, чем он сам.

Ц ’оть вы и одинокий волк, ¬ысоцкий был в числе ваших любимых партнеров?

Ц —мотр€ в каком состо€нии он находилс€. —кажем, после запоев у него возникало гипертрофированное чувство вины, и он изумительно подстраивалс€ под партнера. »ногда было очень хорошо играть с «олотухиным, но иначе, чем с ¬ысоцким. ¬ «олотухине после запоев пробуждалась злость, и это очень действовало. » в нем было желание карабкатьс€ по гладкой стене, ища то, сам не знаю что. ј € это очень ценю, потому что актеру нет ничего проще, чем остановитьс€ и всю оставшуюс€ жизнь прожить на старых клише. », конечно, замечательно было работать со —моктуновским. ” него была фантастическа€ органика и феноменальное чутье на фальшь.  роме того, мы посто€нно пикировались. Ќа Ђƒет€х солнцаї он мне говорил: Ђ„то это у вас, јлла, така€ таганска€ скороговорка? ¬ы же все-таки даму начала века играете, а не какую-нибудь там современную девицу!ї Ќа что € ему отвечала: Ђј вы что из себ€ купчину ќстровского строите? ¬аш герой все-таки интеллигентный человек, а не жлоб какой-то!ї » так далее.  огда € в последний раз встретила его на »кше, он был без зубов Ц собиралс€ вставл€ть новые. » улыбнулс€ мне беззубым ртом. я сказала: ЂЌаконец-то у вас, »ннокентий ћихайлович, по€вилась индивидуальность!ї ќн захохотал.

Ц ѕомню, как € сме€лс€, когда вы рассказывали, как впервые выехали за границу. Ќе расскажете еще раз, чтобы и наши читатели улыбнулись?

Ц ¬ ∆еневе нас поселили в роскошную, как мне тогда казалось, гостиницу Ђћонтанаї с цветами в холле и с дубовыми скрипучими лестницами. Ќам с Ўепитько (Ћариса Ўепитько Ц известна€ советска€ актриса и кинорежиссер. Ц ЂЌ»ї) заказали одну комнату на двоих. —тара€ мебель, одна кровать, но очень больша€.  оролевского размера, как иногда пишут. я говорю: ЂЌу, Ћарис, на ней мы как-нибудь разойдемс€Еї » еще стоит биде, а прочие удобства в коридоре. ¬ечером € вышла в город поужинать, а уставша€ Ћариса осталась. ѕоскольку в городе на мен€ нападает топографический кретинизм, решила идти, поворачива€ только направо, а потом вернутьс€, поворачива€ только налево. »ду, а вдоль нашей улицы сто€т рыжие женщины в блест€щих красных юбках. я думаю: Ђ»нтересна€ у них тут мода!ї и топаю дальше, посматрива€ на витрины. ” мен€ были с собой какие-то деньги, но насколько много, € не знала, так как пон€ти€ не имела о ценах. ѕервое кафе € пропустила, потому что там сидели одни мужчины и играли в карты. ¬торым попалс€ ресторан, с виду такой шикарный, что € решила, что мне не хватит денег. ’от€, может, он был такой же шикарный, как наш отель. », наконец, вижу сквозь стекло двух пьющих коктейли женщин. Ѕольше никого нет. «ахожу. ќбстановка напоминает ленинградское кафе ЂЌордї Ц дерев€нные столы, стуль€ и какие-то низенькие лавочки вокруг. —ажусь на первое попавшеес€ место. ѕодходит официант с меню. „то в меню и что он говорит, не понимаю, но по цифрам вижу, что денег хватает, и просто тыкаю пальцем в начало, середину и конец списка блюд в надежде, что мне подадут закуску, основное блюдо и десерт. ќфициант приносит много-много мисочек с едой, но не приносит ни ложки, ни вилки. я попыталась знаками объ€снить ему, что мне нужны столовые приборы, но он как-то странно посмотрел на мен€ и ушел. я подумала, что попала в филиппинский ресторан, где пищу берут руками. —ъедаю принесенные блюда, расплачиваюсь с официантом, который по-прежнему странно на мен€ смотрит, решаю привести сюда Ћарису, поднимаюсь, чтобы выйти и пойти налево, налево и еще раз налево, и только тут замечаю, что возле женщин на лавочках сто€т такие же мисочки, что принесли мне, а из них ед€т маленькие собачки. ¬ыхожу на улицу, поднимаю глаза и на вывеске над входом вижу четвероногую фигуру. “ак € сыграла собаку...

ќна гениальна :)
јндрей 04.02.2009 08:16:35
ƒай вам Ѕог сил и долгих лет жизни, уважаема€ јлла —ергеевна.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru