Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлла ƒемидова

   /   

Alla Demidova

   /
             
‘отографи€ јлла ƒемидова (photo Alla Demidova)
   

ƒень рождени€: 29.09.1936 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 84 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


ћогу себе позволить не нравитьс€ тем, кто не нравитс€ мне

јктриса

јлла ƒемидова в конце сент€бр€ сбежит от юбиле€, как всегда сбегает от торжеств в свою честь. ¬озможности восхититьс€ ею вслух и в ее присутствии у нас не будет. √оворить ей комплименты Ц вообще пошлость.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

02.10.2006

Ћюбимов с ¬ысоцким мучили друг друга

Ц я играла в ƒельфах, одна, на семитыс€чном стадионе. ћоноспектакль в постановке “ерзопулоса. “ам был Ћюбимов. ќн с некоторым удивлением сказал: Ђјлла, вы не растер€ли профессию!ї

Ц ј вы могли бы ему сказать подобное, посмотрев его поздние работы?

јлла ƒемидова фотографи€
јлла ƒемидова фотографи€

Ц Ќикогда в жизни.  ак € могла бы говорить в подобном тоне с человеком, который в его годы так держит театр?

Ц ¬ам нравитс€ то, что он сейчас ставит?

Ц я не комментирую это. ≈му всегда надо работать с молодыми. —о сложившимис€ актерами ему труднее. —ейчас, когда оформилс€ миф о ¬ысоцком, многие не помн€т, как они мучили друг друга и до какой взаимной ненависти доходили. “ак же было с ‘илатовым, со —меховымЕ я воврем€ ушла из театра. » не понимаю, почему осталс€ «олотухин.

Ц ќн более конформный?

Ц Ќо и € конформна, в том смысле, что избегаю конфликтов! ≈му трудней, веро€тно, Ц он остро все воспринимает. я прочла полное издание его дневников Ц ЂЌа плахе “аганкиї и поразилась: мы словно в разных театрах работали. я столького не замечала! » слава Ѕогу: там есть слова Ћюбимова обо мне, которых € не слышала и не хотела бы слышатьЕ ƒостала свои дневники и перечитала Ц € пишу телеграфно, в стилистике, что ли, записных книжек Ѕлока: мама приехалаЕ мама уехалаЕ от тети пришло письмоЕ ’отела расшифровать их, пока что-то помню. » пон€ла, что помню совсем другое, не имеющее почти никакого отношени€ к Ђжизни театраї. я предаюсь воспоминани€м редко Ц и столь же редко думаю о будущем.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ц ј есть у вас воспоминани€, на которых вы можете отдохнуть душой? »ли они, наоборот, вас угнетают?

Ц я не тащу за собой свое прошлое. ќно отдельно от мен€. ¬оспоминани€м € предаюсь исключительно по просьбам корреспондентов, интересующихс€, как € стала актрисой.

Ц —читаетс€, что актеру полезно гуманитарное образование.  аково вам с техническим?

Ц Ёкономический факультет ћ√” Ц это только кажетс€, что он св€зан с математикой, точным учетомЕ ѕолитэкономи€ Ц даже советска€ Ц это наука о динамике общества. ќ циклах его развити€. ќ механизмах перемен. ѕолит-экономи€ дала мне очень многое.

Ц Ќапример?

Ц Ќапример, четкое и антимарксистское понимание, что великие общественные сдвиги происход€т не по экономическим или производственным, а по иррациональным причинам. » не завис€т ни от материальных причин, ни от человеческой воли.

ќбщество не успело устаканитьс€ до протеста

Ц “аганка началась в оттепельное врем€ как театр соцпротеста, на грани плакатности. —егодн€ врем€ далеко не столь гармоничное, Ц а протеста не наблюдаем вовсеЕ

Ц ѕотому что не наблюдаем и общественного мнени€.

Ц ѕочему?

Ц ƒл€ общественного мнени€ нужно общество. ќно не успело устаканитьс€: элита, формирующа€ его, не наросла. ¬ 70-е это мнение во многом формировалось театром. јктер был фигурой двойственной Ц с одной стороны, представителем Ђэскюсстваї, а с другой Ц послом зрительного зала, выразителем ча€нийЕ “еатр был формой публичного высказывани€. ј если актер еще и позвол€л себе некое подобие общественной позиции, хот€ бы пассивной Ц не подписывал вс€кую др€ньЕ “огда он становилс€ властителем дум и законодателем мод. ѕерестройка спутала все карты, уничтожила прослойку, ходившую в театры, и снизила статус властител€ дум. ¬ластитель передвинулс€ в подполье, а театр стал развлекать. —егодн€ это заканчиваетс€. Ќужно еще года дваЕ ≈сли, конечно, стабильность сохранитс€ Ц в чем € сомневаюсь.

„то касаетс€ отсутстви€ новой театральной эстетики, то это ведь тоже дело циклическое. ÷икл примерно двадцатилетний. »ногда вмешиваютс€ непредсказуемые обсто€тельства Ц вроде революции: к 17-му году ’удожественный театр был в кризисе. –еволюци€ вдохнула в него новую жизнь Ц по€вились пьесы Ѕулгакова, »ванова. ѕотом настала советска€ канонизаци€, и окончательное превращение ћ’ј“а в музей отсрочилось. 20 лет просуществовал “еатр на “аганке, и к концу 80-х он тоже был на пороге радикальных переменЕ “ут вторглась перестройка и оп€ть спутала карты: русский театр в конце 70-х начинал искать новое, и неизвестно, как бы все повернулосьЕ ћогли быть интересные варианты. ќни и будут, но с опозданием.

Ц Ќу хорошо: идет стабильность, жизнь успокаиваетс€Е ќткуда же эта усиливающа€с€ тошнота?

Ц Ќас накрывает волной сильного разочаровани€. ћы избавились от советского дуболомства, но вместо него набрали худшего, что есть в ≈вропе. » вместо тупости и пошлости советской страдаем от западной. —амое отвратительное Ђот нихї помножено на родную агрессию Ц в разобщенной стране она естественна.

я вожу машину с 69-го и отлично понимаю все про человека по манере его вождени€. ћосква зан€та бешеным самоутверждением Ц всюду локти, локти.  огда начались банкеты и презентации, € эти локти почувствовала с особенной остротой: люди ели Ц и одновременно держали оборону. Ќечто подобное наблюдаем мы и сейчас, в масштабе страны.

Ц ј нет ли у вас ощущени€, что советский проект был ориентирован на сверхчеловека, на сверхъестественное усилие? ј сегодн€ мы топчемс€ на гноище, ничего от человека не требуем, потакаем худшему в нем Е

Ц Ќу, на сверхчеловека был ориентирован и фашизм. ¬от поздний Ќицше, уже на грани безуми€, от сверхчеловечности отошел. ≈го оп€ть стало привлекать состраданиеЕ –аска€ниеЕ ћожет, уже загл€дыва€ в бездну, он пон€л, чем сверхчеловечность грозит. ¬от это устремление к точке Ќјƒ человеком Ц оно русской культуре не очень свойственно, она как-то все больше двигалась вглубь. » вместо культа сильной личности формировала культ слабой Ц сомневающейс€Е Ќе думаю, что Ђсоветский проектї был здесь органичен.

Ц ƒл€ интеллектуалки вроде вас любовь всегда Ц унижение.  ак это, €, така€ умна€ Ц и от кого-то завишу?

Ц ѕо молодости € так думала. Ёто было то, чем € не владела, вроде наваждени€, Ц и € хотела, чтобы это скорей прошло, как болезнь. ѕотом научилась справл€тьс€. ѕочему это должно быть унижением дл€ мен€, если не было унижением дл€ јхматовой? јхматова страшно мучилась, заболела раком кожи Ц после того, как ее оставил ѕунин, полюбивший другую. ≈е челка в конце 30-х прикрывала изуродованный болезнью лобЕ “ак же зависела она от √аршина, который тоже ее бросил, Ц ее, јхматову! ќна не стесн€лась зависимости Ц что уж мнеЕ ј сейчас это мен€ и не волнует почти.

Ц јль€нс актрисы и драматурга считаетс€ идеальным. ¬ вашем случае это так? ¬ладимир ¬алуцкий Ц сценарист первого р€даЕ

Ц ” нас раздельное хоз€йство в этом смысле. ¬месте мы работали на единственной картине Ц Ђѕовесть о неизвестном актереї.

Ц Ќо ваши черты Ц почти во всех его героин€х! ¬ той же Ђ«имней вишнеїЕ

Ц ƒа совершенно это не € Ц что возлюбленна€ геро€, что его женаЕ Ёти роли мне не предназначались. Ђ«имн€€ вишн€ї задумывалась другой, более жесткой историей. “о, что она породила шквал подражаний, Ц следствие известной мелодраматичности, а сценарий-то писалс€ дл€ »льи јвербаха, с которым мы дружили.

я вообще не сторонница работы с друзь€ми и родственниками. Ёто портит отношени€.

Ц Ќо ведь поймет по-насто€щему только коллегаЕ

Ц ∆ить лучше с человеком своего или близкого цеха, а работать отдельно.

Ц ” вас никогда не было обиды, что вы родились именно в –оссии?

Ц ѕод гор€чую руку, в раздражении, которое € стараюсь все-таки сделать точечным и побыстрее о нем забыть, € произношу про себ€ пушкинскую формулу: Ђ„ерт мен€ догадал родитьс€ в –оссии с умом и талантомЕї Ќо стоит мне пожить на «ападе Ц и € понимаю: нет, все правильно. √де родилс€, там и пригодилс€. Ќад каждой страной Ц свой энергетический купол. я его вижу, и купол над –оссией Ц не худший. ¬ сознании ее жителей остаютс€ только шедевры, вдохновленные Ѕогом. Ёнергетика –оссии положительна, ее искусство человечно Ц у нас невозможен Ѕеккет. ’от€ и считаетс€, что он вырос из „ехова.

¬прочем, € смотрела когда-то пьесу Ѕеккета, где родители и сын живут в мусорных баках, Ц недавно с ужасом пон€ла, что и сама живу в мусорном баке. ћое пространство страшно захламлено. я завидую одной подруге, сделавшей евроремонт и установившей в квартире культурную, просторную пустоту. ќставь мен€ кто-нибудь в такой квартиреЕ

Ц ...вы с ума сойдете.

Ц я ее тут же захламлю, как и это мое жилище. –асставлю и разложу какие-то блокноты, чашкиЕ ћне самой не нравитс€ так жить. Ќо в другое пространство € не вписываюсь.

ѕублика никогда не любила мен€

Ц ¬ы сыграли у ћуратовой в ЂЌастройщикеї.  артина блест€ща€. ѕочему прежние фильмы ћуратовой дружно принимали в штыки, а эта всех так умилила?

Ц „естно скажу: в этом есть заслуга моей героини. ћуратова предполагала персонажа более карикатурного, провинциального, со смешной прическойЕ ј € играла женщину из соседнего подъезда. ” мен€ не было с ћуратовой пр€мых столкновений на картине, если не считать одного спора из-за прически. я просто, не спор€, сделала роль так, как хотела.

Ц ¬ам не кажетс€, что кино сегодн€ должно быть жестоким? »наче оно просто не пробьет зрител€, заросшего броней?

Ц ∆естоким? Ќет. »скусством надо заниматьс€ не ради зрител€ Ц пробить его, потр€сти, изменить, Ц а ради себ€. ” мен€ иначе не получаетс€. ѕублика никогда не любила мен€. Ќа сборных концертах “аганки на гастрол€х мои номера не пользовались успехом. я могу держать зал одна, но в ансамбле проигрываю. Ёто Ц одна из причин моего ухода из театра. я сейчас предпочитаю либо монологи, либо работу в документальном кино. ћы закончили фильм о ћарии ‘едоровне, матери последнего русского цар€. Ёто было чрезвычайно увлекательно Ц и никто не мешал мнеЕ

Ќа сцене € не думаю о зрителе. Ќадо играть дл€ себ€ и Ѕога, как в греческом театре, где единственный зритель и критик Ц ƒионис.

Ќа концертах мне не мешают звон€щие в зале мобильники. Ёто зрител€м они мешают. ћне Ц нет.

Ц “рудно актеру без своего репертуарного театра?

Ц ћолодому актеру он желателен.  огда на твоих глазах над ролью работает —моктуновский Ц это что-то дает, согласитесь. –епертуарный театр дает возможность проследить динамику долго живущего спектакл€: € 10 лет играла с ¬ысоцким в Ђ√амлетеї. » видела, как мен€лась его игра: от страшного надрыва первых спектаклей Ц к абсолютному внутреннему спокойствию позднего Ђ√амлетаї. »ное дело, что спектакль был ему труден чисто физически Ц непрерывные монологиЕ

Ц ѕочему он и прибегал к допингам, в том числе наркотического свойства.

Ц Ёто сейчас преувеличено, и не в этом было дело. ƒумаю, эта его болезнь Ц как и предыдуща€, пь€нство, Ц была ему нужна дл€ другого. Ёта зависимость формировала чувство вины. ј оно позвол€ло играть с особенной трагической силой.

Ц ≈сть сегодн€ в ћоскве театр, во главе которого Ц насто€ща€ личность?

Ц ќстатки. “еатры Ћюбимова, «ахарова, отчасти јнатоли€ ¬асильева. “еатр ¬асильева нравитс€ мне меньше, чем сам ¬асильев, Ц и он тоже существует не дл€ зрител€. Ёто именно школа Ц Ђ»лиадуї, скажем, смотреть непросто. Ќо она и не дл€ просмотра, а дл€ того, чтобы артисты учились осваивать гекзаметр при помощи ушуЕ

Ц ƒумал, вы назовете студию ‘оменко.

Ц ‘оменко Ц не тот хоз€ин театра, о котором вы спрашиваете. ќн воврем€ сумел оперетьс€ на учеников, как бы растворитьс€ в них. Ќо € не считаю этот театр эталонным: там свои проблемы. ѕросто подобралс€ отличный курс, сейчас все они уже взрослые людиЕ ƒл€ кино Ц эти актеры идеальны. Ќо у мен€ претензии профессионального свойства: голоса по-насто€щему не поставлены, на большой сцене всЄ тер€етс€. ” студии ‘оменко есть оба€ние молодости, домашности Ц но это очень камерное.

Ц  то-то из современных артистов внушает вам уважение или надежды? ” кого есть насто€ща€ техника?

Ц “ехника есть почти у всех, это самое обидное. —тало трудно отличить артиста от имитатора Ц некую сумму технических приемов набрали все. Ќо большинство играют Ђсеб€ в предлагаемых обсто€тельствахї. ј это неинтересно. Ќадо играть дистанцию по отношению к герою Ц умение увидеть его со стороны, целиком, отстранитьс€, что лиЕ “о ли у людей не хватает опыта, то ли Ц элементарно времени.

Ц ј есть режиссер, с которым вы хотите работать?  оторому готовы сказать: Ђƒавайте что-нибудь поставим дл€ мен€!ї

Ц я не очень люблю работать. я люблю лежать на диване с книжкой. » мне трудно себе представить Ц как это, € специально ищу режиссера, подхожу к нему и предлагаю трудитьс€?

ќт дн€ рождени€ убегу в круиз

"ћое пространство сильно захламлено"

Ц  ак отметите юбилей?

Ц Ќикогда не справл€ю дни рождени€. Ќа этот раз убегу в круиз. —тараюсь не участвовать в спектакл€х, приуроченных к моему дню рождени€. “олько раз мне не удалось отвертетьс€ Ц уже напечатали программки с календарным поводом. Ђ¬ишневый садї. я уже не знала, куда бежать, Ц и вдруг в день спектакл€ у мен€ пропал голос. “ак € и не сыграла.

Ц ¬ы всегда отлично держите себ€ в руках Ц а вообще нервность полезна актеру?

Ц ќчень полезна. Ёто же эмоциональна€ подвижность, актеру надо бросатьс€ в крайности, стремительно переходить от слез к смеху Ц а дл€ того нужна разм€гченна€ психика. Ёто доводит и до сумасшестви€, но с ума сход€т и абсолютно спокойные люди. Ќервозность не сама€ больша€ плата за талант.

Ц ¬ас трудно узнать на улице. ¬ы этому рады?

Ц ƒа, € сильно мен€юсь даже в зависимости от настроени€. —егодн€ одно, завтра другое Ц соответственно и другое лицо. ќдин покойный критик писал, что мое лицо Ц как холст: что захочешь, то и нарисуешь. я живу в этом доме давно, часто прохожу мимо консьержки Ц и она не узнает мен€! “олько спрашивает: вы к кому?   ƒемидовой? ќна домаЕ ќдин раз € не выдержала: почему вы не узнаете мен€?! ќна сказала, что € очень сильно мен€юсь, Ц и € восприн€ла это как серьезный комплимент.

Ц ј внутри вы мен€етесь в зависимости от возраста?

Ц Ћюди вообще склонны мен€тьс€, но чисто внешне. ¬нутренне человек неизменен, насколько € могу судить Ц по крайней мере о себеЕ ” мен€ те же словечки, те же оценки, мен€ бес€т или радуют те же вещиЕ » –осси€ мало мен€етс€ Ц там, в глубине.

Ц — помощью актерского опыта вы можете определить, насколько врет тот или иной политик?

Ц ћогу, а смысл? я не думаю о политике Ц не в ней дело. ¬сю жизнь воспринимаю ее боковым зрением.

Ц ¬ы хорошо владеете собой?

Ц ƒумаю, да.

Ц Ёто трудно? ¬ам аукаетс€ это насилие над собой?

Ц ƒа нет почти никакого насили€. я общаюсь с очень небольшим количеством людей. Ќепри€тные мне люди составл€ют в этом кружке ничтожное меньшинство. я уже могу себе позволить не нравитьс€ тем, кто не нравитс€ мне.

Ц Ќасколько соответствует истине легенда о вашем аристократическом происхождении?

Ц Ћегенда есть, но € ничего не знаю достоверно. ќтца посадили в 32-м. ќн вернулс€, родилась €. ¬ 41-м он ушел на фронт и в 44-м погиб. я помню о нем, только как иду к нему, делаю первые шаги. ћне был год. Ёто помню четко Ц наверное, он очень мен€ любил, радовалс€, что € иду к нему, и мне хотелось ему показать, как € хожу. Ёто помню совершенно отчетливо. ≈ще Ц как € обнимаю его и мы вместе скатываемс€ с горы на лыжах. ѕомню восторг.

Ц „то вас сейчас увлекает, помимо кино и театра?

Ц ћне на »кше, где у нас дача, подарили цветочные гр€дки. » оказалось, что цветоводство по изощренной сложности не уступает актерскому делу.

Ц ¬ы отслеживаете людей, их манеры, привычки, все кладете в копилку, чтобы использовать при случае. Ёто должно выматыватьЕ

Ц я могу показать человека. Ќо интересно не это. ћне всегда удавалось ставить себ€ на чужое место. Ёто мо€ игра. ƒар€ книгу другу или подруге, € почти всегда сначала читаю ее их глазами Ц и всегда угадываю, что их привлечетЕ Ёто не выматывает.

Ц Ёто тоже актерское?

Ц Ёто было еще до вс€кого актерства. ћожет, € потому и пошла в театр, что умею превращатьс€ в других.

јлизаде ∆або
Ћ»«ј 27.06.2023 12:36:12
јлла —ергеевна, поздравл€ю с наступающим юбилеем, будьте здоровы, живите долго!  ак-то очень давно слышала как вы сказали, мол, хороший актЄр - великий обманщик! я еще почему-то тогда про себ€ возмутилась ..теперь только начала понимать смысл))...—пасибо за это интервью..




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru