Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—ара Ѕернар

   /   

Sarah Bernhardt

   /
             
‘отографи€ —ара Ѕернар (photo Sarah Bernhardt)
   

ƒень рождени€: 22.10.1844 года
ћесто рождени€: ѕариж, ‘ранци€
ƒата смерти: 26.03.1923 года
ћесто смерти: ѕариж, ———–
¬озраст: 78 лет

√ражданство: ‘ранци€
—оцсети:


Ѕожественна€

јктриса

 огда закатилась ее звезда, она не была ни бедной, ни одинокой, ни всеми забытой. ’от€ такое часто случаетс€ с великими женщинами, расставшимис€ с красотой и сменившими ее на малопривлекательный, зато пышный, букет болезней и даже старческое уродство. ¬озможно, так произошло потому, что ее всемирно признанный талант великой актрисы не шел ни в какое сравнение с ее режиссерским талантом. ¬еликолепно поставленный ею спектакль под названием Ђћо€ жизньї закончилс€, как обычно, триумфом.

02.11.2005

¬ окт€бре 1844 года у красавицы еврейки голландского происхождени€ ёдифи ’арт родилась девочка, нареченна€ √енриеттой –озин. ј так как молода€ мать пользовалась репутацией содержанки, то никого не удивило, что по€вившийс€ на свет ребенок был незаконнорожденным. —пуст€ несколько мес€цев крошка выпала из высокого детского стульчика, угодив при этом пр€мо на угли гор€щего камина. Ќесчастную тут же запихнули в большое ведро с только что надоенным молоком, а потом долго оборачивали масл€ными компрессами. ¬последствии актриса рассказывала об этом жутком происшествии с лед€ным спокойствием сверхъестественного существа, застрахованного от всех напастей ЂЌичего, никаких следов, если не считать чересчур розовой кожиї. ѕо всей веро€тности, она уже родилась с умением держать удар, чтобы ни было.

—ара Ѕернар фотографи€
—ара Ѕернар фотографи€

¬ 7 лет √енриетта не умела ни читать, ни писать, ни считать. ѕричиной тому было вечное отсутствие матери, обожавшей путешествовать и, видимо, вовсе не в одиночку. ќтец девочки Ч Ёдуард Ѕернар не выказывал никакого интереса к самому факту ее существовани€. ƒа и мать с тетками, хоть и знали, что она больна туберкулезом, своим вниманием ее не баловали. » в конце концов ее отдали в пансион мадам ‘рассар, а потом перевели в другой при монастыре √ран Ўан в ¬ерсале. ќдной из причин этого решени€ был и дерзкий нрав девочки, а потому родные решили, что монахин€м будет гораздо легче справитьс€ с ее непростым характером. Ќо и здесь все попытки привить девочке хорошие манеры и интерес к учению были тщетными.

„етыре раза воспитанницу выгон€ли из пансиона за поступки, которые считались неискупимыми прегрешени€ми. »... те же 4 раза принимали обратно, не уме€ усто€ть перед просьбами, раска€нием и тем обезоруживающим очарованием, которым эта сорвиголова была одарена от природы. ¬р€д ли благочестивые сестры могли даже предположить, что они €вились жертвами тех чар, которые со временем будут околдовывать всю пришедшую на ее спектакли публику как в ≈вропе, так и в јмерике. ’от€, суд€ по запис€м монахинь по поводу своих подопечных, этой девочке не был предназначен обычный земной путь, а потому она будет или Ђ€рким светилом благочести€, или одним из краеугольных камней соблазна и ужаснейшей грешницейї.

Ќо однажды это Ѕожье наказание Ч худша€ из всех в прилежании и поведении, бросилась спасать тонувшую в пруду подругу. ¬ытащив несчастную и выкарабкавшись на берег со ртом, набитым тиной, спасительница же от нервного потр€сени€ упала в обморок. ј потом сквозь сильный жар она услышала, как мать-насто€тельница, дежуривша€ возле ее кровати, сказала врачу

Ч Ёта девочка Ч лучшее, что у нас есть... ќна стала бы самим совершенством, если бы посв€тила себ€ ѕресв€той ƒеве.

Ќадо сказать, что ничто так не грело √енриетту, как мысль о ее избранности, да еще подтвержденна€ другими! » она решила остатьс€ в монастыре. Ќавсегда. Ќо вот у матери относительно ее будущего были совсем другие планы. Ќа пожизненную ренту жить было не слишком весело, а потому она решила, что девочке нужна професси€ и желательно хлебна€. Ќа семейный совет был призван очень-очень близкий друг ёдифи  арл ќгюст де ћорни, сводный брат Ќаполеона III, бывший тогда весьма вли€тельным лицом в государстве и большим ценителем женской красоты. ¬ угловатой и нескладной девочке-подростке он €вственно увидел будущую обладательницу совершенно особого типа красоты. ћужчины будут добиватьс€ ее с риском дл€ жизни. ј значит, пусть идет на сцену, например в  онсерваторию.

Ќа экзамене 16-летн€€ претендентка читала басню Ђƒва голуб€ї. » вскоре ей было объ€влено, что она прин€та Ч видимо, желани€ такого покровител€, как де ћорни, исполн€лись там св€то. ј спуст€ два года птица счасть€, веро€тно, подосланна€ тем же доброжелателем, принесла ей плотный конверт с фирменным клеймом Ђ омеди ‘рансезї. ќна даже ущипнула себ€, чтобы убедитьс€ в том, что это не сон. ≈е приглашают в самый знаменитый и старейший мольеровский театр! Ќазавтра она уже подписывала тр€сущейс€ от волнени€ рукой контракт. ¬ августе 1862 года новенька€ отправилась на первую в жизни репетицию. ≈й дали роль в Ђ»фигении в јвлидеї –асина. 1 сент€бр€ того же года протеже герцога де ћорни сто€ла у здани€ Ђ омеди ‘рансезї, где висела больша€ афиша Ђƒебют мадемуазель —ары Ѕернарї. » с тех пор это сценическое им€ вошло в историю.

...ќна ждала своего выхода и тр€слась так, что стучали зубы. Ѕыло €сно, что от страха голос станет глуше Ч напасть, с которой было столько борьбы, и если ей не удастс€ вз€ть себ€ в руки, провал будет неминуем.

Ћучшие дн€

—екрет молодости ƒжулианны ћур
ѕосетило:40891
ƒжулианна ћур
јлександр ягубкин. Ѕиографи€
ѕосетило:16659
јлександр ягубкин
ћихаил  ошкин: “-34: ќтец легендарной Ђтридцатьчетверкиї
ѕосетило:5938
ћихаил  ошкин

ѕам€ть стремительно откручивала врем€ назад. ≈й дев€ть лет. ќна прин€ла вызов кузена, за€вив, что перепрыгнет через ров. Ёто не удавалось никому. ¬ результате Ч разбитое лицо, сломанна€ кисть руки, в кровь ободранные коленки.  огда ее несли домой, она сквозь всхлипывани€ упорно продолжала кричать

Ч ¬се равно € это сделаю во что бы то ни стало и всю жизнь буду делать то, что захочу!

¬ечером тетушка, жела€ утешить плем€нницу, спросила, что ей подарить.

Ч ћне хотелось бы иметь почтовую бумагу с моим девизом.

Ч  аким же именно

Ч Ђ¬о что бы то ни стало!ї

ѕрошло 9 лет. Ќастало врем€ доказать, что ее девиз отнюдь не был пустым звуком.

Ќаутро газета писала Ђћадемуазель Ѕернар, дебютировавша€ вчера в Ђ»фигенииї, Ч высока€, стройна€ девушка при€тной наружности, особенно красива у нее верхн€€ часть лица. ƒержитс€ она хорошо и обладает безупречной дикцией. Ёто все, что можно сказать о ней в насто€щий моментї. » все же —ара продолжала играть, но ровно до тех пор, пока не гр€нул скандал. ¬осемнадцатилетн€€ начинающа€ актриса в ответ на обиду, насененную ее младшей сестре –ашели, дала звонкую пощечину именитой театральной приме. —тарание директора уладить конфликт и заставить новенькую признать себ€ виновной успехов не принесло. ≈е упорство закончилось тем, что после года работы контракт был разорван и ей пришлось уйти из театра.

–одственники пришли в шок, но —ара и не думала унывать, пойд€ дорогой проб, ошибок, а в общем Ч перемен. »грала в театре Ђ∆имназї, где провалилась в роли русской принцессы и даже подумывала покончить жизнь самоубийством. Ќо у таких жизнелюбивых натур после минут презренной слабости обычно наступает прилив энергии. » —ара поспешила вз€ть реванш, удрав от непри€тностей в »спанию, где ей довелось встретитьс€ с бельгийским принцем јнри де Ћинем, который настолько влюбилс€, что был готов женитьс€, но при условии ее отказа от сцены. ќднако родн€ принца пришла в ужас от перспективы породнитьс€ с неудавшейс€ актрисой да к тому же еврейкой. ¬ результате ей пришлось отказатьс€ от возлюбленного. ј 22 декабр€ 1864 года у —ары родилс€ сын, позволивший ей найти утешение в материнстве.

—ын ћорис всегда был ее самой большой любовью. », к счастью, эта любовь была взаимной.

 ак только друзь€ сообщили —аре, что есть возможность получить ангажемент в Ђќдеонеї, она устремилась туда. ≈й предложили мужскую роль Ч «анетто в пьесе ‘.  онпе Ђѕрохожийї. ¬ дальнейшем у Ѕернар будет цела€ коллекци€ мужских ролей, которые она очень любила, в том числе  ерубино из Ђ∆енитьбы ‘игарої, шекспировский √амлет, герцог –ейхитадский, сын Ќаполеона в драме Ё. –остана.

Ќеутолима€ жажда играть уже не вызывала сомнений в правильности выбранного пути. ¬ Ђќдеонеї Ѕернар играла с 1867 по 1872 год. –оль королевы в Ђ–юи Ѕлазеї ¬иктора √юго открыла еще одну сторону ее даровани€. ќна играла женщину, не ведавшую любви, Ч меланхоличную, мрачную и несчастную. Ќо стоило искренней страсти лишь коснутьс€ ее замороженного сердца, как произошло чудесное превращение. Ђ√-жа —ара Ѕернар как бы создана дл€ изображени€ удрученного скорбью величи€. ¬се ее движени€ исполнены благородства и гармонии, Ч заливались критики. Ч ¬станет ли она или с€дет, пойдет или повернетс€, длинные складки ее вышитого серебром плать€ ложатс€ вокруг нее с поэтической грациейї.

«а шумихой, подн€той по поводу внезапного возвращени€ Ѕернар после Ђиспанских гастролейї, мало кто успел заметить ее артистическое и женское совершенство. ƒраматический роман с принцем, материнство, неутолимое желание во что бы то ни стало утвердитьс€ на сцене Ч все это позвол€ло Ѕернар внести в свою игру новые краски и нюансы. ќна придумывала дес€тки уловок, заставл€вших зрителей завороженно следить за каждым ее шагом. –оза, приколота€ к корсажу в первом действии, к четвертому облетала. Ётот маленький трюк был из€щен и крайне красноречив дл€ тонких душ. ¬  онсерватории —ару ругали за то, что она поворачиваетс€ к зрителю спиной, и она Ђнаучилаї свою спину быть выразительнее иных монологов.

Ќасто€щим даром небес был дл€ Ѕернар ее голос, голос сирены, полный томлени€ и нежности. √оворили, что в ее горле спр€тана арфа.  .—. —таниславский, например, считал искусство Ѕернар €рким примером сценического совершенства от отточенности дикции до выверенности каждого жеста.

“еатр Ђќдеонї стал буквально местом паломничества. ѕон€в, что жар-птица за хвост уже схвачена, Ѕернар весьма активно и целенаправленно стала заниматьс€ тем, что сегодн€ было бы названо промоушеном. ѕожалуй, она оказалась первой большой актрисой, котора€ задолго до по€влени€ визуальных средств информации пон€ла, насколько важна эта задача дл€ карьеры. —пособы ее достижени€, к которым Ѕернар прибегала, вызывали потаенные споры и разговоры.

√роб из красного дерева, обитый внутри стеганым атласом, который актриса повсюду возила с собой, сделалс€ бульварной легендой и, так или иначе, пополн€л р€ды ее недоброжелателей. ƒразн€ публику эксцентрическими выходками, Ѕернар поневоле поддерживала разноголосицу мнений одни поклон€лись ей как актрисе исключительного таланта, другие Ч видели в Ѕернар ловкую, беззастенчивую особу, привлекающую зрителей в театр скандальным поведением.

 огда пожар полностью уничтожил квартиру актрисы, ее обвинили в намеренном поджоге и организации Ђогненного представлени€ї. ѕримерно такую же реакцию вызвал и полет —ары на воздушном шаре Ч далеко не безопасное по тем временам меропри€тие.  арикатуры, эпиграммы Ч им, казалось, не было конца. », разумеетс€, особую пищу дл€ разговоров давала лична€ жизнь госпожи Ѕернар, ее бесконечные романы, завораживающие подробности которых не давали поко€ обывател€м.

ј подробностей этих действительно хватило бы на целую жизнь дес€тка женщин. ≈сли даже отбросить смелое предположение, сделанное в одной книге, что Ѕернар соблазнила всех глав государств ≈вропы, то и тогда список ее жертв будет внушительным. —реди ее могущественных поклонников называли наследника английского престола, ставшего позже королем Ёдуардом VII, императора јвстрии ‘ранца »осифа I, корол€ »спании јльфонсо и корол€ »талии ”мберто, а также корол€ ƒании  ристиана IX. ¬се они не только восхищались ее божественным даром, но и осыпали драгоценными подарками.

’от€ череду ее Ђвысокихї любовников весьма ощутимо теснили партнеры по сцене, затем, как правило, переходившие на роль ее верных друзей.

Ќи сцена, ни годы, ни болезни не утол€ли потребности ее сердца. ’от€ она, не стесн€€сь, признавалась, что никогда не отдавала всю себ€ без остатка, и рассудок неизменно играл первую роль в любом ее увлечении. ¬ерила ли она в любовь до гробовой доски ≈два ли. ƒом ее матери, всегда полный мужчин, стал дл€ нее слишком хорошей и суровой школой чувств. Ђ„ем больше € их видела, тем меньше они мне нравилисьї, Ч признавалась актриса. Ќезадолго до своего 70-лети€, во врем€ американского турне, она всерьез увлеклась Ћуи “еллигеном, который вдвое был ее моложе. »х отношени€ длились четыре года и остались в пам€ти возлюбленного Ђбожественной —арыї как Ђсамые лучшиеї в его жизни.

ћагическое воздействие на мужчин, бесспорно, немало послужило дл€ ее славы, но всегда существовавшие моралисты строго осуждали подобные нравы, присущие Ђвавилонской блудницеї.

» вот нова€ сенсаци€ актрису, имеющую такую репутацию, приглашают в Ђ омеди ‘рансезї. „ерез дес€ть лет после своего бесславного ухода из дома ћольера она вошла в него на правах триумфаторши. ѕравда, за разрыв контракта с Ђќдеономї ей пришлось заплатить громадную неустойку. ј большинство актеров Ђ омеди ‘рансезї едва сдерживали зубовный скрежет Ч ее возвращение оскорбило множество самолюбий, оттеснив в сторону тех, кто мечтал о выигрышных рол€х. Ќо стихи€ борьбы, стихи€ сопротивлени€ отнюдь не были чужды —аре Ѕернар. ј потому она шла напролом, порой не успева€ уклон€тьс€ от ударов, а порой и сама нанос€ их.

 ак писали тогдашние газеты, ее первое выступление в пьесе ƒюма-отца Ђбыло неудовлетворительної. Ќо несмотр€ на град критики и €звительные уколы, —ара уже начала готовить роль ‘едры, ту самую роль, в которой ее предшественница актриса –ашель произвела на зрителей неизгладимое впечатление.

–епетиционный процесс был длительным и невообразимо трудным. ƒаже недруги справедливо изумл€лись ее энергии, мужеству и терпению временами ей приходилось прерывать репетицию, потому что у нее начинала идти горлом кровь. ќна сумела вз€ть эту трагическую высоту. ≈е ‘едра в стенах мольеровского театра, с давних пор столь к ней недружелюбных, была не просто успехом, она принесла ей насто€щую славу.  то-то из великих сказал, что человека посто€нно преследуют две напасти перва€ Ч это стремление к желанной цели, втора€ Ч ее достижение. —толь вожделенный когда-то дл€ Ѕернар Ђ омеди ‘рансезї стал все меньше и меньше удовлетвор€ть ее, хот€ в скором времени к ‘едре прибавились и ƒездемона, и јндромаха, и много других классических ролей.

–усский театральный критик Ћугель, увидев ее игру, был безмерно изумлен тем, что она вообще делала на этой незыблемо академической сцене. ѕо его мнению, эта Ѕернар просто рождена была быть сокрушительницей всех традиций. ¬едь даже невооруженным взгл€дом было видно, что она актриса нового времени, времени модерна. ≈е сценическа€ природа требовала и иного стил€, и иной техники исполнени€, и иных пьес. Ѕернар лучше, чем кто-либо, €вственно осознавала свою Ђнеакадемичностьї. Ќедаром же в сердцах она частенько называла дом ћольера Ђсклепом мертвецовї.

ќднажды к Ѕернар обратилс€ парижский скульптор ћатье ћенье с просьбой сделать ее бюст.

Ч ќхотно! Ч отвечала —ара. —обственные портреты, фотографии и рисунки всегда вызывали в ней живейший интерес.

ѕозиру€ ћенье, —ара почему-то, как никогда раньше, внимательно следила за всем происходившим. ќна не спешила уйти из мастерской и со свойственной ей откровенностью и пр€мотой или хвалила скульптора, или обращала его внимание на недостатки. “от же не успевал поражатьс€ точности и профессионализму ее замечаний.

Ч ƒа у вас абсолютно верный глаз. ѕочему бы вам самой не попробовать зан€тьс€ лепкой

Ч ј и вправду, почему? ƒайте-ка мне глину.

’от€ тут же спохватилась, вспомнив о том, что подошло врем€ ехать в театр. Ќо тот, казалось бы, пуст€чный разговор не прошел бесследно. ћысль зан€тьс€ лепкой крепко засела в ее голове Ђ омеди ‘рансезї перестал быть дл€ нее источником творческого азарта, а без этого она жить не могла. ј потому —ара с присущим ей рвением вз€лась за изучение анатомии, посто€нно разгл€дывала на собственном теле все мышцы, а затем упросила ћенье давать ей уроки.  акими бы утомительными ни были зан€ти€ скульптурой, как бы ни ломило ее пальцы, разминавшие глину до необходимого состо€ни€, она упорно продолжала начатое. ¬ 1873 году в парижском —алоне был выставлен мраморный бюст ее работы. “рижды пыталась она сделать свой портрет, но вс€кий раз неудачно. — досады она просто разбивала их об пол.

ƒвадцать лет подр€д —ара Ѕернар выставл€ла свои скульптурные работы на ежегодных парижских выставках. ’от€ –оден, например, относилс€ к ее дарованию весьма скептически, утвержда€, что публика приходит поглазеть на ее работы только из-за того, что сделаны они —арой Ѕернар. » тем не менее в 1876 году за созданную ею скульптурную группу Ѕернар удостоилась премии, ставшей предметом особой ее гордости.

ѕисала она и маслом. ” ее знакомых хранились пейзажи, сделанные ею во врем€ поездки в Ѕретань. ј порой Ѕернар бралась даже за сюжетные работы. “е, кто видел, утверждали, что Ђее больша€ картина Ђћеде€, убивающа€ своих детейї открыла в ней крупный художественный талантї. ¬ —алоне 1880-го по€вилась еще одна ее работа Ч Ђƒевушка и смертьї, по за€влени€м репортеров, Ђобративша€ на себ€ всеобщее вниманиеї.

”влечение скульптурой и живописью, которым —ара предавалась в специально устроенной дл€ этого мастерской, отодвигали за задний план еще одну грань ее многочисленных дарований Ч литературную. ќна обладала легким, из€щным и очень образным слогом. „тобы убедитьс€ в этом, достаточно прочесть книгу ее воспоминаний. Ђћен€ упрекают, Ч писала однажды Ѕернар сотруднику газеты Ђ‘игарої јльберту ћилло, Ч в том, что € желаю делать все и играть, и рисовать, и заниматьс€ скульптурой. Ќо € ведь зарабатываю этим деньги...ї » это было правдой Ч она была той женщиной, котора€ привыкла к самосто€тельности, понима€, что помощи ждать неоткуда, а значит, полагатьс€ было нужно прежде всего на здравый смысл, оставл€€ в стороне сантименты.

«десь стоит сказать и о ее легендарных нар€дах. ћногие из них были рождены именно благодар€ ее иде€м и фантази€м. ” нее было великолепное чувство стил€. ќна в совершенстве владела искусством одеватьс€, всегда учитыва€ собственную индивидуальность.

ќна творила свой неповторимый облик не только с помощью уникальных туалетов, но и примен€€ самые изощренные тонкости маки€жа. ≈е грим был абсолютно уникальным. »менно от Ѕернар пошла манера делать сильный цветовой акцент на ушах, перен€та€ позже другими поколени€ми французских актрис. Ётот прием позвол€л особенно оттенить благородную бледность лица. —ара вообще гримировала многое из того, что гримировать было не прин€то. ќна, например, частенько подкрашивала кончики пальцев рук Ч тогда их игра приобретала особую выразительность.

√астроли Ђ омеди ‘рансезї по јнглии невольно задержали окончательный разрыв Ѕернар с наскучившей ей сценой. ѕрибытие труппы в Ћондон было обставлено так, чтобы все думали вот мадам Ѕернар, ну а с ней и Ђ омеди ‘рансезї. јнглийский писатель ќскар ”айльд, будучи гор€чим поклонником актрисы, задумал уложить ковровую дорожку, по которой должна была ступать Ђбожественна€ —араї, огромными букетами белых лилий.

ѕозже она вспоминала тот ужас, который испытала от необходимости поставить ногу на эти благоухающие охапки, но громаднейша€ толпа просто не дала ей времени на раздумь€. Ћондонские спектакли с ее участием шли с переаншлагами. √де бы она ни по€вл€лась, ей оказывали королевские почести. —тановилось совершенно очевидно, что ее слава давно уже вырвалась за пределы ‘ранции. ѕолученный за выступлени€ гонорар был буквально фантастическим. » тем не менее по возвращении из этой триумфальной поездки —ара Ѕернар все же объ€вила директору Ђ омеди ‘рансезї о своем уходе. “еатр, ѕариж и, казалось, едва ли не все французы были оскорблены. √азеты тут же запестрели критическими, а порой и просто издевательскими стать€ми. Ќа ее защиту решительно встал Ёмиль «ол€ Ђ¬ы говорите, что у нее нет никакого таланта. “ак зачем же вы 8 лет одур€ли ее фимиамом похвал.. ¬ы портите женщин, потом убиваете их!.. ќ, народ па€цев!ї.

ƒирекци€ Ђ омеди ‘рансезї подала на Ѕернар иск в суд за причиненные убытки. ќна оплатила всю за€вленную сумму и уехала на гастроли в јмерику. “ам за 205 дней она дала 162 представлени€. –епетировала Ѕернар в купе поезда или в каюте парохода. ƒух странствий увлекал ее из јвстрии в ¬енгрию, из Ўвеции в ƒанию, а затем в √олландию.

¬ первый раз Ѕернар приехала в –оссию в 1881-м. »менно в том году она единственный раз в жизни вышла замуж. ≈е избранником стал јристид ∆ан ƒамала, бывший 11 годами ее младше, греком по происхождению и бонвиваном по призванию. ƒамала состо€л на дипломатической службе в ѕетербурге, где и произошла их перва€ встреча. Ѕудучи в –оссии, она убедилась, что на стыке ≈вропы и јзии живет народ истинных театралов, готовый сто€ть за билетами в самые лютые морозы, осыпать зимой великолепными цветами, угощать так, как нигде в мире, прославл€ть и прочее. —вое непродолжительное пребывание в ѕетербурге Ѕернар потом вспоминала неоднократно. ≈е поражало буквально все, но более всего Ч императорска€ галантность јлександра III, который в ответ на ее реверанс сам склонилс€ перед ее великим талантом.

—упружество не принесло Ѕернар ни счасть€, ни поко€, став дл€ нее серьезным испытанием. ƒамала с удовольствием волочилс€ за молоденькими дамами, много пил и в результате с дипломатической службой было покончено очень быстро. ќбнаружив в супруге некоторые актерские способности, Ѕернар пыталась пристроить его в театр, но этого ей сделать не удалось. » вскоре они разошлись. Ќемного позже, узнав, что бывший супруг неизлечимо болен, —ара с поразительной самоотверженностью пыталась хоть как-то скрасить его конец. ƒамала умер в неполных 35 лет, сгубив свою жизнь наркотиками.

–азрыв с Ђ омеди ‘рансезї обернулс€ дл€ нее новыми интересными рол€ми и пьесами современных авторов. Ќо ее истинным шедевром стало исполнение роли ћаргариты √отье в драме ј. ƒюма-сына Ђƒама с камели€миї.   сожалению, никто из нас не может представить себе ничего из того поистине легендарного спектакл€. » здесь не помогут описани€ Ђженственности и грации первых актовї, Ђсовершенно исключительной выразительности плачущих рукї актрисы и той Ђвеликой скорбиї, которой она буквально наполн€ла огромный зал, заставл€€ и женщин, и мужчин не скрывать слез...

¬ 1893 году —ара Ѕернар приобрела театр Ђ–енессансї, а спуст€ 5 лет еще и театр ЂЎатлеї на одной из красивейших площадей ѕарижа. ќна руководила им, сама игра€ в нем 24 года. ≈е правой рукой неизменно был сын ћорис. Ёто многотрудное дело было как бы вторым ребенком Ѕернар, отнимавшим массу сил и не оставл€вшим времени даже на сон. »нтересно, что драматург Ёдмон –остан, посв€тивший ей 3 пьесы, раздраженный нелепыми небылицами, рассказываемыми о —аре Ѕернар, однажды описал рабочий день актрисы, а заодно и хоз€йки труппы многочасовые репетиции, затем спектакль, где она играет Ђв каком-то бешеном исступленииї, далее Ч общение с коллегами, обсуждение всех текущих дел, прием посетителей, ответы на многочисленные письма и только глубокой ночью Ч чтение новой пьесы. Ђ¬от —ара, которую € знал. Ёто та —ара, котора€ работает. » эта Ч сама€ велика€ї. ¬еро€тно, то же самое могли сказать о ней и другие ее друзь€ Ч ¬иктор √юго, √юстав ƒоре, Ёмиль «ол€, ќскар ”айльд, коллеги по сцене, работники театра Ч словом, все те, кто знал истинную цену ее успеха...

1915 год стал т€желейшей вехой ее жизни. ≈й шел уже восьмой дес€ток, она погрузнела, обычно дерзкое выражение ее глаз см€гчилось, и ей начинало казатьс€, что наступает старость, хот€ сердце ее было по-прежнему молодо. » вдруг Ч болезнь, сопровождаема€ убийственным вердиктом врачей чтобы спасти жизнь, она должна была решитьс€ на ампутацию ноги.

...ƒо тех пор пока к лицу матери не прижали маску с хлороформом, ћорис, тихо плача, держал ее руку в своей. ј она, пока могла говорить, утешала его Ђѕерестань, мой мальчик, все будет хорошо. ¬о что бы то ни сталої.

„увству€, что ее жизнь неуклонно катитс€ к закату, Ѕернар как-то шутливо поинтересовалась, не износилс€ ли ее знаменитый красный гроб, и тут же сама Ђназначилаї молодых актеров, которые понесут ее на кладбище.

...26 марта 1923 года —ара Ѕернар покинула этот мир. ћир же в свою очередь лишилс€ одной из величайших в его истории актрис и удивительной женщины. ¬ыбранный ею еще в детстве девиз Ђ¬о чтобы то ни стало...ї был не только путеводной звездой, но и принципом всей ее жизни.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлександр ягубкин. Ѕиографи€
ѕосетило:16659
јлександр ягубкин
ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72749
Ѕрюс Ћи
ћаркиз де —ад: ¬оспева€ секс-свободы и насилие
ѕосетило:10833
ћаркиз ƒе —ад

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru