Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћари€ јндреева

   /   

Maria Andreeva

   /
             
‘отографи€ ћари€ јндреева (photo Maria Andreeva)
   

ƒень рождени€: 04.07.1868 года
ћесто рождени€: —анкт-ѕетербург, –осси€
ƒата смерти: 08.12.1953 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 85 лет

√ражданство: ———–

Ѕиографи€

–оссийска€ актриса, общественный и политический де€тель, гражданска€ жена ћаксима √орького с 1904 по 1921 год.

¬ 1868 году в семье двор€нина ‘едорова-ёрковского родилась дочь. ћашенька была прехорошенькой и посто€нно привлекала к себе внимание, поэтому строгий глава семейства, желавший воспитать из своих детей "насто€щих людей", требовал, чтобы ее одевали в самые некрасивые плать€, и даже велел заменить перламутровые пуговицы на кост€ные. Ќо когда ћари€ выросла, ее красоту спр€тать уже было невозможно. ѕо воспоминани€м современников, јндреева была "ослепительно красива"...

08.05.2007

‘едоров-ёрковский становитс€ главным режиссером јлександринского театра. —леду€ по стопам родителей (ее мать была актрисой), ћари€ тоже выбирает театр. –ано окончив гимназию, она поступила в драматическую школу, а в 18 лет отправилась в  азань, где впервые вышла на сцену. —пуст€ два года ћари€ вышла замуж за крупного чиновника јндре€ ∆ел€бужского, который был старше ее на 18 лет. ќфициально он занимал пост главного контролера  урской и Ќижегородской железных дорог, но помимо этого был членом ќбщества искусства и литературы, членом правлени€ –оссийского театрального общества. ¬ 1888 году у супругов родилс€ сын ёрий, в 1894-м - дочь ≈катерина.

∆ел€бужский получил новое назначение, и супруги переехали в “ифлис. ћари€ вступила в јртистическое общество, которое объедин€ло все самые талантливые артистические силы в “ифлисе. ¬ его спектакл€х часто выступали супруги ∆ел€бужские под псевдонимом јндреевы (потом он так и осталс€ у ћарии ‘едоровны). јндреева на тифлисских подмостках участвовала не только в драме, но и в опере - уроки пени€ дала ей певица «арудна€.

 расивой молодой актрисой был очарован весь “ифлис. ¬о врем€ одного из банкетов влюбленный в нее юный грузин произнес в ее честь тост, затем сделал маленькую паузу и добавил: "ѕосле тоста в честь такой прекрасной женщины никто не посмеет больше пить из этого бокала". » на глазах всех присутствующих... съел его.

—пуст€ многие годы јндреева, сид€ в кругу гостей, вспомнила тот эпизод со вздохом: "ƒа, дела минувших дней, а теперь никто дл€ мен€ не будет грызть бокалы, да и грузин таких больше нет". Ќа что присутствовавший за столом актер и режиссер  онстантин ћарджанов ( отэ ћарджанишвили) обиженно за€вил: "ќшибаетесь, ћари€ ‘едоровна. √рызть бокалы - у нас это сама€ обычна€ вещь. я вам докажу... ¬от сейчас выпью за ваше здоровье и закушу бокалом". ќн осушил бокал и снова поднес его ко рту. ∆ена Ћуначарского невольно вскрикнула. “огда ћарджанов смущенно сказал: "»звините, Ќаталь€ јлександровна, € понимаю - вам жалко такого бокала; нельз€ разрознить винный сервиз", - и поставил его на место. јндреева хохотала до слез.

—емь€ ∆ел€бужских переехала в ћоскву, и јндреева начала выступать в ќбществе искусства и литературы, которым руководил —таниславский. ƒебют состо€лс€ 15 декабр€ 1894 года в пьесе "—ветит, да не греет" ј.ќстровского и Ќ.—оловьева. ≈е партнером по сцене был сам —таниславский.

«а три сезона јндреева сыграла одиннадцать ролей, училась в ћосковской консерватории, вместе со —таниславским и Ќемировичем-ƒанченко принимала участие в создании ’удожественного театра. ¬ первые годы его существовани€ јндреева играет основные роли: √едду √аблер в одноименной драме »бсена, »рину в "“рех сестрах", Ќаташу в "Ќа дне" и другие. “еатральный критик —ергей √лаголь отмечал: "√-жа јндреева - чудна€ златокудра€ фе€, то зла€, как пойманный в клетку зверек, то поэтична€ и воздушна€, как сказочна€ греза".

Ѕыла пресса, любовь публики, успех. —ама велика€ кн€гин€ ≈лизавета ‘едоровна писала ее портрет.  азалось, впереди только слава и лавры...

Ќо јндреева вдруг увлеклась... " апиталом" и прочей марксистской литературой. вступила в р€ды –—ƒ–ѕ - втайне от мужа, втайне от театра, от коллег. ќдновременно она умудрилась завести бурный роман с —аввой ћорозовым.  ак известно, нельз€ объ€ть необъ€тное, и когда в ее жизни по€вилс€ ћаксим √орький, артистическа€ карьера, так удачно начавша€с€, постепенно сошла на нет. —амое большее, на что јндреева могла рассчитывать, - небольшие роли второго плана.

Ћучшие дн€

 армело Ёнтони. Ѕиографи€
ѕосетило:12328
 армело Ёнтони
ѕервый непалец на вершине Ёвереста
ѕосетило:7586
“енцинг Ќоргей
янина ∆еймо: —оветска€ ћэри ѕикфорд
ѕосетило:6133
янина ∆еймо

ќднажды —таниславский сказал: јндреева - актриса "полезна€",  ниппер - "до зарезу необходима€". ќльга  ниппер была негласной царицей ’удожественного театра. Ёто возмущало јндрееву, но все ее попытки завладеть короной остались безуспешными.

12 апрел€ 1902 года јндреева направл€ет —таниславскому возмущенное послание: "...ѕоследним толчком дл€ мен€ был разговор с —аввой “имофеевичем, который говорил, что ¬ы находите, что € стала небрежно относитьс€ к театру, не занимаюсь рол€ми и вообще играю на общих своих тонах, а это равносильно, по-моему, тому, что € становлюсь банальной актрисой... –ассуждать о том, банальна€ € актриса или нет, - не мое дело. ћожет быть, совершенно правы те, которые это наход€т, говорю это без вс€кого "унижени€ паче гордости", совсем просто. Ќо € думаю, что € все-таки могу быть полезной, могу иногда играть хорошо, а уж особенно если ¬ы этого бы захотели и помогли мне. «а все четыре года, что € служу, и восемь лет, что € играю у ¬ас, неужели у ¬ас не сложилось убеждение, что мо€ особа в моих глазах всегда сто€ла ниже общего дела и мое самолюбие не раз приносилось в жертву, раз это было нужно ¬ам или делу?"

ѕисьменна€ дуэль завершилась письмом —таниславского јндреевой от 19 феврал€ 1904 года: "ƒорога€ ћари€ ‘едоровна! я узнал с большой грустью о ¬ашем решении: уйти из своего театра. — не меньшей грустью € сознаю, что мои убеждени€ и советы теперь - неуместны и бессильны. ћне ничего не остаетс€ более, как сожалеть и молчать..."

ѕокинув ’удожественный театр, јндреева уехала в провинцию. ѕланировала вместе с √орьким и  омиссаржевской создать новый современный театр (деньги на него собиралс€ дать все тот же влюбленный в нее —авва ћорозов), немного поиграла на сцене в —тарой –уссе, потом в –иге. Ќо заниматьс€ только театром она уже не могла.

»менно революции, а не театру отдала она всю свою энергию, свой темперамент и организационный талант. «амужн€€ светска€ женщина, известна€ актриса - великолепна€ ширма дл€ революционной подпольной организации. «адани€ множились: от помощи в подготовке побега большевиков из “аганской тюрьмы до хранени€ лент с патронами в письменном столе.   тому времени статский советник ∆ел€бужский перестает интересовать јндрееву совсем. ƒети пристроены у сестры. ¬се силы могут быть "отданы борьбе"...

...ѕерва€ встреча с √орьким состо€лась в —евастополе в 1900 году. √астроли ’удожественного проходили в каком-то летнем театре, и вот в антракте спектакл€ "√едда √аблер" в тонкие дощатые двери артистической уборной раздалс€ стук. "√олос „ехова: "  вам можно, ћари€ ‘едоровна? “олько € не один, со мной √орький". —ердце забилось - батюшки! » „ехов, и √орький!.. ¬стала навстречу. ¬ошел јнтон ѕавлович - € его давно знала, еще до того, как стала актрисой, - за ним высока€ тонка€ фигура в летней русской рубашке; волосы длинные, пр€мые, усы большие и рыжие. Ќеужели это √орький?.. "„ерт знает! „ерт знает, как вы великолепно играете", - басит јлексей ћаксимович и тр€сет мен€ из всей силы за руку. ј € смотрю на него с глубоким волнением, ужасно обрадованна€, что ему понравилось, и странно мне, что он чертыхаетс€, странен его костюм, высокие сапоги, разлетайка, длинные пр€мые волосы, странно, что у него грубые черты лица, рыжеватые усы. Ќе таким € его себе представл€ла. » вдруг из-за длинных ресниц гл€нули голубые глаза, губы сложились в оба€тельную детскую улыбку, показалось мне его лицо красивее красивого, и радостно екнуло сердце. Ќет! ќн именно такой, как надо, чтобы он был, - слава Ѕогу!.." "Ќаша дружба с ним все больше крепла, нас св€зывала общность во взгл€дах, убеждени€х, интересах. ћало-помалу € входила во все его начинани€, знала многих, сто€вших к нему более или менее близко. ќн присылал ко мне людей из Ќижнего с просьбами устроить их, сделать то или другое... я страшно гордилась его дружбой, восхищалась им бесконечно..."

¬ конце 1903 года јндреева стала гражданской женой √орького. ќн рассталс€ с ≈катериной ѕешковой, но не порвал с ней окончательно, а сохранил добрые, дружеские отношени€ на всю жизнь. Ќикто не осудил пролетарского писател€, а вот јндреевой пришлось труднее. ≈е критиковали, осуждали, порицали. ѕотом была поездка вдвоем в јмерику. ќттуда летом 1906 года јндреева пишет сестре: "јлеша так много пишет, что € за ним едва поспеваю. ѕишу дневник нашего заграничного пребывани€, перевожу с французского одну книгу, немного шью, словом, вс€чески наполн€ю день, чтобы к вечеру устать и уснуть, и не видеть снов, потому что хороших снов € не вижу..." ѕомимо французского, она знала немецкий и италь€нский, вела всю переписку √орького. ќсвоила художественный перевод. «аботилась об издании произведений √орького, о выплате гонораров, выполн€ла все новые и новые поручени€ партии.

¬ окт€бре 1906 года √орький и јндреева покидают —Ўј и направл€ютс€ в »талию. Ќачинаетс€ жизнь на  апри. »х вилла на острове стала прибежищем многих русских эмигрантов. ¬сех их јндреева принимала, кормила, давала кров.  нига √орького "—казки об »талии" вышла с авторским посв€щением: "ћарии ‘едоровне јндреевой".

¬ернувшись на родину, јндреева становитс€ финансовым агентом партии и изыскивает повсюду средства дл€ революционной де€тельности. ѕочти ежедневно пишет на  апри, информирует √орького о политических событи€х. Ћенин ценил јндрееву - за деловую хватку, умение все "выбить" и достать.

ѕосле окт€бр€ 1917-го началс€ новый отсчет времени. “е, кто вкладывал в революцию силы, здоровье и деньги, мгновенно захотели получить компенсацию: новые посты и "портфели". Ќе забыта и јндреева: она становитс€ комиссаром театров и зрелищ союза коммун —еверной области, то бишь ѕетрограда и всех его окрестностей. ¬ дневниках  орне€ „уковского есть запись от 18 апрел€ 1919 года, как в кабинет Ўал€пина "влетела комиссарша ћари€ ‘едоровна јндреева, отлично одета€, в шл€пке - "ƒа, да, € распор€жусь, вам сейчас подадут!.." –аспор€жалась. ¬ыдел€ла. Ќаказывала и миловала. ≈сли ей самой требовалась поддержка - немедленно апеллировала к Ћенину. ќбратилась к Ѕлоку "пр€мо и бесцеремонно" - возглавить Ѕольшой драматический театр, но тот благоразумно отказалс€.

 огда √орький переехал в —ааров (недалеко от Ѕерлина), ћари€ ‘едоровна часто приезжала к нему. ¬споминает Ќина Ѕерберова: "ќна все еще была красива, гордо носила свою рыжую голову, играла кольцами, качала узкой туфелькой... я никогда не видела в ее лице, никогда не слышала в ее голосе никакой прелести. ¬еро€тно, и без прелести она в свое врем€ была прекрасна. Ќавещала √орького и ≈катерина ѕавловна - перва€ его жена и мать его сына..."

¬ начале 20-х годов в жизни писател€ произошли существенные перемены. ћесто ћарии јндреевой зан€ла друга€ особа, котора€ стала незаменимым секретарем и сердечным другом писател€ - ћари€ »гнатьевна Ѕудберг - "железна€ женщина", о которой Ѕерберова написала целую книгу. √орький, расставшись с ћарией ‘едоровной, сохранил с ней ровные отношени€.

 огда √орький умер, в крематории присутствовали три женщины. √алина —еребр€кова в книге "ќ других и о себе" пишет: "»з полутьмы, четко вырисовыва€сь, в траурном платье по€вилась ≈катерина ѕавловна ѕешкова - неизменный друг √орького. “€жело опиралась она на руку невестки. «а ней шла ћари€ ‘едоровна јндреева с сыном, кинорежиссером ∆ел€бужским. » поодаль, совсем одна, остановилась ћари€ »гнатьевна Ѕудберг. ¬се эти три женщины чем-то неуловимо походили одна на другую: статные, красивые , гордые, одухотворенные..."

«имой 1931 года јндреева получила свое последнее назначение - стала директором ƒома ученых в ћоскве. ¬есь темперамент и энергию, не израсходованную до конца, она вложила в новое дело. ƒом ученых на многие годы стал одним из интереснейших мест общени€ интеллигенции столицы. ћари€ ‘едоровна приглашала туда многих выдающихс€ людей, частенько и сама выступала с воспоминани€ми. ќсновные ее темы: Ћенин и √орький. ¬ то врем€ самые попул€рные и выигрышные темы. ќтработанные елейные тексты шли на ура.

ћари€ ‘едоровна јндреева скончалась 8 декабр€ 1953 года в возрасте 85 лет.  азалось бы, по всем каноническим большевистским меркам, она прожила прекрасную жизнь, принесла большую пользу делу революции, была соратницей Ћенина и √орького, ее им€ вписано в историю ’удожественного театра, она любила и была любима... Ќо, по воспоминани€м очевидцев, в гробу на ее лице была маска страдани€. » никакого умиротворени€ и поко€. ¬ 1961 году вышла книга ћ.‘.јндреевой "ѕереписка. ¬оспоминани€. —татьи". „ерез два года она была дополнена и переиздана. „итаешь эти более чем 700 страниц и диву даешьс€, как все приглажено.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—ама€ высока€ в мире модель
ѕосетило:47021
 јмазон ≈ва
ѕервый в истории долларовый миллиардер
ѕосетило:11455
ƒжон ƒэвидсон –окфеллер
ћари€ ћайкова-—лидовкер. Ѕиографи€
ѕосетило:16554
ћари€ ћайкова-—лидовкер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru