Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬асилий —тамов

   /   

Vasiliy Stamov

   /
             
‘отографи€ ¬асилий —тамов (photo Vasiliy Stamov)
   

–осси€

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

скульптор.

Ћенинградский скульптор ¬асилий √аврилович —тамов принадлежит к тем де€тел€м советской культуры, которые на рубеже 50-60-х годов обратились к переосмыслению в нашем искусстве больших художественно-содержательных задач.  ак иззвестно, это выразилось в углублении и обогащении образной структуры и, соответственно, раздвинуло рамки стилистических поисков.

22.10.2008

ѕроизведени€ —тамова этих лет, такие как "ѕосле работы" (керамика, 1957), "ёность" (мрамор, 1958), "ƒевочка" (гипс, 1960), обнаруживают присущий художнику дар поэтического видени€, предвар€ют, правда, еще при наличии повество-вательности, возможность обращени€ к образам более обобщенным и емким. Ќовые моменты в творческом мышлении

¬асилий —тамов фотографи€
¬асилий —тамов фотографи€

не просто накапливались. ќни нераздельно смыкались, точнее, €вл€лись самим итогом роста художника, приходившего к осознанию своего особого пути в искусстве. ѕоворотной вехой в становлении —тамова €вилась скульптура 1960 года "”тро". »сполненна€ в мраморе, она примечательна не только тем, что здесь в полный голос зазвучал лиризм как определ€юща€ черта стамовского мировоспри€ти€. ¬первые у —тамова в столь большой мере содержательной стала сама пластика.

¬ "”тре" образно воплощено врем€, его динамика, стремительна€ наполненность. » вместе с тем, поэтически возвысив натуру до гармонического идеала, —тамов органично, с поразительным художественным тактом перевел изображение своей современницы в русло классической образности. ¬ этом смысле, при всей убедительности личностной интонации, "”тро" свидетельствовало о вдумчивом постижении —тамо-вым метода ј. “. ћатвеева.

” ћатвеева, классика советской скульптуры, создавшего целую школу в искусстве отечественного ва€ни€, —тамов училс€ в јкадемии художеств с 1937 по 1947 год. ƒо сих пор дл€ —тамова, как, впрочем, и дл€ других "матвеевцев", пластическа€ концепци€ учител€ - как ма€к в творческой де€тельности. ƒумаетс€, не без вли€ни€ ћатвеева, в свое врем€ обратившегос€ к переосмыслению античных законов гармонии, вошла в искусство —тамова и обнаженна€ модель, самый классический мотив ва€ни€. ’от€, размышл€€ о природе стамовского видени€, не стоит, пожалуй, выпускать из виду, что заветы ћатвеева пали как бы на подготовленную почву. «адолго до приезда в Ћенинград предвар€лись они в какой-то мере впечатлени€ми детства и юности.

—тамов - уроженец,  рыма, древней “авриды, земли, сохранившей следы эллинской культуры. Ќо и сама реальность, быт родного скульптору  октебел€ благопри€тствовали тому, чтобы будущий мастер, восхища€сь статью загорелых и здоровых людей, навсегда влюбл€лс€ в живую грацию и пластическую красоту человека. ¬ дальнейшем впечатлени€ ранних лет и уроки, полученные у ћатвеева, вылились в большую творческую программу: воспеть нравственный облик своего современника. » с конца 50-х годов поэтическа€ влюбленность —тамова в человека неизменно находит претворение в темах труда и спорта, юности и материнства.

¬се три последних дес€тилети€ —тамова отличает творческий динамизм, интенсивна€ и вдумчива€ работа в различных жанрах ва€ни€. “ак, сегодн€ он известен как мастер, работающий одновременно в области мелкой пластики и монументальной скульптуры (мемориал воинам Ћенинградского фронта в  олпино, пам€тник ћ. ё. Ћермонтову в ѕензе, фриз "ћузыка" дл€ музыкальной школы в Ћенинграде), как создатель садово-парковых композиций (фонтан "јйкызы" в ”фе, "ƒевушка с голубем" дл€ парка на ѕетроградской стороне в Ћенинграде), наконец, как автор станковых и портретных работ ("«а власть —оветов!", "–абочее утро", "—талевар", "ѕетр 1", "—кульптор Ўервуд"). ќднако в этом многообразии художественных устремлений не потер€лс€ личный "стамовский" напев. Ќапротив, со временем как бы определились и высветлились те ноты проникновенного лиризма и мудрой душевной углубленности, которые оттен€ют самобытность созданий —тамова.

¬ысока€ пластическа€ культура, совершенное знание возможностей различных материалов, богатство художественной палитры выдел€ют произведени€ —тамова 80-х годов. —реди них - портрет ‘едора јбрамова (1983), "“орс" (1983), "ѕокой", "“ревога", "’леб", "–усское поле" (все - 1984), "—корб€ща€" (мемориал в ѕавловске, 1986), "–аботница" (1986) и другие. —кульптуры объедин€ет сплав станкового и монументального начал, в их содержании про€вл€ютс€ черты метафоричности, что в русле устремлений р€да мастеров нашей скульптуры 70-80-х годов. Ќаконец, в этих работах убедительно найдена гармони€ художественных средств и замысла, что позвол€ет говорить о высокой творческой зрелости ленинградского мастера.

¬ группах "ѕокой" и "“ревога", воплоща€ тему материнства, —тамов строит форму монументально, целостным блоком, тем самым сохран€€ весомость дерева как материала. ѕри этом художник обнаруживает и тонкое понимание декоративности - рисунок текстуры м€гко и гармонично вторит содержательной ритмике масс. “ак атмосфера тишины и проникновенного согласи€ матери и ребенка живет в плавном созвучии плотных и упругих форм, усиленна€ мерно текущими лини€ми узоров дерева. ¬ другой же скульптуре взволнованный "говор" дерева, текстура которого течет в частом, как бы поспешном ритме, передает тревогу и беспокойство матери. ѕорой представл€етс€, что природна€ "эмоциональность" материала - отправна€ точка замысла.

Ћучшие дн€

јвстралийка с европейскими корн€ми
ѕосетило:12336
Ќиколь  идман
ѕропагандист охраны природы
ѕосетило:12088
Ќиколай ƒроздов
ёрий ¬избор: ќсновоположник авторской песни
ѕосетило:8315
ёрий ¬избор

”мение через скульптурный образ обращатьс€ непосредственно к сущностным вопросам своего времени, глубоко, избега€ при этом пр€молинейности, проникать в состо€ние эмоционально-духовной жизни современников —тамов не менее €рко про€вил в скульптуре "“орс". ясна€ и экономна€ архитектоника отнюдь не помешала автору найти тонкие пространственные ритмы. ¬ фигуре живет волнующа€ трепетность и внутренн€€ возможность движени€, иного положени€ в пространстве, равно как и другого состо€ни€.

Ќар€ду с подобными классическими мотивами включенность стамовских героев в жизненный поток находит выражение и в более конкретных сюжетах, но в характерном дл€ последних лет смыкании граней поэтического и монументального истолкований. –абота "’леб" - о красоте и значимости человеческого труда. ¬ том, как величественно и задумчиво-спокойно стоит бывший воин с караваем в руках на родной земле - утверждение и прославление скульптором нравственно-трудовых и созидательных начал нашей жизни. ¬ результате обработки поверхности дерева не гладко, а небольшими выемками фигура могучего, закаленного работой хлебороба кажетс€ как бы окутанной воздухом. ѕредставл€етс€, что он в природной среде, в поле. посреди –оссии, которую он отсто€л в недавней войне.

“ак общественный пафос, гражданственные мотивы органично вливаютс€ в изысканную и одухотворенную пластику —тамова, в его поэтически-возвышенные раздумь€ о мире и о прекрасном в человеке.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

¬иктор ÷ой: «везда по имени —олнце
ѕосетило:17978
¬иктор ÷ой
—амый высокий в мире подросток
ѕосетило:19700
Ѕренден јдамс
«везда и смерть »зольды »звицкой
ѕосетило:65654
»зольда »звицка€

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru