Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ёхан —ергель

   /   

Uhan Sergel

   /
             
‘отографи€ ёхан —ергель (photo Uhan Sergel)
   

ƒень рождени€: 28.08.1740 года
ћесто рождени€: —токгольм, Ўвеци€
ƒата смерти: 26.02.1814 года
ћесто смерти: —токгольм,  анада
¬озраст: 73 года

√ражданство: Ўвеци€

Ѕиографи€

Ўведский скульптор.

Ќельз€ сказать, что широка€ известность сопутствовала при жизни шведскому скульптору ёхану “обиасу —ергелю. ћежду тем он был личностью замечательной, его классические, исполненные в мраморе композиции и портреты, пам€тник королю √уставу III дл€ —токгольма, его графика были вполне достойны прижизненной славы.

22.10.2008

¬ творчестве скульптора было немало сложного, противоречивого и даже загадочного. ¬едь минуло по меньшей мере столетие после его смерти, прежде чем историки искусства отвели —ергелю место одного из основоположников западноевропейского неоклассицизма. ј сегодн€шнее искусствознание утверждает, что открытие истинного —ергел€ еще впереди. —реди своих современников-скульпторов, увлеченно осваивавших традиции античности, таких как италь€нец јнтонио  анова (1757-1822), датчанин Ѕертель “орвальдсен (1768- 1844), немец »оганн √отфрид Ўадов (1764-1850), -ёхан —ергель, бесспорно, выдел€етс€ особой остротой мировоспри€ти€, безудержностью фантазии, мощностью творческого темперамента, выдвигавшего его посто€нно на грань между €сной идиллически спокойной гармонией классицизма и таинственно-тревожным, полным диссонансов романтическим искусством. “акой неординарный характер индивидуальнести скульптора формировалс€ на сложных поворотах жизненного пути. Ќачало его было достаточно безоблачным и благополучным, конец же - почти трагическим.

ёхан —ергель фотографи€
ёхан —ергель фотографи€

ёхан “обиас —ергель родилс€ 28 августа в —токгольме, в семье придворного гравера  ристофера —ергел€ (1693- 1773). — шестнадцати лет юноша работает в мастерской отца и одновременно берет уроки рисовани€ у яна Ёрика –ена, а у скульптора-орнаменталиста јндриена ћасрелиеца учитс€ рисованию и лепке. „ерез год начинаютс€ еще более серьезные зан€ти€ у скульптора-француза ѕьера ёбера Ћаршевека, ученика знаменитого Ёдма Ѕушардона. ћолодой человек довольно быстро делает успехи в искусстве ва€ни€. ”же в 1758 году он как студент јкадемии, где преподает Ћаршевек, получает "второй ежегодный приз" и сопровождает учител€ в ѕариж. “ри мес€ца из семи, проведенных там, —ергель учитс€ во французской јкадемии.

¬ернувшись из ‘ранции, учитель и ученик около четырех лет вместе работают над скульптурным оформлением главного зала —токгольмского дворца. «а это врем€ —ергель полу-

чает свою первую серебр€ную медаль јкадемии (1761), звание скульптора (1763) и самосто€тельную должность на дворцовом строительстве. Ќачинаетс€ его работа над портретными медальонами и рельефами. ¬переди - государственна€ стипенди€ дл€ поездки в »талию, первый крутой поворот в творческой судьбе.

ѕеред молодым, подающим надежды скульптором открываютс€ поистине новые жизненные горизонты. ѕересека€ половину ≈вропы, через ƒрезден, ¬ену, “риест и ¬енецию, в августе 1767 года —ергель приезжает в –им. "¬ечный город", полный живого, ощутимого очаровани€ классической древности, с его замечательными пам€тниками античности и ¬озрождени€ надолго покор€ет его. ќн захвачен живописью –афаэл€ и ћикеланджело, копирует с антиков и ренессансных образцов. "я увидел, - пишет он из »талии, - что ничего не знаю и должен начинать все снова... јнтичность днем и рисование с натуры вечером - вот чем € занимаюсь два года". „етыре года (1771-1775) он учитс€ во ‘ранцузской јкадемии в –име. «десь начинаетс€ его дружба с приехавшим из јнглии ‘юсли и датчанином јбильдгором. —ергель полон творческих замыслов и вдохновени€, он создает свои первые композиции в духе чисто античной классики: "ёпитер и ёнона", "¬енера и јнхиз", "≈вропа и Ѕык", наконец "‘авн" (1774), который приносит ему первый насто€щий успех. Ётим, в сущности, завершаетс€ счастливый италь€нский период творчества.

¬ 1778 году король √устав III отзывает его из –има и назначает придворным скульптором. ќн возвращаетс€ домой через ѕариж (где его выбирают членом јкадемии), заезжает в Ћондон. — 1779 года —ергель снова на родине. ќн - член  оролевской јкадемии живописи и скульптуры, в 1790 году - уже профессор рисовани€ в јкадемии, а через два года - кавалер ордена ¬аза.

ћогучий темперамент скульптора выражает себ€ многогранно. ќн словно бы не может смиритьс€ с неизбежно длительным процессом ва€ни€, многоступенчатостью создани€ монументальных произведений в мраморе: —ергель с упоением отдаетс€ искусству рисунка. ѕрекрасна€ школа, полученна€ им в юности, зародивша€с€ в »талии дружба с таким виртуозом рисунка, как ‘юсли, - все это находит свой блистательный выход и в подготовительных эскизах к фигурным композици€м и пам€тникам, и еще больше - в самосто€тельных рисунках сангиной, пером, тушью - на мифологические темы, в сатирических набросках, шаржах, жанровых сценах, портретах и автопортретах. ¬о всем здесь чувствуютс€ острый аналитический ум художника, богатейша€ эрудици€ и свобода самовыражени€. —ергель целиком поглощен искусством. ” него все еще нет своей собственной семьи. ∆ивы воспоминани€ об »талии, о тесном дружеском кружке разноплеменных братьев-художников, объединенных общей любовью к античности, духом поклонени€ красоте и сознанием свободы творческого гени€ от религиозных и общественных условностей. ¬ 1783 году —ергель, мину€ церковный брак, соедин€ет свою жизнь с јнной –еллой ’ельстрем, котора€ через дев€ть лет станет матерью двух его детей.

Ќо —ергель на государственной службе.  ороль √устав III на целый год увозит его с собой в »талию в качестве чичероне. ¬торой "шведский период" завершаетс€ созданием модели пам€тника √уставу III. —мерть корол€ в 1792 году совпадает с рождением первого ребенка скульптора - сына, которого он называет √уставом. —ергель тер€ет своего главного покровител€ и заказчика. ѕозже он скажет, что смерть корол€-мецената стала смертью дл€ шведского искусства.

Ћучшие дн€

Ѕоль и страдани€ ‘риды  ало
ѕосетило:29859
‘рида  ало
—офь€ ћуратова. Ѕиографи€
ѕосетило:9646
—офь€ ћуратова
¬адим  азаченко: «везда Ђлихих 90-хї
ѕосетило:8043
¬адим  азаченко

“онка€, у€звима€ натура художника оказалась неподготовленной к трудност€м, невзгодам, потер€м. 1792-1795 годы - период глубокой душевной депрессии —ергел€. »менно в это врем€ по€вл€ютс€ рисунки, полные мрачных фантазий, безжалостного гротеска и самоанализа (близкие ‘юсли по содержанию и по манере исполнени€). ¬ 1796 году он тер€ет свою последнюю опору: умирает јнна –елла ’ельстрем. „етырехлетнего √устава берет к себе чета ‘орелиус. ћаленькой дочери ёхана и јнны -  ристине всего три года. ћальчик воспитываетс€ со своим ровесником, сыном ‘орелиусов, в городке Ёскильстуна. —ергель проводит год в поместье своего друга Ёренсверда на юге Ўвеции и у јбильд-гора в  опенгагене. Ѕлагодар€ заботе друзей к 1798 году здоровье и дела скульптора несколько улучшаютс€. ќн много работает, снова занимаетс€ скульптурой, исполн€ет бюст √устава јдольфа IV, множество портретных работ. ¬ √ермании говор€т и пишут о нем как о выдающемс€ художнике. ≈го замечает сам √ете. ѕоследний взлет вдохновени€ —ергел€ св€зан с назначением его в 1810 году на пост директора јкадемии художеств и встречей с новым наследником шведского престола  арлом »оганном. ќднако надломленный дух художника недолго выдерживает новые официальные об€занности. 26 феврал€ 1814 года скульптор умирает.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—офь€ ћуратова. Ѕиографи€
ѕосетило:9646
—офь€ ћуратова
Ѕенджи √регори. Ѕиографи€
ѕосетило:8338
Ѕенджи √регори
Ћучший игрок XX века
ѕосетило:8872
”го —анчес

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru