Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

«ураб ÷еретели

   /   

Zurab Tsereteli

   /
             
‘отографи€ «ураб ÷еретели (photo Zurab Tsereteli)
   

ƒень рождени€: 04.01.1934 года
ћесто рождени€: “билиси, ———–
¬озраст: 86 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


я не понимаю разговоров про вдохновение

—оветский и российский живописец, скульптор, дизайнер, педагог, профессор

ѕрезидент јкадемии художеств, один из самых плодовитых живописцев и скульпторов нашего времени, основатель нескольких музеев и центров современного искусства в ћоскве, «ураб ÷≈–≈“≈Ћ» всегда находитс€ в центре внимани€. ¬ этом году состо€лось несколько его ретроспективных выставок, создан дес€ток новых проектов. ¬ самом начале €нвар€ «ураб  онстантинович отмечает свое 75-летие. Ќакануне юбиле€ знаменитый художник встретилс€ с корреспондентом ЂЌ»ї.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

26.12.2008

Ц „ем вам запомнилс€ этот год, что удалось сделать, а что не свершилось?

«ураб ÷еретели фотографи€
«ураб ÷еретели фотографи€

Ц «наете, у творческого человека каждый год Ц одно и то же. » у мен€ каждый день тоже что-то повтор€етс€. ¬от сегодн€ утром, например, встал, как всегда, очень рано (это у мен€ с детства Ц отец поднималс€ рано, начинал бритьс€ и петь на весь дом, волей-неволей все вставали). ѕотом поднимал штангу Ц подн€л больше раз, чем вчера. ќтправилс€ в мастерскую. Ќачал импровизировать на холсте. ѕостроил две фигуры Ц сид€щий юноша и сто€ща€ красива€ девушка. ѕопыталс€ передать разницу в пластике между сид€щей и сто€щей фигурой. ¬идимо, штанга подействовала, потому что сид€щий получилс€ такой мускулистый, кр€жистый, девушка Ц хрупкой.

Ц ќчень похоже на Ђƒевочку на шареї ѕикассо...

Ц ≈сть такое. Ќо про Ђƒевочкуї не вспомнил, а то на шар бы посадил (смеетс€). ” мен€ девушка крепко стоит на ногах.

Ц ќ более крупных, глобальных проектах можете рассказать?

Ц «акончил Ђѕолтавскую битвуї. Ёто такой большой монументальный ансамбль на историческую тему. —ейчас мне истори€ очень близка, дл€ создани€ подобных пам€тников историческим де€тел€м мне помогают и образование, и воспитание.

Ц ¬ы всегда живо откликались на событи€ в стране и мире. Ѕыли какие-то моменты, которые вас лично потр€сли в уход€щем году? Ќапример, смерть патриарха. ¬едь вы были знакомы со —в€тейшим?

Ц ≈ще как был знаком! ’рам ’риста —пасител€, над которым € работал, Ц это полностью его заслуга.  огда мы трудились под куполом на высоте 104 метров, патриарх поднималс€ посмотреть по лесам. “огда не было лифтов, ничего не было. јлексий II производил на мен€ огромное впечатление. я чувствовал, что € не один. ” мен€ больша€ коллекци€ фотографий —в€тейшего, которые € хочу показать на выставке в феврале. ¬ы, наверное, знаете, что еще при жизни јлекси€ € сделал его скульптурный портрет, который сейчас стоит во дворе музе€ на ѕетровке. “еперь хочу перенести эту статую к новому ÷ентру искусства на √оголевском бульваре. Ђѕривитьї там духовность. ќчень важно напоминать о таких вещах новому поколению.  огда € был маленький, мне бабушка повесила крестик Ц до сих пор не снимаю и ношу, хот€ особенно не был религиозен.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ц ¬ы Ц президент јкадемии художеств. ¬ то же врем€ вы создали музеи и центры современного искусства, у вас проходит много экспериментальных выставок. ¬ам интересней заниматьс€ новым искусством, чем классикой?

Ц —мешно это противопоставл€ть.  ажда€ эпоха рождает свое поколение и свои идеалы. ƒаже карандаш в разное врем€ по-разному держат. √лавное Ц развивать индивидуальность. —колько ошибок произошло, когда гон€ли авангардистов! —колько в —ибирь ссылали, многих на  авказ отправл€ли. ѕравда, дл€ нас это было счастье Ц в “ифлисской академии преподавали уникальнейшие люди. Ўухаев, Ћансере, Ўарлеман, ƒжапаридзеЕ ќни поддерживали оригинальность: мы, молодые, хотели петь, а они давали таким творческим позывам верное направление. ћы сейчас пытаемс€ заниматьс€ тем же.

Ц јкадеми€ художеств с момента своего основани€ исполн€ла много заказов государства Ц храмы, дворцы. —ейчас такие работы ведутс€?

Ц ÷арска€ академи€ создавала храм ’риста —пасител€ 25 лет. ћы за 2,5 года воссоздали Ц от фонарей до фресок и бронзовых скульптур. ¬идите, как изменились темпы и уровень работ. ѕравда, дл€ мен€ это было несложно Ц € прошел огромную школу копировани€ церковных фресок и мозаик. ќбъездил храмы на  авказе, делал замеры, восхищалс€, как вообще такое можно было построить Ц в горах на уступах.

Ц ≈сли вы заговорили о  авказе, не могу не спросить: какие чувства и мысли вызвал у вас конфликт с √рузией?

Ц Ќастроение в св€зи с этим плохое. ≈сть, правда, обнадеживающие событи€: вот совсем недавно, на дн€х, в ћоскву приезжала грузинска€ делегаци€. Ќе политиканы, а люди искусства. „ерез ќбщественную палату проводились встречи, общались. “ак что диалог началс€. я уже сравнивал в других интервью этот конфликт с семейным: когда после большой любви муж и жена решают сделать паузу, разойтись, но обычно после этого они снова сход€тс€ и возникают еще более гор€чие чувства. ¬от так и –осси€ с √рузией Ц сейчас решили отойти друг от друга.  онечно, очень неудобно добиратьс€ до “билиси на перекладных, с пересадками. Ќо контакты продолжаютс€ по-прежнему, грузины по природе не изменились Ц днем плачут, вечером гул€ют. –естораны полны людей, и там никого по национальному признаку не дел€т.

Ц  акое из своих произведений вы считаете лучшим?

Ц Ќадо мен€ знать Ц тогда не возникнет такого вопроса. я не зацикливаюсь на том, что сделал вчера. ѕросыпаюсь Ц новый день, новые идеи. Ќедавно в Ѕолгарии была мо€ выставка, € посмотрел, какие работы туда отправл€ют организаторы, и сам удивилс€ Ц забыл уже, что делал раньше. я считаю себ€ ищущим художником.  аждый день совершенствуюсь, развиваю свой стиль. Ёто как у пианистов Ц важно каждый день заниматьс€. ѕоэтому € не понимаю разговоров про Ђвдохновениеї, у художника просто должна быть потребность в посто€нном труде. «а это качество € каждый раз благодарю своих педагогов.

Ц ¬ ваших произведени€х не раз поднимались проблемы современности.  акие из них вас сейчас особенно волнуют?

Ц ¬ы уже знаете о пам€тнике против терроризма, который установили в јмерике. ¬ ёЌ≈— ќ одобрили мою скульптуру, посв€щенную борьбе со —ѕ»ƒом. Ќо теперь, как € говорил, мен€ больше вдохновл€ет истори€. » еще Ђвечные темыї. ћечтаю поставить статую ’риста высотой в 33 метра (столько было ему лет в земной жизни). Ќо в отличие от бразильской скульптуры, мой ’ристос будет держать руки не раскинутыми, а обращенными к люд€м. Ёто дл€ мен€ очень важна€ работа. » не только дл€ мен€, но дл€ всего молодого поколени€. ” мен€ был проект, который бы объединил религии мира Ц все под одной крышей.

Ц —ложно себе представить такой Ђхрам всех религийї. ¬от как раз недавно рассказывали о драке, котора€ произошла в храме √роба √осподн€ в »ерусалиме, где тоже служат представители многих конфессий...

Ц Ќужно сделать так, чтобы новое поколение было более терпимым. ¬о мне это заложено от бабушки, от деда.

Ц ¬ы никогда не жалели о выбранной профессии?

Ц «наете, отец не хотел, чтобы € был художником. ќн хотел, чтобы € был инженером. —читал, что нужно так воспитать детей, чтобы у них в жизни было реальное дело. я же смотрел на д€дю-художника и думал, что если займусь живописью, буду таким же красивым. ’удожником стал, но красивей вр€д ли (смеетс€). ќтец очень злилс€, что € его не послушал. ѕравда, когда начал получать премии и добилс€ признани€, он втайне гордилс€, но не показывал вида. —мущалс€, когда рассказывали о его Ђзнаменитом сынеї. ј когда € ему припоминал, как против воли пошел в искусство, Ц он очень злилс€.

Ц  ак будете отмечать день рождени€?

Ц ѕока нет времени об этом думать.  онец года, огромные заботы. —начала надо порадовать всех сотрудников јкадемии. Ќадо знать мой характер, € хочу больше отдавать, чем получать.

Ц ј как сегодн€ живет јкадеми€?  ризис вас коснулс€?

Ц  огда мен€ спрашивают насчет кризиса, € отвечаю Ц он у нас давно. ¬ стране 50 тыс€ч художников. ¬ы думаете, они где-то всерьез работают? ћедики работают, учител€ работают. ј художники выживают. я специально делал свою персональную выставку в 30 губерни€х. ƒл€ чего € этот делал? ƒл€ собственной славы? Ќет. я общаюсь на местах, чтобы дали денег художникам. „тобы смогли открыть отделени€ јкадемии в регионах Ц ведь там они копейки пенсии получают. я не могу на это равнодушно смотреть Ц борюсь, чтобы выбирали академиков из регионов Ц —ибири, ”рала, ƒальнего ¬остока. ј ведь что сейчас получаетс€? ћы даем образование, воспитываем, прививаем нашу великолепную школу. ј молодежь, отучившись, уезжает за границу.

Ц ќт чего уезжают?

Ц ќт того, что тут не цен€т. ћне в Ћондоне министр финансов с гордостью показывал коллекцию банка Ц так там сплошь работы русских художников. ј после этого они будут говорить Ц вот наш авангард. јмерика кричит, что именно они создали мировой авангард, ведь ћалевич и  андинский по паспорту американцы. ” нас в руках огромный багаж, и его сейчас забирают американцы, французы и немцы. ј у нас нет бюджета дл€ того, чтобы хорошие учебные книги издать.  акой день рождени€, когда столько проблем?!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru