Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

«ураб ÷еретели

   /   

Zurab Tsereteli

   /
             
‘отографи€ «ураб ÷еретели (photo Zurab Tsereteli)
   

ƒень рождени€: 04.01.1934 года
ћесто рождени€: “билиси, ———–
¬озраст: 86 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


’удожник дес€тилети€ «ураб ÷еретели

—оветский и российский живописец, скульптор, дизайнер, педагог, профессор

«ураба ÷≈–≈“≈Ћ» назвали художником дес€тилети€ посетители нашего сайта, отдавшие за него тыс€чи голосов. ¬ результате ЂЌовые »звести€ї наградили президента –оссийской академии художеств специальным дипломом и пам€тным призом, символизирующим гор€щую свечу.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

05.12.2007

Ђ—кульптуры охран€ли старые города от чумыї

ЂЌовые »звести€ї продолжают знакомить читателей с лауреатами премии Ђ√ерой нашего времениї, учрежденной нашей газетой

в честь 10-лети€ ЂЌ»ї. «ураба ÷≈–≈“≈Ћ» назвали художником дес€тилети€ посетители нашего сайта, отдавшие за него тыс€чи голосов. ¬ результате ЂЌовые »звести€ї наградили президента –оссийской академии художеств специальным дипломом

«ураб ÷еретели фотографи€
«ураб ÷еретели фотографи€

и пам€тным призом, символизирующим гор€щую свечу.

≈сть одно неизбежное преимущество (или наказание) геро€ Ц он всегда на виду. ¬ этом смысле «ураб Ц так его называют все подчиненные в академии, от академиков до смотрительниц Ц второй дес€ток возвышаетс€ над ћосквой подобно лермонтовской скале над јрагвой. ¬торой дес€ток говор€щие и пишущие о нем дел€тс€ на страстных обожателей и на категорических критиков. ѕри этом критик может спокойно перемещатьс€ из одного лагер€ в другой. —егодн€ Ц метать молнии, а завтра Ц прийти на поклон, получить желаемое и удалитьс€, признав если не талант, так церетелиевскую щедрость. —ам «ураб выработал удобный способ справл€тьс€ сразу с двум€ лагер€ми. — обожател€ми он нежен, критиков не понимает (в пр€мом смысле слова Ц делает вид, будто не пон€л на русском €зыке каверзного вопроса и возражени€; хотите критиковать Ц обращайтесь по-грузински, тогда поговорим).

„тобы оценить «ураба ÷еретели, его роль и значение на российской арт-сцене, нужно вскарабкатьс€ даже не на одну, а на три горы. »ли, как сказали бы в попул€рных биографи€х, Ђесть три ÷еретелиї. ѕервый, советских времен, когда выпускник “билисской академии, чьи работы (особенно мозаики) несли отзвуки раннего русского авангарда и свежесть грузинского колорита, вз€лс€ в 60Ц70-е годы за выполнение монументальных заказов. Ѕудь то ресторан Ђјрагвиї в грузинской столице, парковый ансамбль в ѕицунде или неверо€тный бассейн дл€ Ћенинского мемориала в ”ль€новске. ќставим искусствоведам восторженные рассуждени€ о новаторской технике, о монументальности, о звучности красок и образов, об умении достигать сильнейшего эмоционального эффекта в насквозь канонических и идеологических рамках. »менно в те годы он освоил почти все виды »«ќ Ц чеканку, эмаль, литье, мозаику, само собой, живопись и графику. ≈ще раньше про€вл€ютс€ его легендарна€ энерги€ и трудоспособность. Ѕиографы люб€т упоминать тот факт, что молодой художник написал свою дипломную работу (портрет одного из друзей) за считанные дни, так как предыдуща€ не была прин€та академиками за формализм.

ќборотной стороной творческого напора стал пресловутый гигантизм. ќ нем как раз и заговорили в 1990-е годы, когда им€ ÷еретели стало ассоциироватьс€ едва ли не со всеми преобразовани€ми в ћоскве. ‘асад Ђноворусскойї, или Ђлужковскойї столицы оказалс€ делом рук одного человека. » это было ужасно круто Ц ударение ставим по собственному усмотрению.

—торонники подчеркивали, что негоже обвин€ть художника за то, что его произведени€ заполонили город, что в них нарушено чувство меры, что они настырно вторгались в исторический ландшафт (храм ’риста —пасител€ или ансамбль Ќеглинки у стен  ремл€). ≈му заказывали Ц он делал. Ќо это никак не мен€ло сути проблемы. ¬ тот момент, когда вс€ страна шла в нахрап, «ураб, подчин€€сь общему ритму, действовал по принципу Ђбури и натискаї. ¬о времена церетелиевского бума оставалось только зажмуритьс€ и ждать очередного монстра. √овор€т, с древними геро€ми тоже такое случалось Ц они ворочали глыбы, не замеча€ мельтешащих под ногами человечков. ƒл€ отрезвлени€ гиганта всегда нужен какой-то барьер. Ќе смею утверждать наверн€ка, но таким барьером дл€ «ураба

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

÷еретели послужила отставка градоначальником его давно лелеемого детища Ц ƒетского парка развлечений, известного как московский ƒиснейленд.

¬ то врем€ как общественность с содроганием наблюдала за трудами Ђтитана лужковского возрождени€ї, из виду была упущена треть€, и, как оказалось, не менее перспективна€ сфера интересов «ураба ÷еретели Ц с 1997 года он возглавил јкадемию художеств, став по званию и по полномочи€м олигархом от искусства. Ќа первых порах ÷еретели развернул всю академию под себ€, превратив ее в подсобную мастерскую. Ќастроение его сотрудников можно описать пушкинской строкой Ц Ђ» раб судьбу благословилї. ¬ момент, когда академические устои трещали по швам, когда вопрос сто€л о выживании, «ураб-президент отбросил сентиментальность и вз€л коллег под уздцы. ћногие полагают, этим и спас от развала.

¬следствие менеджерского напора ÷еретели его академическое хоз€йство за п€ть лет обросло очень полезными вещами. ќн открыл ћосковский музей современного искусства на ѕетровке, который многие восприн€ли как место хранени€ личной коллекции (любимые Ђбубнововалетцыї, картина ѕиросмани и гравюры ƒали), на поверку оказалс€ экспериментальной площадкой. —делал галерею своего имени под боком у академии на ѕречистенке Ц в это место стоит прийти хот€ бы ради скульптуры-инсталл€ции Ђяблоко любвиї, зримо показывающей, что президенту –ј’ ханжество не свойственно. ¬озникли также филиал музе€ в ≈рмолаевском переулке и галере€ Ђ«урабї на “верском бульваре.

»ными словами, в ћоскве по€вилась цела€ сеть «урабовых залов и учреждений. »ные, вз€ть хот€ бы господ √лазунова и Ўилова, воскур€ли бы себе в отвоеванных местах фимиамы. ÷еретели со свойственным грузинам гостеприимством предоставил их новому поколению. » даже те из современных художников, кто относилс€ к «урабу, по меньшей мере, с иронией, выстроились в очереди на выставки. ѕри церетелиевском музее действует молодежна€ мастерска€. ћы долго сокрушались об отсутствии в –оссии институтов по актуальному искусству Ц ÷еретели воплощает нос€щиес€ в воздухе ожидани€.

  салюту похвал и званий в 2005 году прибавилс€ еще один залп, в пр€мом смысле слова дорогого сто€щий. »звестно, что «ураб ÷еретели неохотно расстаетс€ с картинами, не работает под частные заказы и дарит полотна лишь очень близким люд€м. Ќеожиданно на английском аукционе Ђ—отбисї возник ранний натюрморт художника, который был продан с сильным превышением цены за 100 тыс. долларов.  ритики, рассуждавшие о невостребованности ÷еретели, о его неоправданной плодовитости, на врем€ благоговейно замолчали.

 ак художник и ресторатор «ураб ÷еретели Ђразводитї своих гостей на бабки
02.03.2012 01:40:47
»стори€ о жизни «ураба  онстантиновича "вне искусства" (пересказ со слов очевидцев).
я не называю всех участников этой истории Ч они также хорошо известны читателю, как и ÷еретели «ураб  онстантинович. Ќе хочу, чтобы эта смешна€ истори€ затронула своей гр€зью их чистые имена.

≈сли кто-то не знает:
÷еретели «ураб  онстантинович, президент јкадемии художеств –‘, јкадемик, огромное количество работ которого наход€тс€ в разных част€х света и от огромного количества работ которого эти части света все никак не могут избавитьс€. ѕо совместительству, он владелец ресторана, что на ѕречистенке, р€дом с јкадемией ’удожеств.

»стори€ была така€:
 ак-то прошлой весной € встретилс€ со своими близкими друзь€ми, среди которых была одна очень любима€ мною сотрудница јкадемии ’удожеств, очень хороший, уже немолодой человек, с огромным опытом работы, высоко уважаемый сотрудник в аппарате президиума јкадемии. ƒругой друг, человек удивительного очаровани€ и судьбы, только что приехал из ѕитера. ќн также хорошо был известен ÷еретели. Ѕыла и известна€ пианистка, приглашенна€ в јкадемию ’удожеств. ƒл€ членов президиума јкадемии, она исполнила несколько произведений.  стати, этот ее концерт проходил на общественных началах (то есть бесплатно).
ћы давно не встречались, и € решил угостить друзей в одном из моих любимых ресторанов находившемс€ недалеко на —адовом кольце.
ѕока € парковал машину, друзь€ случайно встретились на улице с «ура-бом ÷еретели. ”знав, что его ближайша€ подчиненна€ и ее друзь€, которых он также знал лично, собираютс€ пообедать, он сделал по-грузински широкий жест: Ђ«ачем вам идти в какой-то там ресторан, если здесь уже есть прекрасный ресторан, где € еще и хоз€ин! я приглашаю вас всех. —кажите всем, что вы мои гости и чтобы они не вздумали брать с вас деньги!ї, и добавил, что не примет никаких отговорок.
я отнесс€ к приглашению скептически, но уступил уговору друзей. ќдной даме было лестно внимание, про€вленное со стороны ее непосредственного руководства, тем более, что таким образом оно было про€влено впервые, друга€ дама это восприн€ла как выражение благодарности за ее труд, питерскому другу также было при€тно оказанное внимание его старого знакомого.
»так, мы пошли в гости к ÷еретели.
Ќе могу сказать, что мы шиковали.  ухн€ мне не понравилась вовсе.  реветки, так и вообще были отвратительные. “ам, куда € хотел пойти готовили много лучше. ќбслуга Ч да, достаточно заботлива€, вежлива€. ѕопробовали и неплохого вина Ч немного, лично € не пью ни какого алкогол€ вовсе. ћой питерский друг спросил у своей подруги: Ђ ак думаешь, твой начальник не будет возражать, если мы выпьем бутылочку красного сухого грузинского вина за его счет?ї ќна ответила: Ђƒа ты что, он же грузин! ≈сли бы он был тут, он бы теб€ сам заставил с ним выпить!ї
я сидел, смотрел, слушал все это, а внутри было смутное чувство, что где-то подобное уже было, св€зывалось это с именем ÷еретели, и закончилось, если не печально, то смешно. ѕоэтому, несмотр€ на широкие жесты, м€гко говор€, не самого бедного человека в –оссии, внутренне € пон€л, что платить все-же придетс€ мне.
¬ завершение трапезы официант принес нам счет. ћо€ подруга, сотрудница ÷еретели, торжественно объ€вила, что мы все гости «ураба  онстантиновича, и что он лично распор€дилс€, чтобы этот столик отнесли на его счет. ќфициант исчез и вскоре по€вилс€ с весьма миловидной дамой средних лет, котора€ представилась директором ресторана. ќна внимательно выслушала нас, потом добродушно рассме€лась и сказала: Ђƒа что вы! «ураб  онстантинович всех приглашает! ≈сли бы мы их всех кормили бесплатно, то уже давно бы разорились!ї.
я, конечно, тут же расплатилс€. — одной стороны, € ожидал, что будет нечто подобное, с другой, первичное предложение все же исходило именно от мен€. ћо€ же подруга была готова провалитьс€ сквозь землю. ¬едь это было, подобно плевку в лицо не только ей одной, но и нам всем. ќна вовсе не собиралась идти в этот ресторан, и уговорила нас исключительно из-за того, что ей было неловко отказатьс€ от сделанного впервые щедрого приглашени€ человека, с которым она давно и тесно работает.
ѕолагаю, что как пор€дочный человек, пригласивший свою сотрудницу, ÷еретели должен был сам подойти к директору и сделать соответствующее распор€-жение. Ќо, похоже, что «ураб  онстантинович имеет иное мнение на этот счет.
—амое интересное, что директор ресторана вела себ€ так, словно это ба-нальна€ ситуаци€, какие случаютс€ у них каждый день.
ѕотр€сающеЕ я пон€л! ќказываетс€, в этом ресторане главным зазывалой работает сам ÷еретели. ќн пускаетс€ на все ухищрени€, чтобы завлечь людей с улицы, в том числе и друзей. ¬озможно, это одна из многих его подработок с неплохим гонораром. »нтересно, с таким подходом к жизни, остались ли у него какие-то друзь€?
я вообще не помню, чтобы грузины так себ€ вели. я полагал, что грузин, даже самый неимущий, если приглашает к себе в гости, то разобьетс€ вдребезги, чтобы гостю понравилось, чтобы он ушел в хорошем настроении. Ќасколько € понимаю, это обща€ традици€ всего грузинского народа, да и не только грузинского.
„то еще более удивительно, речь идет о человеке, который хорошо известен в стране и имеет очень неплохие гонорары за свои (часто) горе-произведени€.
¬от таков в –оссии ѕрезидент ее јкадемии ’удожеств. ƒай Ѕог, чтобы остальные ѕрезиденты этой страны были не столь одиозны.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru