Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ѕавел “рубецкой

   /   

Pavel Trubetskoy

   /
             
‘отографи€ ѕавел “рубецкой (photo Pavel Trubetskoy)
   

ƒень рождени€: 15.02.1866 года
ћесто рождени€: »нтра, »тали€
ƒата смерти: 12.02.1938 года
ћесто смерти: ¬ербани€, »тали€
¬озраст: 72 года

√ражданство: »тали€

Ѕиографи€

–усский скульптор

Ќа рубеже XIX-XX веков в русское искусство пришел €ркий самобытный мастер, создавший в различных жанрах скульптуры - от мелкой пластики до монументальной - глубоко психологические образы. ѕ. ѕ. “рубецкой снискал славу "первого из русских ва€телей, работающего с такой поразительной и опоэтизированной близостью к природе".

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

08.08.2006

ѕавел ѕетрович “рубецкой родилс€ 16 но€бр€ 1866 года в »талии, в »нтре, на Ћаго ћаджоре, в имении своих родителей. ќтец его - русский кн€зь ѕетр —ергеевич “рубецкой, мать - американка. — восьми лет он увлекаетс€ скульптурой и под вли€нием брата ѕьетро, художника-декоратора, исполн€ет первые скульптуры дл€ театра марионеток; через два года берет уроки у живописца ƒ. –анцони. —ерьезные зан€ти€ скульптурой начались в ћилане в 1884 году в студии Ѕаркальи, а затем у Ё. Ѕазарро. ѕравда, систематического художественного образовани€ ѕ. ѕ. “рубецкой так и не получил, но редка€ одаренность и вол€ способствовали его успехам.

ѕавел “рубецкой фотографи€
ѕавел “рубецкой фотографи€

¬ 1886 году молодой скульптор впервые представил свою работу - статую кон€ - на выставке в городе Ѕрера (»тали€), а затем его произведени€ по€вл€ютс€ на выставках во ‘ранции и јмерике. ќн лепит портреты, занимаетс€ анималистической пластикой, пробует силы в монументальной скульптуре. ¬ 1891 году принимает участие в конкурсах на пам€тники √арибальди и ƒанте.

¬ 1897 году “рубецкой приезжает в –оссию, на родину отца. «ахваченный новыми впечатлени€ми, скульптор напр€женно работает и вскоре начинает преподавать в ћосковском училище живописи, ва€ни€ и зодчества.

ѕавел “рубецкой фотографи€
ѕавел “рубецкой фотографи€

Ѕронзова€ скульптура "ћосковский извозчик" (1898, √–ћ) - первое произведение, исполненное в –оссии. ∆анрова€ композици€, казалось бы, традиционна по сюжету. ѕодобные бытовые сцены не раз встречались в работах русских скульпторов - ≈. ј. Ћансере и Ћ. ¬. ѕозена. ƒл€ “рубецкого же это было воплощением первых российских впечатлений, без созерцательной этнографичности, с подкупающей искренностью, особой пластической выразительностью м€гких, "льющихс€" форм.

ѕо€вившиес€ на выставках работы “рубецкого вызвали резкую критику консервативных кругов петербургской јкадемии, усмотревших в его новаторском методе нарушение "классических" канонов, и привлекли вниманиЁ передовых представителей русской общественности, художественной интеллигенции. —кульптор знакомитс€ и сближаетс€ с ». ≈. –епиным ».». Ћевитаном, ¬. ј. —еровым, ‘. ». Ўал€пиным. Ѕольша€ дружба св€зывала “рубецкого с Ћ. Ќ. “олстым. —кульптор вызывал живейшую симпатию писател€. ѕо свидетельству секретар€ Ћ. Ќ. “олстого - ¬. ј. Ѕулгакова, "скульптор ѕаоло “рубецкой... принадлежал к любимцам Ћьва Ќиколаевича... ќн любил его за простую открытую душу, правдивость, ненависть к светским условност€м, любовь к животным, вегетарианство". Ћев Ќиколаевич охотно позировал ему и беседовал с ним в мастерской скульптора и у себ€ в ясной ѕол€не.

Ѕюст Ћ. Ќ. “олстого (1899, √–ћ) и статуэтка "Ћ. Ќ. “олстой верхом" (1900, √–ћ) приобретают всемирную известность. —покойствие и мудрость, нетерпимость к ханжеству и лицемерию, простота и великодушие раскрыты скульптором в самобытном характере гениального русского писател€.

¬ 1900 году произведени€ ѕ. ѕ. “рубецкого экспонируютс€ в –усском отделе на ¬семирной выставке в ѕариже. «а портреты Ћ. Ќ. “олстого, Ћ. √олицына и группу "ћосковский извозчик" “рубецкому, нар€ду с ќ. –оденом, присуждаетс€ высша€ награда - "Ѕольшой приз".

«атем последовала сери€ портретных статуэток, отличающихс€ одухотворенностью и неповторимой индивидуальностью характеристик: артистически из€щный и внутренне взволнованный ». ». Ћевитан (1899, √–ћ), вдохновенный ‘. ». Ўал€пин (1899-1900, √–ћ), жизнерадостный, добродушный —. —. Ѕоткин (1906, √–ћ). —кульптурные произведени€ ѕ. ѕ. “рубецкого отличаютс€ €ркими художественными приемами: живописной подвижностью и вместе с тем €сностью пластических форм, стремлением избежать ровных и гладких - инертных - поверхностей. ¬ этой подвижности, в идущем словно из глубины движении форм раскрываютс€ сокровенные душевные грани модели.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

ќстра€ наблюдательность, поэтичность, м€гкость лепки особенно присущи женским портретам. Ёффектна€, в бальном платье, ћ.  . “енишева (1899, √–ћ), аристократична€ √олицына (1911, √ос. художественный музей Ѕ——–), "ћать с ребенком" (1898, √–ћ, √“√), "ћать с сыном" (1901, √–ћ), оба€тельна€ натурщица ƒун€ (1900, √–ћ) - все эти работы отличаютс€ оригинальностью композиционных решений и художественных приемов.

ќсобым лиризмом ове€ны детские образы: "ƒети. Ќиколай и ¬ладимир “рубецкие" (1900, √–ћ), "ƒевочка с собакой (ƒрузь€)" (1901,√–ћ). —воеобразный психологизм - в анималистических произведени€х скульптора. ѕроникновенностью отличаютс€ такие работы скульптора, как "—обака" (1899, √“√), "Ћошадь с жеребенком" (1899, —моленский областной краеведческий музей), "—ибирска€ лайка" (1903, √–ћ), "Ћошадь под седлом" (1898, √–ћ).

¬ 1899-1909 годах скульптор работает над монументальным пам€тником јлександру III. ƒл€ этого была сооружена специальна€ мастерска€-павильон из стекла и железа на —таро-Ќевском проспекте, неподалеку от јлександро-Ќевской лавры. ¬ подготовительной стадии “рубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого пам€тника.

¬ыйд€ победителем конкурса 1900 года на создание пам€тника јлександру III, “рубецкой обращал мало внимани€ на замечани€ комиссии по сооружению пам€тника. —. ё. ¬итте в "¬оспоминани€х" сетует на "неуживчивый характер" скульптора. “рубецкой, очевидно, не учитывал и мнени€ великого кн€з€ ¬ладимира јлександровича, усмотревшего в "модели “рубецкого карикатуру на его брата". ќднако вдовствующа€ императрица, удовлетворенна€ €вно выраженным портретным сходством, способствовала завершению работ над монументом.

ѕам€тник јлександру III существенно отличалс€ от многих официальных царских монументов; скульптор был далек от идеализации, от стремлени€ к парадности.

... на коне т€желоступном,

¬ землю втиснувшем, упор копыт,

¬ полусне, волненью недоступном,

Ќедвижно, сжав узду, стоит, -

так выразил ¬. я. Ѕрюсов в стихотворении "“ри кумира" свои впечатлени€ от образа "стынущего над толпой" самодержца.

”дивительно точно определил идею этого монумента ». ≈. –епин: "–осси€, придавленна€ т€жестью одного из реакционнейших царей, п€титс€ назад".

 ак и во многих произведени€х, здесь €рко воплотилось творческое кредо автора, говорившего, что "портрет не должен быть копией. ¬ глине или на полотне € передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нем". Ќезависимо от степени достоверности слов, приписываемых “рубецкому, - "не занимаюсь политикой. я изобразил одно животное на другом", - монумент вызывает ощущение тупой дав€щей силы. ј. Ѕенуа отмечал, что эта особенность пам€тника "обусловлена не просто удачей мастера, но глубоким проникновением художника в задачу".

≈ще до открыти€ монумента скульптор почувствовал недоброжелательное отношение со стороны многих членов царской фамилии и высших чиновников. Ќиколай II хотел переместить пам€тник в »ркутск, "отправить его в ссылку в —ибирь, подальше от своих оскорбленных сыновьих глаз", а в столице воздвигнуть другой монумент. —. ё. ¬итте вспоминает, что скульптор даже не получил своевременно приглашени€ на торжественное открытие пам€тника и приехал в ѕетербург позднее.

ѕопавший в немилость к власт€м и лишенный возможности работать над новым большим заказом, “рубецкой уезжает за границу.

— 1906 по 1914 год, наход€сь в ѕариже, он создает скульптурные портреты ќ. –одена, ј. ‘ранса, ƒ. ѕуччини, —. ј. ћуромцева, в Ћондоне исполн€ет портрет Ѕ. Ўоу. Ќо “рубецкой продолжал участвовать в конкурсах и художественных выставках, проводимых в –оссии. ¬ 1912 году в јмерике („икаго), затем в »талии (–им) устраиваютс€ персональные выставки ѕ. ѕ. “рубецкого.

¬ 1914 году “рубецкой уезжает в јмерику, где сооружает монументы ƒанте (—ан-‘ранциско) и генералу ќтису (Ћос-јнджелес).

¬ 1921 году возвращаетс€ в ѕариж, а последние годы жизни проводит в »талии. ƒл€ театра Ћа —кала в ћилане он изва€л мраморную статую знаменитого  арузо, —оздал пам€тник павшим воинам в городе Ѕрера, скульптурный портрет √абриел€ ƒ'јннунцио, автопортрет дл€ галереи ”ффици во ‘лоренции, портрет одного из известнейших италь€нских художников ƒ. —егантини.

— выставками своих произведений скульптор выезжал в ≈гипет (1934) и »спанию (1935).

”мер ѕ. ѕ. “рубецкой в »талии 12 феврал€ 1938 года. Ќедолго живший в –оссии, ѕ. ѕ. “рубецкой сделал много дл€ русского искусства, значительно расширив пределы пластического освоени€ мира. √лубина его проникновени€ в образ, темпераментность формы, своеобразие манеры оказали огромное вли€ние на развитие отечественной скульптуры.

»спользованы материалы статьи “.¬олодиной в кн.: 1984. —то пам€тных дат. ’удожественный календарь. ≈жегодное иллюстрированное издание. ћ. 1984.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru