Людибиографии, истории, факты, фотографии

Вера Мухина

   /   

Vera Mukhina

   /
             
Фотография Вера Мухина (photo Vera Mukhina)
   

День рождения: 01.07.1889 года
Возраст: 64 года
Место рождения: Рига, Латвия
Дата смерти: 06.10.1953 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия

Из наследия Мухиной в Москве остался только Чайковский у консерватории

скульптор, автор одного из символов советской власти - <Рабочего и колхозницы>.

Скульптурное наследие Веры Мухиной, признанное во всем мире, рискует навсегда исчезнуть из Москвы. Памятник Максиму Горькому, который более полувека простоял на площади Белорусского вокзала и год назад был демонтирован на время строительных работ, сегодня сломанным валяется на земле. Скульптура "Рабочий и колхозница" - символ советской эпохи - разобрана на части и уже три с лишним года ждет реставрации. А совсем недавно появились слухи о сносе дома и мастерской Мухиной. О постсоветской судьбе монументального наследия правнук скульптора Алексей Веселовский рассказал корреспонденту "Известий" Николаю Морозову.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

15.12.2006

- вопрос: В каком состоянии сегодня находится наследие Веры Мухиной?

Вера Мухина фотография
Вера Мухина фотография

- ответ: Мы даже не знаем, сколько скульптур утрачено. Нет полного списка ее работ. Помимо той части, что были переданы моим дедом в Русский музей и Третьяковскую галерею, много работ хранится в частных собраниях, у коллекционеров. Какая-то часть у нас дома. Много работ просто пропало с разных выставок. Из монументального наследия Веры Игнатьевны на своем месте — у консерватории — стоит только Чайковский. Четыре скульптурные группы, созданные для Москворецкого моста, много лет разбросаны по столице. Исчезла куда-то группа "Требуем мир!", располагавшаяся неподалеку от "Рабочего и колхозницы" у ВВЦ. Остается неясной и судьба памятника Горькому. Опасаюсь, что его могут не вернуть на место.

Реклама:

- вопрос: Специалисты говорят, что "Рабочего и колхозницу" восстановить не получится, ссылаясь на то, что сталь — очень сложный материал.

- ответ: В стали до Веры Игнатьевны вообще никто не работал, она считалась непригодной для скульптуры. Чтобы доказать обратное, сначала была выполнена из стали голова микеланджеловского Давида. После чего все сомнения отпали, и Вере Игнатьевне дали добро. Сама сталь, толщина которой на отдельных участках монумента не превышает миллиметра, не испортилась. Устарел, покрылся коррозией и трещинами многотонный каркас. Его надо заменить. Однако технологию этой работы заранее не продумали, денег хватило лишь на разборку и перевозку фигур.

- в: Складывается впечатление, что этому монументу не везло с самого начала.

- о: "Рабочий и колхозница" произвели такой фурор на выставке во Франции, что там решили выкупить скульптуру у советского правительства и оставить в Париже. Но она отправилась на родину. Ее не демонтировали, а разрезали на куски автогеном, загрузили как металлолом и повезли в Москву. Неповрежденными остались только одна из голов и рука мужской фигуры. Фактически у Северного входа на ВВЦ установили второй экземпляр "Рабочего и колхозницы", сделанный из более толстых листов стали.

- в: И постамент сильно изменился...

- о: Да, он стал в три раза ниже парижского. С Мухиной этого не согласовывали, а просто поставили перед фактом. Она безуспешно пыталась убедить власти в необходимости высокого постамента. После ее смерти к этой идее неоднократно возвращались. В конце 80-х, когда отмечалось столетие прабабушки, это недоразумение хотели исправить и перевезти статую на новое место. Но посчитали, что процесс перевозки слишком опасен для этой скульптуры.

Лучшие дня


Первый секс-символ Страны советов
Посетило:237
Наталья Селезнева
Встреча с возлюбленной через 75 лет
Посетило:202
Кей Ти Роббинс
Василь Быков: Жестокая правда 'убитого поколения'
Посетило:178
Василь Быков

- в: Но теперь и скульптуру разобрали, и вопрос переноса на новое место снова обсуждается. В свое время предлагалось поставить ее на Манежной площади или даже на шлюзе Рыбинского водохранилища. А где сама Вера Игнатьевна мечтала "прописать" свое произведение?

- о: На стрелке Москвы-реки, где сейчас стоит царь Петр работы Церетели, либо на Воробьевых горах — там, где расположена смотровая площадка. Место около ВВЦ, зажатое между автострадой и выставкой, Вере Игнатьевне не нравилось. Этой композиции нужен простор. Но тогда, накануне открытия первой выставки достижений народного хозяйства, других вариантов руководство страны слышать не желало. Правда, на мой взгляд, лучше места, чем ВВЦ, для нее не найти. Скульптура объемна, она организует пространство вокруг себя, держит силуэт города. И то, что ее сняли, — преступление. Это все равно что демонтировать статую Христа в Рио-де-Жанейро или распилить статую Свободы. А недавно появилась еще одна головная боль: мастерскую Мухиной в доме 5А в Пречистенском переулке могут снести вместе со зданием. Распоряжения об этом пока нет, но если ничего не делать, мастерская будет потеряна.

- в: Разве это здание не имеет охранного статуса?

- о: Дом является памятником истории, имеет и архитектурную ценность. Вера Игнатьевна сама проектировала его вместе с архитектором Иваном Жолтовским. Дом состоит из двух частей: жилой, где расположена наша квартира, и мастерской. После смерти Веры Игнатьевны в мастерскую перевели один из отделов Института реставрации.

- в: Но почему здесь не был создан дом-музей Мухиной?

- о: Она сама этого не хотела. Музеи Мухиной есть за границей: в Риге, где она родилась, в Феодосии, где она жила непродолжительное время. Даже в Риме есть небольшой музей: маленькая комнатка, в которой стоит бюст Мухиной и располагается небольшая экспозиция. Она хотела, чтобы после ее смерти мастерская продолжала использоваться по назначению — дипломниками Суриковского института. Но это помещение отдали Институту реставрации.

- в: Возможно ли добиться того, чтобы разместить в мастерской музей? Может, это убережет от сноса все здание.

- о: Не хочется нарушать волю прабабушки. Монументальные фигуры Мухиной визуально тяжелы — они требуют большого пространства. Мастерская же была создана лишь для работы над одним-двумя изваяниями. Не исключено, что здесь будет создан культурный центр, а при нем какая-то мемориальная часть. На днях мы создали фонд Мухиной. Ведь неизвестен огромный пласт ее творчества. Мало кто знает, что она долгое время занималась стеклянной скульптурой.

- в: Именно ей приписывают изобретение граненого стакана...

- о: Это выдумки. Граненый стакан появился гораздо раньше: еще на "Утреннем натюрморте" Петрова-Водкина изображен граненый стакан с чаем, это середина 1910-х годов. А Вера Игнатьевна увлеклась стеклом в конце 40-х. Впрочем, можно говорить о ее авторстве граненой пивной кружки — недаром Мухина работала худруком экспериментального завода стекла в Питере.

Александр Рукавишников, скульптор:

— Несмотря на идеологическую направленность творчества Веры Мухиной, она — скульптор мирового значения. Это фигура уровня Владимира Татлина и Анны Голубкиной. То, что сейчас происходит с ее работами, особенно с "Рабочим и колхозницей", просто возмутительно. Памятник — в этом уверен не только я, но и большинство членов Академии художеств — программная работа для всей скульптуры той эпохи. Я не раз пытался обратить внимание и московских, и федеральных властей на плачевное состояние памятника, но реакции пока не видно. Власть не в курсе, что происходит. Просто сокрушаться недостаточно — надо решать, как всем вместе выкрутиться из этого положения.

Давид Саркисян, директор Музея архитектуры имени Щусева:

— Безусловно, Вера Мухина — одна из знаковых фигур нашей культуры. Все, что она создала, — классика советской эпохи. Что касается "Рабочего и колхозницы", то мало какие монументы имели такое значение в мировой истории, как эта композиция, — разве что статуя Свободы в Нью-Йорке. То, что ее сняли с прежнего места на ВДНХ, — на мой взгляд, правильно, постамент был неудачным, слишком маленьким. По-моему, стоило бы найти для него новое место — вариант постамента, совмещенного с торговым центром, невозможен, поскольку под такой скульптурой не должно быть торговли (а магазин, похоже, неминуемо построят). Мне нравится идея размещения монумента на Смоленской набережной у метромоста — среди домов сталинской архитектуры она встала бы идеально. Что касается средств, то у меня нет сомнений, что финансировать работы по восстановлению "Рабочего и колхозницы" должно государство: не настолько уж оно бедное, чтобы не найти денег на великий монумент.

Александр Цигаль, скульптор:

— "Рабочий и колхозница" является шедевром монументального искусства. Это потрясающая работа. Судьба ее безумна — она разрушена, на мой взгляд, безвозвратно. История с ее разборкой — не художественная, а коммерческая: нужно было освободить площадку для строительства, и просто воспользовались тем, что монумент неудачно, низко стоял. Аргументы о его плохом состоянии неубедительны — лет 15 назад мой отец и художник Тимур Сажин осматривали "Рабочего и колхозницу". Папа рассказывал, что скульптура была в удовлетворительном состоянии — во всяком случае, можно было обойтись косметическим ремонтом. Сейчас мало шансов, что она будет восстановлена — разве только соберется консилиум опытных мастеров, имеющих опыт с фигуративным искусством.

Generic placeholder image
Николай Морозов
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Врожденная аристократичная внешность
Посетило:404
Игорь Старыгин
Превращаясь в Барби
Посетило:36788
Андреа Иванова
Иван Батарев
Посетило:1122
Иван Батарев

Добавьте свою новость

Здесь
history