Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћука ƒулла –оббиа

   /   

Luca Della Robbia

   /
             
‘отографи€ Ћука ƒулла –оббиа (photo Luca Della Robbia)
   

ƒень рождени€: 01.01.1400 года
ћесто рождени€: ‘лоренци€, »тали€
ƒата смерти: 23.02.1482 года
ћесто смерти: ‘лоренци€, »тали€
¬озраст: 82 года

√ражданство: »тали€

»зобретатель глазурованной терракоты

¬едущий флорентийский скульптор кватроченто

»таль€нский скульптор и ювелир эпохи ¬озрождени€, основатель династии художников. Ќар€ду с ƒонателло и Ћоренцо √иберти Ћука делла –оббиа принадлежал к мастерам, определившим пластику раннего италь€нского ¬озрождени€.

19.08.2016

Ћука ди —имоне ди ћарко делла –оббиа родилс€ в 1399 или 1400 году во ‘лоренции (»тали€).  ак пишет ¬азари: "–одилс€ Ћука делла –оббиа, флорентийский скульпторЕ в доме своих предков, что под церковью —анта-Ѕарнаба во ‘лоренции; дома же его подобающим образом воспитывали, пока он не научилс€ не только читать и писать, но по обычаю большинства флорентийцев и считать, насколько это было ему необходимо. ѕосле чего он был отдан отцом в обучение ювелирному делу к Ћеонардо ди сер ƒжованни, почитавшемус€ тогда во ‘лоренции лучшим мастером этого искусства. ” него и научилс€ Ћука рисовать и лепить из воска и, собравшись с духом, попробовал сделать несколько вещей из мрамора и бронзы, которые настолько хорошо ему удались, что, совершенно оставив ювелирное дело, он отдалс€ скульптуре и уже ничего другого не делал, весь день работа€ резцом и рису€ по ночам. » делал он это с таким старанием, что, нередко чувству€ ночью, что у него застыли ноги, он, чтобы не отходить от рисунка, согревал их, засунув в корзину со стружками, то есть отходами, которые остаютс€ у плотников, когда они строгают доску рубанкомЕ"

ћадонна в храме ќрсанмикеле
ћадонна в храме ќрсанмикеле

ќн был младшим современником великого ƒонателло, основоположника скульптуры ¬озрождени€ - и на его глазах создавались первые произведени€ новой реалистической пластики - когда ƒонателло дал образцы совершенных статуй сид€щего и сто€щего человека, а затем реформировал рельеф, построив его по законам перспективы, наподобие живописной картины. »менно такой подход к скульптуре давал неограниченные возможности дл€ изучени€ человека и природы.

ќ юности Ћуки делла –оббиа не известно почти ничего. ѕредполагают, что он училс€ у скульптора Ќанни ди Ѕанко, одного из единомышленников и друзей ƒонателло.

ќчевидно, Ћука делла –оббиа весьма рано про€вил свои способности, потому что уже в начале 1430Цх годов ему была доверена ответственнейша€ работа Ц исполнение кантории (кафедры дл€ певчих) в соборе —анта ћари€ дель ‘ьоре во ‘лоренции. ”же в этой первой дошедшей до нас работе Ћука делла –оббиа предстает как зрелый мастер и достойный соперник ƒонателло, автора второй соборной кафедры (1433Ч1438, ‘лоренци€, музей собора ќпера дель ƒуомо). ќбе кафедры, находившиес€ друг против друга, представл€ют подобие больших пр€моугольных балконов, опирающихс€ на консоли; тема украшающих их рельефов восходит к одному из псалмов ƒавида, призывающих восхвал€ть √оспода в пении и танцах*. ¬ этой первой своей значительной работе Ћука делла –оббиа успешно конкурирует со своим великим современником ƒонателло. ≈сли последний украсил парапет своей кафедры хороводом пл€шущих путти, пронос€щихс€ за сдвоенными колоннами, то кафедру Ћуки делла –оббиа украшают дес€ть квадратных мраморных рельефов, восемь из них, расположенных в два р€да фронтальной части кафедры, два Ч боковые стороны. Ќад рельефами на карнизе кафедры высечены первые слова псалма ƒавида, а на рельефах предстают группы отроков и маленьких детей, поющих, танцующих, играющих на музыкальных инструментах. ≈сли у ƒонателло царит почти вакхическое веселье, а облик путти антикизирован, то персонажи Ћуки делла –оббиа более сдержаны, а их облику мастер придал житейскую достоверность и некую приземленность; дети танцуют нечто вроде народной пл€ски, старательно поднима€ ноги; подростки, усердно распевающие псалмы, так выразительны, что кажетс€, слышны их голоса. ќбработка поверхности очень тщательна€ и очень детализированна€.

¬торое крупное произведение скульптора, выполненное из мрамора, Ц надгробие епископа ‘едериги в церкви —анта “ринита, законченное в 1456 г. ќно напоминает по форме надгробие Ћеонардо Ѕруни работы Ѕернардо –осселино. ѕроизведение Ћуки делла –оббиа несколько проще; фигуры отличаютс€ м€гкостью пластической моделировки; терракотовые плиты обрамлени€ окрашены в €ркие цвета.

¬ 1437 году Ћука получает заказ на скульптуры кампанилы того же собора.  ак пишет ¬азари, Ћука делла –обиа "сделал дл€ кампанилы этой церкви п€ть небольших мраморных историй, которых недоставало, но которые были предусмотрены в проекте ƒжотто. Ёти истории расположены со стороны, обращЄнной к церкви, р€дом с изображени€ми наук и искусств, которые ранееЕ были сделаны јндреа ѕизано. Ќа первой Ћука изобразил ƒонатора, преподающего грамматику, на второй Ч ѕлатона и јристотел€, олицетвор€ющих собою философию, на третьей Ч фигуру человека, играющего на лютне и олицетвор€ющего музыку, на четвЄртой Ч ѕтолеме€ Ч астрологию, на п€той Ч Ёвклида Ч геометрию. »стории эти тщательностью отделки, из€ществом и рисунком далеко превосход€т обе истории ƒжотто, у которогоЕ на одной пишущий картину јпеллес представл€ет живопись, а на другой работающий резцом ‘идий Ч скульптуру".

¬ 1446 году заказ на двери ризницы собора, полученный ƒонателло, был передан Ћуке делла –оббиа, ћикелоццо и ћазо ди Ѕартоломео. Ќо вскоре после этого ћикелоццо уехал из ‘лоренции, а ћазо ди Ѕартоломео умер, и бронзовые двери ризницы (так называемой —тарой сакристии) были закончены в 1467 году одним Ћукой делла –обиа. "ќн получил заказ на бронзовую дверь упом€нутой ризницы, Ч пишет ¬азари, Ч и разделил еЄ на дес€ть филЄнок, а именно по п€ти на каждой половине, поместив по углам обрамлени€ каждой из них по человеческой голове, причЄм повсюду головы были разные, то молодые, то старые, то средних лет, одни бородатые, другие бритые, в общем же кажда€ по-разному и в своЄм роде прекрасна, так что всЄ полотно этой двери получилось весьма нар€дным. ¬ истори€х же каждой филЄнки с отменным из€ществом он изобразил, начина€ сверху, ћадонну с младенцем на руках, а с другой стороны »исуса ’риста, восстающего из гроба. ѕод ними же в каждой из первых четырЄх филЄнок он поместил по фигуре евангелиста, а под ними четырЄх отцов церкви, пишущих в разных положени€х. » вс€ эта работа отделана так чисто и чЄтко, что пр€мо чудо, и свидетельствует о том, что зан€ти€ ювелирным делом оказали Ћуке немалую помощь".

ƒо сороковых годов XV столети€ Ћука делла –оббиа был широко известен как мастер, работавший в мраморе. Ќо в это врем€ он обращаетс€ к новому материалу. ќсновными материалами дл€ италь€нских скульпторов в XV веке оставались мрамор и бронза. Ћука делла –оббиа тоже работал в обоих материалах, но они были довольно дороги и требовали долгой обработки. »х пытались заменить гипсом или терракотой (обожженной глиной), однако безуспешно. » гипс и терракота недолговечны, лишены красивой фактуры. “ут не могла помочь даже раскраска, наносивша€с€ сверху. Ёкспериментиру€, делла –оббиа начал искать новые материалы дл€ скульптуры - и об этом ¬азари тоже написал : "ќбратив же внимание на то, что глина обрабатывалась легко и без большого труда и не хватало только найти способ, при котором работы, из нее изготовленные, могли бы сохран€тьс€ продолжительное врем€, он начал размышл€ть, пока не нашел способ защитить их от повреждений временем, и, провед€ много испытаний, он обнаружил, что если покрывать их сверху глазурью, составленной из олова, глины, антимони€ и других минералов и смесей, прокаленных на огне в особой печи, то действие будет отличнейшее и глин€ные издели€ сделаютс€ чуть ли не вечными. «а этот способ работы он, как изобретатель, удостоилс€ величайшей славы, и все гр€дущие века будут ему за это об€заны". ћайолика действительно решила все проблемы: глина при покрытии глазурью и обжиге приобрела необходимую прочность, а €ркость и долговечность красок придавали скульптуре достоинства живописи.

Ћучшие дн€

 армело Ёнтони. Ѕиографи€
ѕосетило:12498
 армело Ёнтони
ѕервый непалец на вершине Ёвереста
ѕосетило:7762
“енцинг Ќоргей
янина ∆еймо: —оветска€ ћэри ѕикфорд
ѕосетило:6314
янина ∆еймо

Ћука делла –оббиа первым использовал цветную глазурь дл€ создани€ терракотовой скульптуры Ц новшество, которое он впервые применил в 1441 при создании табернакл€ церкви в ѕеретоле близ ‘лоренции. ¬ этом произведении он соединил мрамор, бронзу и терракоту. Ќачина€ с этого времени скульптор много работал в новой технике.

Ћука делла –оббиа начинает использовать дл€ скульптуры главным образом обожжЄнную глину. ƒл€ того чтобы скульптуру можно было включать в оформление экстерьера зданий, она покрывалась цветной глазурью. Ётот способ был давно известен в гончарном производстве и примен€лс€ в »талии в первую очередь дл€ изготовлени€ майолики, то есть использовалс€ лишь в художественном ремесле. Ћука делла –оббиа стал первым скульптором, кто применил его дл€ фигурных композиций.  роме того, он изобрЄл белую эмаль, содержащую олово и придающую особый блеск покрытым ею рельефам. –ешающий поворот в творчестве Ћуки делла –оббиа Ч обращение его к майолике Ч совпал по времени с заказом на изготовление большой дарохранительницы дл€ церкви госпитал€ —анта-ћари€ Ќуова во ‘лоренции. ¬ аптеке госпитал€ находились длинные р€ды банок и кружек, покрытых €ркой глазурью. «накомство с майоликовыми сосудами натолкнуло художника на мысль перенести технику глазури с керамики в пластику, и эта иде€ дала блест€щие результаты. √лина соответствовала самому существу искусства Ћуки делла –оббиа, м€гкому, лирически настроенному, посв€щЄнному женским и детским образам.

¬ новой технике сделаны скульптором глазурованные люнеты над двер€ми Ќовой сакристии* —обора: Ђ¬оскресениеї (1442Ц1445) и Ђ¬ознесениеї (1446Ц1451).

ЂЕ≈му захотелось, Ч отмечает ¬азари, Ч чтобы первыми работами стали те, что наход€тс€ в арке над бронзовыми двер€ми, которые он сделал дл€ ризницы под органом —анта-ћари€ дель ‘ьоре и где он изобразил ¬оскресение ’ристово, дл€ того времени столь прекрасное, что, когда его поставили на место, оно привело всех в восхищение как вещь поистине редкостна€. » потомуЕ попечители пожелали, чтобы арка дверей другой ризницы, где ƒонателло украсил другой орган, была заполнена Ћукой в той же манере, такими же фигурами и такими же работами из терракоты, что Ћука и сделал, изобразив там прекраснейшего ’риста, вознос€щегос€ на небесаї.

’арактерен дл€ основных работ Ћуки делла –оббиа колорит рельефа Ђћадонна с младенцем среди ангелов ї (1450г).  онтраст сверкающих фигур и €ркого фона ещЄ усиливаетс€ коричневым обрамлением люнеты. –ельеф согрет тЄплым человеческим чувством, праздничным, радостным и легко доступным воспри€тию самым широким зрител€м. ÷ентральный образ Ч ћари€ с младенцем. ≈Є фигура отмечена м€гкой классической красотой. ћадонна, выпр€мившись, держит на правой руке младенца ’риста. ‘игуры ангелов Ч справа и слева, обраща€сь в молитвенном благоговении к Ѕогоматери, одновременно замыкают композицию в гармоничное целое. Ёто рождает чувство умиротворени€ и поко€. ¬ этом рельефе, как и в других произведени€х Ћуки делла –оббиа, настроение преобладает над действием, чувство Ч над волей. » при полной объЄмности фигур сохран€етс€ удивительное т€готение к плоскостному решению, к ощущению замкнутого пространства.

—лава о работах Ћукки делла –оббиа распространилась не только по »талии, но и по всей ≈вропе. ∆елающих получить их было столько, что флорентийские купцы завалили скульптора заказами и с большой дл€ него выгодой рассылали их по всему свету. “ак, в 1459 году Ћукка делла –обиа получил заказ Ч украшение гробницы кардинала ѕортугальского в —ан-ћинь€то. ќдной из последних работ мастера стал табернакль св.  реста в приходской церкви в »мпрунете с двум€ стату€ми св€тых и ангелами.

”мер Ћука делла –обиа в 1482 году. ¬месте со своей родней он был похоронен в —ан-ѕьеро ћаджоре в склепе своего семейства. ≈го творческие традиции блест€ще продолжил его плем€нник Ч јндреа делла –обиа.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕервый в истории долларовый миллиардер
ѕосетило:11463
ƒжон ƒэвидсон –окфеллер
 армело Ёнтони. Ѕиографи€
ѕосетило:12498
 армело Ёнтони
‘окусы на грани реальности
ѕосетило:11889
ƒэвид Ѕлейн

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru