Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

‘идий

   /   

Fidiy

   /
             
‘отографи€  ‘идий (photo  Fidiy)
   

√реци€

√ражданство: √реци€

Ѕиографи€

древнегреческий скульптор.

ƒревнегреческий скульптор, которого многие считают величайшим художником древности. ‘идий был уроженцем јфин, его отца звали ’армидом. ћастерству скульптора ‘идий училс€ в јфинах в школе √еги€ и в јргосе в школе јгелада (в последней, возможно, одновременно с ѕоликлетом).

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

20.10.2008

—реди существующих ныне статуй нет ни одной, котора€ бы несомненно принадлежала ‘идию. Ќаши знани€ о его творчестве основаны на описани€х античных авторов, на изучении поздних копий, а также сохранившихс€ работ, которые с большей или меньшей достоверностью приписываютс€ ‘идию. —реди ранних работ ‘иди€, созданных ок. 470Ц450 до н.э., следует назвать культовую статую јфины јреи в ѕлате€х, сделанную из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги).   тому же периоду, ок. 460 до н.э., относитс€ мемориальный комплекс в ƒельфах, сооруженный в честь победы афин€н над персами в ћарафонской битве. “огда же (ок. 456 до н.э.), и тоже на средства от добычи, захваченной в ћарафонской битве, ‘идий установил на јкрополе колоссальную бронзовую статую јфины ѕромахос («аступницы). ƒруга€ бронзова€ стату€ јфины на јкрополе, т.н. јфина Ћемни€, котора€ держит шлем в руке, была создана ‘идием ок. 450 до н.э. по заказу аттических колонистов, отплывавших на остров Ћемнос. ¬озможно, две статуи, наход€щиес€ в ƒрездене, а также голова јфины из Ѕолоньи €вл€ютс€ ее копи€ми.

 ‘идий фотографи€
‘идий фотографи€

’рисоэлефантинна€ (из золота и слоновой кости) стату€ «евса в ќлимпии считалась в древности шедевром ‘иди€. ” ƒиона ’рисостома и  винтилиана (1 в. н.э.) говоритс€, что благодар€ непревзойденной красоте и богоугодности творени€ ‘иди€ обогатилась сама религи€, а ƒион добавл€ет, что вс€кий, кому довелось увидеть эту статую, забывает все свои печали и невзгоды. ѕодробное описание статуи, считавшейс€ одним из семи чудес света, имеетс€ у ѕавсани€. «евс был изображен сид€щим. Ќа ладони правой его руки сто€ла богин€ Ќика, а в левой он держал скипетр, наверху которого сидел орел. «евс был бородатым и длинноволосым, с лавровым венком на голове. —ид€ща€ фигура едва не касалась потолка головой, так что возникало впечатление, что если «евс встанет, то снесет с храма крышу. “рон был богато украшен золотом, слоновой костью и драгоценными камн€ми. ¬ верхней части трона над головой статуи помещались с одной стороны фигуры трех ’арит, а с другой Ц трех времен года (ќр); на ножках трона были изображены танцующие Ќики. Ќа перекладинах между ножками трона сто€ли статуи, представл€вшие олимпийские сост€зани€ и битву греков (возглавл€емых √ераклом и “есеем) с амазонками. ¬ыполненный из черного камн€ пьедестал трона украшали золотые рельефы, на которых были изображены боги, в частности Ёрот, который встречает выход€щую из морских волн јфродиту, и увенчивающа€ ее венком ѕейто (богин€ убеждени€). —тату€ «евса ќлимпийского или одна его голова изображались на монетах, которые чеканились в Ёлиде. ќтносительно времени создани€ статуи €сности не было уже в античности, но, поскольку строительство храма было завершено ок. 456 до н.э., веро€тнее всего, стату€ была поставлена не позднее ок. 450 до н.э. (теперь возобновились попытки отнести «евса из ќлимпии ко времени после јфины ѕарфенос).

 огда ѕерикл развернул в јфинах широкое строительство, ‘идий возглавил все работы на јкрополе, среди прочего и возведение ѕарфенона, которое вели архитекторы »ктин и  алликрат в 447Ц438 до н.э. ѕарфенон, храм богини-покровительницы города јфины, одно из наиболее прославленных созданий античной архитектуры, представл€л собой дорический периптер. ќбильное пластическое убранство храма выполнила больша€ группа скульпторов, работавша€ под началом ‘иди€ и, веро€тно, по его эскизам (наиболее знамениты наход€щиес€ теперь в Ѕританском музее рельефные фризы ѕарфенона и фрагментарно сохранившиес€ статуи с фронтонов).

—то€вшую в храме культовую хрисоэлефантинную статую јфины ѕарфенос, котора€ была закончена в 438 до н.э., изва€л сам ‘идий. ќписание ѕавсани€ и многочисленные копии дают о ней достаточно €сное представление. јфина изображалась сто€щей в полный рост, на ней был длинный, свисавшей т€желыми складками хитон. Ќа ладони правой руки јфины сто€ла крылата€ богин€ Ќика; на груди јфины была эгида с головой ћедузы; в левой руке богин€ держала копье, а к ее ногам был прислонен щит. ќколо копь€ свернулась св€щенна€ зме€ јфины (ѕавсаний называет ее Ёрихтонием). Ќа постаменте статуи было изображено рождение ѕандоры (первой женщины).  ак пишет ѕлиний —тарший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней Ц борьба богов с гигантами, а на сандали€х јфины имелось изображение кентавромахии. Ќа голове богини был шлем, увенчанный трем€ гребн€ми, средний из которых представл€л собой сфинкса, а боковые грифонов. ” јфины имелись украшени€: ожерель€, серьги, браслеты.

Ѕлизость стил€ со скульптурами и рельефами ѕарфенона чувствуетс€ в стату€х ƒеметры (ее копии наход€тс€ в Ѕерлине и Ўершеле, јлжир) и  оры (копи€ на вилле јльбани). ћотивы обеих статуй использованы в знаменитом большом вотивном рельефе из Ёлевсина (јфины, јрхеологический музей), римска€ копи€ которого имеетс€ в музее ћетрополитен в Ќью-…орке. —кладки оде€ни€  оры близки по стилю драпировкам статуи сто€щего «евса, копи€ которой хранитс€ в ƒрездене, а торс, возможно, €вл€ющийс€ фрагментом оригинала, Ц в ќлимпии.   фризу ѕарфенона близок по стилю јнадумен (юноша, зав€зывающий пов€зку вокруг головы); возможно, она была создана в качестве ответа ƒиадумену ѕоликлета. —тату€ ‘иди€ гораздо естественнее в смысле позы и жеста, но несколько грубее. ¬месте с ѕоликлетом и  ресилаем ‘идий принимал участие в конкурсе на статую раненной амазонки дл€ храма јртемиды в Ёфесе и зан€л второе место после ѕоликлета; копией с его статуи считаетс€ т.н. јмазонка ћаттеи (¬атикан). –аненна€ в бедро, амазонка заткнула хитон за по€с; чтобы уменьшить боль, она опираетс€ на копье, ухватившись за него обеими руками, причем права€ подн€та выше головы.  ак и в случае јфины ѕарфенос и рельефов ѕарфенона, богатое содержание помещено здесь в простую форму.

“ворени€ ‘иди€ грандиозны, величественны и гармоничны; форма и содержание наход€тс€ в них в совершенном равновесии. ”ченики мастера, јлкамен и јгоракрит, продолжали работать в его стиле в последней четверти 5 в. до н.э., а многие другие скульпторы, среди них  ефисодот, Ц и в первой четверти 4 в. до н.э.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru