Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒонателло

   /   

Donatello

   /
             
‘отографи€  ƒонателло (photo  Donatello)
   

√од рождени€: 1386 √од смерти: 1466
¬озраст: 80 лет

Ѕиографи€

великий флорентийский скульптор

—то€л во главе мастеров, положивших начало расцвету ¬озрождени€. ¬ искусстве своего времени он выступил как подлинный новатор.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

04.05.2006

—озданные ƒонателло образы €вл€ютс€ первым воплощением гуманистического идеала всесторонне духовной личности и отмечены печатью €ркой индивидуальности и богатой духовной жизни. ќсновыва€сь на тщательном изучении натуры и умело использу€ античное наследие, ƒонателло первым из мастеров ¬озрождени€ сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать органическую цельность тела, его т€жесть, массу. ≈го творчество поражает разнообразием новых начинаний. ќн возродил изображение наготы в статуарной пластике, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый пам€тник, создал новый тип надгроби€, попыталс€ решить задачу свободно сто€щей группы. ќдним из первых он стал использовать в своих произведени€х теорию линейной перспективы. Ќамеченные в творчестве ƒонателло проблемы надолго определили развитие европейской скульптуры.

ƒонато ди Ќикколо ди Ѕетти Ѕарди, которого прин€то называть уменьшительным именем ƒонателло был сыном ремесленника, чесальщика шерсти. ѕервое обучение он прошел, как полагают, в мастерских, работавших в то врем€ над украшением собора. ¬еро€тно, здесь он сблизилс€ с Ѕрунеллески, с которым его в течение всей жизни св€зывала тесна€ дружба.

”же в 1406 году ƒонателло получил первый самосто€тельный заказ на статую пророка дл€ одного из порталов собора. ¬след за этим он исполнил дл€ собора мраморного "ƒавида" (1408-1409 гг. ‘лоренци€, Ќациональный музей).

”же в этой ранней работе про€вл€етс€ интерес художника к созданию героизированного образа. ќтказавшись от традиционного изображени€ цар€ ƒавида в виде старца с лирой или свитком исламов в руках, ƒонателло представил ƒавида юношей в момент торжества над поверженным √олиафом. √ордый сознанием своей победы, ƒавид стоит подбочен€сь, попира€ ногами обрубленную голову врага. „увствуетс€, что создава€ этот образ библейского геро€, ƒонателло стремилс€ оперетьс€ на античные традиции, особенно заметно сказалось вли€ние античных прототипов в трактовке лица и волос: лицо ƒавида в рамке длинных волос, прикрытых пол€ми пастушеской шапки, почти не видно из-за легкого наклона головы. ≈сть в этой статуе - постановке фигуры, изгибе торса, движении рук - и отзвуки готики. ќднако смелый порыв, движение, одухотворенность уже позвол€ют почувствовать темперамент ƒонателло.

¬ своих произведени€х ƒонателло стремилс€ не только к объективной правильности пропорций и построени€ фигуры, но всегда учитывал впечатление, которое будет производить стату€, установленна€ на предназначенном ей месте.

¬ 1411-1412 годах ƒонателло исполнил дл€ одной из наружных ниш церкви ќр —ан ћикеле статую —в€того ћарка. —осредоточенный взгл€д полон глубокой мысли, под внешним спокойствием угадываетс€ внутреннее горение. ¬се в этой фигуре весомо и материально. „увствуетс€, как нагрузка торса ложитс€ на ноги, как т€жело свисает плотна€ ткань одежды. ¬первые в истории италь€нского ¬озрождени€ с такой классической €сностью была решена проблема устойчивой постановки фигуры. ƒонателло воскрешает здесь распространенный в античном искусстве прием постановки, этот мотив вы€влен в фигуре —в€того ћарка с предельной четкостью и определ€ет как положение слегка изогнувшегос€ торса, рук и головы, так и характер складок одежды.

ƒонателло, по словам ¬азари, заслуживает вс€ческой похвалы за то,"что он работал столько же руками, сколько расчетом", не уподобл€€сь художникам, чью"произведени€ заканчиваютс€ и кажутс€ прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают совершенно иной вид и производ€т впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте".

—тату€ √еорги€ - одна из вершин творчества ƒонателло. «десь он создает глубоко индивидуальный образ и вместе с тем воплощает тот идеал сильной личности, могучего и прекрасного человека, который был в высокой мере созвучен эпохе и позднее нашел отражение во многих произведени€х мастеров италь€нского –енессанса. "√еоргий" ƒонателло - гибкий, стройный юноша в легких латах, небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи, он стоит уверенно, опира€сь на щит. √ероический образ юноши-патриота, готового встать на защиту флорентийской республики, €рко индивидуален, почти портретен. Ёто типична€ черта искусства раннего ¬озрождени€, обусловленна€ стремлением художника освободитьс€ от средневекового канона, нивелировавшего человеческую личность.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

ѕоследние годы жизни ƒонателло провел во ‘лоренции. ћрачное и тревожное настроение овладевает в эти годы художником. ¬ произведени€х его все чаще звучат темы старости, страданий, смерти даже в статуе"ћарии ћагдалины" (1445) он, вопреки традиции, представил св€тую не цветущей и юной, а в виде высохшей, изможденной постом и пока€нием отшельницы, одетой в звериную шкуру. —тарческое лицо ћагдалины с глубоко запавшими глазами и беззубым ртом обладает потр€сающей силой экспрессии.

ѕозднее творчество ƒонателло стоит особн€ком во флорентийском искусстве 50-60-х годов. ¬ середине столети€ скульптура ‘лоренции утрачивает монументальный характер и черты драматической экспрессии. ¬се более широкое распространение получают светские и бытовые мотивы, возникает и быстро распростран€етс€ скульптурный портрет.

∆ивопись ‘лоренции первой трети XV столети€ богата контрастами. ак и в скульптуре, однако несколько позже, в ней совершаетс€ решительный перелом от отмеченного вли€ни€ готики искусства позднего треченто к искусству –енессанса. √лавой нового направлени€ был ћазаччо, де€тельность которого приходитс€ на третье дес€тилетие XV века. »скусство ћазаччо опередило свое врем€. ≈го радикальные и смелые новшества произвели огромное впечатление на художников, однако были восприн€ты лишь частично.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru