Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

 арл Ѕулла

   /   

Karl Bulla

   /
             
‘отографи€  арл Ѕулла (photo Karl Bulla)
   

ƒень рождени€: 26.02.1855 года
ћесто рождени€: Ћеобшютц, –осси€
ƒата смерти: 28.12.1929 года
ћесто смерти: о. Ёзель (ныне —ааремаа), –осси€
¬озраст: 74 года

√ражданство: –осси€

»мпери€  арла Ѕуллы: »стори€ глазами фотографа

—тарейший фотограф-иллюстратор

ќн оставил после себ€ 230 тыс€ч негативов фотографий эпохи конца XIX Ч начала XX века и стал родоначальником отечественной журналистики, но его им€ сейчас известно немногим. Ќемец по происхождению, он вошел в российскую элиту и занимает особенное место в отечественной истории.

06.02.2006

Ќебольшой фирменный вензель  арла Ѕуллы на коричневатом картоне Ђреальных картинокї дореволюционной эпохи знаком каждому историку: серьезное изучение важнейшего периода жизни страны невозможно без привлечени€ иллюстративного материала, одним из главных творцов которого €вл€лс€  арл  арлович: Ѕулла сохранил дл€ потомков Ђнасто€щихї Ќикола€ II и Ћьва “олстого, изготовил серию потр€сающих фотозарисовок Ђнового смутного времениї (революции 1905-1907 гг.).

 арл Ѕулла фотографи€
 арл Ѕулла фотографи€

√лавной особенностью  арла  арловича была его потр€сающа€ контактность. ќн легко мог разговорить и расположить к себе незнакомых людей.

“рудно переоценить вклад  .  . Ѕуллы и его сыновей в историю ѕетербурга в целом. Ќа снимках сохранены приметы времени, отражены все стороны общественной жизни –оссии на одном из важнейших этапов его истории. ‘отографии дают нам поразительную возможность узнать, увидеть, стать участниками практически всех событий, происходивших в столице. Ќевозможно перечислить все темы съемок патриарха русской фотожурналистики. Ќар€ду со снимками светской хроники, запечатлевшими конгрессы, парады, балы, банкеты, приезды иностранных гостей, интерьеры имений, дворцов и особн€ков знатных особ, сохранились снимки повседневной жизни приютов, детских благотворительных учреждений. ‘отограф снимал последнего русского цар€ Ќикола€ II и его семью, де€тельность √осударственного —овета, √осударственной ƒумы, местных городских органов власти. —оциально-экономическа€ жизнь представлена репортажными снимками производственных процессов, фасадов и оборудовани€ предпри€тий, заводов, фабрик, ателье и мастерских; фотографи€ми, запечатлевшими быт и отдых рабочих и служащих.

ѕожалуй, впервые эпитет Ђизвестныйї вн€тно прозвучал в адрес фотографа  арла  арловича Ѕуллы в 1895 году в Ђ–усском фотографическом журналеї. ¬ приложении є 2 была опубликована фотографи€ ЂЋесї с по€снением: ЂЌегатив изготовлен нашим известным фотографом и фабрикантом  .  . Ѕуллаї. » далее: Ђ¬ последнее врем€ броможелатинные пластинки лаборатории  .  . Ѕулла были превосходны и мы крайне сожалеем, что  .  . Ѕулла закрыл свою лабораторию как раз тогда, когда производство пластинок было уже доведено им до известной степени совершенстваЕї

¬ год этой публикации ему исполнилось сорок лет, и он принадлежал к поколению родившихс€ после изобретени€ светописи. “ак что фотографи€ дл€ него была делом обычным Ч его становление в ней пришлось на врем€, когда чудо получени€ изображений, Ђнарисованных самим солнцемї, уже перестало удивл€ть и прочно вошло в быт и сознание многих людей. ¬ 1895-м за его плечами был уже тридцатилетний опыт работы, как тогда говорили, Ђпо фотографииї. ћы очень мало знаем об этом периоде жизни  арла  арловича Ѕуллы, но, несомненно, начинать выстраивать фотографическую карьеру ему пришлось в плотной конкурентной среде, созданной поколением первопроходцев, родившихс€ раньше фотографии.

ћежду тем, как это ни покажетс€ странным, сегодн€ наши знани€ об этом известнейшем в былом ѕетербурге человеке не отличаютс€ полнотой. ћы не знаем достоверно, когда он уехал из ѕетербурга Ч в 1916, 1917? »ли Ч позже? –азные источники сообщают oб этом весьма противоречивые сведени€. ћы не знаем, почему, наход€щийс€ на пике столь блест€ще выстроенной карьеры, он уехал. √овор€т, не все было ладно в семье. ћы не знаем, почему уехал именно в Ёстонию. √овор€т, любил там проводить отпуск. ћы многого о нем не знаем.

 арл ќсвальд ( арл  арлович) Ѕулла родилс€ в ѕруссии в провинции Ћеобшютц 26 феврал€ 1855 года в семье купца. ≈го отец Ч  арл ќсвальд Ѕулла, мать Ч јнна, урожденна€ Ўефлер. ¬ возрасте 10 лет (по другим данным Ч в 12 лет) его привезли в ѕетербург и определили на службу в фирму по изготовлению и продаже фотопринадлежностей Ђƒюпаптї.

¬начале Ч посыльный, затем лаборант и ученик,  арл Ѕулла постигал основы фототехники с азов. Ѕудучи пытливым молодым человеком, он изучил по иностранной литературе способы полива и очувствлени€ эмульсии дл€ изготовлени€ фотопластинок. ѕройд€ долгий и трудный путь освоени€ ремесла,  арл Ѕулла открыл свою небольшую фотолабораторию. Ёта фотолаборатори€ завоевала широкую известность. ћожно с уверенностью сказать, что это было производство Ђмоментальных пластинокї, пригодных дл€ самых разнообразных фотографических работ, как моментальных, так и с выдержкой. —ухие фотографические пластинки фотолаборатории  .  . Ѕуллы пользовались широким спросом. ¬ одной из реклам можно было прочесть: Ђ‘отографическа€ лаборатори€  . Ѕулла. —-ѕетербург, Ќевский проспект, 110. —пециальность: фабричное производство фотографических сухих пластинокї. —ухие броможелатиновые пластинки продавались не только в столице. „ерез оптовую фирму ЂЋиман и –иксї они высылались в другие города –оссии.

Ћучшие дн€

¬еликан-книголюб из украинской глубинки
ѕосетило:10904
Ћеонид —тадник
јлексей јбрикосов. Ѕиографи€
ѕосетило:7263
јлексей јбрикосов
Ќикита ћазепин. Ѕиографи€
ѕосетило:2704
Ќикита ћазепин

¬ феврале 1876 года  арл  арлович подал прошение министру внутренних дел о разрешении прин€ть прис€гу на подданство –оссии и после этого вместе с женой Ђприписатьс€ в —.-ѕетербургское мещанствої. “ак как  арл Ѕулла, по сведени€м, был Ђповедени€ и образа жизни хорошегої, не был уличен в каких-либо противоправных действи€х, служил в коммерческой конторе, прошение его было удовлетворено. ¬ июле 1876 года  арл Ѕулла прин€л прис€гу на подданство –оссии.

Ќезадолго до этого событи€, в 1875 году он открыл свое первое фотоателье на —адовой улице, в доме є 61. — этого времени началась его работа в качестве профессионального фотографа. ≈ще в пору работы в фирме Ђƒюнантї  арл Ѕулла стал постигать тайны фотомастерства.

≈го фотографии были естественными и непринужденными, а потому нравились клиентам. », безусловно, молодого фотографа отличало необычайное трудолюбие. Ќа —адовой улице в течение 10 лет  арл Ѕулла занималс€ павильонной съемкой. —пуст€ много лет, уже будучи известным фоторепортером,  арл  арлович не оставил это зан€тие. Ќаоборот, он открыл новое фотоателье на ≈катерининском канале в доме є 66, на Ќевском проспекте в доме є 110, позже Ч на Ќевском проспекте в доме є 48 (в здании Ђѕассажаї). ¬ 1908 году  арл  арлович купил помещение по Ќевскому проспекту в доме є 54. Ќа Ќевском проспекте, 110  арл Ѕулла владел маленьким съемочным павильоном, состо€вшим из 2-х небольших комнат. ѕоследнее фотоателье известного петербургского фотографа было оборудовано по последнему слову техники, с купеческой роскошью. ќно было самым респектабельным и очень попул€рным среди петербуржцев и гостей столицы. —фотографироватьс€ у Ђзнаменитого Ѕуллыї хотели многие, фотоателье было переполнено заказами. —юда спешили чиновники и гимназисты, военные и студенты, гусары и фрейлины, ученые и композиторы, художники и артисты. ƒа и как не зайти, если в рекламном объ€влении сообщалось: Ђ¬ павильоне производ€тс€: портреты и группы с натуры. ”величение портретов с визитных или кабинетных карт, в какой угодно форме. ѕересн€тие копий с визитных или кабинетных карточек, картин, гравюр, рисунков. —ъемка вс€ких технических предметов дл€ клише, кои легко могут быть доставлены в павильонї.

»спрошенное в министерстве внутренних дел и полученное в 1886 году Ђразрешение на право производства вс€кого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей ѕетербургаї не могло иметь серьезных коммерческих последствий, ибо в это врем€ интерес к петербургской архитектуре и ее репрезентации в изобразительных искусствах упал, а полиграфи€ еще не научилась изготавливать клише с фотографических запечатлений. ј  арл  арлович был не из тех, кто стал бы снимать что-либо Ђдл€ себ€ї Ђиз любви к искусствуї. ¬рем€ воспользоватьс€ этим документом придет позже, после того, как в 1894 году тем же министерством будут разрешены Ђбланки открытых писем частного изготовлени€ї, да еще в стандарте ¬семирного почтового союза. Ёто дало возможность фотографам и существенно повысить тиражи изображений и рекламировать свое дело на международном уровне. Ѕулла мгновенно открыл типографию и начал выпускать в ней открытки.

— этого времени он официально зан€лс€ фоторепортажем и в качестве фоторепортера снимал все значимые событи€, происходившие в столице, а также повседневную жизнь горожан, их быт, развлечени€, традиции и обр€ды. ¬нимание фотографа привлекало все. ¬ рекламе  . Ѕулла сообщал, что снимал ЂЕвс€кие архитектурные предметы, как внутренние, так и наружные фасады, дома, фабрики, мастерские с рабочими, машины, железные дороги, пам€тники, магазины, виды. –азличные сцены и типы, снимки с древних и старинных предметов, открытие и осв€щение зданий, юбилейные торжества. ћоментальные снимки спорта вс€кого рода, с лошадей, собак и других животныхї. ћногие снимки продавались непосредственно в фотографии  .  . Ѕулла. ћногочисленные репортажные снимки с подписью Ђфото Ѕуллаї или Ђфото  .  . Ѕуллаї публиковались на страницах самых известных русских и зарубежных газет и журналов.

  концу 19 века усовершенствовалась полиграфическа€ техника, и стало возможным воспроизведение в печати репродукций с фотографий одновременно с текстом. Ќеимоверные тиражи иллюстрированных изданий привели к подлинному перевороту в фотографии и создали совершенно новые возможности дл€ использовани€ фотографических изображений в общественной практике. — 1897 года фотографии Ѕуллы начали по€вл€тьс€ в одном из самых попул€рных российских журналов ЂЌиваї, Ђсобственным авторомї которого он стал на долгие годы. ¬от тут-то  арл  арлович и обретает подлинную известность. “ем более что спектр фотографических работ, которые выполн€ли мастера его фирмы, к этому времени был чрезвычайно широк.

Ќо плоды с нивы известности ему предсто€ло собрать позже, уже после юбилейного дл€ ѕетербурга 1903 года. ¬ 1904-м  арл  арлович Ѕулла сфотографировал Ђпервое лицо государстваї Ч императора Ќикола€ II.

6 сент€бр€ 1904 г.  .  . Ѕулле было выдано специальное свидетельство за є 15705 от √лавного ћорского Ўтаба, разрешающее производить съемку Ђво врем€ маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихс€ морской жизниї. —видетельство √лавного Ўтаба ¬оенного министерства позвол€ло  . Ѕулле Ђпроизводить фотографические съемки на маневрах и учени€х войск гвардии и ѕетербургского военного округаї.Ђ— 16 августа 1904 года ему было выдано разрешение снимать Ђвиды столицы, а также торжества в ¬ысочайшем присутствииї, то есть снимать особ царствующего дома.

¬от что последовало после: фирма Ђ . . Ѕуллаї получила разрешение снимать Ђвиды столицы, а также торжества в ¬ысочайшем присутствииї; специальное свидетельство от √лавного ћорского Ўтаба, разрешающее производить съемку Ђво врем€ маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событии, касающихс€ морской жизниї; свидетельство √лавного Ўтаба ¬оенного министерства позвол€ло фирме Ђпроизводить фотографические съемки на маневрах и учени€х войск гвардии и ѕетербургского военного округаї.  .  . Ѕулла стал фотографом –оссийского пожарного общества, »мператорской ѕубличной библиотеки; был награжден золотой медалью на јннинской ленте, золотой медалью Ђ«а трудолюбиеї, орденом 1 степени ѕопечительства императрицы ћарии ‘едоровны о глухонемых. — 1908-го Ч в купечестве, почетный гражданин (позднее Ч личный двор€нин), новое роскошное ателье на Ќевском, 54. ƒалее: фотограф »мператорского –оссийского общества  расного креста, ”правлени€ —.-ѕетербургского градоначальника, многих учебных заведений; еще два ордена Ч французским и шведский, Ђѕохвальный листї от ћинистерства торговли и промышленности на 1-й ћеждународной воздухоплавательной выставке. ¬ 1910-м фотоателье стаде) поставщиком ƒвора корол€ —ербского, с 1912 Ч Ђƒвора ≈€ »мператорского ¬ысочества ¬еликой  н€гини ћарии ѕавловныїЕ ¬ том же году владелец вновь получил Ђѕохвальный листї от ћинистерства торговли и промышленности на 2-й фотовыставке журнала Ђ‘отографические новостиї Е ¬сего не перечесть! √одовой доход фирмы Ђ . . Ѕуллаї достиг 250.000 рублей.

–екламное объ€вление 1912 года лаконично: Ђ—тарейший фотограф-иллюстратор  .  . Ѕулла занимаетс€ фотографированием дл€ иллюстрированных журналов на злобу дн€. —нимает все, в чем только встретитс€ потребность, везде и всюду, не стесн€€сь ни местностью, ни помещением, как днем, так и во вс€кое вечернее врем€, при искусственном светеїЂ.

ќн был официальным иллюстратором журналов ДЌиваУ, ДќгонекУ, Дѕетербургска€ жизньУ, Д—толица и усадьбыУ, специальным представителем иллюстрированных изданий ј. Ўерла в Ѕерлине. ¬ российские журналы в начале 20 века  .  . Ѕулла помещал объ€влени€ и рекламировал себ€ Дкак старейшего фотографа-иллюстратора, занимающегос€ фотографированием дл€ иллюстрированных журналов на злобу дн€У, снимающего Двсе, в чем только встретитс€ потребностьУ: Двсегда подготовлен к выезду и отправл€етс€ по приглашению, куда бы то ни потребовалось. —нимает все, не стесн€€сь помещением, везде и всюду, как днем, так и во вс€кое вечернее врем€ Ч при своем искусственном светеУ.

»звестно, что  арл  арлович Ѕулла занималс€ благотворительной де€тельностью в ¬едомстве учреждений императрицы ћарии ‘едоровны. ¬ августе 1904 года он стал попечителем ћариинской школы глухонемых и неоднократно снимал повседневную жизнь школы. ¬ этом же году он предложил ¬сероссийскому ќбществу  расного  реста Дбезвозмездно производить фотографические снимки санитарных поездов, различных обозов, грузов, транспортов, фургонов, санитарных отр€довУ.ї Ѕулла об€зывалс€ доставл€ть снимки  расному  ресту дл€ составлени€ альбомов, что и выполн€л на прот€жении всех последующих лет.

¬ 1910 году он стал поставщиком ƒвора корол€ —ербии, спуст€ два года Ч поставщиком ƒвора великой кн€гини ћарии ѕавловны.

ѕо непроверенным сведени€м,  арл  арлович Ѕулла после 1916 года передал свое фотографическое дело сыновь€м, а сам уехал из ѕетрограда на остров Ёзель (современный —ааремаа), где продолжил снимать этнографический материал, повседневную жизнь островит€н, обучать фотографическому делу местных мальчишек. «десь же на острове он умер в 1929 году. ¬ доме, где жил  .  . Ѕулла, расположилась поселкова€ школа с библиотекой.

 арл  арлович Ѕулла не просто был непревзойденным мастером фоторепортажа, он стал родоначальником фотографической династии. ќба его сына Ч јлександр и ¬иктор стали профессиональными фотографами, оставив потомкам удивительное по своим масштабам и уникальности документальное наследие. —нимками богатейшей коллекции нельз€ не восхищатьс€ и не удивл€тьс€. ѕоражают их количество и высокое мастерство фотографов, а также неверо€тна€ работоспособность, умение оперативно выполнить самые трудные съемки и, вместе с тем, незаур€дна€ предприимчивость и предусмотрительность.

ѕрофессиональными фотографами стали сыновь€  .  . Ѕуллы јлександр и ¬иктор. ¬иктор  арлович стал заведующим фотографией, находившейс€ по адресу: Ќевский проспект, дом 54. «десь сохранились и негативы отца. Ќа основании постановлени€ ¬÷»  и —овета Ќародных  омиссаров –—‘—– от 28 €нвар€ 1929 года и ѕостановлени€ ѕрезидиума Ћенинградского —овета от 29 апрел€ 1929 года из семьи Ѕулла начали поступать негативы в Ћенинградское областное архивное бюро. ѕередача материалов длилась до 1938 года. ¬ архив поступило более 130 тыс€ч негативов, из которых почти половина создана  .  . Ѕуллой или при его участии.

ѕосле отъезда  арла  арловича из –оссии, в ѕетрограде (и не только!) осталось колоссальное фотографическое наследие. √осударственный Ёрмитаж, –оссийска€ национальна€ библиотека, √осударственный музей истории —анкт-ѕетербурга и другие хранилища исторических и культурных сокровищ горд€тс€ наличием в своих фондах драгоценных отпечатков работы знаменитой студии, а в √осударственном архиве кинофотофонодокументов —анкт-ѕетербурга содержитс€ до 200 тыс€ч стекл€нных негативов с запечатлени€ми всего, Ђв чем только встретитс€ потребностьї, пользующихс€ неизменным спросом у многочисленных исследователей российской культуры конца 19 и начала 20 вв.

‘отографи€
Flasham 14.06.2006 08:11:25
«амечательна€ стать€ о выдающемс€ человека. Ѕыло бы здорово также разместить несколько его работ.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—амый высокий на планете
ѕосетило:21429
—ултан  есен
—амый высокий актер
ѕосетило:19477
ѕитер ћейхью
ƒвукратный обладатель  убка ћира
ѕосетило:10730
ћарсель ’иршер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru