Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

» ёаньцзи

   /   

Yi Yuanji

   /
             
‘отографи€ » ёаньцзи (photo Yi Yuanji)
   

ƒень рождени€: 01.01.1000 года
 итай
ƒата смерти: 28.12.1064 года
 итай
¬озраст: 65 лет

√ражданство:  итай

» ёаньцзи

 итайский живописец

 итайский живописец времен эпохи —еверной —ун, прославившийс€ своим мастерством в изображении животных, в особенности обезь€н. ѕо свидетельству современников, он мес€цами блуждал по горам на границе современных ’убэ€ и ’унан€, наблюда€ за олен€ми и гиббонами в их естественной среде обитани€.

04.08.2020

ќсновным источником сведений о художнике €вл€етс€ его жизнеописание в трактате Ђ«аписки о живописиї теоретика и критика XI века √о ∆осю€, который был современником » ёаньцзи. √о ∆осюй сообщает следующее: Ђ» ёаньцзи, второе им€ “инчжи, родом из „анша. »зобретательно-талантливый и остроумный. ≈му особенно удавались композиции картин. ¬ картинах цветов, птиц, пчЄл и цикад добивалс€ из€щества и (передавал) скрытое. —начала писал цветы и фрукты.  огда увидел произведени€ „жао „ана, восхитилс€ ими, сдалс€. ѕозже он стремилс€ прославить своЄ им€ тем, чего не достигали старые мастера, поэтому он стал рисовать сайг и обезь€н. Ѕродил между ÷зин и ’у, углубл€лс€ больше чем на сто ли в горы ¬аньшоу, чтобы посмотреть на чЄрных обезь€н, сайг и оленей, забиралс€ туда, где открывались виды на леса и камни Ц всЄ увиденное входило в сердце и запечатлевалось навсегда. ќн стремилс€ передавать необузданно-свободные природные свойства. „асто оставалс€ на многие мес€цы и жил среди горцев. ¬от до чего доходила его любовь к природе и усердие. ќднажды за домом в „анша он выкопал пруд, беспор€дочно разбросал там камни, кусты цветов, бамбук, сломанный камыш и среди этого поселил водоплавающих птиц.  аждый день из окна внимательно наблюдал, пока (птицы) будут двигатьс€ или покоитьс€, играть или отдыхать. “аким образом он обогатил удивительное мастерство своей кисти. ¬ год цз€чэн правлени€ „жипин, когда во дворце ÷зинлин строили павильон —€о€нь, ёаньцзи пригласили расписать ширмы дл€ императора в павильоне »нлици. —реди них была ширма с изображением камней на озере “айху. ¬низу он нарисовал знаменитых перепелов и голубей и прославленные цветы реки Ћо. Ќа боковых створках написал павлинов.  роме того, в павильоне Ўэнью расписал маленькую ширму, изобразив сайгу. ¬сюду до конца осуществл€л свои замыслы.  огда ёаньцзи был призван ко двору, он с радостью прин€л этот приказ и сказал своим родственникам: Ђ¬сю жизнь € училс€ искусству, теперь могу его продемонстрироватьї. „ерез некоторое врем€ он получил приказ нарисовать картину Ђ—то чЄрных обезь€нї дл€ (украшени€) западной стены зала  айс€нь. ѕридворным было велено наблюдать за его работой. —начала ему дали двести тыс€ч (монет) на краску и тушь. ќн нарисовал только дес€ть обезь€н и умер во врем€ эпидемии. ёаньцзи посто€нно занималс€ живописью, правила (его искусства) не такие, как у всех, идеи бывают вольные (шу), бывают прилежные (ми). ’оть не всЄ (в его искусстве) соответствовало законам учителей, однако он почитал старых мастеров. Ётим он превзошЄл ве€ни€ времени и пустил в обращение своЄ прекрасное им€. ≈сли бы ёаньцзи закончил Ђ—то обезь€нї, он бы нашЄл хоз€ина (дл€ этой картины), однако он умер. “ака€ у него судьба! ¬ поколени€ переданы: Ђ—айга и обезь€наї, Ђѕавлинї, Ђ÷веты и птицы четырЄх сезоновї, Ђ«арисовки овощей и фруктовї.¬ восточном зале дворца ÷з€ньлун есть превосходный олень, обезь€на, лес и камни его кисти. ќднажды на ширме, котора€ находитс€ перед залом ƒуцз€нь в городе ёйхан, он нарисовал сокола. –аньше там были гнЄзда ласточек, после они там больше не по€вл€лись.ї

» ёаньцзи фотографи€
» ёаньцзи фотографи€

√олландский синолог –оберт ван √улик, знаток поведени€ гиббонов, отмечал, как натурально их изображение в полотнах » ёаньцзи.   примеру, » ёаньцзи никогда не рисовал Ђцепь гиббоновї: цепочку гиббонов, свисающих с дерева и держащих друг друга за руки Ч мотив, попул€рный в традиционном китайском искусстве, но не отражающий реального поведени€ этих обезь€н.

» ёаньцзи провел большую часть своей жизни на юге  ита€, служа учителем-наставником в конфуцианском храме своего родного города. ¬ эру „жипин (1064-1067) его два раза приглашали к императорскому двору дл€ выполнени€ живописных работ. ѕервый раз ко двору императора »нцзуна в  айфыне,он был приглашен в 1064 г. ’удожник расписал цветами, голуб€ми и павлинами декоративные ширмы дл€ императорских аудиенций в «але ѕоста »нли в мавзолее ÷зинлин. ѕозднее он вновь работал в императорском дворце. ѕоследней работой, начатой » ёаньцзи, стала заказанна€ императором Ђкартина ста гиббоновї. ќднако художник умер, нарисовав лишь несколько гиббонов. ’одили слухи, что он был отравлен завистливыми придворными художниками.

»звестный сунский литератор, каллиграф и художник ћи ‘у (1051Ч1107) в своЄм труде Ђ’уашиї (»стори€ живописи) посв€тил » ёаньзи отдельную главу, в которой рассказывает о его превосходных свитках, и сетует о судьбе этого мастера Ђпуха и пераї, которому завидовали члены јкадемии живописи и которому разрешали писать только обезь€н и косуль; в конце концов, по сообщению ћи ‘у, он был отравлен.

∆ивопись обезь€н в китайском искусстве имеет свой символический смысл. » мартышки и гиббоны и человекообразные в китайском €зыке обозначаютс€ одним словом Ђюаньї. ¬ традиционном китайском календаре каждые 12 лет наступает год обезь€ны, следовательно, приблизительно каждый 12-й житель  ита€ Ч Ђобезь€наї. ќдним этим фактом уже можно объ€снить по€вление и распространени€ жанра изображени€ этого животного. ќднако, кроме этого, обезь€на вызывала в люд€х романтические чувства в св€зи с тем, что, жив€ в горах и лесах, она ассоциировалась со свободой, уединением и неприступностью гор, а дл€ китайских буддистов ќбезь€ний царь был одной из попул€рных фигур буддийской мифологии. ѕоэтому созданный » ёаньцзи жанр изображени€ обезь€н был обречЄн на успех.

¬ музее искусств в ќсаке хранитс€ полотно » ёаньцзи, на котором изображено несколько дюжин гиббонов. Ёто горизонтальный шЄлковый свиток шириной 30 см и длиной 120 см. “ак как его композици€ не имеет чЄтко выраженного начала, ван √улик предполагает, что это концева€ (лева€) часть свитка, на котором художник первоначально изобразил (или намеревалс€ изобразить) сто гиббонов. Ёто полотно в своЄ врем€ принадлежало китайским императорам, и в 1755 г. известный своей любовью к живописи император ÷€ньлун собственноручно начертал на нЄм восьмистишие, восхвал€ющее » ёаньцзи и гиббонов.

ќбраз » ёаньцзи, его близость к природе, привлекает внимание и современных китайских художников.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћари€ ћайкова-—лидовкер. Ѕиографи€
ѕосетило:16607
ћари€ ћайкова-—лидовкер
≈катерина √ордеева. Ѕиографи€
ѕосетило:53025
≈катерина √ордеева
¬италий —оломин - Ёлементарно, ¬атсон!
ѕосетило:37879
¬италий —оломин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru