Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

”иль€м “ернер

   /   

William Turner

   /
             
‘отографи€ ”иль€м “ернер (photo William Turner)
   

ƒень рождени€: 23.04.1775 года
ћесто рождени€: Ћондон, ¬еликобритани€
ƒата смерти: 19.12.1851 года
ћесто смерти: „елси, ¬еликобритани€
¬озраст: 76 лет

√ражданство: ¬еликобритани€

Ѕиографи€

знаменитый английский живописец-пейзажист

"√лавное, к чему надо стремитьс€ в искусстве,- это к верному постижению прекрасного в природе."
”иль€м “ернер

07.12.2007

—реди английских художников необычайным колоссом поднимаетс€ удивительна€ фигура одного из гениальнейших представителей мирового искусства - ƒжозефа ћэллорда ¬иль€ма “ернера. ≈му было всего 15 лет, когда по€вились его картины в  оролевской академии. јнглийска€ живопись начала XIX века знала несколько замечательных художников.  онстебль и “ернер стали главными представител€ми течени€ романтизма той эпохи. –омантики стремились отобразить в своих произведени€х непознанную таинственность окружающего мира. ќригинальность английского романтизма, дл€ которого характерно глубокое чувство природы, представленной не в статике, а в движении, и нередко дополненной присутствием человека, наиболее полно про€вилась в жанре пейзажа. “ернер был тем пейзажистом всецело романтического склада, который смог постичь художественную передачу сил неукрощенной природы. ≈го смелые по колористическим и световоздушным искани€м пейзажи отличаютс€ необычными эффектами, красочной фантасмагорией сил природы.

Tернер ƒжозеф ћэллорд ”иль€м. јвтопортрет. 1798. ’олст, масло. 73,7 x 58,4. √алере€ “ейт, Ћондон
Tернер ƒжозеф ћэллорд ”иль€м. јвтопортрет. 1798. ’олст, масло. 73,7 x 58,4. √алере€ “ейт, Ћондон

–азносторонний талант, умение самосто€тельно пробить себе дорогу в сочетании с глубоким постижением традиций старых мастеров привели его к всемирному успеху, почти невозможному дл€ художника-пейзажиста в XVIII веке.

“ернер родилс€ в самой гуще тесных переулков Ћондона, на берегу “емзы, 23 апрел€ 1775 года. «десь мальчик ощущал пульс жизни огромного торгового города. ≈го отец имел цирюльню, среди посто€нных посетителей которой было немало художников и граверов. ѕоэтому не было ничего удивительного в том, что отец “ернера развесил в лавке и акварели своего сына, когда тому едва исполнилось двенадцать лет, и стал продавать их по два-три шиллинга за штуку. Ёто были сначала копии с модных тогда топографических видов живописных местностей, замков, руин, архитектурных пам€тников Ћондона. ќтец рассматривал зан€ти€ сына рисованием отнюдь не как пустое развлечение, а как довольно верный источник приработка. ¬ конце XVIII века в јнглии были весьма попул€рны топографические зарисовки, затем переводимые в гравюры, иллюстрирующие вс€кие путеводители и описани€. ѕо рекомендации некоторых художников, заметивших талантливые рисунки мальчика, его зачисл€ют в декабре 1789 года в бесплатные ученики  оролевской академии.  огда “ернеру было всего 15 лет, один из его рисунков был прин€т на выставку в академии.

“ернер сближаетс€ с кружком доктора ћонро и с лучшими английскими мастерами акварели, увлеченными новыми иде€ми "живописности образов грандиозного, величественного пейзажа". ќгромное вли€ние на “ернера оказало также учение √илпина о гармонии красок, советовавшее "сводить всю картину к основному, или ключевому, тону, который в пейзаже всегда надо брать с безоблачного участка неба". ¬ доме ћонро художники в большинстве своем копировали работы старых мастеров, а “ернер, когда хотел пон€ть достижени€ какого-нибудь художника, вместо копировани€ писал оригинальную картину в соответствующем стиле.

ѕостепенно “ернер переходит от акварели к живописи маслом. “ернер твердо решил добитьс€ признани€ и всю жизнь старалс€ доказать, что пейзаж может выражать самые высокие пон€ти€ и чувства ничуть не хуже исторической картины. ѕервое полотно, которое он показал на академической выставке в 1796 году, была картина "–ыбаки в море", или "ћарина „омли". ќна изображает несколько рыбачьих судов в открытом море ночью. Ћунный свет, льющийс€ в прорывы облаков, освещает на волнах лодку, на которой мигает красноватый огонек фонар€. “ернер осваивает непривычные дл€ него возможности масл€ной живописи: он усиливает контрасты между освещенными и затемненными част€ми и стараетс€ передать едва уловимое различие рефлексов фонар€ от бликов лунного света на волнующейс€ водной глади океана. ”же в этой первой картине маслом он строит беспокойный световой овал композиции и окружает мес€ц туманным ореолом. “ернер воплотил в этой картине свое трагическое ощущение неустойчивости быти€ в зыбкости набегающих пенистых валов, столкновении резких диагоналей мачт и парусов и безнадежности усилий копошащихс€ в лодках людей, выхваченных из мрака надвигающейс€ бури случайно прорвавшимс€ лучом. ’арактерный овал композиции особенно €сно виден в подготовительном рисунке с его черной громадой поверженного на бок корабл€ и стрем€щейс€ наперерез ему по орбите огромной кривой волны утлой лодчонки, белый парус которой стремительно несетс€ к своей гибели и точно взывает о помощи.

ƒальнейший шаг вперед “ернера заметен в картине "ќзеро Ѕаттермир, с радугой и ливнем", показанной два года спуст€. “ернер пытаетс€ выразить в своих картинах возвышенное романтическое ощущение сли€ни€ с природой. ћожет быть, отсюда и усиленный контраст грозовых туч, мрачных гор по сторонам и си€ющей дали долины в центре, куда опускаетс€ одним концом переливающа€с€ всеми цветами радуга.  стати, радуга отражаетс€ в воде, чего в действительности быть не может, поскольку она не занимает определенного места в пространстве. Ќо “ернер никогда не смущалс€ несообразност€ми, если они были ему нужны в картине. ’удожник очень увлечен здесь передачей воздушной перспективы и поисками нежных градаций переходов света.

“ернер имел привычку сопровождать названи€ своих картин в каталогах выставок цитатами из своих любимых поэтов “омсона, ћилтона или своих собственных стихов. ѕричем эти цитаты почти всегда касались либо света, либо каких-нибудь атмосферных €влений.

ћоре, туман и солнце были любимыми темами художника. ¬ картине "—олнце, встающее в тумане. –ыбаки торгуют рыбой" (1807) эти три мотива соедин€ютс€ в гармоническое целое.

Ћучшие дн€

ћастер визуальных эффектов
ѕосетило:10071
–идли —котт
ёрий –оманенко - самый опытный космонавт
ѕосетило:6476
ёрий –оманенко
Ѕескрайний космос и Ђ«вездные войныї
ѕосетило:5649
ƒжон ”иль€мс

¬ ранних работах художника есть особа€ эмоциональна€ искренность, это как бы лирические фрагменты свободного самовыражени€ человека. ’от€ в основе всех композиций “ернера - даже поздних, даже тех, что свод€тс€ к не€сным светлым фантасмагори€м, лежит совершенно строго проработанный линейный рисунок, четко обозначающий не только пространственные планы, но и каждый объемный предмет.

“ернер мечтал создать своего рода энциклопедию пейзажа, показать все разнообразие его возможностей и широту диапазона. ќн хотел доказать, что пейзаж может вызвать самые разные переживани€ и чувства, рождать разнообразные идеи и образы. “ернер смело беретс€ за исполнение огромной задачи - создать сто композиций, охватывающих все разновидности пейзажа - "исторического, пасторального, архитектурного, морского и горного". ѕлан издани€ был почти завершен, заготовлено уже более дес€тка композиций и гравюр, когда “ернер ушел от всего этого замысла.

¬оспитанный на эстетических теори€х эпохи ѕросвещени€, “ернер счел своим долгом отозватьс€ на приглашение академии читать в ее стенах курс перспективы. "√лавное, к чему надо стремитьс€ в искусстве,- это к верному постижению прекрасного в природе", - говорил он в наброске к своей первой вступительной лекции. “ернер так тщательно изучал природу, так был предан своим создани€м и был одарен такою богатою фантазией, что однажды, сочин€€ в 1806 году волшебную картину "√есперидский сад", он написал своего фантастического дракона-охранител€ в той самой форме, котора€ оказалась у одного допотопного животного, впоследствии откопанного (игуанодон). ¬ свои лекции “ернер попыталс€ включить все от ≈вклида и ѕлини€ до последних научных гипотез, открытий и теорий химиков и оптиков начала XIX века, но при этом не игнорировал разницы между законами, открытыми наукой, в частности оптикой, и правилами, пригодными дл€ живописцев. ќн рассматривал в лекци€х вопросы света, тени и проблемы рефлексов в воде, стекле и металлах; вопрос о соотношении элементарных геометрических форм с формообразованием в изобразительном искусстве; о природе зрени€ и структуре глаза; о классификации трех основных цветов - красного, желтого и синего - согласно их тональным взаимоотношени€м и физиологическим воздействи€м; вообще о колорите, который он считал решающим элементом живописи. “ернер интересовалс€ также и химией, он был знаком с химиком ‘илдом, который занималс€ производством красок дл€ художников. ј “ернера всегда интересовало практическое применение новых положений и открытий науки к самому процессу живописи. “ернер был знаком и с самыми выдающимис€ учеными-физиками своего времени - ‘арадеем и Ѕрьюстером. ќн интуитивно предчувствовал гр€дущие научные открыти€: как сказал  еннет  ларк, "именно инстинктивное понимание структуры физического мира нашей планеты, созданной пульсацией и бесконечным взаимопроникновением волн, делает “ернера столь универсальным и св€зывает его с наиболее выдающимис€ физиками современности" .

¬се это было насто€щим новшеством в живописи того времени. “ернер осмелилс€ идти против общеприн€тых художественных традиций. ¬едь тогда все твердо придерживались представлени€, что вс€ка€ картина должна быть об€зательно написана в приглушенно-темных коричневатых красках - под стать потемневшему лаку на холстах старых мастеров. Ћюбители живописи носили с собой желтый фильтр, называвшийс€ "стеклом  лода Ћоррена", и вставл€ли его в глаз вместо монокл€, когда смотрели на картины, чтобы видеть их окрашенными в золотистые тона старины. ƒаже весьма сдержанные попытки “ернера передать €ркий, дневной свет и высветлить свою палитру €вились поводом дл€ ругательной клички Ѕелый ’удожник. Ѕелый цвет считалс€ "не живописным" и его надлежало вс€чески избегать. ќн казалс€ "слишком активным", "не поддающимс€ дисциплине и гармонии", "всегда выпадающим по тону".

¬ это переломное врем€ “ернер впервые попадает в »талию, где он ощутил прежде всего жару, блеск и си€ние солнца и просветленность, пронизанность светом италь€нской природы. ќн провел в »талии всего около п€ти мес€цев. “ернер работал неверо€тно много, и он возвращаетс€ к классическим сюжетам.  раски его стали так €рки, что  онстебл даже испугалс€: "“ернер сошел с ума от своего мастерства, картина написана шафраном и индиго!" ј самому “ернеру казалось, что он все еще не достиг в своих красках того блеска и ослепительного си€ни€, той интенсивности цвета южной природы, что навеки запечатлелись в его феноменальной зрительной пам€ти. Ёту освобожденную от условности цветовую симфонию он продолжал внутренне слышать и искать способы ее выражени€. “ернер т€готел к венецианской школе, особенно к “ициану, ¬еронезе и “инторетто.

ѕосле второй поездки в »талию в 1829 году “ернер показал лучшую из своих исторических картин "”лисс насмехаетс€ над ѕолифемом" - самое традиционное по сюжету и новаторское по его трактовке произведение. ѕолифем - страшный великан-циклоп, сын ѕосейдона, одиноко живущий в пещере и пасущий овец. ¬о врем€ своего путешестви€ ќдиссей прибывает на остров и хитростью ослепл€ет ѕолифема. ¬ картине есть своеобразное соединение античной мифологии с последними научными данными и конкретными наблюдени€ми. ќдин из исследователей “ернера называет это полотно "мифологией цвета" .

 артина изображает корабль ”лисса, отплывающего от обманутого и ослепленного ѕолифема. “ернер написал дым, поднимающийс€ от горы циклопа, а сама огромна€ фигура ѕолифема, сливающа€с€ с горой и дымом, изображена как "чудовищный нарост на одинокой горе". Ќо дым, написанный “ернером, поднимаетс€ не от пастушеских костров, как описываетс€ в вольном переводе, а из кратера вулкана. “ернер зарисовал не только извержение ¬езуви€, но и подставил свой открытый альбом, чтобы "вулкан поставил на нем свою подпись" гор€чим пеплом. ќстров ѕолифема - вулканический, а сам он как его органическа€ часть непосредственно св€зан с представлени€ми о стихийных силах природы - ведь согласно "“еогонии" √есиода, брать€ ѕолифема, —тероп и јргес, €вл€лись олицетворени€ми грома и молнии. ¬ конце XVIII века была выдвинута научна€ гипотеза, согласно которой вулканический пепел и молнии при разр€дах электричества образуют метеориты. ¬о врем€ падени€ метеоритов гремит гром. ј морские пещеры слева на картине, в глубинах которых пылает плам€, суд€ по их размерам, совсем не жилище циклопа, а, возможно, €вл€ютс€ олицетворени€ми еще одной теории - Ёразма ƒарвина, считающего, что происхождение вулканов св€зано с вливанием морской воды в пылающие недра земли. ¬ "ќдиссее" ничего не говоритс€ о стайке си€ющих нереид, резв€щихс€ вокруг галеры ”лисса. “ернер пользовалс€ дл€ своих лекций попул€рным в те времена руководством "»скусство живописи" Ћерэсса, согласно которому нереиды должны обозначать "различные качества и эффекты воды". ¬ данной картине нереиды со звездами во лбу, видимо, воплощают, по представлению “ернера, €влени€ фосфоресценции в природе. ј известный революционер и ученый ƒжозеф ѕристли дал сводку сведений о свечении некоторых предметов в св€зи с гниением и о других €влени€х фосфоресценции в своем исследовании "»стори€ и насто€щее положение открытий в области зрени€, света и цвета" (1772). Ёту книгу “ернер так же использовал при подготовке к своим лекци€м, как и поэму "Ѕотанический сад" Ёразма ƒарвина. ¬ последней описываютс€ наблюдени€ путешественников по тропическим мор€м, "когда корабль плывет, как бы окруженный огн€ми, и оставл€ет за собой свет€щийс€ след. ј если море слегка волнуетс€, кажда€ капл€ светитс€ и мерцает. ≈ще одна своеобразна€ черта "”лисса" - совсем особа€ трактовка предрассветного неба. Ќа первый взгл€д, небеса, где разыгрываетс€ чудесна€ феери€ восхода солнца, даны в пределах очень точной наблюдательности. Ќо внимательный взгл€д заметит, что от места по€влени€ светила веером развертываетс€ изображение вздыбленных коней, "очерченных огненным контуром, вознос€щихс€ в небеса с развевающимис€ гривами, в окружении вспышек пурпурных облаков". Ёти кони јвроры вз€ты “ернером пр€мо со скульптур фронтона ѕарфенона. ƒома на улице  уин-јнн у него хранились гипсовые отливки со скульптур ѕарфенона. “аким образом, “ернер идентифицировал своих аллегорических коней јвроры с их прототипами в пластике. “ернер же попыталс€ соединить идеальное и реальное, слить мифологический образ с образом реального пейзажа. » в других его картинах образный строй обычно св€зан со столкновени€ми и превращени€ми стихий, особенно света и тьмы. "”лисс" “ернера - одна из ступеней, ведущих к сли€нию истории, действительности и воображени€ в художественных образах его поздних вещей.

"”лисса" называли мелодрамой, оперной декорацией, замечали, что галера ”лисса залита солнцем даже в тех част€х, куда не могут проникнуть его лучи, контраст между мраком пещеры циклопа и блеском утреннего неба слишком велик. Ќо “ернера никогда не смущали неточности натуралистического пор€дка, он смело увеличивал размеры замков или колоколен, перемещал их туда, куда считал нужным, если этого требовала структура картины, или увеличивал звучность цвета, если, по его мнению, выразительность целого выигрывала. “ернер скептически относилс€ к возможности установить "незыблемые", твердые законы цвета и света дл€ живописи.

ќдна из интереснейших работ “ернера - больша€ картина маслом "ƒжульетта со своей н€ней", показанна€ на художественной выставке в Ћондоне в 1836 году. ќн позволил себе перенести действие шекспировской трагедии из ¬ероны в ¬енецию и изобразил ƒжульетту с н€ней любующимис€ с плоской крыши дворца карнавальным весельем внизу на площади св. ћарка. “очка зрени€ вз€та очень высоко. «десь “ернер стремитс€ не к романтическим эффектам, а к живописному изображению какого-либо пленившего его пейзажного мотива. ≈го картины подготовили к воспри€тию художественных произведений несколько поколений английских читателей, среди его работ иллюстрации к поэмам –оджерса и ¬альтера —котта.

—реди красок, сохранившихс€ в мастерской художника, есть двенадцать разновидностей желтого. „етыре из них были новыми пигментами, открытыми в XIX веке. ”пор на желтые может быть объ€снен не только чисто техническим интересом к новым пигментам, он был вызван его обостр€вшейс€ потребностью в чистых, несмешанных светлых красках. —ледует отметить, что в учении √ете о цветах желтый ставитс€ выше всех как первое производное света. √ете соедин€ет его со "спокойным, веселым, м€гко волнующим характером". » сам “ернер шутил: "√овор€т, € забрал себе всю желтую краску..." ƒолго самым важным в живописи, помимо сюжета, казалась передача ос€заемости, объемности изображаемого, чего можно было добитьс€ пластичностью или четким контуром. ј “ернер к концу жизни все перевел в чистый цвет: видимый мир, свет, настроение. Ќо этот цвет у него никогда не был произвольным, он полон глубокого значени€.

ƒостаточно вгл€детьс€ в композиционную схему картин “ернера позднего периода, как окажетс€, что воспри€тие глубины в них все врем€ мен€етс€: возникают одновременно впечатление плоской поверхности и иллюзи€ ухода вглубь. ѕоследнее впечатление вызываетс€ главным образом треугольниками теней, создающими нечто вроде туннел€, уход€щего в глубину. ћожно различить три стадии воспри€ти€ пространства в картинах “ернера: в первой предстает лишь светоносна€ красочна€ поверхность; во второй эта поверхность начинает приобретать объемность, глубину, пространство, напоенное воздухом, игру света на отдельных предметах; наконец, выдел€ютс€ даже отдельные жесты, детали, многозначительные при всей их скупости и лаконизме. “ернер всегда восхищалс€ неистовством стихий, где все подчинено вихревому круговороту урагана, где несущиес€ с огромной быстротой песчинки образуют как бы стенки вращающейс€ пустой воронки вокруг солнца. ¬едь борьба света и тьмы - основна€ тема “ернера.

ќн посто€нно ищет необычные сюжеты, самое совершенное и неожиданное изображение бури на море дано у “ернера в картине 1842 года "ћетель. ѕароход выходит из гавани и подает сигнал бедстви€, попав в мелководье". ¬ каталоге, в примечании к названию, добавлено: "јвтор был в эту бурную ночь на "јриэле". “ернер словно вложил в эту работу трагическое мироощущение - предчувствие гроз€щих миру катастроф. ≈му казалось, что картины разбушевавшихс€ стихий: лавины, бури, метели и урагана - вообще, вс€кие чрезвычайные состо€ни€ природы могут адекватно передать см€тение человеческого сердца и ума, очистить душу и сознание.

ќгромные океанские валы, густой туман и вихри мокрого снега сливаютс€ в единый неистовый водоворот. ÷ентром его служит не€сный абрис корабл€. Ќо это нечто большее, чем простое внешнее описание бури. Ёто воплощение не только наблюдений над разбушевавшейс€ природой или одних зрительных впечатлений, а создание некоего неразложимого единства - буйства стихий, красок и внутренних переживаний.  ритика, конечно, не преминула обозвать картину "мыльной пеной, смешанной с раствором дл€ побелки". “ернер рассердилс€: "я писал ее не дл€ того, чтобы ее пон€ли, просто мне хотелось показать, на что это похоже. я упросил матросов прив€зать мен€ к мачте, чтобы € мог наблюдать; мен€ прив€зали на четыре часа, € не наде€лс€ уцелеть, но € считал своим долгом дать отчет об этом, если уцелею. ј картина не об€зана нравитьс€ кому бы то ни было".  огда оксфордский студент пыталс€ утешить старика, тот крикнул: "ƒа и видели ли они когда-нибудь море?!"

” него нет пейзажей с близкой точки зрени€. ” “ернера сцена почти всегда обнимает несколько дес€тков миль, она представл€ет огромные пространства, и над этой бесконечной перспективой царит величавый круг солнца...

“аким образом, “ернер все дальше отходил от детальной описательности. ƒл€ выражени€ своего замысла ему было бы так же стеснительно и необ€зательно пересчитывать все детали предметов, как философу, формулиру€ свою идею.

“ернер удел€л много времени изучению различных состо€ний атмосферы и освещени€, и особенно небу как главному ключу в пейзаже. “ернер рассказывал, что дл€ изучени€ облаков "он брал лодку, ложилс€ на ее дно на спину, бросив €корь на реке, смотрел в небо часами, а иногда и целыми дн€ми, пока не улавливал какой-нибудь световой эффект, который ему хотелось бы перенести на полотно".

“ернера плен€ет текучесть облаков, их непрерывное изменение и движение, как бы реализующеес€ на глазах зрител€. ÷ель таких опытов - фиксаци€ непрерывно мен€ющейс€ цвето-световой симфонии неба.

ѕервым в европейской живописи “ернер изображал атмосферные эффекты. “уман, воздушна€ дымка на закате солнца, клубы паровозного пара или просто облако становились дл€ него полноправными мотивами. “ернер создал серию акварелей "–еки ‘ранции", в которую входила и очень тщательно проработанна€ акварель "–уанский собор", сделанна€ на основе набросков еще 1821 года. ќна часто выставл€лась в XIX веке и, возможно, послужила толчком дл€ серии картин –уанского собора  лода ћоне (1892-1894). ћоне не раз бывал в Ћондоне, был, в частности, в 1892 году и изучал вещи “ернера. ¬ некоторых акварел€х “ернер предвосхищает ћоне, стара€сь запечатлеть одно и то же место в разное врем€ суток.

"‘регат "—мелый", буксируемый к месту последней сто€нки на слом" (1838) - работа позднего периода. ’удожник сам лично увидел, как злополучное судно т€нули в ћаргейт, когда сопровождал погребальную процессию своего умершего друга лорда Ёгремонта в ѕетворт. Ёта встреча его потр€сла: все уходит и все мен€етс€. ¬едь он писал "—мелого" - активного участника знаменитой битвы при “рафальгаре - на своей ранней картине 1808 года. ј вот теперь "—мелый" стал не нужен. ћаленький, невзрачный черный буксир, деловито пыхт€ и распуска€ рыжий хвост дыма, т€нет огромный, си€юще-белый, величавый боевой фрегат к месту последней сто€нки, обозначенной темным буйком. «а "—мелым" видны еще несколько белых призраков парусных кораблей, которым грозит та же участь. Ћева€ прохладна€ голубовата€ сторона холста с молодым мес€цем, отражающимс€ в спокойных зеленоватых стру€х, и оранжево-красный закат справа с белым диском заход€щего солнца; все эти контрасты света и наступающего мрака, холодных и гор€чих тонов, старого и нового - не только элеги€ по уход€щему миру, но и своего рода при€тие неизбежности уничтожени€ и обновлени€.

“ернер, как мы видим, один из немногих художников, прин€вших эти неотвратимые перемены. «а свою долгую жизнь он видел, как родной Ћондон превратилс€ из большой деревни его детства в один из крупнейших мировых индустриальных центров. » именно “ернер первым выразил это в своих произведени€х. —ложность колористического решени€ "—мелого" с его перекличкой холодных голубовато-лиловых и теплых оранжево-алых красок отражает сложность, но отнюдь не унылость эмоционального стро€ картины.  ритики нападали на “ернера за его "экстравагантность", немыслимость совмещени€ на одном полотне луны и солнца и так далее. “олько самые проницательные, вроде ”. ћ. “еккере€, оценили по заслугам эту, как он назвал, "национальную оду".

¬се же к концу 1830-х годов “ернер окончательно вышел из моды. ¬ придворных кругах он никогда не пользовалс€ успехом. —вобода и широта его письма разительно отличались от все усиливающейс€ мелочности и "вылизанности" картин подавл€ющего большинства преуспевающих викторианских художников середины века. Ќо за многие годы, что он выставл€лс€, зрители привыкли к его "чудачествам". ќн успел завоевать за первую четверть века новую, гораздо более широкую аудиторию: среднего достатка интеллигенцию, понимающую живопись, но не могущую себе позволить покупку дорогих картин. Ќа ругань критики “ернер перестал реагировать. ≈му больше не хотелось продавать наиболее значительные свои произведени€ - он делал их дл€ себ€ и будущих поколений.

... ќн умер, пот€нувшись к окну, чтобы еще раз взгл€нуть на “емзу и на солнце. ƒоктор, присутствовавший при его кончине, записал, что "как раз перед дев€тью часами выгл€нуло солнышко и луч его упал пр€мо на него - такой €ркий, как он любил наблюдать".

—овременники ƒжозефа ћэллорда “ернера называли его живописцем "золотых видений, великолепных и прекрасных, хоть и не имеющих субстанции". ќн задумал изобразить солнце, солнечный свет и солнечное освещение с такою правдою, какой до него в живописи еще не бывало. » он стал добиватьс€ передачи солнца во всей его лучезарности. ќн долго искал, но своего добилс€ и высказал на холстах то, чего раньше его никто еще в самом деле не изображал. ¬ нем причудливо сочетались виртуозна€ техника и косно€зычие, замкнутость и стремление служить люд€м, практическа€ сметка и филантропи€, почитание живописных традиций прошлого и неутомимые поиски собственного €зыка. ¬се созданное “ернером, крупнейшим английским художником, было настолько разнообразно и отражало такие смелые поиски и открыти€, что смело можно сказать, что он творил дл€ гр€дущих поколений. ’удожник прошел трудный путь сложных исканий и подн€лс€ до глубокого понимани€ реальности как единства цвета и света в их неуловимом движении, лишенном материальной, ос€заемой формы.

ћнима€ величина
андрей 10.02.2009 04:46:00
’ороший гравер, а в живописи шутник и чудак. “ипичный англичанин именно в этом. ∆ивопись его интересна с точки зрени€ анатомии английского дендизма и чудачества, как такова€ она ценности не представл€ет. Ѕольша€ нат€жка - видеть в ней св€зи и вли€ни€.
÷вета вульгарны, грубы и бесконечно далеки от природных цветов и света - чудак фантазировал около натуры, по-видимому, она его возбуждала несколько болезненным образом. ј в стадии ремиссии мог бы гравировать даже деньги.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:14958
√еоргий ярцев
”частник легендарных Raspberries
ѕосетило:14687
Ёрик  армен
 оролева спринта
ѕосетило:17755
Ћюдмила  ондратьева

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru