
6 августа 1928 года в Питтсбурге, в семье словацких иммигрантов родился мальчик по имени Андрей Вархола. Приняв однажды участие в детском конкурсе "Стань художником на миллион долларов", юный мечтатель не выиграл ни цента. Свои миллионы он заработал позже, когда превратился в Энди Уорхола.
Нередко можно услышать, будто Уорхол своими произведениями критиковал общество потребления и даже над ним издевался. Пожалуй, некоторая двусмысленность в его работах действительно присутствует, но не стоит придавать ей чрезмерного значения. Современной цивилизацией художник откровенно восхищался и свои суждения на сей счет декларировал неоднократно. Да и вообще американский поп-арт никогда всерьез не служил инструментом для исправления нравов. Энди Уорхол, Том Вессельман, Джеймс Розенквист, Рой Лихтенштейн и другие апологеты стиля брались играть с массовой культурой, чтобы найти новые стандарты красоты. Прежние кумиры, абстрактные импрессионисты, успели утомить публику своей непрошибаемой угрюмостью. Хотелось свежих веяний и возврата к фигуративности. Дерзкие молодые авторы быстро сообразили что к чему и начали целенаправленно превращать искусство в шоу. Лидером движения был признан Энди Уорхол, которого называли Pope of Pop - "Папа попа". Папа - в смысле, понтифик. Хотя на статус более или менее внятной "религии" поп-арт никогда не претендовал - за отсутствием идеалов. Приведем характерную цитату из высказываний юбиляра: "Поп-арт - это один из способов любить вещи". Какие уж тут идеалы...
Иногда Уорхола представляют глубоким философом, во многом переменившим отношение человечества к окружающей действительности. Однако связного кодекса идей он так и не создал, несмотря на обильное литературное наследие. Обратившись, скажем, к его книге "Философия Энди Уорхола: от А до Б и обратно", вы обнаружите ряд причудливых афоризмов вперемешку с нудными мемуарами и бесконечным копанием в собственном эго. В исповедальности автору не откажешь, как и в своеобразном чувстве юмора, но при чем тут философия? Тезис о "пятнадцати минутах славы для каждого" лишь звучал революционно, сама же мысль выглядела самоочевидной в начале эры телевизионных шоу. Между прочим, Уорхол всерьез мечтал о персональной программе на телевидении и готов был ради этого бросить карьеру художника. Может, и кокетничал, однако выбор цели говорит за себя. Вполне логично было бы осваивать все новые и новые способы манипулирования массовым сознанием. Уорхола, наверное, нельзя назвать закоренелым циником - скорее игроком, поймавшим фарт. В какой-то момент он обнаружил, что любые его придумки вызывают ажиотаж, и экспериментировал уже почти безбоязненно. А ведь начинал с беспрекословного подчинения воле заказчиков и следования законам потребительской рекламы.
Молодой художник покорял Нью-Йорк планомерно и выверенно. Днем сновал по редакциям модных журналов и рекламным агентствам в поисках заработка - и быстро выбился в ведущие иллюстраторы (рисовал Уорхол стремительно, качественно и с учетом всех пожеланий). А вечерами примыкал к элитной гомосексуальной тусовке и постепенно научился использовать ее обширные возможности. Краткий период финансовой нужды был преодолен - наставало время для реализации амбиций. Вполне вероятно, они вызрели еще в детстве, когда болезненный мальчик из пролетарского Питтсбурга рисовал комиксы и коллекционировал фотографии кинозвезд. Впоследствии Уорхол на голубом глазу утверждал, что появился на свет в Голливуде, причем называл совсем другую дату и даже год рождения. Для его нового публичного имиджа реальная предыстория не годилась (при этом, правда, он не забыл выписать к себе в Нью-Йорк престарелую маму, с которой долго жил под одной крышей).
Новый имидж состоял в том, чтобы выглядеть чародеем. Уорхол заимствовал свои образы из рекламной индустрии или из масс-медиа - то есть оперировал знаками, которые были легко узнаваемы и даже навязли на зубах. Самые знаменитые его портреты - вроде иконных Мэрилин Монро, Жаклин Кеннеди, Элвиса Пресли или Мао Цзэдуна - выполнены в технике фотошелкографии. Иначе говоря, художник отталкивался не от собственного видения моделей, а от растиражированных газетных ликов. Он лишь пользовался результатами стихийного "кастинга". Еще решительнее этот принцип воплощался в сериях с массовыми брендами - вспомнить хотя бы бесчисленные варианты с банками супов "Кэмпбелл" или бутылками кока-колы. Магическим образом клишированные лица и образцы ширпотреба превращались в произведения искусства - респектабельного и дорогостоящего. Публика поначалу оторопела, а потом случился бум. Свою американскую мечту Андрей Вархола сумел сделать явью.
Пожалуй, одинаково неправы как те, кто именует Уорхола величайшим художественным гением ХХ столетия, так и причисляющие его к разряду шарлатанов. В ранних работах Энди присутствовало ощутимое пластическое дарование. Кто знает, занимайся он и дальше традиционным ремеслом, наверное, мог бы стать большим художником без всяких натяжек. Но он предпочел быть креативным директором при самом себе, что и принесло ему головокружительный успех. Впрочем, версия о шарлатанстве тоже не проходит. Уорхол никого не обманывал. Потребители получали ровно то, чего желали, и за те деньги, которые готовы были платить. Самого художника этот процесс немало забавлял. Хорошо знакомый с Уорхолом писатель Трумэн Капоте называл его "сфинксом без загадки". Хотя какая-то загадка, наверное, все же была - скорее, из области социальной психологии...
Энди Уорхол - фотография из открытых источников
Посмотреть фото
| Родился: | 06.08.1928 (58) |
| Место: | Питтсбург (US) |
| Умер: | 22.02.1987 |
| Место: | Нью-Йорк (US) |
| Высказываний | 30 |
| Новостей | 38 |
| Фотографий | 51 |
| Фактов | 7 |
| Сообщений | 13 |
| Цитат | 367 |