Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћихаил ¬рубель

   /   

Michael Vrubel

   /
             
‘отографи€ ћихаил ¬рубель (photo Michael Vrubel)
   

ƒень рождени€: 17.03.1856 года
ћесто рождени€: ќмск, –осси€
ƒата смерти: 14.04.1910 года
ћесто смерти: —анкт-ѕетербург, –осси€
¬озраст: 54 года

√ражданство: –осси€

»стори€

–усский художник рубежа XIXЧXX веков

»скусство и реальность странно перемешивались в судьбе ћихаила ¬рубел€, и из этого причудливого переплетени€ родилс€ особый "врубелевский миф".

12.12.2000

ќдна из причин необычайно сильного воздействи€ врубелевского ƒемона, без сомнени€, удивительна€ конкретна€ "ос€заемость" его черт. ¬ самом деле, словно с натуры писал или, по крайней мере, видел воочию. Ќичего экстраординарного тут нет; авторов посещают их мифические герои, такова традици€. —охранились свидетельства, что, например, к –афаэлю приходила ћадонна - ободрить его в работе. „то до падшего ангела - и такой факт зафиксирован в истории искусства: ƒжордже ¬азари сообщает, а јнатолъ ‘ранс пересказывает, как сей субъект €вл€лс€ италь€нскому живописцу XIV века —пинелло —пинелли. ’удожник, изобразивший на стене храма врага рода человеческого в виде отвратительнейшего чудовища, увидел потом во сне ангела, прекрасного, словно предводитель воинства небесного ћихаил, но только темного (вспомните цвет тела и лица —ид€щего ƒемона). Ќочной гость начал требовать справедливости, обвин€€ —пинелло в клевете. —тарый мастер не выдержал душевного потр€сени€ и умер.

ћихаил ¬рубель фотографи€
ћихаил ¬рубель фотографи€

ѕ€ть с лишним веков спуст€ его российский собрат по кисти оказалс€ гораздо более подготовленным к выполнению задачи по восстановлению этой самой справедливости.

»скусство и реальность странно перемешивались в судьбе ћихаила ¬рубел€, и из этого причудливого переплетени€ родилс€ особый "врубелевский миф". ќдин из самых тонких и остроумных исследователей русского искусства ћ.ћ. јлленов отметил удивительный параллелизм реальной биографии русского художника и вымышленной - немецкого музыканта јдриана Ћеверкюна, геро€ романа "ƒоктор ‘аустус" “омаса ћанна (улавливаете родную тему?). ѕравда, герой ћанна был сразу осведомлен об услови€х договора со странным посетителем - двадцать лет гениального новаторского творчества и затем - болезнь и безумие, а вот знал ли ¬рубель свою судьбу? “ак или иначе, жизнь художника после по€влени€ "ƒемона —ид€щего" мен€ет свое течение. ќн окончательно покидает  иев, обосновываетс€ в ћоскве, становитс€ членом знаменитого јбрамцевского кружка. Ќе все безоговорочно принимают его творчество, бывают и конфликты, однако по€вл€етс€ и свой круг заказчиков, и признание - в первую очередь среди ведущих художников того времени (упом€нуть имена —ерова и  оровина в данном контексте вполне достаточно). ј главное - сам ¬рубель ощущает в себе необычайные силы и возможности и полагает, что вообще-то р€дом с ним в русском искусстве и поставить некого. —еров? ƒа, но и у того "нет твердости техники".

ћихаил ¬рубель фотографи€
ћихаил ¬рубель фотографи€

¬рубель занимаетс€ почти всем: живописью, графикой, скульптурой, монументальными композици€ми, театральными декораци€ми, закладывает новые принципы оформлени€ жилых интерьеров - словом, становитс€ той удивительной многогранной фигурой, без которой немыслима русска€ культура рубежа веков. ѕричем "все, что ни сделал ¬рубель, было классически хорошо", - свидетельствовал художник ј. √оловин, под "классичностью" подразумева€ безошибочную точность, завершенность формы. Ћишь однажды нечто странное прорываетс€ в одной из работ. ƒл€ особн€ка —.“. ћорозова художник выполн€ет скульптурную группу на сюжет оперы ƒ. ћейербера "–оберт ƒь€вол" (у ¬рубел€ все же необычайно высок процент персонажей подобного рода на квадратный метр художественной поверхности - кроме посто€нно по€вл€ющегос€ в разных формах и видах ƒемона, еще и ƒь€вол, и ћефистофель...). “ак вот, в этой композиции лицо геро€, которого пытаетс€ погубить кн€зь тьмы, обретает отчего-то портретные черты самого автора. ѕравда, в другой фигуре исследователи угадывают пленительный облик Ќадежды «абелы, певицы с необычайно красивым голосом, в том самом 1896-м ставшей женой и - без преувеличени€ - ћузой художника. 1896-1901-е самые счастливые, активные и плодотворные годы его жизни. —озданы лучшие живописные вещи ("ѕан", "—ирень", "  ночи", "÷аревна-Ћебедь"), растет признание. ¬ сент€бре 1901-го рождаетс€ сын, в честь ћамонтова его называют —аввой. ѕримерно в это же врем€, после целой серии графических, скульптурных работ, посв€щенных ƒемону, художник начинает еще одно живописное полотно, которому придает особое значение. ќн называет его "ƒемон поверженный". ѕо воспоминани€м современницы, "¬рубель объ€сн€л, что в поверженном ƒемоне он желает выразить многое сильное, даже возвышенное в человеке (чувственность, страсть к красоте, к изощренности), что люди считают долгом отвергать из-за христианских... идей". —вой живописный "манифест" против традиционных норм и ценностей он даже предполагал назвать "Ikone". (“ут уже, несомненно, Ќицше попахивает, и оп€ть вс€кое лыко в строку - нам хорошо известны та попытка бунта и ее финал.)

’удожник работал запоем, по 17 часов в день, иногда ночи напролет.

ћихаил ¬рубель фотографи€
ћихаил ¬рубель фотографи€

»зумительному рисовальщику ¬рубелю не нужны были натурные штудии, чтобы передать сложный ракурс, поворот тела. Ќа холсте возникал рисунок поразительной верности и красоты. ќднако что-то стало происходить с этим изумительным рисунком, по мере того как все дальше продвигалась захвативша€ художника целиком работа. ћнение коллег ¬рубел€, относившихс€ к нему с большой симпатией, было однозначным: рисунок во многих местах надо мен€ть. Ќо показательна€ деталь: именно в это врем€ работы над образом взбунтовавшегос€ против норм духа и самого художника обу€ла необычайна€ гордын€. ќн не желал слышать чьих-либо мнений, отказыва€ всем, даже ¬алентину —ерову, в малейшем проблеске таланта.  онечно, это была болезнь; но как-то уж очень кстати пришлись ее первые грозные симптомы. » посто€нное переделывание, переписывание холста...  огда в начале марта картина уже висела на выставке "ћира искусства", художник, €вл€вшийс€ с раннего утра с кист€ми и красками, все мен€л и мен€л лицо ƒемона - до сорока раз, согласно свидетельствам очевидцев. Ќо ведь известно, что у бывшего ангела, ставшего главой темных сил, тыс€чи личин, ни об одной из которых нельз€ сказать, что она истинна. Ќе был ли этот посто€нно ускользающий от художника облик свидетельством насто€щей природы его персонажа? ¬едь то, что открылось ¬рубелю в погоне за правдой о своем герое, уже просто пугает. ¬ каком-то бессильном бешенстве гл€дит на нас своевольно-капризное деформированное лицо. Ќамертво переплетенные руки и изгиб торса создают своего рода клетку, в которую, по счастью, заключено это злобное существо. ј иначе оно, почти раздавленное, могло бы укусить или ужалить.

 роме изменившегос€ облика геро€, мы имеем дело и с изменившимс€ колоритом. ѕолотно, где "небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы" и синий сумрак ночи "медлит затопл€ть золото и перламутр" (ј. Ѕлок), сильно изменило свои краски, так как художник, наруша€ все правила живописной техники, ввел в крыль€, диадему, по€с и даже снега горных вершин легко измен€ющие цвет бронзовые порошки. »менно это обсто€тельство стало основным преп€тствием в деле приобретени€ картины ѕопечительским советом “реть€ковской галереи. «а 3000 рублей работу, которой суждено было стать последним законченным живописным произведением ¬рубел€, приобрел ¬.¬. фон ћекк. Ћишь в 1908-м совет галереи купил ее у ћекка за 8000 рублей.

ћихаил ¬рубель фотографи€
ћихаил ¬рубель фотографи€

11 марта 1902 года ¬рубелю был поставлен не оставл€вший надежд диагноз. Ѕесконечные восемь лет спинна€ сухотка разрушала его личность. “е, кто загл€дывал в историю его болезни, свидетельствуют: все было очень страшно.  акое-то врем€ ћихаил јлександрович страдал бредом, слуховыми галлюцинаци€ми. Ќеведомый голос нашептывал ему в ухо, что он - ничтожество, не художник, горе своих близких. ќн считал себ€ преступником, достойным наказани€ за то, что писал и ’риста, и ƒемона. —перва помрачение рассудка еще смен€лось периодами €сности, он работал. Ќовый герой вытеснил прежнего ƒемона: шестикрылый —ерафим, то карающий, готовый наказать пророка за бесцельно растраченный дар, то словно способный дать исцеление. Ќо болезнь неотвратимо обостр€етс€, в 1906 году художник слепнет. ќн умрет в апреле 1910-го от воспалени€ легких. »ли это будет самоубийство? »звестно, что простудилс€ он умышленно, подолгу сто€ в морозные дни под открытой форточкой.

Ћучшие дн€

ќтец информатики
ѕосетило:14545
јлан ћатисон “ьюринг
—ветлана  рючкова: Ђ√адкий утенокї
ѕосетило:11219
—ветлана  рючкова
ёрий Ўатунов: Ѕывший солист ЂЋаскового ма€ї
ѕосетило:10319
ёрий Ўатунов

"“ы печать совершенства..." - помните? ” »езекиил€ есть продолжение: "ќт красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеслави€ твоего ты погубил мудрость твою; за то повергну теб€..." ќ ƒемоне это, о ћихаиле ¬рубеле или о Homo Sapiens вообще?

ћихаил ¬рубель фотографи€
ћихаил ¬рубель фотографи€
Ќе только он
цукен 12.07.2006 10:51:48
ћольер, ћоцарт, ÷ветаева, думаю, что и ‘рунзик ћктрчан, и —авва  рамаров. Ќе говор€ уже о √итлере. ” них часто не бывает могилы. —истема жизни так устроена, что человеку даетс€ то, чего он очень сильно хочет. ¬ результате ничего хорошего из этого не получаетс€. ѕоэтому сказано:ƒа будет вол€ “во€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јнук Ёме. Ѕиографи€
ѕосетило:19921
јнук Ёме
√олос, который будет звучать вечно
ѕосетило:18467
ƒемис –уссос
‘едор ”глов. Ѕиографи€
ѕосетило:30229
‘едор ”глов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru