Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬италий ѕесков

   /   

Vitaliy Peskov

   /
             
‘отографи€ ¬италий ѕесков (photo Vitaliy Peskov)
   

ƒень рождени€: 12.05.1944 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
ƒата смерти: 12.03.2002 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 57 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

—оветский и российский художник-карикатурист.

¬ыдающийс€ советский и российский художник-карикатурист. ѕо мнению журнала ЂЋицаї, лучший художник –оссии в номинации Ђ арикатуристї. ѕомимо карикатуры, занималс€ иллюстрацией и мультипликацией.

05.04.2009

ћать Ч ѕескова јлександра Ќиколаевна (1919Ч1991); отец Ч ѕесков ¬иктор ƒмитриевич, военный, служил вместе с ¬асилием —талиным, преподавал в ¬оенной академии, застрелилс€ (по официальной версии) во врем€ перемены между зан€ти€ми в ¬оенной академии вскоре после рождени€ сына; старша€ сестра по матери Ћюбовь ‘омичева (ее и ее гражданского мужа Ѕориса и сына јлексе€ упоминала в автобиографической книге и радиоинтервью ». оршикова).

¬италий ѕесков фотографи€
¬италий ѕесков фотографи€

—емь€: гражданска€ жена  оршикова »рина ≈фимовна (держатель авторских прав по доверенности художника) и ее сын ¬иктор, литературный переводчик и музыкальный критик, специалист по классической опере.

—ын ѕЄтр от очень короткого первого брака, с отцом практически отношений не поддерживавший, познакомившись лишь года за четыре до смерти художника.

¬италий ѕесков мальчиком был зачислен в —уворовское училище, откуда ушел, не окончив, военной карьерой не заинтересовалс€, спаса€сь от армейской муштры и казенщины рисованием. ¬сегда хотел быть только художником.

“ворчество

ѕерва€ карикатура опубликована в московском журнале Ђ—менаї в 1967 году. –едактор журнала посоветовал публиковатьс€ еще в других редакци€х и дал телефоны и адреса, в том числе только что тогда открывшегос€ отдела юмора Ђ луб 12 стульевї в ЂЋитературной газетеї. ћолодой ¬италий (23 года) пришел туда, показал свои рисунки и осталс€ навсегда, тут же был прин€т на работу и стал одним из знаменитой Ђвеликолепной четверкиї карикатуристов ЂЋ√ї, открывшей новый современный вид карикатуры (еще ¬агрич Ѕахчан€н, ¬ладимир »ванов, »горь ћакаров). ƒо этого карикатура служила сатирическим оружием власти дл€ осме€ни€ врагов или аморальных насмешек. ¬первые отечественна€ карикатура превратилась в вид искусства.

–аботал также в мультипликации художником и режиссером. —амый попул€рный его м/ф пародийный Ђѕиф-паф, ой-ой-ой!ї, 1980 год, где он выступил художником и режиссером-постановщиком (совместно с √арри Ѕардиным).

Ќеоднократно приглашалс€ в попул€рную телепередачу Ђ ¬Ќї в качестве члена жюри. –аботал так же еще во многих телевизионных проектах: Ђ”тренн€€ почтаї, Ђ¬округ смехаї и др. “акже посто€нно приглашалс€ в различные телевизионные ток-шоу, где высказывали свое мнение по разным темам самые известные люди.

Ћучшие дн€

јномалии роста: „еловек, бывший карликом и великаном
ѕосетило:8146
јдам –айнер
—оздатель лучшей снайперской винтовки
ѕосетило:8137
≈вгений ƒрагунов
—инди  роуфорд. Ѕиографи€
ѕосетило:7207
—инди  роуфорд

ѕо свидетельству жены ».  оршиковой, именно ему принадлежит авторство слова Ђчленовозї Ч ироничное название служебного автомобил€ с шофером дл€ особо высокопоставленных персон.

 арикатурист

ќдин из самых выдающихс€ карикатуристов своего времени, оказал огромное вли€ние на развитие отечественной карикатуры, автор приблизительно 15 тыс€ч карикатур, публиковавшихс€ почти во всех —ћ». —воими карикатурами создал своеобразную энциклопедию современной жизни Ч не официозную бравурно-мажорную, а показал жизнь обычных людей, далеких от великих дел и построений общественных строев, с их ча€ни€ми, будн€ми, бытом, причем эти зарисовки настолько остры и точны, что сделали художника самым попул€рным своего времени Ч сюжеты его карикатур становились народными анекдотами, их пересказывали друг другу, порой забыва€ самого автора. ≈го творчество никогда не было под запретом, но совершенно не отвечало государственной политике тоталитаризма, поэтому государственные чиновники не отмечали его Ч он не имел ни членств в творческих союзах, ни наград, ни званий, ни должностей, ни льгот. ƒаже не состо€л в членах —оюза художников.

Ќекоторые сюжеты некоторых карикатур

Ўироко известны и попул€рны его рисунки: двое спор€т на кухне, поставив на кухонный стол табличку Ђћесто протестаї; олицетворение шаблонной советской фразы Ђѕарти€ Ч ум, честь и совесть нашей эпохиї Ч „есть и —овесть дерутс€, а ”м вал€етс€ поверженный; зав€занный путами пегас; редактор с табличкой-пам€ткой Ђ—хема разделки пегасаї (подобные схемы разделки м€сной туши в советское врем€ висели в м€сных магазинах); муж, вернувшись из командировки, жене: Ђя не спрашиваю, где любовник. я спрашиваю, где шкафї; лебедь, рак и щука, дружно несущиес€ к винному магазину; кот, лезущий в скворечник, предварительно вывесив табличку ЂЌалогова€ проверкаї; пароди€ на роденовского Ђћыслител€ї, у которого вместо головы Ч как это прин€то называть, то, на чем сид€т; школьник в милиции с заезженной темой сочинени€ Ђ ак € провел летої; заботлива€ записка жене: Ђя ненадолго вышел из  ѕ——, скоро будуї; посетитель, навещающий друга в тюрьме: ЂЌа воле ужас что творитс€ї; бандиты-налетчики с призывом из телевизора: Ђ»зменим жизнь к лучшему!ї; театральный зритель с ружьем, скандирующий Ђјвтора!ї; банк в виде кукиша; военный в виде копилки; танк с предостережением: Ђѕри перевороте заноситї; банкет, где вместо тарелок на стол расставл€ютс€ мышеловки; труба крематори€ с названием Ђ«апасной выходїЕ

—южеты его карикатур можно пересказывать до бесконечности и столько же раз восторженно не просто улыбатьс€, а вовсю сме€тьс€, открыто хохотать, полностью отдава€сь остроумному дару автора. ќн бывает беспощадно ироничен к дорвавшимс€ до власти: знакомство на банкете высшего общества: ЂЅывша€ свинаркаї Ч ЂЅывший пастухї; безголовый интеллектуальный работник с табличкой Ђ√олова находитс€ на реставрацииї; высокопоставленный сановник с глубокомысленным видом, но вместо мыслей Ч пустотаЕ » сколько нежности по отношению к нищим, неимущим, слабым, порой даже пытающимс€ соответствовать высоким государственным цел€м, бежать за коллективом, но у них все равно не получаетс€ Ч они чужие в мире рвачей и чинов. ¬от нищий, в дни ќлимпиады примостившийс€ в большом равнодушном городе, отмечающем официозный спортивный праздник, и разложивший дл€ милостыни п€ть шл€п, соответствующих п€ти кольцам ќлимпиады. »ли немощна€ старушка-пенсионерка, выступающа€ с рекламой: Ђ’очешь похудеть? —проси у мен€ Ч как!ї —импатии художника всегда на стороне этих нищих, неумелых, слабых, забитых людей. ¬ своих карикатурах он продолжает тему русского искусства милосерди€ к маленькому человеку. Ќо бессловесность карикатуры дает возможность без перевода быть пон€тной в любой точке мира Ч везде есть такие же одинаковые богатые и бедные, властные и униженные, всесильные и слабые, презирающие и презираемые. ≈го можно назвать последователем великого „арли „аплина, персонажи которого также бесхитростны и уморительны, но всегда вызывают любовь и сопереживание зрителей.

ѕосмертные выставки и книги

ѕри его жизни не было ни одной его персональной выставки, ни одного персонального издани€.

 ак утверждает вдова художника в многочисленных интервью на следующий день после кончины художника из квартиры были украдены все деньги, все имущество и рисунки. √енеральна€ ѕрокуратура –‘ начала уголовное разбирательство, подключились правозащитные организации, в частности, ‘онд защиты гласности во главе с его председателем ј. .—имоновым[источник не указан 95 дней].

–исунки объ€вились скоро. — 12 по 25 апрел€ 2002 года (через мес€ц после смерти художника, даже не дожида€сь сороковин) в клубе Ђћухаї проходила персональна€ выставка в 300 оригинальнов рисунков Ђ¬италий ѕесков: тот самый и другойї.

”строители объ€вили, что это все рисунки, которые они нашли в архиве художника в квартире. Ёти же рисунки послужили основой дл€ организации еще нескольких вернисажей в ћоскве, изданий и публикаций. Ќо если путь этих 300 произведений можно проследить (правда, не исключено, что к насто€щему времени они распроданы по частным коллекци€м), то неизвестна судьба тыс€ч карикатур в —ћ»-публикаци€х, собранных в квартире художника. “ам были газеты и журналы не только московские, но региональные и зарубежные.  опировальна€ техника тогда еще не использовалась, и рисунки существовали в единственном экземпл€ре. ¬озможно, что все они были уничтожены вандалами. Ќо возможно, что были кем-то увезены (тоже украдены), но не афишировались из-за бо€зни уголовной ответственности. ¬ этом случае есть надежда, что они Ђнеожиданної по€в€тс€ через много лет, но тогда удивительно, что они не по€вились вместе с теми 300 рисунками.

¬дова художника, у которой сохранилс€ второй (неполный) архив мужа (более 3 тыс€ч рисунков), совместно с друзь€ми, в частности ¬агричем Ѕахчан€ном, провела несколько выставок карикатуры ¬итали€ ѕескова, в том числе в Ќью-…орке (—Ўј) на Ѕродвее две большие персональные выставки в 2004 и 2005 гг., и издала книгу воспоминаний Ђ¬италию от »рины. ѕам€ти художника ¬итали€ ѕесковаї, куда вошло 2224 рисунка (сокращенный вариант книги сайт в 850 рисунков). Ќе поместившиес€ в книгу рисунки поставлены в формате книги в сайт Ёнциклопедии карикатуры, так что они тоже доступны зрител€м.

Ќо семь€ выдающегос€ художника осталась на положении бомжей, лишенной всего: помимо множества рисунков, жиль€ и всего находившегос€ там, копившихс€ денег на новую квартиру, только что построенной дачи, машины, одежды, всех бытовых предметов. »з-за многочисленных угроз и предостережений пришлось покинуть страну. —емье помогали чужие люди: собирали деньги, одежду (в то самое врем€, когда в московской частной галерее отмечалось успешное проведение аферы), сотни соотечественников со всего мира, из разных стран, помогли в компьютерной обработке оставшихс€ рисунков и издании книги[8]. Ќикто из известных художников, поэтов, юмористов, де€телей культуры и искусства не посмел заступитьс€ за пам€ть и уважение к выдающемус€ карикатуристу –оссии, остановить вандалов и помочь семье - творческа€ элита подсчитывала прибыль. „ерез некоторое врем€, не выдержав нескончаемых издевательств, покончил с собой (убит?) пасынок карикатуриста, начинающий талантливый музыкальный критик, переводчик и литератор ¬иктор  оршиков (см.Ќовостное сообщение). ¬ маленьком номере московской гостиницы Ђ”ниверситетска€ї его нашли слишком поздно.

—охранЄнный архив

»з всего огромного количества работ, нарисованных ¬.¬.ѕесковым, осталось лишь немногим более 3 тыс€ч рисунков, сохранЄнных семьЄй. ќстальное разграблено, а рисунки в старых публикаци€х (не товарные), возможно, просто выброшены. ¬ 2008 году, незадолго до своей смерти, »рина ≈фимовна  оршикова безвозмездно передала весь имеющийс€ у нее архив (рисунки, публикации, письма и записки художника, а также последующа€ переписка с де€тел€ми культуры, ѕрокуратурой, ћинистерством культуры –‘, ћосковской мэрией и т.д.) с прилагающимс€ инструктирующим письмом, в –оссийский государственный архив литературы и искусства (см. страницу сайта –√јЋ» Ђѕередача в –√јЋ» документов ¬. ¬. ѕесковаї), за что получила специальную благодарность от правительства –оссийской ‘едерации. Ќи соболезнований, ни уверений в раскрытии преступников, надругавшихс€ над прахом выдающегос€ художника и оставивших его семью без средств к существованию, официальными лицами не было высказано.

ѕоиск исчезнувших рисунков ведетс€, с оформлением дарственной –√јЋ» и вступлением прав государственного архива, они стали собственностью государства –оссии. ј сохраненна€ официальна€ переписка поможет вы€вить имена нечестных чиновников министерств и мэрии.

Ќаграды

ћного зарубежных премий и призов (¬италий ѕесков €вл€етс€ лауреатом и победителем множества зарубежных конкурсов карикатуры).

Ђ«олотой теленокї (приз ЂЋитературной газетыї), дважды Ч 1973, 1986

Ђ«олотой ќстапї Ч 1995 [14]




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:8734
‘рэнк ‘ариан
ѕосол —очи 2014
ѕосетило:20174
ќлес€ ¬ладыкина
јлла Ћарионова: ∆изнь как в сказке?
ѕосетило:20198
јлла Ћарионова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru