Людибиографии, истории, факты, фотографии

Виталий Горяев

   /   

Vitaliy Goryaev

   /
             
Фотография Виталий Горяев (photo Vitaliy Goryaev)
   

День рождения: 14.04.1910 года
Место рождения: Курган, Россия
Дата смерти: 12.04.1982 года
Место смерти: Москва, СССР
Возраст: 72 года

Гражданство: СССР

Виталий Горяев

Советский график, народный художник СССР

Выпускник созданного на основе ВХУТЕИНа Полиграфического института, многолетний сотрудник редакций ряда советских газет и журналов, в том числе «Крокодила», «Юности», «Смены» и «Тридцати дней». Был военным корреспондентом в годы Великой Отечественной войны, в 1941—1942 годах работал в «Окнах ТАСС», в 1942—1945 годах — художественный руководитель журнала «Фронтовой юмор». Участник Кёнигсбергской операции, капитан, удостоен ордена Красной Звезды и других боевых наград.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

24.06.2020

Автор иллюстраций к многим произведениям классической и современной русской и мировой литературы — книгам Михаила Салтыкова-Щедрина, Александра Пушкина, Николая Гоголя, Фёдора Достоевского, Агнии Барто, Юрия Олеши, Марка Твена, О. Генри, Теодора Драйзера и других авторов. За эту работу был удостоен Государственной премии СССР (1967), званий Заслуженного художника РСФСР (1966), Народного художника РСФСР (1976), Народного художника СССР (1981), золотой медали международной выставки книжного искусства в Лейпциге. Автор большого числа живописных работ, не получивших известности из-за несоответствия идеям социалистического реализма.

Виталий Горяев фотография
Виталий Горяев фотография

Работы Горяева находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, ГМИИ имени Пушкина, Государственного литературного музея, Музея русского искусства в Харбине, Курганского областного музея, галерей в других городах России.

Реклама:

Ранние годы

Виталий Горяев фотография
Виталий Горяев фотография

Виталий Горяев родился 1 (14) апреля 1910 года в семье управляющего банком в городе Кургане Курганского уезда Тобольской губернии, ныне город — административный центр Курганской области.

В 1921 году вместе с семьёй переехал в Читу, где сделал первые шаги в творчестве. Занимался под руководством местного художника Ивана Сверкунова и ходил с ним на этюды, рисовал карикатуры для школьной газеты на манер популярных журналов «Смехач» и «Прожектор», пробовал работать над иллюстрациями в стиле Владимира Лебедева. Ещё школьником начал сотрудничать в «Забайкальском рабочем» — сперва вырезал на линолеуме чужие рисунки, а затем начал рисовать собственные. У будущего художника были и увлечения, не связанные с рисованием. В 17 лет он пробовал себя в цирке и оперетте, но в итоге больше рисовал для постановок декорации, плакаты и программы. Также Горяев писал стихи в стиле Маяковского, которые охотно печатали читинские газеты, водил знакомства с местными поэтами и был принят в Читинскую ассоциацию пролетарских писателей. Но стихи сыграли в его дальнейшей жизни меньшую роль, чем рисунки, которыми он иллюстрировал собственные рукописи.

Владимир Маяковский

Окончив среднюю школу, в 1929 году 19-летний Горяев приехал в Москву и поступил в Московское Высшее техническое училище, где собирался учиться на проектировщика мостов. В этот момент произошла судьбоносная встреча с поэтом Владимиром Маяковским. Горяев по-разному описывал обстоятельства этой встречи. В источниках советского времени сообщалось, что новоиспечённый студент технического училища приехал в Московскую ассоциацию пролетарских писателей за отзывом на сборник читинских поэтов, но не смог получить ни ответ, ни рукописи. Маяковский помог Горяеву забрать рукописи и согласился оценить его стихотворения, а позже его внимание привлекла папка с рисунками, которую молодой человек носил с собой. В современный период семья Горяева рассказывала, что тот познакомился с Маяковским за бильярдом, разговорился, обыграл знаменитого поэта и попросил взамен дать оценку рукописям, на которых помимо стихотворений были иллюстрации собственной работы. Так или иначе, стихи Маяковского не заинтересовали, но рисунки впечатлили настолько, что поэт убедил Горяева отказаться от технической специальности и учиться на художника. Маяковский сам забрал документы Горяева из училища и вместе с ним приехал к ректору Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН) Павлу Новицкому и уговорил того провести для молодого человека экзамен, хотя приёмные испытания к тому времени закончились. Так Горяев стал студентом ВХУТЕИНа.

Знакомство с Маяковским изменило жизнь Горяева и переросло в дружбу и творческое сотрудничество. Именно Горяеву поэт доверял оформление своих выставок, в том числе выставки «20 лет работы Маяковского» в 1930 году (незадолго до его смерти). Карикатурист Иосиф Игин в своей книге «Я их видел…» привёл историю, которую его институтский друг Горяев рассказал ему в 1970-х. Во времена сотрудничества с Маяковским Горяев был материально неустроен, и узнав об этом, поэт помог ему получить работу модельером по костюмам в Большом театре. Благодаря хорошей физической форме Горяев оказался и на сцене — выступил в кордебалете в балете «Футболист».

Лучшие дня

Любовь Баранова (Козырева)
Посетило:6596
Любовь Баранова (Козырева)
Жизнь в «ЧАЙФ»
Посетило:5947
Владимир Шахрин
Мерил Стрип: Возраст ей к лицу
Посетило:2774
Мерил Стрип

Учёба

Со второго курса ВХУТЕИНа Горяев пошёл на плакатно-литографическом отделении, которым заведовал Дмитрий Моор, а затем оказался в образованном на базе московского и ленинградского ВХУТЕИНа Полиграфическом институте, где занимался под руководством Александра Дейнеки. Горяев учился у Сергея Герасимова, Павла Павлинова, Константина Истомина, Льва Бруни, Владимира Фаворского. С 1931 года состоял в художественном объединении «Молодой октябрь», с 1932 — в новообразованном Союзе художников СССР. По настоянию Моора, ещё студентом Горяев начал участвовать в выставках и работать в газетах и журналах: «Безбожнике», «Смене», «Пионере» и «Пропагандисте». В 1934 году Горяев окончил институт, но, по словам сына, из-за непростого характера остался без диплома.

Институтский знакомый Горяева Сергей Урусевский вспоминал, как в 1936 году они вместе с художником Виктором Вакидиным решили делать зарисовки постановок Всеволода Мейерхольда, и, чтобы попасть в театр, «нарисовали» соответствующее прошение от имени института. Они смотрели и пересматривали многие спектакли, и впоследствии отмечали, что этот опыт оставил след в их дальнейшем творчестве. А Горяев даже отважился заговорить с Мейерхольдом, и тот предложил ему рисовать не события на сцене, а происходящее за кулисами театра. Горяев увлёкся и много рисовал закулисную жизнь театра, но все эти рисунки были утрачены в пожаре в годы войны.

Творчество

Журнальная графика

После выпуска Горяев попал по распределению в издательство «Изобразительное искусство», где проработал до весны 1935 года и выполнил несколько плакатов, которые были отмечены конкурсными наградами. После этого он принял приглашение Наркомата речного флота стать художником на агитпароходе «Пропагандист» и до осени 1936 года путешествовал по Волге и Каме, работая на пристанях. На каждой новой остановке Горяев и руководство агитпарохода разбирались в положении местных дел, выявляли достижения и проблемы, после чего художник работал над шаржами, лозунгами и едкими карикатурами. Один из обиженных рисунком Горяева решил, что тот выдавал себя за сотрудника журнала «Крокодил», и написал жалобу в редакцию. «Крокодильцев» это заинтересовало, и они пригласили Горяева для разговора. Им удалось прояснить ситуацию, рисунки Горяева понравились редакции, и он получил от журнала первый заказ — рисунок на тему водного транспорта на целый разворот. С тех пор Горяев часто сотрудничал в «Крокодиле», коллеги по изданию — Леонид Сойфертис, Юлий Ганф, Иван Семёнов — стали его хорошими друзьями, а Лев Бродаты — ещё и учителем. Также Горяев сотрудничал в других иллюстрированных изданиях, в том числе «Смене» и «Тридцати днях». Особо долгим было сотрудничество с журналом «Юность», где Горяев входил в редакционную коллегию с 1955 по 1981 год. Карикатуры Горяева, опубликованные в журналах, также выходили самостоятельными сборниками.

Работа военным корреспондентом

Первые военные работы Горяева датируются осенью 1939 года, когда он в качестве военного корреспондента был направлен на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии, присоединённую к СССР в результате Польского похода Красной армии. Большинство листов подписаны одинаково: Западная Украина. В ходе этой поездки Горяев выполнил множество жанровых рисунков и акварелей, которые в 1940 году были представлены на выставке в Москве. Был в присоединённой к СССР Прибалтике.

С первых дней войны между СССР и Германией Горяев трудился в «Окнах ТАСС», где менее чем за полгода выполнил 80 плакатов, основной темой которых было разоблачение «нового порядка», установленного нацистами в Западной Европе. В конце 1941 года он некоторое время возглавлял Куйбышевское отделение «Окон ТАСС», где вместе с Николаем Соколовым из коллектива Кукрыниксов выполнил несколько знаковых плакатов, в том числе получивший широкую известность плакат-карикатуру на Адольфа Гитлера и его окружение «Вороны в павлиньих перьях».

В январе 1942 года на Горяева донёс его коллега-график, художника отстранили от работы над «Окнами ТАСС». В феврале 1942 года призван в Рабоче-крестьянскую Красную Армию Советским РВК города Москвы и направлен на Западный фронт в качестве художественного руководителя и ответственного секретаря военно-сатирического журнала «Фронтовой юмор». Этот журнал выпускался в формате нефальцованных листов под размер офицерской планшетки и содержал фельетоны, публицистические заметки с передовой, стихи и едкие карикатуры на противника, призванные поддержать в армии боевой дух. В журнал писали поэты Алексей Сурков и Михаил Матусовский, под руководством Горяева сотрудничали художники-графики Орест Гончаров, Евгений Евган, Андрей Гончаров, Борис Ефимов, Иван Семёнов и Кукрыниксы, живописцы Александр Бубнов, Павел Соколов-Скаля и Пётр Шухмин. «Фронтовой юмор» печатали в городских типографиях близ линии фронта и в блиндажах, а после освобождения Смоленска у редакции появился поезд-топография. Редактировали журнал П. Банник, М. Коган, Т. Миронов, М. Слободской, Л. Шапиро. В 1941 году вышло 4 номера, в 1942 — 17, в 1943 — 12, в 1944 — 12, в 1945 — 6 номеров. По соседству с «Фронтовым юмором» работала редакция «Красноармейской правды», где также выходили рисунки Горяева, а с её главным редактором Александром Твардовским у художника сложилась крепкая дружба.

Отец о войне говорить не любил и родным никаких подробностей не сообщал. Но однажды я услышала телевизионное интервью, в котором он рассказывал, как ходил с Твардовским на передовую. Как боялся, но старался не подать вида, поскольку выглядеть трусом в глазах Александра Трифоновича было ещё страшнее...

Любовь Горяева, дочь Виталия Горяева

Горяев рисовал по 1—2 карикатуры в каждый номер «Фронтового юмора» и на протяжении всей войны делал жанровые рисунки с натуры и по свежим впечатлениям — сцены из фронтовой жизни и работы тыла. Ряд карикатур из серии «Новый порядок в Западной Европе» в 1943 году были представлены на выставке «Великая Отечественная война» в Москве. Жанровые работы, составивший серию «По дорогам войны» были выполнены литографией и в 1944 году экспонировались вместе с другими военными работами Горяева и других графиков, в том числе Льва Бродаты и Аминадава Каневского. Войну Горяев завершил в Кёнигсберге в звании капитана. За воинскую службу он был удостоен ордена Красной Звезды, награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Творческие поездки

Рокуэлл Кент

С 1950-х годов Горяев регулярно путешествовал по Советскому союзу, а с наступлением хрущёвской оттепели — и за рубеж. В 1953—1954 годах он дважды посетил стройку Каховской ГЭС, где создал серию жанровых рисунков и акварелей. Эти работы вместе с послевоенными иллюстрациями были представлены в 1956 году в Москве на совместной выставке Горяева, Константина Дорохова, Суламифи Заславской, Сарры Лебедевой, Андрея Гончарова и Ильи Слонима. На деле это было шесть отдельных экспозиций под общей крышей, которые стали для художников их первыми большими персональными выставками.

Горяев стал одним из первых представителей советской интеллигенции, побывавших в Соединённых Штатах Америки в послевоенные годы. Он отправился туда в 1958 году вместе с художником Иваном Семёновым по поступившему в редакцию «Крокодила» приглашению на конгресс, который проводила в Индианаполисе Американской ассоциации газетных карикатуристов. После мероприятия Горяев по непредвиденным обстоятельствам опоздал на самолёт, а поскольку рейсы между странами летали нечасто, американская сторона предложила продлить ему визу. За май—июнь 1958 года Горяев помимо Индианаполиса повидал Нью-Йорк, Вашингтон и Бостон и даже встретился с президентом Дуайтом Эйзенхауэром. В ходе поездки Горяев зарабатывал своими рисунками: договорился о публикациях в газете New-York Tribune, а во время знаменитых гонок в Индианаполисе рисовал иллюстрации для ежечасно выходивших срочных выпусков газет. Его зарисовки и наблюдения легли в основу серии из 40 рисунков «Американцы у себя дома», которая неоднократно выставлялась и была высоко оценена как в СССР, так и в США. Например, в № 6—7 газеты «Московский художник» за 1959 год было опубликовано следующее письмо американского художника Рокуэлла Кента:

« Уважаемый г-н редактор!

Это письмо, поверьте мне, является не столько случаем поблагодарить Вас за маленькую, дружескую статью обо мне в № 11 Вашего журнала за 1958 г., сколько возможностью выразить моё восхищение, которое, как мне думается, должны испытывать все американцы, глядя на прекраснейшие сатирические рисунки Виталия Горяева. Роберт Бернс писал:

О кто бы мог дать нам силу / Увидеть себя глазами других.

Журнал «Культура и жизнь», публикуя рисунки В. Горяева, дал нам такую силу. Рисунки советского художника, острые, полные дружеского юмора, помогут нам увидеть себя со стороны и будут способствовать установлению дружбы между нашими двумя народами.

Искренне Ваш Рокуэлл Кент »

Летом 1959 года Горяев совершил творческую поездку в Палангу (Литовская ССР), где выполнил около 60 жанровых рисунков и композиций. Осенью вместе с группой журналистов и писателей посетил Францию, где общался с Пабло Пикассо, Надей Леже, Жаном Эффелем. Во время этого путешествия Горяев создал более 100 рисунков с натуры, что шло вразрез с его устоявшейся манерой работы — собирать впечатления и наброски в течение дня и воспроизводить увиденное вечером. В том же году французские работы были представлены на групповой выставке, а в марте — апреле 1960 года в Вильнюсе и Каунасе прошли персональные экспозиции Горяева с работами из различных путешествий за 1958—1959 годы. Художник побывал Финляндии, Болгарии, ГДР, Румынии, Франции, Чехословакии, Польше и на Цейлоне, итогом каждой поездки становились новые серии рисунков. Он также вновь приезжал в США, и знакомые пытались организовать ему встречу с Эрнестом Хемингуэем, с которым его считали внешне схожим, но сделать этого так и не удалось.

Иллюстрации

Впервые Горяев взялся за иллюстрирование художественной литературы в конце 1930-х годов, но раскрылся в этом качестве в послевоенные годы. Его ранние работы — иллюстрации к нескольким рассказам, опубликованным в журналах, книги «Дневник провинциала в Петербурге» и «Господам ташкентцам» Михаила Салтыкова-Щедрина и «Моя улица» Сергея Михалкова.

Известны иллюстрации Горяева к «Приключениям Тома Сойера» и «Приключениям Гекльберри Финна» Марка Твена, которые художник выполнял дважды: сначала в 1948 году, потом в 1960-м, уже после поездки в США. Иллюстрации 1948 года получили высокую оценку и были приобретены Русским музеем и Государственной Третьяковской галереей, «Том Сойер» выдержал несколько переизданий, а иллюстрации к «Гекльберри Финну» попали в печать только частично. Позднее Горяев выполнил иллюстрации к нескольким рассказам Марка Твена: «Человек, который совратил Гедлиберг», «Сенатор Дильворти» и «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

Агния Барто фактически дала Горяеву монополию на иллюстрирование своих сочинений: с его рисунками были изданы «Качели» (1946), «Дом переехал» (1947 и 1949), «Стихи детям», «Петя рисует», «Краснокожие», «Про больших и маленьких» (1959). Горяеву принадлежат первые иллюстрации к «Трём толстякам» Юрия Олеши, которые стали ориентиром для стилистики, которую выбрали авторы экранизации 1966 года. С иллюстрациями Горяева были изданы сказка «Про царя и сапожника» и «Быль-небылица» Самуила Маршака, «Белеет парус одинокий» Валентина Катаева, «Что такое хорошо и что такое плохо» Владимира Маяковского, «Маленькие рассказы про маленького Пита» Лейлы Берг (1956), «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина. Также Горяев иллюстрировал рассказы О. Генри, «Американскую трагедию» Теодора Драйера, «Скорпиона» Ханса Шерфига и роман-памфлет «Четвёртый позвонок» финского писателя Мартти Ларни.

Особое место в творчестве Горяева заняли иллюстрации к классической русской литературе — произведениям Александра Пушкина, Николая Гоголя и Фёдора Достоевского. Иллюстрации к «Петербургским повестям» Гоголя, над которыми художник работал с конца 1950-х годов по середину 1960-х, были в 1967 году удостоены Государственной премии СССР. В 1971 году вышел «Идиот» Достоевского с иллюстрациями Горяева, которые спустя 4 года принёс художнику золотую медаль Лейпцигской книжной ярмарки (в СССР за их художественную авангардность он получил лишь разгромную рецензию в журнале «Коммунист»). В 1974 году вышел двухтомник Пушкина «Стихотворения и повести» с рисунками Горяева, а в 1979 — «Мёртвые души» Гоголя. Последней крупной работой Горяева в этом направлении стал «Подросток» Достоевского, изданный уже после смерти художника.

Живопись

Интерес Горяева к живописи проявился в 1929 году после знакомства с творчеством Поля Сезанна — небольшой картиной «Утро на Марне». В дальнейшем он писал почти всю творческую жизнь, но не приобрёл известности в качестве живописца: его работы, стилистически следующие постимпрессионистам и авангардистам 1920-х годов, близкие кубизму и мирискусникам были неожиданными своему времени и не соответствовали идеалам социалистического реализма. Горяева жёстко критиковал за авангардность вице-президент Академии художеств СССР Владимир Кеменов. Художнику более 10 раз отказывали в приёме в академию, что было исключительным случаем для столь известного художника, лауреата государственной премии. Единственная прижизненная выставка картин Горяева прошла в 1980, в год его 70-летия, и впервые после этого живопись была представлена широкой публике в Центральном доме художника на большой выставке Горяева в 2012 году. Всего он выполнил около 100 живописных работ, небольшая их часть была приобретена крупными музеями.

Общественная деятельность

С 1951 года член ВКП(б), в 1952 году партия переименована в КПСС.

Горяев вёл активную общественную деятельность, часто выступал перед коллегами и поклонниками искусства и оказал большое влияние на младшее поколение советских художников[3]. Он принимал участие в работе правления Московской организации Союза художников (МОСХ) и секретариата Союза художников СССР, входил во множество жюри и комиссий. В частности, именно Горяев возглавлял комиссию, которая допустила на выставку «30 лет МОСХ» (1962) в московском Манеже работы художников-авангардистов студии «Новая реальность». Никита Хрущёв посетил выставку, и нонконформистское искусство привело его в ярость, после чего Горяев как ответственный за случившееся оказался в опале, а контракты с ним были расторгнуты. Вновь работать с ним начали только в 1964 году после отставки Хрущёва с поста Первого секретаря ЦК КПСС.

Виталий Николаевич Горяев умер 12 апреля 1982 года в городе Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище (24 участок).




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Главный полководец Великой Отечественной войны
Посетило:11984
Георгий Жуков
Джанфранко Ферре. Биография
Посетило:11365
Джанфранко Ферре
Фабио Капелло. Биография
Посетило:15895
Фабио Капелло

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history