Людибиографии, истории, факты, фотографии

Виктор Чижиков

   /   

Viktor Chizhikov

   /
             
Фотография Виктор Чижиков (photo Viktor Chizhikov)
   

День рождения: 26.09.1935 года
Место рождения: Москва, СССР
Возраст: 85 лет

Гражданство: Россия

Придешь в редакцию, а уходить не хочется

художник

Художник Виктор Чижиков на протяжении десяти лет - с 1962 по 1972 год - оформлял каждый номер "Недели", рисовал карикатуры, шаржи, комиксы, даже рекламу, которой вроде бы в советское время не было.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

16.05.2010

-виктор чижиков: Кроме глубокой признательности никаких иных чувств у меня к "Неделе" нет. Там была особая душевная обстановка в редакции, очень хорошее отношение со стороны всех: от начальства до уборщиц. Было много талантливых людей - тогда работали Эдик Церковер, Витя Веселовский, Толя Макаров... Помню, ребята придумали роман с продолжением, в котором все главы писали разные писатели. Начал Валентин Катаев, потом это подхватили Илья Зверев, Фазиль Искандер, Владимир Войнович. Как эстафета - на каждом этапе новый писатель. А меня позвали его иллюстрировать, чтобы мои рисунки каким-то образом объединили это повествование. Это была запоминающаяся для меня работа. А вообще я делал все. Иногда в один и тот же номер иллюстрировал стихи Роберта Рождественского, норвежскую детскую поэзию и какую-нибудь карикатуру на внутреннюю или политическую тему рисовал. Политическую я один раз делал.

Виктор Чижиков фотография
Виктор Чижиков фотография

неделя: Я еще рекламу вашу видела...

Реклама:

-чижиков: Это тоже доставляло огромное удовольствие...

н: Морской капусты... А вы сами-то ее любите?

-чижиков: Я люблю мясо, но дело не в этом, а в том, что я решил увеселить персонажей этой рекламы - пиратов. Как сейчас помню, всякие смешные татуировки им придумывал. Например, "тише, идут занятия", "эстамп - лучший подарок". Многокадровая была такая реклама про то, как пираты захватили пленников, держали их в трюме и кормили только морской капустой. И когда открыли люк, то вопреки всем ожиданиям оттуда вышли здоровяки. Потом я рекламировал бобрик. Знаете, что это такое?

н: Стрижка?

-чижиков: Материал. Раньше из него шили всему Союзу пальто. Я сам только в бобриковых куртках и ходил. Еще я креветки рекламировал. Причем работа приносила огромное удовольствие, когда ее очень хорошо встречали окружающие меня в "Неделе" люди. Хотелось всякую ерунду выдумать так, чтобы она запомнилась. Потом у нас шутили очень смешно. Там работала такая Аза, она в каком-то американском журнале, чудом к ней попавшем, увидела моего двойника. Какого-то человека, у которого лицо - ну просто мое. Но этот двойник был атлетом с хорошо развитой мускулатурой. Она вырезала страницу, на которой был изображен я с могучим торсом, и попросила фотографов - не то Колю Рахманова, не то Витю Ахломова - увеличить изображение. И представьте себе мое удивление, когда я приношу очередной рисунок и вдруг на стене вижу себя с подписью: "Ай да Чижиков!"

Эта доброжелательность, редкое чуткое отношение друг к другу очень подкупали. Ну кто я был - внештатник. И меня поражало: придешь в "Неделю", а уходить не хочется. Я на этом себя ловил довольно часто. И не только я. Работали замечательные художники Валера Карасев, Юра Молоканов - было много внештатных художников, которые тоже с большим удовольствием рисовали для "Недели". И что интересно - уживались художники совершенно противоположных манер.

Лучшие дня

Родственная душа
Посетило:24697
Михаил Ломоносов
Свен Фишер. Биография
Посетило:14018
Свен Фишер
Давно уже не Гермиона
Посетило:9590
Эмма Уотсон

н: А ревности не было?

-чижиков: Буду откровенным: со стороны главного художника - не буду называть его фамилию - что-то такое было. Я понял, что ко мне изменилось отношение, и в 1972 году перестал надоедать. Это вообще был мой метод: я когда в "Крокодиле" что-то такое почувствовал - тут же прекратил работу. Потому что для меня рисунок всегда был не только способом заработать. Я могу наплевать на любую сумму и не прийти ее получать, даже нуждаясь в ней, если чувствую несправедливое к себе отношение. Однако никого в своем уходе из "Недели" не виню - бесконечно это продолжаться не могло, у любого явления есть конец.

н: Если говорить о явлениях, то, судя по подшивке, "Неделя" начала 1960-х представляет собой какой-то невероятный расцвет ума, смелости, таланта: развороты про зарубежное кино, моду, музыку. А к началу 1970-х видно, что авторы начинают себя сдерживать. Как вы думаете, с чем это было связано?

-чижиков: Я думаю, с Аджубеем (был снят с поста в конце 1964 года. - "Неделя"), ему разрешалось гораздо больше, чем всем остальным редакторам. И за его спиной редакторы "Недели" тоже становились смелее. Сотрудничеством с "Неделей" я очень гордился, потому что, вы правильно сказали, это было очень смелое издание. Был случай, когда меня хотели сманить в "Литературную Россию". Позвонили, сказали, что они хотят дать роман с продолжением, и предложили рисовать иллюстрации. Я пошел к ответсеку Саше Менделееву и говорю, что вот меня сманивают. Он отвечает: "Чижиков, ты должен сделать выбор". И я сделал выбор - извинился перед "Литературной Россией" и остался в "Неделе".

н: Как вы думаете, почему сейчас меньше привлекают художников в периодику? Роль художника как-то изменилась?

-чижиков: Раньше популярность художником завоевывалась не в книге, а именно в периодике. А тиражи какие были! У "Мурзилки" - 6 млн! Столько же у "Крокодила". Поэтому книжные художественные редакторы искали художников в периодике. Мне трудно сказать что-то о теперешней работе художников в периодике - я уже давно работаю только в "Мурзилке", и моя роль там никак не меняется. Правда, Михалков Сергей Владимирович, недавно ушедший, когда отдавал свою рукопись в "Мурзилку", просил: "Только чтобы делал Чижиков". Его сейчас все не любят, а я люблю, потому что я 50 лет его иллюстрировал. Замечательные у него стихи есть. А сейчас я придумываю серию "Коты великих людей", и я ею увлечен. Где я ее напечатаю - еще не знаю. Хотя у меня была безумно интересная жизнь в прессе. Я же начал печататься в 1952 году в газете "Жилищный работник". Это была маленькая моссоветовская газетенка, но она мне дала столько! Там был великолепный главный редактор Матвей Прохорович Тобинский. Он внешне был абсолютный Дед Мороз: красные щечки, красный носик, усы белые, они шли из-под носа как два взрыва. Только бороды не было. Я пришел к нему 16-летним мальчишкой, и он сразу же послал меня сделать иллюстрацию к фельетону. Мне нужно было поехать в нагатинскую базу "Мосжилснаба", которую занесло снегом. Когда я туда приехал, увидел, что из сугроба идет дым.

н: Почему?

-чижиков: Там сторожа занесло. И я его раскапывал. Причем лопаты у меня не было, я нашел какую-то железяку и ею орудовал. Он, видно, поддал и заснул, и его занесло так, что он не мог дверь открыть. С этого началась моя жизнь карикатуриста, хотя я еще в школе учился. Я несколько лет рисовал в этот "Жилищный работник", а с 19 лет уже работал в "Крокодиле". Очень разнообразная у меня была жизнь. Раньше мне, конечно, казалось, что художник большую роль играет.

н: Виктор Александрович, вы многолетний подписчик "Известий". Можете какие-то слова сказать о теперешней газете?

-чижиков: Ее очень интересно читать. Я до этого выписывал другую газету, не буду называть какую... Это небо и земля. Мы ожили, когда стали выписывать "Известия".

От морской капусты до олимпийского Мишки

Виктор Чижиков - легендарный автор олимпийского Мишки, множества иллюстраций книг издательств "Малыш", "Дет-ская литература", "Художественная литература" и других, приложил свою руку и к "Неделе", где работал с первых лет ее существования. "Виктор Чижиков - наш любимец, - вспоминает его коллега по "Неделе" Александр Менделеев. - Кто-то пишет, а Чижиков иллюстрирует. Однажды он по всему номеру нарисовал рекламу морской капусты, читатели перелистывали страницы - и снова, и снова "встречались" с морской капустой... И что вы думаете? Морскую капусту раскупили по всему городу... В другой раз Чижиков задумал рекламу в "Бабушкином клубке" - был у нас такой разворот про вязание. Тоже с продолжением, а в конце - чертеж изящной шапочки, связанной из тесьмы. В редакцию посыпались звонки и письма: читательницы возмущались, что еженедельник предлагает вязать из материала, которого нет в продаже. Из управления Мосгорисполкома нам сообщили, что до выхода этой заметки эта самая тесьма была "лежалым" товаром, ее можно было купить в любом магазине".

Подготовил Андрей Коц




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Первый прыжок из космоса
Посетило:12318
Джозеф Киттингер
Каспаров Гарри Кимович
Посетило:22509
Гарри Каспаров
Свен Фишер. Биография
Посетило:14018
Свен Фишер

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history