Людибиографии, истории, факты, фотографии

Михаил Шемякин

   /   

Mihail Shemyakin

   /
             
Фотография Михаил Шемякин (photo Mihail Shemyakin)
   

День рождения: 04.05.1943 года
Место рождения: Москва, СССР
Возраст: 77 лет

Гражданство: Россия
Соцсети:


Россия захлебывается пошлятиной

Российский живописец, график, скульптор

Не так давно в Москве побывал Михаил Шемякин. Он посетил киностудию Союзмультфильм, на которой близится к завершению работа над Гофманиадой по эскизам известного художника и скульптора.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

13.12.2005

- Михаил Михайлович, первый вопрос, конечно, о Гофмане. По его сказкам вы писали картины, делали скульптуры, даже готовили декорации к балету, теперь вот - мультфильм. Чем же он вас так привлекает?

Михаил Шемякин фотография
Михаил Шемякин фотография

- Я жил в России, а рос и воспитывался в Германии. Естественно, все мое детство прошло на немецких романтиках - Кляйст, Новалис, Тик. Но самое большое влияние оказал на меня Гофман, он вообще близок, как выяснилось, русскому характеру. Гофманом занимались многие россияне, в том числе и Петр Ильич Чайковский. Щелкунчик оказал большое влияние на российскую культуру. Вот сейчас я принимаю участие в большой монографии, которая называется Гофман в русской культуре. Вы даже не представляете, сколько художников российских, начиная с XIX века, иллюстрировало Гофмана, интересовалось им, и какое влияние он оказал на русскую литературу. Ранний Достоевский, например. Его Двойник - это чистой воды Гофман. Достоевский сам признавался в том, что он находился в юности под его влиянием. Потом, естественно, Гоголь, Чаянов, Серапионовы братья - общество, которое организовал замечательный писатель Михаил Слонимский в Петербурге. Кстати, Петербург всегда находился под влиянием и обаянием Гофмана. Гофман в своих произведениях часто высмеивает буржуазное общество. Потому он и сегодня весьма актуален. Поэтому мое обращение к этому писателю, как видите, имеет много баз, платформ и резонов.

Реклама:

- В пресс-релизе мультфильма Гофманиада есть одна интересная фраза - анимация в стиле Шемякина...

- А вот это совершенно неправильная трактовка моей работы. Да, я рисовал эскизы, но говорить, что это в стиле Шемякина, как-то даже нетактично. Ну, знаете, можно сказать что кто-то творит в стиле Сальвадора Дали, а Сальвадор Дали даже не знает о том, что этот кто-то в его стиле что-то делает, вы понимаете? А когда я рисую чернильницу, стол или шкаф, извините, это не в моем стиле, а просто это шемякинские работы. Кстати о мотивах Шемякина: я ежегодно снимаю фальшивки с аукционов. Дело еще в том, что те, кто делают что-то "по моим мотивам", еще имеют наглость подписывать работы М. Шемякин и получать за это деньги. Поэтому приходится уничтожать и фальшивые скульптуры, и фальшивые картины. Нет, нет, это просто досадное недоразумение. Не в стиле и не по мотивам, это и есть стиль Шемякина, потому что делает сам Шемякин.

- Но все же есть, наверно, какой-то один определенный шемякинский стиль?

- Нет, я очень разноплановый. Я один из, может быть, немногих художников, которые работают в очень широком диапазоне. Это и книжная графика, и монументальная скульптура, и ювелирка, керамика, стекло и совершенно различные сюжеты и серии в живописи и графике. Это и Ангелы смерти - очень сложные и драматические вещи. Есть театральная серия: карнавалы Санкт-Петербурга, карнавалы Венеции. На всех моих работах есть, конечно, как говорится, печать моего Я, но диапазон настолько широк, что иногда люди даже не врубаются в то, что это сделал один и тот же художник. Когда я показываю свой двухтомник, которому уже 20 с лишним лет, то иногда меня неискушенные люди спрашивают: В этой книге представлено творчество художников разных стран? Есть художники, которые, конечно, однажды изобретя или найдя свой стиль, просто не имеют смелости от него отказаться - хотят быть узнаваемыми. Это приблизительно как, знаете, Маяковский и его желтая кофта. Для меня идеал - Пикассо, у которого был голубой период, розовый, кубистский, абстрактный. Он занимался керамикой, скульптурой, постоянно менялся. Он делал все, что хотел - и это идеал творческой свободы художника. Мне кажется, что мы все время должны искать что-то новое, потому само искусство это вечное ученичество. Как только вы подумали о том, что да, я чего-то нашел, я действительно чертовски талантлив, считайте, что это катастрофа. Слава Богу, со мной такого не было.

- Вы поставили много памятников за рубежом, в том числе и Петру I во Франции и в Англии. Как европейцы воспринимают тот факт, что на их земле стоит памятник иностранному правителю?

- Вы знаете, прежде всего, Петр I - это фигура, которую любят не только русские. Поэтому когда я ставлю, допустим, памятник во Франции, где Петра I обожают - никаких протестов не возникает. И в Лондоне то же самое. Там памятник стоит в том месте, куда Петр приехал учиться - в Дептфорде. Идея поставить Петра в Дептфорде пришла в голову не мне, а местному пастору. И когда мэр пришел на открытие памятника, у него на груди была медаль данной части Лондона. И знаете, что на ней было изображено? В золотой раме на золотой цепи эмалевое изображение молодого Петра I, который сидит в рубахе и стругает лодку. Вот так ценят Петра в Англии. Поэтому мои памятники Петру встречаются всегда, слава Богу, на ура.

Лучшие дня


Иоанн Аргиропул
Посетило:274
Иоанн Аргиропул
Полина Виторган
Посетило:271
Полина Виторган
Последний русский император
Посетило:265
  Николай II

- А за что вы так любите Петра I?

- Ну, во-первых, для меня это первый демократ. Обычно принято говорить о жестокости Петра I, забывая о том, что это была такая эпоха. Можно было рубить головы своим врагам и нужно было рубить. Петр был человеком, который показывал, как нужно было трудиться, ведь он сам владел 14 профессиями. Для него не существовало чинов и званий - если человек, по его мнению и наблюдению, был готов служить бескорыстно России, обладал талантом - он становился адмиралом. Одним словом, он брал простых людей за их таланты и совершенно спокойно, как говорится, усаживал с собой за стол и работал с ними. Взять, к примеру, Меньшикова, который по легенде в детстве сбежал от отца и торговал пирожками с зайчатиной. И в этом уникальность Петра. И к тому же он необычайный артист, с какой-то искрой, с сумасшедшинкой. Он, например, на поле боя мог ночью сидеть в шатре и писать о том, кто в каком костюме должен явиться на всепьянейший собор: князья Голицыны в китайских костюмах с дудочками, например. Он был какой-то фантастической личностью, лишенный начисто буржуазности, чванливости. Он запрещал себя именовать государем - бомбардир, сын Михайлов. Где вы в истории найдете еще такой пример? Разве только в сказках братьев Гримм были такие персонаж.

- Сейчас очень многие, кто когда-то уехал из России, стремятся вернуться обратно. А вы почему не возвращаетесь?

- Вы знаете, я нахожусь в специфическом положении. В свое время я был изгнан из России, как вы знаете, сначала арестован, потом выслан. В любой стране я всегда чувствовал себя чужеземцем, но, к сожалению, теперь я и в России себя чувствую иностранцем. Вот это самое печальное. Я чувствую себя русским. Я служу России, но здесь на сегодняшний день я все равно чувствую себя иноземцем, пришельцем, потому что я не вписываюсь в это общество. Во-первых, оно начисто лишено понятий подлинной демократичности, к которой я привык на Западе. Во-вторых, конечно, меня как настоящего русского оскорбляет все, что творится здесь - это безудержное воровство, геноцид против своего народа и то, что делается с детьми. Поэтому даже если бы я здесь попытался жить, меня бы все равно, конечно, угробили мои враги, которых очень и очень много. По-прежнему я все равно чужак для бывших партийных боссов, для их детенышей, которые сегодня сидят на всех руководящих постах и воруют так, как не воровали их отцы. Вот и поймите сами. Я живу в России, которая находится не тут, а где-то выше. Но, как говорится, родню не выбирают, а я принадлежу этой стране душей и сердцем. Я ей служу и буду служить - это моя обязанность, это мой долг, это моя любовь к ней, к народу, который мне очень и очень жалко. Я очень люблю Николая Бердяева. У него есть такая замечательная книжка Философия неравенства, и, по-моему, в этом труде он как раз говорит, что Россия - это не страна, а экспериментальная лаборатория Господа Бога. Вот эта фраза мне очень нравится. Я считаю, что она очень подходит к описанию того, что последнее время творится в стране.

- Раз уж мы заговорили о России, хотелось бы узнать, какие, по-вашему, новые тенденции намечаются в культурной жизни страны?

- Я вам скажу так: когда я смотрю то, что сегодня происходит не только в культуре, но и во всех сферах общества, то я сразу вспоминаю строчку из песни Володи Высоцкого: Мне вчера дали свободу, что я с ней делать буду. То есть свобода обрушилась на общество, которое абсолютно к ней не подготовлено, и потом в своем генетическом ходе не имеет предрасположенности к этому. Поэтому понятие демократии здесь подменяется понятием анархии, беззакония, безнаказанности. Это касается и культуры. В искусстве тоже объявлена полная свобода, но не стоит забывать, что одним из основных негласных законов творчества является гармония. Даже если вы хотите творить свободно, вы должны ее соблюдать. Еще один первоочередной закон искусства - это антипошлость, а на сегодняшний день Россия просто захлебывается пошлятиной. Когда я жил в СССР, еще до изгнания, я видел, что вокруг меня тоже много пошлости. И, помню, мне тогда казалось, что пошлее уже некуда. Однако все это уравновешивалось такими талантами, как Марк Бернес, Леонид Утесов, которого любил также и Володя Высоцкий, была замечательная Клавдия Шульженко, великолепно пела и великолепно умела держаться Эдита Пьеха. Мы слушали Галича, Окуджаву, Кима. Но когда я приехал сюда после изгнания, я увидел, что человеческая пошлость, как и глупость, не имеет границ. То, чем сегодня кормят зрителя, даже не имеет названия. Кто-то очень богатый говорит: Моя девочка будет петь, - и она поет. У нее нет голоса, она не умеет держаться на сцене, еле-еле попадает в фанеру и с трудом поднимает и сгибает ножки.

- Но это эстрада, с ней как бы все ясно. А как обстоят дела с высоким искусством - с живописью, со скульптурой?

- Скульптура - это вообще не про современную Россию. Скульптуры в России нет почти что и быть не может по простой причине - это очень дорогое производство, а людей, которые бы его спонсировали, нет. Раньше государство содержало целую свору скульпторов, и не важно, что они лепили, по крайней мере, они были профессионалами высокого уровня, большими мастерами. Я дружил и с Аникушиным Михаилом Константиновичем, и с Левой Кербелем - это же громадные мастера. Но сегодня, по сути, подобных мастеров уже нет или пока нет. Хотя, вообще-то были, но уехали. Был замечательный скульптор в свое время, которого очень ценили немцы - Сидур. Профессиональный скульптор, но он покинул Россию - здесь его скульптуры не принимают. Есть Эрнст Неизвестный. Он, может быть, кому-то тоже не по душе, но, по крайней мере, это крепкий профессионал. Но говорить о большой скульптуре, серьезной, суперсовременной, типа Нагучи, типа Ричарда Серра в России нельзя. Еще пройдут годы, когда образуются новые слои интеллигенции, которая в состоянии не только понимать, но в состоянии и помогать деньгами, как в Америке, например, новым скульпторам. Возможно, тогда кто-то и появится.

С современными художниками не все так глухо, как со скульпторами. В России очень много талантливых художников, только, к сожалению, они не знают, куда им идти. Мы 70 лет были оторваны от мира и не знаем теперь, как правильно организовать выставку, картины какого зарубежного художника привезти. Почему-то вдруг делают выставку Юкера. Ну, не подготовлен бывший советский человек к Юкеру! Делают сейчас выставки американских каких-то суперновых художников, мастеров. Хочется всего и сразу, но только эти организаторы никак не могут понять, что нельзя с наскока взять то, что в мире искусства произошло за 50 лет. У нас теперь только и умеют, что прошлое грязью поливать. Был соцреализм - сегодня решено, что это плохо, бяка. А ведь школа российского соцреализма дала миру массу замечательных мастеров, которые сегодня просто забыты: Тышлер, Кибрик, гениальные книжные графики - Фонвизин, Фаворский, Кравченко, великолепные мастера пейзажа. Где это все? А как же мы будем открывать какие-то новые имена, если так легко забываем старые? Слава Богу, талантов сейчас хватает, им только надо помочь.

- На Западе что-нибудь знают о современных российских художниках?

- Практически ничего не знают. Относятся неплохо к Кабакову, потому что он занял определенную нишу - зубоскальство над советской коммунальной квартирой. Также относятся к Булатову, к концептуалистам, потому что они давно работают в этой области. Но, честно говоря, интереса к российским, как и к прочим иностранным художникам, нет. Во-первых, никто не занимается пропагандой этих художников, а галерейный бизнес, американская художественная мафия очень сильна. Она берет 5 своих художников, независимо от национальности, она их раскручивает, на этом делаются бешеные деньги. А взять еще кого-то из России, начинать им заниматься - это не для них. Российское правительство могло бы, допустим, помочь организовать выставку за рубежом, но ему, видимо, сейчас не до этого.

- Кстати, о помощи. Я знаю, что вы организовали в России свой фонд. Чем он занимается?

- Мы помогаем Колпинской колонии малолетних преступников. Мы занимаемся с детьми с психическими отклонениями и аутистами. Также мы организовываем выставки, концерты авангардной музыки. Еще мы делаем научные экспозиции от моего института. Например, знакомим любителей искусства с уникальными гравюрами Японии. Но извне поддержки у фонда нет никакой - работаем на чистом энтузиазме.

от россиянки
natalilili 12.02.2009 04:19:52
Огромное спасибо Михаилу Шемякину за ряд созданных им передач "Опус шар и ...".




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Богат и знаменит
Посетило:996
Джон Ву
Украшает мужика борода
Посетило:1064
Антанас Контримас
Маргарита Дуглас
Посетило:1005
Маргарита Дуглас

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history