Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћихаил Ўем€кин

   /   

Mihail Shemyakin

   /
             
‘отографи€ ћихаил Ўем€кин (photo Mihail Shemyakin)
   

ƒень рождени€: 04.05.1943 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 77 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


∆урнал 'ять' No.12, декабрь 2000

–оссийский живописец, график, скульптор

ћихаил Ўем€кин покинул –одину без малого тридцать лет назад. «а это врем€ он успел прижитьс€ в ѕариже, переехать в Ќью-…орк и, наконец, обосноватьс€ в маленьком американском городке  лаверак, неподалеку от легендарной реки √удзон. "∆изнь мо€ цыганска€", - говорит Ўем€кин. ќн так много ездил, что даже не знает, сколько раз облетел земной шар. √ражданин мира, хот€ и с американским паспортом. » все-таки, признаюсь, немного режет слух, когда о –оссии он говорит не иначе как "здесь, у вас"...

03.06.2009

—разу всплывают какие-то фразы из генетической, что ли, пам€ти. ƒескать, "с кем вы, господин Ўем€кин?" или "кто вы на самом-то деле?". ¬от и разберемс€ не спеша.

ћихаил Ўем€кин фотографи€
ћихаил Ўем€кин фотографи€

Ѕольшинство вмен€емых российских граждан, уверена, горд€тс€ тем, что знаменитый художник ћихаил Ўем€кин - наш соотечественник. –усский! ѕравда, наполовину. Ќа вторую половину ћихаил ћихайлович - "лицо кавказской национальности". Ќе "Caucasian", каковой термин в анкетах иммиграционной службы —Ўј деликатно обозначает человека белой расы, в отличие от латиносов, африканцев и азиатов, а самый насто€щий кавказец, причем знатного рода. ≈го отец, рано потер€вший близких, был усыновлен офицером Ѕелой гвардии Ўем€киным. ѕриемный отец скоро сгинул на пол€х √ражданской войны, а юный ћихаил Ўем€кин стал красноармейским сыном полка, в 13 лет(!!!) получил один из первых орденов боевого  расного «намени, всю жизнь звалс€ Ўем€киным и... всегда гордилс€, что принадлежит к славному роду  ардановых. —егодн€ в родственниках ћихаила Ўем€кина числитс€ солидна€ часть населени€  абардино-Ѕалкарии и огромное количество кабардинцев, рассе€нных по свету.  лан  ардановых насчитывает около 65 000 человек, среди которых президент  абардино-Ѕалкарии ¬алерий  оков, известный дирижер ёрий “емирканов и другие знаменитости. ” рода есть свой гимн, флаг и герб, ‘актически это цела€ общественна€ организаци€. ј первые следы  ардановых в –оссии обнаружены еще в XVI веке, когда их послы пришли к »вану √розному, да так и остались на служение (об этом упоминает  арамзин). ≈ще раньше выходцы с  авказа  арданы (так звучала фамили€) по€вились в »талии. ƒжероламо  ардано изобрел карданный вал. ѕьер  арден тоже, видимо, дальний родственник... ћихаил Ўем€кин узнал свою родословную в подробност€х, будучи во вполне зрелом возрасте, и лишь несколько лет назад побывал на исторической родине. ѕрин€ли его там с истинно восточным гостеприимством, называли по-своему, ћухаммедом, подарили саблю, папаху и скакуна по имени  аро. “очно так же, вспомнил Ўем€кин, звали кон€, на котором воевал в ¬еликую ќтечественную его отец-кавалерист.

ћама ћихаила, ёли€ ѕредтеченска€, тоже гордилась древностью своего двор€нского рода (хот€ в пору ее молодости это, м€гко говор€, не приветствовалось). ¬ семье придерживались панслав€нских взгл€дов, но это не помешало ей выйти замуж за горца. ¬ довоенные годы ёли€ играла в кино и театре, и однажды ей досталась роль юной кабардинки. —ъемки проходили в том самом ауле  ызбурун, откуда, как вы€снилось много позже, был родом будущий отец ћихаила Ўем€кина... ѕодобных мистических совпадений будет много в жизни знаменитого художника.

ћихаил Ўем€кин фотографи€
ћихаил Ўем€кин фотографи€

¬от, например, еще одно. –ассказывает д€д€ художника (а "по совместительству" и его полномочный представитель в –оссии) ќлег ∆елезкин:

- ћиша мальчиком зачитывалс€ ¬ашингтоном »рвингом, жил он тогда с родител€ми в  енигсберге. » вот ему приснилс€ сон: очень необычный пейзаж, силуэт каких-то гор... —он этот он зарисовал, и уже взрослым, когда покупал землю в јмерике, обнаружил, что находитс€ в месте, которое совпадает с его рисунком. ѕотом вы€снилось, что поселок √удзон, или ’адсон, создан голландскими поселенцами, и »рвинг писал о –ип ¬ан ¬инкле именно там. —плошна€ мистика!

ћихаил Ўем€кин фотографи€
ћихаил Ўем€кин фотографи€

ƒа, что-то в этом есть... Ќо, несмотр€ на все совпадени€ и предопределени€, вр€д ли доброй фее Ўем€кин об€зан своей судьбой. ќн, что называетс€, self-made man - человек, который сделал себ€ сам. Ѕудучи в 1971 году выдворенным из —оветского —оюза, не так уж известный, хот€ и выставл€вшийс€ на «ападе, он практически начал все с нул€, сумел сделать себе им€ и - не будем стесн€тьс€ называть вещи своими именами - войти в историю мирового искусства. ’от€, суд€ по замечани€м ћихаила Ўем€кина, в историю войти проще, чем попасть на художественный рынок:

- я считаю, что добилс€ многого, потому что фактически в одиночку борюсь с очень мощной художественной мафией, котора€ управл€ет в јмерике, а через јмерику диктует цены во всем мире. Ёто "—отби", " ристи", крупные галереи, это Ћео  астелли - гениальный психолог, который мог продавать за колоссальные деньги воздух и довел ситуацию "голого корол€" до полного совершенства. я жил недалеко от его галереи в Ќью-…орке и иногда останавливалс€ перед витриной. ј там, допустим, стоит на пьедестале мешок, именуемый у нас "гарбиджем". » вот так смотришь через стекло и думаешь: интересно, рабочие забыли мешок, или это произведение на завтрашнем вернисаже будет стоить тыс€ч так 800 долларов? —уществует даже такое направление в современном искусстве - garbage school. »ли вот был в 60-е годы такой веселый хулиган, Ћео ћанцони. ќн туалет объ€вил своей мастерской (знаменита€ фотографи€, где он стоит возле унитаза, держит баночки в руках и улыбаетс€, приспустив штаны)... », в общем, шутил или на самом деле, извините, навалил в эти баночки, но он изготовил их штук 200, как положено по тиражам литографии, на всех поставил свою подпись, и теперь, когда они всплывают на аукционах, за них идет нешуточна€ борьба. Ёто всего лишь пример сегодн€шней ситуации, когда не существует ни эстетических, ни социальных критериев. ƒиректриса музе€ ”итни в одном своем выступлении так и сказала: "Ќам не нужны художники-профессионалы, наш музей интересуют прежде всего новые материалы, секс, технологии и динамика".

ћихаил Ўем€кин фотографи€
ћихаил Ўем€кин фотографи€

’удожественна€ мафи€ вкладывает огромные деньги в рекламу, по€вл€ютс€ статьи ведущих критиков, создаетс€ им€ - и готово: богатый американец, обладающий совершенно иной психологией, чем европейцы, идет в модную галерею, где ему вдувают банку с дерьмом, или старый башмак, или фразу. Ќапример, фраза "“рава пом€та", из которой Ћео  астелли сделал просто библейское событие, была продана за 320 тыс€ч долларов! Ќо это было очень давно, сегодн€шние цифры можно умножать на три.

Ћучшие дн€

—амый высокий на планете
ѕосетило:20631
—ултан  есен
ћишель ћорган: √ранд-дама французского кинематографа
ѕосетило:9670
ћишель ћорган
 оролева лыжни
ѕосетило:3739
–аиса —метанина

јмериканцы ƒќЋ∆Ќџ покупать, если они богаты. ќб€заны. ” мен€ нет критики американского общества, € там живу и понимаю: они пытаютс€ создать и создают свои традиции, свою аристократию, определенные правила игры. ‘ранцузу, например, наплевать, что пишет критика - плохо, хорошо или ничего, - ему нравитс€, он идет и покупает это. ¬ јмерике самое страшное - умолчание. ≈сли написали плохо - это уже хорошо, а если по€вились хвалебные отзывы, считаетс€, что художник состо€лс€. √алереи сами став€т цены, сами выкупают, тер€€ проценты, но через несколько лет коллекционер смотрит: картина стоила 300 тыс€ч, потом была продана за 500, потом еще дороже, значит, пора в нее вкладывать деньги. Ёто проста€, четка€ игра. Ќо нам, росси€нам, до нее еще плыть и плыть.

ћихаил Ўем€кин фотографи€
ћихаил Ўем€кин фотографи€

“олько куда ж нам плыть-то? Ќарисованна€ выше картина настолько удручает, что остаетс€ утешатьс€ вечным "мы бедные, но гордые". ѕравда, современному российскому искусству гордитьс€ абсолютно нечем, считает ћихаил Ўем€кин. ќсобенно больна€ тема - скульптура, котора€, по его мнению, в –оссии вообще отсутствует. ’удожник откровенно раздражаетс€, когда его прос€т оценить новые пам€тники в нашей столице. ƒело даже не в непри€зни к конкретным авторам. "«десь нет не то что работ √енри ћура или других мировых величин, нет почти и наших соотечественников, уехавших на «апад или просто забытых. ѕочему-то немцы устанавливают у себ€ работы ¬адима —идура, одного из сильнейших скульпторов мира, а где они у нас?" - констатирует Ўем€кин. “рудно не согласитьс€, что к современной скульптуре мы не приучены. ƒаже бронзовый обитатель ѕетропавловской крепости в шем€кинском исполнении до сих пор смущает публику, хот€ та с удовольствием и фотографируетс€ у ѕетра I на колен€х. ÷арские коленки сверкают, как золотые, а автору до сих пор приходитс€ отбиватьс€ от критиков, которые не могут смиритьс€ с этаким уродством.

—коро еще один шем€кинский ѕетр обоснуетс€ на северных берегах, теперь в Ћондоне. —то€ во весь рост на берегу “емзы, он будет смотреть на доки и, может быть, мысленно переговариватьс€ с российским "двойником". ѕоймут ли замысел мастера простые англичане? ѕростые италь€нцы, например, не испытали ни малейшего смущени€, увидев пам€тник ƒжакомо  азанове. ƒостоверное свидетельство "лицеде€" јнвара Ћибабова:

- Ќа ¬енецианском карнавале мы каждый вечер устраивали импровизации возле этого пам€тника на набережной за площадью —ан-ћарко.  ак-то приходим наутро попить кофе и видим - у пам€тника сложены корзины с какой-то снедью, с вином. —обрались люди в карнавальных костюмах, с национальной музыкой, с танцами, песн€ми. Ёто приехали, оказываетс€, кресть€не из “ирол€. »м очень близок оказалс€ этот пам€тник. ¬ нем есть эстетство, но он пон€тен всем - от интеллектуала до простолюдина.

Ќа карнавале в ¬енеции у Ўем€кина с ¬€чеславом ѕолуниным и "Ћицеде€ми" был совместный проект - "метафизические шестви€". ќгромный череп, в виде арбы на огромных колесах, медленно ехал по мостовой к пам€тнику  азанове. ≈го везли персонажи в плащах, масках, костюмах (надо ли говорить чьей работы?), сопровождаемые процессией участников карнавала. Ёто впечатл€ющее зрелище.  ультура карнавала, цвета, краски, сочетание таинственной игры, смеха и абсолютной серьезности - это шем€кинское, кто видел " арнавалы —анкт-ѕетербурга" - согласитс€. ћистери€ - стихи€ Ўем€кина. ¬от мнение јнвара Ћибабова (и, наверное, не его одного):

- ” Ўем€кина такое богатство идей, что на их основе можно сделать целый метафизический театр. ≈сли воспользоватьс€ его формами, костюмами, масками, можно сделать театр интерьерный, уличный, какой угодно. —только находок дл€ театральной среды, целый мир - бери да играй!

“еатральный опыту ћихаила Ўем€кина небольшой, и, кстати, не очень удачный. Ѕыла теперь уже полумифическа€, немедленно запрещенна€ постановка "Ќоса" Ўостаковича в консерватории (кажетс€, всего один спектакль), была работа над либретто "ѕреступлени€ и наказани€", и, если бы нашелс€ в свое врем€ композитор, возможно, ¬ладимир ¬асильев поставил бы спектакль в Ѕольшом театре, но "если бы" не произошло. ƒо недавних пор шла работа над прокофьевской "Ћюбовью к трем апельсинам". “оже приостановилась, но, будем наде€тьс€, это не к худу, потому что причиной послужил новый проект - "ўелкунчик". »стори€ в своем роде занимательна€, из р€да странных совпадений. Ќам рассказала ее —ара  эй, много лет неизменна€ спутница и помощница Ўем€кина:

- ћиша часто работает по ночам и ложитс€ очень поздно.  ак-то уже под утро, чтобы расслабитьс€, он включил видео или телевизор и смотрел "ўелкунчика", американский вариант, там еще играл "один дома", ћ.  алкин. ѕостановка очень устаревша€ по зрительному р€ду, и ћиша заснул с мыслью: " ак хорошо, что € не профессиональный театральный художник, а то, сделав такое, € бы повесилс€". „ерез два часа звонок: ¬алерий √ергиев из Ћондона, говорит, ты только не отказывайс€ сразу, мы об€зательно будем делать ѕрокофьева, но сначала давай поставим "ўелкунчика".

ѕремьера "ўелкунчика" в ћариинском театре назначена на 14 €нвар€ 2001 года, старый Ќовый год, самое сказочное врем€, когда твор€тс€ вс€кие волшебства. ѕосле участи€ Ўем€кина эта истори€ обещает быть еще чудеснее. ќн делает костюмы, маски, декорации и даже работает над либретто. ѕочти все готово, хот€ после неожиданного гергиевского звонка не прошло и года. “е, кто знает художника, этому не удивл€ютс€: общеизвестно, что он трудоголик, работает днем и ночью, часто над несколькими вещами одновременно. –абота поглощает его полностью, если бы можно было не спать вообще, Ўем€кин наверн€ка отказалс€ бы от сна.

ѕредвижу, что кто-то сейчас скептически улыбнетс€: "«наем, дескать, как живет вс€ эта богема..." Ѕурна€ молодость нашего геро€ напоминает о себе чудовищными шрамами, его загулы с ¬ладимиром ¬ысоцким стали легендами. „то ж, из песни (скажем, "ѕарижские бесы") слова не выкинешь. ƒань Ѕахусу отдали оба, но оба и т€готились своим пристрастием. ¬ свое врем€ даже вместе лечились от алкоголизма. Ќашли в ѕариже тибетского монаха, учител€ далай-ламы, исполнив все обр€ды, сн€в у входа туфли, на четвереньках подползли к просветленному и попросили об исцелении. “от пов€зал каждому на шею желтую ленточку в качестве оберега. ѕотом ¬ысоцкий с Ўем€киным регул€рно созванивались: "Ќу что, старик, помогает ленточка?" - "¬роде действует, не пью..." —орвались практически одновременно. "„то св€зывает этих людей, кроме таланта и любви к пь€нкам?" - удивл€лась ћарина ¬лади. √лупейший вопрос, смеетс€ Ўем€кин, достаточно хоть первого, хоть второго.

Ѕыло и третье - потр€сающа€ самоотдача обоих в работе. ¬ "парижский" период Ўем€кин сделал огромное количество записей ¬ысоцкого, переоборудовав свою мастерскую в студию:

- ƒл€ многих ¬олод€ - гул€ка, гениальный забулдыга: выпивает стакан водки, с хрустом закусывает им же, берет гитару и... понеслась душа русска€ в звездные дали. ј € сейчас вспоминаю, что больше всего ¬олод€ любил тишину, испытывал даже какое-то отвращение перед большим пространством.  огда он бывал у мен€, то огораживал диван стуль€ми, обкладывалс€ книгами со всех сторон и мог так сидеть часами. Ќекоторые песни он писал в самолете, приезжал ко мне, надевал очки, ставил на мольберт листочки (потому что еще не помнил текста) и начинал петь. ¬месте работать было прекрасно. ¬есь в мыле, он пел дл€ мен€ и. дл€ себ€, пока не находил, что получилось. ѕереписывали по 6-7 раз, так что у мен€ оказалось громадное собрание его песен.

јльбомы ¬ысоцкого Ўем€кин переиздает до сих пор. ¬ последний раз, когда был в ћоскве, подарил несколько компакт-дисков ¬ладимиру ѕутину.

«а рамками статьи осталось еще множество задуманного и сделанного Ўем€киным, обо всем не расскажешь. Ћюбопытно, когда он все успевает? Ѕезумно интересно все, что он делает, этот человек-карнавал, человек-карданный вал ("карданный карнавал", как написали в одной нью-йоркской газете).  онечно, это мое субъективное мнение, но разве можно о таком человеке написать объективно? Ёто не € сказала. ƒадим слово еще одному давнему знакомцу художника, поэту  онстантину  узьминскому: "Ўем€кин гениален, капризен, работоспособен до неверо€ти€, и истеричен. ўедр. —кандален. Ѕлагороден и полон интриги. јбсолютнейший мастер, мастер европейского класса и потому - слишком хорош дл€ јмерики. ≈го европейский эстетизм дл€ нее непон€тен. ќ нем нельз€ говорить объективно, это все равно, что говорить о жене или о брате".

»щу контакт с ћ.Ўем€киным
Alex 04.04.2009 05:22:35
ѕод впечатлением 1-ой ¬ыставки ћ.Ўем€кина в ћоскве сочинил посв€щенное ≈му стихотворение. »щу контктный e-mail или телефон.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ћюдмила –уденко. Ѕиографи€
ѕосетило:9041
Ћюдмила –уденко
ƒэвид Ѕайрон. Ѕиографи€
ѕосетило:14614
ƒэвид Ѕайрон
Ѕобби ћур. Ѕиографи€
ѕосетило:13835
Ѕобби ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru