Людибиографии, истории, факты, фотографии

Поль Сезанн

   /   

Poll Sezann

   /
             
Фотография Поль Сезанн (photo Poll Sezann)
   

День рождения: 19.01.1839 года
Возраст: 67 лет
Место рождения: Экс-ан-Прованс, Франция
Дата смерти: 22.10.1906 года
Место смерти: Экс-ан-Прованс, Франция

Гражданство: Франция

Биография

Французский художник

Сезанн (Cezanne) Поль - французский живописец, ведущий мастер постимпрессионизма. Посещал рисовальную школу в Эксе (1858-62) и Академию Сюиса в Париже (1861-65). Благодаря Э. Золя (другу детства) и К. Писсарро (соученику) сблизился с Э. Мане, К. Моне, О. Ренуаром и другими будущими импрессионистами.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

25.10.2006

С 1874 участвовал в нескольких их выставках; постоянно (кроме 1882) отвергался жюри Салона. В ранних работах С. сказывается влияние П. Веронезе, Я. Тинторетто, Э. Делакруа, О. Домье; однако преломление традиций их творчества часто носит утрированный характер, принимает вид безудержно экспрессивных, фантасмагорических сцен ("Оргия", 1864-68, частное собрание, Париж; "Убийство", 1867-70, галерея Вильденштейна, Нью-Йорк). Наряду с этой тенденцией в произведениях С. 1860-х гг., с их тяжеловатой "вещественностью" письма, тёмными и глухими тонами колорита, ощутимо и воздействие манеры Г. Курбе ("Печка в мастерской", 1865-68, частное собрание, Лондон). С 1870-х гг. складывается собственная живописная система С., достигшая принципиальной законченности к концу 1880-х гг. С. начинает работать на пленэре, и хотя его палитра высветляется, именно с этого времени обнаруживается его принципиальное расхождение с импрессионизмом: С. интересуют не изменчивость цветов в атмосфере, не динамика окружающей среды и случайные эффекты светотени, а устойчивые закономерности цветовых соотношений, материальная насыщенность и осязаемая предметность природы ("Дом повешенного в Овере", 1872-73, "Поворот дороги", оба произведения - в Музее импрессионизма, Париж). Упорно постигая натуру, подолгу разрабатывая один и тот же мотив, С. стремится к созданию "классического" искусства (огражденного в его представлении от всего преходящего и незначительного), к раскрытию величия природы, её совершенства, неподвластного изменениям в пространстве и времени, органического единства её форм. Будь то в портрете (например, Л. Гийома, 1879-82, Национальная галерея, Вашингтон), фигурной композиции ("Пьеро и Арлекин", 1888, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), пейзаже ("Гора Сент-Виктуар", 1900, Эрмитаж, Ленинград) или натюрморте ("Натюрморт с апельсинами и яблоками", 1895-1900, Музей импрессионизма), изображаемые С. объекты как бы символизируют равновесие природных сил: они монументально статичны, кристаллически завершены, замкнуты в себе. Оперируя преимущественно градациями трёх основных цветов (зелёного, голубого и жёлтого) - то изысканно тонкими, то резко контрастными, определяя с их помощью пространственные планы, гармонично сочетая их с чёткостью рисунка, ясной определённостью композиции, С. добивается эпического звучания пейзажей с их панорамным, сферическим охватом ландшафта ("Гора Сент-Виктуар в сумерки", около 1905, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Подчёркивая структуру предмета, "утяжеляя" форму чистым цветом, пользуясь обратной перспективой (т. е. разворачивая предмет к зрителю), он выявляет в натюрмортах веществ. уплотнённость, пластическое богатство предметного мира ("Персики и груши", конец 1880-х гг.; см. илл.). В последние годы С. часто обращается к мотивам "Купальщиц" и "Купальщиков", стремится синтезировать в многофигурных композициях остроту пластического видения с гармонической определённостью и монументальностью образов. Вместе с тем позднее творчество С. было отмечено значительной противоречивостью, т. к. сознательно упрощая реальные объёмы (путём уподобления их простейшим геометрическим формам) и их пространственные отношения, мастер не только подчёркивал конструктивную стройность мироздания, но и тяготел к значительной отвлечённости живописных построений. Принципы искусства С., в целом оказавшего широкое влияние на живопись 20 в.. на творчество самых разных мастеров, нередко получали и одностороннюю интерпретацию. Представители авангардистских течений либо мертвенно гипертрофировали объёмность форм (т. н. сезаннизм), либо до предела усиливали интенсивность колорита (фовизм), либо развивали тезис С. о геометризации природных тел и приходили в итоге к абстрактным схемам (кубизм). В. А. Марков, Большая советская энциклопедия




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Марина Денисова
Посетило:41372
Марина Денисова
Превращаясь в Барби
Посетило:30759
Андреа Иванова
Жуткая история хоккеиста СКА
Посетило:3542
Максим Соколов мл.

Добавьте свою новость

Здесь
history